Перейти к содержимому

Недельная глава Ръе

(Смотри)

(11:26-16:17)

И так, теперь перейдем к разбору очередной недельной главы, которая называется «Ръе», что значит «Смотри»

И начнем вот с этого отрывка:

26 Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: 27 благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, 28 а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете. 29 Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал: 30 вот они за Иорданом, по дороге к захождению солнца, в земле Хананеев, живущих на равнине, против Галгала, близ дубравы Море. (Втор.11:26-30)

Моше продолжает научать свой народ, перед тем, как он их покинет, и они войдут в Землю Обетования.

И мы все больше и больше видим, что в уже «старые» Заповеди вплетаются новые, которые направлены не только на духовное начало, но и на «приземленные» темы.

А начал Моше с того, что предложил своему народу благословение жизни, наделенной духовностью, через исполнение заповедей, или проклятие быть отсеченным от Бога, в случае отхода от Него. 

А именно:

— благословение и проклятие.
— после вступления в Землю Израиля, народ должен был сжечь все деревья, которые использовались

  для идолопоклонства и разрушить все статуи идолов.

— о запрете идолопоклонства.

— о избрании Богом одного единственного место, где будет обитать Его Божественное

  Присутствие.— о жертвоприношениях, которые можно будет совершать только там, а не на частных

  жертвенниках.

— о десятине.

— о чистых и не чистых животных.

— о седьмом годе.

— о рабстве.

— о трех главных праздниках.

Вот такой краткий и неполный перечень того, что произнес Моше, в этой недельной главе.

При этом, Моше обращается к каждому персонально, чтобы потом никто не говорил: как будут поступать большинство — так буду поступать и я.

Отсюда можно вывести правило, что каждому из нас, прежде чем присоединиться к большинству, нужно очень внимательно проверять, достойным ли путем идет это большинство.

Поскольку каждый из нас, будет ПЕРСОНАЛЬНО давать отчет за свою жизнь перед Творцом, даже если прожил ее «как все».

И чтобы каждый из нас знал, что от его усилий улучшить свои качества, в немалой степени зависит и  духовное состояние окружающего его общества.

Но что значит улучшить свои качества?

Вот как говорят древние:

«Каждый должен смотреть на себя, будто он наполовину праведник и наполовину грешник. Совершил благое дело — ­счастлив, ибо себя и весь мир привел к оправданию.

Согрешил — горе тебе и всему миру, ибо привел всех к осуждению».

Именно об этом и говорит наш стих «смотри

Любым своим поступком мы или оправдываем все живущее, или приводишь его к осуждению.

И еще — несмотря на предоставленную человеку возможность выбора, существует лишь одна дорога, которая приведет к успеху, благополучию и нравственному совершенствованию — путь  служения Богу, и исполнение Его заповедей.

И нужно смотреть внимательно, «чтобы не спутать благословение с проклятием, не признать смерть жизнью, не увлечься за бедствием, приняв его за счастье».

Мы должны стараться не попасть в ловушку обид на Всевышнего, когда сами путаем благословение с проклятием.

Поэтому, боль и страдания, которые встречаются нам по жизни, существуют для того, чтобы оградить нас от возможно необдуманного шага.

Кстати, свобода выбора существует именно для того, чтобы мы были в состоянии заслужить награду за свой правильный выбор.

Или наказание, если пойдем другим путем.

Как говорят мудрецы:

«… если человек сможет понять, что зло существует только для того, чтобы у него была свобода выбора его отвергать, то бороться со злом ему будет гораздо легче

Исходя из этого, мы можем сказать — Тора, остается неизменной во все времена, и при любых обстоятельствах, и для всех без исключения народов.

1 Вот постановления и законы, которые вы должны стараться исполнять в земле, которую Господь, Бог отцов твоих, дает тебе во владение, во все дни, которые вы будете жить на той земле. 2 Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом; 3 и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того. (Втор.12:1-3)

И так, перед входом в Землю Обетования, Моше предостерег народ от подражания идолопоклонникам. 

И это не просто «дежурное» предупреждение.

Еще слишком свежо у всех на памяти тот блуд с дочерьми моавитянскими, который унес не один десяток тысяч жизней евреев, участвовавших в этом распутном шабаше.

Да и грех «золотого тельца», тоже еще не забылся.

Поэтому это напоминание было очень актуально.

Тем более, если забежать вперед, то мы увидим, что после того, как поколение «пустыни», уйдет в мир иной, Израиль неоднократно будет ударяться в это самое идолопоклонство.

Потому и сказано:

Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом; и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того.

Иначе попадете сами в сети идолопоклонства.

10 Но когда перейдете Иордан и поселитесь на земле, которую Господь, Бог ваш, дает вам в удел, и когда Он успокоит вас от всех врагов ваших, окружающих [вас], и будете жить безопасно, 11 тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите все, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу; 12 и веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ ваших, ибо нет ему части и удела с вами.

(Втор.12:10-12)

И так, дается заповедь о построении Ему Дома, в указанном Им месте.

В еврейской традиции есть разные точки зрения на порядок построения Храма.

Согласно одной из них, заповедь построения Храма не зависит от других заповедей, поэтому начало строительства Храма зависит только возможность его построения.

Другая точка зрения считает, что только после полного еврейского контроля над Эрец Израэлем, и восстановления монархии, можно начинать строить Храм.

Но при любом раскладе, построение Храма, рассматривается как необходимый элемент, полноценной еврейской жизни, в Земле Обетования.

Вот почему сегодня так важно установить полный контроль над Храмовой горой.

И вот почему мудрецы говорили:

«Тот, кто владеет Храмовой горой,— будет владеть Иерусалимом.

Тот, кто владеет Иерусалимом, — будет владеть всей Землей Израиля».

Именно Храмовая гора, придает Иерусалиму статус «Святого города».

Вот почему вопрос возвращения Храмовой горы, под юрисдикцию еврейского народа, вызывает такое озлобление у тех, кто не считает, что у израильского народа, есть особая миссия в этом мире.

В том числе и касательно построения Храма, и налаживания служения в нем.

А что касается места под Храм, то таким местом стала Храмовая гора в Иерусалиме, которую, в свое время, выкупил Давид за 600 шекелей, у Орны Иевусеянина:

24 Но царь сказал Орне: нет, я заплачу тебе, что стоит, и не вознесу Господу Богу моему жертвы, [взятой] даром. И купил Давид гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра. 25 И соорудил там Давид жертвенник Господу и принес всесожжения и мирные жертвы. И умилостивился Господь над страною, и прекратилось поражение Израильтян. (2Цар.24:24,25)

13 Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; 14 но на том только месте, которое изберет Господь, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе. (Втор.12:13,14)

Почему такая строгость, в плане приношения жертвы, только в одном месте.

Это являлась предохранительной мерой, от того, чтобы каждый не приносил жертву, как он считает нужным, и где он считал необходимым, а не как Бог повелел.

И тем самым, избежать еще  одной западни, уйти в язычество, поскольку «региональные божки», всегда притягивали к себе тех, кто «сам с усам».

15 Впрочем, когда только пожелает душа твоя, можешь заколать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих: нечистый и чистый могут есть сие, как серну и как оленя; 16 только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду. (Втор.12:15,16)

Вот вам и выход, когда хочется покушать мяса, или кого-то из друзей угостить вкусным шашлыком.

И ненадо творить никаких жертвенников, а просто зареешь и ешь.

Слив всю кровь, и воздав хвалу Богу.

1 Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, 2 и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», — 3 то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; 4 Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; 5 а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и [так] истреби зло из среды себя. (Втор.13:1-5)

И действительно, если смотреть телевизор, или смотреть ролики в youtube, то там «пророк на пророке, и пророком подгоняет».

И немалое число из них, даже пытаются опираться, как бы на библейские тексты … приглашая нас к богам иным.

И есть действительные случаи, когда они, во время своих «сеансов», производят реальные чудеса, и знамения.

Но тогда какой силой они это делают?

Как ни странно, но силой Единого Бога.

А зачем Он тогда не только позволяет им это делать, но и дает им еще и Свою силу?

«… ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей;…».

Вот так — именно через это, Он проверяет нас, на предмет нашего знания, Его воли.

И вот тут, на первый план выходит не только наше знание Его Слова, но и наше доверие Его Слову.

Вот почему важно ЛИЧНОЕ И ПОСТОЯННОЕ пребывание в Его Слове.

Поскольку это фундамент не только нашей веры, но и нашей практической жизни.

И только через эти познания, мы можем противостоять всякому извращению Его воли.

И тем лжепророкам, которые одурманивают головы, неокрепшим умам.

6 Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои», 7 богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого, — 8 то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, 9 но убей его; твоя рука прежде [всех] должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа; 10 побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 11 весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла. (Втор.13:6-11)

Здесь Моше перечисляет самый близкий круг людей, которые, как правило, имеют доверительные отношения между собой.

И вот представьте себе, что один из них, начинает приглашать вас «пойти послушать интересного оратора, на духовную тему».

Ну примерно, как это часто делается в инете — о иных мирах; о инопланетянах; о том, что Бог как бы один, но у каждого народа, он называется по-разному, и так далее.

И все это подается в очень красочной упаковке.

Ну как тут не согласиться с родным тебе человеком.

Ведь он только добра тебе желает.

Так это делается сегодня.

Но и в те древние времена, технология совращения человека, была такая же, ну разве что без тех научных достижений, которые мы имеем сегодня.

Вот почему Бог, через Моше говорит:

« …  то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде [всех] должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа; …».

Сегодня конечно за такой «позыв к иным богам», никто не будет убивать.

Но вот противостоять этому необходимо, и притом противостоять с позиций Писания.

А чтобы это уметь, очень даже не повредит знать библейский текст, как можно полнее и глубже.

12 Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства, 13 что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали», — 14 то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя, 15 порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его [порази] острием меча; 16 всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его; 17 ничто из заклятого да не прилипнет к руке твоей, дабы укротил Господь ярость гнева Своего, и дал тебе милость и помиловал тебя, и размножил тебя, как клялся отцам твоим, (Втор.13:12-17)

Не случайно в этой же главе приводится и закон, повелевающий сравнять с землёй еврейский город, в котором вводится массовое идолопоклонство.

Казалось бы, речь идет о нарушении декларированной свободы личности.

Но организованный, групповойбунт считался поводом для войны во все времена — а здесь идет речь о бунте против основной этической системы еврейского народа!

Более того: такая мера является предохранителем, стратегическим оружием, ставящим массовое идолопоклонство (человеческиежертвоприношения, оргии и т.д. как часть городского ритуала) вне всякого «консенсуса».

Этот город надо уничтожить, а все заклятое сжечь.

Это очень важный момент, по той простой причине, что присвоение «заклятого» — это одна из «щелочек», через которое  идолопоклонство входит в нашу душу.

Подтверждая тем самым истину, что падение, или отход от Бога, начинается с «пустячка».

Ну, примерно как вот здесь:

1 Но сыны Израилевы сделали преступление [и взяли] из заклятого. Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля.  (Иис.Нав.7:1)

А ведь этот случай произошел всего, через каких-то там пару месяцев, после этого поучения Моше.

И вот вам результат.

Да, этого человека осудили, и предали смерти, но факт остается фактом — нередко личная выгода, точнее алчность человеческая, становится выше Божьих Заповедей.

Кстати, подобный же грех, стоил первому царю Израилеву, Саулу, не только престола, но и жизни:

7 И поразил Саул Амалика от Хавилы до окрестностей Сура, что пред Египтом; 8 и Агага, царя Амаликова, захватил живого, а народ весь истребил мечом. 9 Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили.  (1Цар.15:7-9)

А ведь Господь предупредил:

2 Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; 3 теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла.  (1Цар.15:2,3)

Посему и приговор был Саулу суровый:

10 И было слово Господа к Самуилу такое: 11 жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь.  (1Цар.15:10,11)

1 Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов [на теле] [вашем] и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем; 2 ибо ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. (Втор.14:1,2)

Запретительная заповедь, которой начинается четырнадцатый глава, стоит как бы особняком.

Во-первых, надо понимать, что человек обладает бессмертной душой.

Она никуда не исчезает, а переходит в иной мир.

Но мы также знаем, что когда близкие люди расстаются надолго, то они проливают слезы.

И тем более, когда близкие люди, уходят навсегда.

Поэтому Тора разрешает оплакивать уход близких нам людей, в мир иной.

Но оплакивать, а не впадать в отчаяние, от их утраты.

Поскольку они продолжают существовать, но в другом измерении.

Так что не надо переживать настолько, чтобы причинять себе физическую боль и уродовать свое тело.

Именно поэтому, у траура должны быть свои ограничительные рамки, переходить которые, крайне нежелательно.

 «Слишком страдать» — это значит показывать, что мир в ваших глазах рухнул, нет больше смысла в дальнейшем его существовании.

А он существует, как и его Творец.

Как и близкий нам человек, но только по другую сторону бытия.

И далее:

4 Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, 5 олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард…. (Втор.14:4,5)

В четырнадцатой главе, Моше дает наставление о чистых и нечистых животных, которых можно или нельзя применять в пищу.

Этот каталог, занимающий значительную часть Торы, и играет важную роль в жизни евреев.

Но почему одних животных Тора разрешает есть, а других нет?

Почему из мяса тех животных, которых разрешается есть, должна быть предварительно удалена кровь?

Почему запрещается смешивать молочные и мясные продукты? 

Атеисты, объясняют эти запреты древними «дикими» табу, «не имеющими никакого разумного смысла для современного культурного человека».

Что касается рационалистов, то они объясняют законы кашрута, соображениями его полезности для здоровья.

И похвалив «древних евреев», которые смогли еще в те времена создать столь разумную систему питания, добавляют, что все это было очень уместно там, в древнем мире.

Однако в нашу эпоху, когда соблюдаются все санитарные нормы, и государственный контроль за качеством продукции, а также холодильники для длительного хранения продуктов питания, кашрут как бы уже неуместен.

Вот почему сегодня люди гадают, почему евреи одно едят, а другое нет?

И почему они при питании разделяют пищу, на молочную и мясную?

А ответ предельно прост — так повелел Господь Бог.

И при этом неважно, что многие нечистые животные, вполне съедобные, и даже вкусные.

Важно то, что с точки зрения Бога, пища, кроме функции пополнения энергии человека,  несет в себе и духовный компонент.

Который можно охарактеризовать как «Божественная искра».

И именно она оказывают наиболее серьезное влияние на функционирование человеческой души.

Как говорит один из комментаторов Торы:

« …подобно тому, как глуп спортсмен-бегун, продолжающий курить, так же и не умен тот, кто хочет понять что-то в библейских Писаниях, продолжает при этом есть свинину и любую другую некашерную продукцию».

Следующий момент:

22 Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля [твоего] каждогодно, 23 и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там; десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни. 24 Если же длинна будет для тебя дорога, так что ты не можешь нести сего, потому что далеко от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтоб положить там имя Свое, и Господь, Бог твой, благословил тебя, 25 то променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою и приходи на место, которое изберет Господь, Бог твой; 26 и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое. 27 И левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет ему части и удела с тобою. (Втор.14:22-27)

Левиты, которые не имеют наделов земли в Израиле, и тем самым не имеющие дохода с ней, а также вдовы, пришельцы и сироты — это наименее защищенная часть израильского общества.

И они постоянно нуждаются не только в духовной поддержке, но и в реальной — материальной.

Поэтому Господь и дал такую Заповедь, говорящей о социальной защите, самой незащищенной части, израильского общества.

Но опять-таки, Закон о десятине, работал только тогда, когда стоял Храм, и в нем велось служение.

Сегодня, когда нет Храма, и стало быть нет левитского служения, этот Закон не работает.

Да, он практикуется в синагогах, поскольку так решил раввинат.

Поскольку вдовы, сироты, и немощные старики не перевелись, и требуют материальной поддержки.

Что же касается церквей, то этот Закон о десятине, к ним не относится.

А нужды церкви, покрываются пожертвованиями прихожан, которые сами решают сколько они могут пожертвовать своей общине.

1 В седьмой год делай прощение. 2 Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил [долг] и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа. 3 с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости. (Втор.15:1-3)

Сегодня этот Закон назвали бы «за истечением срока давности».

Хотя какой срок давности, если я, допустим, дал взаймы в шестой год, а он не смог вернуть, а тут наступает седьмой год, и все … прости ему, и забудь, поскольку:

6 ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать.  (Втор.15:6)

Да, забудь и прости, как прощает тебе Господь все те блага, которые он даровал тебе по жизни.

Кстати, эта заповедь, работает в иудаизме и сегодня, и это прекрасно.

И неплохо было бы её практиковать и во всех общинах Мессии.

И немного о законе рабства:

12 Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу; 13 когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми [руками], 14 но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой: 15 помни, что [и] ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь, Бог твой, потому я сегодня и заповедую тебе сие… 18 Не считай этого для себя тяжким, что ты должен отпустить его от себя на свободу, ибо он в шесть лет заработал тебе вдвое против платы наемника; и благословит тебя Господь, Бог твой, во всем, что ни будешь делать.  (Втор.15:12-15; 18)

Замечательный Закон.

Было бы неплохо, если бы и по завершению трудовой деятельности, на производстве, работал этот принцип «не отпусти его с пустыми [руками], но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой …».

И наконец, о главных трех праздниках, когда все евреи, должны были приходить в Иерусалим:

16 Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и [никто] не должен являться пред лице Господа с пустыми [руками], 17 но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе.  (Втор.16:16,17)

— это Песах, Шавуот и Суккот — те самые три главных праздников.

И так, подведем краткий итог этой недельной главы.

Моше обсуждает переход от стадии странствий к постоянной, оседлой жизни в Земле Обетования: объясняет, какие законы изменятся с момента перехода через Иордан, и как именно они будут меняться.
Но главное — что впереди Израиль ждет СВОБОДА!!!

Свобода во всем — в рамках закона, в рамках системы Учения, в рамках установленной системы суда и власти.

То есть, не надуманная, а реальная свобода личности.
Еврейское государство оказывается построенным на неприсущем в древности принципе — на свободе действовать по своему усмотрению.
И не случайно в этой же главе описывается и законодательство о содержании так называемого «еврейского раба», хотя по сути дела, он не раб, а наемный рабочий с шестилетним контрактом.

И еще — в очередной раз подчеркивается, что противопоставление еврея нееврею — НЕ РАССОВОЕ. Евреем может стать любой человек.
И не случайно в этой же главе, приводится и закон, повелевающий сравнять с землёй еврейский город, в котором вводится массовое идолопоклонство.

Почему?

Организованный, групповой бунт, считается поводом для войны во все времена, а здесь идет речь о бунте против основы этической системы еврейского народа!

Более того, такая мера является предохранителем, стратегическим оружием, ставящим массовое идолопоклонство вне всякого Закона.


И так, как весь народ, так и человек персонально, обладает правом выбора.

Поэтому, после перехода через Иордан, Моше повелел, собрать народ между двух гор у города Сихема:

— горы Гризим, зеленой даже знойным летом,

— и горы Эйвал, бесплодной и пустынной даже дождливой зимой.

И используя эти горы как наглядное пособие, напомнить всему Израилю, что его ждет, если будет исполнять Слово Бога, или что его будет ждать, если забудет Творца, или пойдет против Него.  

Пусть поймут, где благословение, а где проклятие — но путь свой, пусть выберут сами.

И как мы знаем, после смерти Моше его ученик Иешуа бен Нун (Иисус Навин), выполнил этот Завет.

И в заключении разбора недельной главы, можно сказать,  что она содержит 54 заповеди:

— 17 повелительных

— 37 запретительных

Отчасти они повторенные, а отчасти новые.