Почему в Торе нет упоминаний о загробной жизни?
Р-н Аарон Мосс
Вопрос:Верит ли иудаизм в загробную жизнь? Из того, что я прочитал в Торе, кажется, что там нет упоминания о жизни после смерти. Этот мир – это все, что есть?
Ответ:Вы затронули одну из самых значимых идей иудаизма: возможно, существует множество миров, но именно этот имеет наибольшее значение.
Вы написали, что Тора не упоминает жизнь после смерти. Хотя об этом говорится в более поздних пророчествах, упоминание о загробной жизни, действительно, явным образом отсутствует в Пятикнижии Моше. Тем не менее, и там определенно есть указание на то, что окончательное правосудие будет совершено где-то, не в этом мире. Ярким примером является история Каина и Авеля.
Каин и Авель приносят жертвы Б-гу; Б-гу нравится жертва Авеля, но не Каина; Каин ревнует и убивает Авеля. Конец истории. Но подождите! В одной строке Тора говорит, что Б-г доволен Авелем; в следующую минуту он мертв! А Каин, которым Б-г был недоволен, уходит! Это ли награда за добрые дела? Послание ясно: этот мир не всегда справедлив, но Б-г не останется в долгу. Окончательное правосудие придет позже.
Так почему же Тора не упоминает о грядущем мире? Почему это оставлено более поздним пророкам?
Потому что Тора говорит об этом мире, а не о грядущем. В то время как другие религии манят захватывающими обещаниями того, что ждет праведников в раю, даже давая яркие – вплоть до физиологии – описания тех, кто вас там ждет, иудаизм не считает это действительным мотивом для совершения добра. Б-г хочет, чтобы мы делали добро, потому что это хорошо.
Есть другая жизнь, в которой праведники будут вознаграждены, а нечестивые наказаны: мы верим в это, и пророки говорили об этом. Но это дело Б-га. Мы должны заботиться об этой жизни. Наша миссия – творить добро, бороться со злом и сделать этот мир безопасным и комфортным – местом, где и Б-г, и человек могут чувствовать себя как дома.
Без веры в загробную жизнь нет справедливости. Каины этого мира могут уйти от ответственности за убийство. Но чрезмерно подчеркивая важность загробной жизни по сравнению с этой жизнью, мы рискуем преуменьшить святость и ценность самой жизни. У иудаизма другой подход: лучше оставить будущий мир Б-гу; а мы пока давайте будем работать над этим миром. Причем, начиная с себя.
Источник: https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/6533900#utm_medium=email&utm_source=145