Перейти к содержимому
2 8

Евреи и Мессианские

Михаэль Цин

Нет, пожалуй, у верующих в Иисуса евреев страха большего, чем перед своим собственным еврейством. То есть, прочитать «благословение Аарона» или там спеть разные песни на иврите – ладно. С еще большим рвением зажечь субботнюю свечу, прочитать «Шма» («Слушай, Израиль…») и порассуждать (и только!) о Торе. Но если по-настоящему и всерьез – ни-ни. Отчасти из страха: что, мол, люди скажут? А если честно, то и от простого невежества, от незнания собственной истории, традиции. Более того, чтобы как-то оправдаться за собственную несостоятельность, у нас готовы тезисы об абсолютной ненужности «преданий старины глубокой», неактуальности для современных евреев, отличии евреев вообще от израильтян в частности, ссылки на Иисуса о моратории на еврейство и т. д.

По утрам я часто отвожу свою дочь в школу. Школа сия – типично израильская, светская и к религии относящаяся в лучшем случае терпимо. Но не поощряющая религию – это точно. А дети выделяться не хотят. Они как народ Израиля – хотим как все. А, сказать надо, вид у меня не то слово, что не светский – борода одна чего только стоит! И вот какой у меня с дочерью разговор вышел. Она мне: папа, а зачем тебе это борода? Я ей: ну, мол, маме нравится. А она: но ведь так могут подумать, что ты – религиозный. Я (смутившись) ей: но ведь я же и не светский. Она (подумав): действительно, но тогда, кто же мы?

И правда, с одной стороны, я вроде и не религиозный человек (религия – опиум для народа?). Но с другой, не секулярный же я, в самом деле. Где ты там, наша привычная палочка-выручалочка: мол, я не религиозный, я верующий? Проблема в том, что абстракция вроде веры без религии существует лишь в зазывных брошюрах. На практике же любая вера, только что зародившись, немедленно приобретает некие формальные рамки, именуемые религией. Это верно как для любой эклектической разновидности буддизма, так и для претендующего на невитиеватость христианского протестантизма. Любые попытки вывести веру за рамки религии заканчиваются эскапизмом к сектанству в его самых худших проявлениях. Мало того, что в таких сектах полностью отсутствует развитое представление о Боге, оно, кроме всего прочего, обречено на заведомый провал и миссиологически. Иными словами, такое свидетельство неэффективно и поверхностно, а потому временно.

Недавно довелось мне выступать на представительной конференции. И в безобидном, в общем-то, докладе я вскользь (стесняясь, что ли?) упомянул, что привести евреев к Богу (как народ) вряд ли возможно без понимания и изучения нами нашей истории и — о ужас! — традиции. Как и ожидалось, немедленно, с подозрительностью, граничащей с призывом к аутодафе, выступил мой брат по плоти – еврей. Как только я посмел употребить это почти ставшее ругательным слово: Традиция. Может быть, еще и Талмуд читать надо?! Мы ведь знаем, что это (пользуясь терминологией одного из израильских пасторов-евреев) — смертельный яд. Так будем ли мы кормить наш народ этой отравой, против которой со всей решительностью и непримиримостью выступил наш Господь?! В этих вопросах-утверждениях столько же правды, как и в Октябрьской революции, которую справедливо называли на Западе большевистским путчем. Никогда наш Господь не выступал против того, что составляет сущность еврейства. А что касается яда, то ничего, все апостолы ели – и не отравились. Может, все-таки не яд?

Я не строю иллюзий и наверняка знаю, что материалы этого сайта мало что поменяют в жизни евреев, верующих в Мессию. И уж тем более, в жизни ортодоксальной протестантской экклезии. Но не писать об этом тоже не могу. В какой-то момент раздвоение мыслей ведет к религиозной шизофрении. Смотришься в зеркало, а там старообрядческий поп с хоругвями в одной руке, с лютеровскими скрижалями, на коих Sola Fide, в другой, а во лбу звезда горит, конечно же — шестиконечная. И все это на фоне Хава Нагилы у стола с фаршированной рыбой. Нравится? А ведь это и есть сегодняшний день мессианского движения.

Говорю это не для того, чтобы взять и отменить – самому больно. А чтобы остановиться и вглядеться в самих себя: вдруг что-то, да вспомним. А там, глядишь, не пройдет и ста лет, как и на самом деле станем евреями, верующими в Господа. Вот именно, Евреями. Вот именно, Верующими. Вот именно, в того самого Господа, имя которому Иешуа, а не в лубок святочных образов.

Михаэль Цин

Источник: http://kehila.info/?p=5428