Перейти к содержимому

Недельная глава Балак

Недельная глава Балак

(Чис.22:2-25:9)

И так, Израиль разгромил царей Сихона и Эмореев, а также Бошана, и расположился на левом берегу Иордана, напротив города Иерихона:« 2 И УВИДЕЛ БАЛАК, СЫН ЦИПОРА, ВСЕ, ЧТО СДЕЛАЛ ИЗРАИЛЬ С ЭМОРЕЯМИ. 3 И ИСПУГАЛСЯ МОАВ НАРОДА ЭТОГО ВЕСЬМА, ИБО ОН МНОГОЧИСЛЕН, И ОПОСТЫЛЕЛА МОАВУ ЖИЗНЬ ИЗ-ЗА СЫНОВ ИЗРАИЛЯ. 4 И СКАЗАЛ МОАВ СТАРЕЙШИНАМ МИДЬЯНА: ТЕПЕРЬ ОБГЛОЖЕТ СОБРАНИЕ ЭТО ВСЕ, ЧТО ВОКРУГ НАС, КАК ОБГЛАДЫВАЕТ БЫК ЗЕЛЕНЬ ПОЛЕВУЮ. А БАЛАК, СЫН ЦИПОРА, В ТО ВРЕМЯ БЫЛ ЦАРЕМ МОАВА. 5 И ОТПРАВИЛ ОН ПОСЛОВ К БИЛЬАМУ, СЫНУ БЕОРА, В ПТОР, КОТОРЫЙ У РЕКИ, В СТРАНЕ СЫНОВ НАРОДА ЕГО, ЧТОБЫ ПОЗВАТЬ ЕГО, СКАЗАВ: ВОТ, НАРОД ВЫШЕЛ ИЗ ЕГИПТА, И ВОТ, ПОКРЫЛ ОН ЛИК ЗЕМЛИ И РАСПОЛОЖИЛСЯ НАПРОТИВ МЕНЯ. 6 А ТЕПЕРЬ, ПРОШУ, ПОЙДИ И ПРОКЛЯНИ МНЕ НАРОД ЭТОТ, ИБО ОН СИЛЬНЕЕ МЕНЯ! МОЖЕТ БЫТЬ, СМОГУ Я РАЗБИТЬ ЕГО И ИЗГОНЮ ЕГО ИЗ СТРАНЫ; ВЕДЬ Я ЗНАЮ, КОГО ТЫ БЛАГОСЛОВИШЬ — ТОТ БЛАГОСЛОВЕН, А КОГО ПРОКЛЯНЕШЬ — ТОТ ПРОКЛЯТ».(Чис.22:2-6)

И так, Балак, да и весь Моав, увидел поражение Сихона и Ога, почувствовали себя в своей собственной стране так, будто земля уже больше не принадлежит им. Их охватил ужас перед «НАРОДОМ, КОТОРЫЙ БЫЛ СИЛЕН», и который проявил ошеломляющую мощь. Этот страх подтолкнул их к действию.

Народ Моава, игнорируя своего царя, отправил послание к старейшинам народа Мидьяна, а не мидьянским царям, в котором говорилось об их опасениях. Им казалось, что они оказались совершенно бессильны перед лицом Израиля, а их вера в силу своих царей была поколеблена. И вот на этом фоне «БАЛАК, СЫН ЦИПОРА, В ТО ВРЕМЯ БЫЛ ЦАРЕМ МОАВА… ОТПРАВИЛ ОН ПОСЛОВ К БИЛЬАМУ, СЫНУ БЕОРА, В ПТОР, КОТОРЫЙ У РЕКИ, В СТРАНЕ СЫНОВ НАРОДА ЕГО».

Что касается слов Балака «НАРОД ВЫШЕЛ ИЗ ЕГИПТА», то это представляют мысль, что если этот народ вышел из ранее полностью порабощенных людей, и тем не менее, смогли выйти оттуда к свободе и независимости, то стало быть этот народ представляет из себя весьма уникальное явление, и в его глазах очень опасный. Следовательно, именно по причине, ты, Билам, должен уделить этому делу все свое внимание, если хочешь помочь мне достичь моих целей. В миссии Балака, как жреца, коим он был в глазах Билама, должно было входить проклясть народ, который расположился у его границ.

Но, у Бога на этот счет были другие планы:« 7 И ПОШЛИ СТАРЕЙШИНЫ МОАВА И СТАРЕЙШИНЫ МИДЬЯНА С ПРИСПОСОБЛЕНИЯМИ ДЛЯ КОЛДОВСТВА В РУКАХ ИХ, И ПРИШЛИ К БИЛЬАМУ, И ПЕРЕДАЛИ ЕМУ СЛОВА БАЛАКА. 8 И СКАЗАЛ ОН ИМ: ПЕРЕНОЧУЙТЕ ЗДЕСЬ ЭТУ НОЧЬ, И ДАМ Я ВАМ ОТВЕТ, КАК ГОВОРИТЬ БУДЕТ МНЕ БОГ. И ОСТАЛИСЬ КНЯЗЬЯ МОАВА У БИЛЬАМА. 9 И ЯВИЛСЯ ВСЕСИЛЬНЫЙ К БИЛЬАМУ, И СКАЗАЛ: КТО ЭТИ ЛЮДИ У ТЕБЯ?. 10 И СКАЗАЛ БИЛЬАМ ВСЕСИЛЬНОМУ: БАЛАК, СЫН ЦИПОРА, ЦАРЬ МОАВА, ПРИСЛАЛ сказать МНЕ: 11 ВОТ, НАРОД, ВЫШЕДШИЙ ИЗ ЕГИПТА, ПОКРЫЛ ЛИК ЗЕМЛИ, А ТЕПЕРЬ ПОЙДИ И ПРОКЛЯНИ МНЕ ЕГО! МОЖЕТ БЫТЬ, СМОГУ СРАЗИТЬСЯ С НИМ И ИЗГНАТЬ ЕГО. 12 И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ БИЛЬАМУ: НЕ ХОДИ С НИМИ, НЕ ПРОКЛИНАЙ НАРОДА ЭТОГО, ИБО БЛАГОСЛОВЕН ОН. 13 И ВСТАЛ БИЛЬАМ ПОУТРУ, И СКАЗАЛ КНЯЗЬЯМ БАЛАКА: ИДИТЕ В СТРАНУ ВАШУ, ИБО НЕ ХОЧЕТ БОГ ПОЗВОЛИТЬ МНЕ ИДТИ С ВАМИ».

«НЕ ХОДИ С НИМИ, НЕ ПРОКЛИНАЙ НАРОДА ЭТОГО, ИБО БЛАГОСЛОВЕН ОНибо ты окажешься не в состоянии достичь цели своей миссии. То, что делает этих людей нацией, как раз и есть та цель, которой Я решил способствовать Своей властью…». Если бы Бильам был истинным пророком, он честно передал бы это изречение Бога посланцам Балака, и цель Божественного вмешательства осуществилась бы без всех тех событий, о которых рассказывается в следующем эпизоде. А Балак, Моав и Мидьян получили бы возможность ознакомиться с духовной составляющей характера этого народа, которому Бог обещал Свое благословение, и они смогли бы примириться с Израилем себе на благо.

Однако… произошло то, что произошло. Билам ничего не говорит посланцам, об основном элементе Божественного предостережения. Он лишь в общем говорит об отказе со стороны Бога, «ИБО НЕ ХОЧЕТ БОГ ПОЗВОЛИТЬ МНЕ ИДТИ С ВАМИ». То есть, он подразумевал, что если бы Бог не был против, то он, Билам, хотел бы проклясть этот народ. А его слова:« ДАЖЕ ЕСЛИ БАЛАК ОТДАСТ МНЕ СВОЙ ДОМ», говорят о том, что как ни стремится он к почестям, но еще больше он ценит деньги. И мудрецы Торы, давая характеристику Билама, ставят его жадность, бок о бок с его надменным духом.

«15 И СНОВА ПОСЛАЛ БАЛАК КНЯЗЕЙ, МНОГОЧИСЛЕННЕЕ И ВАЖНЕЕ ПРЕЖНИХ. 16 И ПРИШЛИ ОНИ К БИЛЬАМУ, И СКАЗАЛИ ЕМУ: ТАК СКАЗАЛ БАЛАК, СЫН ЦИПОРА: ПРОШУ, НЕ ОТКАЖИСЬ ПРИЙТИ КО МНЕ, 17 ИБО ВЕЛИКИЕ ПОЧЕСТИ ОКАЖУ Я ТЕБЕ, И ВСЕ, ЧТО СКАЖЕШЬ МНЕ, СДЕЛАЮ! ПОЙДИ, ПРОШУ, И ПРОКЛЯНИ МНЕ НАРОД ЭТОТ!. 18 И ОТВЕЧАЛ БИЛЬАМ, И СКАЗАЛ РАБАМ БАЛАКА: Даже ЕСЛИ ДАСТ МНЕ БАЛАК ПОЛНЫЙ СВОЙ ДОМ СЕРЕБРА И ЗОЛОТА, НЕ СМОГУ Я ПРЕСТУПИТЬ ПОВЕЛЕНИЯ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО МОЕГО, НИ В МАЛОМ, НИ В ВЕЛИКОМ. 19 А ТЕПЕРЬ, ПРОШУ, ОСТАНЬТЕСЬ И ВЫ НА ЭТУ НОЧЬ, И УЗНАЮ Я, ЧТО ЕЩЕ ГОВОРИТЬ БУДЕТ БОГ СО МНОЮ. 20 И ЯВИЛСЯ ВСЕСИЛЬНЫЙ К БИЛЬАМУ НОЧЬЮ, И СКАЗАЛ ЕМУ: ЕСЛИ ЗВАТЬ ТЕБЯ ПРИШЛИ ЛЮДИ ЭТИ, ВСТАНЬ, ИДИ С НИМИ, НО ТОЛЬКО ТО, ЧТО Я ГОВОРИТЬ БУДУ ТЕБЕ, ТО ДЕЛАЙ. 21 И ВСТАЛ БИЛЬАМ ПОУТРУ, И ОСЕДЛАЛ ОСЛИЦУ СВОЮ, И ПОШЕЛ С КНЯЗЬЯМИ МОАВА».

Бильам полон противоречий — с одной стороны, он осознает, что человек не в силах идти против воли Всевышнего, но с другой стороны, жажда наживы и желание получить подарки заставляют его перебирать самые разные варианты и проверять вновь и вновь, можно ли уговорить Всевышнего или заставить Его переменить решение. Или стоит дождаться такого времени, когда благодаря стечению обстоятельств воля Творца не будет столь довлеющей и можно будет поступить в соответствии со своим желанием. Об этом говорят те действия Бильама, что как и в первый раз, так и в этом отрывке, не дает категорического отказа в их просьбе, а предлагает подождать им до утра, возможно Бог изменит свое решение, и тогда он сможет выполнить просьбу Балака. И что поразительно, Бог разрешает ему пойти к Балаку, но с единственным условием:« НО ТОЛЬКО ТО, ЧТО Я ГОВОРИТЬ БУДУ ТЕБЕ, ТО ДЕЛАЙ».

Но, тогда почему получилось вот это:« 22 И ВОСПЫЛАЛ ГНЕВ ВСЕСИЛЬНОГО ЗА ТО, ЧТО ОН ПОШЕЛ, И СТАЛ АНГЕЛ БОГА НА ДОРОГЕ В ПОМЕХУ ЕМУ, А ОН ЕХАЛ НА ОСЛИЦЕ СВОЕЙ, И ДВА ОТРОКА ЕГО С НИМ. 23 И УВИДЕЛА ОСЛИЦА АНГЕЛА БОГА, СТОЯЩЕГО НА ДОРОГЕ С ОБНАЖЕННЫМ МЕЧОМ В РУКЕ ЕГО, И СВЕРНУЛА ОСЛИЦА С ДОРОГИ, И ПОШЛА ПО ПОЛЮ. И УДАРИЛ БИЛЬАМ ОСЛИЦУ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ЕЕ НА ДОРОГУ. 24 И СТАЛ АНГЕЛ БОГА НА ТРОПИНКЕ, между ВИНОГРАДНИКАМИ — ЗАБОР С ОДНОЙ СТОРОНЫ И ЗАБОР — С ДРУГОЙ. 25 И УВИДЕЛА ОСЛИЦА АНГЕЛА БОГА, И ПРИЖАЛАСЬ К СТЕНЕ, И ПРИЖАЛА НОГУ БИЛЬАМА К СТЕНЕ, И ОН СНОВА УДАРИЛ ЕЕ. 26 А АНГЕЛ БОГА ПРОШЕЛ ДАЛЬШЕ И СТАЛ НА ТЕСНОМ МЕСТЕ, ГДЕ НЕ БЫЛО ПУТИ, ЧТОБЫ СВЕРНУТЬ ВПРАВО ИЛИ ВЛЕВО. 27 И УВИДЕЛА ОСЛИЦА АНГЕЛА БОГА, И ЛЕГЛА ОНА ПОД БИЛЬАМОМ; И ВОСПЫЛАЛ ГНЕВ БИЛЬАМА, И УДАРИЛ ОН ОСЛИЦУ ПАЛКОЙ. 28 И ОТВЕРЗ БОГ УСТА ОСЛИЦЫ, И СКАЗАЛА ОНА БИЛЬАМУ: ЧТО СДЕЛАЛА Я ТЕБЕ, ЧТО ТЫ БИЛ МЕНЯ ТРИ РАЗА?. 29 И СКАЗАЛ БИЛЬАМ ОСЛИЦЕ: ВЕДЬ ИЗДЕВАЛАСЬ ТЫ НАДО МНОЮ! БУДЬ В РУКЕ МОЕЙ МЕЧ, ТОТЧАС ЖЕ УБИЛ БЫ Я ТЕБЯ!. 30 И СКАЗАЛА ОСЛИЦА БИЛЬАМУ: НО ВЕДЬ Я ЖЕ ОСЛИЦА ТВОЯ, НА КОТОРОЙ ЕЗДИЛ ТЫ ИЗДАВНА И ДО СЕГО ДНЯ! РАЗВЕ БЫЛО У МЕНЯ ОБЫКНОВЕНИЕ ТАК ПОСТУПАТЬ С ТОБОЮ?. И СКАЗАЛ ОН: НЕТ. 31 И ОТКРЫЛ БОГ ГЛАЗА БИЛЬАМА, И УВИДЕЛ ОН АНГЕЛА БОГА, СТОЯЩЕГО НА ДОРОГЕ С ОБНАЖЕННЫМ МЕЧОМ В РУКЕ ЕГО, И ПРЕКЛОНИЛСЯ ОН, И ПАЛ НИЦ».

И тут мы подходим к наиболее часто цитируемых, и приводимых в качестве примера эпизодов в Торе — к рассказу о говорящей ослице Бильама. Всевышний показывает, что подчас Он дает животному больше разума и понимания, чем посвященному во все тайны мироздания колдуну. Так и в этом эпизоде, ослица поучает его, призывая признать свои ошибки. Животное, оказавшись разумней своего хозяина, спасает его от неминуемой гибели и помогает увидеть то, чего он сам заметить не смог. Для Бога нет ничего невозможного, поэтому говорящая ослица не должна удивлять нас больше, чем чудеса, произошедшие в Египте или во время прохождения Израиля, через Тростниковое море. Или когда земля, поглотила Кораха, и тех, кто восстал против Моше и Аарона.

Надо понимать, что чудо, в библейском контексте, это нарушение законов природы, но не произвольно-бессмысленное, а раскрывающее другие правила и законы, которые присущи не материальному миру,

а миру, где все представляет собой часть одного целого – материального и духовного. И где правят несколько иные Законы. И отвечают на вопросы, как Бильам мог ослушаться Всевышнего, и продолжать движение, когда дорогу ему преградил ангел?

И так:« И ВОСПЫЛАЛ ГНЕВ ВСЕСИЛЬНОГО ЗА ТО, ЧТО ОН ПОШЕЛ». Сказанное, на первый взгляд, противоречит стиху 20, в котором говорится, что Всевышний разрешил Бильаму отправиться в путь. Но, если внимательно прочесть текст, становится понятным, что разрешение Всевышнего было дано при определенном условии — Бильам должен будет произнести только то, что ему будет сказано.

Однако Бильам, с радостью воспринял разрешение отправиться в путь, поскольку надеялся получить богатые подарки от Балака, «забыл», что подарки он мог получить только в том случае, если произнесет проклятие на Израиль. То есть, строя планы, как получить вознаграждение, он уже планировал нарушить условия разрешения. Но Всевышний, знающий все движения сердца человеческого, видит двуличие Бильама и дает ему понять, что ни одна хитрость не будет успешной пред Его лицом. ИАнгел, посланный Богом, пытался спасти Бильама от его же лукавства, и тому, что с подобными мыслями, он бежал навстречу собственному концу. Бильам, из-за своей алчности, не смог понять, как это поняла ослица, в приведенной ситуации, оказалась умнее его. Тогда Ангел вмешался в эту ситуацию, и открыл глаза Бильаму на то, от чего ослица его спасла. Показав, что если Он наказывает за грубое обращение с ослицей, то как же Он накажет за попытку нанести вред целому народу.

И так,Бильам удостоверился, что волю Всевышнего невозможно сломить точно так же, как невозможно обмануть Творца. И в данный момент этот колдун не хочет иметь ничего общего с Балаком и думает только о том, как выкрутится с создавшего положения, «чтобы и волки были сыты, и овцы целы». Итак, наконец, Бильам достиг той степени кротости и смирения по отношению к Богу, которые он должен был испытывать с самого начала и которые были необходимы для осуществляемой им ныне миссии.

«1 И СКАЗАЛ БИЛЬАМ БАЛАКУ: ПОСТРОЙ МНЕ ЗДЕСЬ СЕМЬ ЖЕРТВЕННИКОВ И ПРИГОТОВЬ МНЕ ЗДЕСЬ СЕМЬ БЫКОВ И СЕМЬ БАРАНОВ. 2 И СДЕЛАЛ БАЛАК, КАК ГОВОРИЛ БИЛЬАМ, И ВОЗНЕСЛИ БАЛАК И БИЛЬАМ ПО БЫКУ И ПО БАРАНУ НА каждом ЖЕРТВЕННИКЕ…. 5 И ВЛОЖИЛ БОГ СЛОВО В УСТА БИЛЬАМА, И СКАЗАЛ: ВОЗВРАТИСЬ К БАЛАКУ И ТАК ГОВОРИ. 6 И ВОЗВРАТИЛСЯ ОН К НЕМУ, И ВОТ, СТОИТ ОН У ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ СВОЕГО, ОН И ВСЕ КНЯЗЬЯ МОАВА. 7 И ПРОИЗНЕС ОН ПРИТЧУ СВОЮ, И СКАЗАЛ: ИЗ АРАМА ПРИВЕЛ МЕНЯ БАЛАК, ЦАРЬ МОАВА, ОТ ГОР ВОСТОЧНЫХ: ПОЙДИ И ПРОКЛЯНИ МНЕ ЯАКОВА И ПОЙДИ И ПРИЗОВИ ГНЕВ НА ИЗРАИЛЬ! 8 КАК ПРОКЛИНАТЬ МНЕ ТОГО, КОГО ВСЕСИЛЬНЫЙ НЕ ПРОКЛИНАЕТ? И КАК ГНЕВАТЬСЯ МНЕ, ЕСЛИ НЕ ГНЕВАЕТСЯ БОГ? 9 ВОТ, С ВЕРШИНЫ СКАЛ ВИЖУ Я ЕГО И С ХОЛМОВ СМОТРЮ НА НЕГО: ВОТ, НАРОД ЭТОТ ОТДЕЛЬНО ЖИВЕТ И МЕЖДУ НАРОДАМИ НЕ ЧИСЛИТСЯ. 10 КТО ИСЧИСЛИТ ПРАХ ЯАКОВА И ПЕРЕСЧИТАЕТ ПЫЛЬ ИЗРАИЛЯ? ДА УМРЕТ ДУША МОЯ СМЕРТЬЮ ПРАВЕДНИКОВ, И ПУСТЬ БУДЕТ КОНЧИНА МОЯ, КАК ЕГО!. 11 И СКАЗАЛ БАЛАК БИЛЬАМУ: ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ СО МНОЮ? ПРОКЛЯСТЬ ВРАГОВ МОИХ ПРИВЕЛ Я ТЕБЯ, А ТЫ БЛАГОСЛОВЛЯЕШЬ!. 12 НО ОТВЕЧАЛ ТОТ И СКАЗАЛ: ВЕДЬ ТО, ЧТО ВЛАГАЕТ В УСТА МОИ БОГ, ДОЛЖЕН Я В ТОЧНОСТИ ГОВОРИТЬ».(Чис.23:1-12)

Балак должен был участвовать в жертвоприношении, чтобы произнесенное по его просьбе проклятие возымело действие, и оставаться возле жертвы, пока тот, кто проклинает для него, будет произносить свое заклинание. Сам же Бильам знал, что ему не удастся совершить что-либо против воли Всевышнего, но надеялся выпросить у Него разрешение причинить зло народу, не понимая, что Творец никогда не меняет Своего решения. Поэтому, стоя на скалистом выступе, и глядя вниз на долину, где стоял стан Израиля, Бильам почувствовал, что не сможет произнести проклятие на этот народ. Поскольку особые отношения еврейского народа со Всевышним определили характер и образ жизни сынов Израиля, сделав их непохожими на близких или далеких соседей как с точки зрения веры, так и с точки зрения государственного устройства и правил построения общества. Такая обособленность еврейского народа соответствует плану Всевышнего, избравшего сынов Израиля быть источником, распространяющим в мире истинные знания о Боге и принципы добра и справедливости. Вот почемуБильам был поражен численностью этого народа, совершившего исход из Египта и сумевшего сохранить себя на протяжении сорока лет странствий в пустыне.

Но, к тому благословению, что Бильам произнес на Израиль, он примешал и свое желание «ДА УМРЕТ ДУША МОЯ СМЕРТЬЮ ПРАВЕДНИКОВ». Он не сказал: «Я хочу жить, как живут праведники», — а попросил Бога, только умереть смертью праведников, то есть попасть в Его Царство. Это желание Бильама не исполнилось, поскольку он будет убит мечом, во время рейда сынов Израиля в Мидьян, чтобы по велению Всевышнего отомстить народу, который, по совету Бильама, послал своих дочерей, чтобы развратить еврейский народ и тем самым разорвать его связь с Творцом.

И еще два раза Балак, по научению Бильама, приносил жертвы, дабы Бильам мог проклясть Израиль.

Но, каждый раз, вместо проклятия, из уст Бильама, выходило только благословение:« 18 И ПРОИЗНЕС ОН ПРИТЧУ СВОЮ, И СКАЗАЛ: ВСТАНЬ, БАЛАК, И СЛУШАЙ, ВНИМАЙ МНЕ, СЫН ЦИПОРА! 19 НЕ ЧЕЛОВЕК ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТОБЫ ЛГАТЬ, И НЕ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, ЧТОБЫ ПЕРЕДУМЫВАТЬ. НЕУЖЕЛИ СКАЖЕТ ОН И НЕ СДЕЛАЕТ, БУДЕТ ГОВОРИТЬ И НЕ ИСПОЛНИТ? 20 ВОТ, ПОЛУЧИЛ Я ПОВЕЛЕНИЕ БЛАГОСЛОВИТЬ их, И БЛАГОСЛОВЕНИЕ это НЕ ОТМЕНИТЬ МНЕ. 21 НЕ УВИДЕЛ ПРОВИННОСТИ В ЯАКОВЕ И НЕ ВИДЕЛ ЗЛА В ИЗРАИЛЕ; БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ЕГО, С НИМ И ЦАРСКИЙ ТРУБНЫЙ ЗВУК СЛЫШИТСЯ У НЕГО. 22 ВСЕСИЛЬНЫЙ ВЫВЕЛ ИХ ИЗ ЕГИПТА; МОГУЧ ОН КАК ДИКИЙ БЫК. 23 ИБО НЕТ ВОРОЖБЫ ПРОТИВ ЯАКОВА И КОЛДОВСТВА ПРОТИВ ИЗРАИЛЯ; В СВОЕ ВРЕМЯ РАССКАЗАНО БУДЕТ ЯАКОВУ И ИЗРАИЛЮ О ТОМ, ЧТО СОВЕРШАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ. 24 НАРОД ЭТОТ КАК ЛЕВ ПОДНИМАЕТСЯ И КАК ЛЕВ ВОЗВЫШАЕТСЯ, НЕ ЛЯЖЕТ, ПОКА НЕ СЪЕСТ ДОБЫЧИ И КРОВИ УБИТЫХ НЕ НАПЬЕТСЯ».

И в третий раз:« 3 И ПРОИЗНЕС ОН ПРИТЧУ СВОЮ, И СКАЗАЛ: ВОТ РЕЧЬ БИЛЬАМА, СЫНА БЕОРА, И РЕЧЬ МУЖА ПРОЗОРЛИВОГО; 4 РЕЧЬ СЛЫШАЩЕГО РЕЧИ ВСЕСИЛЬНОГО, ТОГО, КТО ВИДИТ ЯВЛЕНИЕ ВСЕМОГУЩЕГО, ПАДАЕТ С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ. 5 КАК ПРЕКРАСНЫ ШАТРЫ ТВОИ, ЯАКОВ, ЖИЛИЩА ТВОИ, ИЗРАИЛЬ! 6 КАК РУЧЬИ ИЗВИВАЮТСЯ ОНИ, КАК САДЫ ПРИ РЕКЕ, КАК АЛОЭ, ПОСАЖЕННОЕ БОГОМ, КАК КЕДРЫ ПРИ ВОДАХ. 7 ПЕРЕЛИВАТЬСЯ БУДЕТ ВОДА через край ВЕДЕР ЕГО, И ПОТОМСТВО ЕГО — В ОБИЛЬНЫХ ВОДАХ. ПРЕВЗОЙДЕТ АГАГА ЦАРЬ ЕГО, И ВОЗВЫСИТСЯ ЦАРСТВО ЕГО. 8 ВСЕСИЛЬНЫЙ ВЫВЕЛ ЕГО ИЗ ЕГИПТА. МОГУЧ ОН КАК ДИКИЙ БЫК, ПОЖРЕТ ОН НАРОДЫ, ВРАГОВ СВОИХ, И КОСТИ ИХ РАЗДРОБИТ, И СТРЕЛАМИ СВОИМИ ПРОНЗИТ ИХ. 9 ОПУСТИЛСЯ ОН НА КОЛЕНИ, ПРИЛЕГ КАК ЛЕВ — КТО ПОДНИМЕТ ЕГО? ВСЯКИЙ БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЙ ТЕБЯ — БЛАГОСЛОВЕН, А ВСЯКИЙ ПРОКЛИНАЮЩИЙ ТЕБЯ — ПРОКЛЯТ!».
И так, перемена места жертвоприношений не дала никакого результата. Бильам против своей воли вынужден подтвердить свое первое благословение и продолжить его, поскольку Всевышний не меняет Своих решений, и благословенный народ останется навсегда благословен. Творец не лишит народ Израиля защиты, что позволило бы кому-то уничтожить его.

Да, в материальном мире, где грубые желания часто сбивают человека с пути, сыны Израиля не всегда ведут себя в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к избранному народу. Но каким бы тяжелым ни было преступление, оно не затрагивает основы – Договора между Израилем и Всевышним Богом, который был заключен на века, пока этот мир, не вернется в Эдемское состояние. И поэтому ни одно оружие, ни одна сила в этом мире, не сможет уничтожить Израиль навсегда.

Вот почемуБильам, с подачи Бога, открывает все новые и новые качества сынов Израиля. В своих трех пророчествах, принявших форму благословений, он несколько раз возвращается к тем образам, которыми пользовался Иаков, благословляя своих сыновей перед смертью. Праотец еврейского народа сравнивал Иуду со львом, Иосифа с быком, Биньямина с волком, Нафтали с быстрой ланью и так далее. Бык — символ могущества, и он нападает только тогда, когда разгневан, и преследует врага до тех пор, пока не настигнет его. Лев лежит и рыком своим приводит в ужас всех животных, которые слышат его голос.

Он символизирует собой образ царя, который требует повиновения и удовлетворяется данью, которую ему приносят.

Все качества сынов Израиля превосходят аналогичные качества других народов и выходят за пределы естественных возможностей, поскольку отражают тот факт, что Божественное Присутствие никогда не оставляет народ Израиля.

Кроме этого, народ Израиля свободен от предрассудков, поскольку Сам Всевышний раскрывает Своему народу будущее, а потому нет у сынов Израиля никакой необходимости заниматься туманными гаданиями и предсказаниями. Отсюда делаем вывод, что тот, кто не обращается к гадателям, неподвластен воздействию колдовства и силе проклятий магов и чародеев.

Кроме того, через Израиль проявляется воля Всевышнего в мире, через Свой народ Он управляет всеми Своими творениями и Его действие, которое находит отголосок во всем мире, мгновенно чувствуется в среде дома Иакова и проявляется среди сынов Израиля явно. Что касаетсяБалака, то он на протяжении всей этой истории, не оставлял надежду на то, что еврейский народ можно хоть как-то проклясть. Теперь бы, он был бы удовлетворен, если бы Бильам, по крайней мере, отменил те благословения, которые он произнес в адрес сынов Израиля. Но, когда это не происходит, то Балак «11 А ТЕПЕРЬ БЕГИ К СЕБЕ! ДУМАЛ Я ОКАЗАТЬ ТЕБЕ ПОЧЕСТИ, НО ВОТ, БОГ ЛИШИЛ ТЕБЯ ПОЧЕСТЕЙ».

Но, перед уходом, Бильам, раскрывает Балаку будущую судьбу Моава, и иных народов: «14 А ТЕПЕРЬ Я ИДУ К НАРОДУ МОЕМУ. ПОЙДЕМ, Я СКАЖУ ТЕБЕ, ЧТО СДЕЛАЕТ НАРОД ЭТОТ ТВОЕМУ НАРОДУ В КОНЦЕ ВРЕМЕН. 15 И ПРОИЗНЕС ОН ПРИТЧУ СВОЮ, И СКАЗАЛ: ВОТ РЕЧЬ БИЛЬАМА, СЫНА БЕОРА, И РЕЧЬ МУЖА ПРОЗОРЛИВОГО; 16 РЕЧЬ СЛЫШАЩЕГО РЕЧИ ВСЕСИЛЬНОГО, ПОЗНАЮЩЕГО НАМЕРЕНИЯ ВСЕВЫШНЕГО, ТОГО, КТО ВИДИТ ЯВЛЕНИЕ ВСЕМОГУЩЕГО, ПАДАЕТ С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ. 17 ВИЖУ ЕГО, НО НЕ СЕЙЧАС, ВСМАТРИВАЮСЬ В НЕГО, НО НЕ БЛИЗКО: ВЗОШЛА ЗВЕЗДА ОТ ЯАКОВА И ВОЗНЕССЯ СКИПЕТР ОТ ИЗРАИЛЯ, И СОКРУШИТ ОН ПРЕДЕЛЫ МОАВА, И РАЗГРОМИТ ВСЕХ СЫНОВ ШЕТА. 18 И БУДЕТ ЭДОМ РАЗГРОМЛЕН, И БУДЕТ РАЗГРОМЛЕН СЕИР — ВРАГИ ЕГО, А ИЗРАИЛЮ БУДЕТ СОПУТСТВОВАТЬ УСПЕХ. 19 И ВЛАСТВОВАТЬ БУДЕТ ПОТОМОК ЯАКОВА, И НЕ ОСТАВИТ В ЖИВЫХ НИКОГО ИЗ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА. 20 И УВИДЕЛ ОН АМАЛЕКА, И ПРОИЗНЕС ПРИТЧУ СВОЮ, И СКАЗАЛ: ИЗ НАРОДОВ ПЕРВЫЙ АМАЛЕК, НО КОНЕЦ ЕГО — ГИБЕЛЬ. 21 И УВИДЕЛ ОН КЕЙНЕЯ, И ПРОИЗНЕС ПРИТЧУ СВОЮ, И СКАЗАЛ: КРЕПКА ОБИТЕЛЬ ТВОЯ, И СТРОЙ НА СКАЛЕ ГНЕЗДО ТВОЕ! 22 ДАЖЕ ЕСЛИ РАЗОРЕН БУДЕТ КАИН, ТО ДОЛГО ЛИ БУДЕТ АШУР ДЕРЖАТЬ ТЕБЯ В ПЛЕНУ?. 23 И ПРОИЗНЕС ОН ПРИТЧУ СВОЮ, И СКАЗАЛ: О, КТО ОСТАНЕТСЯ В ЖИВЫХ, КОГДА СДЕЛАЕТ ЭТО ВСЕСИЛЬНЫЙ? 24 И КОРАБЛИ ПРИДУТ ОТ КИТИМ, И СМИРЯТ АШУР, И СМИРЯТ ЭВЕРА, НО И САМИ ПОГИБНУТ».

Но, на тот момент, Всевышний запретил сынам Израиля вступать в войну с тремя государствами — Моавом, Амоном и Эдомом, поскольку это были как бы родственные Израилю народы. Но в будущем все эти царства идолопоклонников будут уничтожены. И Божественная справедливость, найдет наказание и для того, кто явился орудием наказания Израиля.

Что же касается стиха:« 14 А ТЕПЕРЬ Я ИДУ К НАРОДУ МОЕМУ», то как мы видим из последующего повествования, Бильам «не до конца» покинул Моав, поскольку он был убит в Мидьяне в ходе военного похода, предпринятого евреями под руководством Пинхаса, за то, что научил Моавитян, как вовлечь сынов Израиля, в блудодействия с дочерьми Моава. Но это уже тема следующего отрывка.

Победив царей, которые вооруженным путем, пытались препятствовать Израилю продвижению к заветной цели, Израиль поселился Шитиме: «1 И ПОСЕЛИЛСЯ ИЗРАИЛЬ В ШИТИМЕ, И НАЧАЛ НАРОД РАСПУТНИЧАТЬ С ДОЧЕРЬМИ МОАВА. 2 И ЗВАЛИ ОНИ НАРОД ПРИНОСИТЬ ЖЕРТВЫ БОЖЕСТВАМ ИХ, И ЕЛ НАРОД, И КЛАНЯЛСЯ БОЖЕСТВАМ ИХ. 3 И ПРИЛЕПИЛСЯ ИЗРАИЛЬ К БААЛЬ-ПЕОРУ, И РАЗГНЕВАЛСЯ БОГ НА ИЗРАИЛЬ. 4 И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: СОЗОВИ ВСЕХ ГЛАВ НАРОДА И ПОВЕСЬ ТЕХ, КТО ПОКЛОНИЛСЯ БААЛЬ-ПЕОРУ, СДЕЛАЙ ЭТО ВО ИМЯ БОГА ПОД СОЛНЦЕМ, И ОТВРАТИТСЯ ГНЕВ БОГА ОТ ИЗРАИЛЯ». (Чис.25:1-4)

И так, мы видим, что ни меч, ни проклятие внешнего врага не могут вызвать падение Израиля, когда он находится под защитой Бога. Только сам Израиль может навлечь на себя гибель, путем отступничества от Бога и Его Закона. Что мы и видим в приведенном эпизоде. Моавитянские женщины, которых мы встречаем здесь, не просто так появились в лагере Израиля. Бильам, у которого не получилось проклясть Израиль, перед его уходом от Билама дал ему совет, как можно победить этот народ – путем заманивания его в язычество, «через медовую ловушку», то есть через блуд. Моавитянские женщины обольщали сынов Израиля, приглашали их на свои жертвенные празднества и, в конце концов, склонили их распростереться ниц перед идолами Пеора, в культе которых нравственная распущенность считалась не грехом, но актом поклонения и почтения мощи богов.

Но, почему надо было «СОЗВАТЬ ВСЕХ ГЛАВ НАРОДА И ПОВЕСИТЬ ТЕХ, КТО ПОКЛОНИЛСЯ БААЛЬ-ПЕОРУ»? Дело в том, что здесь идет речь о судьях, которые должны были следить за исполнением Божьих Заповедей, но которые сами это не делали, но даже некоторые из них, были замешаны в этом беззаконии. Однако практическая жизнь еврейского общества, основываясь на Божьем Законе, предполагает, что когда некто близок к совершению преступления, то два человека из народа должны предупредить его и сообщить ему, какой Закон он нарушит и какому наказанию он в этом случае будет подвергнут. Если, несмотря на эти предупреждения, он совершает преступление, то те же два человека, которые предупреждали его, должны арестовать его, доставить в суд и от имени Закона потребовать, чтобы он получил заслуженное наказание. А, если не было свидетелей, чтобы привести виновного в суд, судьи не имели законного права исполнять свои судейские функции.

В описанном случае, при широкомасштабном открытом отступлении от Закона, никто не вмешался и не предупредил нарушителей Закона, а после того как преступление совершилось, никто не вмешался, не схватил преступника, чтобы представить его перед полномочными судьями и остановить грубое попрание Закона. Поэтому все, кто оставался безучастным во время совершения преступлений, стали соучастниками преступления, и, таким образом, весь народ держал ответ за происходящее. А Моше должен действовать здесь как высшая юридическая власть. Он должен был избрать всех глав народа, князей и так далее, которых назначили судьями, чтобы помочь ему покарать всех служивших Пеору побитием камнями, наказанием, которое Закон предусматривает за идолопоклонство. В случае виновности в богохульстве или идолопоклонстве, это наказание влечет за собой еще кратковременное «ПОВЕШИВАНИЕ» тела преступника после казни. Вот почему мы читаем «И РАЗГНЕВАЛСЯ БОГ НА ИЗРАИЛЬ».

«6 И ВОТ, ОДИН ЧЕЛОВЕК ИЗ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ПРИШЕЛ И ПОДВЕЛ К БРАТЬЯМ СВОИМ МИДЬЯНИТЯНКУ НА ГЛАЗАХ МОШЕ И НА ГЛАЗАХ У ВСЕГО ОБЩЕСТВА СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, А ОНИ ПЛАКАЛИ У ВХОДА В ШАТЕР ОТКРОВЕНИЯ. 7 И УВИДЕЛ ЭТО ПИНХАС, СЫН ЭЛЬАЗАРА, СЫНА ААРОНА-КОЕНА, И ВСТАЛ ОН ИЗ СРЕДЫ ОБЩЕСТВА, И ВЗЯЛ КОПЬЕ В РУКУ СВОЮ, 8 И ПОШЕЛ ЗА ИЗРАИЛЬТЯНИНОМ В ШАТЕР, И ПРОНЗИЛ ИХ ОБОИХ, ИЗРАИЛЬТЯНИНА И ЖЕНЩИНУ ТУ, В ЧРЕВО ЕЕ. И ПРЕКРАТИЛСЯ МОР СРЕДИ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ. 9 И БЫЛО УМЕРШИХ ОТ МОРА ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ».

Преступление «ЧЕЛОВЕКА ИЗ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ», должно казаться гораздо более серьезным, поскольку он был князем и поэтому должен был служить образцом моральной чистоты. Безусловно также и то, что поступок Пинхаса, должен выглядеть гораздо более значительным, поскольку человек, которого он казнил, мстя за оскорбление Закона, был выше его по званию и положению. Описанное в этом эпизоде преступление, которое было совершено и отомщено, считалось таким серьезным не только потому, что совершивший его был князем. Еще и потому, что он здесь назван «ЧЕЛОВЕК ИЗ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ», который презрел Бога, и Его Закон, и судьбу всего Израиля.

И так, мы видим, что подвиг Пинхаса, остановил поражение сынов Израиля.