Перейти к содержимому

Недельная глава Экев

(За то, что; следствие)

(Втор. 7:12-11:25)

Книга Второзаконие, интересна тем, что в ней, практически все описываемые события, нам уже знакомы.

Но новизна их состоит в том, что они рассматриваются, как бы под другим углом.

То есть с тех позиций, что «завтра» они, евреи, перейдут через Иордан, и начнут расселяться по Земле Обетования.

И о тех Заповедях, которые будут особенно актуальны при новом их статусе.

Кроме этого, Моше на прощание говорит им и о тех многочисленных ошибках, которые очень даже нежелательно повторять.

12 И если вы будете слушать законы сии и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим, 13 и возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, и хлеб твой, и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе; 14 благословен ты будешь больше всех народов; не будет ни бесплодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в скоте твоем; 15 и отдалит от тебя Господь всякую немощь, и никаких лютых болезней Египетских, которые ты знаешь, не наведет на тебя, но наведет их на всех, ненавидящих тебя; 16 и истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе: да не пощадит их глаз твой; и не служи богам их, ибо это сеть для тебя. (Втор.7:12-16)

Древние комментаторы, насчитали в этом отрывке десять благословений:

1. Он возлюбит тебя;

2. Он благословит тебя;

3. Он умножит твой род;

4. Он благословит плод твоего чрева,

5. плоды твоей земли (полезные ископаемые),

6. твое зерно,

7. твое вино,

8. твое масло,

9. твоих быков,

10. стада твоих овец.

Что в принципе означает награду за соблюдение Десяти Заповедей, лежащих в основе всех Заповедей.

Бог обещает Израилю, различные благословения, когда они начнут завоевывать Ханаан.

И не только в период его завоевания, но и когда они поселятся каждый в своем уделе.

Но только при одном условии:«…если вы будете слушать законы сии и хранить и исполнять их …»

Почему это так важно было знать для них?

На прошлой неделе прошел один из самых печальных дней еврейской истории – 9 Ава.

В истории Израиля, в этот день  произошло  немало  страшных событий.

И наиболее значительные из них — это разрушение Первого и Второго  Храмов. 

А началось эта печальная статистика, вот с этого:

9 ава 2449 года от Сотворения мира (1312г. дон.э.) вернулись разведчики, посланныеМоше, и произвели панику среди евреев сложностями завоеванияХанаана.

Народ испугался, заплакал и отказался войти в Землю Израиля.

За это Бог разгневался на народ и установил, что в Землю Обетованную не войдут все мужчины старше двадцати лет, которые сами же и отказались.  

А все общество Израилево было наказано 40 годами странствия по пустыне, пока не вымрут все те, кто попал под проклятие Бога.

Народ еще прекрасно помнил об этих событиях.

Но Моше счел нужным еще раз заострить их память, на случае с разведчиками, чтобы они помнили:«Бог благословляет, если есть послушание, и наказывает, если предают Его волю забвению».

Актуальны ли эти слова сегодня?
На тот момент, это относилось к тем, кому были сказаны эти слова.

От них же требовалось понимание, запоминание, и исполнение всего того, что они услышали.

Исполнение вчера, сегодня, завтра.

И так до конца времен:«… пока Бог не станет все во всем».
То есть, все то, что Бог дал Моше на горе Синай, и что входит в разряд Законов, которые можно и нужно исполнить.

Если конечно есть желание пребывать с Творцом вечно.

Но как же понимать то, что в различных христианских толкованиях, доктринах и пояснениях, делается заявление, что Тору исполнить не возможно.

А поскольку это так, то она устарела, и взамен ей дан Новый Завет.

И никто не задумывался, сколько судеб порушила эта доктрина, приводящая людей к вседозволенности.
Тору можно и нужно исполнять.

Поскольку, если бы Тору не возможно было бы исполнить, то тогда Бог, давший её, походил бы на отца, у которого сын просит хлеба, а он дает ему камень!!!!

На тот период времени, Тора была откровением Господа и повелением Господа, и исполняющий ее был благословен.

Да и Новый Завет начинается с описания людей, которые были праведны на основании Торы:
5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. 6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. (Лук.1:5,6)
Именно исполняющие Тору, искренне подходящие к ней, во все времена, были теми, которые в Машиахе Иешуа узнали обетованного посланника Божьего.

Остальные, не слушавшиеся Моше, не слушали и Его, как об этом говорит сам Иешуа:
Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. (Иоан.5:46)

И далее:

17 Если скажешь в сердце твоем: «народы сии многочисленнее меня; как я могу изгнать их?» 18 Не бойся их, вспомни то, что сделал Господь, Бог твой, с фараоном и всем Египтом, 19 те великие испытания, которые видели глаза твои, знамения, чудеса, и руку крепкую и мышцу высокую, с какими вывел тебя Господь, Бог твой; то же сделает Господь, Бог твой, со всеми народами, которых ты боишься; 20 и шершней нашлет Господь, Бог твой, на них, доколе не погибнут оставшиеся и скрывшиеся от лица твоего; 21 не страшись их, ибо Господь, Бог твой, среди тебя, Бог великий и страшный. 22 И будет Господь, Бог твой, изгонять пред тобою народы сии мало-помалу; не можешь ты истребить их скоро, чтобы не умножились против тебя полевые звери; 23 но предаст их тебе Господь, Бог твой, и приведет их в великое смятение, так что они погибнут; 24 и предаст царей их в руки твои, и ты истребишь имя их из поднебесной: не устоит никто против тебя, доколе не искоренишь их.  (Втор.7:17-24)

Снова предупреждение о том, что ожидает еврейский народ, если последуют иным богам:

25 Кумиры богов их сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего; 26 и не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она; отвращайся сего и гнушайся сего, ибо это заклятое. (Втор.7:25,26)

Чуть выше, когда разбирали тему о праздниках, мы немного коснулись того, как проникло в Мессианское движение, все эти языческие элементы.

Именно вот таким образом — когда не смогли изгнать из своей души, все  то, что не славит Имя Всевышнего.
Так было тогда, так есть и сейчас.
Причина — многие верующие, достаточно поверхностно относятся к повелению Моше «не вноси заклятого в свой дом».

И наивно полагают, что «модная старина» не опасна, и не несет в себе, никакой духовной подоплеки.

Но амулеты, или «милые» скульптурки из легенд и сказок, а также различные картины, прославляющие героев тех или иных верований — все это является скрытой «рекламой идолов».

А задумывался ли кто нибуть о надписях на головных уборах, или на одежде, на незнакомом языке?

Ну и многое другое, что если хорошо присмотреться, то все это «мерзость для Господа, Бога твоего».

А вся причина в том, что многие проблемы приходят в дома и жизни верующего человека, из-за нашего либерального отношения к этой заповеди «не вноси заклятого в свои дома».

Это не значит, что мы должны закрыться от всего.

Но это значит, что мы должны все свои поступки, пропускать через Слово Бога.

А отступление от Заповедей Бога, начинается с малого.

Вспомним празднование Нового года — украшенная елка, Дед Мороз и Снегурочка, которые приносят подарки, веселый хоровод вокруг елки.

А никто не задумывался, из каких верований, все эти «милые забавы»?
Наши дома, наши сердца — это место, где пребывает Единый Бог, который не будет делить свою  Славу ни с кем.

Поэтому, надо быть предельно аккуратным, чтобы место, в котором должен быть Бог, не занял какой нибуть идол.

Пусть даже на первый взгляд совершенно безобидный.
Помните, как сказал Иешуа:
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. (Матф.6:24)

И далее:

1 Все заповеди, которые я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли и завладели землею, которую с клятвою обещал Господь отцам вашим. 2 И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; 3 Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек; 4 одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет. 5 И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего.  (Втор.8:1-5)

В этой главе масса различных благословений, и обетований которые Бог наш обещает Израилю… ЕСЛИ будут соблюдать Завет с Ним, который они заключили на Синае.

Моше, перед своим уходом, и перед входом Израиля в землю Ханаанскую, говорит своему народу:  

И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет;

То есть, через испытание, результатом которого должно стать смирение, Бог хочет узнать, насколько они усвоили Его науку.

Понятно, что большинству из них, как в прочем и нас сегодня, далеко не по душе испытания, поскольку они несут с собой дискомфорт в жизни.

Поэтому нередко, вместо того, чтобы пройти эти испытания, и закалить свою душу, мы стараемся побыстрей покинуть зону дискомфорта, так и не поняв, что эти испытания, должны привести нас к освящению.

Конечно, посылая нам эти испытания, Господь заранее знает, что будет на финише.

Тогда зачем Он это делает?

Чтобы мы познали сами себя.

Без маски, и показной благости.

Написав эти строки о испытании персональном человеке, можно все это, один в один, перенести и на Израильское общество, к которому обращается Моше.  

И еще:« Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек;».

В этом стихе, слово взятое в скобках отсутствует в оригинале.

Поэтому он должен читаться так: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всем тем, что исходит из уст Господа, живет человек».

То есть, нам полезно питаться не только хлебом, не только словом, но и всем тем, что исходит от Него.

В том числе и испытания.

И вот тут происходит испытания нашего смирения перед ним.

Помните, как у апостола Иакова:

2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3 зная, что испытание вашей веры производит терпение; 4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. 5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. 6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. (Иак.1:2-6)

Но какое это имеет отношение, к разбираемой недельной главе.

Да самое прямое.

Ведь жизнь прошедших поколений, должна служить нам учебником жизни, исследуя который, мы можем избежать многих препятствий, и неприятностей, которые могут встретиться на нашем пути.

И так, результатом сорокалетнего испытания еврейского общества в пустыне, должно стать:

  1. смирение народа,
  2. развитие доверия Богу, несмотря на обстоятельства.
  3. откровение об истинных источниках жизни.

Ну и далее, Моше приводит подробный список бунтов и проблем, которые произошли за 40 лет.

В начале разбора этой книги, мы обсуждали вопрос, почему Моше, вновь и вновь напоминает Израилю все то, что с ними происходило за все сорок лет хождения по пустыне.

Приведем лишь главную мысль из того разбора:

Причина подобного поступка назидания перед смертью одна — чтобы провинившийся не испытывал каждый раз чувство стыда, встречаясь с тем, кто его отчитал.

Или чтобы он не испытывал чувство неприязни к нему.

Но главное в том,  чтобы он дослушал до конца тот выговор, без которого, ему будет сложно в будущем обойтись.

И еще одна причина, подобного акта — только завершающий жизнь, имеет смысл предъявлять претензии другим, по той причине, что лишь в этом случае человек сам уже, ограничен в совершении греха.

Ибо если ты учишь, а потом грешишь, то будь готов выслушать от своего вчерашнего ученика выговор покруче того, что он получил от тебя.

Да и нам очень важно сделать выводы из тех событий, или происшествий, в которые мы попадаем.

Поскольку Бог, работая с нами, воспитывает нас на понятном нам языке, которое выражается не только в благословениях, но и в наказаниях.

Тем самым показывает нам, что Он любящий нас Отец, а не бездушный истукан, которому все равно, что станет с человеком. 

Поэтому, Он и говорит через Моше:

11 Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе.

Способность делать выводы, помнить и хранить их, очень нужно для нашего духовного развития. 

Это словно прививка от  деградации — возвращения в грех, в плотскую жизнь.

Поэтому Моше и заповедует — помни, не забудь путь твой, не забудь испытания и наказания, не забудь что Он источник твоей жизни.

6 Итак храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его. 7 Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, [где] потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, 8 в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, [где] масличные деревья и мед, 9 в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни — железо, и из гор которой будешь высекать медь. 10 И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе. 11 Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе. 12 Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить [в них], 13 и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, — 14 то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

(Втор.8:6-14)

Парадокс человеческого бытия, заключается в том, что нередко именно благополучная жизнь легко приводит человека к гордости и самомнению, когда он готов сказать Творцу:«Ты мне уже не указ!».

Конечно не так прямо, но примерно в этом русле.
Человек должен осознать, что полностью зависит от Всевышнего, как в большом, так и в малом.

Как это мы видим на примере Израиля, когда Бог поместил его в Эрец Израэле (в Земле Израиля).

А своим поклонникам из иных народов, дал возможность существовать в языческой среде, чтобы там быть Его  глашатаями

Поэтому, успех в том, или ином предприятии, не повод для гордыни.

Он, как и неудача, повод для плодотворного размышления и для благодарности Единому.
Как бы тяжело мы не работали, добывая наш хлеб, только Творцу мы им обязаны. 

Это — не лесть и не взятка Творцу.

Он — не божок, которому нужны наши жертвы и подношения. 

Ведь Единому, Богу твоему, принадлежат небеса, и те небеса, которые над небесами, и земля, и все, что на ней…  ибо Единый, Бог ваш, есть Бог богов и Властелин властелинов, великий Бог, обладающий мощью и вызывающий трепет; Тот, кто нелицеприятен в суде и не берёт взяток (Втор. 10:14; 17).
Благословляя Бога, мы создаем канал взаимной связи между нами и Им.

Поскольку всё от Бога и к Богу.

И недаром сами мы, Его образ и подобие.

Бог благоволит к тем, кто стремится жить так, как Он это повелел.

Помните это место:

7 Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, [где] потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, 8 в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, [где] масличные деревья и мед, 9 в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни — железо, и из гор которой будешь высекать медь.

(Втор.8:7-9)

Это не просто пустое перечисление благ, а именно то, от чего, в то время, зависела жизнь человека.

Кстати, плоды земли, которые перечислены в этом отрывке, соответствуют всему тему, что приносили в Храм, на праздник, в качестве приношений.

12 Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, 13 чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо. 14 Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней; 15 но только отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них, из всех народов, как ныне [видишь]. 16 Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны; 17 ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров, 18 Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду. (Втор.10:12-18)

Еще одна распространенная черта человека — это склонность к крайностям.

Это касается и вопроса исполнения Его воли.

Либо фанатичное исполнение Его Закона, до самой последней точки, либо игнорирования практически всего того, что считают для себя лишним.

Но дело в том, что должен существовать «внутренний позыв», то есть стремление к Нему, возникающий из самой глубине нашего сердца.

И через это, возрастать в Нем, каждый день нашей жизни.

Поэтому Моше еще раз напоминает — не отцы ваши, а вы сами видели, что сделал Бог с Египтом и с египетским войском, утонувшим в Красном море, и что Он делал для вас в пустыне.

Повеление бояться Бога, как и повеление, любить Его, и Его Заповеди, не зависит ни от места, где находится человек, ни от обстоятельств в его жизни.

А как это можно сделать?

Просить у Него, и только у Него, чтобы Он удовлетворял наши нужды, помогал нам по жизни, освящаться в Нем.

При этом, мы должны всегда помнить, перед Кем мы стоит, и к Кому обращается — к Богу, Творцу всего видимого и невидимого.

А любить Бога, означает иметь желание постоянно пребывать в Нем, и исполнять Его волю.

Вот и все!!!

Как сказал Давид:

2 Тебя ищу, жаждет Тебя душа моя, стремится к Тебе плоть моя в земле пустынной и усталой, безводной. 3 Так я созерцал Тебя в святилище, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, 4 Потому что лучше жизни милость Твоя. Хвалить будут Тебя уста мои. 5 Так благословлять буду Тебя при жизни моей, во имя Твое подниму руки мои. (Пс.63:2-5)

Но в этой недельной главе, есть, на первый взгляд, и как бы противоречивые места:

Все народы, которые дает тебе Единый, Бог твой, съешь, пусть не жалеет их твой глаз, не служи их богам, ведь это — капкан для тебя». (Втор. 7:16)

— и второй момент:
Ведь Единый, Бог ваш… любит чужаков, любит, чтобы им давали одежду и хлеб; любите же чужаков! Ибо чужаками были вы на земле египетской. 
(Втор.10:17-19)

Что за всем этим скрывается?
Моше однозначен в своих словах: «любите же чужаков»!

Нееврей, тоже как творение Бога, заслужил только и единственно любовь.

И речь идет не о прозелитах (неевреях, ставших евреями), а о «реальных» чужаках, то есть не евреях.

А причина этого повеления — евреи сами были чужаками в Египте.

Да и сегодня, находясь в галуте (изгнании), евреи так сказать, сохраняют этот статус.

Поэтому, Тора не только тут, но и во многих других местах, повторяет в различных вариантах, подобный призыв: «любите неевреев, привечайте их».

Но стоп — а кого же тогда надо «съедать», а кого «любить»?
Дело в том, что Тора не политкорректна.

Моше говорит простые вещи простыми и правильными словами.

Истреблять надо Зло.

Если народ — целый народ — становится твоим врагом, то его жалеть нельзя.

Если целая культура построена на принципах, противоречащих морали Торы Бога, и тебе приходится сталкиваться с такой культурой, надо подавить в себе жалость.
Но отдельный призыв «не жалейте» показывает, что подобный случай — исключение.

А нормальное поведение для идущего Божьим путем — любить и жалеть другого.
Поэтому «не жалейте» — не оправдание агрессии.

Это призыв к выживанию!!!

А как сделать, чтобы он никогда не стал оправданием агрессии?

Еще раз повторить после этого:«любите же чужаков»!
А если твой народ мал, а врагов много, а именно так и было, когда народы Ханаана и окрестностей заключили союз против евреев, то тут не скажешь «любите чужаков».

Ханаанскую идеологию надо было искоренить.
Кстати, это имеет отношение и к сегодняшнему Израилю.

Есть смысл напомнить всем о двух простых истинах, которым учил Бог, через Моше:

Люби непохожего! Люби чужого! ВСЕГДА.

— и второе:
Не дай себя истребить. НИКОГДА.

8 Итак соблюдайте все заповеди [Его], которые я заповедую вам сегодня, дабы вы укрепились и пошли и овладели землею, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею; 9 и дабы вы жили много времени на той земле, которую клялся Господь отцам вашим дать им и семени их, на земле, в которой течет молоко и мед. 10 Ибо земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал [ее] при помощи ног твоих, как масличный сад; 11 но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, — 12 земля, о которой Господь, Бог твой, печется: очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года. (Втор.11:8-12)

Земли Израиля не орошается водными источниками, подобно каналам Египта, ответвляющимся от его центральной водной артерии — Нила.

Она всецело зависит от дождей, иными словами — от воли небес.

Поэтому-то эта земля несравненно хороша, в том случае, если евреи живут по библейским принципам,  и несравненно губительна в противоположном случае.

Если же евреи нарушают волю Творца, то Он не дает дождей, и в стране начинается засуха: земля не принимает посевов, и на ней ничего не растет.

Обо всем этом прямо сказано:

13 И вот, если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедую вам ныне, чтобы любить Господа, Бога вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всею душою вашею, 14 То дам Я дождь земле вашей своевременно, ранний и поздний; и соберешь ты хлеб твой и вино твое, и елей твой;  (Втор.11:13,14)

— а если не будете соблюдать Заповеди, то:

16 Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не совратились и не стали служить богам иным, и не поклонялись им; 17 И возгорится гнев Господа на вас, и затворит Он небо, и не будет дождя, и земля не даст плодов своих; и вы скоро пропадете с этой доброй земли, которую Господь дает вам.

(Втор.11:16,17)

Поскольку Земля Израэль — особая страна.

Здесь, как нигде в другом месте, ощущается присутствие Бога.

Это чувствовали и Авраам, и Исаак, и Иаков.

Поэтому благополучие тех, кто в ней проживает, целиком зависит от их поведения.

Если жить по Торе — будет и изобилие, и долгие, насыщенные годы жизни.

Ну а если отринут Тору Бога, и пойдут вслед богов иных — страшно даже представить, что произойдет.

Кроме этого, праведная жизнь Израиля, принесет благополучие не только им, но и всему миру.

1 И сказал Господь Авраму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. 2 И Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословением. 3 И Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну; и благословятся тобой все племена земные. (Быт.12:1-3)

18 Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими; 19 и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь; 20 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих, 21 дабы столько же много было дней ваших и дней детей ваших на той земле, которую Господь клялся дать отцам вашим, сколько дней небо будет над землею. 22 Ибо если вы будете соблюдать все заповеди сии, которые заповедую вам исполнять, будете любить Господа, Бога вашего, ходить всеми путями Его и прилепляться к Нему, 23 то изгонит Господь все народы сии от лица вашего, и вы овладеете народами, которые больше и сильнее вас; 24 всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; от пустыни и Ливана, от реки, реки Евфрата, даже до моря западного будут пределы ваши; (Втор.11:18-24)

Мы должны понимать, что Богу важно, не педантичное исполнение Закона, а сердце, наполненное любовью, к Его Заповедям.

Почему это важно.

Есть еще две крайности подхода к Закону Бога, о которых надо сказать:

а) педантизм в исполнении Закона, когда, говоря словами Иешуа «оцеживают комара, а верблюда поглощающие».

б) Отрицание Закона, вместо которого теперь благодать (то есть, что хочу то и ворочу).

Но, как уже выше говорилось, важно внутреннее стремление к Заповедям Бога, и внешнее их  исполнение.

Как выразился один человек:«Это как птица, которой нужно два крыла, чтобы летать».

Так и нам нужно и то и другое, чтобы становится совершенным в Боге.