Перейти к содержимому

Недельная глава Ваишлах

Недельная глава Ваишлах

(И послал)

(Быт. 32:4-36:43)

И так, Иаков, со всей своей семьей, полностью освободился от гнета Лавана, но впереди его ждало испытание ничуть не легче – встреча со своим родным братом Исавом. И чтобы как-то сгладить напряжение будущей встречи, он посылает вперед себя к Исаву вестников, что он возвращается в Землю отца своего:«И ОТПРАВИЛ ЯАКОВ ПЕРЕД СОБОЙ ВЕСТНИКОВ К ЭЙСАВУ, БРАТУ СВОЕМУ, В СТРАНУ СЕИР, В ПОЛЕ ЭДОМ. И ПРИКАЗАЛ ИМ, ГОВОРЯ: «ТАК СКАЖИТЕ ГОСПОДИНУ МОЕМУ, ЭЙСАВУ: ТАК СКАЗАЛ РАБ ТВОЙ ЯАКОВ: У ЛАВАНА ЖИЛ Я И ЗАДЕРЖАЛСЯ ДОНЫНЕ. И ДОСТАЛИСЬ МНЕ ВОЛЫ, И ОСЛЫ, ОВЦЫ, И РАБЫ, И РАБЫНИ, И ВОТ ПОСЫЛАЮ Я СООБЩИТЬ ГОСПОДИНУ МОЕМУ, ЧТОБЫ НАЙТИ МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ТВОИХ». И ВОЗВРАТИЛИСЬ ВЕСТНИКИ К ЯАКОВУ, ГОВОРЯ: «ПРИШЛИ МЫ К БРАТУ ТВОЕМУ, К ЭЙСАВУ, НО ОН ТАКЖЕ ИДЕТ ТЕБЕ НАВСТРЕЧУ, А С НИМ ЧЕТЫРЕСТА ЧЕЛОВЕК«». (Быт. 32:4-7)

Иаков приближается к родным местам, и страх перед братом вновь охватывает его. Прошло уже много лет, но у него не исчезло предчувствие, что Исав не забыл обиду и огонь отмщения, все еще теплится в его душе. И то, что возвратившиеся вестники принесли весть о «ОН ТАКЖЕ ИДЕТ ТЕБЕ НАВСТРЕЧУ, А С НИМ ЧЕТЫРЕСТА ЧЕЛОВЕК», лишь укрепило его предчувствие, касательно его будущей встречи с братом. Поскольку по тем временам, воинское подразделение, в количестве 400 человек, считалось крупным воинским отрядом. Но, тем не менее, он понимал, что их встреча неизбежна.

«14 И, ПЕРЕНОЧЕВАВ ТАМ В ТУ НОЧЬ, ВЗЯЛ ОН ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО У НЕГО ПОД РУКОЙ, В ПОДАРОК ЭЙСАВУ, БРАТУ СВОЕМУ: 15 КОЗ ДВЕСТИ, КОЗЛОВ ДВАДЦАТЬ, ОВЕЦ ДВЕСТИ И БАРАНОВ ДВАДЦАТЬ. 16 ВЕРБЛЮДИЦ ДОЙНЫХ С ИХ ВЕРБЛЮЖАТАМИ ТРИДЦАТЬ, КОРОВ СОРОК И БЫКОВ ДЕСЯТЬ, ОСЛИЦ ДВАДЦАТЬ И ОСЛЯТ ДЕСЯТЬ. 17 И ОТДАЛ РАБАМ СВОИМ, КАЖДОЕ СТАДО ОСОБО, И СКАЗАЛ РАБАМ СВОИМ: «ПОЙДИТЕ ВПЕРЕДИ МЕНЯ И ОСТАВЛЯЙТЕ РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ОДНИМ СТАДОМ И ДРУГИМ». 18 И ПРИКАЗАЛ ПЕРВОМУ ТАК: «КОГДА ВСТРЕТИТ ТЕБЯ ЭЙСАВ, БРАТ МОЙ, И СПРОСИТ ТЕБЯ, ГОВОРЯ: ЧЕЙ ТЫ? И КУДА ИДЕШЬ? И ДЛЯ КОГО ЭТИ, ЧТО ПЕРЕД ТОБОЮ? 19 ТО СКАЖЕШЬ: РАБА ТВОЕГО, ЯАКОВА; ЭТО ДАР, ПОСЛАННЫЙ ГОСПОДИНУ МОЕМУ ЭЙСАВУ, И ВОТ, ОН САМ ЗА НАМИ», И ПРИКАЗАЛ ТАКЖЕ И ВТОРОМУ, И ТРЕТЬЕМУ, И ВСЕМ ШЕДШИМ ЗА СТАДАМИ, ГОВОРЯ: «ТАКОЙ РЕЧЬЮ ГОВОРИТЕ С ЭЙСАВОМ, КОГДА ВСТРЕТИТЕ ЕГО. 21 И СКАЖИТЕ: ВОТ ТАКЖЕ РАБ ТВОЙ ЯАКОВ ЗА НАМИ», ИБО ПОДУМАЛ ОН: «УЙМУ ГНЕВ ЕГО ПОДАРКОМ, ИДУЩИМ ПЕРЕДО МНОЙ, А ПОТОМ УВИЖУ ЛИЦО ЕГО: МОЖЕТ БЫТЬ, ОН ПРИМЕТ МЕНЯ«». 

Было понятно, что, как и прежде, Иаков и Исав – это две кардинально противоположные фигуры. Иаков — семейный человек, благословенный детьми, отягощенный заботами, усердно работающий, находящийся в услужении. Несмотря на полученное благословение от отца, и право первородства, Иакову понадобилось двадцать лет тяжкого труда, чтобы добиться того, что сейчас он принес собой —  положение независимого отца семейства.

Что  касается Исава, то после того, как Иаков покинул дом отца своего, все имущество Исаака, «де-юре», перешло в его руки, и он стал вполне состоятельным человеком. Более того, Исав превратился в политическую фигуру, который даже имел свою армию. И вот на этом фоне, происходили события, исход которых будут определять не только судьбу этих двух семейств, но и ход дальнейшей мировой истории.

И так, Иаков получает ответ от своих вестников, что брат его идет навстречу ему с отрядом воинов. И к нему приходит мысль, задобрить брата щедрыми подношениями:« И ПРИКАЗАЛ ТАКЖЕ И ВТОРОМУ, И ТРЕТЬЕМУ, И ВСЕМ ШЕДШИМ ЗА СТАДАМИ, ГОВОРЯ: «ТАКОЙ РЕЧЬЮ ГОВОРИТЕ С ЭЙСАВОМ, КОГДА ВСТРЕТИТЕ ЕГО». То есть, когда Исав готов был встретиться с братом, то вместо Иакова, встречали его пастухи со стадами крупного и мелкого скота, ему в подарок. Что возможно и повлияло на то, что гнев Исава на Иакова, мало по малу стихал. Иначе говоря, благодаря своей проницательности, Иаков понимал, что таким образом можно попытаться умиротворить гнев Исава.

« 25 И ОСТАЛСЯ ЯАКОВ ОДИН, И БОРОЛСЯ ЧЕЛОВЕК С НИМ ДО ВОСХОДА ЗАРИ. 26 НО УВИДЕЛ ТОТ, ЧТО НЕ ОДОЛЕВАЕТ ЕГО, И ТРОНУЛ СУСТАВ БЕДРА ЕГО, И ВЫВИХНУЛСЯ СУСТАВ БЕДРА ЯАКОВА В БОРЬБЕ ЕГО С НИМ. 27 И СКАЗАЛ ТОТ: «ОТПУСТИ МЕНЯ, ИБО ВЗОШЛА ЗАРЯ», НО ОН СКАЗАЛ: «НЕ ОТПУЩУ ТЕБЯ, ПОКА НЕ БЛАГОСЛОВИШЬ МЕНЯ». 28 И СКАЗАЛ ЕМУ ТОТ: «КАК ИМЯ ТВОЕ?». И СКАЗАЛ ОН: «ЯАКОВ». 29 И СКАЗАЛ ТОТ: «НЕ ЯАКОВ ДОЛЖНО БЫТЬ ВПРЕДЬ ИМЯ ТВОЕ, А ИСРАЭЛЬ: ИБО ТЫ СОСТЯЗАЛСЯ С АНГЕЛОМ И С ЛЮДЬМИ, И ОДОЛЕЛ». 30 И СПРОСИЛ ЯАКОВ, СКАЗАВ: «СКАЖИ ЖЕ ИМЯ ТВОЕ». И СКАЗАЛ ТОТ: «ЗАЧЕМ СПРАШИВАЕШЬ О МОЕМ ИМЕНИ?». И БЛАГОСЛОВИЛ ОН ЕГО ТАМ. 31 И НАРЕК ЯАКОВ ИМЯ МЕСТУ ТОМУ ПНИЭЛЬ, ИБО: «АНГЕЛА ВИДЕЛ Я ЛИЦОМ К ЛИЦУ И ОСТАЛСЯ В ЖИВЫХ». 32 И ВЗОШЛО ПЕРЕД НИМ СОЛНЦЕ, КОГДА ОН ПРОХОДИЛ ПНУЭЛЬ, А ОН ХРОМАЕТ НА БЕДРО СВОЕ. 33 ПОЭТОМУ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ ДО НАСТОЯЩЕГО ДНЯ НЕ ЕДЯТ СЕДАЛИЩНОГО НЕРВА, КОТОРЫЙ У СУСТАВА БЕДРА, ПОТОМУ ЧТО ПОРАЗИЛ ТОТ СЕДАЛИЩНЫЙ НЕРВ ЯАКОВА».

На этот отрывок написано масса комментарий. При этом одни утверждают, что Иаков боролся с Богом, другие утверждают, что Иаков боролся с ангелом Исава, ну и так далее. Но все они как-то не вяжутся с логикой повествования, да собственно и общим текстом Писания. А все потому, что ни с Богом, ни с ангелами человек не может бороться, поскольку природа человека материальная, а ангел личность бестелесная, то есть духовная. Но главное состоит в том, что соотношение физической силы человека и ангела, складывается далеко не в пользу человека. Уже не говоря о борьбе человека с Богом.

Тогда какой приемлемый вариант понимания этого места? Есть таки один комментарий этого места, который на первый взгляд кажется абсурдным, но мы его все таки рассмотрим. И связан он с тем, что в данном эпизоде, речь идет о борьбе двух человеческих началах — духовном и материальном.  Что собственно и происходило в душе Иакова.

Духовное – это то, которое связанно с Небесами, и пришло оттуда. Материальное — которое ищет опору только в материальном начале. То есть, шла духовная борьба, где с одной стороны выступал уповающий на Бога Иаков, а с другой стороны, Иаков уповающий, лишь на свои силы. Вот почему разумней придерживаться мнения, что Иаков во сне боролся со своим внутренним состоянием, эмоции которого переполняли его, перед встречей с Исавом. На это, косвенно указывает вот этот отрывок:« И СПРОСИЛ ЯАКОВ, СКАЗАВ: «СКАЖИ ЖЕ ИМЯ ТВОЕ». И СКАЗАЛ ТОТ: «ЗАЧЕМ СПРАШИВАЕШЬ О МОЕМ ИМЕНИ?». И БЛАГОСЛОВИЛ ОН ЕГО ТАМ?». (Быт. 32:30) Проще говоря, это звучит примерно так:« неужели ты не знаешь своего имени?».

Теперь немного вот об этом:« И СКАЗАЛ ТОТ: «НЕ ЯАКОВ ДОЛЖНО БЫТЬ ВПРЕДЬ ИМЯ ТВОЕ, А ИСРАЭЛЬ: ИБО ТЫ СОСТЯЗАЛСЯ С АНГЕЛОМ И С ЛЮДЬМИ, И ОДОЛЕЛ». Иаков получает новое имя «ИЗРАЭЛЬ», которое переводится как «борющийся с Богом». И в дальнейшем, когда мы читаем ТаНаХ, то нередко встречаем эти два имени Иаков и Израиль.

Почему так? Все дело в том, что когда Иаков, или народ как Израиль, стараются решать встающие перед ними проблемы без Бога, тогда это Иаков:« СЛУШАЙТЕ СЫНЫ ИАКОВА …». А вот когда Иаков, или народ Израилев, все свои дела решает с Богом, тогда это Израиль:« 22 22 И СКАЖЕШЬ ТЫ ФАРАОНУ: ТАК СКАЗАЛ БОГ: ИЗРАИЛЬ — МОЙ ПЕРВЕНЕЦ!». (Исх.4:22) То есть,  «тот кто борется в Союзе с Богом». Вот и вся разгадка этого имени.

Ну а далее Тора повествует нам о встрече братьев:« И ВЗГЛЯНУЛ ЯАКОВ, И УВИДЕЛ, ВОТ, ЭЙСАВ ПРИХОДИТ, И С НИМ ЧЕТЫРЕСТА ЧЕЛОВЕК; И РАССТАВИЛ ОН ДЕТЕЙ ПРИ ЛЕЕ, И ПРИ РАХЕЛИ, И ПРИ ДВУХ РАБЫНЯХ. И ПОСТАВИЛ РАБЫНЬ И ДЕТЕЙ ИХ ВПЕРЕДИ, ЛЕЮ И ДЕТЕЙ ЕЕ ПОЗАДИ, РАХЕЛЬ ЖЕ С ЙОСЕФОМ ПОСЛЕДНИМИ. А САМ ПОШЕЛ ПЕРЕД НИМИ, И ПОКЛОНИЛСЯ ДО ЗЕМЛИ СЕМЬ РАЗ, ПОКА ПОДХОДИЛ К БРАТУ СВОЕМУ. И ПОБЕЖАЛ ЭЙСАВ ЕМУ НАВСТРЕЧУ, И ОБНЯЛ ЕГО, И ПАЛ ЕМУ НА ШЕЮ, И ЦЕЛОВАЛ ЕГО, И ОНИ ЗАПЛАКАЛИ. И ПОДНЯЛ ТОТ ГЛАЗА СВОИ, И УВИДЕЛ ЖЕН И ДЕТЕЙ, И СКАЗАЛ: «КТО ЭТО У ТЕБЯ?». И СКАЗАЛ ОН: «ДЕТИ, КОТОРЫМИ ОДАРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ РАБА ТВОЕГО». И ПОДОШЛИ РАБЫНИ, ОНИ И ДЕТИ ИХ, И ПОКЛОНИЛИСЬ. ПОДОШЛА ТАКЖЕ ЛЕЯ И ДЕТИ ЕЕ И ПОКЛОНИЛИСЬ, А ПОТОМ ПОДОШЕЛ ЙОСЕФ С РАХЕЛЬЮ И ПОКЛОНИЛИСЬ. И СКАЗАЛ ТОТ: «ЧТО У ТЕБЯ ВЕСЬ ЭТОТ ОТРЯД, КОТОРЫЙ ВСТРЕТИЛ Я?». И СКАЗАЛ ОН: «ДАБЫ НАЙТИ МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ГОСПОДИНА МОЕГО». И СКАЗАЛ ЭЙСАВ: «ЕСТЬ У МЕНЯ МНОГО, БРАТ МОЙ, ПУСТЬ ТВОЕ ОСТАНЕТСЯ У ТЕБЯ». 10 НО ЯАКОВ СКАЗАЛ: «О НЕТ, ЕСЛИ Я НАШЕЛ МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ТВОИХ, ТО ПРИМИ МОЙ ДАР ИЗ РУКИ МОЕЙ, ИБО ПОИСТИНЕ, УВИДЕЛ Я ЛИЦО ТВОЕ, КАК ВИДЯТ ЛИЦО АНГЕЛА, И ТЫ БЛАГОВОЛИЛ КО МНЕ. 11 ПРИМИ ЖЕ БЛАГОДАРНОСТЬ МОЮ, КОТОРАЯ ПОДНЕСЕНА ТЕБЕ, ТАК КАК ВСЕСИЛЬНЫЙ ОДАРИЛ МЕНЯ, И ТАК КАК ЕСТЬ У МЕНЯ ВСЕ». И УПРОСИЛ ОН ЕГО, И ТОТ ПРИНЯЛ». (Быт. 33:1-11)

Но перед этим, Иаков разделил свою семью следующим образом:« И РАССТАВИЛ ОН ДЕТЕЙ ПРИ ЛЕЕ, И ПРИ РАХЕЛИ, И ПРИ ДВУХ РАБЫНЯХ. 2 И ПОСТАВИЛ РАБЫНЬ И ДЕТЕЙ ИХ ВПЕРЕДИ, ЛЕЮ И ДЕТЕЙ ЕЕ ПОЗАДИ, РАХЕЛЬ ЖЕ С ЙОСЕФОМ ПОСЛЕДНИМИ».

Почему именно таким порядком расположил Иаков жен и детей.

Впереди он поставил служанок и их детей. То есть рабынь и их детей, а потом Лию и Рахиль, и их детей, как свободных. На первый взгляд, в минуты опасности, жестоко делить человека на свободного и раба, которые пребывают в одном доме. Но, у Иакова на то были веские причины, что в случае чего, спасти хоть некоторых.

И вот после всех этих приготовлений, братья встречаются:« А САМ ПОШЕЛ ПЕРЕД НИМИ, И ПОКЛОНИЛСЯ ДО ЗЕМЛИ СЕМЬ РАЗ, ПОКА ПОДХОДИЛ К БРАТУ СВОЕМУ. 4 И ПОБЕЖАЛ ЭЙСАВ ЕМУ НАВСТРЕЧУ, И ОБНЯЛ ЕГО, И ПАЛ ЕМУ НА ШЕЮ, И ЦЕЛОВАЛ ЕГО, И ОНИ ЗАПЛАКАЛИ».

И тут встает вопрос «Неужели Исав простил Иакову все те обиды, что были у него двадцать лет назад?». А почему бы и нет? Ведь сам Бог сказал:«И СКАЗАЛ БОГ ЯАКОВУ: «ВОЗВРАТИСЬ В СТРАНУ ОТЦОВ ТВОИХ И НА РОДИНУ ТВОЮ, И Я БУДУ С ТОБОЙ»». (Быт.31:3) Если сам Бог дал указание вернуться «В СТРАНУ ОТЦОВ ТВОИХ», то неужели этот же Бог, не смог уготовить встречу братьев так, чтобы Исав не нанес Иакову никакого вреда. Ну, примерно как Он устроил последнюю встречу Иакова с Лаваном.

И как мы видим, эта мирная встреча состоялась. Но с одной лишь оговоркой – Иаков называет своего брата «ГОСПОДИН МОЙ», а вот Исав просто «БРАТ МОЙ». А ведь должно было бы наоборот. Но, у Иакова хватило мудрости приподнять своего брата выше себя, и тем самым завершить двадцатилетний инцидент мирным путем. По крайней мере, на тот период их жизненного пути, а не жизненного пути их потомков.

И так, братья примирились, после долгой разлуки, на тот момент. А далее каждый пошел своим путем.

Хотя Исав и предлагал сначала идти вместе, а потом, когда Иаков отказался, хотел ему оставить нескольких людей для охраны его стана. Но и тут Иаков сказал « ОН СКАЗАЛ: «К ЧЕМУ ЭТО? ЛИШЬ БЫ НАШЕЛ Я МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ГОСПОДИНА МОЕГО»». В результате пути братьев в разошлись — Исав ушел в область Сеир, которую он отвоевал мечом своим, а Иаков ушел в Сихем, и стал возле него станом.

И немного вот об этом отрывке:« 18 И ПРИШЕЛ ЯАКОВ БЛАГОПОЛУЧНО В ГОРОД ШХЕМ, КОТОРЫЙ В СТРАНЕ КНААН, ПО ПУТИ ЕГО ИЗ ПАДАН-АРАМА, И РАСПОЛОЖИЛСЯ ПЕРЕД ГОРОДОМ. 19 И КУПИЛ УЧАСТОК ПОЛЯ, НА КОТОРОМ РАСКИНУЛ ШАТЕР СВОЙ, У СЫНОВЕЙ ХАМОРА, ОТЦА ШХЕМА, ЗА СТО МОНЕТ. 20 И ПОСТАВИЛ ТАМ ЖЕРТВЕННИК, И НАЗВАЛ ЕГО: МОГУЩЕСТВЕН ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЗРАИЛЯ.». (Быт.33:19,20)

Из этого отрывка, мы видим, что до возведения Мишкана и Храма, еврей мог ставить жертвенники там, где наиболее явственно открывался ему Господь Бог. Везде, но только в пределах земле Ханаан. И вот Иаков на выкупленной у сынов Сихема, поставил жертвенник, и вознес благодарственные жертвы, за то, что в течении длительного времени, Бог хранил его от всех бед.

Этот участок земли, стал вторым, после пещеры Махпелы, купленной Авраамом у сынов Хетовых, которые юридически стал принадлежать Израилю, на вечные времена. В будущем, к этому прибавится и участок земли на горе Мориа, выкупленной Давидом у Аравена, и ставшей центром духовной жизни Израиля, и где Соломон возведен Храм:« 19 И поднялся Давид по слову Гада, как повелел Господь. 20 И взглянул Аравена, и увидел царя и слуг его, проходящих близ него, и вышел Аравена, и поклонился царю лицом до земли. 21 И сказал Аравена: для чего пришел господин мой царь к рабу своему? И сказал Давид: купить у тебя это гумно, чтобы построить жертвенник Господу, — и прекратится мор в народе. 22 И сказал Аравена Давиду: пусть возьмет и принесет (в жертву) господин мой царь, что угодно ему. Смотри, (вот) крупный скот для всесожжения, а молотила и упряжь воловья — на дрова. 23 Все это, царь, отдает Аравена царю… И сказал Аравена царю: да благоволит к тебе Господь, Бог твой. 24 И сказал царь Аравене: нет, куплю я у тебя (только) за плату, и не принесу Господу, Богу моему, всесожжении, (взятых) даром. И купил Давид гумно и скот тот за пятьдесят шекэлей серебра. 25 И построил там Давид жертвенник Господу, и принес всесожжения и мирные жертвы. И исполнил Господь мольбу о стране, и прекратился мор в Исраэйле.». (2Цар.24:20-25)  .

« И ВЫШЛА ДИНА, ДОЧЬ ЛЕИ, КОТОРУЮ ОНА РОДИЛА ЯАКОВУ, ПОСМОТРЕТЬ НА ДОЧЕРЕЙ ТОЙ СТРАНЫ. И УВИДЕЛ ЕЕ ШХЕМ, СЫН ХАМОРА-ХИВЕЯ, ВОЖДЯ ТОЙ СТРАНЫ, И ВЗЯЛ ЕЕ, И ЛЕГ С НЕЮ, И НАСИЛОВАЛ ЕЕ. И ПРИЛЕПИЛАСЬ ДУША ЕГО К ДИНЕ, ДОЧЕРИ ЯАКОВА, И ПОЛЮБИЛ ОН ДЕВИЦУ, И ГОВОРИЛ ОН К СЕРДЦУ ДЕВИЦЫ. И СКАЗАЛ ШХЕМ ХАМОРУ, ОТЦУ СВОЕМУ, ТАК: «ВОЗЬМИ МНЕ ЭТУ ДЕВУШКУ В ЖЕНЫ!». И ЯАКОВ УСЛЫШАЛ, ЧТО ОН ОБЕСЧЕСТИЛ ДИНУ, ДОЧЬ ЕГО; А СЫНОВЬЯ ЕГО БЫЛИ СО СКОТОМ ЕГО В ПОЛЕ, И МОЛЧАЛ ЯАКОВ ДО ПРИХОДА ИХ. И ВЫШЕЛ ХАМОР, ОТЕЦ ШХЕМА, К ЯАКОВУ, ЧТОБЫ ПОГОВОРИТЬ С НИМ. СЫНОВЬЯ ЖЕ ЯАКОВА, УСЛЫШАВ, ПРИШЛИ С ПОЛЯ; И ОГОРЧИЛИСЬ ЛЮДИ ЭТИ, И СТРАШНО РАЗГНЕВАЛИСЬ, ИБО МЕРЗОСТЬ СОВЕРШИЛ ОН С ИЗРАИЛЕМ, ИЗНАСИЛОВАВ ДОЧЬ ЯАКОВА; А ТАК НЕ ДОЛЖНО ПОСТУПАТЬ». (Быт. 34:1-?)

Сначала вот этот полустих:« И ВЫШЛА ДИНА, ДОЧЬ ЛЕИ, КОТОРУЮ ОНА РОДИЛА ЯАКОВУ». Она была столь же ребёнком Леи, сколько и ребенком Иакова. Живя в коллективе братьев, она познавала мир, только через призму своей семьи. Но, чисто юношеское любопытство, хотело более полного понимания окружающего её мира. И вот, когда в Сихеме был какой-то праздник, Дина, скрытно от отца и матери, пошла посмотреть на это веселье. Её стремление познавать нечто другое, преобладало над чувством безопасности. И как оказалось, цена этого познания, была очень дорогой:« И УВИДЕЛ ЕЕ ШХЕМ, СЫН ХАМОРА-ХИВЕЯ, ВОЖДЯ ТОЙ СТРАНЫ, И ВЗЯЛ ЕЕ, И ЛЕГ С НЕЮ, И НАСИЛОВАЛ ЕЕ». То есть, результатом её любопытства стало то, что чистая и непорочная Дина, оказалась пленницей развращенного властью и богатством сына царя Сихема.

Но, затем, как говорит текст Торы «ПРИЛЕПИЛАСЬ ДУША ЕГО К ДИНЕ, ДОЧЕРИ ЯАКОВА, И ПОЛЮБИЛ ОН ДЕВИЦУ … И СКАЗАЛ ШХЕМ ХАМОРУ, ОТЦУ СВОЕМУ, ТАК: «ВОЗЬМИ МНЕ ЭТУ ДЕВУШКУ В ЖЕНЫ». И тут невольно вспоминается параллель вот с этим местом Торы:«2 СЫНЫ ТЕХ, КТО ОБЛАДАЛ МОГУЩЕСТВОМ, УВИДЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДОЧЕРЕЙ, ЧТО КРАСИВЫ ОНИ, И БРАЛИ СЕБЕ ЖЕН, КАКИХ ВЫБИРАЛИ». (Быт. 6:2) Обладание силой — это не любовь, а животная страсть обладать тем, что «я хочу». Иначе говоря, чистой воды эгоизм.

А что же семейство Иакова? «СЫНОВЬЯ ЖЕ ЯАКОВА, УСЛЫШАВ, ПРИШЛИ С ПОЛЯ; И ОГОРЧИЛИСЬ ЛЮДИ ЭТИ, И СТРАШНО РАЗГНЕВАЛИСЬ, ИБО МЕРЗОСТЬ СОВЕРШИЛ ОН С ИЗРАИЛЕМ, ИЗНАСИЛОВАВ ДОЧЬ ЯАКОВА; А ТАК НЕ ДОЛЖНО ПОСТУПАТЬ». Заметили – здесь впервые Тора говорит о семье Иакова, как «МЕРЗОСТЬ СОВЕРШИЛ ОН С ИЗРАИЛЕМ». Не над семейством Иакова, а над Израилем.

И далее мы читаем «13 И ОТВЕЧАЛИ СЫНЫ ЯАКОВА ШХЕМУ И ХАМОРУ, ОТЦУ ЕГО, И С ЛУКАВСТВОМ ГОВОРИЛИ, ТАК КАК ОН ОБЕСЧЕСТИЛ ДИНУ, СЕСТРУ ИХ. 14 И СКАЗАЛИ ИМ: «НЕ МОЖЕМ ЭТОГО СДЕЛАТЬ, ВЫДАТЬ НАШУ СЕСТРУ ЗА ЧЕЛОВЕКА, У КОТОРОГО ПЛОТЬ КРАЙНЯЯ, ИБО ЭТО БЕСЧЕСТИЕ ДЛЯ НАС. 15 ТОЛЬКО НА ТОМ СОЙДЕМСЯ С ВАМИ, ЕСЛИ БУДЕТЕ КАК МЫ, ЧТОБЫ ОБРЕЗАН БЫЛ У ВАС КАЖДЫЙ МУЖЧИНА». Что значит «И С ЛУКАВСТВОМ ГОВОРИЛИ»? А то, что втайне от отца, они решили отомстить за бесчестие своей сестры.

И месть заключалась в том, что на третий день, после обрезания, когда организм мужчины находится в наиболее болезненном состоянии, напасть с мечами на Сихем, и совершить суд над мужским населением этого города. Что в принципе и привели в действие.

Но, тут есть одна деталь, которую надо рассмотреть подробно:« 25 И БЫЛО НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, КОГДА ОНИ БЫЛИ БОЛЬНЫ, ВЗЯЛИ ДВА СЫНА ЯАКОВА, ШИМОН И ЛЕВИ, БРАТЬЯ ДИНЫ, КАЖДЫЙ СВОЙ МЕЧ, И НАПАЛИ НА ГОРОД БЕЗБОЯЗНЕННО, И ПЕРЕБИЛИ ВСЕХ МУЖЧИН. 26 ТАКЖЕ ХАМОРА И СЫНА ЕГО, ШХЕМА, УБИЛИ ОНИ ОСТРИЕМ МЕЧА, И ВЗЯЛИ ДИНУ ИЗ ДОМА ШХЕМА, И ВЫШЛИ. ». Невольно  встает вопрос «Как могли два юноши, перебить всех мужчин в Сихеме?» Ответ мы находим в 27 стихе:« 27 СЫНОВЬЯ ЯАКОВА ПРОШЛИ ПО УБИТЫМ И РАЗГРАБИЛИ ГОРОД, ТАК КАК ОБЕСЧЕСТИЛИ СЕСТРУ ИХ». То есть,  Симеон и Левий, были инициаторами этого заговора, и уничтожения мужчин дома Еммора и его сына Сихема, а вот оставшиеся девять сыновей «ПРОШЛИ ПО УБИТЫМ (горожанам) И РАЗГРАБИЛИ ГОРОД».

А, что именно Симеон и Левий были инициаторами это заговора, говорят слова Иакова:« 30 И СКАЗАЛ ЯАКОВ ШИМОНУ И ЛЕВИ: «СМУТИЛИ ВЫ МЕНЯ, ОПОЗОРИВ МЕНЯ СРЕДИ ЖИТЕЛЕЙ ЭТОЙ СТРАНЫ». Дополнением к этому, мы можем найти описание этого момента, в апокрифической книге «Заветы двенадцати патриархов», где этот эпизод Левий описывается так:«3. После же сего я совещался с отцом моим и Рувимом, чтобы он сказал сыновьям Еммора, да примут они обрезание, ибо я возревновал из-за мерзости, какую они совершили над сестрой моей. 4. И я прежде убил Сихема, и Симеон Эммора. 5. И после сего братья мои, пришедши, избили город сей острием меча. 6. И услышал отец мой это, и, разгневавшись, опечалился, что они приняли обрезание и умерли; и в благословениях он пренебрег нас. 7. Посему мы согрешили, поелику против его воли совершили это; и он заболел в тот день». Что в последствии отразится на их благословении Иаковом.

Что же касается спасенной Дины, то Тора больше не уделяет ей персонально внимание.

Но есть предания, что когда Дину пришли освобождать Симеон и Левий, то она согласилась вернуться в дом отца только в том случае, если Симеон возьмет её в жены. И, опять-таки по преданию, она родила Симеону сына – Саула:« 10 И СЫНЫ ШИМОНА: ЙЕМУЭЛЬ, И ЯМИН, И ОГАД, И ЯХИН, И ЦОХАР, И ШАУЛЬ, СЫН КНААНЕЯНКИ». (Быт.46:10) Под хананеянкой подразумевается Дина, поскольку она была взята Симеоном в жены, из дворца Сихема. Кроме этого, данное предание основывается вот на этом стихе:« 15 ЭТО СЫНЫ ЛЕИ, КОТОРЫХ ОНА РОДИЛА ЯАКОВУ В ПАДАН-АРАМЕ; И ДИНУ, ДОЧЬ ЕГО. ВСЕХ ДУШ СЫНОВЕЙ ЕГО И ДОЧЕРЕЙ ЕГО ТРИДЦАТЬ ТРИ». (Быт.46:15) То есть, Дина, как и все дети и внуки Иакова, тоже со всей семьей переселилась в Египет.

Кроме этого, опять таки по преданию, Дина родила от насильника дочь, которая неизвестно нам какими путями, попала в Египет, и была удочерена Потифаром. И впоследствии стала женой Иосифа. Так гласт предание.

«И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЯАКОВУ: «ВСТАНЬ, ВЗОЙДИ В БЕЙТ-ЭЛЬ, И ЖИВИ ТАМ, И УСТРОЙ ТАМ ЖЕРТВЕННИК ВСЕСИЛЬНОМУ, ЯВИВШЕМУСЯ ТЕБЕ ПРИ ПОБЕГЕ ТВОЕМ ОТ ЭЙСАВА, БРАТА ТВОЕГО». И СКАЗАЛ ЯАКОВ ДОМУ СВОЕМУ И ВСЕМ, КТО С НИМ: «УСТРАНИТЕ ЧУЖИХ БОГОВ, КОТОРЫЕ В СРЕДЕ ВАШЕЙ, И ОЧИСТИТЕСЬ, И ПЕРЕМЕНИТЕ ОДЕЖДЫ ВАШИ. ВСТАНЕМ И ПОЙДЕМ В БЕЙТ-ЭЛЬ, И УСТРОЮ Я ТАМ 

ЖЕРТВЕННИК ВСЕСИЛЬНОМУ, КОТОРЫЙ ОТКЛИКНУЛСЯ МНЕ В ДЕНЬ НУЖДЫ МОЕЙ, И БЫЛ СО МНОЙ НА ПУТИ, КОТОРЫМ Я ШЕЛ». И ПЕРЕДАЛИ ОНИ ЯАКОВУ ВСЕХ ЧУЖИХ БОГОВ, КОТОРЫЕ В ИХ РУКАХ, И СЕРЬГИ, КОТОРЫЕ В ИХ УШАХ, И СПРЯТАЛ ИХ ЯАКОВ ПОД ФИСТАШКОВЫМ ДЕРЕВОМ, КОТОРОЕ БЛИЗ ШХЕМА. И ДВИНУЛИСЬ ОНИ, И БЫЛ СТРАХ ВСЕСИЛЬНОГО НА ГОРОДАХ, КОТОРЫЕ ВОКРУГ НИХ, И ОНИ НЕ ПОГНАЛИСЬ ЗА СЫНАМИ ЯАКОВА. И ПРИШЕЛ ЯАКОВ В ЛУЗ, ЧТО В СТРАНЕ КНААН, ОН ЖЕ — БЕЙТ-ЭЛЬ, ОН И ВЕСЬ НАРОД, КОТОРЫЙ С НИМ. И ПОСТРОИЛ ТАМ ЖЕРТВЕННИК, И НАЗВАЛ МЕСТО ЭТО: ВСЕСИЛЬНЫЙ В БЕЙТ-ЭЛЕ, ИБО ТАМ ЯВИЛСЯ ЕМУ ВСЕСИЛЬНЫЙ, КОГДА ОН БЕЖАЛ ОТ БРАТА СВОЕГО. И УМЕРЛА ДВОРА, КОРМИЛИЦА РИВКИ, И БЫЛА ПОГРЕБЕНА НИЖЕ БЕЙТ-ЭЛЯ, ПОД ДУБОМ, КОТОРЫЙ НАЗВАЛИ ДУБОМ ПЛАЧА». (Быт. 35:1-8)

Остановка у Сихема семейства Иакова, оказалось трагической, на фоне того, что произошло с Диной. Поэтому, некоторые комментаторы связывают события с Сихемом, как наказание Иакову за то, что он задержался с исполнением слов Всевышнего «И СКАЗАЛ БОГ ЯАКОВУ: «ВОЗВРАТИСЬ В СТРАНУ ОТЦОВ ТВОИХ И НА РОДИНУ ТВОЮ, И Я БУДУ С ТОБОЙ«».

Следующий примечательный момент из этого отрывка «И СКАЗАЛ ЯАКОВ ДОМУ СВОЕМУ И ВСЕМ, КТО С НИМ: «УСТРАНИТЕ ЧУЖИХ БОГОВ, КОТОРЫЕ В СРЕДЕ ВАШЕЙ, И ОЧИСТИТЕСЬ, И ПЕРЕМЕНИТЕ ОДЕЖДЫ ВАШИ.  ВСТАНЕМ И ПОЙДЕМ В БЕЙТ-ЭЛЬ, И УСТРОЮ Я ТАМ ЖЕРТВЕННИК ВСЕСИЛЬНОМУ». Что за «ЧУЖИЕ БОГИ» были в стане Иакова. Ну, во-первых те идолы, которые Рахиль украла у своего отца. А во-вторых, когда сыновья Иакова «РАЗГРАБИЛИ ГОРОД», то вполне возможно, что среди драгоценностей, были изделия, которые использовались для поклонения идолам. И все это, было «СПРЯТАЛ ИХ ЯАКОВ ПОД ФИСТАШКОВЫМ ДЕРЕВОМ, КОТОРОЕ БЛИЗ ШХЕМА».

А еще в этом отрывке упоминается и о Дворе, кормилице Ривки. Но как она оказалась в стане Иакова. И тут нам надо вернуться несколько назад, когда Ривка отправляла Иакова к Лавану:« ТЕПЕРЬ ЖЕ, СЫН МОЙ, СЛУШАЙСЯ ГОЛОСА МОЕГО: ВСТАНЬ, БЕГИ К ЛАВАНУ, БРАТУ МОЕМУ, В ХАРАН. 44 И ПОЖИВЕШЬ У НЕГО НЕСКОЛЬКО ЛЕТ, ПОКА ПРОЙДЕТ ГНЕВ БРАТА ТВОЕГО; 45 ПОКА ОТВРАТИТСЯ ГНЕВ БРАТА ТВОЕГО ОТ ТЕБЯ, И ОН ЗАБУДЕТ, ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ЕМУ; ТОГДА ПОШЛЮ И ВОЗЬМУ ТЕБЯ ОТТУДА». (Быт. 27:43-45) И вот, в предчувствии своего конца, то есть через 14 лет проживания Иакова у Лавана, Ривка отправляет Двору к нему, с просьбой вернуться в дом отца своего. Но, Иаков задержался еще на шесть лет у Лавана, дабы не возвращаться с пустыми руками. И Двора была с ним, с того времени и до этого момента, заменяя Иакову мать. Вот почему её смерть, Иаков так близко принял к своему сердцу.

« И ЯВИЛСЯ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЯАКОВУ ЕЩЕ РАЗ ПО ВОЗВРАЩЕНИИ ЕГО ИЗ ПАДАН-АРАМА, И БЛАГОСЛОВИЛ ЕГО. 10 И СКАЗАЛ ЕМУ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ИМЯ ТВОЕ ЯАКОВ, ВПРЕДЬ ЖЕ НЕ БУДЕШЬ ТЫ ЗВАТЬСЯ ЯАКОВ, НО ИСРАЭЛЬ БУДЕТ ИМЯ ТВОЕ». И НАРЕК ЕМУ ИМЯ ИСРАЭЛЬ. 11 И СКАЗАЛ ЕМУ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «Я — ВСЕМОГУЩИЙ! ПЛОДИСЬ И РАЗМНОЖАЙСЯ! НАРОД И СОНМ НАРОДОВ ПРОИЗОЙДУТ ОТ ТЕБЯ, И ЦАРИ ПРОИЗОЙДУТ ОТ ЧРЕСЛ ТВОИХ. 12 И СТРАНУ, КОТОРУЮ Я ДАЛ АВРААМУ И ИЦХАКУ, ТЕБЕ Я ОТДАМ ЕЕ, И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ ПОСЛЕ ТЕБЯ ОТДАМ ЭТУ СТРАНУ»…. 15 И НАРЕК ЯАКОВ ИМЯ МЕСТУ, ГДЕ ГОВОРИЛ С НИМ ВСЕСИЛЬНЫЙ, БЕЙТ-ЭЛЬ».

Народ, которому суждено было произойти от Иакова, должен быть единым по отношению к Всевышнему Богу. Но, при этом состоять из множества объединенных элементов. Каждое колено должно представлять собой этническую индивидуальность со своими собственными чертами. Народ Иакова, а теперь точнее народ Израиля, должен показывать другим народам силу Бога, наполняющую человечество и формирующую его. Благодаря этому весь мир поймет, что посвящение жизни человека союзу с Божественным Законом, не налагает ограничений на его занятия, и не зависит от особых этнических характеристик. Человечество во всем его многообразии способно воспринять концепцию монотеизма, которой учит Израиль, и сложить множество человеческих и национальных индивидуальностей в единое царство Бога. Вот что вложил Всесильный Бог, в слово «Израиль».

« 16 И ДВИНУЛИСЬ ОНИ ИЗ БЕЙТ-ЭЛЯ; И БЫЛО ЕЩЕ НЕКОТОРОЕ РАССТОЯНИЕ ДО ЭФРАТА, КАК РАХЕЛЬ РОДИЛА И МУЧИЛАСЬ В РОДАХ СВОИХ. 17 И КОГДА НАПРЯГЛАСЬ ПРИ РОДАХ СВОИХ, СКАЗАЛА ЕЙ ПОВИТУХА: «НЕ БОЙСЯ, ВЕДЬ И ЭТО СЫН ТЕБЕ». 18 И БЫЛО, ДУША ЕЕ ПОКИДАЛА, КОГДА ОНА УМИРАЛА, ОНА НАРЕКЛА ЕМУ ИМЯ: БЕНОНИ, А ОТЕЦ НАЗВАЛ ЕГО БИНЬЯМИН. 19 И УМЕРЛА РАХЕЛЬ, И БЫЛА ПОГРЕБЕНА ПО ПУТИ В ЭФРАТ, ОН ЖЕ БЕЙТ-ЛЕХЕМ. 20 И ПОСТАВИЛ ЯАКОВ ПАМЯТНИК НАД ГРОБОМ ЕЕ: ЭТО НАДГРОБНЫЙ ПАМЯТНИК РАХЕЛИ ДО СЕГО ДНЯ».

Смерть Рахили, любимой жены Иакова, потрясла его. Но Бог, перед кончиной Рахиль, исполнил ёе молитву, которую она произнесла, после рождения Иосифа:« И ЗАЧАЛА ОНА, И РОДИЛА СЫНА, И СКАЗАЛА: «СНЯЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ПОЗОР МОЙ»; 24 И НАРЕКЛА ЕМУ ИМЯ ЙОСЕФ, ГОВОРЯ: «ДА ПРИБАВИТ МНЕ БОГ ДРУГОГО СЫНА«». (Быт. 30:23-24) Но, поскольку она рожала его в муках, то назвала его БЕНОНИ, что значит «сын моей скорби». Иаков же переименовал его в БИНЬЯМИН, что значит «сын правой руки, счастья». Но у Раши, есть иное толкование этого имени «Биньямин — Бен-Йамин, сын юга», поскольку он родился на пути на юг. На момент его рождения, Иакову было 103 года.

И так, Рахиль умирает, Иаков хоронит её «ПО ПУТИ В ЭФРАТ, ОН ЖЕ БЕЙТ-ЛЕХЕМ». Эта её могила сохранилась и до наших дней. Более того, она является местом поклонения иудейских женщин, когда они молятся о своих детях, или когда просят Бога, даровать им материнство.

Мавзолей Рахили.

И опять-таки, как говорят предания, после смерти Рахиль, Иаков перестал посещать шатры своих жен. Что послужило толчком к тому происшествию, о котором мы читаем далее:« 22 И БЫЛО, КОГДА ЖИЛ ИСРАЭЛЬ В ТОЙ СТРАНЕ, ПОШЕЛ РЕУВЕН И ЛЕГ С БИЛЬОЙ, НАЛОЖНИЦЕЙ ОТЦА СВОЕГО». Крайне угловатый перевод этого стиха. Будет наверное правильным, привести иной перевод:« И БЫЛО КОГДА ИЗРАИЛЬ ПОСЕЛИЛСЯ В ЭТОЙ СТРАНЕ, РЕУВЕН ПОШЕЛ И ПОСТАВИЛ ЛОЖЕ ОТЦА РЯДОМ С БИЛОЙ, НАЛОЖНИЦЕЙ ЕГО, ТАК, ЧТО ИАКОВ УСЛЫШАЛ ОБ ЭТОМ». То есть, значение этого отрывка следующее — Иаков разбил свой шатер, в котором он уже не мог больше жить с Рахилью, на некотором расстоянии от башни Гедер, вокруг которого стояла лагерем его семья, включая Лею, и наложниц. При жизни Рахиль, Яаков жил и с Леей и с другими своими женами, но после ее смерти он не жил ни с одной из них.

Возможно, Реувен увидев действия отца, осквернил его ложе в шатре Билы, чтобы побудить отца вернуться к его матери — Леи. Однако Реувен не достиг своей цели. Более того, Иаков осудил поступок Реувена, как ущемление права отца на собственное мнение, как ему дальше распоряжаться семейной жизнью. За что, впоследствии, Реувен лишится первородства.

И так, Иаков вернулся в земли отца своего Исаака, и расположился там со всем своим станом:« 27 И ПРИШЕЛ ЯАКОВ К ИЦХАКУ, ОТЦУ СВОЕМУ, В МАМРЭ, В КИРЬЯТ-АРБУ, ОНА ЖЕ ХЕВРОН, ГДЕ ЖИЛИ АВРААМ И ИЦХАК. 28 И БЫЛО ДНЕЙ ИЦХАКА СТО ВОСЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ. 29 И СКОНЧАЛСЯ ИЦХАК, И УМЕР, И ПРИОБЩЕН БЫЛ К НАРОДУ СВОЕМУ СТАРЫЙ И НАСЫЩЕННЫЙ ДНЯМИ. И ПОГРЕБЛИ ЕГО ЭЙСАВ И ЯАКОВ, СЫНОВЬЯ ЕГО».(Быт.35:27-29)

Бог дал дожить Исааку до того момента, пока его сын Иаков, после долгих странствий, вернулся к нему. А прожил Исаак, ни мало не много, а 180 лет. То есть даже на пять лет больше, чем его отец Авраам.

Нам же надо обратить внимание вот на этот эпизод, который произошел во время погребения Исаака:« И СКОНЧАЛСЯ ИЦХАК, И УМЕР, И ПРИОБЩЕН БЫЛ К НАРОДУ СВОЕМУ СТАРЫЙ И НАСЫЩЕННЫЙ ДНЯМИ. И ПОГРЕБЛИ ЕГО ЭЙСАВ И ЯАКОВ, СЫНОВЬЯ ЕГО». И сравним, с подобным моментом, при погребении Авраама:«  ВОТ ДНИ ЛЕТ ЖИЗНИ АВРААМА, КОТОРЫЕ ОН ПРОЖИЛ: СТО СЕМЬДЕСЯТ ПЯТЬ ЛЕТ. И СКОНЧАЛСЯ АВРААМ, УМЕРЕВ В ДОБРОЙ СТАРОСТИ, МУДРЕЦ, УДОВЛЕТВОРЕННЫЙ ЖИЗНЬЮ, И БЫЛ ПРИОБЩЕН К НАРОДУ СВОЕМУ. И ПОХОРОНИЛИ ЕГО ИЦХАК И ИШМАЭЛЬ, СЫНОВЬЯ ЕГО, В ПЕЩЕРЕ МАХПЕЛА, НА ПОЛЕ ЭФРОНА, СЫНА ЦОХАРА-ХЕТТА, КОТОРОЕ ПРЕД МАМРЭ. ». (Быт.25:7-9)

В чем же здесь разница? А в том, что при погребении Авраама, Ишмаэль признал первородство Исаака, а вот при погребении Исаака, Исав, по отношении к Иакову, это не признал. То есть, конфликт Исав & Иаков, будет иметь продолжение еще в течении многих веков. О чем мы будем говорить, при дальнейшем исследовании книг ТаНаХа.

Ну и в заключении этой недельной главы, Тора приводит список потомков Исава:«  1 А ЭТО — РОДОСЛОВИЕ ЭЙСАВА, ОН ЖЕ ЭДОМ.……» (Быт.36:1)

Но начнем мы этот раздел, вот с этого места:« И ВЗЯЛ ЭЙСАВ ЖЕН СВОИХ, И СЫНОВЕЙ СВОИХ, И ДОЧЕРЕЙ СВОИХ, И ВСЕ ДУШИ ДОМА СВОЕГО, И СТАДА СВОИ, И ВЕСЬ СКОТ СВОЙ, И ВСЕ ИМУЩЕСТВО СВОЕ, КОТОРОЕ ПРИОБРЕЛ В СТРАНЕ КНААН, И УШЕЛ В ДРУГУЮ СТРАНУ, ПРОЧЬ ОТ ЯАКОВА, БРАТА СВОЕГО; ИБО СЛИШКОМ ВЕЛИКО БЫЛО ИМУЩЕСТВО ИХ, ЧТОБЫ ЖИТЬ ВМЕСТЕ, И ЗЕМЛЯ, НА КОТОРОЙ ЖИЛИ ОНИ, НЕ МОГЛА ВМЕСТИТЬ ИХ ИЗ-ЗА СТАД ИХ. И ПОСЕЛИЛСЯ ЭЙСАВ НА ГОРЕ СЕИР: ЭЙСАВ, ОН ЖЕ ЭДОМ».

Невольно напрашивается параллель, на то разделение, которое произошло в свое время между Авраамом и Лотом, семьям которых тоже было тесно жить рядом. И помним мы также финал жизни Лота, от которого, через его дочерей, пошли народы, которые впоследствии, стали преткновением для Израиля. Так и в случае с Исавом — мирно разделившись, он создал народ, одно из  племен которого стало родоначальником антисемитизма. Лидером в этом плане, стало племя возглавляемое Амалеком, внуком Исава, и прародителя Амана, о котором ведется речь в книге Есфирь.