Перейти к содержимому

Это абсолютно надуманное противостояние.

Это абсолютно надуманное противостояние.

Давайте в начале статьи, приведем один интересный текст, который мы однажды уже приводили:« Есть две разницы между текстом написанным на бумаге, и высеченном на камне. При написании текста на бумаге, присутствуют два компонента — бумага и чернила. А при высечении текста на камне, текст и камень становятся одним целым. И как тут не вспомнить Скрижали Завета.

Так нередко происходит и в нашей жизни. Мы можем читать текст, но быть от него в стороне. Он подобен начертанию букв на пергаменте. А когда мы Писание пропускаем через свое сердце, и оно там запечатывается, то мы становимся с ним одним целым. И этот уровень подобен буквам, выбитыми в камне. Мы должны стараться понять Тору, потому что Бог хочет, чтобы мы ее поняли. И именно таким образом мы соединяемся с Торой, как выбитые в камне буквы.

Почему это важно знать? Дело в том, что начиная с эпохи Просвещения, а это 15-16 века, немало её деятелей, естественно, что не религиозных, начало оглуплять религию. Говоря, что это сказки древних времен, авторами которых были безграмотные пастухи, обожествляющие все, что попадало в их поле зрения. Ну, а религия со своей стороны, тоже не оставалась в долгу, и оглупляла рационализм, светскую культуру, и светскую науку. Вольнодумие было расценено религиозной верхушкой, как величайшая духовная пагуба, как признак  времени антихриста. И не просто расценено, но и реально наказуемо. Многие из тех, кто интересовался историей, помнят суды инквизиции, когда за вольнодумство наказывали, и наказывали сурово. Вплоть до смертной казни.

Но весь «фокус» этого противостояния состоит в том, что ни настоящая наука, ни библейский иудаизм, не являются противниками. Это абсолютно надуманное противостояние.

Да действительно, Творец в Писание не касается научных изысканий. И какую культуру должен иметь тот или иной народ. Он описывает только процесс творения, и с какой целью Он это делал. И описывает это «бегом», не вдаваясь скрупулезно в детали этого процесса. А те научные открытия, которые в последствие делал человек, это всего лишь обнаружение, уже работающих законов мироздания, то есть законов от Того, Кто их создал. Поэтому надуманный антагонизм науки и религии, не что иное, как предрассудок, порожденный действительно невежественными авторами имеющихся «трудов«, как со стороны атеизма, так и со стороны религиозных деятелей.

На самом деле, реальность дела такова, что между религией и научной мыслью, не только не существует непреодолимых разногласий, но даже имеет место своеобразное сотрудничество. Вот почему надо противостоять и оголтелому материализму, и фанатичной религии. Поскольку соль непонимания, заключается в том, что наука, сама того не понимая, хотит она этого или нет, но указывает на существование Личности, Которая владеет всеми тайнами бытия.

Возьмем к примеру Закон о всемирном тяготении. Если выразить его кратко, то с научной точки зрения, это будет выглядеть так:« Все тела взаимодействуют друг с другом с силой, прямо пропорциональной произведению масс этих тел и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними». А с точки зрения Писания? Точно также. Тогда в чем противоречие? В умах человеческий, точнее в его отсутствии.

Дело в том, что задача науки состоит в том, чтобы отвечать на вопрос «почему» и «как». А задача Писания, отвечать на вопрос «зачем». Кстати, и сама наука родилась, как попытка понять тот мир, о котором говорит библейский текст. А последующее противостояние науки и религии, явилось желанием занять лидирующее положение в этом противостоянии. Но не тем, чтобы понять истинное положение дела.

Истинное назначение науки — это изучение окружающего нас видимого мира, а источник этого познания — наблюдение и опыт. А вот ответить на вопрос о смысле этих явлений в отдельности и для бытия в целом, о цели и нравственных законах человеческой жизни — то тут «голая» наука бессильна. То есть, зачем существует этот мир, и какова конечная цель его существования, наука не имеет возможности объяснить. Поскольку, в отрыве от Того, Кто этот мир создал, наука не может решить эти вопросы. Ни один эксперимент в области отдельной науки не способен дать ответы на смысл и цель существования мироздания!

Но именно этими вопросами, как раз и занимается библейская наука. И чем больше будет успехов на этом пути, тем быстрее человечество добьется кардинальных успехов, в плане приобщения всех Законов Бытия, на службу человечеству.

Что касается Веры в Творца миров,то онанаправлена на выявление утерянной человеком целостности мировосприятия, которое вырабатывается в процессе личного общения с Богом, через исследование созданного Им мира, и тем словом, которое Он оставил человечеству. Ну, а наука, представляя знания в виде фактов, способствует пониманию происходящим в нем процессов.

Поэтому, можно предположить, что вера в Творца и наука, при беспристрастном подходе к их пониманию — это взаимодополняющие аспекты человеческого существования, и не могут противостоять друг другу.  Наука познает мир во взаимоотношении его частей и элементов, а не охватывая мир как целое и его соотношение с Богом. Познание же Бога, открывает отношение мира и человека к Богу как к сверхъестественному началу, как к высшей силе. 

И еще одна тонкость в этом вопросе — научные знание, нуждается во внешних доказательствах. Вера же, в разумное начало этого мира, определяется, в большей частью внутренней силой. Как писал автор послания к Евреям:« Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».  (Евр.11:1)

Иначе говоря:« наука базируется только на фактах, и человеческом опыте, а вера базируется на духовном начале».

Но это разделение относительное. Бог, с Его неограниченными возможностями, открывается в этом мире через человека. Поэтому, можно констатировать, что между наукой и религией на самом деле, существует глубокая связь и точки соприкосновения. Наука, в своем развитии, опирается на мировоззрение человека, который может иметь как религиозные, так и атеистические взгляды, от которых будут зависеть направление развития наука — для человека, или против него.

Поэтому наука не может уничтожить веру человека, в его Творца. Она может быть безрелигиозной только тогда, когда религия сама находится в запущенном состоянии.

И напротив, именно глубина духовного чувства , может помочь ученому в тех открытиях, поскольку вызывает «восторг перед всемогущим Строителем вселенной» (Н. Коперник). 

Или вот мнение выдающегося физика XX в. Макса Планка: «Религия и наука нисколько не исключают друг друга, как это полагали раньше и чего боятся многие наши современники; наоборот, они согласуются и дополняют друг друга.… Для религии Он представляет фундамент, для науки — венец разработки миросозерцания».

Кстати, в последнее время, как определенные деятели церкви, так и ряд выдающихся ученых, начали делать шаги, навстречу друг к другу. При этом, обе стороны сохраняют собственную сферу своей деятельности, по пути взаимно обогащая друг друга, и пытаясь лучше понять реальность как целостности этого мира, так и задач каждого из этих направлений.

Поэтому, утверждение, что религия и наука несовместимы — в корне неверно.