Перейти к содержимому

Недельная глава Ки теце

(Когда выступишь)

(Втор. 21:10-25:19 )

И так, наступила пора разбора очередной недельной главы, которая называется Ки теце, что значил «Когда пойдешь (на войну)».

Сразу оговоримся — это супер насыщенная недельная глава.

Если подробно разбирать каждую Заповедь, то должна получиться приличная книга, а не краткая статья.

Даже разбор треть приведенных тут заповедей, требуют много времени.

Поэтому, мы будем рассматривать только определенные Заповеди, оставляя остальные, для личного исследование читателя.

И так, переходим к обсуждению.

Название раздела часто не является основной темой всего отрывка. 

Тем более этой, где мы наблюдаем массу Заповедей, из разных областей жизни, и на первый взгляд, даже не связанных между собой. 

Но оказывается, что вся глава посвящена одному важному принципу:«Не закрывай глаза на правду».

В разных сферах — военной, семейной, юридической, социальной, и даже гигиенической.

Ничего не делается «само по себе».

То есть, нужно увидеть проблему, осознать её и решить.

Нельзя перекладывать ответственность на окружающий мир, на своих ближних, на Бога.
И ненадо надеяться на счастливый случай, когда есть возможность исправить ситуацию своими силами.
Нам важно понять, что Всевышний постоянно присутствует в жизни каждого из нас.

И если мы сталкиваемся с ситуацией, которая на первый взгляд кажется безнадежной, то надо помнить, что Творец рассчитывает, что мы эту проблему можем решить своими силами.

Иначе говоря, открывая глаза на происходящее, мы можем ощутить взаимосвязанность всех вещей, и жизненных случаев.

Ну, примерно, как это описывается в этой недельной главе.

И так, хотя название говорит о войне, но в «Ки теце», находится большое количество не связанных с ней заповедей.

Но общая связывающая их идея, заключается вот в этой мысли «тиккун олам», иначе — исправление мира.

Это когда наши праведные поступки улучшают окружающий нас мир.

В наших силах внести тиккун олам во Вселенную, улучшить её — не потому, что она сотворена плохо, а потому, что мы можем быть соавторами Творца в её творении.

Вот только начинать надо не с великих и могучих свершений, а с себя; со своей семьи; с ближайшего окружения.

И так, эта недельная глава примечательна тем, что в ней даются 74 заповеди: 27 предписывающих и 47 запрещающих.

И еще одна особенность — эта глава не «супер духовна», на первый взгляд.

Да и какая духовность в том, чтобы не до конца собирать виноград.

Или не возвращаться за забытым снопом.

Или как разводится с женой.

Какая тут духовность?

Или может быть, все-таки есть?

Оказывается есть, и довольно таки глубокая.

Все дело в том, как мы относимся к этим Заповедям.

Как к Закону, который нас напрягает, или как к Закону, который нас учит любить и Бога, и Его творение.

Притом все творение — начиная с земли, и кончая высшим созданием Бога — человеком.

И вот именно с этих позиций, давайте рассмотрим некоторые из Заповедей.

Не все, поскольку их, как уже было сказано 74 Заповеди, а лишь некоторые.

И начнем этот разбор, с пленой девушкой, которую еврей, захотел «вдруг» взять себе в жены:

10 Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен, 11 и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену, 12 то приведи ее в дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои, …. (Втор.21:10-12)

— и далее по тексту.

И тут начинаются тонкости, которые можно понять, только в связке со всей Торой.

Во-первых, нужно брать именно девушку, не познавшую мужа, как об этом раньше повелел Моше:

17 итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; 18 а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя;  (Чис.31:17,18)

И во-вторых, в плен можно было брать женщин, только вне предела Земли обетования.

То есть не из числа тех семи перечисленных народов, которых надо было либо изгнать, либо уничтожить.

Чтобы они не стали «сетями для ног ваших».

То есть, чтобы не увели сынов Израиля в язычество, как это пытались сделать дочери Моава, когда евреи остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона.

Кроме всего прочего, кандидатка в жены, должна была прилюдно отказаться от своих богов, принять единобожие, и научится жить по Законам Торы.

И только через месяц, если она не будет вызывать у него отрицательные эмоции, то он можешь войти к ней, и сделать её своей женой.

А если нет — то отпусти её без всяких условий, не обесчестивая её.

Но как показывает практика, даже при положительном прохождении «испытательного срока», сам по себе факт, намечающегося будущего брака с иноплеменницей, крайне нежелателен.

Поскольку, если она, пройдя нормально все испытания, станет его женой, то в будущем, став уже матерью его ребенка, она невольно может передать ему ту языческую культуру, в которой сама выросла.

То есть, если встретишь на войне красивую нееврейку, и увлечешься ее внешностью, и вздумаешь на ней  жениться, то жди тяжелых последствий.

Собственно, что чаще всего и происходило.

И потом потребуется немало усилий, чтобы вернуть отрока, или молодую особу, к Единому Богу.

Поэтому делается вывод:«не все, что можно, — нужно!!!»

Кстати, у Павла тоже есть параллель на эту Заповедь:

12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. 14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. 15 Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь.  (1Кор.7:12-15)

Конечно, Павел высказывается куда более мягче, Божьего повеления евреям.

Это и понятно, поскольку в той ситуации, о которой пишет Павел, к вере приходили люди из язычества, и не всегда полными семьями, как это случилось с евреями у горы Синай, а по позыву конкретной души.

Как видим, оказывается в такой «простой» Заповеди, заложена очень глубокая духовная подоплека.

15 Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, [так] и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, — 16 то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; 17 но первенцем должен признать сына нелюбимой [и] дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему [принадлежит] право первородства. (Втор.21:15-17)

Вопрос с многоженством, очень непростой вопрос.

В то время, во всех окружающих евреев народов, это было как само собой разумеющееся.

Не стало это исключением и у евреев.

Вспомним Авраама, или Иакова, и даже Моше.
Поэтому Творец понимал, что в одночасье разрушить институт многоженства — это значит пройти мечом по человеческим судьбам.

Исходя из этого, Бог оградил многоженство множеством Заповедей, из которых можно сделать вывод, что само явление многоженства не приводит к добру.

Вспомним судьбу Рахель и Лию.

Или Анна и Феннана — жены Елкана.

Или как многоженство отрицательно сказалось как на судьбе Давида, так и на судьбе Соломона.

Но в этой заповеди скрыт еще один очень непростой вопрос, на который указывает эта Заповедь.

Представим себе на минуту, что мужчина женился на женщине, но через какое-то время, она ему не понравилась, и он дал ей разводное письмо.

А через очень короткое время, опять женился на другой женщине, которая, через время рожает ему семимесячного сына.

И нелюбимая, которой он дал развод, тоже рожает сына от него, но в установленный для этого срок — через девять месяцев.

То есть позже, чем любимая жена.

Так вот, Закон Бога, становится на защиту нелюбимой жены, и мужчина ОБЯЗАН признать её сына ПЕРВЕНЦЕМ, поскольку она зачала от него раньше, чем любимая жена.

Вот вам и очередная духовная подоплека, очередной Заповеди.

18 Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, — 19 то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания 20 и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; 21 тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и [так] истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся. (Втор.21:18-21)

По мнению некоторых исследователей, этот закон никогда не приводился в исполнение и видимо не будет выполнен.

Но если так, то для чего Тора его приводит?

Как говорят мудрецы:

«Непутевый и строптивый сын заслуживает смерти из-за того, к чему неизбежно приведет его образ жизни…
Рано или поздно он растратит отцовское достояние, но будет продолжать искать удовольствия, к которым привык, а они окажутся недоступными… и начнет грабить людей
».

Иначе говоря, человек начинает сходит с правильного пути, чаще всего в чем-то малом, и на первый взгляд незначительном.

Рассмотрим это на примере будущего алкоголика — там все тоже начинается с безобидной рюмки вина в свободное время, и в дружеской компании.

И тут, если нет «тормозов», может постепенно появится привычка, уже не одну рюмку «опрокидывать», и не обязательно в кругу реальных друзей, а почаще, и по любому поводу, и с кем попало.

Это не очередная «страшилка», а констатация того факта, как человек скатывается в пропасть.

И не только в отношении к алкоголю, но и по отношению к другим порокам — наркотики, разврат, обжорство, тунеядство, ну и так далее.

Опять таки, как говорят иудеи:

«Остерегайся, чтобы не совершить даже легкого греха в той же мере, как ты остерегаешься, чтобы не совершить «серьезного» греха, ибо один грех влечет за собой другой грех».

Это же правило, относится и к исполнению Заповедей, но уже с точностью до наоборот — человек должен относиться с предельным вниманием даже к самой маленькой и «легкой» заповеди, поскольку одна заповедь влечет за собой исполнение другой, и так далее.

Но вернемся к обсуждению этого отрывка.

И так, родители воспитывают сына, и тот вырастает распущенным человеком.

По Закону его надо предать суду.

Многие из нас, уже являются родителями, и могут понять те чувства, которыми могут быть  переполнены те родители, сыновей которых надо предать суду.

Это, во-первых.

А во-вторых, какое отношение будет у общества, к тем родителям, которые вырастили этого сына.

Дальше думаю, комментарии излишни.

Пусть каждый из нас самостоятельно поразмышляет над этой ситуацией.

Поэтому мудрецы говорят:

«Жалость по отношению к ребенку, у которого уже на раннем этапе развития проявляются дурные качества, в будущем может обернуться жестокостью этого ребенка, к окружающим его людям, в том числе и к родителям!!!»

22 Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, 23 то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел. (Втор.21:22,23)

Слово Элохимимеет два значения:

— имя Всевышнего, указывающее на меру суда;

— судьи, осуществляющие суд по законам Торы.

Если принять первое значение слова, то запрет оставлять тело казненного без присмотра понимается как запрет оскорбления имени Всевышнего, поскольку каждый человек создан по Его подобию.

Второе — требование Торы похоронить казненного до захода солнца следует рассматривать как запрет ставить под сомнение справедливость судей, ибо надругательство над телом свидетельствует об излишней жестокости.

Общим для обоих комментариев является призыв проявлять уважение даже к преступнику.

И, что смерть искупает грех человека даже в том случае, если он раскаивается в своем поступке в самое последнее мгновение жизни.

Ведь никто не может знать, о чем думал человек в последние минуты жизни, поэтому следует исходить из предположения, что, душа раскаявшегося и перенесшего позор и страдания человека поднялась на один уровень с душами праведников. 

Кроме этого,если оставить мертвое тело без надзора, то оно будет растерзано зверями или птицами, и части его станут источниками ритуальной нечистоты.

1 Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему; 2 если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их; 3 так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною [вещью] брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться [от сего]. (Втор.22:1-3)

При описании тои или иной Заповеди, Тора часто выбирает наиболее распространенные ситуации, и не имеет в виду, что Заповедь ограничивается исключительно теми случаями, которые приведены в ее тексте.

Она использует их лишь в качестве примера, призванного стать иллюстрацией к общей Заповеди. правила.

С помощью примера о быке и ягненке задается общее правило для всех найденных домашних животных. 
 Человек обязан приложить усилия, чтобы вернуть любое потерянное имущество хозяину.

А невозвращенное найденное имущество, приравнивается к воровству.

5 На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие. (Втор.22:5)

Думаю, что в особых комментариях, данная Заповедь не нуждается.

В данном случае, осуждается использование одежды, как повод, для удовлетворения сексуальных запросов, извращенным путем.

9 Не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян, которые ты посеешь вместе с плодами виноградника [своего]. 10 Не паши на воле и осле вместе. 11 Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе. (Втор.22:9-11)

Эти две запретительные Заповеди, нужно рассматривать через призму вот этого запрета:

13 Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них. 14 Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами. 15 Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте. 16 Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину: да будут они преданы смерти, кровь их на них. (Лев.20:13-16)

А что же общего между ними?

Дело в том, что при сотворении мира, Бог дал каждому своему творению, определенные параметры существования, переступая которые, человек нарушает дисбаланс Его творения.

Это касается как неживой природы, так и живой.

Вот та основная мысль, которая заложена в этих Заповедях.

12 Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься.

(Втор.22:12)

 Из не евреев, наверное многие помнят традицию завязывать на платочке «узелок на память».

Эта традиция присуща многим народам.

Особенно в христианском мире, что навевает предположение, откуда это все пришло.

Этот «узелок», служит как напоминание о том, что нужно сделать какое-то намеченное дело.

А для еврея узел на нитях, привязанных к одеждам, — это постоянное напоминание о Всевышнем, и о Его воле, относительно Завета с Израилем.

То есть, еврей должен помнить о том, что исполнение воли Творца, это исполнение того Завета, который Бог заключил именно с ним, поскольку Заповедь дана в единственном числе, что подразумевает персональное обращение Бога, к конкретному еврею.

13 Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее, 14 и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: «я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства», 15 то отец отроковицы и мать ее пусть возьмут и вынесут [признаки] девства отроковицы к старейшинам города, к воротам; 16 и отец отроковицы скажет старейшинам: дочь мою я отдал в жену сему человеку, и [ныне] он возненавидел ее, 17 и вот, он взводит [на нее] порочные дела, говоря: «я не нашел у дочери твоей девства»; но вот признаки девства дочери моей. И расстелют одежду пред старейшинами города. 18 Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа и накажут его, 19 и наложат на него сто [сиклей] серебра пени и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою.  (Втор.22:13-19)

Чаще всего, при разборе этого места, начинают с того, что выясняют, была ли эта женщина девственницей, или нет.

Но тут есть одна тонкость:«Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее».

То есть, первопричина не в том, что честная она, или нет, а в том, что «возненавидит ее».

За что и почему — это уже другой вопрос.

И после этого:«и будет возводить на нее порочные дела».

То есть, тут мы видим, почти 100% вариант, что мужчина хочет избавиться от этой женщины ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ!

Возможно причина была в том, что брак был для них двоих навязан.

То есть, возможно, была клятва между родителями о том, что когда их дети подрастут, то они их поженят.

Что и случилось по истечению времени.

Или когда девушку продали в рабство другой семье, и по достижению ею определенного возраста, она должна стать женой одного из сыновей хозяина (Исх. 21:7-11).

Возможны и другие варианты, когда либо брак был заключен насильственно, либо необдуманно.

Теперь что касается наказания в прелюбодеянии.

Этот Закон, крайне сложно применить на практике, поскольку должны быть два свидетеля, которые бы присутствовали при акте прелюбодеяния.

Не до него, не после него, а именно в процессе прелюбодеяния.

Это во-первых.

Во-вторых, показание одного свидетеля, не являлось основанием, для вынесения приговора.

Вот почему сложно было применять этот Закон на практике.

В Торе, описано всего два случая, когда акт прелюбодеяния был зафиксирован строго по Закону.

Это случай с Тамар, и с Вирсавией, поскольку был обнаружен предмет прелюбодеяния — беременность без мужа.

В рассматриваемом же эпизоде, налицо наговор на женщину, с целью избавится от неё.

Кстати, ожидаемый мужчину финал, в этом эпизоде, будет весьма плачевный:

18 Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа и накажут его, 19 и наложат на него сто [сиклей] серебра пени и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою.  (Втор.22:18,19)

«накажут его» — это сорок ударов плетью, без одного.

Плюс штраф, а также невозможность развестись с ней.

Я уже не говорю о той репутации, которую он сам себе заработает.

22 Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и [так] истреби зло от Израиля. (Втор.22:22)

Думаю, что особых комментарий тут не требуется.

Мужчина, совративший замужнюю женщину, также подлежит наказанию смертной казнью.

Но тут вот какая «петрушка» — согласно Закону, должно быть два свидетеля, которые лично видели акт прелюбодеяния, от начала и до конца.

Как было сказано выше, подобное практически невозможно.

Но это не значит, что преступника можно было отпустить на свободу — его могли передать на суд царю, который мог решить этот вопрос единолично.

В период монархии, в Израиле существовал особый суд, который представлял дела на рассмотрение царя.

И царь, который не был связан строгими правилами об обязательности предупреждения, которые фактически никогда не позволяли Синедриону вынести смертный приговор, мог вынести как оправдательный, так и смертный приговор.

Как это случилось в случае с Вирсавией, когда только заступничество Давида, спасло ей жизнь.

23 Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, 24 то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и [так] истреби зло из среды себя. (Втор.22:23,24)

Этот момент, полностью подпадает под то, о чем мы говорили чуть выше.

Но тем не менее, мы на этом месте остановимся поподробней.

И связанно это с тем, что через призму этой Заповеди, мы рассмотрим догмат «о непорочном зачатии».

Как мы помним, согласно этому догмату, Мария забеременела от Святого Духа, будучи обрученной с Иосифом.

То есть, согласно этой Божьей Заповеди, она совершила прелюбодеяние, и поскольку была из рода Ааронова, то её должны были после побития камнями сжечь.

И кроме этого, осудить Духа Божьего, в нарушении им же данного Закона.

Вот к чему приводит, необдуманное (а может и обдуманное) извращение Божьего Слова.

Приписать Богу прелюбодеяние — это верх безбожия.

3 Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки, 4 потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя; 5 но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя. 6 Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки.  (Втор.23:3-6)

Этот Закон имеет и сегодня для нас определенный актуальный смысл.

Одна из реалий древнего мира заключается в том, что происхождение человека считается не по его генетике, а по его самоидентификации.


То есть, сама генетика человека может меняться вместе с изменением его мировосприятием.

И примером тому немало.

Например арамеец Авраам, после его призвания Богом, стал называться евреем.

Также и Ривка, жена Исаака; или Рахель и Лея – жены Иакова.

И Итро и его потомки, включая Ципору — жену Моше.

Или те «множество разноплеменных людей», которые вышли с евреями из Египта, и впоследствии влившиеся в Израиль, как полноценные его граждане.

Мы также помним, что целые нации, после их завоевания, прекращали свое существование не потому, что были истреблены, а что смешались с нацией завоевателя, и становились частью этого народа.

То есть, «формула происхождение определяется самоидентификацией, а не генетикой» была общепринятой в той мировой культуре, о которой повествует Писание.

Всё это даёт возможность предположить, что потомки людей, которые приняли единобожие, и отказавшиеся от самоидентификации со своими предками, могут войти в Общину Всевышнего.

Поэтому фраза «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки» относится к тем, кто «не встретили вас с хлебом и водою на пути…».

Именно исходя из этого правила, хананеянка Раав, и моавитянка Руфь, не только смогли войти в общество Израилево, но и стать в череде праматерей Мессии.

И таких примеров в Писании немало.

И так, фраза «Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки», адресована к тем, кто противостоит воле Бога.

Кстати, во время Маккавейских событиях, немалая часть евреев, противостояла Закону Бога, что практически привело к гражданской войне.

Тем самым, подтвердив правило, которое высказал апостол Павел:

28 Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; 29 но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. (Рим.2:28,29)

Естественно, что приведенная цитата, касается только еврея.

И так, подведем итог, этой непростой Заповеди — пока ты считаешь себя потомком того народа, который противостоит Израилю, как носителю Божьего Учения, до тех пор, ты будешь принадлежать к потомкам Аммонитян и Моавитян, и не сможешь войти в общество Господне.

Даже если ты себя считаешь христианином.

Ну и естественно, что не можешь принадлежать и к общине Мессии Иешуа.

Это очень серьезное предупреждение.

Поэтому, в каждом времени были свои и аммонитяне, и моавитяне.

И свои Корахи, и Зимри, и Дафан, и Авирон и ….

7 Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его; 8 дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне. (Втор.23:7,8)

Иногда можно услышать такую характеристику еврейского народа:«Это племя, которое превознеслось над другими нациями, считая себя элитой человечества».

Притом нередко это можно услышать даже из уст последователей Мессии в церквях.

И подчас даже с кафедры.

Увы, как это ни печально, но это факт.

Но Писание учит совершенно другому.

Да, по отношению к тем семи народам, которых указал Бог, не должно быть никаких иллюзий — их надо было либо изгнать, либо уничтожить, как носителей зла.

Но по отношению к иным народам, если они не противостоят Израилю, Бог не дает таких повелений.

Более того, Он неоднократно повторяет:«Люби пришельца, ибо и ты был пришельцем в Египте».

Естественно, что если этот пришелец, или целый народ, не противостоит тебе, или если не призывает тебя идти вслед других богов.

Тут не должно быть никакого либерализма, по отношению к ним.

А поступать так, как Бог повелел поступать с теми семи народами.

9 Когда пойдешь в поход против врагов твоих, берегись всего худого. (Втор.23:9)

Самая большая и длительная война в жизни человека – это война с его личным ецера-а-ра (дурным началом).
Тора предупреждает, что тот, кто желает преуспеть в своей войне с ецера-а-ра, должен, прежде всего, быть внимательным, ко всех своих делах.

Иначе — размышлять о своих поступках и душевных качествах и постоянно следить за ними, насколько они хороши, или нет.

И понять важность того, что каждым действий, мы либо приобретает, либо теряет связь с Тем, Кто дает дыхание жизни

А через это зависит и наша надежда касательно вечности.

Точнее, где мы там будем находиться в вечности — с Ним, или без Него.

19 Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что [можно] отдавать в рост; 20 иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею. (Втор.23:19,20)

Ну вот опять «расистская» заповедь.

Или все таки там скрыт иной смысл?

Один из важнейших принципов, лежащий в основе многих законов, определяющих взаимоотношения с не евреями, — принцип взаимности.

Если не евреи принимают на себя определенные обязательства по отношению к сынам Израиля, то и сыны Израиля должны соблюдать аналогичные обязательства.

Не евреи никогда не принимали на себя никаких обязательств не брать проценты с евреев. Постановление церкви не брать проценты  с не еврея, действовало только в пределах ее собственной паствы.

Поэтому, когда евреи нуждались в ссудах, то они предпочитали решать дела внутри общины.

И так, в экономическом отношении еврей\не еврей установилось правило паритетных законов, и  принципа равноправия. 
Вот и весь «расизм».

1 Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, 2 и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, 3 но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену, — 4 то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом, и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел. (Втор.24:1-4)

«после того как она осквернена» — то есть была уже с другим мужчиной.

В данном случае речь идет не о совершенном преступлении, а лишь о том, что женщина стала навсегда запрещенной для своего первого мужа.

Независимо от того, насколько изменится ее статуса в будущем — вдова, или опять отпущена.

Цель этого Закона — предотвратить легкомысленное отношение к браку, только потому, что Тора разрешила развод. 

19 Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих. 20 Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. 21 Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове; 22 и помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие.

(Втор.24:19-22)

«Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих.» — эту заповедь нельзя исполнить сознательно, поскольку речь идет именно о «забытом снопе».

Это как бы предупредительная Заповедь.

А касательно маслины, и виноградника, то это уже повелительная заповедь.

И её пример, мы находим в Евангелии от

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; 13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было [собирания] смокв. 14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его. (Мар.11:12-14)

То есть, хозяин сбил все плоды, не оставив ничего ни пришельцу, ни вдове, ни сироте.

И за эту жадность, он полностью лишился этого дерева.

5 Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, — 6 и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле. 7 Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»; 8 тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять ее», 9 [тогда] невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему». 10 и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого. (Втор.25:5-10)

Это еще одна Заповедь в защиту женщин.

По той простой причине, что Бог всегда встает на защиту обездоленных — вдов, сирот, женщин и пришельцев — самой незащищенной части населения.

Вот и в данном эпизоде, речь идет о левиратном браке, защищающей вдову.

Впервые мы с этой практикой столкнулись в тридцать восьмой главе, книги Бытия:

6 И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь. 7 Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. 8 И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. (Быт.38:6-8)

А второй пример, мы находим в Книге Руфь:

9 И сказал Вооз старейшинам и всему народу: вы теперь свидетели тому, что я покупаю у Ноемини все Елимелехово и все Хилеоново и Махлоново; 10 также и Руфь Моавитянку, жену Махлонову, беру себе в жену, чтоб оставить имя умершего в уделе его, и чтобы не исчезло имя умершего между братьями его и у ворот местопребывания его: вы сегодня свидетели тому.

(Руф.4:9,10)

Кстати, понимание этой Заповеди, дает нам ключ, к пониманию родословия Мессии, точнее к пониманию того, кто был биологическим отцом Иосифа — отца Иешуа.

Читаем у Лука:

23 Иисус, начиная [Свое служение], был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев,   (Лук.3:23)

— а теперь у Матфея:

16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

(Матф.1:16)

Так кто биологический отец Иосифа — Иаков, или Илия?

Иаков, поскольку Илия умер, не оставив после себя потомства.

А Иаков, как его ближайший родственник (степень его родства не известна), взял по  Закону его жену, и первого родившегося сына, а это был Иосиф, записал на Илию.

Вот почему написано у Луки «как думали, Сын Иосифов, Илиев».

Правда, тут желательно поменять кое-какие слова местами, чтобы текст читался более осмысленно:

23 Иисус, начиная [Свое служение], был лет тридцати, и был, Иосифов, как думали, сын Илиев, — и далее по тексту.

17 Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта: 18 как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога; 19 итак, когда Господь Бог твой успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, чтоб овладеть ею, изгладь память Амалика из поднебесной; не забудь. (Втор.25:17-19)

Недельный раздел завершается заповедью об уничтожении Амалека, напавшего на евреев из засады, сразу после Исхода из Египта.

Но в данном случае Амалик — это не сколько физическая личность (возможно Амалика на тот момент уже не было в живых), сколько воплощение всего того, кто пытается противостоять Богу, и Его планам, по переустройству мира.

Таких «амаликов», на протяжении всей истории Израиля, было немало.

И самая зловещая фигура, на этом фоне — это Гитлер, в эпоху правления которого, было физически уничтожено, порядка шести миллионов евреев.

Поэтому, не забудь изгладить (читаем — уничтожить) полностью его память в себе.

А что за причина побудила Амалека пуститься в пустыню, чтобы уничтожить евреев?

Оказывается, есть одна, уникальная причина — антирелигиозность.

Главная причина войны Амалека с евреями — безверие Амалека.

Исход еврейского народа из Египта и чудесный переход через море потрясли древний тогдашний мир.

Но Амалек не поверил в эти чудеса.

Для того-то он и напал на Израиль.

В тот раз, войско Амалека было разбито, а сами амаликяне, через время, во времена Саула, полностью сойдут со сцены истории.

Но их отдельные представители, еще не раз будут напоминать Израилю, о том, что антисемитизм, порожденный Амалеком живуч.

И один из них Аман, потомок Амалека, который также стремился физически уничтожить всех евреев, история о котором повествуется в книге Эстер.

И так, подведем короткий итог, этой недельной главы:
— Моше описывает единственный допустимый способ женитьбы на чужеземной женщине, плененной во время войны.

— За сыном-первенцем сохраняется право на двойную долю из отцовского наследства, даже если он родился от «нелюбимой» жены.

— «Буйного и непокорного сына», который неизбежно превратится в законченного негодяя и преступника, приговаривают к смерти через побиение камнями.

— Тело повешенного человека нельзя оставлять на виселице до следующего дня, ибо тело — обитель души от Бога.
— Любую находку полагается вернуть владельцу, для розыска которого следует приложить все усилия. Мужчинам запрещено носить женскую одежду, а женщинам — мужскую.

— Если обнаружишь на дороге птичье гнездо, прежде чем взять птенцов или яйца, необходимо вначале отпустить наседку.

— Крыши еврейских домов должны иметь ограждения.
— Нельзя засевать поле семенами разных растений, пахать вместе на быке и осле, носить ткани из комбинации шерсти и льна.

— Четырехугольная одежда должна иметь на углах плетеные кисти нитей — цицит.
— Детально приведены законы, касающиеся запретных отношений между полами.

— Отправляясь на войну, евреи должны соблюдать в своем стане правила ритуальной чистоты.

— Если раб сбежит от хозяина, нельзя насильно возвращать его.

— Проституция строго запрещена в равной мере как для женщин, так и для мужчин.

— Когда ссужаешь деньги еврею, нельзя брать с него проценты.

— Обетов и клятв следует, по возможности, избегать, а если взял, то исполни.

— Работник может есть плоды во время уборки урожая, но ему нельзя брать их домой.   

— Устанавливаются правила развода и повторного брака.
— В первый год после свадьбы молодой муж освобождается от воинской службы и остается дома, чтобы радовать жену и укрепить супружеские отношения.

— В качестве залога за ссуду нельзя брать орудия труда, чтобы не лишать должника средств к существованию.

— Наказание за похищение людей — смертная казнь.
— Даже в случае просрочки займа кредитор обязан вернуть должнику его залог до вечера, если тот нуждается в этом предмете.

— Нельзя задерживать оплату наемного работника.

— Запрещено наказывать человека за преступление, совершенное его родственником.

— Особая защита предоставляется пришельцам, вдовам и сиротам ввиду их социальной уязвимости.

— Надлежит оставлять беднякам неубранную часть урожая.

— Суд может приговорить осужденного к телесному наказанию (но не более 39 ударов).

И так далее.
Это если очень коротко.

А подробно — постоянное личное желание всегда исследовать Писание, чтобы приближаться к образу и подобию Бога.