Перейти к содержимому

                                                   Недельная глава Ки Таво

(Когда придешь)

(Втор. 26-29:9)

Но прежде всего, давайте отметим, что мы постепенно подходим к концу очередного, годового цикла, разбора книг Торы.

А насколько эта учеба повлияло на нашу практическую жизнь, пусть каждый сам себе даст ответ.

Но хочется верить, что год не прошел для нас впустую.

И нам есть о чем поразмышлять, тем более, накануне череды осенних праздников, которые начинаются с Рош ha Шана, затем Йом Кипур, и завершается Суккотом.

И чтобы, подходя к этим дням раскаяния, мы уже могли подвести кое какие итоги.

Это надо делать не для того, чтобы дрожать в диком страхе «спасен/не спасен»а чтобы научится убирать те преграды, которые мы же сами себе и возводим, между Богом и собой, в процессе каждодневной нашей жизни.

И то, что с Богом надо реально общаться — через молитву, через наши мысли, через наши дела — я думаю, ни у кого не вызывает возражения.

При этом, это действительно должно быть общение, а не бездушный ритуал.

Ну, примерно как у Авраама:

23 И подошел Авраам, и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? 24 Может быть есть пятьдесят праведников в этом городе? Неужели Ты погубишь, и не простишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? 25 Неблагопристойно Тебе делать подобное, чтобы погубить праведного с нечестивым и чтобы праведный был, как нечестивый; неблагопристойно Тебе это! Неужели Судья всей земли не учинит правосудия?   (Быт.18:23-25)

Согласитесь, что это было довольно таки дерзко, со стороны Авраама

Но то, что сделал Авраам, как раз и соответствует Божьему замыслу:«Сотворю человека, по Образу и Подобию Своему».

То есть, в приведенном диалоге, Авраам показал Богу, что он не бездушная марионетка, а личность, которая сопереживает за гибель каждого Его творения.

А ведь именно этого хотел Творец в своем, изначальном Замысле.

Но тогда непонятно, почему столько нерешенных проблем, в нашей личной жизни, и в наших взаимоотношениях с окружающими, и с Творцом?

Может быть потому, что зная теорию, мы не совмещаем её с практикой?

Или до конца непоняли вот этот момент:

8 Да не отходит эта книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью, чтобы в точности исполнять все написанное в ней, тогда удачлив будешь на пути твоем и преуспеешь. 9 Повелел же Я тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не трепещи, ибо с тобой Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь. (Иис.Нав.1:8,9)

И еще один немаловажный момент, нашего духовного взросления, который происходит, практически у всех тех, кто решил полнокровно оформить свои отношения с Творцом.

И заключается он вот в чем — в начале нашей духовной жизни, мы остро чувствовали и присутствие Бога, и нашу нужду в Нем.

Но в процессе нашего духовного «взросления», это ощущение, как бы потихоньку, что ли притупилось.

Это, чаще всего, проявляется в затухании явно праздничном состоянии, в наших с Ним взаимоотношениях.

Некоторых это пугает, и они начинают паниковать:«Бог ты где?».

Другие стыдятся оглашать этот момент, замыкаясь в себе, чтобы ни кто не сказал, что они «не рождены свыше».

Естественно, что чаще всего, подобные мысли, могут посещать тех, кто остановился в своем духовном росте.

Ведь как иногда говорят тем, кого приглашают на покаяние:«Если ты покаешься и примешь Бога и Его Мессию, то ты уже будешь спасен, и многие проблемы отпадут».

Тогда почему появляется такое состояние души?

А ответ на этот вопрос опять таки очень прост — Бог никуда и ни от кого не собирался уходить.

Просто мы, в своем хождении перед Ним, должны расти, выходя из «духовного детства», и становится зрелыми служителями Творца в той области, где наши таланты и наклонности, принесут наиболее зрелые плоды.

Это примерно похоже на то, как растут наши дети.

В младенчестве, они остро нуждаются в нашем присутствии, в нашей защите, в нашем уходе за ними.

Но с возрастом, они становятся более зрелыми, и многие вопросы уже по силам им решать самостоятельно.

Так и мы остро нуждаемся в Творце, когда только стали на путь хождения пред Богом.

Но в процессе нашего роста, Творец не уходит от нас, а оставаясь рядом, дает нам возможность, предпринимать самостоятельные шаги.

Он как-бы, освобождает нам Свое жизненное пространство, давая нам возможность самостоятельных действий.

Ну а теперь перейдем непосредственно к исследованию, очередной недельной главы, которая называется «Ки таво», что значит «Когда придешь».

И начнем с самого начала библейского текста:

1 Когда ты придешь в землю, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней; 2 то возьми начатков всех плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе, и положи в корзину, и пойди на то место, которое Господь Бог твой изберет, чтобы пребывало там имя Его; 3 и приди к священнику, который будет в те дни, и скажи ему: сегодня исповедую пред Господом Богом твоим, что я вошел в ту землю, которую Господь клялся отцам нашим дать нам….. 10 итак вот, я принес начатки плодов от земли, которую Ты, Господи, дал мне. И поставь это пред Господом Богом твоим, и поклонись пред Господом Богом твоим, 11 и веселись о всех благах, которые Господь Бог твой дал тебе и дому твоему, ты и левит и пришелец, который будет у тебя.  (Втор.26:1-3; 10-11)

Этот, вышеприведенный отрывок, ничего нам не напоминает?

Ну, к примеру, вот это место:

3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,… (Быт.4:3)

— и тем самым становится понятным, почему Господь Бог, не принял жертву Каина.

То есть, он сначала сам насытился, и только «Спустя несколько времени», вспомнил, что надобно бы отблагодарить Бога, за то, что Он дал ему благословение, в виде избыточного урожая.

А ведь надо было «… возьми начатков всех плодов земли …».

Но, некоторые могут сказать «Ведь тогда еще небыло Законов Торы, и как Каин мог знать, как надо приносить жертву от земли

А как же он тогда узнал, что вообще надо было приносить жертву?

Не Единый ли был источником Своего Закона, как для Каина, так и для будущих поколений евреев, стоящих у Синая?

Только вначале человеческой истории, небыло необходимости, записывать Закон, поскольку в допотопную эру, люди, несмотря на то, что Творец, изгнал их из Эдема, сохраняли возможность прямого общения с Творцом.

Это только после Потопа, Господь закрылся от людей, от прямого общения, и открывался только избранным, либо в особо важных, для человека моментах, объясняя это:

20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. (Исх.33:20)

И еще — нам надо понять, что особенность Синайского Откровения, заключается в том, что там Бог заключил КОЛЛЕКТИВНЫЙ Союз с народом, который Он сотворил, и на который Он возложил ответственность, за развитие всей истории человечества.

А также добавил определенные Законы, касающиеся только этого народа, и только той Земли, которую Он даровал Израилю.

Что же касается Синайского Устава, точнее первой его части ДЕСЯТИСЛОВИЯ, то он касался абсолютно всего человечества.

Но прообразы этого, мы можем наблюдать еще в книге Бытия.

Например, вот это:

1 И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; 2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; 3 также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли,  (Быт.7:1-3)

То есть, уже в то время, люди имели понятие, что такое чистые и не чистые животные, систему жертвоприношения, семейного устройства, и многое другое.

Или вот другое, подобное место:

20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.  (Быт.8:20)

Тут, Ной знает не только как отличать чистое животное от нечистого, но и весь процесс жертвоприношения, как его производить, и какие жертвенные животные, годятся для этого.

Хотя справедливости ради надо сказать, что эта «техника» жертвоприношения, была известна еще во времена жизни Авеля:

4 … Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,  (Быт.4:4)

И так, человек должен был после того, как Всевышний введет Израиль в Землю Обетования, приносить начатки первых плодов, на месте, которое Творец избрал.

А когда приходил на то место, то должен был передать корзину с первыми плодами священнику

И радоваться тому, что Всевышний уже дал.

Как видим, это несколько отличаться от тех призывов, которые иногда звучат сегодня:«Чем больше ты дашь Богу, тем больше тебе вернется».

Богу не нужны наши материальные приношения.

Ему нужно, чтобы мы благодарили Его, за то, что УЖЕ ИМЕЕМ, и делились этим с теми, кто этим был обделен, по тем или иным причинам.

Поэтому и сказано:«…и веселись о всех благах, которые Господь Бог твой дал тебе и дому твоему, ты и левит и пришелец, который будет у тебя

 Тоесть:«Расстайся с тем, что имеешь, в пользу неимущим, и радуйтесь пред Всевышний, поскольку Он дал тебе больше, чем тебе приходится жертвовать».

А вот если ты пришел к Богу с пустыми руками, то этим ты свидетельствуешь о том, что ты попросту неблагодарный человек, как бы тем самым говоря Ему:«А Ты мне ничего не дал, поэтому у меня и пустая рука».

Но уже одно то, что ты пришел в этот мир, и Бог даровал тебе многое, в том числе и землю, говорит о том, что Творец, благословляя всех людей, благословил и тебя.

Поэтому отсутствие дара, может говорить лишь о том, что у человека не все нормально в духовном плане.

И еще касательно даров Богу — язычники, своими дарами хотят умилостивить свое божество, которым они поклоняются, с надеждой на то, чтобы оно в будущем принесло им больше урожая.

А Творец говорит нам о том, что Его милость обращена к нам уже сейчас, а не в будущем.

Нам же необходимо замечать эту Его милость, и быть благодарными Ему, как через приношение начатков, так и через то, что часть от даров Его, мы отдали самой не защищенной части населения Израиля — левитам, вдовам, сиротам и пришельцу.

Еще раз важно напомнит — это не задабривание Творца, а исполнение Его Золотой Заповеди -«Возлюби ближнего своего, как самого себя».

И в дополнении, к вышесказанному — первинки приносят не от всякого урожая, а только от семи видов растений, которыми славилась земля Израиля — пшеница; ячмень; виноград; смоковница; гранат; маслина и мед.

Кроме этого, первинки приносили на протяжении всего периода от Шавуота до Сукота.

Во временна Храма, эта процедура выглядела очень торжественно.

Вот как это описывают исторические документы:

«Церемонию приношения начиналась чуть ли не с момента выхода из дому.

Плоды укладывают в корзины, ставят на повозку, в которую впрягают быка.

Бык идет впереди процессии.

Рога у него позолочены, голова украшена венком из ветвей оливы.

Перед быком идет музыкант, играющий на дудочке, которая называется халиль.

Процессия торжественно движется к Иерусалиму.

Приблизившись к городу, ее участники посылают сообщить, что прибыли люди из такого-то места, и в ожидании встречи украшают и раскладывают свои бикурим.

Навстречу пришедшим выходят разные важные лица, все вступают в город.

Подойдя к Храмовой горе, прибывшие берут свои корзины на плечи (так поступает даже царь, указывает Мишна), а в Храме снимают с плеч и, вместе со священником держа за края, поднимают, ставят возле жертвенника, кланяются и уходят.

Во время этой процедуры человек, приносящий бикурим, произносит текст, который приведен в нашей главе:

«Заявляю ныне Господу, Богу твоему, что я пришел на землю, которую Господь клялся отцам нашим дать нам», и далее по тексу.»

Можно было бы конечно ограничиться последним предложением, в котором лаконично выражается благодарность за плоды, выросшие у человека.

Но Тора требует от евреев расширенной благодарности Богу, поскольку необходимо было помнить о том, что Он сделал и для предыдущим поколениям и для тебя.

Почему это важно?

Дело в том, что наша жизнь, часто полна не совсем приятных событий, и разного рода «головной боли».  

Потому мы не всегда замечаем, как из за дня в день, наше сердце потихоньку ожесточается.

И потому Творец предусмотрел пути, исполняя которые, мы можем вернуться в то состояние.

То есть, через то, что мы отдаем от Его даров, мы от Него же вновь получаем кратно.

Как этому учил Павел:

6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. 7 Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. 8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, (2Кор.9:6-8)

Именно этому учил Бог евреев, и это то,  что каждый из нас должен продолжать делать сегодня.

И еще одна тонкость вот этого момента:«…и возьмет священник корзину из рук твоих и поставит ее перед жертвенником Бога».

Ничто не может сравниться с таким человеческим органном, как человеческие руки.

Они отличаются от других органов и частей тела тем, что «запрограммированы» на выполнение практических задач.

Человек может опустить руки, отчаяться, махнуть на себя рукой, погрузиться в бездну порока, совершать тягчайшие преступления, убивать, грабить.

В то же время, именно руками, человек производит и материальные блага, и воздает благодарность Всевышнему, за все те блага, которые Он ему дарует.

То есть, руки являются инструментом, которым человек претворяет в жизнь, многие свои замыслы.

Всем известны идиоматические выражения «руки в крови», или «грязные руки», или «чистые руки».

Или помните, как во время сражения с Амалеком, при Исходе из Египта, когда Моше поднимал руки, евреи побеждали, когда его руки тяжелели и опускались, инициатива переходила к Амалеку.

Да и когда священник благословляет народ, то он тоже поднимает руки к небу.

А фразой «дела рук человеческих», символизируют достижения и плоды человеческого труда.

 Вот почему первые плоды выращенного и собранного урожая полагалось освящать в Храме, через руки священников.

Что же касается наших рук, то когда они тянутся к небу, то за ними неизбежно последуют и голова, и

душа, и мысли.

12 Когда ты отделишь все десятины произведений [земли] твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались, 13 тогда скажи пред Господом Богом твоим: я отобрал от дома [моего] святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл; 14 я не ел от нее в печали моей, и не отделял ее в нечистоте, и не давал из нее для мертвого; я повиновался гласу Господа Бога моего, исполнил все, что Ты заповедал мне; 15 призри от святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Израиля, и землю, которую Ты дал нам — так как Ты клялся отцам нашим [дать нам] землю, в которой течет молоко и мед. (Втор.26:12-15)

«Когда ты отделишь все десятины произведений [земли] твоей в третий год, год десятин» -и далее мы видим некоторое действие, после того как отделись все десятины (а десятин было три), то нужно было еще кое-что сделать.

А именно сказать:« я отобрал от дома [моего] святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл;…».

Сегодня нет Храма, и стало быть нет такого строгого исполнения Заповедей о десятине.

И исполнение её, полностью перешло под личный контроль того, кто хочет\не хочет исполнять её.

Поскольку сегодня сложно себе представить, что мы должны были раз в год выходить перед общиной и говорить о том, что мы отделили все десятины, не расходовали их по своему усмотрению, а все что положено, отдали по назначению.

И что мы не отступали от Заповедей и помнили о них.

Если бы такое исповедание было, то может быть, мы сегодня вели себя несколько иначе?

И так, Бог верен Своему слову, не смотря на всю сложность взаимоотношения с человеком.
Он поможет Израилю войти в Землю Обетования, где они могут отдохнуть от всех передряг прошлой жизни.

Он обещал, и Он исполнит обещанное.

Но с другой стороны, они должны быть благодарны Ему, за все то, что получили от него, и возвращать часть того, что Он даровал им в избытке тем, кто остро нуждался в помощи.

Благодарить только на словах, и без воздаяния — это просто пустая декларация.

Ведь нужно было возвращать Ему не все, а лишь ту малую часть от того, что Он даровал.

И возвращать не на «небеса» — поскольку Он не нуждается в пище и питие — а в пользу неимущих.

И через это иметь в своей душе Божий мир, который будет сопровождать их, по всей жизни.

Но продолжим далее по тексту:

17 Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом, и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и слушать гласа Его; 18 и Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его, 19 и что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, что ты будешь святым народом у Господа Бога твоего, как Он говорил. (Втор.26:17-19)

Опять «неудобоваримое» для понимания место «Он поставит тебя выше всех народов…».

А как же остальные народы?

Не надо переживать — все на своих местах, если правильно подходить к пониманию приведенного отрывка.

А понимать его надо в контексте всего Учения Бога, относительно  Израиля: «если ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и слушать гласа Его» — то только в этом случае, «Он поставит тебя выше всех народов…».

А «выше всех народов» — это не значит превозносится над ними, а вы будете у Меня царством священников и народом святым.

Оно не дает никаких преимуществ, но зато ответственность перед Богом, значительно выше, чем у других народов.

В противном случае, то есть в случае неподчинения — Вавилон, или Римское рассеивание.

Иешуа, в своей знаменитой Нагорной проповеди, очень искусно раскрыл этот момент:

14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Матф.5:14-16)

Стоять выше всех — значит быть всеми обозримыми, и в этом случае, нельзя скрыть ничего — как хорошего, так и плохого.

И так, Он поставил сотворенный Им народ выше всех народов, не для превозношения, а для того, чтобы они превозносили Его Имя, во всех народах.

Вот какое исповедание и какая вера и послушание должно было быть у Израиля тогда, и сейчас.

А сегодня, это же относится и ко всем тем, кто исповедует Имя Единого, и Его Мессию, из иных народов.

Кстати, приведенный выше отрывок Торы — это не пророчество.

Это та предпосылка Бога, Который доверяет нам свои Законы, исходя из того, что мы можем их выполнять. 
Помните, что народ сказал у горы Синай:

7 И пришел Моше и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. 8 И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моше слова народа Господу. (Исх.19:7,8)

Сегодня, это то же самое, что каждый из нас, в свое время обещал Богу, в день своего крещения.

Бог свою часть Завета с нами исполняет, и теперь слово за нами.

1 И заповедал Моше и старейшины [сынов] Израилевых народу, говоря: исполняйте все заповеди, которые заповедую вам ныне. 2 И когда перейдете за Иордан, в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, тогда поставь себе большие камни и обмажь их известью; 3 и напиши на [камнях] сих все слова закона сего, когда перейдешь [Иордан], чтобы вступить в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, в землю, где течет молоко и мед, как говорил тебе Господь Бог отцов твоих.(Втор.27:1-3)
Обращение Моше посвящена установке границ.

В это понятие входят все принципы, ограждающие часть пространства от другой части — границы семьи, личности, вероисповедания, страны и языка.

И ограждаться Израиль должен был, от воздействия языческого мира, где беззаконие — это норма жизни.
Именно поэтому в этом обращении, Моше углубляется в понятие «проклятие».

Да, тяжело проклинать именем Единого.

Но не все, кто нарушает Закон, прокляты, а лишь:
1) Проклят создающий себе кумира своими руками.
2) Проклят заставляющий своих родителей терпеть лишения.
3) Проклят нарушающий границы владений другого.
4) Проклят направляющий слепого по ложному пути.
5) Проклят неправедно судящий иноземца, сироту или вдову.
6) Проклят тот, кто переспит с женой своего отца.
7) Проклят тот, кто переспит с животным.
8 ) Проклят тот, кто переспит со своей сестрой.
9) Проклят тот, кто переспит с матерью своей жены.
10) Проклят тот, кто тайно ударит своего друга.
11) Проклят берущий взятку, от которой пострадает невиновный.
12) Проклят тот, кто не сохранит этого Учения.

Все двенадцать запретов — это запреты нарушения духовных границ.

Понимать их надо и буквально, и переносно.

Тот, кто не переходит этих границ, сохраняет путь в Его Царство.

Кстати, описывая эту процедуру, Тора приводит только проклятия.

Но на основании «зеркального приема», мы можем восстановить и благословения.

То есть, смотря на гору Грезим, левит громко произносит:

«Благословен тот, кто не делает идола!» И весь народ отвечает: «Амен!»

Потом они обращают лицо к горе Эйваль, он говорит:

«Проклят тот, кто сделает идола… и поставит тайно!». И весь народ отвечает: «Амен!»

И так далее.

Но тут просматривается еще один интересный нюанс.

Почему-то в проклятии добавлено слово «тайно»?

Дело в том, что в нормальной ситуации открытое противостояние Богу, в еврейском обществе, просто исключено.

Поэтому все проклятия относятся к действиям, которые совершаются тайно.

И последнее, что говорят левиты:

«Проклят тот, кто не осуществит слов этого Учения…».

Вспомним допотопный мир, живущий в беззаконии.

Финалом стало его полное истребление.

Именно от этого, и оберегает человечество Бог Израилев.

То есть, Творец ставит предупредительную ограду перед грехом, чтобы человек не попал в его объятия.

Поэтому, эти Заповеди, надо понимать, не сколько как проклятия, а сколько как благословения.

А чтобы это произошло, он, человек, должен не только знать правила этой жизни, но и исполнять их.


Если посмотреть на всю историю Израиля, то мы увидим, насколько точно все исполнялось:

— когда исполнял Заповеди — было благословение,

— когда пренебрегал Божьей волей — было проклятие.

Вот например, что говорится о двух волнах врагов:

25 Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли.  (Втор.28:25)

— и в другом месте:

49 Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь,(Втор.28:49)

Если в первом случае, можно предположит, что речь идет о Вавилонском пленении, то во втором случае, речь идет о «народе издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь».

То есть, первое изгнание — Вавилонское, которое было предсказано за восемь веков, язык завоевателей которых был им знаком.

А вот второе — Римское, язык которого они не знали — более чем за четырнадцать веков.
Хотя подобное назвать пророчеством можно условно.

Как сказал автор одного разбора:

«Если мы видим человека, который сидит на суку и пилит его, то даже несведущий человек поймет «Щас грохнется«».

То есть, зная Законы Бога, можно легко предугадать, что с тобой случится, если ты произвольно нарушает Его Заповеди.

И так, выполняющий Закон Бога, будет находится внутри Земли Израиля, ну а не выполняющий — вне его.

Даже если он физически, продолжает проживать на территории Израиля.

Как там Господь сказал, о этих людях:«… тот истребится из народа своего».

И произведет этот суд над ним, сам Господь Бог.

1 Если ты, когда перейдете [за Иордан], будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли;  2 и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего….. 13 Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять, 14 и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни налево, чтобы пойти вслед иных богов [и] служить им.    Втор.28:1-2; 13-14)

Конечно приятно быть выше и лучше всех.

Но не это ждет Бог, от своих последователей.
Главная цель, для Его последователей — исправления мира.

То есть, чтобы быть впереди всех, касательно исполнения воли Всевышнего.

Как в те времена, так и сегодня.

При этом, у Него нет лицеприятия, в плане награды, и в плане наказания.

Еще один «странный» момент, этой недельной главы:

36 Отведет Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои, и будешь ты там служить божествам иным — дереву и камню. 37 И станешь ужасом, притчею и посмешищем среди всех народов, к которым отведет тебя Господь.  (Втор.28:36,37)

Бросаются в глаза непонятные слова «царя твоего, которого ты поставишь над собой».

Ведь евреям не надо было никого над собой «ставить».

Поскольку все цари Израиля, избирались Богом — Саул и Давид, а потом и Соломон.

А впоследствии, по  указанию Бога, все цари должны были происходить только из рода Давида.

Но смысл этих слов станет ясен, если вспомнить, что не всегда этот наказ Бога исполнялся.

Особенно после возвращения из Вавилонского пленения, точнее после восстания Маккавеев.

Тогда  царями в Иудее становились Первосвященники, из династии Хасмонеев, которые происходили из колена Левия.

А после того, как и их свергли, то на престол взошел ставленник Рима — Ирод Великий, который не только не был потомком Давида, и даже не из колена Иуды, а был идумеем, то есть из прозелитов.

Эти и подобные им действия, впоследствии приведут к полному завоеванию Страны Израиля римлянами, и затем к их двухтысячилетнему изгнанию.

Но почему это пророчество нужно относить именно к римлянам?

Читаем отрывок:

Отведет Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои,…

Когда иудеев отвели в Вавилонский плен, то вавилонян нельзя было назвать «народом, которого не знал ни ты, ни отцы твои».

Евреи прекрасно знали эту империю, да и язык их был им во многом понятен, поскольку относился к разновидности арамейского языка.

А вот римляне, действительно были иудеям, до определенного времени, совсем неизвестным народом.

Поэтому народ, живший далеко от Эрец Израэль, и чьим символом был орел, и языка которого евреи не знали, — это римляне.

И Тора так характеризует римлян:

50 Народ наглый, который не уважит старца и юноши не пощадит. 51 И будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не будешь разорен, так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни приплода быков твоих, ни приплода овец твоих, доколе не погубит тебя. 52 И будет теснить тебя во всех вратах твоих, доколе не разрушит стен твоих, высоких и крепких, на которые ты надеешься, во всей земле твоей; и будет теснить тебя во всех вратах твоих, по всей земле твоей, которую дал тебе Господь, Бог твой.  (Втор.28:50-52)

Все предсказанное в Торе исполнилось тогда, и частично продолжает исполняться до наших дней.

И можно только поражаться тому, с какой точностью, все это исполнилось!

Исходя из вышесказанного, есть смысл наверное,  поговорим немного о антисемитизме.

Когда задумываешься над этой причиной, всеобщей ненависти к евреям, то приходишь к выводу, что антисемитизм — явление абсолютно иррациональное (неразумное, нелогичное).

В одних странах их ненавидят за то, что они бедны и жалки, и бесправны.

В других, за то, что они богаты, и имеют власть.

В третьих, за их фанатичную преданность своему Богу, и особому Ему поклонению, которую не смогли вытравить две тысячи лет изгнаний.

В одних местах их ненавидят за безразличие к судьбе страны, в которой они живут.

В других же за то, что активно участвуем в общественной жизни.

Искать логику в антисемитизме бесполезно.

Как говорится в одной из басен Крылова:

«Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать».

Так и в истории антисемитизма.

А вот сам иудаизм, дал очень точную ему формулировку:

Антисемит — это орудие в руке Всевышнего, бич, которым Господь наказывает их, евреев, за их же грехи.

И чаще всего Творец наказывает их руками тех народов, мировоззрением которых они увлекались.

По той простой причине, что отход евреев от веры в Единого Бога и Его Тору, пророки сравнивают с изменой жены мужу.

Как об этом писал пророк Иезекииль:

35 Посему, блудница, слушай слово Господне. 36 Так, сказал Господь Бог: срамота низа твоего за то, что изливалась и раскрывалась нагота твоя в распутстве твоем пред любовниками твоими и пред всеми идолами гнусными твоими; и за кровь сыновей твоих, которых ты отдавала им,……. 39 И предам тебя в руки их, и разорят они алтарь твой и разрушат возвышения твои, и снимут с тебя одежды твои, и отберут украшения твои, и оставят тебя нагой и непокрытой. 40 И поднимут на тебя толпу, и побьют тебя камнями, и изрубят тебя мечами своими. (Иез.16:35-36; 39-40)

Стоило евреям в очередном любовном приключении, оплодотвориться чужой идеологией, как та запускала в них свое ядовитое жало, яд которого поражал весь еврейский народ.

Когда евреи в эпоху судей стали поклоняться филистимскому богу Дагону, филистимляне напали на страну.

Во времена Первого Храма евреи стали поклоняться идолам Ассирии и Вавилона.

И в этом случае орудием наказания евреев стал предмет их страсти: как мы уже знаем, ассирийцы изгнали из Северного царства десять колен Израиля, а вавилоняне — два оставшихся колена — Иуды и Биньямина.

Впоследствии, увлечение эллинизмом привело к массовому отходу евреев от своей религии, и греки практически беспрепятственно начали искоренять в Эрец Израэль иудаизм, а непокорных уничтожали.

В конце восемнадцатого — начале девятнадцатого веков, в эпоху расцвета немецкой гуманистической философии, в знак благодарности немцам, за получение гражданских прав, евреи стали преклоняться перед «культурной» Германией, что привело их к массовой ассимиляции, и отхода от Торы Бога.

И наверное не случайно, самый страшный удар по еврейскому народу, нанесла именно Германия.

Еще одно страшное учение, противное Богу, и родоначальником которого был еврей — это «научный» коммунизм, отцом которого считается Карл Маркс.

И на крючок которого, попалось немало интеллигентов, из еврейской среды.

И как следствие этого, значительный процент руководства в компартиях всех стран мира составляли  евреи.

Евреи шли в авангарде русской революции, и в течение четверти века стали одними из самых непримиримых врагов религии своих отцов.

Это во многом они виноваты в массовой ассимиляции советского еврейства.

Это во многом они преследовали своих братьев, изучавших Тору и иврит.

Это во многом они расправлялись с верующими евреями, обвиняя их в контрреволюционности и отправляя в лагеря.

Но нам также хорошо известна участь этих бывших членов ЦК, ВЦИКа, работников карательных органов, то есть революционеров еврейского происхождения — почти все они погибли в тех самых застенках, куда отправляли братьев по крови, оставшихся верными своему Богу и своему народу.

Поэтому, единственный путь спасения для еврейского народа — возвращение к жизни по Торе.

И как обещает сам Всевышний:

5 Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой отвратился от них. 6 Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. 7 Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана. 8 Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом, и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское.   (Ос.14:5-8)

Но если не послушаете Его голоса, то:

68 и возвратит тебя Господь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: «ты более не увидишь его»; и там будете продаваться врагам вашим в рабов и в рабынь, и не будет покупающего.  (Втор.28:68)

После поражения  в Иудейской войне 70 года, нашей эры, Римский император Тит, настолько заполнил рынки рабов евреями, которые принимали участие в войне, или просто оказались в осажденных и захваченных городах, что рынок не мог их вместить.

Покупали их за бесценок, да и то выборочно — смотрели чтобы раб был молодой, и сильный.

А остальные были обречены на голодную смерть, так как работорговцы их просто не кормили.  

Поэтому многие из пленных жили надеждой, что найдется хозяин, который согласится заплатить за них ту низкую цену, за которую работорговцы продавали невольников на переполненных рынках рабов

Такая же ситуация, а подчас и более страшная, сложилась после поражения восстания Бар-Кохбы в 135 году нашей эры.

Римский император  Адриан, поставил своей целью положить конец еврейскому присутствию в Стране Израиля.

А одним из средств, которым он воспользовался для достижения этой цели, была массовая продажа в рабство мирного населения.

Рабов-евреев продавали по столь низким ценам, что упала стоимость невольников во всей Римской империи.

Как в 70 годах, так и в 135 году значительная часть евреев, проданных в рабство, оказалась в Египте. 

1 Вот слова завета, который Господь повелел Моше поставить с сынами Израилевыми в земле Моавитской, кроме завета, который Господь поставил с ними на Хориве.  (Втор.29:1)

Среди поколения, готовящегося вступить на Землю, все еще было большое число очевидцев освобождения из Египта.

Кроме колена Левия и женщин, к которым не относилось постановление о смерти в пустыне, были и другие свидетели тех чудес, что Бог творил начиная с Египта, и кончая этим днем, когда Моше завершал свою миссию в Израиле.

Это те, кому на момент проклятия разведчиков, небыло еще двадцать лет, но которые прекрасно сохранили в своей памяти, и исход из Египта, и все те события, которые окружали Израиль, в течении сорока лет.

И этот опыт должен утвердить, их знание о Боге.

Именно в свете этих событий они должны были рассматривать «слова этого Завета», между процветанием и гибелью.

И от этого выбора, будет всецело зависеть будущего Израиля.

Исполнили — получите благословение.

Нарушили — получите проклятие.

Третьего не дано.

Этот момент, очень хорошо описан в Евангелии от Матфея:

18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. (Матф.5:18,19)

И в заключении — мы разобрали лишь мизерную часть библейского повествования, этой недельной главы.

Да и то, лишь поверхностно, поскольку связанны определенными временными рамками.

А Учение Бога — наука не из простых.

И дается в основном тем, кто постоянно стремится познавать глубины Божьего Слова.

А не только на субботних собраниях.

Поэтому, примите как пожелание, на все времена:

8 Да не отходит эта книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью, чтобы в точности исполнять все написанное в ней, тогда удачлив будешь на пути твоем и преуспеешь.

(Иис.Нав.1:8)