Перейти к содержимому
liturgy

Литургия в Мессианских Общинах

Автор: Шомер

Эта тема была представлена мной в качестве доклада на семинаре во время Берлинской Мессианской конференции осенью 2006 года. Данный материал содержит заметки, главные пункты и тезисы из доклада, и наверняка слегка отличается от аудиозаписи семинара по причине интерактивного участия в ней присутствующих на семинаре. Данный материал не раскрывает тему целиком, но был практически весь освещен по ходу семинара, хотя многие вопросы не получилось осветить детально из за сжатости во времени.

Содержание:
ТЕОРИЯ ЛИТУРГИЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ

1. Роль и место литургии в еврейском синагогальном служении.
a) понятие «литургии»;
b) краткая история развития еврейской литургии;
c) предназначение литургии в Иудаизме; 
d) язык Торы и язык молитвы.

2. Мессианское служение и еврейская литургическая традиция.
a) различные подходы к традиции и к литургии;
b) различные способы и варианты использования литургической традиции в мессианских общинах; 
c) сидуры и их использование;
d) динамика служения и вытекающие из этого проблемы и препятствия.

3. Модели и способы адаптации литургической службы в современном Иудаизме.
a) адаптация мелодий (старые слова, новые чувства);
b) адаптация порядка службы (сокращение, перестановка);
c) адаптация содержания литургии (современные вопросы, новые отрывки).

4. Мессианское литургическое служение.
a) прошлое литургии и прошлое движения;
b) современные направления и развитие литургических ресурсов;
c) варианты возможного будущего литургического служения;
d) поиск направления – цели литургии в мессианской общине.

ПРАКТИЧЕССКИЕ АСПЕКТЫ

5. Мессианский литургический Ерев Шаббат, Шахарит, hАвдала.
a) содержание, примеры и варианты.

6. Мессианская праздничная литургия. 
a) Рош hАшана, Йом Кипур, Суккот;
b) Пейсах, Йом Абикурим, Шавуот;
c) другие Праздники.

7. Внедрение литургии в мессианской общине.
a) трудности внедрения и препятствия;
b) способы внедрения;
c) результаты литургии.

ТЕОРИЯ ЛИТУРГИЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ

1. Роль и место литургии в еврейском синагогальном служении. ^^ 
a) Понятие «литургии». ^^ 
Скажу во вступлении, что если Ваш взгляд на еврейскую религиозную традицию весьма негативен и Вы считаете воплощение какого либо рода традиций Иудаизма неприемлемым и неправильным для себя и других верующих в Йешуа, если Вы считаете наследие Иудаизма чужим — то эта тема наверняка не для Вас. Мои тезисы и практические аспекты этой темы основаны на фактическом направлении большинства мессианских общин в мире, а именно на направлении в сторону воплощения и адаптации иудейских традиций, а не их полного отвержения.

«Литургия» – это не страшное слово, это порядок или определенный ход и последовательность служения. Литургия есть у всех, даже у тех, кто будет настаивать что у них в службах такого нет.

Литургия определяет ход служения и создает атмосферу единства в общественном поклонении. Чтение отрывков Писания вслух, повторение, ответное чтение, хоровое чтение и т.д. – это формы корпоративного поклонения. Пение определенного количества песен, определенного характера, сначала быстрых, потом медленных, церемония пожертвований, свидетельства участников перед общиной, проповедь и ее длительность, количество проповедующих, молитва за больных и за нужды, призыв и т.д. — все это связано с литургией, т.е. с определенной последовательностью и порядком служения. Этот порядок может быть весьма рутинным и ожидаемым, и в этом нет ничего плохого.

Еврейская литургия основана на традиции, порядок которой был установлен давным-давно и возможно был изменен давным-давно кем-то другим. Но не смотря на это есть основы, которые происходят из традиции, основанной на Писании, на порядке, который установил сам Г-сподь, а не просто на мнениях людей.

b) Краткая история развития еврейской литургии. ^^ 
Еврейская литургия начала развиваться во времена становления корпоративного поклонения Б-гу. Для личного поклонения литургия не нужна, но когда люди приходят перед Всевышним вместе, у них должен быть определенный план действий, таким образом достигая единства в поклонении.

С самого начала существовал порядок принесения жертв, но он не был четко определен ни Авраhамом, не его предками. Скорее всего, самая ранняя формальная литургия начала развиваться после Египта, после того как Всевышний заповедал построить Мишкан, т.е. переносной Храм в пустыне. Б-г дал определенный порядок жертвоприношений, определенные действия служения в Храме и все они сопровождались молитвами и благословениями. Из этого порядка далее было развито большое количество разных храмовых обрядов и церемоний. Литургия развивалась священниками, сыновьями Аарона и Левитами. Одна из самых древних литургических молитв — благословение Аарона (Бэмидбар(Числа) 6:24-26: «ЙЕВАРЕХЕХА АДОНАЙ ВЕ ЙИШМЕРЕХА ЙАЭР АДОНАЙ ПАНАВ ЭЛЕЙХА ВИЙЭХУНЕХА ИСА АДОНАЙ ПАНАВ ЭЛЕЙХА ВЕЙАСЭМ ЛЕХА ШАЛОМ (Да благословит тебя Б-г и охранит тебя! Да будет благословен к тебе Б-г и помилует тебя! Да обратит Б-г лицо Свое к тебе и даст тебе мир!)» ). По словам Торы, Б-г повелел, чтоб именно такими словами священник благословлял народ. Молитва является частью еврейской литургической службы и сегодня.

Со временем были сформированы официальные формы молитв, особые слова, которыми Б-г благодарился, благословлялся и которые произносились в разных ситуациях. Во времена царя Шломо в Храме действовал хор, и также были музыканты. Все это делали священники, так как храмовое служение было их привилегией. Как известно, книга Псалмов использовалась как песенник, так как в ней были собраны многие из песен, которые пелись в контексте общественного поклонения. Псалмы были, конечно, написаны не только Давидом, но и многими другими людьми, и собраны в одну единую коллекцию уже после Царя Давида. Многие из псалмов используются в еврейской литургии так, как они использовались и в Храме. Некоторые Псалмы специально для Субботы, некоторые для прославления, некоторые для исповедания, некоторые для пилигримов, поднимающихся в Йерушалаим.

Во время Вавилонского плена появились первые синагоги, и именно в это период прославление начало отделяться от Храма. Был принят свод молитв и молитвенных формул, которыми люди пользовались. По известному примеру Пророка Даниэля время молитвы синхронизировалось со временем жертвоприношения в Храме, три раза в день, даже когда Храма не было. Оттуда и пошла традиция обращения в сторону Йерушалаима во время молитвы. Таким образом сегодня молитвенные службы разделены на «Шахарит, Минха, Маарив» — утреннею, дневную и вечернюю службы.


c) Предназначение литургии в Иудаизме. ^^ 
В иудаизме литургия всегда несла характер общественного поклонения, она объединяла голоса отдельных людей в единое целое, в народ Завета, в общество избранных и готовых следовать избранию Б-га.

В современном иудаизме литургия – это древняя традиция, которую нельзя нарушать. В этой традиции заложены вещи, которые связывают нас с предками и способствуют нашему духовному путешествию с Б-гом каждый день нашей жизни. Многие относятся к традиции, в общем как и к литургии, как к чему-то священному, чему-то мистическому, и на это есть свои причины.

Литургия в современном иудаизме распространяется не только на совместные службы, но и на все случаи жизни, на различные жизненные ситуации. Таким образом, поклонение Б-гу не становится зависимым от атмосферы синагоги и окружения других евреев. Все ситуации в жизни становятся поводом для молитвы, благословений и для прославления Творца. Поклонение и прославление становится постоянным.

Каждый день начинается с молитвы, с молитвы которую когда-то кто-то сформулировал. Кто-то скажет что не хорошо молиться чужими словами. Что мы, не можем выразить наши чувства Б-гу самостоятельно? Но не этом дело. Благословения – это структура. Йешуа и его ученики прибегали к такой форме молитвы, повторяя традиционные слова придуманные кем-то до них. Индивидуальная молитва не исчезала за счет заранее определенных благословений произносимых над хлебом, вином, мясом, праздничной трапезой и т.д.

Огромная часть традиционной еврейский литургии в Сидуре, молитвеннике, состоит из цитат священного Писания. Таким образом, когда мы молимся, мы молимся словами, которые нам дал сам Б-г (если Вы конечно верите что именно Б-г дал нам Писания). Другими словами, в молитве мы исповедуем истины Б-жьего слова и провозглашаем их истинность. Мы соглашаемся с Б-гом о нашей греховности, о Его святости, о нашей нужде в Его защите, о Б-жьей силе и власти над всем.

Предназначение литургии — помочь нам прославить Творца, найти слова, позаимствовать их из Писания, от тех, кто был вдохновлен Б-гом. Самое главное — сконцентрировать наше внимание на Нем и помочь нам поддержать отношения с Творцом Вселенной.

d) Язык Торы и язык молитвы. ^^ 
В иудаизме молитва приемлема на любом языке. Но появилась традиция молиться на языке Торы, на иврите, даже если человек его совершенно не понимает. Да, есть красота, есть могущество когда святые слова произносятся на том языке, на котором они к нам пришли, но произнесение слов не имеющих для нас смысла не дает нам желаемого результата осознанного поклонения.  Когда человек молится на иврите, не понимая содержания его собственной молитвы, то это не изливает его сердце, как та молитва, которую он понимает. Он не может иметь ввиду слова, смысл которых ему не доступен.

В то время как иврит действительно красив и молитвы на нем звучат чудесно, непонимание слов собственной молитвы — это большое препятствие искреннему и истинному поклонению. Частично в Иудаизме эта проблема решается постоянством молитв. Со временем, повторяя одни и те же слова раз за разом, и читая перевод, человек начинает запоминать перевод и значение слов. Со временем он даже подхватывает слова и фразы, которые он понимает и знает без перевода.  Но слишком часто такого не происходит.

В иудаизме есть суеверие и убежденность, что молитвы на иврите более действенны, чем молитвы на другом языке. «Молитва на иврите, даже если человек ее не понимает, каким-то магическим образом несет больший вес, чем молитва не на иврите». Это действительно суеверие и обычай, за которым стоит мистический концепт. Поэтому молитвы в иудаизме произносятся на иврите, даже если человек не понимает языка.

В мессианском иудаизме, не смотря на стремление к еврейскому наследию, этот аспект дополнительной благодати за счет использования святого языка Торы в молитве должен быть четко оценен. Я, например, считаю неприемлемым произношение молитв без перевода для окружающих, да и для себя тоже.

2. Мессианское служение и еврейская литургическая традиция. ^^ 
а) Различные подходы к традиции и к литургии.^^ 
В мессианском движении существует несколько подходов к литургии и к традиции в общем.

1) Еврейская литургия замечательна и свята, в ней нет недостатков и менять в ней что — это грех. Мы должны сохранить наследие и использовать все молитвы в строгости, так, как предписано в Талмуде.

2) Литургия не несет совершенно никакой ценности. Любой может сочинить красивые молитвы даже на иврите, которые ничем не будут отличаться от традиционной литургии, так что в этом нет ничего особенного, и поэтому нам не следует придерживаться этого.

3) Некоторые аспекты литургии приемлемы для верующих в Мессию Йешуа, но есть и неприемлемые части. Мы должны переоценить традиции, чтоб определить что приемлемо для нас а что нет, и возможно создать особую литургию, совмещая ее с традиционной.

b) Различные способы и варианты использования литургической традиции в мессианских общинах. ^^ 
Некоторые мессианские общины не используют наследие ортодоксвльной литургии, хотя я таких практически не встречал. Почти все используют Шма, Веахавта, Йеврехеха, Брахот над вином и хлебом и т.д. Если мессианская община не использует традиционных литургических пений в их службе, которые являются иудейскими, то они наверняка использую подобные западно-христианские или протестантские литургические отрывки. Это, в принципе, тогда исключает элемент еврейского духовного наследия и заменяет его на христианско-языческие. Как такая община хочет потом называться мессианской еврейской для меня загадка. Можно конечно петь и гимны эвенского народа, это конечно в большей мере зависит от самоидентификации членов общины. Г-сподь будет прославлен и так.

В подавляющем же большинстве мессианских еврейских общин используются элементы традиционной иудейской литургии, где-то больше, где-то меньше. Как относятся к этим отрывкам в мессианских общинах выражается в двух основных подходах. Первый – это ограниченное использование элементов без изменения и опущение определенных аспектов. Второй подход – использование молитв и адаптация их для мессианской специфики. Третий более новый и менее развитый подход – это творение новой и уникальной литургии основанной на писаниях Брит Хадаша (Нового Завета).

c) Сидуры и их использование. ^^ 
Пользоваться Сидуром нет так просто. Сидур – это энциклопедия молитв. Есть Сидуры весьма сокращенные, есть более полные с различными вариантами, отражающими разнообразие молитв и традиций, связанных с их произнесением. Для того чтобы пользоваться Сидуром, необходимо знать его порядок и знать предназначения разных молитв, так как особенность еврейской литургии в том, что существует огромное количество правил исходящих из талмудических книг, где перечисляются различные молитвы и их использование.  Это не только галаха в Иудаизме, это — традиция, которую знают не только раввины, читающие Талмуд, но и обыкновенные верующие. Возможно, они не смогут объяснить по какой причине та или другая молитва читается в определенный момент, но они знают нормативную традицию. Использующим Сидур эту традицию стоит знать.

Другой аспект, который необходимо понимать, что Сидур – это традиция тысячелетий, где что-то весьма древнее смешивается с весьма современным, так как иудаизм всегда меняется. В Сидуре можно часто найти большое количество отрывков и молитв написанных в средние века. Многие из них несут каббалистический характер и терминологию. Эти молитвы должны быть оценены лидерами общин в зависимости от их понимания каббалы, ее учений и концепций. Эти молитвы очень традиционны и общеприняты в Иудаизме, но если община настроена категорически против Каббалы, например, то им следует быть последовательными и в их использовании традиционных каббалистических молитв.

Почти никто кроме самых религиозных ортодоксов не использует все молитвы в Сидуре. Почти все читают выборочно, но есть определенный набор, определенный перечень, который всегда используется в любом служении. Необходимо знать этот минимум.

d) Динамика служения и вытекающие из этого проблемы проблемы и препятствия. ^^ 
Иногда привить использование Cидура в мессианских общинах весьма не просто по ряду причин. 
Многие люди не воспитывались традиционно в синагоге и эти молитвы для них не знакомы, кто-то возражает против языка молитв, потому что не понимает, и затрудняется его произносить, и соответственно теряет чувство погружения в молитву, так как концентрируется на самом произношении, а не содержании, другие не видят в литургической молитве возможность излить свои собственные чувства и поэтому она для них не имеет значения. Причин может быть много.

Но факт заключается в том, что неумелое использование литургии в служении иногда приносить больше вреда чем пользы. Я не раз был на служениях в мессианских общинах где литургия произносится только потому что «она должна произноситься и такая у нас традиция». Она произносилась совершенно не выразительно, без чувств, монотонно, без особого голосового таланта и четкого знания мелодий. Такое служение, для меня лично, всегда очень мучительно, так я не раз хотел остановить человека и попросить заменить его, потому что по его лицу было видно, что он сам не доволен что он произносит все эти слова.

Иногда в общинах литургия стновится настолько рутинной, что эффективность совершенно теряется. Литургия иногда становится скучной и не возбуждает чувств поклонения. Такое может произойти с чем угодно. Если повторять одно и тоже все время раз за разом, иногда значение слов начинает теряться. Про причине этого вводятся определенные вариации и новшества, используются разные лидеры, иногда музыкальное сопровождение и т.д. Дело в том, что в иудаизме есть определенное понимание — «кавана» — погружение в молитву, полная концентрация на Б-ге, и не достигая такого состояния литургическая молитва совершенно мертва и бесполезна. Достижение такого погружения в молитву через литургическое поклонение иногда очень не просто и во многих общинах это просто отсутствует. Всегда существует опасность того, что литургия сделает противоположное своему предназначению — создаст сухоту и чувство религиозности, но не создаст живой атмосферы для поклонения.

Да, литургия, несомненно, придает службе обрядность и торжественность. Литургия придает службе какую-то формальность, но не ограничивает людей от участия в молитвах и искреннего поклонения через слова Сидура. Для многих это плюс. Один из самых больших плюсов литургии — это единство с другими общинами в способе проведения служб, как мессианскими, так и ортодоксальными. Есть определенная структура, которая создает понимание что наше наследие — общее, что у нас много общего и схожего, что мессианские евреи — это не баптисты, не пятидесятники, не адвентисты, а все же евреи, и принимают наследие иудаизма, которое Церковь ошибочно и намеренно отвергла в ранних периодах развития.

Красота в том, что приходя в другую еврейскую общину, мы находим что-то знакомое и привычное — те же молитвы, те же благословения. Это сближает людей. Есть ли еще такое место, куда может придти человек из, скажем, другой страны, и тут же принять участие в молитве и поклонении, потому что он полностью знаком с содержанием службы? Это — плюс, создающий единство, и возможно это только через элементы униформной литургии.

Следует не упустить из вида, что используя литургическое служение, община должна создавать определенный баланс. В синагогах нет поклонения и прославления в сопровождении рок-группы. Эта часть нашего наследия приходит к нам из современной Церкви. В моем мнении эта часть весьма полезная, и в то же время она отдаляет нас от традиционных синагог в форме и стиле. С другой стороны такое служение несет огромную пользу. Слияние синагогальной литургической службы с современным музыкальным прославлением не так просто.

Я присутствовал на службах, где проводилась синагогальная литургическая служба Торы: алиот, брахот, вынос Торы, драш, но потом по окончанию этого служения начиналась служба поклонения в стиле харизматической церкви.  И длилось все это конечно не менее 3 часов, так в одну службу было объеденены две весьма различные службы. Ну и как вы думаете, после 3 часов люди готовы выслушать проповедь, длящуюся минут 45? И потом ведь еще будет призыв к покаянию, призыв к молитве за нужды, как положено по протестантской традиции. Винегрет полный получается, и весьма утомительный для людей. А если они пришли с детьми? Поэтому необходим баланс.

Если община желает более традиционной литургической службы, то придется сократить другие части службы немножко, чтоб уложиться в нормальное время. Если община не хочет сокращать проповедь или прославление, то придется пожертвовать литургией, и сократить эту часть до какого-то минимума. Баланс создать нелегко, но некоторые из нас это делают сегодня в наших общинах и мы поделимся опытом с заинтересованными.

3. Модели и способы адаптации литургической службы в современном Иудаизме. ^^ 
a) Адаптация мелодий (старые слова, новые чувства). 
^^ 
Как я сказал? иудаизм не стоит на месте, потому что в традиционных синагогах подобные проблемы, как и у нас. Один из способов борьбы с рутиной, с сухостью и неактуальностью литургических молитв это адаптация мелодии и вариация. Часто те же самые молитвы поются по-разному чтоб создать новизну и разнообразие. Иногда используются современные версии или даже версии, которые были адаптированы кем-то в данной общине. Но важно то, что стабильность сохраняется, так как слова остаются те же самые.

b) Адаптация порядка службы (сокращение, перестановка). ^^ 
Многие общины видят необходимость изменять порядок молитв. В этом есть определенная гибкость, и этот способ нарушения знакомой «рутины» тоже весьма эффективен. Самое главное, чтобы люди могли концентрироваться на Б-ге и чтобы поклонение и молитвы значили что-то для них. Некоторые части литургии вырезаются совсем, иногда они опускаются, иногда они остаются, иногда вместо них используются другие.

с) Адаптация содержания литургии (современные вопросы, новые отрывки). ^^ 
Еще один вид адаптации — это использование совершенно новых отрывков и новых молитв. Различные общины внедряют что-то свое и уникальное в их литургию. Это тоже создает свежесть и новизну. Делается это конечно в балансе с существующим порядком. (Правильность или не правильность этой практики в данный момент не рассматривается)

4. Мессианское литургическое служение. ^^ 
а) Прошлое литургии и прошлое движения.^^ 
В прошлом литургия во многих мессианских общинах не существовала. Дело в том, что во времена раннего развития движения евреи-христиане находились под большим влиянием, и даже давлением со стороны Церкви, чтобы особо не уподобляться синагоге и намеренно не следовать многим обрядам, чтоб подчеркнуть «христианскую» разницу. Традиционно «свобода от закона» означала свободу от всего еврейского для многих. Потом появилось такое понятие как контекстуализация, особенно в миссиологии.

Миссионеры ехали в различные страны, и адаптировались к среде народа, который они хотели привести к пониманию благой вести о Мессии. Хадсон Тэйлор, например, носил традиционную китайскую одежду и даже отрастил волосы в косичку, что возбудило бурную реакцию со стороны некоторых христиан. Но принцип стал использоваться со временем, так как он был более успешным, чем способ намеренного отделения от культуры народов, которым следовало донести благую весть. К евреям начали применять такую же тактику. Так многие верующие евреи, даже те, которые не имели традиционного еврейского воспитания, начав применять еврейскую традицию, находили в ней неописуемую глубину и красоту.

Традиции и обряды для них переставали быть просто миссиологическим методом донесения благой вести другим, более религиозным евреям, и превратились во что-то живое, в наследие, которое не должно было быть утраченным с самого начала. Конечно, это создало много проблем и непониманий среди христиан и верующих евреев, но лед тронулся, и таким образом литургические молитвы Сидура вернулись к верующим в Йешуа евреям, и их практика продолжается.

b) Современные направления и развитие литургических ресурсов. ^^ 
В наши дни более нет такого противостояния со стороны христиан, и протеста против того, что евреи, верующие в Йешуа, живут по-еврейски, сохраняя культуру практически не существует, особенно в Америке. Есть другие протесты, другие непонимания, но этот вопрос отошел. Это, конечно же, по причине того, что наше общество в конце 20-го и начале 21-го века стало весьма плюралистическим по отношению в религии в общем.

Таким образом, сегодня подавляющее большинство мессианских общин использует традиционную еврейскую литургию Сидура в разных степенях. За последние несколько лет использование литургии весьма усилилось, и многие общины стали весьма литургическими по ходу их развития. Сегодня тенденции среди мессианских общин двигаться в сторону все более глубокого и значительного использования еврейской литургии, но не обязательно в ущерб свободе поклонения в службе. С возрождением русскоязычных мессианских общин это желание и направление еще более усилилось, так как многие выросли без синагогального воспитания и желают вернуть себе то наследие, которое им не разрешалось иметь.

c) Варианты возможного будущего литургического служения. ^^ 
Есть несколько подходов, и несколько направлений в развитии литургии, и соответственно разные общины берут разные направления для себя. Очень часто это зависит от самого лидера и как он поведет общину.

Как я уже сказал, на сегодняшний день многие общины Америки становятся весьма литургическими, и вскоре, когда новизна литургии станет установившимся порядком, они начнут искать пути сделать литургию живой, как это делают сегодня во многих традиционных синагогах. Что отличает большинство мессианских синагог в этом процессе – это присутствие музыки в поклонении, что весьма оживляет службу. Традиционные синагоги не всегда готовы пойти на это.  Многие мессианские синагоги не подходят к литургии традиционным образом с самого начала, а желают совместить ее с музыкальным служением, что создает красивую и живую гармонию, приемлемую как для тех, кто тянется к традиции, так и для тех, кому традиция и литургия не особо интересна.

Еще один вариант — это создание своей, мессианской литургии. Этот подход приемлем для многих, кто не так желает принять древнюю традицию, исходящую «неизвестно откуда». Конечно, иудаизм — это не единственная система, создающая традиции неизвестно откуда появившиеся, в христианстве этого тоже немало. Мое личное мнение, что мессианские общины должны прилежно, аккуратно и с вниманием оценить и пересмотреть обе стороны и извлечь только самое приемлемое. Создание своей литургии конечно должно быть в балансе, и делаться опытными людьми. Всему свое время, и я надеюсь увидеть такие вещи в будущем, но пока этот этап имеет только самые ранние начатки.

Пока у нас нехватка даже самых простых мессианских песен. Например, сколько мессианских песен вы знаете написанных на тему Шаббата, которые можно использовать дома за субботним столом? Знаете ли вы мессианские песни посвященные Хануке или свадьбе и сколько? Если мы хотим развивать свои собственные формы литургического поклонения, то можно начать хотя бы с таких элементарных вещей. За Сидур можно взяться после элементарного…

d) Поиск направления – цели литургии в мессианской общине. ^^ 
Каждая община, как бы она не воплощала литургическое служение в своих службах, обычно имеет определенные цели в использовании литургии. Эти цели обычно приводят общину к одному либо другому направлению по отношении к литургии.

Первоначально иудео-христиане начали использовать литургические молитвы в качестве евангелизации, в качестве доказательства того, что они до сих пор евреи и не оставили свое наследие. Они не использовали литургию для поклонения вовсе, так как их целью было привлечение других евреев и евангелизация, а литургия это только один из способов. И сегодня есть общины, которые используют еврейскую литургическую традицию в таких целях, не для себя, а для гостей, посетителей. Как вы понимаете, направление, в котором такая община будет двигаться, будет определено их целями внешней еврейской обрядовости для привлечения людей. Это конечно не означает что со временем такая община не может измениться.

Я встречал общины в Америке где было мало евреев, и для них литургия – это единственный способ каким-то образом выразить еврейское наследие. Если убрать литургическую часть служения, то остались бы только харизматические и протестантские формы поклонения и способы проведению службы, и никакого больше идишкайта. Просто литургия — это была единственная часть еврейской культуры, которая присутствовала в общине.

Другое направление – это когда община стремится использовать традиционную литургию не для искусственного эффекта, а действительно в качестве поклонения. В таких общинах к литургии относятся немного серьезней и ее качество очень важно. В таких общинах не редко можно услышать о классах, посвященных пониманию еврейской литургии. Иногда преподаются классы по ивриту для чтения Торы и литургии без транслитерации. В такой общине есть стремление помочь людям действительно прочувствовать глубину и красоту литургии, помочь людям поклоняться Б-гу через древние слова.

Проверить насколько серьезно относятся к литургии в общине очень просто. Если вы придете к людям из такой общины домой на шаббат, то они зажгут свечи, произнесут киддуш и накроют стол. Если вы не придете к ним на шаббат, то они сделают то же самое, а не сядут кушать перед телевизором. Конечно, это не стопроцентный способ, так как многие люди просто посещают мессианские общины, не обязательно живут так как их учат в общине. Но лидеры общины – это обычно хороший показатель.

Третье направление — это сверх-скрупулезное следование литургическому порядку, как это делается в ортодоксальных и ультра-ортодоксальных синагогах. Это направление не имеет огромного количества сторонников, и возникло в основном по причине неопределенности многих общин по отношению к литургии. В этом направлении люди следуют всем строжайшим предписаниям талмудической литературы, и стараются следовать всем традициям, соответственно полагаясь либо на серфардский, либо на ашкеназский нусах. В этом направлении очень часто становится важным не столько дух поклонения через литургию (хотя они и скажут вам, что для них это самое главное), а само исполнение традиции, отраженной в литургии. Чем больше они приближены к совершенному исполнению, тем больше удовлетворения они получают, порой думая, что вся эта традиция Б-гу важна так же как им. Это конечно перегиб, но с этим надо считаться, так как это реальное направление и любая община иногда может оказаться на таком пути.

Четвертое направление — когда община еще не знает где она находится. Некоторые люди направлены в одну сторону, а другие не хотят туда идти. Это вполне нормально, и обычно направление появится со временем, но зависеть оно будет от лидера и тех, кто активно помогает ему в служении. Такие общины обычно исполняют элементы литургической службы либо для идентификации с народом Израиля, либо в солидарности с другими мессианскими общинами. Иногда они не имеют особой тяги к традиционной литургии, потому что никто их не научил ей, никто не объяснил им ее. Иногда они имеют тягу, но понятия не имеют как использовать литургию и продолжают стоять на месте.

Не важно сколько направлений (возможно есть и другие), но факт в том, что большинство мессианских общин используют элементы традиционной синагогальной литургии по одной или другой причине. Я не пытаюсь сказать, что мессианская община обязана использовать литургию, и что она должна использовать определенный набор молитв, чтоб быть полноценной. Сегодняшняя реальность показывает, что не использующих литургию мессианских общин практически нет. Какая община имеет право называться «мессианской» — совсем другой вопрос, и совсем другая тема. Но факты есть факты.

Каждая община должна иметь направление, и должна его понимать. Каждая община должна определиться в отношении использования еврейской традиции в целом и также литургии. Если в общине есть неопределенность, то может быть будет полезно обратится к тем, кто разобрался с этим вопросом и встал на определенное направление. Общины должны помогать друг другу, учиться друг у друга и использовать ресурсы других общин.

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

5. Мессианский литургический Ерев Шаббат, Шахарит, hАвдала. 
^^ a) Содержание, примеры и варианты 
^^ Есть два вида службы в иудейской традиции. Есть домашняя служба, обычно проводимая за столом, и общинная служба, проводимая в синагоге.

Домашняя служба шаббата весьма проста и состоит из зажжения свечей, благословения вина, хлеба, детей, жены, мужа и прочтения отрывка о сотворении мира, после чего трапеза, и поются традиционные песни.

Самые главные элементы общинной литургической службы в Иудаизме – Шма, Амида и Служба Торы.

Есть несколько молитв и чтений, которые концентрируются вокруг молитвы Шма. После чего обычно переходят к молитве Амида, или как она еще называется Шмоней Эсре – 18. Амида – молитва из 18 отрывков, где произносится как хвала, так и перечисляются различные нужды. Тут и исповедь, и просьбы, и хвала. Это универсальная молитва, и в будние дни она произносится целиком, а в шаббат с вариациями.

Служба Торы – это группа молитв, окружающая чтение Торы, и объяснение ее отрывков. В пятницу вечером Служба Торы обычно не проводится, а читаются псалмы и другие молитвы, хотя вполне уместно изучать Тору и в Пятницу вечером. В субботу утром служба Торы – самое центральное событие, и Амида часто сокращена. Так же Тора читается в синагоге по понедельникам и четвергам.

Шма и окружающие ее молитвы и чтения – это постоянная часть любой службы, независимо от того читается ли Тора, произносится ли сокращенная или полная Амида.

Синагогальная служба в пятницу вечером концентрируется на молитвах Шма, сокращенной Амиде и чтении и пении определенных Псалмов, после чего люди празднуют встречу шаббата трапезой дома.

Существует три службы в Субботу: Шахарит — утренняя, Минха — дневная и Маарив — вечерняя. Тора читается утром и днем, а вечером молитва в основном состоит из благословений Шма и Амиды.

6. Мессианская праздничная литургия. ^^ 
a) Рош hАшана, Йом Кипур, Суккот.^^ 
Литургия праздников имеет структуру, подобную обыкновенной литургии, но в различных молитвах добавляются особые фразы, произносятся особые молитвы, имеющие прямое отношение к этим праздникам. Читаются особые отрывки Писаний и исполняются обряды, имеющие отношение к конкретному празднику. Многие праздники имеют свои уникальные заповеди, и таким образом служба слегка изменяется в форме и содержании.

В Рош hАшана традиционно звучит шофар. В некоторых мессианских общинах в шофар трубят когда им только вздумается. Иногда люди пользуются шофаром как какой-то еврейской дудочкой и любят подыгрывать во время прославления, но для большинства людей в еврейской общине такие явления весьма необычны и непонятны. Есть определенные предназначения шофара и он используется именно для этих целей, а не как вздумается. Рош hАшана — как раз такое особое время, когда шофар должен прозвучать 100 раз. Звук шофара должен пронзить наши души и побудить нас к покаянию. Другой обряд в первый день Рош hАшана после дневной службы – это Ташлих (Михей 7:18-20) Этот обряд сопровождается церемонией у водоема.

В Йом Кипур исповедуются грехи и произносятся особые молитвы, связанные с этим днем. Произносятся такие молитвы как Ал Хэт, Ашамну, Авину Малкейну и т.д. В этот день, который не называется праздником, а является торжественным днем, множество грехов перечисляется вслух, чтоб кающиеся узнали их в себе и осознали необходимость покаяния.

Суккот имеет свои уникальные аспекты, такие как построение шалаша, лулав и аспект урожая. Построение шалаша дома и в общине может быть частью празднования. Потрясание лулавом и благодарение за плоды, молитва за дождь и принятие гостей в шалаш создает множество возможностей для уникальных литургических отрывков и особых благословений для каждого обряда. Некоторые из обыкновенных молитв тоже слегка меняются в содержании во время этого праздника.

b) Пейсах, Йом Абикурим, Шавуот. ^^ 
В Пейсах есть пасхальный Седер, где самая уникальна черта — праздник не в собрании, а дома. Пасхальный Седер конечно же полон особой праздничной литургии.

Йом Абикурим выпадает на третий день Пейсаха и был практически оставлен Иудаизмом, так как это чисто сельскохозяйственный праздник. Для мессианских евреев он должен стать одним их самых главных и ярких праздников, так как Мессия воскрес в этот день. Нам представляется возможность написать свою литургию, создать свои традиции по отношению к этому празднику. Иудаизм этот праздник почти забыл, и имеет мало обрядов и традиций связанных с этим днем.

Шавуот, конечно же, имеет две темы — сельскохозяйственную и принятия Торы. Иудаизм практически эксклюзивно концентрируется на теме Торы, но также существуют конкретные обряды, такие как Счет Омера, которые сохраняют оригинальное значение праздника.

с) Другие Праздники. ^^ 
Практически для всех культурных праздников существуют литургические элементы тоже. Даже по отношению к весьма современным праздникам есть молитвы и само собой духовные аспекты.

7. Внедрение литургии в мессианской общине. ^^ 
a) Трудности внедрения и препятствия. 
^^ 
Я на данный момент основываю общину в Бруклине. Это не так просто, так как вы может подумать, что в Бруклине все читают на иврите, знают Тору, и с удовольствием участвуют в трехчасовой службе на иврите. Я открою вам большой секрет, что в Бруклине евреи менее религиозны чем в других городах. Как в Израиле подавляющее большинство евреев не религиозные, и порой даже невежественны в Иудаизме, так и в Бруклине. Большая концентрация евреев создает чувство оседлости. Почему-то в диаспоре многие евреи более религиозные, и более добросовестно относятся к обязанностям Завета, чем в местах, где еврейская община большая.

Даже в Бруклине передо мной стоят препятствия во внедрении литургии среди собравшихся вместе мессианских евреев. Большинство из них литургии не знают, большинство ее не понимают. Многие не видят смысла в ее использовании и не понимают самой цели ее использования.

Мне приходится пояснять с моей точки зрения, что литургия – это традиция, но не просто традиция, а традиция проистекающая из Торы и из нашей истории. Она связывает нас с нашими предками, объясняет многие вещи в еврейской жизни, укрепляет веру в Б-га, учит доктринам и правильному мировоззрению. Литургия возносит Б-га и объединяет нас с тысячами и тысячами других евреев по всему миру, взывающими этими же словами к Всевышнему изо дня в день. Приходится людям показывать, что огромное количество литургии базируется на 60%, или более, цитировании священного Писания. Для многих это тайна, только потому что они мало читают Сидур и мало сравнивают его с Писанием. Да, мне приходится такие вещи объяснять и учить людей простейшим молитвам и мелодиям. Некоторым из них тысячелетия, некоторые из них были написаны всего лишь несколько лет назад. Некоторые мотивы – это наши мелодии.

Большинство трудностей, как я сказал, связаны с людьми, и с отсутствием у них восприятия литургии. Есть те, кто пытаются найти теологические и какие-то духовные причины, почему для них литургия не подходит, но многие просто не понимают иврит и не переживают чувства, которые порой выражает литургия. Есть те, кто отказываются в участии в литургическом служении, потому что им кто-то сказал что это не правильно, а есть те, кто с удовольствием учатся и растут в понимании. Большинство людей любит и предпочитает определенную структуру, и желает участвовать в тех частях службы, которые они знают, в чем-то знакомом — это создает комфорт. В какой-то мере литургия может помочь в этом.

Самое трудное — это взять общину, которая существует несколько лет и не использовала литургии, и попытаться внедрить литургические аспекты в ее служение. Второе по трудности задание – это взять общину, которая имеет определенные литургические аспекты и помочь им увидеть что это далеко не все, что есть еще и другие молитвы, другие отрывки.  Не менее трудная задача — взять общину, где литургия стала настолько мертвой и застойной, что никто не испытывает никаких чувств и никакого энтузиазма по отношению к этим молитвам. Еще одна трудная задача, это взять общину, которая формируется из людей, которые чужды синагогальной службе, и вселить в них любовь и чувства к традиции и передать им понимание необходимости сохранения некоторых вещей на разных уровнях и по разным причинам. Проблем и препятствий может быть немало.

b) Способы внедрения. ^^ 
Есть одно очень важное правило внедрения чего-либо нового в среду. Есть два подхода. Первый из них подходит для уже существующих общин. Это медленное и постепенное внедрение различных элементов, начиная с цитат из Писания.

Например, начать читать псалом 95 каждую Пятницу вечером. Потом учить по этому отрывку, произнести часть его на иврите. Использовать песню из этого Псалма. Затем только внедрить чтение псалма на иврите. Чередовать с ответным чтением перевода Псалма всей общиной. Со временем использование этого псалма станет нормой. По мере продвижения можно внедрить еще одну или две кроткие молитвы. После их внедрения добавить еще одну, но чередовать с теперь уже знакомой молитвой.  И так постепенно, постепенно, — уча и преподавая о значении молитв можно научить всю общину, и привить им любовь к литургической молитве в какой-то мере.

Если община новосформированная, то можно сразу внедрить много, и затем укреплять это в сознании людей. Можно запланировать стадии дальнейшего внедрения и постепенного роста, но учитывать, что новое внедрять можно будет только постепенно, как и в первом случае.

Я считаю последовательное и постепенное внедрение, параллельно с учением, универсальным методом внедрения литургии в общине.

d) Результаты литургии. ^^ 
Результат литургии, или же любого служение и его содержания – это близость к Б-гу, подход к Всевышнему. Литургия – это способ, метод, средство и она как таковая не должна становится целью службы. Литургия, если построена правильно, и внедрена правильно, почти всегда произведет положительный результат. Цель литургии — предоставить рамки обращения общины к Б-гу. И как я уже говорил, все общины имеют литургию, даже самые нетрадиционные — это просто неизбежно.

Помимо прямого результата создания службы, предоставляющей возможность человеку приблизится к Творцу, есть другие результаты. Употребляя литургию, люди почти всегда будут учиться ивриту, изучать и заучивать отрывки Писания наизусть. Это создаст во многих людях более глубокое еврейское самосознание и даст им точку опоры и общее со многими ходящими в синагогу евреями, даже если они говорят по-китайски. Также следует помнить что литургия, как бы она ни была важна, всего лишь средство, а не сама цель.

Источник: http://old.myzion.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=410&Itemid=25