Перейти к содержимому

БЕРЕШИТ — ВАИШЛАХ

Автор: Александр Бленд

Ангелы и молитвы (32:4-13)
Не силой борются (32:14-30)
Вот и встретились (32:31 – 33:5)
Вот и расстались (33:6-20)
Диночка, Дина (33:18 – 34:19)
Семья-то большая (34:20 – 35:5)
Возвращение домой (35:6 – 35:29)

Мал я пред всеми милостями.
С посохом своим.
От брата моего, от Эсава.
Смена имени. Зачем и как?
Вот родословие Эсава.
Переименование Яакова.
Возвращение Израиля.
Три слова.

Ѓафтара (Овадьяѓу)

ВАИШЛАХ

Ангелы и молитвы (32:4-13)

Мы начинаем изучение недельной главы Ваишлах. Эта глава начинается с 4 стиха 32 главы книги Берешит, но, для того чтобы лучше понять, мы начнём читать чуть раньше – со 2 стиха той же главы.

וְיַעֲקֹב הָלַךְ לְדַרְכּו וַיִּפְגְּעוּ־בוֹ מַלְאֲכֵי אֱלֹהִים׃

веяакóв ѓалáх ледаркó вайифгеу-вó малъахэ́ элоѓи́м

2. Яаков пошёл своим путём (мы помним, что после встречи с Лаваном он пошёл своим путём), И встретились ему ангелы Божии.

Такая неожиданная встреча произошла. Мы помним, что, когда Яаков шёл в свой путь в начале недельной главы Ваеце, он увидел сон с лестницей и ангелами, и, по некоторым версиям, ангелы провожали его до границы страны. В любом случае в начале своего пути Яаков видел ангелов и сейчас по возвращении своём снова видит ангелов. Есть много комментариев на тему ангелов. Мы не видим вначале никакого общения между ангелами и Яаковом, словно Яаков проходит мимо и видит: о, ангелы! Точь-в-точь как мы можем посмотреть на лошадей, пасущихся на лугу. Комментаторы говорят, что, возможно, ангелы были посланы просто как делегация, приветствующая Яакова, – этакий почетный парад, который встречает президентов у трапа самолётов. Другие говорят, и мне это ближе и понятнее, что Яаков, покидая страну Израиля и отправляясь в свой путь, видел лестницу (в которой он сам как прообраз Машиаха, как прообраз народа Израиля) – лестницу, по которой спускаются и поднимаются ангелы. Иными словами, ангелы поднимаются наверх, словно желания, планы, замыслы и молитвы праведного человека (когда мы, конечно, праведны), и на наши молитвы в ответ спускаются ангелы и производят какое-то действие в этом мире. Поэтому Яаков, как человек-лестница, здесь и видит ангелов. Дальше мы читаем:

וַיֹּאמֶר יַעֲקֹב כַּאֲשֶׁר רָאָם מַחֲנֵה אֱלֹהִים זֶה

ВАЁМЕР ЯАКО́В КААШЕ́Р РАА́М МАХАНЭ́ ЭЛОЃИ́М ЗЭ

3. И сказал Яаков, когда их увидел: «это лагерь Бога».

Лагерь – это не городок, не постоянное поселение. Лагерь – это палаточный город, временное место жительства, где живут люди, вышедшие на войну или на сельхозработы. Есть ещё пионерские лагеря и лагеря скаутов. И он сказал: «Лагерь Бога это».

וַיִּקְרָא שֵׁם־הַמָּקוֹם הַהוּא מַחֲנָיִם׃

ВАЙИКРÁ ШЕМ-ЃАМАКÓМ ЃАЃУ́ МАХАНÁЙИМ

И назвал это место маханÁйим (два лагеря).

Почему два лагеря? Возможно, потому что лагерь был на земле и на небесах. Лестница разрослась до уровня лагеря. В этом есть и прообраз Машиаха, который соединяет небесное и земное, и прообраз храма, который есть на земле по подобию небесного. И ангелы взаимодействуют между этими двумя храмами так, как они взаимодействуют между небесным и земным. Вот то, что увидел Яаков. Мы пока не видим никакого общения между ним и ангелами. А теперь мы можем начать читать недельную главу Ваишлах.

וַיִּשְׁלַח יַעֲקֹב מַלְאָכִים לְפָנָיו אֶל־עֵשָׂו אָחִיו

ВАЙИШЛÁХ ЯАКÓВ МАЛЪАХИ́М ЛЕФАНÁВ ЭЛЬ-ЭСÁВ АХИ́В

4. И Яаков послал ангелов пред лицо его к Эсаву – брату своему

Слово мала́х, которое здесь использовано, можно понять как ангел или как посланник. То есть простой человек, которого послали куда-то с какой-то миссией тоже может называться мала́х. Мы это в Писании встречаем. Поэтому то, что делает Яаков можно понять и как «Яаков послал ангелов перед лицом своим», и как «Яаков послал делегацию перед лицом своим к своему брату Эсаву». В первом случае это может означать, что Яаков умеет общаться с ангелами и имеет определённую власть повелевать ими и посылает ангелов, для того чтобы они подготовили всё необходимое для дипломатической встречи двух братьев на нейтральной территории. Другая версия: Яаков посылает обычных людей – парламентариев. Понятны опасения Яакова, его переживания: он не видел брата не один десяток лет и не знает, улёгся ли его гнев, как он теперь, в каком состоянии… И, хотя Всевышний дал Яакову обетование, что он будет спасён, что всё будет хорошо, дал ему невероятные обетования в плане охраны и безопасности (мы понимаем, что любые обещания, которые Всевышний нам даёт, не означают, что мы не должны ничего не делать: обещания Всевышнего – это обещание того, что наши действия преуспеют), Яаков решает действовать несколькими путями. Как мы позже увидим, первый путь – это переговоры, умилостивление, попытка найти общий язык. Скорее всего, здесь не зря употреблено слово малахи́м: Яаков посылает простых земных людей, но его заслуги, его молитвы, заботы побуждают подключиться и ангелов из этого же лагеря, и каждый из них на своём уровне решает какие-то задачи. Мы часто говорим, что ангел, каждый из ангелов, посылается только для одного дела. В еврейской традиции, насколько мы знаем, у ангелов никогда нет режима «мультитаск», режима многозадачности. Но когда у ангелов много задач, то можно посылать много разных ангелов, каждого со своей задачей. Итак, мы видим, что Яаков отправляет посланников к Эсаву, брату своему.

אַרְצָה שֵׂעִיר שְׂדֵה אֱדוֹם׃

ÁРЦА-СЕИ́Р СЕДЭ́ ЭДÓМ

…в страну Сеира, в поле Эдом.

Это противоположный от современного Израиля берег Мёртвого моря, район южнее Иерихона, и это не часть страны Израиля. Это приграничная нейтральная территория. Яаков очень озабочен, обеспокоен тем, что происходит с Эсавом, Яаков боится этой встречи: с ним люди, дети, он полон тревоги, и встреча на нейтральной территории наиболее удобна для него. Яаков даёт очень подробную инструкцию посланникам, и из этой инструкции можно предположить, что, скорее всего, это всё-таки простые люди. И вот что мы читаем:

וַיְצַו אֹתָם לֵאמֹר

ВАЙЦÁВ ОТÁМ ЛЕМÓР

5. И наказывал им (давал им повеление), говоря:

Слово цав означает приказывать, повелевать, но повелевать, поторапливая. Слово мицва́ (заповедь) означает, конечно, повеление, но повеление, которое поторапливает, побуждает нас к выполнению. Здесь корень יְצַו (еца́в) происходит от того же корня, что и слово мицва́ (заповедь).

כֹּה תֹאמְרוּן לַאדֹנִי לְעֵשָׂו כֹּה אָמַר עַבְדְּךָ יַעֲקֹב עִם־לָבָן גַּרְתִּי וָאֵחַר עַד־עָתָּה׃

КО-ТОМЕРУ́Н ЛАДОНИ́ ЛЕЭСÁВ КО АМÁР АВДЕХÁ ЯАКÓВ ИМ-ЛАВÁН ГÁРТИ ВАЭХÁР АД-АТÁ

«Так скажите господину моему Эсаву: Так сказал твой раб Яаков: «я жил с Лаваном, и задержался я до сих пор.

וַיְהִי־לִי שׁוֹר וַחֲמוֹר צֹאן וְעֶבֶד וְשִׁפְחָה וָאֶשְׁלְחָה לְהַגִּיד לַאדֹנִי לִמְצֹא־חֵן בְּעֵינֶיךָ׃

ВАЙЃИ-ЛИ́ ШОР ВАХАМÓР ЦОН ВЕЭ́ВЕД ВЕШИФХÁ ВАЭШЛЕХÁ ЛЕЃАГИ́Д ЛАДОНИ́ ЛИМЦО-ХЭ́Н БЕЭНЭ́ХА

6. И есть у меня быки и ослы, скот, и рабы, и рабынИ, И я послал вас (послал эту делегацию) приветствовать господина моего и найти милость в его глазах (милость в твоих глазах в данном случае)».

То есть первое, что делает Яаков, первые действия его перед встречей с Эсавом – это умилостивление. Комментаторы, раввины говорят: «Мы в этих действиях Яакова должны видеть учебник, краткий самоучитель «Три этапа по переговорам с власть имущими, с сильными мира сего». Начинается всё с умилостивления.

וַיָּשֻׁבוּ הַמַּלְאָכִים אֶל־יַעֲקֹב לֵאמֹר אנוּ אֶל־אָחִיךָ אֶל־עֵשָׂו

ВАЯШУ́ВУ ЃАМАЛЪАХИ́М ЭЛЬ-ЯАКÓВ ЛЕМÓР БÁНУ ЭЛЬ-АХИ́ХА ЭЛЬ-ЭСÁВ

7. И вернулись ангелы к Яакову, говоря: «Мы пошли к твоему брату Эсаву,

Мы не читаем разговор, который состоялся у ангелов с Эсавом. Поскольку Тора сосредотачивается на переживаниях Яакова, мы смотрим на все события (это и литературный, и воспитательный приём) так, как они видятся глазами Яакова. Мы не знаем, что сказал ангелам Эсав.

Когда мы читаем мидраши, читаем комментарии на этот счёт, то нужно понимать (я повторю ещё раз, что одни мидраши характеризуют Яакова, а другие – Эсава), что во времена полемики, когда нужно было быть апологетом (защитником иудаизма), когда возникали огульные обвинения в адрес евреев на тему брата, который украл первородство и когда нашим Патриархам приписывались какие-то отрицательные свойства, чтобы очернить народ, часто рождалась ответная реакция. Поэтому появлялось очень много очерняющих мидрашей относительно Эсава. И вот здесь, в 7 стихе, мы читаем, что ангелы сказали: «Мы пошли к твоему брату Эсаву». Некоторые комментарии говорят: «Мы думали, что это твой брат, мы пришли к нему, думая, что он примирился, что он же тебе брат, но он по-прежнему Эсав. Он по-прежнему тебя ненавидит». Здесь есть вчитывание в текст, в то, чего в тексте, скорее всего, (на мой взгляд, во всяком случае) нет. Они говорят: «Мы пришли к твоему брату».

וְגַם הֹלֵךְ לִקְרָאתְךָ וְאַרְבַּע־מֵאוֹת אִישׁ עִמּוֹ׃

ВЕГА́М ЃОЛЕ́Х ЛИКРАТЕХА́ ВЕАРБА-МЕО́Т ИШ ИМО́

…и он тоже идёт навстречу тебе, а с ним 400 человек».

Из ответа ангелов, из рассказа ангелов совсем не понятно, с какой целью идёт Эсав. На первый взгляд, они говорят: «Вот Эсав, он твой брат»…, не упоминая ни про какую угрозу. Фраза ѓоле́х ликратеха́ встречается в Писании 14 раз. 11 раз она встречается в значении выходит тебе навстречу с добрыми намерениями и 3 раза, когда речь идёт именно о войне. В целом, когда мы просим человека пойти нам навстречу, в смысле «оказать нам услугу», мы используем в современном иврите то же самое слово. И можно понять, что ангелы говорят: «Вот, Эсав выдвигается против тебя с 400 воинами» (400 человек – это не та делегация, которую брат будет просто так вести), а можно понять, что «и он тоже идёт тебе навстречу с такими же намерениями, как и у тебя». Яаков, во всяком случае, остаётся в непонимании, и это непонимание даёт ему беспокойство, и он начинает готовиться к войне. Возможно, даже не непонимание, а немного неправильное понимание – мы ещё этого коснёмся, когда будем разбирать их встречу. В чём же собственно намерение Эсава? Что Эсав-то сам намеревался делать?

וַיִּירָא יַעֲקֹב מְאֹד וַיֵּצֶר לוֹ וַיַּחַץ אֶת־הָעָם אֲשֶׁר־אִתּוֹ וְאֶת־הַצֹּאן וְאֶת־הַבָּקָר וְהַגְּמַלִּים לִשְׁנֵי מַחֲנוֹת׃

ВАЙИРА́ ЯАКО́В МЕО́Д ВАЕ́ЦЕР ЛО ВАЯ́ХАЦ ЭТ-ЃАА́М АШЕР-ИТО́ ВЕЭТ-ЃАЦО́Н ВЕЭТ-ЃАБАКА́Р ВЕЃАГЕМАЛИ́М ЛИШНЭ́ МАХАНО́Т

8. Яаков очень испугался, и стало ему грустно, И разделил он народ на две части: тех, кто с ним он (и народ, который с ним, и скот, и крупный скот, и верблюдов) разделил на два лагеря.

Вая́хац происходит от корня половина. И «ополовинил» он народ.

וַיֹּאמֶר אִם־יָבוֹא עֵשָׂו אֶל־הַמַּחֲנֶה הָאַחַת וְהִכָּהוּ וְהָיָה הַמַּחֲנֶה הַנִּשְׁאָר לִפְלֵיטָה׃

ВАЁМЕР ИМ-ЯВО́ ЭСА́В ЭЛЬ-ЃАМАХАНЭ́ ЃААХА́Т ВЕЃИКА́ЃУ ВЕЃАЯ́ ЃАМАХАНЭ́ ЃАНИШЪА́Р ЛИФЛЕТА́

9. Если пойдёт Эсав в один из лагерей и побьёт его, останется ещё один лагерь для избавления.

То есть второе действие, которое делает Яаков, – обустройство путей отхода, запасных вариантов. Мы говорим о том, что это ещё и наставление, как вести переговоры с власть имущими: есть ещё и запасной вариант, не надо полностью власть имущим доверять. После этого Яаков берётся за третье дело. Третье важное дело – это молитва. Можно спросить: а почему Яаков сразу не начал молиться, почему он вообще не полагается на обетования Всевышнего? Если помним, в прошлой главе мы читали, как Яаков говорит со своими жёнами, говорит о жизни своей у отца их – Лавана, о своих отношениях с Лаваном, говорит, что Лаван изменил к нему отношение и сыновья его плохо к нему относятся, и только потом Яаков упоминает, что Всевышний сказал ему выходить и возвращаться домой. Почему Яаков не поступает наоборот? И комментаторы говорят: «Если ты кому-то что-то объясняешь, если хочешь побудить кого-то к каким-то действиям, то не говори «так сказал Бог», «Бог так повелел». Сначала объясни человеку какой-то здравый смысл, который есть в этих действиях, а потом говори, что так сказал Господь». Человек сначала должен уразуметь здравый смысл, который есть в действии. Мы это читали в книге Берешит уже неоднократно: когда Элиэзер пересказывает, как Авраѓам посылал его, он тоже пересказывает так, чтобы люди сначала увидели здравый смысл и руку Божью в этих событиях, а потом уже понимали, что это непосредственно от Бога, чтобы слово Божье не было элементом какой-то манипуляции и т. д.

И, с другой стороны, нельзя сказать Всевышнему: «Ты мне обещал, вот Ты и делай!» Всевышний говорит, когда обещает нас благословить: «Я благословлю тебя во всех твоих действиях». То есть для того, чтобы получить благословение, мы должны произвести какое-то действие. В том числе и молитву. То есть даже если Всевышний что-то нам обещал, даже если для нас что-то уготовлено, даже если Всевышний уже повелел этому быть, молитва – это всё равно важное средство. В самом начале книги Берешит мы читаем: «В то время не было никакого растения и кустарника на земле». Но ранее мы читали, что Всевышний повелел траве произрасти. Возникает дилемма: почему не было – потому что пар не поднимался. Трава уже была готова, она была под землёй, и кустарники тоже: всё было готово выйти, нужно было только помолиться. Молитва человека – это то, что включило, можно сказать, землю, готовую к использованию. И здесь Яаков молится для того, чтобы это благословение включилось, для того чтобы оно действовало.

И после того как Яаков уже отправил посланников, и после того как он приготовил лагерь, он начинает молитву. Совершенно естественно, что за многие годы комментирования Писания не все так думали, и многие говорят: «Если ты восемь раз назвал в этой главе Эсава господином своим, будет восемь царей Эдомских, которые будут править до царей Израильских. Раз ты молишься в последнюю очередь, а сначала делаешь дела, то будет то-то и то-то, и другое…». И всё-таки общий вывод, который делают мудрецы, таков: Всевышний благословляет дела, и дело часто можно поставить впереди молитвы – сделать и помолиться об успехе этого дела. Хотя это, конечно, не значит, что и перед самим делом нельзя молиться, и во время дела. Вообще молиться можно всегда.

В 10 стихе читаем собственно молитву Яакова:

וַיֹּאמֶר יַעֲקֹב אֱלֹהֵי אָבִי אַבְרָהָם וֵאלֹהֵי אָבִי יִצְחָק יְהוָה הָאֹמֵר אֵלַי שׁוּבלְאַרְצְךָ וּלְמוֹלַדְתְּךָוְאֵיטִיבָה עִמָּךְ׃

ВАЁМЕР ЯАКО́В ЭЛОЃÉ АВИ́ АВРАЃА́М ВЕЛОЃЕ́ АВИ́ ЙИЦХА́К АДОНА́Й ЃАОМЭ́Р ЭЛА́Й ШУВ ЛЕАРЦЕХА́ УЛЬМОЛАДТЕХА́ ВЕЭТИ́ВА ИМА́Х

10. И сказал Яаков: «Господь, который сказал мне: «вернись в страну свою и на родину свою, И Я сделаю, сотворю тебе благо».

Слово леѓети́в, здесь с корнем тов – с тем же самым корнем, что и в слове тов (хорошо). Веэти́в – это делать лучше. Я буду делать тебе лучше и лучше, Я буду тебя улучшать.

קָטֹנְתִּי מִכֹּל הַחֲסָדִים וּמִכָּל־הָאֱמֶת אֲשֶׁר עָשִׂיתָ אֶת־עַבְדֶּךָ כִּי בְמַקְלִי עָבַרְתִּי אֶת־הַיַּרְדֵּן הַזֶּה וְעַתָּה הָיִיתִי לִשְׁנֵי מַחֲנוֹת׃

КАТО́НТИ МИКО́ЛЬ ЃАХАСАДИ́М УМИКОЛЬ-ЃАЭМЭ́Т АШЕ́Р АСИ́ТА ЭТ-АВДЭ́ХА КИ ВЕМАКЛИ́ АВА́РТИ ЭТ-ЃАЯРДЭ́Н ЃАЗЭ́ ВЕАТА́ ЃАЙИ́ТИ ЛИШНЭ́ МАХАНО́Т

11. Мал я, недостоин я, я не вмещаю по размеру все милости и всю истину (истина – это в данном случае тоже цдака́ – праведное действие, действие доброе), которые Ты сделал для раба Своего, потому что я с посохом перешёл этот ярден, а сейчас у меня два лагеря.

צִּילֵנִי נָא מִיַּד אָחִי מִיַּד עֵשָׂו כִּי־יָרֵא אָנֹכִי אֹתוֹ פֶּן־יָבוֹא וְהִכַּנִי אֵם עַל־בָּנִים׃

ЃАЦИЛЕ́НИ НА МИЯ́Д АХИ́ МИЯ́Д ЭСА́В КИ-ЯРЭ́ АНОХИ́-ОТО́ ПЕН-ЯВО́ ВЕЃИКА́НИ ЭМ АЛЬ-БАНИ́М

12. Спаси меня, пожалуйста, от брата моего, от Эсава, потому что я боюсь его, чтобы он не пришёл и не побил меня, мать и сыновей.

В 22 главе книги Дварим есть заповедь об отсылании птицы от гнезда: «Когда ты найдёшь гнездо, то гнездо возьми, а мать отошли. Не бери мать и сыновей вместе». И у Ѓошеа есть высказывание о том, что мать и сыновья погибли. Мать и сыновья, которые погибают, – это полное разрушение, это крушение всего. И Всевышний заповедует не брать мать и сыновей в гнезде, не уничтожать весь мир полностью, даже у птиц. И Яаков молится: «Я не хочу, чтобы Эсав смог меня поймать и уничтожить просто весь мой род, матерей и сыновей – всех под корень. Я этого очень боюсь». Не столько он боится Эсава, сколько боится, переживает за своих близких и взывает к милости Всевышнего, рисует Ему эту картинку, когда уничтожается мать и сын вместе. Интересно, что опять-таки комментаторам, которые видят в Эсаве типологию Эдома, а после – Рима и позже – католического христианства и постоянных врагов Израиля (этакий центр антисемитизма), сложно комментировать и объяснять, почему Яаков называет Эсава братом. И Мидраш Зута говорит: «Слово ахи́ (спаси меня от брата моего) означает, что, когда Яаков пошёл в Харан, Эсав послал за ним соглядатая по имени Ахи». И Яаков об этом молится. Для чего я привожу этот мидраш, этот комментарий? Мы находимся в опасности читать Писание так, как нам хочется, принимать то, что нам хочется. Здесь мы видим, что Яаков несколько раз за глаза называет Эсава братом и господином. Это не самоуничижение, это то, что Яаков сам думает, это его собственная речь. Несмотря на то что Яаков чувствует Эсава братом, и может называть его господином, и готов с ним примириться, он очень боится. Он услышал о том, что Эсав ведёт с собой 400 человек. Он не хочет рисковать и после всех своих действий в молитве своей просит у Того, Кто может дать спасение, спасти его от брата. Так говорится про человека, который хочет мудрости: «Пусть учится и просит у Всевышнего мудрости»; про человека, который хочет детей: «Пусть войдёт к жене и просит у Дающего детей, чтобы у него были дети». И здесь Яаков намечает определённый план избавления себя от Эсава и просит Всевышнего, чтобы действовали не только земные, но и небесные посланники, чтобы Всевышний спас его от руки брата его, Эсава, и чтобы не погибла мать с детьми, чтобы не был уничтожен весь род его.

וְאַתָּה אָמַרְתָּ הֵיטֵב אֵיטִיב עִמָּךְ וְשַׂמְתִּי אֶת־זַרְעֲךָ כְּחוֹל הַיָּם אֲשֶׁר לֹא־יִסָּפֵר מֵרֹב׃

ВЕАТА́ АМА́РТА ЃЕТЭ́В ЭТИ́В ИМА́Х ВЕСАМТИ́ ЭТ-ЗАРЪА́ХА КЕХО́ЛЬ ЃАЯ́М АШЕ́Р ЛО-ЙИСАФЭ́Р МЕРО́В

13. А Ты сказал мне: «благом буду ублажать тебя и положу семя твоё, как песок морской, которое не будет подсчитано из-за своей величины».

Это конец молитвы Яакова. По сути, он говорит: «Господь, Ты так много мне сделал за всё время!» Начало любой молитвы, начало разговора с Творцом – это благодарность. Мы не приходим к Нему с требованием, мы прежде всего признаём, что Он делает для нас достаточно много. Наша просьба к Нему – это не требование того, что нам полагается. Яаков говорит: «Я мал по сравнению со всеми милостями, которые Ты сделал. Но как же я размножу своё семя, как песок морской, если сейчас придёт Эсав и убьёт меня, и мать, и детей? Спаси меня от него». «Потому что я боюсь его»очень честное признание. Если к нам ночью приходит ребёнок и говорит: «Я боюсь спать», то что мы ему отвечаем? «Мальчик, ты уже большой, не надо бояться». Он уходит подавленный, со страхом. Мы все делаем примерно так.

Наша молитва – это в том числе и высказывание наших внутренних чувств, которые мы не хотим держать в себе. Яакову не сказали сверху: «Яаков, Я же тебе обещал, ты же праведник, ты же в конечном счёте Праотец еврейского народа, ты пример для многих верующих! Как ты можешь не верить и бояться?» Никто ему этого не говорит, потому что Бог – слышащий и слушающий, а не тот, которому хочется продолжать спать, которому не хочется, чтобы нарушали только его комфорт, как это бывает с нами, когда мы отвечаем на страхи наших детей.

Яаков начинает готовить умилостивление Эсава, готовит запасной вариант и обращается ко Всевышнему с молитвой, говоря о том, что, несмотря на обетования, он недостоин всей милости, которую Всевышний с ним сотворил.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16