Перейти к содержимому

Недельная глава Ваехи

Недельная глава Ваехи

(И жил)

(Быт. 47:28-50:26)

И так, мы подошли к последней недельной главе книги Бытие, в которой Тора завершает свой рассказ о патриархах народа Израиля:« 28 И ЖИЛ ЯАКОВ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ СЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ; И БЫЛО ДНЕЙ ЯАКОВА, ЛЕТ ЖИЗНИ ЕГО, СТО СОРОК СЕМЬ ЛЕТ. 29 И ПРИБЛИЗИЛИСЬ ДНИ ИСРАЭЛЯ К СМЕРТИ, И ПРИЗВАЛ ОН СЫНА СВОЕГО, ЙОСЕФА, И СКАЗАЛ ЕМУ: «ЕСЛИ НАШЕЛ Я МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ТВОИХ, ТО ПОЛОЖИ РУКУ ТВОЮ ПОД БЕДРО МОЕ И ОКАЖИ МНЕ МИЛОСТЬ И ПРАВДУ: НЕ ХОРОНИ МЕНЯ В ЕГИПТЕ! 30 И ДАБЫ ЛЕЧЬ МНЕ С ОТЦАМИ МОИМИ, ВЫНЕСИ МЕНЯ ИЗ ЕГИПТА И ПОХОРОНИ МЕНЯ В ИХ ГРОБНИЦЕ». И ТОТ СКАЗАЛ: «Я СДЕЛАЮ ПО СЛОВУ ТВОЕМУ». 31 ОН ЖЕ СКАЗАЛ: «ПОКЛЯНИСЬ МНЕ!». И ТОТ ПОКЛЯЛСЯ ЕМУ. И ПОКЛОНИЛСЯ ИСРАЭЛЬ В СТОРОНУ ИЗГОЛОВЬЯ ПОСТЕЛИ». (Быт.47:28-31)

Нам надо обратить внимание на то, что семнадцать лет, о которых говорится в этом стихе, были единственным периодом в жизни Иакова, когда он наслаждался спокойствием и благополучием. Но, как не парадоксально, но эти  семнадцать лет были исключительно важны только для Иакова как для личности, но вот для развитии нации, значительно меньшее значение, чем его предыдущие года жизни. Поскольку во времена тревог и испытаний, ведя свойственную ему беспокойную жизнь, Иаков заслуживал право носить имя Израиль, которое отмечает его непреходящее значение в истории нации. Поэтому, те семнадцать лет, о которых сейчас идет речь, означают лишь счастливый итог, и как бы награду ему за выпавшие на его долю тяжелые годы.

Но, почему именно семнадцать лет, так как мы знаем, что в Торе нет случайных цифр? Дело в том, что они соответствуют первым беззаботным годам Иосифа, под кровом отчего дома. И вот когда Иаков, со всей семьей спустился в Египет, Иосиф сумел отплатить отцу, за свое счастливое детство.

Теперь касательно «НЕ ХОРОНИ МЕНЯ В ЕГИПТЕ! 30 И ДАБЫ ЛЕЧЬ МНЕ С ОТЦАМИ МОИМИ, ВЫНЕСИ МЕНЯ ИЗ ЕГИПТА И ПОХОРОНИ МЕНЯ В ИХ ГРОБНИЦЕ». Маловероятно, что Иаков сомневался, что Иосиф не похоронит его в усыпальнице праотцов в пещере Махпеле. Но, тем не менее, он взял с Иосифа клятву, что тот исполнит его желание.

Кстати, эта клятва была нужна не только Иакову, но и самому Иосифу. Поскольку именно опираясь на эту клятву, он мог испросить у фараона, похоронить отца так, как он просил. Ведь фараон и население Египта, вряд ли благосклонно отнеслись бы к решению семейства Иакова покинуть их страну. Следовательно, перенос останков Иакова в Ханаан лишний раз подчеркивал, что семья Иосифа все еще не причисляет себя к гражданам Египта, что сердцем своим они по-прежнему в Земле Отцов.

Кроме этого, причина мольбы Иакова, возможно, была более глубока. За эти годы, прожитые в Египте, Иаков заметил, какое мощное воздействие начинает оказывать на его потомков «приобретение собственности, привязанность к земле». То есть, он, понимал, что они начинают считать Нил своим Иорданом, и переселение в чужую землю, уже не расценивают как жизнь не на своей земле.

И Иаков видел, что эта тенденция, усиливается с каждым новым поколением евреев. Поэтому он выразил это свое желание не как «Иаков» индивидуум, а как «Израиль», основатель судьбы нации.

«… И ПОКЛОНИЛСЯ ИЗРАИЛЬ В НАПРАВЛЕНИИ ИЗГОЛОВЬЯ». — это был акт поклонения и благодарения Тому, Кто через всю жизнь вел Яакова к цели. То есть, Бог привел его к этому месту и к его сыну.

« И БЫЛО, ПОСЛЕ ЭТИХ ПРОИСШЕСТВИЙ СКАЗАЛИ ЙОСЕФУ: «ВОТ, ОТЕЦ ТВОЙ БОЛЕН». И ВЗЯЛ ОН ДВУХ СЫНОВЕЙ СВОИХ С СОБОЙ: МЕНАШЕ И ЭФРАИМА. И СООБЩИЛИ ЯАКОВУ, И СКАЗАЛИ: «ВОТ СЫН ТВОЙ, ЙОСЕФ, ПРИХОДИТ К ТЕБЕ». И СОБРАЛСЯ С СИЛАМИ ИСРАЭЛЬ, И СЕЛ НА ПОСТЕЛИ. И СКАЗАЛ ЯАКОВ ЙОСЕФУ: «БОГ ВСЕМОГУЩИЙ ЯВИЛСЯ МНЕ В ЛУЗЕ, В СТРАНЕ КНААН, И БЛАГОСЛОВИЛ МЕНЯ. И СКАЗАЛ МНЕ: ВОТ Я РАСПЛОЖУ ТЕБЯ, И УМНОЖУ ТЕБЯ, И СДЕЛАЮ ТЕБЯ СОБРАНИЕМ НАРОДОВ, И ОТДАМ ЭТУ СТРАНУ ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ ПОСЛЕ ТЕБЯ ВО ВЛАДЕНИЕ ВЕЧНОЕ. И ТЕПЕРЬ ДВА СЫНА ТВОИ, РОДИВШИЕСЯ У ТЕБЯ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ ДО ПРИХОДА МОЕГО К ТЕБЕ В ЕГИПЕТ, МОИ ОНИ. ЭФРАИМ И МЕНАШЕ, ПОДОБНО РЕУВЕНУ И ШИМОНУ, БУДУТ МОИ. А ДЕТИ, КОТОРЫХ ТЫ РОДИШЬ ПОСЛЕ НИХ, БУДУТ ТВОИ; ПО ИМЕНИ БРАТЬЕВ СВОИХ БУДУТ ОНИ НАЗЫВАТЬСЯ В УДЕЛЕ СВОЕМ». (Быт. 48:1-6…)

Примечательно начало этого раздела «И БЫЛО, ПОСЛЕ ЭТИХ ПРОИСШЕСТВИЙ СКАЗАЛИ ЙОСЕФУ». Кто был тем, кто принес Иосифу весть о «ОТЕЦ ТВОЙ БОЛЕН»? Большинство комментаторов сходятся в том, что все 17 лет, пребывания Иакова в Египте, ему прислуживал младший сын Иосифы – Ефрем. Это и сыграло роль, в его пользу, когда Иаков не только «ДВА СЫНА ТВОИ, РОДИВШИЕСЯ У ТЕБЯ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ ДО ПРИХОДА МОЕГО К ТЕБЕ В ЕГИПЕТ, МОИ ОНИ», но и передал старшинство младшему брату. По той простой причине, что именно Ефрем, получил от дедушки полноту знаний о Едином Боге, и правилах поклонения Ему.

Что же касается Манассия, то он постоянно находился рядом с отцом, и во всем помогал ему в его делах. И кстати, именно он был переводчиком у Иосифа, когда он разговаривал со своими братьями, во время их покупки зерна.

И так, приняв Манассию и Ефрема как своих сыновей, он тем самым, передал  им право на образование своих колен, в обществе Израилевом. И когда их потомки, войдут в Землю Обетования, то получат земельные наделы, наравне со всеми потомками сыновей Иакова. И еще один момент – когда Иаков ставит Ефрема и Манассию на один уровень со своими сыновьями, то тем самым, он косвенным образом признает за Иосифом право первородства, передавая ему двойную долю.

« И ПРИЗВАЛ ЯАКОВ СЫНОВЕЙ СВОИХ, И СКАЗАЛ: «СОБЕРИТЕСЬ, И Я СООБЩУ ВАМ, ЧТО СЛУЧИТСЯ С ВАМИ В ГРЯДУЩИЕ ВРЕМЕНА. СОЙДИТЕСЬ И ПОСЛУШАЙТЕ, СЫНЫ ЯАКОВА, И ПОСЛУШАЙТЕ ИСРАЭЛЯ, ОТЦА ВАШЕГО….» (Быт. 1-2 …)

Знаменитое благословение Иакова, своих сыновей, которое на века определила, как их судьбу, и также судьбу из потомков. При этом, благословляя своих сыновей, Иаков думает не о том, что объединяет его сыновей, а о том, что их различает их, но при этом делает Израиль, уникальным союзом, которому суждено будет пройти через века, и сохранится как еврейский народ. Таковы были мысли (судя по благословениям), посетившие Иакова, когда он увидел сыновей, собравшихся у его смертного одра. Единство семьи и глубокая заинтересованность во всем, что касалось духа, — вот главное наследие Иакова.

Но коль эта семья состоит из таких различных элементов, и ей предстоит стать единой как изнутри, так и снаружи, то она непременно должна иметь своего лидера. Поэтому Иаков собирает сыновей, чтобы определить такого лидера. Естественно, что таким человеком, наиболее естественно подходящим для этой роли, был бы первенец. Вот почему Иаков в первую очередь обращается к Рувиму:

РУВИМПЕРВЕНЕЦ ТЫ МОЙ, КРЕПОСТЬ МОЯ И НАЧАТОК СИЛЫ МОЕЙ, ИЗБЫТОК ВЕЛИЧИЯ И ИЗБЫТОК МОГУЩЕСТВА. СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ЖЕ КАК ВОДА, НЕ БУДЕШЬ ИМЕТЬ ПРЕИМУЩЕСТВА, ИБО ТЫ ВЗОШЕЛ НА ЛОЖЕ ОТЦА ТВОЕГО, ОСКВЕРНИЛ ТОГДА ВОСХОДИВШЕГО НА ПОСТЕЛЬ МОЮ»

Однако он не может быть главой семьи, поскольку глава семьи должен быть сильным, на него не должны оказывать влияние ни мимолетные эмоции (история с постелью Валлы и Иакова), ни постоянные сомнения в исполнении им же принятых решений (попытка спасти Иосифа), и так далее. Лидер должен обладать огромной внутренней силой, а не подстраиваться под текущий момент. Именно за это, Иаков и лишил его первородства. Но только в этом. Во всем другом, Рувим на полных основаниях не лишался всех благословений от Иакова.

СИМЕОН И ЛЕВИЙБРАТЬЯ, ОРУДИЯ ГРАБЕЖА СВОЙСТВЕННЫ ИМ. НЕ ВСТУПИ В СГОВОР С НИМИ, ДУША МОЯ, И К ОБЩЕСТВУ ИХ НЕ ПРИСОЕДИНЯЙСЯ, ЧЕСТЬ МОЯ! ИБО В ГНЕВЕ СВОЕМ УБИЛИ ЛЮДЕЙ И ПО ПРИХОТИ СВОЕЙ ИСТРЕБИЛИ ВОЛОВ. ПРОКЛЯТ ГНЕВ ИХ, КОТОРЫЙ СИЛЕН, И ЯРОСТЬ ИХ, КОТОРАЯ ЖЕСТОКА; РАЗЕДИНИЛ БЫ Я ИХ В ЯАКОВЕ, И РАССЕЯЛ БЫ ИХ В ИЗРАИЛЕ».

Эти братья обладали складом ума и духом, которые требуются для роли руководителя, но их методы достойны порицания. Поэтому Иаков и сказал:« НЕ ВСТУПИ В СГОВОР С НИМИ, ДУША МОЯ». То есть, воля нации не должна вступать в их совет. Они не должны определять волю нации, а их решения не должны восприниматься как отражение воли нации. Иаков напоминает им о том, что они были инициаторами в истреблении всех мужчин в Сихеме. Кроме этого, Симеона был тем, кто предложил убить Иосифа, когда отец послал его, на поиски братьев. Хотя вероятней всего,  отец этого не знал до самой своей кончины.

И так, в отличии от Рувима, который не был достаточно независимым и которому не хватало уравновешенности, Симеон и Левию слишком неистово проявляли собственную силу и действовали беспощадно, даже когда от их действий, семье грозила опасность. Ведь крайне важно, что в момент, когда закладываются основы еврейской нации, проклинается любое проявление силы, идущее вразрез со справедливостью и моралью, даже если эта сила направлена на достижение всеобщего блага. Однако проклинаются лишь гнев и попрание закона, проявленные Симеоном и Левием, но не распространяется лично на них самих, или на их цели как таковые.

ИУДАТЕБЯ, ЙЕУДА, ВОСХВАЛЯТ БРАТЬЯ ТВОИ; РУКА ТВОЯ НА ХРЕБТЕ ВРАГОВ ТВОИХ; ПОКЛОНЯТСЯ ТЕБЕ СЫНЫ ОТЦА ТВОЕГО. МОЛОДОЙ ЛЕВ — ЙЕУДА, ОТ НАСИЛЬСТВА ТЫ, СЫН МОЙ, УДАЛИЛСЯ. ПРЕКЛОНИЛСЯ, ЛЕГ ОН, КАК ЛЕВ И КАК ЛЕОПАРД, КТО ПОСМЕЕТ ПОТРЕВОЖИТЬ ЕГО? НЕ ОТОЙДЕТ СКИПЕТР ОТ ЙЕУДЫ, И ЗАКОНОДАТЕЛЬ ИЗ СРЕДЫ ПОТОМКОВ ЕГО, ПОКА НЕ ПРИДЕТ В ШИЛО, И ЕМУ ПОВИНОВЕНИЕ НАРОДОВ. К ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЕ ПРИВЯЗЫВАЕТ ОН ОСЛЕНКА СВОЕГО И К ЛОЗЕ НЕЖНОЙ СЫНА ОСЛИЦЫ СВОЕЙ; МОЕТ В ВИНЕ ОДЕЖДУ СВОЮ И В КРОВИ ГРОЗДЬЕВ ОДЕЯНИЕ СВОЕ. КРАСНЕЕ ВИНА ГЛАЗА ЕГО, И БЕЛЕЕ МОЛОКА ЕГО ЗУБЫ».

И так, Иаков собрал своих сыновей, чтобы определить, кто из них лидер. И как говорится выше, ни Рувим, ни Симеон, ни Левий не годятся быть лидерами. И тогда его взгляд его останавливается на Иуде, поскольку в нем соединяются те качества, которых не хватает трем предыдущим братьям. Иаков как бы говорит « Не твой меч, но твоя власть склонит шею твоих врагов. Ты не совершишь убийства. Тебе не нужно будет применять жестокие методы против врагов. Укрепление твоего авторитета вызовет такое уважение противников, что они покажут тебе свои спины; они не посмеют напасть на тебя и будут рады, если ты оставишь их в покое. И твое положение в семье будет столь возвышенно, что твои братья подчинятся тебе по своей воле».

Надо понимать, что Иаков покидает этот мир в то время, когда нация еще только формируется, когда закладывается ее краеугольный камень. Но Бог дал ему возможность, увидеть историю Израиля сквозь века, в видениях, открывая ему всю историю этого народа. В том числе и историю потомков Иуды, со всеми его взлетами и падениями. Именно это колено, будет центром истории Израиля, как царствующего колена, так и того, из колена которого выйдет благословенный Богом царь Давид. А из его рода выйдет Богом избранный Мессия Израиля –сын Иосифа и Марии, Иешуа из Назарета – окончательный Спаситель не только Израиля, но и всего человечества. И многое еще чего, что будет способствовать сохранению Израиля, и его процветанию.

ЗАВУЛОНУ БЕРЕГА МОРЕЙ ВОДВОРИТСЯ, ОН И У КОРАБЕЛЬНОЙ ПРИСТАНИ, ПРЕДЕЛ ЕГО — ДО ЦИДОНА».

Торговые суда Завулона всегда будут возвращаться домой с миром. Что касается «ПРЕДЕЛ ЕГО — ДО ЦИДОНА», то фактически его удел простирался от озера Геннисарет, до горы Кармель, и от Тира до Сидона. Завулон станет коленом купцов, но не растеряет себя в торговых амбициях. Он будут удовлетворен тем, что торговые корабли со всего мира приходят к нему, и будет рад опереться на Сидон, портовый город. (ныне юг Ливана). А это значит, что экономическое процветание Иуды, будет зависеть от экономического развития колена Завулона.

ИссахарОСЕЛ КОСТИСТЫЙ, ЛЕЖАЩИЙ СРЕДИ ЗАГРАД. УВИДЕВ, ЧТО ПОКОЙ ХОРОШ И ЧТО СТРАНА ПРИЯТНА, ОН ПРЕКЛОНИЛ СПИНУ СВОЮ ДЛЯ НОШИ И СТАЛ ПРЕДАННЕЙШИМ ТРУЖЕНИКОМ»

Иссахар — это сильный и ловкий работник, который любит отдохнуть у своего очага. Образно выражаясь, он вьючное животное, все стати которого говорят о том, что он хочет и может усердно работать, а сейчас отдыхает, наслаждаясь достатком в своем доме, который он создал сам, своим трудом. Он олицетворяет собой тип труженика, который счастлив работать, но только так, чтобы его труды шли на благо всего Израиля. Остальное время Иссахар несет бремя Торы, все свое свободное время его потомки будут отдавать изучению Торы. Иссахар выполняет духовную работу не только для себя, но и для всех своих братьев, для всего народа Израиля.

В то время как Иуда — колено правителей, а Завулон — колено купцов, Иссахар представляет собой ядро еврейского земледельца. Он работает не ради бесконечного трудового процесса, а чтобы заслужить досуг.  Заслуженный отдых — считается величайшей наградой, к которой должен стремиться человек, ибо отдыхая от трудов, человек может «распрямиться, прийти в себя».

Словами об Иссахаре, Иаков закончил перечислять основные качества шести сыновей Леи, которой, таким образом, предстояло стать праматерью колен, впоследствии образовавших ядро еврейского народа.

Следующими в перечислении идут сыновья наложниц. И открывает это перечисление колено ДАНАДАН БУДЕТ СУДИТЬ НАРОД СВОЙ, ПОДОБНО КАЖДОМУ КОЛЕНУ ИЗРАИЛЯ. БУДЕТ ДАН ЗМЕЕМ НА ДОРОГЕ, АСПИДОМ НА ПУТИ, КОТОРЫЙ ЯЗВИТ НОГУ КОНЯ, И ПАДАЕТ ВСАДНИК ЕГО НАВЗНИЧЬ. НА ТВОЮ ПОМОЩЬ НАДЕЮСЬ, БОГ

«СУДИТЬ НАРОД СВОЙ» здесь подразумевается избавление угнетенных от притеснителя. Из колена Дана выйдет Самсон, который избавит евреев от филистимлян (Суд. 13-16). Что касается «БУДЕТ ДАН ЗМЕЕМ НА ДОРОГЕ, АСПИДОМ НА ПУТИ, КОТОРЫЙ ЯЗВИТ НОГУ КОНЯ, И ПАДАЕТ ВСАДНИК ЕГО НАВЗНИЧЬ», то змея обладает скрытой силой, о которой невозможно догадаться, если не знать заранее о ее свойствах. Так Самсон один справлялся с полчищами врага. Поэтому Иаков просит Дана и его потомков, которое было немногочисленными, занять пограничные северные области Земли Израилевой, чтобы стоять пограничным заграждением для внешних врагов. Он не отстанет от других ни в чем, поскольку он такой же важный компонент целого, как все остальные.

ГАДРАТЬ БУДЕТ РАТОВАТЬ НА НЕГО, НО ОН ВОЗВРАТИТСЯ ПО ПЯТАМ»

Значение Гада и Дана заключается в том, что они действуют, как защитники прав своего народа от посягательств внешних врагов. Он получит удел к востоку от Иордана раньше, чем будет завоевана земля Кнаан. Однако в соответствии с обещанием, данным Моше, все мужчины колена Гада, способные держать оружие, перейдут через Иордан для того, чтобы составить передовые отряды Израилево войска.

АСИРТУЧЕН ХЛЕБ ЕГО; И ОН ДОСТАВЛЯТЬ БУДЕТ ЯСТВА ЦАРСКИЕ».

Имя Асир означает «счастливый» или «удачливый». Со значением имени связан смысл благословения, полученного Асиром. Его надел славилась тем, что давала все необходимое для служения в Храме. Не только масло для Храма и голубую краску для одежд первосвященника добывали в землях колена Асира, но и продукты питания для царского стола доставлялись из его земель.
НЕФФАЛИМПРЫТКАЯ ЛАНЬ, ПРОИЗНОСИТ ОН РЕЧИ ИЗЯЩНЫЕ».

На землях Нафтали будут быстро поспевать плоды. Потомки Неффалима будут воздавать хвалу Всевышнему за богатые урожаи.

Согласно другому комментарию, колено Неффалима первым отзывается на призыв Дворы и Барака, а после одержанной победы присоединяется к песне, восхваляющей Всевышнего. Он не проявляет личной инициативы, но является прекрасным исполнителем, осуществляя планы, составленные другими для общего блага. На него можно положиться во всем — доверить выполнение дел, наилучшим образом организовать коммуникацию между различными исполнителями.

ИОСИФРОСТОК ПЛОДОНОСНЫЙ ЙОСЕФ, РОСТОК ПЛОДОНОСНЫЙ ПРИ ИСТОЧНИКЕ, ПОБЕГИ — КАЖДЫЙ ЧЕРЕЗ ОГРАДУ ПЕРЕСТУПАЕТ. ЕГО ОГОРЧАЛИ, И СТРЕЛЯЛИ, И ВРАЖДОВАЛИ С НИМ СТРЕЛЬЦЫ. НО ТВЕРД ОСТАЛСЯ ЛУК ЕГО, И СИЛЬНЫ БЫЛИ МЫШЦЫ РУК ЕГО, ПОДДЕРЖАННЫЕ ВЛАДЫКОЮ ЯАКОВА, — ОТТОГО ПАСТЫРЕМ СТАЛ, ТВЕРДЫНЕЙ ИЗРАИЛЯ. ВСЕСИЛЬНЫЙ ОТЦА ТВОЕГО, КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ ТЕБЕ, И ВСЕМОГУЩИЙ ДА БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯМИ НЕБА СВЫШЕ, БЛАГОСЛОВЕНИЯМИ БЕЗДНЫ, ЛЕЖАЩЕЙ ВНИЗУ, БЛАГОСЛОВЕНИЯМИ ПЕРСЕЙ И НЕДР. БЛАГОСЛОВЕНИЯ ОТЦА ТВОЕГО ПРЕВЫШАЮТ БЛАГОСЛОВЕНИЯ МОИХ РОДИТЕЛЕЙ ДО ВЕРШИНЫ ХОЛМОВ ВЕКОВЫХ. ДА БУДУТ ОНИ НА ГЛАВЕ ЙОСЕФА, НА ТЕМЕНИ ОТЛИЧИВШЕГОСЯ ОТ БРАТЬЕВ СВОИХ».

Рассматривая Иосифа, мы видим, что он стоит особняком среди братьев, в силу своего характера. Он проявлял благородство сердца и ума даже тогда, когда был еще полностью подчинен отцу своему Иакову.

Истоком его характера, была его мать Рахиль. Ведь она тоже была необыкновенной женщиной. Именно от неё, еще будучи ребенком, Иосиф унаследовал те качества, которые в последствии, позволили ему не только стать вторым человеком в Египте, но и при жизни возглавить союз братьев.

В свое время, братья осыпали Иосифа самыми жестокими оскорблениями. Одержимые лютой завистью, они сделали его мишенью для этой ненависти и замыслили погубить. Ощущая себя вершителями его судьбы, братья продали Иосифа в Египетское рабство. Однако все произошло не так, как они рассчитывали. Он превратился во властелина их судьбы, и они оказались полностью в его руках.

Но он не стал им мстить, даже после получения царской власти от Бога. В этом заключается благородство души Иосифа. Не говоря уже о том, что он спас все семейство Иакова, он надвигающей голодной смерти.

Вот почему Иуда и Иосиф, вошли в историю еврейского народа, как их лидеры. И даже в иудейском богословской мысли, Израиль будет иметь два Машиаха – Машиах бен Иосиф (Мессия сын Иосифа), как образ страдающего Мессии, и Машиах бен Давид (Мессия сын Давида), который будет обладать полнотой власти, над всем Богом созданным мирозданием.

ВЕНИАМИНВОЛК ХИЩНЫЙ: УТРОМ БУДЕТ ЕСТЬ ДОБЫЧУ, А ВЕЧЕРОМ ДЕЛИТЬ ДОБЫЧУ».

Было бы грустно, если бы отец на пороге смерти не смог найти лучшего определения для своего младшего сына, чем «ВОЛК ХИЩНЫЙ». Но если мы обратимся к тексту на языке оригинала, то перевод зазвучит несколько по иному:« ОН РАЗОРВЕТ ВОЛКА». Самый маленький, самый молодой среди них отгонит волка (вечного Амалека) от стада Яакова. Рано утром, на заре истории нации он нанесет волку мощный удар, а под вечер окончательно уничтожит его. И действительно, по традиции, Амалек, верховный враг евреев, будет повержен не Иудой, а сыновьями Рахели – первым царем Израиля Саулом, который бил из колена Вениамин.

«28 ВОТ ВСЕ ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН ИЗРАИЛЯ, И ВОТ КАК ГОВОРИЛ ИМ ОТЕЦ ИХ И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ: КАЖДОГО ПО ЕГО ДАРОВАНИЮ БЛАГОСЛОВИЛ ОН ИХ. 29 И ПОВЕЛЕЛ ОН ИМ, И СКАЗАЛ ИМ: «Я СОБИРАЮСЬ К НАРОДУ МОЕМУ; ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ПРИ ОТЦАХ МОИХ, В ПЕЩЕРЕ, ЧТО НА ПОЛЕ ЭФРОНА-ХЕТТА, 30 В ПЕЩЕРЕ, ЧТО В ПОЛЕ МАХПЕЛА ПРЕД МАМРЭ, В СТРАНЕ КНААН, ИБО КУПИЛ АВРААМ ЭТО ПОЛЕ ОТ ЭФРОНА-ХЕТТА В СОБСТВЕННОСТЬ ДЛЯ ПОГРЕБЕНИЯ. 31 ТАМ ПОХОРОНИЛИ АВРААМА И САРУ, ЖЕНУ ЕГО; ТАМ ПОХОРОНИЛИ ИЦХАКА И РИВКУ, ЖЕНУ ЕГО; ТАМ ЖЕ ПОХОРОНИЛ Я ЛЕЮ. 32 ПРИОБРЕТЕНЫ ПОЛЕ ЭТО С ПЕЩЕРОЙ, КОТОРАЯ НА НЕМ, У СЫНОВЕЙ ХЕТТА». 33 И КОГДА ОКОНЧИЛ ЯАКОВ ЗАВЕЩАТЬ СЫНОВЬЯМ СВОИМ, ПОДОБРАЛ ОН НОГИ СВОИ В ПОСТЕЛЬ, И СКОНЧАЛСЯ, И БЫЛ ПРИОБЩЕН К НАРОДУ СВОЕМУ».

Все сыны Иакова – это будущие колена Израилевы. Их двенадцать, ни больше и ни меньше. Каждый из них,  составляют часть целого Израиля. И то благословение Иакова, которое он дал каждому из своих сыновей, это просто описание черт их. Но, тем не менее, обладая определенными предвидениями, Иаков действительно дает им благословение, соответствующее их индивидуальностям, которое в будущем перейдет к их потомкам. Поэтому написано «БЛАГОСЛОВИЛ ИХ: КАЖДОГО ПО ЕГО ДАРОВАНИЮ БЛАГОСЛОВИЛ ОН ИХ».

На прощание, Иаков объясняет Иосифу, что именно ему придется заботиться о месте захоронения отца, в пещере Махпела. Завершив все это «ПОДОБРАЛ ОН НОГИ СВОИ В ПОСТЕЛЬ, И СКОНЧАЛСЯ, И БЫЛ ПРИОБЩЕН К НАРОДУ СВОЕМУ».

«И ПАЛ ЙОСЕФ НА ЛИЦО ОТЦА СВОЕГО, И ПЛАКАЛ НАД НИМ, И ЦЕЛОВАЛ ЕГО. И ПРИКАЗАЛ ЙОСЕФ РАБАМ СВОИМ, ВРАЧАМ, БАЛЬЗАМИРОВАТЬ ОТЦА ЕГО; И ВРАЧИ НАБАЛЬЗАМИРОВАЛИ ИСРАЭЛЯ. И КОГДА ИСПОЛНИЛОСЬ ЕМУ СОРОК ДНЕЙ, ИБО ТОГДА ИСПОЛНЯЕТСЯ СРОК БАЛЬЗАМИРОВАНИЯ, ТО ОПЛАКИВАЛИ ЕГО ЕГИПТЯНЕ СЕМЬДЕСЯТ ДНЕЙ. А КОГДА ПРОШЛИ ДНИ ОПЛАКИВАНИЯ ЕГО, ГОВОРИЛ ЙОСЕФ ПРИДВОРНЫМ ФАРАОНА ТАК: «ЕСЛИ ОБРЕЛ Я МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ВАШИХ, ТО СКАЖИТЕ ФАРАОНУ СЛЕДУЮЩЕЕ: ОТЕЦ МОЙ ВЗЯЛ С МЕНЯ КЛЯТВУ, СКАЗАВ: ВОТ Я УМИРАЮ; В УСЫПАЛЬНИЦЕ МОЕЙ, КОТОРУЮ Я ПРИОБРЕЛ СЕБЕ В СТРАНЕ КНААН, ТАМ ПОХОРОНИ МЕНЯ. А ТЕПЕРЬ Я БЫ ВЗОШЕЛ, И ПОХОРОНИЛ БЫ ОТЦА МОЕГО, И ВОЗВРАТИЛСЯ БЫ». И СКАЗАЛ ФАРАОН: «ВЗОЙДИ И ПОХОРОНИ ОТЦА ТВОЕГО, КАК ОН ЗАКЛЯЛ ТЕБЯ«…..» (Быт. 50:1-6….)

Египтяне бальзамировали тело, чтобы сохранить человеческую индивидуальность, что в корне противоречило воле Бога. Поскольку Он повелевал, чтобы тело умершего, в тот же день было предано земле. Исключение бывает только в особых случаях, когда надо было сохранить тело умершего, до особого момента. Для человека же душа сохраняется, а тело переходит в прах.

Вот почему,, находясь в Египте, Иаков так сильно настаивал на том, чтобы « БЫТЬ ПРИОБЩЕНЫМ К НАРОДУ СВОЕМУ». Кроме этого, Иаков заставил Иосифа поклясться, что тот не похоронит его в Египте, чтобы это место не стало объектом поклонения, не только евреев, но и египтян, поскольку и для них, Иаков был святым. И Иосиф с братьями исполнили последнюю волю отца «И ОТНЕСЛИ ЕГО СЫНОВЬЯ ЕГО В СТРАНУ КНААН, И ПОХОРОНИЛИ ЕГО В ПЕЩЕРЕ ПОЛЯ МАХПЕЛА, КАКОЕ ПОЛЕ КУПИЛ АВРААМ В СОБСТВЕННОСТЬ ДЛЯ ПОГРЕБЕНИЯ У ЭФРОНА-ХЕТТА, ПРОТИВ МАМРЭ».

Но тут есть один эпизод, которые не желательно пропускать:« 15 БРАТЬЯ ЖЕ ЙОСЕФА, УВИДЕВ, ЧТО УМЕР ОТЕЦ ИХ, СКАЗАЛИ: «ЕСЛИ ЙОСЕФ ВОЗНЕНАВИДИТ НАС, ТО, НАВЕРНОЕ, ВОЗДАСТ НАМ ЗА ВСЕ ЗЛО, КОТОРОЕ МЫ ПРИЧИНИЛИ ЕМУ». 16 И ВЕЛЕЛИ ОНИ СКАЗАТЬ ЙОСЕФУ: «ОТЕЦ ТВОЙ ЗАВЕЩАЛ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ СВОЕЙ, ГОВОРЯ: 17 ТАК СКАЖИТЕ ЙОСЕФУ: ПРОСТИ, МОЛЮ ТЕБЯ, ВИНУ БРАТЬЕВ ТВОИХ И ГРЕХ ИХ, ХОТЯ ОНИ СДЕЛАЛИ ТЕБЕ ЗЛО; ТЕПЕРЬ ПРОСТИ ЖЕ ВИНУ РАБОВ ВСЕСИЛЬНОГО БОГА ОТЦА ТВОЕГО!». И ПЛАКАЛ ЙОСЕФ, КОГДА ГОВОРИЛИ ОНИ ЭТО ЕМУ. 18 И ПОШЛИ БРАТЬЯ ЕГО САМИ, И ПАЛИ ПЕРЕД НИМ, И СКАЗАЛИ ЕМУ: «ВОТ МЫ РАБЫ ТЕБЕ!». 19 И СКАЗАЛ ИМ ЙОСЕФ: «НЕ БОЙТЕСЬ, ИБО РАЗВЕ НА МЕСТЕ ВСЕСИЛЬНОГО Я? 20 А ЕСЛИ ВЫ ПОРЕШИЛИ ПРОТИВ МЕНЯ ЗЛО, ТО ВСЕСИЛЬНЫЙ ПОРЕШИЛ ЕГО К ДОБРУ, ЧТОБЫ ОСУЩЕСТВИТЬ ТО, ЧТО НЫНЕ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ ЖИЗНЬ МНОГОЧИСЛЕННОМУ НАРОДУ. 21 ИТАК, НЕ БОЙТЕСЬ, Я БУДУ КОРМИТЬ ВАС И ДЕТЕЙ ВАШИХ». И ОН УТЕШАЛ ИХ, И ГОВОРИЛ К ИХ СЕРДЦУ».

Пока у детей живы  родители, то они объединяют их. Ведь даже среди самых послушных детей, могут быть разногласия, но пока родители живы, любые трения исчезают, благодаря любви и преданности, с которыми дети относятся к родителям. Но когда родители умирают, связи между их детьми начинает слабеть.

Они уже не встречаются так часто, как прежде, что способствует их отдаленности друг от друга. Поэтому, было бы вполне естественно, если бы такой процесс произошел и с детьми Иакова.

Однако нам надо понять, что эта семья была особенной в глазах окружающих их людей. Они должны были стать монолитной семьей, чтобы Бог мог доверить Устав межчеловеческих взаимоотношений.

Но как им стать подобным народом, если в их сердцах до сих пор живет угрызение совести, относительно их поступка с Иосифом. И они еще не до конца поверили, что Иосиф их совершенно простил. Поэтому, когда их отец умер, то в такой ситуации, они подумали, что теперь у Иосифа «развязаны руки», и ему ничего не мешает отомстить братьям за прошлые обиды. Таковы были их мысли, но по лукавству своему, они сообщили Иосифу, что отец просил простить их обиды. Иосиф сразу понял подоплеку просьбы братьев, и:« НЕ БОЙТЕСЬ, Я БУДУ КОРМИТЬ ВАС И ДЕТЕЙ ВАШИХ».

И далее:« 24 И СКАЗАЛ ЙОСЕФ БРАТЬЯМ СВОИМ: «Я УМИРАЮ, А ВСЕСИЛЬНЫЙ НЕПРЕМЕННО ВСПОМНИТ О ВАС И ВЫВЕДЕТ ВАС ИЗ ЭТОЙ СТРАНЫ В СТРАНУ, О КОТОРОЙ ПОКЛЯЛСЯ ОН АВРААМУ, ИЦХАКУ И ЯАКОВУ». 25 И ВЗЯЛ ЙОСЕФ КЛЯТВУ С СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, СКАЗАВ: «КОГДА ВСПОМНИТ ВСЕСИЛЬНЫЙ О ВАС, ВЫНЕСИТЕ КОСТИ МОИ ОТСЮДА». 26 И УМЕР ЙОСЕФ СТА ДЕСЯТИ ЛЕТ ОТ РОДУ. И НАБАЛЬЗАМИРОВАЛИ ЕГО, И ПОЛОЖИЛИ В САРКОФАГ В ЕГИПТЕ».

Иосиф верит в обещание Всевышнего, что по пришествие определенного времени, Он освободит свой народ, и вернет его в Землю Отцов. Поэтому, Иосиф заставил их поклясться в этом не как своих братьев, а как сыновей Израиля. С его стороны не было самонадеянным брать с них такое обещание. Ведь именно благодаря им его привезли в Египет, поэтому он считал себя вправе наложить на них это обязательство в качестве толики искупления. В это же время эта клятва, которую они торжественно дали умирающему брату, символизирует веру в неизбежность возвращения в Землю Отцов на вечные времена. И как мы знаем, в книге Исход (13:19) говорится о том, что эта просьба Иосифа была исполнена.