Недельная глава Ваетханан
(И молил)
(Втор. 3:23-7:11)
Моше продолжает назидать свой народ, прежде чем он его покинет навсегда: «23 И МОЛИЛСЯ Я БОГУ В ТО ВРЕМЯ, ГОВОРЯ: 24 ГОСПОДЬ БОГ! ТЫ НАЧАЛ ПОКАЗЫВАТЬ РАБУ ТВОЕМУ ВЕЛИЧИЕ ТВОЕ И МОЩНУЮ РУКУ ТВОЮ; КТО ЖЕ ТОТ ВСЕСИЛЬНЫЙ НА НЕБЕ И НА ЗЕМЛЕ, КОТОРЫЙ СОВЕРШИЛ БЫ ПОДОБНОЕ ДЕЯНИЯМ ТВОИМ И СВЕРШЕНИЯМ ТВОИМ? 25 ДАЙ МНЕ ПЕРЕЙТИ, И УВИЖУ Я ЭТУ ХОРОШУЮ СТРАНУ, ЧТО ПО ТУ СТОРОНУ ИОРДАНА, ПРЕКРАСНУЮ ГОРУ ЭТУ И ЛИВАН!. 26 НО РАЗГНЕВАЛСЯ БОГ НА МЕНЯ ИЗ-ЗА ВАС И НЕ СЛУШАЛ МЕНЯ. И СКАЗАЛ МНЕ БОГ: ПОЛНО ТЕБЕ, НЕ ГОВОРИ МНЕ БОЛЬШЕ ОБ ЭТОМ! 27 ВЗОЙДИ НА ВЕРШИНУ ФИСГИ, И ВЗГЛЯНИ НА ЗАПАД, И НА СЕВЕР, И НА ЮГ, И НА ВОСТОК, И ПОСМОТРИ ГЛАЗАМИ СВОИМИ, ИБО НЕ ПЕРЕЙДЕШЬ ТЫ ЭТОТ ИОРДАН!».(Втор.3:23-27)
Признаки расположения Всевышнего к Своему народу, проявившиеся в победе над эморейскими царями, пробудили у Моше надежду, что возможно Бог отменит ему запрет о том, что он не войдет в Землю Обетования, и ему будет дарована возможность возглавить народ и во всех последующих сражениях за завоевание. Но этим надеждам великого руководителя еврейского народа не было суждено сбыться. Ему всего лишь было дано обозреть Эрец-Исраэль с вершины горы Физги.
После чего, он должен был передать функции управления народом своему ученику Иегошуа сыну Нуна. А его слова «И МОЛИЛСЯ Я БОГУ В ТО ВРЕМЯ», говорят о том, что они были произнесены после того, как Моше назначил Иегошуа вместо себя.
И далее, Моше начинает напоминать Израилю, все те Законы, о которых Бог говорил ранее, и новые, которые Он повествует в этой книге:« 1 А ТЕПЕРЬ, ИЗРАИЛЬ, СЛУШАЙ УСТАНОВЛЕНИЯ И ЗАКОНЫ, КОТОРЫЕ Я УЧУ ВАС ИСПОЛНЯТЬ, ЧТОБЫ ЖИЛИ ВЫ, И ПРИШЛИ, И ОВЛАДЕЛИ СТРАНОЙ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ОТЦОВ ВАШИХ, ДАЕТ ВАМ! 2 НЕ ПРИБАВЛЯЙТЕ К ТОМУ, ЧТО Я ПОВЕЛЕВАЮ ВАМ, И НЕ УБАВЛЯЙТЕ ОТ ЭТОГО, ЧТОБЫ СОБЛЮДАТЬ ЗАПОВЕДИ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ВАШЕГО, КОТОРЫЕ Я ПОВЕЛЕВАЮ ВАМ. 3 СОБСТВЕННЫМИ ГЛАЗАМИ ВИДЕЛИ ВЫ, ЧТО СДЕЛАЛ БОГ ИЗ-ЗА БААЛЬ-ПЕОРА: ВЕДЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ШЕЛ ЗА БААЛЬ-ПЕОРОМ, УНИЧТОЖИЛ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ИЗ СРЕДЫ ТВОЕЙ. 4 А ВЫ, ВЕРНЫЕ БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ВАШЕМУ, ЖИВЫ ВЫ ВСЕ НЫНЕ». (Втор.4:1-4)
Воспоминание о прошлых событиях, приведенное в трех предыдущих главах, заканчивается призывом к сынам Израиля не забывать то, что они видели и слышали у горы Хорив, (она же Синай). Закон от Бога, станет в глазах окружающих народов мудростью этих народов, ЕСЛИ сыны Израиля будут тщательно соблюдать его. Одно воспоминание о чудесах, и событиях, произошедших у горы Хорив, позволит им удалиться от всего, что связано с идолопоклонством.
Однако если еврейский народ не сумеет оградить себя от чуждого влияния и, потянувшись за идолами, погрязнет в служении им, изгнание станет неизбежным наказанием для него. Но даже в изгнании, раскаявшись и обратив свой взгляд ко Всевышнему, человек найдет Божественное милосердие. Каждый человек, принадлежащий к святому народу, исполняя волю Бога, привыкает беспрекословно повиноваться Ему.
И еще: «НЕ ПРИБАВЛЯЙТЕ К ТОМУ, ЧТО Я ПОВЕЛЕВАЮ ВАМ, И НЕ УБАВЛЯЙТЕ ОТ ЭТОГО».
Это предостережение касается всех тех, кто с помощью многочисленных добавлений или своих объяснений, волей или неволей лишает Заповеди Торы их первоначального смысла или делает их более «удобными» для человеческого эгоизма и порочных желаний. Но, при этом, данный запрет, ни в коем случае не стремится превратить Закон, в жесткую систему, не позволяющую вносить дополнения или модифицировать ее в соответствии с требованиями времени, либо вновь возникающими условиями. Однако подобные модификации не могут быть объявлены, как новые откровения Небес. Иначе говоря, новые Законы, принятые Синедрионом, носят временный характер, и при исчезновении условий их принятия, они могут быть упразднены, в отличие от Законов, данные Богом на вечные времена.
Следующий момент: «ВЕДЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ШЕЛ ЗА БААЛЬ-ПЕОРОМ, УНИЧТОЖИЛ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ИЗ СРЕДЫ ТВОЕЙ». Мы все помним тот грех сынов Израиля, «В СТЕПЯХ МОАВА У ИОРДАНА, НАПРОТИВ ИЕРИХОНА», когда они блудили с дочерями Моава «ПРИНОСИТЬ ЖЕРТВЫ БОЖЕСТВАМ ИХ». Служение этому идолу «БААЛЬ-ПЕОРУ» сопровождалось непристойными оргиями. В результате чего, Бог покарал их числом до 24 000 тысяч человек.
«5 СМОТРИ, УЧИЛ Я ВАС УСТАНОВЛЕНИЯМ И ЗАКОНАМ, КАК ПОВЕЛЕЛ МНЕ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ МОЙ, ЧТОБЫ ТАК ПОСТУПАТЬ ВАМ В СТРАНЕ, В КОТОРУЮ ВЫ ВХОДИТЕ, ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ ЕЮ. 6 ХРАНИТЕ ЖЕ И ИСПОЛНЯЙТЕ, ИБО ЭТО МУДРОСТЬ ВАША И РАЗУМ ВАШ НА ГЛАЗАХ ВСЕХ НАРОДОВ, КОТОРЫЕ, ЛИШЬ УСЛЫШАВ ОБО ВСЕХ ЭТИХ УСТАНОВЛЕНИЯХ, СКАЖУТ: КАК МУДР И РАЗУМЕН НАРОД ЭТОТ ВЕЛИКИЙ! 7 ИБО КТО ТАКОЙ НАРОД ВЕЛИКИЙ, К КОТОРОМУ БОГИ БЫЛИ БЫ СТОЛЬ БЛИЗКИ, КАК БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ НАШ, КАЖДЫЙ РАЗ, КОГДА МЫ ВЗЫВАЕМ К НЕМУ? 8 И КТО ТАКОЙ НАРОД ВЕЛИКИЙ, У КОТОРОГО УСТАНОВЛЕНИЯ И ЗАКОНЫ СПРАВЕДЛИВЫ, КАК ВСЕ ЭТО УЧЕНИЕ, КОТОРОЕ Я ДАЮ ВАМ СЕГОДНЯ?».
Но цель Творца — не только возвеличить сынов Израиля и придать им значимость в глазах народов мира, но и заставить их признать тот факт, что Божественное Провидение управляет историей человечества. Сам факт неожиданное появление на исторической арене племени, более двух столетий, находившихся в рабстве, и которые ныне предстал как высоко организованный, процветающий и умеющий защитить себя народ, вызвало удивление мира. А в основе всех достижений Богом избранного народа, лежало огромное желание исполнять Божью волю, дабы в этом прославилось Его Имя.
И так, уникальность учения Торы состоит в том, что оно основывается на утверждении о существовании прямой и непосредственной связи Всевышнего с избранным Им народом в целом и с каждым из сынов Израиля в отдельности. Целью же этой связи, является то, что отныне, народ Израиля, становится народом священническим для всего человечества, чтобы весть о Едином Боге, распространялась по всем континентам. И тот, кто глубоко вникает в суть всех Божьих Законов, видит, что Тора представляет собой уникальную правовую и этическую систему, направленную на установление законности и справедливости в обществе, в повседневной жизни.
«15 БЕРЕГИТЕ ЖЕ ОЧЕНЬ ДУШИ ВАШИ, ТАК КАК НИКАКОГО ОБРАЗА НЕ ВИДЕЛИ ВЫ В ТОТ ДЕНЬ, КОГДА ГОВОРИЛ С ВАМИ БОГ У ХОРЕВА ИЗ ОГНЯ, — 16 ДАБЫ НЕ РАЗВРАТИЛИСЬ ВЫ И НЕ СДЕЛАЛИ СЕБЕ КУМИРОВ, ИЗОБРАЖЕНИЙ КАКОГО-ЛИБО КУМИРА В ОБРАЗЕ МУЖЧИНЫ ИЛИ ЖЕНЩИНЫ; 17 ИЗОБРАЖЕНИЯ КАКОГО-ЛИБО ЖИВОТНОГО, ЧТО НА ЗЕМЛЕ, ИЗОБРАЖЕНИЯ КАКОЙ-ЛИБО ПТИЦЫ КРЫЛАТОЙ, ЧТО ЛЕТАЕТ В НЕБЕ; 18 ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕГО-ЛИБО, ПОЛЗАЮЩЕГО ПО ЗЕМЛЕ; ИЗОБРАЖЕНИЯ КАКОЙ-ЛИБО РЫБЫ, ЧТО В ВОДЕ, НИЖЕ ЗЕМЛИ. 19 ДАБЫ, ВЗГЛЯНУВ НА НЕБО И УВИДЕВ СОЛНЦЕ, И ЛУНУ, И ЗВЕЗДЫ, ВСЕ ВОИНСТВО НЕБЕСНОЕ, НЕ СОБЛАЗНИЛСЯ ТЫ ПОКЛОНЯТЬСЯ ИМ И СЛУЖИТЬ ТОМУ, ЧТО СОЗДАЛ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДЛЯ ВСЕХ ПРОЧИХ НАРОДОВ ПОД НЕБЕСАМИ. 20 А ВАС ВЗЯЛ БОГ И ВЫВЕЛ ВАС ИЗ ГОРНИЛА ЖЕЛЕЗНОГО, ИЗ ЕГИПТА, ЧТОБЫ ВЫ БЫЛИ ЕГО НАРОДОМ, ЕГО УДЕЛОМ, КАК ЭТО И ЕСТЬ СЕГОДНЯ».
И снова мы видим строгое предупреждение Творца «ТАК КАК НИКАКОГО ОБРАЗА НЕ ВИДЕЛИ ВЫ В ТОТ ДЕНЬ, КОГДА ГОВОРИЛ С ВАМИ БОГ У ХОРЕВА ИЗ ОГНЯ». Предупреждение далеко не лишнее, поскольку еще не изгладилось из памяти евреев, грех «золотого тельца». Да и поклонение «БААЛЬ-ПЕОРУ» части еврейского народа в степях Моава, тоже еще было свежо в памяти народа. Поэтому и было столь строгое напоминание Моше о этой Заповеди. Поскольку в момент наибольшего раскрытия Божественного Присутствия у горы Синай никто из людей, ставших его свидетелями, не видел материального объекта и даже абстрактного образа. Вот почему, сама попытка изобразить Всевышнего, в каком-либо образе, подпадает под строжайший запрет Торы.
Особо хотелось бы отметить вот этот момент «В ОБРАЗЕ … ЖЕНЩИНЫ» В оригинальном языке Торы, не существует слова «богиня». А при описать божества женского пола, пророки пользовались тем же самым словом, которое обычно употребляется для обозначения идола: «5 И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской». (3Цар.11:5) Это свидетельствует о том, что сама идея соотнесения Божественного начала с женским образом была отвратительна для Творца.
Что касается «ИЗОБРАЖЕНИЯ КАКОГО-ЛИБО ЖИВОТНОГО, ЧТО НА ЗЕМЛЕ, ИЗОБРАЖЕНИЯ КАКОЙ-ЛИБО ПТИЦЫ КРЫЛАТОЙ, ЧТО ЛЕТАЕТ В НЕБЕ», то все главные языческие божества, являлись покровителями каких-либо священных животных. И часто служение им происходило перед изображением того или иного животного или символа, соответствующего ему. Кстати, подобные представления сохранялись у многих народов до самого последнего времени, которые продолжают поклоняться языческим богам.
Это же относится и к поклонению небесным светилам. В современном обществе, это массово выражается в том, что так называемым «гороскопы», которые так популярны сегодня в светском обществе. Как в прочем и у некоторых людей, которые считают себя последователями Единого Бога, и Его Мессии Иешуа.
Вот почему Бог напоминает Израилю, что в случае ухода в идолопоклонства: «РАССЕЕТ ВАС БОГ СРЕДИ НАРОДОВ, И ОСТАНЕТЕСЬ ВЫ МАЛОЧИСЛЕННЫМИ СРЕДИ НАРОДОВ, К КОТОРЫМ УВЕДЕТ ВАС БОГ. 28 И БУДЕТЕ ВЫ ТАМ СЛУЖИТЬ БОГАМ, СДЕЛАННЫМ ЛЮДСКИМИ РУКАМИ ИЗ ДЕРЕВА И КАМНЯ, КОТОРЫЕ НЕ ВИДЯТ, И НЕ СЛЫШАТ, И НЕ ЕДЯТ, И НЕ ОБОНЯЮТ».
Но, неужели это возможно, после всего того, что Бог сотворил с Израилем? Бог, который видит все наперед, предугадал те последствия, которые ожидают Израиль, после их укоренения в Стране Обетования, и достижения благополучия и прочного мира. Следствием этого, будет ослабление веры из-за отсутствия постоянной необходимости обращаться к Творцу за помощью.
Благополучие иногда оказывает на душу действие, подобное успокоительного препарата, который способствует засыпанию духа в человеке. Тора предупреждает, что за несколько столетий проживания в Стране Израиля, еврейский народ может незаметно изменить своим обычаям, извратить представление о Всевышнем и законы общества. Поэтому, для сохранения Союза, являющегося условием проживания на Святой Земле, необходимо не только увеличить численность населения, но прежде всего сохранить живое ощущение неизменности и постоянства той связи, которая возникла между Всевышним и еврейским народом у горы Синай. И помнить, что «НЕБО И ЗЕМЛЯ, остаются неизменными свидетелями того Союза, что Бог заключил с Израилем у горы Синай.
«1 И СОЗВАЛ МОШЕ ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ, И СКАЗАЛ ИМ: СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ, УСТАНОВЛЕНИЯ И ЗАКОНЫ, КОТОРЫЕ Я ГОВОРЮ ВАМ СЕГОДНЯ, А ВЫ ИЗУЧИТЕ ИХ И СТАРАЙТЕСЬ ИСПОЛНЯТЬ ИХ!». (Втор.5:1)
Пятая глава, считается одной из самых узловых глав, всей Торы, поскольку в ней, Моше повторяет то Десятисловье, которое Бог даровал Израилю у горы Синай, и описанные в 20 главе, книги Исход. Свидетелей этого чуда, все еще немало сохранилось среди сынов Израиля. Но, поскольку за 40 лет выросло новое многочисленное поколение, то необходимость в этом повторении, назрела большая. И далее, Моше перечисляет эти Десятисловье, которые мы кратко обсудим.
Первое Речение:« 6 Я — БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ТЕБЯ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ИЗ ДОМА РАБСТВА».
Израиль обязан осознать, что в отличие от божеств, которых окружающие народы сделали хозяевами отдельных сил природы, и покровителями торговцев, земледельцев и ремесленников, Всевышний является полновластным хозяином всех событий в мировой истории, и в явлениях природы, что Он и проявил Себя, при освобождении Израиля, из Египетского рабства. А Его слова «Я — БОГ», является Его Личным четырехбуквенным именем «», которое указывает на вечность и неизменность.
Второе речение:« 7 ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ БОГОВ ДРУГИХ, КРОМЕ МЕНЯ»
Бог требует придерживаться идеи абсолютного монотеизма. Не как бы «одного бога в трех лицах» (философия позднего христианства), а ТОЛЬКО ОДНОГО БОГА, который:« 39 СМОТРИТЕ ЖЕ НЫНЕ, ЧТО Я — Я ЭТО, И НЕТ ВСЕСИЛЬНОГО, КРОМЕ МЕНЯ; Я УМЕРЩВЛЯЮ И Я ОЖИВЛЯЮ, Я ПОРАЖАЮ И Я ИСЦЕЛЯЮ, И НЕТ СПАСЕНИЯ ОТ РУКИ МОЕЙ». (Втор.32:39) То есть, запрещено поклоняться не только другим богам, но и какому бы то ни было изображению Всевышнего.
Третье Речение:« 11 НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЕНИ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, ПОПУСТУ, ИБО НЕ ПРОСТИТ БОГ ТОГО, КТО ПРОИЗНЕСЕТ ИМЯ ЕГО ПОПУСТУ».
Это Речение представляет собой запрет произнесения клятвы в том случае, если в этом нет особой необходимости, или когда это преднамеренно ложная клятвы. Человек, стремящийся поступать правильно, должен вообще избегать произнесения клятвы. Кстати, об этом упоминает и Иешуа Мессия: «33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. 34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. 37 Но, да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». (Матф.5:33-37) Что еще раз доказывает, что Слово, вышедшее из уст Всевышнего, актуально во все времена.
Четвертое Речение:« 12 СОБЛЮДАЙ ДЕНЬ СУББОТНИЙ, ЧТОБЫ ОСВЯТИТЬ ЕГО, КАК ПОВЕЛЕЛ ТЕБЕ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ. 13 ШЕСТЬ ДНЕЙ РАБОТАЙ И ДЕЛАЙ ВСЮ РАБОТУ СВОЮ, 14 А ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, СУББОТА — БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ: НЕ СОВЕРШАЙ НИКАКОЙ РАБОТЫ, НИ ТЫ, НИ СЫН ТВОЙ, НИ ДОЧЬ ТВОЯ, НИ РАБ ТВОЙ, НИ РАБЫНЯ ТВОЯ, НИ БЫК ТВОЙ, НИ ОСЕЛ ТВОЙ, НИ ВСЯКИЙ СКОТ ТВОЙ, НИ ПРИШЕЛЕЦ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВО ВРАТАХ ТВОИХ, ЧТОБЫ ОТДОХНУЛ РАБ ТВОЙ И РАБЫНЯ ТВОЯ, КАК ТЫ. 15 И ПОМНИ, ЧТО РАБОМ БЫЛ ТЫ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ, И ВЫВЕЛ ТЕБЯ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ОТТУДА РУКОЮ МОЩНОЮ И МЫШЦЕЮ ПРОСТЕРТОЮ; ПОЭТОМУ ПОВЕЛЕЛ ТЕБЕ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ОТМЕЧАТЬ ДЕНЬ СУББОТНИЙ»
Слова «ПОВЕЛЕЛ ТЕБЕ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ», напоминают о том, что заповедь субботы вместе с еще несколькими заповедями была дана до дарования Торы, на стоянке в Маре (см. Исх., 15:23-27). А еще раньше Всевышний освятил этот день, сразу после последнего акта сотворения мира: «2 И ЗАВЕРШИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ДЕЛО СВОЕ, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ, И ПОЧИЛ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ ОТ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВОЕГО, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ. 3 И БЛАГОСЛОВИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДЕНЬ СЕДЬМОЙ И ОСВЯТИЛ ЕГО, ИБО ТОГДА ПОЧИЛ ОТ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВОЕГО, КОТОРОЕ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ТВОРЯ, СОЗИДАЛ». (Быт. 2:2-3) Что является свидетельством об ее особой важности этой Заповеди, как для еврейского народа, так и для всех народов земли. Таким образом, суббота, которая являющаяся прообразом будущего мира, декларирует, что равенство между всеми людьми, и является идеалом, к которому следует стремиться.
Пятое Речение:« 16 ЧТИ ОТЦА СВОЕГО И МАТЬ СВОЮ, КАК ПОВЕЛЕЛ ТЕБЕ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ И ДАБЫ ХОРОШО БЫЛО ТЕБЕ НА ЗЕМЛЕ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ».
Важность этого повеления говорит о том, что оно было написано на первом скрижали, где помещены только Божьи Заповеди. И второе — это единственное Речение с благословением «ДАБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ», что говорит о том статусе, который Бог одарил родителей. Нарушение этой Заповеди, чаще всего приводит к печальному концу того, кто не исполняет это повеление Бога.
Шестое Речение:« НЕ УБИВАЙ».
Насильственное лишение человека жизни, Бог приравнивает к бунту против Него, поскольку в человеке, Он вложил «ОБРАЗ И ПОДОБИЕ СВОЕ». Только Всевышний дает жизнь, и лишь Он один имеет право забрать ее. Преднамеренное убийство (кроме случаев убийства по приговору суда), находится под абсолютным запретом.
Седьмое Речение:« НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ».
Прелюбодействе приравнивается к убийству, поскольку оно убивает основу человеческое взаимоотношение. Человек, который может нарушить эту Заповедь, потенциально может пойти и на физическое убийство. Как измена мужу, так и соблазнение или насилие над чужой женой наказываются смертной казнью.
Восьмое Речение:« НЕ КРАДИ».
Эти слова, в первую очередь относятся к краже человека с целью поработить его, то есть использовать как раба, или продать в рабство. Нарушение этого запрета наказывается смертной казнью. Запрет воровства, как незаконного присвоения имущества, также является одним из запретов Торы. Однако наказание за это, зависит от степени нанесение ущерба, и подробно описывается в других местах текста.
Девятое Речение:« НЕ ОТЗЫВАЙСЯ О БЛИЖНЕМ СВОЕМ ЛОЖНЫМ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ».
Эта заповедь отличается от трех предыдущих тем, что описываемый ею запрет относится не к действию, а к произнесению слов, которые приведут к тому, что ближнему будет нанесен незаслуженный ущерб. Вот почемуЗакон строжайшим образом запрещает не только произносить ложное свидетельство, но и распускать порочащие человека слухи, а также распространять даже правдивую информацию, если она выставляет другого в невыгодном свете. Делать это запрещено как по отношению к одному человеку, так и к обществу в целом.
Само по себе ложное свидетельство не наказывается судом, так как произнесение слов не считается действием, а Закон определяет конкретное наказание только за совершение действия. Однако, если на основе ложных показаний, суд может вынести смертный приговор, и уже готов привести в его в исполнение, но обнаруживается ложное свидетельство, тогда ложный свидетель сам приговаривается к смертной казни.
Десятое Речение:« И НЕ ЖЕЛАЙ ЖЕНЫ БЛИЖНЕГО СВОЕГО; И НЕ ЖЕЛАЙ ДОМА БЛИЖНЕГО СВОЕГО, ПОЛЯ ЕГО, И РАБА ЕГО, И РАБЫНИ ЕГО, БЫКА ЕГО, И ОСЛА ЕГО, И НИЧЕГО, ЧТО У БЛИЖНЕГО ТВОЕГО».
Эта заповедь отличается от предыдущих тем, что устанавливаемый ею запрет ограничивает не деятельность и не произнесение слов, а эмоции и желания человека, даже не высказанные словами и не нашедшие выражения в действии. Человек не должен желать завладеть тем, что он не может приобрести честно, законным путем. Этот запрет направлен на то, чтобы уничтожить корень всех преступлений, о которых говорится в предыдущих заповедях. Каждый способен контролировать свои желания и не позволять им овладеть собою.
«29 СТАРАЙТЕСЬ ЖЕ ПОСТУПАТЬ ТАК, КАК ПОВЕЛЕЛ ВАМ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ВАШ, НЕ УКЛОНЯЙТЕСЬ НИ ВПРАВО, НИ ВЛЕВО. 30 ПО ВСЕМ ПУТЯМ, КОТОРЫЕ УКАЗАЛ ВАМ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ВАШ, ИДИТЕ, ДАБЫ ВЫ БЫЛИ ЖИВЫ, И ХОРОШО БЫЛО ВАМ, И ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ВАШИ В СТРАНЕ, КОТОРОЙ ВЫ ОВЛАДЕЕТЕ».
Тора подчеркивает, что в Земле Обетования, не будет недостатка ни в чем, ЕСЛИ Израиль, во всем будет следовать тем Заповедям, что Бог даровал ему. Да, Бог даровал человеку, свободу выбора. Но за то, что человек выбирает, он несет персональную ответственность перед Всевышним.
К сожалению, этот дар свободы выбора, не всегда приводил Израиль, к правильному финалу. Как и при путешествии в пустыне, так и в будущей его истории. Вот почему Моше просит своих братьев по крови, извлечь из только что изложенных им исторических уроков, правильный вывод: «ДАБЫ ВЫ БЫЛИ ЖИВЫ, И ХОРОШО БЫЛО ВАМ, И ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ВАШИ В СТРАНЕ, КОТОРОЙ ВЫ ОВЛАДЕЕТЕ».
«4 СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ, БОГ — ВСЕСИЛЬНЫЙ НАШ, БОГ ОДИН! 5 ЛЮБИ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, ВСЕМ СЕРДЦЕМ СВОИМ, И ВСЕЙ ДУШОЮ СВОЕЙ, И ВСЕМ СУЩЕСТВОМ СВОИМ. 6 И БУДУТ СЛОВА ЭТИ, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДУЮ ТЕБЕ СЕГОДНЯ, В СЕРДЦЕ ТВОЕМ. 7 И ПОВТОРЯЙ ИХ СЫНАМ СВОИМ, И ПРОИЗНОСИ ИХ, СИДЯ В ДОМЕ СВОЕМ, И ИДЯ ДОРОГОЮ, И ЛОЖАСЬ, И ВСТАВАЯ. 8 И ПОВЯЖИ ИХ КАК ЗНАК НА РУКУ СВОЮ, И БУДУТ ОНИ ЗНАКАМИ МЕЖДУ ГЛАЗАМИ ТВОИМИ. 9 И НАПИШИ ИХ НА КОСЯКАХ ДОМА СВОЕГО И НА ВОРОТАХ СВОИХ». (Втор.6:4-9)
В этой главе, Моше переходит к основополагающим принципам Божьего Учения — к единству неразрывной связь сынов Израиля с Творцом, которая должна выражаться в беззаветной преданности к Нему. Открывающий стих этой части главы, известный как «Шма», являлся ключом, и выражением веры этой преданности Израиля Богу, на протяжении всей еврейской истории. Поэтому начало дня, и конец его, он должен закончить словами Торы, приведенные выше.
Что касается «ОВЯЖИ ИХ КАК ЗНАК НА РУКУ СВОЮ, И БУДУТ ОНИ ЗНАКАМИ МЕЖДУ ГЛАЗАМИ ТВОИМИ», то для полноты понимания этих слов, лучше всего обратится к рисунку:
Это так называемый тфилин, комплект которого состоит из двух коробочек – «тфилин шель яд» (ручной тфилин) и «тфилин шель рош» (головной). Повязывание каждого из них — отдельная Заповедь, которая была выработана мудрецами Торы.
Кроме этого: «И НАПИШИ ИХ НА КОСЯКАХ ДОМА СВОЕГО И НА ВОРОТАХ СВОИХ». Что это значит?
Мезуза — небольшой свиток из кожи кошерного животного, с написанным на иврите отрывком из Торы. Футляр защищает свиток от влаги, солнечных лучей и другого воздействия. Особых требований к внешнему виду футляра нет, но его стараются сделать красивым. Мезузу крепят к косяку дверей, справа и под наклоном.
Однако главные слова этого отрывка заключаются в «БОГ — ВСЕСИЛЬНЫЙ НАШ, БОГ ОДИН! 5 ЛЮБИ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, ВСЕМ СЕРДЦЕМ СВОИМ, И ВСЕЙ ДУШОЮ СВОЕЙ, И ВСЕМ СУЩЕСТВОМ СВОИМ».
До тех пор, пока эти слова не будут отпечатаны на сердце человека, наружное (читаем – техническое) исполнение Божьих Заповедей, будет как «кимвал звучащий».Так и с Заповедями Божьими, когда они исполняются без души.
«1 КОГДА ПРИВЕДЕТ ТЕБЯ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, В СТРАНУ, В КОТОРУЮ ВСТУПАЕШЬ, ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ ЕЮ, ТО ИЗГОНИТ ОН МНОГИЕ НАРОДЫ ПЕРЕД ТОБОЙ: ХЕТТОВ, И ГИРГАШЕЕВ, И ЭМОРЕЕВ, И КНААНЕЕВ, И ПРИЗЕЕВ, И ХИВЕЕВ, И ЙЕВУСЕЕВ, СЕМЬ НАРОДОВ, КОТОРЫЕ МНОГОЧИСЛЕННЕЕ И СИЛЬНЕЕ ТЕБЯ. 2 И КОГДА ОТДАСТ ИХ ТЕБЕ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, И ТЫ РАЗГРОМИШЬ ИХ, ТО УНИЧТОЖЬ ИХ, НЕ ЗАКЛЮЧАЙ С НИМИ СОЮЗА И НЕ ПОЗВОЛЯЙ ИМ ЖИТЬ У ТЕБЯ. 3 И НЕ РОДНИСЬ С НИМИ: ДОЧЕРИ ТВОЕЙ НЕ ОТДАВАЙ ЗА СЫНА ЕГО, И ДОЧЕРИ ЕГО НЕ БЕРИ ЗА СЫНА ТВОЕГО. …. 5 НО ВОТ КАК ПОСТУПАЙТЕ С НИМИ: ЖЕРТВЕННИКИ ИХ РАЗБЕЙТЕ, И СТОЛБЫ ИХ СОКРУШИТЕ, И СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ ИХ СРУБИТЕ, И ИЗВАЯНИЯ ИХ СОЖГИТЕ ОГНЕМ. 6 ИБО НАРОД СВЯТОЙ ТЫ У БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО: ТЕБЯ ИЗБРАЛ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ЧТОБЫ ТЫ БЫЛ ЕМУ НАРОДОМ, ИЗБРАННЫМ ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ, ЧТО НА ЛИЦЕ ЗЕМЛИ. 7 НЕ ПОТОМУ, ЧТО МНОГОЧИСЛЕННЕЕ ВЫ ПРОЧИХ НАРОДОВ, ВОЗЖЕЛАЛ ВАС БОГ И ИЗБРАЛ ВАС, ВЕДЬ ВЫ МАЛОЧИСЛЕННЕЕ ВСЕХ НАРОДОВ; 8 НО ИЗ ЛЮБВИ БОГА К ВАМ И РАДИ СОБЛЮДЕНИЯ ИМ КЛЯТВЫ, КОТОРУЮ ОН ДАЛ ОТЦАМ ВАШИМ, ВЫВЕЛ БОГ ВАС РУКОЮ МОЩНОЮ И ОСВОБОДИЛ ТЕБЯ ИЗ ДОМА РАБСТВА, ИЗ-ПОД ВЛАСТИ ФАРАОНА, ЦАРЯ ЕГИПЕТСКОГО. ….11 СОБЛЮДАЙ ЖЕ ЗАПОВЕДИ, И УСТАНОВЛЕНИЯ, И ЗАКОНЫ, КОТОРЫЕ Я ПОВЕЛЕВАЮ ТЕБЕ СЕГОДНЯ ИСПОЛНЯТЬ». (Втор.7:1-11)
В заключении этой недельной главы, Моше определил суть основных Законов Торы.
Десять заповедей как декларация веры. Требование не заключать браки с представителями других народов, дабы не уйти в идолопоклонство. А также, обязанность уничтожить все объекты, связанные с идолопоклонством в Земле Обетования. Для этого, Всевышний приготовит и очистит место проживания Израиля, от всяких народов, поклоняющиеся идолам. И перечисляет те народы, которые надо изгнать с Земли Обетования. Кроме народа «ГИРГАШЕЕВ», поскольку они покинули Ханаан прежде, чем сыны Израиля пересекли границы Земли Обетования. Что касается народов, оставшиеся на территории Ханаана, и не пожелавшие отказаться от идолопоклонства, и оказывающие вооруженное сопротивление, то они должны подлежать полному уничтожению.
В случае, если сыны Израиля, сразу не смогут все эти перечисленные племена изгнать, в кратчайший строк, то они не должны давать им возможности закрепиться на земле. То есть, запрещено покупать у них что-либо, или продавать им, сдавать землю в аренду, нанимать на работу и так далее. Тем более не роднится с ними, путем: «ДОЧЕРИ ТВОЕЙ НЕ ОТДАВАЙ ЗА СЫНА ЕГО, И ДОЧЕРИ ЕГО НЕ БЕРИ ЗА СЫНА ТВОЕГО». Будучи избранным народом, на священническое служение Богу, сыны Израиля ни в коем случае не могут быть связаны с чуждыми культами и обычаями, и должен всегда оставаться отделенным от окружающих его языческих племен и наций, которые в той или иной степени пропитаны идеями идолопоклонства, и поклоняются чужим богам.
Однако это не значит, что все остальные народы имеют лишь второстепенное значение. Универсальность идеи Бога Израиля, сама по себе является достаточно сильным опровержением подобного предположения. Каждая нация должна обладать определенным самосознанием, чтобы быть способной выполнить свою особую миссию.
Самосознание еврейского народа основывается на памяти о том времени, когда сыны Израиля были рабами в Египте и, будучи избавлены от египтян, осознали, что они призваны служить Всевышнему. Это самое достойное предназначение, которое только может достаться человеку, — быть слугой Всевышнего, выполняющим порученную работу, которая имеет значение для всего человечества.
Не следует искать рациональных объяснений, почему Всевышний заключил союз именно с еврейским народом. Израиль — малочисленная нация. Однако, несмотря на свою малочисленность, он был избран претворить в жизнь планы, имеющие значение для всего человечества и на все времена.