Перейти к содержимому

Недельная глава Шофтим

(Судьи)

(Втор. 16:18-21:9)

Опять шаббат, и снова мы имеем возможность понять, о чем нам хочет поведать Бог, через Свое Писание.

И так, мы постепенно подходим к концу нашего «учебного года», по исследованию книг Торы.

Осталось всего каких-то семь недель, и ….  все начнется с начала.

Притом в который раз.

И в который раз, мы будем находить в этих разборах, все новые и новые детали, о которых раньше даже не подозревали.

Или пробегали их, не придавая им особого значения.

Но это будет через месяц другой

А сейчас, продолжим тот познавательный марафон познания тонкостей Торы, который мы начали прошлой осенью.

Можно отметить, что по памяти, мы уже знаем многие места из Торы.

И не только текст Торы знаем, но и многих комментаторов, так сказать «в лицо», которые помогают нам познавать глубинны этих пяти книг.

Но тем не менее, год за годом, Тора преподносит нам «сюрпризы», в виде нового  понимания того или иного места Писания.

И это нормально, по той простой причине, что мы взрослеем в Господе, и Он открывает нам свои  кладовые знаний Его Воли.

Каждому в меру его понимания, и прилежания.

И очередной разбор этой недельной главы, также входит в разряд «Божьего откровения», к нашему духовному взрослению.

Сегодняшняя тема нашего разбора называется Шофтим, что значит Судьи:

18 Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным; 19 не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых; 20 правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе. (Втор.16:18)

В пустыне, судьи назначались над определенным количеством человек.

Но когда народ вошел в свою страну, были учреждены суды в каждом населенном пункте.

В малых населенных пунктах, находился Бейт-дин (дом судебных  решений) состоящий из трех судей.

В крупных населенных пунктах, и в городах, создавался Малый Синедрион, состоящий из 23 судей.

Что касается Иерусалима, то в нем находились Большой и Малый Синедрионы.

Бейт-дин мог решать только гражданские дела.

Малые Синедрионы, решал как гражданские, так и уголовные дела, вплоть до смертного приговора.

А Большой синедрион, состоящий из семидесяти одного человека, был уполномочен решать вопросы, касающиеся всего народа, в том числе и вынесения смертной казни.

То есть, этот суд мог судить первосвященника, согрешившее колено или город, решал, можно ли начать войну, является ли человек настоящим пророком или ложным, и многие другие вопросы, связанные с жизнью всего Израиля.

Первым главой Синедриона, был сам Моше, когда Израиль путешествовал по пустыне.

А вторым — его приемник Иисус Навин, который руководил Израилем, в период завоевания Ханаана, и распределения его земли между коленами.

Да и в дальнейшем, до установления института монархии, главный судья Израиля всегда был не просто судьей, а и вождем народа.

Вот такая короткая справка, касательно судебной системы в Израиле, того времени.

А пока Моше разъясняет Израилю эту систему.

Кстати, таким же словом Шофтим, называется и отдельная книга в ТаНаХе, которая в синодальном переводе значится как «Книга Судей», которая повествует о первых веках существования Израиля, после завоевания Земли Обетования.

И это не случайно.
По Торе, суд — это одна из важнейших составляющих мироздания.
Сам Бог называется словом «Элохим«, которое означает «суд, судейская коллегия, авторитет«. 
То есть, во главе еврейского народа стоит именно судья.

Даже когда евреи получили царя, то главнейшей его функцией было судейство, естественно  в купе с другими полномочиями.
Да и одна из первых Заповедей, которые Бог давал Ною, тоже говорила о назначении судей

6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; (Быт.9:6)
Поэтому, эта заповедь обязательна к исполнению не только для Израиля, но и для всего человеческого сообществ.

И не только для сообщества, но и персонально для каждого.

А связано это с тем, что у человека нет внешнего индикатора, который говорил бы ему, насколько он прав, или не прав.

Опыт жизни, даже таких праведников, как Давид и Соломон, тому пример.  

Ну и естественно, что судьями должны быть люди, исключительно честные.  

Как сказано:

 …И не бери взяток, ибо взятка ослепляет глаза мудрых и искажает слова праведных. 
Справедливости за справедливостью достигай, чтобы ты жил и унаследовал землю, которую Единый, Бог твой, даёт тебе. 

И далее:

19 не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых; 20 правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе. (Втор.16:19-20)

Бог, как бы обращается к своему народу:

«На каком основании ты хочешь жить в этой стране?

Если ты веришь в то, что она тебе обещана Богом, почему же ты не хочешь судить по Его законам?

Одно место Торы признаешь, а другие — нет

Бог требует одного:« правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе.»

Именно судьи, должны быть передатчиками и хранителями этой истины от Бога.

Поэтому, словосочетание «правды, правды ищи», подразумевает то, что нельзя идти на поводу своего определения прав/не прав, даже в мелочах.

Поскольку искажение истины, всегда начинается с малого.

Другими словами:«Не пользуйся неправдой как средством, которое обеспечит победу правды».

Есть Тора, где Богом прописаны все основополагающие пункты межличностный и общественных отношений.

И далее, идет предупреждение о идолопоклонстве:

2 Если найдется среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его, 3 и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел, 4 и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле, 5 то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти. 6 По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля; 7 рука свидетелей должна быть на нем прежде [всех], чтоб убить его, потом рука всего народа; и [так] истреби зло из среды себя. (Втор.17:2-7)

Думаю, что особых комментарий, к этому отрывку не требуется.

Единственно, что хотелось бы мне, чтобы это судейское правило нашло применение в современной судейской практике, когда признание самого подсудимого, не могут быть признаны как свидетельское показание.

Думаю, что не открою большого секрета в том, как иногда выбивают эти самые «чистосердечные» признания подозреваемых.

Вот почему еврейский суд, в своем решении, опирается только на показание свидетелей, и на неопровержимые улики следствия.

8 Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями, [и] [будут] несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберет Господь, Бог твой, 9 и приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить; 10 и поступи по слову, какое они скажут тебе, на том месте, которое изберет Господь, и постарайся исполнить все, чему они научат тебя; 11 по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе. 12 А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, тот должен умереть, — и [так] истреби зло от Израиля; 13 и весь народ услышит и убоится, и не будут впредь поступать дерзко. (Втор.17:8-13)

Под спорами «во вратах» подразумевается, что судьи расходятся во мнениях по каким-то вопросам.

В этом случае они должны обратиться в Большой Синедрион, и передать дело ему на рассмотрение.

И после того, как будет принято то, или иное решение, то Тора требует, чтобы каждый поместный судья, и каждый рядовой еврей исполняли решения суда, не уклоняясь от них «ни вправо, ни влево».

И в этом отрывке, интересна вот еще какая деталь:« Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями, [и] [будут] несогласные мнения в воротах твоих…»

Какое отношение это имеют к людям, не участвующим в судебном разбирательстве?

Дело в том, что тут речь идет о чисто галахических (Галаха — совокупность законов и установлений) вопросах, которые не освещены подробно в Торе.

Например, о ритуальной чистоте, о определению кошерности пищи, законов шаббата, и так далее.

И Тора говорит:« по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе».

То есть, решение Большого Синедриона, приравнивается к Закону Торы.

Единственное их отличие от Законов Торы, состоит в том, что подобные Законы, может как принять, так и отменить этот Синедрион.

Поэтому, все постановления Синедриона, входят в раздел Устной Торы.

Впоследствии, после разрушения Второго Храма, установления и решения, принятые Синедрионом в разные времена, были записаны в Мишну.

Ну а что, если я не захочу исполнять эти человеческие Законы?

Мало ли, что они там нагородят.

А вот тут ничего не выйдет, поскольку их решение нужно принять к обязательному исполнению.

Ну, а тот, кто идёт против их постановления: 

12 А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, тот должен умереть, — и [так] истреби зло от Израиля;

(Втор.17:12)

Сегодня ряд «временных законов», которые были приняты Синедрионов в те библейские времена, потеряли свою актуальность.

Но поскольку нет Синедриона, то их никто не имеет право отменять.

Поэтому, и по сей день, эти законы имеют силу в еврейском обществе.

Что касается представителей иных народов, то каждый из них, волен сам для себя решать, насколько строго их надо исполнять.

Но это не касается Законов Торы, многие из которых, касаются всех тех, кто поклоняется Единому Богу, и Его Мессии.

Следующий отрывок:

14 Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня», 15 то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе. 16 Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: «не возвращайтесь более путем сим»; 17 и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно. 18 Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, [находящейся] у священников левитов,

19 и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; 20 чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля. (Втор.17:14-20)

Если евреи захотят, подобно окружающим народам, избрать себе царя, это им не запрещается.

Но царь в таком случае должен быть выбран Богом.

Кроме этого, еврейский царь не должен быть неевреем, ему запрещено накапливать чрезмерное имущество, и возвращать народ в Египет.

Он также должен изучать Тору, из того свитка, который сам же и перепишет для себя.

А также, он не должен считать себя выше своих подданных.

Но во всем этом, скрывается вот какая «петрушка» — если бы назначение царя было Заповедью, то это сделал бы еще Иисус Навин, наследник Моше.

А также, если бы это было Заповедью, то Бог Самуилу не так бы ответил, как Он это сделал:«… это не ты Самуил надоел им: это Я надоел им, царствуя над ними».

Да, власть справедливого и мудрого царя — это предел мечтаний не только еврейского народа, но и пожалуй всех народов мира.

Это лучше чем демократии, поскольку «демократическое большинство» далеко не всегда знает, что им нужно.

Однако вся беда состоит в том, что подобных царей, история пока не знает.

Смотря на древнюю историю Израиля, мы видим, что тем Законам о царях, что прописаны в Торе, ни один царь не соответствовал.

Даже любимец Бога — Давид, неоднократно нарушал эти Законы.

А касательно его сына Соломона, которого Бог одарил небывалыми духовными и материальными дарами, то он даже уходил в идолопоклонство.

А во времена Второго Храма, войны между престолонаследниками, привели евреев под римскую оккупацию.

Но тем не менее, у нас есть надежда на Мессию Царя, руками Которого, Бог установит на земле Свое Царство, а Иешуа станет Царем на века.

И Он возвратит к жизни глубинный дух Закона, прописанного в Торе.

И далее:

9 Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: 10 не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, 11 обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; 12 ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; 13 будь непорочен пред Господом Богом твоим; 14 ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой. (Втор.18:9-14)

Сначала попробуем понять, о ком здесь говорит Господь.

Волхвование — это синоним колдовства, предсказания будущего.

Чародей — это человек, определяющий времена действий.

Гадатель — тот, кто занимается гаданием.

Прорицатель — тот, кто прорицает, предсказывает.

Ворожей — лицо, которое занимается колдовством.

Обоятель — то же самое, что и волхователь.

Волшебник — человек, практикующий волшебство.

Вопрошающий мертвых — особая форма ворожбы.

Как видим, все эти формы оккультного служения, связанны с особой формой магических действий, связанные с привлечением потусторонних сил (как часто они это объясняют).

Но чаще всего, это ловкая форма обмана зрения, и психологического воздействия на мозг человека.

И еще одна тонкость этого момента — как правило все эти люди, которые практикуют подобные формы оккультизма, являются прекрасными психологами, умеющие ловко внушать человеку, нужную им информацию.

Говоря простым языком — все это одна из форм язычества.

Притом очень опасного, поскольку может манипулировать человеком до такой степени, что в последствии, он способен на заранее запрограммированные для него действия.

Вспомним человеческие жертвоприношения, среди хананейцев.

Или религиозное распутство, во время поклонения их богам.

Ну и многое другое.

Вот почему Бог дал такое строгое предупреждение евреям от этой скверны.

Кстати, последователю Единого, не надо знать будущее, поскольку он полностью полагается на Бога, зная наперед, что Бог сделает все, чтобы Его человеку было хорошо.

А от нас требуется только жить по Его Слову.

А если уж очень «приспичит» узнать будущее — то на это есть Пророки.

К ним и обращайся.

А к каким пророкам?

15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте, — 16 так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть. 17 И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили. 18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; 19 а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; (Втор.18:15-19)

История еврейского народа показывает, что все, предсказанные пророчества от Бога, которые должны были исполниться — исполнились, или исполняются сейчас.

Как добрые, так и жесткие.

Исходя из этого, сложно сказать, что все это были «случайные попадания».

Это вынуждены признать даже противники библейских текстов.

Единственный аргумент, который имеется у них, в свое оправдание, так это то, что датировка книг Писания, мол не соответствует реальности.

То есть, они были написаны позже, чем те события, о которых в них говорится.

Но после находок в Кумране, и этот аргумент здорово дал трещину.

И так, точность исполнения пророчеств поразительна, и тем самым подтверждается их не человеческое происхождение.

В пророчествах нет ничего туманного и неопределенного, они изложены точным и ясным языком.

Что противоположно так называемым пророчествам Нострадамуса, Ванги, и им подобным.

Давая пророчества, Бог предъявляет своим избранникам строгие критерии — ничего не прибавлять, и ничего не убавлять.

Что же касается конкретно разбираемого отрывка:«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте,…», то здесь речь идет в первую очередь о Иисусе Навине.

А на перспективу, и о последующей плеяде Божьих пророков, вплоть до Мессии Иешуа.

20 но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. 21 И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» 22 Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его. (Втор.18:20-22)

Лично я на своем коротком библейском пути, повстречал уже немало подобных «пророков».

И что печально, с появлением интернета, их становится все больше и больше.

Причина — свободное, неконтролируемое распространение информации.

А также страсть обывателя, получить «тайные» знания, не такие как у всех.

Но интернет — это еще полбеды.

А сколько таких «пророков», кочует из церкви в церковь, из синагоги в синагогу, распространяя то, «чего Я не повелел говорить».

Думая, что Закон «такого пророка предайте смерти», сегодня не имеет силы.

Да, сегодня, за подобное, не придают смерти.

Но каков будет вердикт Бога, когда подобный «пророк», предстанет пред Богом?

Я бы не хотел быть на их месте.

16 Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, 17 то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; 18 судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, 19 то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и [так] истреби зло из среды себя; 20 и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя; 21 да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. (Втор.19:16-21)

Распространенная беда сегодняшнего века — лжесвидетельство.

А причина в том, что они не несут наказания.

Или почти не несут.

И этим пользуются нечистые на руку дельцы.

Как в суде, так и вне него.

Калеча человеческие судьбы, ожесточая их сердца, и приучая народ к неправде.

А если бы применялся этот Закон?

Но придет время, и не только этот Закон заработает, но и многие другие.

Нам же надо помнить, что исполняя Закон, мы отодвигаем себя от беззакония.

Это в наших силах, и поэтому нам надо к этому стремиться.

Еще один интересный отрывок:

2 Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, 3 и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, 4 ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими [и] спасти вас. 5 Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его; 6 и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им; 7 и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее. 8 И еще объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце. (Втор.20:2-8)

Подобное отношение к участникам будущего сражения, небыло тогда ни у кого, да и сегодня нет ни в одной из армии мира.

Во втором стихе говорится о священнике, сопровождающем войско  войны.

Он специально назначался для исполнения этой обязанности и освящался для этой цели помазанием, поэтому его называли «помазанный для войны».

Помните, как сражением с Моавитянами, руководил священник Пинхас.

Это был первый случай, когда священник был одним из главных руководителей боевой операции.

Таким образом, именно слуга Мишкана должен сопровождать народ на битву и произносить слова, убеждающие их в том, что победа будет за ними.

Кстати, сегодня, в Израильской армии, есть штатная единица раввина, в задачу которого входит как воспитательная функция, так и судебная.

То есть, он участвует при судебных разбирательствах в армии Израиля, и его голос, является таким же веским, как и голос иного судьи.

И второй момент этого отрывка:« И еще объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце».

Это было сказано в конце этого отрывка.

И не просто так, а с умыслом.

По той простой причине, чтобы те, кто робок душой, покидал войско вместе с теми, кто не обновил свой дом, или кто был обручен, но не успел жениться, или кто насадил виноградник и не успел воспользоваться плодами своего труда.

И в этом случае, никто не мог подумать, что он испугался будущей битвы, и уйдя из рядов, не покрыл, как себя, так и свою семью позором.

Естественно, что в душе он не будет иметь мир, но кроме своего позора, он предохранит от позора и свою семью.

Но главный момент, этого отрывка, заключается в «слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, 4 ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими [и] спасти вас.»

Господь Бог гарантирует Израилю, его победу.

Но это только в  том случае, ЕСЛИ еврейское общество, будет жить по Божьим Заповедям.

И правила войны:

10 Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; 11 если он согласится на мир с тобою и отворит тебе [ворота], то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе; 12 если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его, 13 и [когда] Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча; 14 только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой; 15 так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из [числа] городов народов сих. (Втор.20:10-15)

И так, мир изначально предлагается любому вражескому городу — даже городам «семи народов», населяющих Ханаан.

Но городам «семи народов», предлагалось сначала покинуть Ханаанские земли, если хотели избежать повального уничтожения.

Что же касается иных городов, то традиция говорит, что когда еврейское войско осаждает город, то всегда должно оставлять одну сторону свободной для беженцев.

Таким образом, даже если руководители города решили не сдавать его, все желающие могут покинуть город прежде, чем он будет уничтожен.

А те города, которые не оказывали сопротивления, то:«… если они согласится на мир с тобою и отворит тебе [ворота], то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе;…».

Но оставшись жить внутри Израиля, они должны отказаться от идолопоклонства.

Это должно стать непременным условием, их примирения с Израилем.

А те города, которые окажут сопротивление, то все мужчины, оставшиеся в городе, по определению считаются воинами и уничтожаются.

А женщин, детей, скот и имущество забирают победители.

Касательно «семи народов», то они подлежат уничтожению поголовно — женщины, дети и даже скот.

По той простой причине «чтобы они не научили вас делать всю их мерзость».

Но даже здесь, мы в истории видим определенные исключение из этого правила.

Хананеянка Рахав, и её семья не просто осталась в живых, при штурме Иерихона, но влились в Израиль, а сама Рахав стала в череде праматерей Мессии.

А у Аравна-иевусея Давид выкупил Храмовую гору, уже после того, как иевусеи в основном были изгнаны из Ханаана.

А Урия-хетт, один из воинов Давида, не подвергался никаким преследованиям за своё происхождение, а пострадал незаконно только за то, что Давид в нарушения Закона Торы, забрав у него жену Вирсавию.

Тем самым, подтверждается правило, что у Закона есть два крыла — суд и милосердие.

Только когда эта пара работает в унисон, в мире наблюдается гармония.

Кстати, поэтому же принципу, и мы будем подвергнуты Божьему суду.

И еще касательно «семи народов»:

16 А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, 17 но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, 18 дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим. (Втор.20:16-18)

А если не исполнять это, то, что получится?

Писание рассказывает нам случай, когда меньше чем через полтора века после Моше, при судье Гидионе, Израиль был порабощен жестокими захватчиками.

Кто же это были?

Мидьянитяне.

А откуда они взялись, ведь они были разбиты?

С того света, что ли?

Как бы не так.
Это те, кто просил пощады, кто отрекался от пути Пяти Царей и Бильяма, и их оставили в живых.

И век спустя они снова были большим и сильным народом… враждебным Израилю.

Вот почему жизненно важно, во всем следовать Торе, и тогда успех будет обеспечен.

1 Если в земле, которую Господь Бог твой, дает тебе во владение, найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его, 2 то пусть выйдут старейшины твои и судьи твои и измерят [расстояние] до городов, которые вокруг убитого; 3 и старейшины города того, который будет ближайшим к убитому, пусть возьмут телицу, на которой не работали, [и] которая не носила ярма, 4 и пусть старейшины того города отведут сию телицу в дикую долину, которая не разработана и не засеяна, и заколют там телицу в долине; 5 и придут священники, сыны Левиины; 6 и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над [головою] телицы, зарезанной в долине, 7 и объявят и скажут: руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели; 8 очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил, и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови. И они очистятся от крови. 9 [Так] должен ты смывать у себя кровь невинного, если хочешь делать [доброе и] справедливое пред очами Господа. (Втор.21:1-9)

Описываемые ниже законы относятся к тому случаю, когда убитый был найден за пределами населенного пункта, недалеко от его границ, а убийца остался неизвестным.

Закон Торы обязывает старейшин того города, который после тщательных измерений окажется ближайшим к месту обнаружения тела, произвести определенную процедуру, которая похожа на принесение грехоочистительной жертвы.

Главы города должны взять молодую телицу, вывести ее к потоку воды, протекающему в том месте, где никогда не обрабатывали почву и проломить ей затылок.

В пролившуюся кровь телицы опускали руки, а затем омывали их в проточной воде.

При этом произносилось заявление пред лицом Всевышнего от имени жителей города, что они неповинны в пролитии крови.

Смысл этой процедуры заключается в том, что Тора говорит об обязанности проявлять гостеприимство и заботиться о том, чтобы путника не застигла в дороге ночь.

И хотя неизвестно, что послужило причиной гибели человека, подозрение падает на жителей ближайшего города: возможно, они не проявили должного внимания к путнику, не предоставили ему еду и ночлег.

Из-за этого ему пришлось покинуть город в темноте.

Поэтому на старейшин возлагается обязанность снять это подозрение с жителей города и заявить о том, что в их месте делается все возможное для принятия путников и оказания гостеприимства, а поэтому никто не несет даже косвенной ответственности за случившееся.