Перейти к содержимому

Афтара — Тазриа

Проказа и ее лечение (Книга Мелахим II 4:42-5:19)

4 (42) Пришел человек из Баал-Шалиши и принес человеку Б-жьему в котомке своей хлеб из первых плодов: двадцать ячменных хлебцов и свежие зерна. И сказал он (Элиша): отдай людям, пусть едят.
(43) И сказал слуга его: что я дам тут ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так сказал Г-сподь: «Есть будут и останется».
(44) Он подал им, и они поели, и осталось, по слову Г-сподню.

5 (1) Нааман, военачальник царя Арамейского, был великим и уважаемым человеком у господина своего, так как через него Г-сподь дал победу Арамейцам. И человек этот был храбрецом, (но) прокаженным.
(2) Арамейцы выходили бандами и взяли (однажды) в плен из земли Исраэйльской маленькую Нааритянку; и служила она жене Наамана.
(3) И сказала она госпоже своей: пусть попросил бы господин мой пророка, который в Шомероне, тогда тот излечил бы его от проказы его!
(4) И пошел он (Нааман), и рассказал o этом господину своему, говоря: так и так говорила Нааритянка, которая из земли Исраэйльской.
(5) И сказал царь Арамейский: иди, сходи, а я пошлю письмо к царю Исраэйльскому. Он пошел и взял с собою десять талантов серебра, и шесть тысяч золотых, и десять перемен одежд.
(6) И принес письмо царю Йсраэйльскому, (в котором) было сказано:… а теперь, с приходом к тебе этого письма, вот, я посылаю к тебе Наамана, раба моего, чтобы ты излечил его от проказы.
(7) И было, когда прочитал царь Исраэйльский письмо, то разодрал одежды свои и сказал: разве я Б-г, чтобы умерщвлять и оживлять, что этот посылает ко мне человека излечить его от проказы его? Вот, знайте же и смотрите, как он ищет повода (враждовать) со мною.
(8) И когда услышал Элиша, человек Б-жий, что разодрал царь Исраэйльский одежды свои, то послал сказать царю: зачем разодрал ты одежды свои? Пусть придет он ко мне и узнает, что есть пророк в Исраэйле.
(9) И прибыл Нааман на конях своих и на колесницах своих, и остановился у входа в дом Элиши.
(10) И Элиша послал к нему посланца сказать: пойди, омойся семь раз в Ярдэйне, и вернется к тебе чистота тела твоего, и будешь чист.
(11) И разгневался Нааман, и пошел, сказав: вот, я думал, что он выйдет ко мне, станет и призовет имя Г-спода, Б-га своего, и поднимет руку свою к месту (пораженному), и исцелит от проказы.
(12) Не лучше ли Амана и Парпар, реки Даммэсэкские, всех вод Исраэйльских? Разве я не (мог бы) омыться в них и очиститься? И повернулся он, и ушел в гневе. (13) И подошли рабы его, и говорили с ним, и сказали: отец мой, (если бы) что-то большое сказал тебе (сделать) пророк, то разве ты не сделал бы? А тем более, когда он сказал тебе (только): «Омойся, и будешь чист».
(14) И спустился он, и погрузился в Ярдэйн семь раз, по слову человека Б-жия, и вернулась к нему (чистота) тела его, и (стало оно) как тело малого ребенка, и он очистился.
(15) И возвратился он к человеку Б-жьему, – он и все сопровождавшие его, – и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, узнал я, что нет Б-га на всей земле, а только у Исраэйля; а теперь прошу, прими дар от раба твоего.
(16) Но сказал он (как) жив Г-сподь, пред которым я стою, что я не приму. И тот упрашивал его взять, но он не согласился.
(17) И сказал Нааман: а если уж не (так), то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два мула, ибо не будет впредь раб твой приносить всесожжение и жертву другим богам, кроме Г-спода.
(18) Но вот в чем пусть простит Г-сподь раба твоего: когда пойдет господин мой (царь) в дом Риммона для служения там и обопрется на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то за мое поклонение в доме Риммона пусть простит Г-сподь раба твоего в этом случае.
(19) И сказал он ему: иди с миром. И тот отъехал от него на некоторое расстояние. 

Облегчение и лечение, нечистота и очищение

Хотя глава называется «тазриа» (зачатие), она по большей части имеет дело с различными формами «цараат», и, казалось бы, название параши следующей недели, Мецора, было бы более подходящим. Глава следующей недели, очевидно, также будет посвящена цараату. Если мы попытаемся провести различие между ними, мы можем сказать, что первый касается симптомов болезни, тогда как второй касается темы очищения от болезни цараат. Однако взгляд на нашу Афтору показывает, что она больше посвящена очищению Неемана, чем его болезни, и поэтому, по-видимому, она была бы лучшим выбором для главы на следующей неделе, посвященной очищению страдальца от цараата.

Таким образом, мы приходим к выводу, что необходимо проводить различие между очищением от нечистоты цараат и лечением болезни цараат. Очищение, очевидно, зависит от лечения, поскольку человек не может быть очищен, пока не излечится от симптомов, и нам прямо говорят, что первым шагом в процессе очищения является: «И ВЫЙДЕТ КОhЕН ЗА СТАН, И ЕСЛИ УВИДИТ КОhЕН, ЧТО ВОТ ИСЦЕЛИЛАСЬ ЯЗВА ПРОКАЗЫ НА ПРОКАЖЕННОМ» (Vaikra 14:3). Но само исцеление не является этапом процесса очищения, и если больной не очистился, он остается в состоянии ритуальной нечистоты даже спустя долгое время после того, как все его симптомы исцелены и исчезли.

И так же, как мы провели различие между очищением и исцелением, аналогичное различие следует провести между болезнью цараат и нечистотой цараата. Очевидно, что человек, не страдающий этим заболеванием, не может быть объявлен нечистым на основании цараата. Но тот, у кого есть симптомы, не становится автоматически нечистым; он становится нечистым только после того, как его объявит Коэн – кто-то, обладающий знаниями, силой и полномочиями объявить человека нечистым. Таким образом, похоже, что история о цараате Неемана была выбрана в качестве Афторы для нашей главы из-за общего для них знаменателя – вида цараата.

Коэн и Пророк

Первое, что мы узнаем от Афторы, это то, что явление цараата существовало и среди неевреев и считалось ими неизлечимым, без известного медицинского средства. Любой, кто искал лекарство от этой болезни, был вынужден обратиться к сверхъестественным способностям, выходящим за рамки обычных медицинских рамок.

Что делает еврей, чтобы исцелиться от цараaта? Тора не дает нам никаких подробностей. Мы знаем, что он сделал бы, когда бы его объявили нечистым: «А ПРОКАЖЕННЫЙ, У КОТОРОГО ЯЗВА, ДОЛЖЕН РАСПОРОТЬ ОДЕЖДЫ СВОИ И ВОЛОСЫ НА ГОЛОВЕ РАСПУСТИТЬ, И ДО УСТ ДОЛЖЕН ОН ЗАКУТАТЬ СЕБЯ И КРИЧАТЬ: НЕЧИСТ, НЕЧИСТ!«(Vaikra 13:45). Но мы ничего не знаем о том, как ему исцелится. Это представляет собой центральную цель Афторы — усилия больного по исцелению. По пути появляются несколько личностей: плененная израильтянка, царь Арамейский, царь Израиля, и они ведут Неемана к пророку, который, очевидно, держит ключ к его исцелению.

Таким образом, существует разница между функциями Коэна и ролью пророка. Коэн имеет право объявлять человека чистым или нечистым; у пророка нет этой силы. Но у пророка есть ключ к самому явлению.

Это может быть посланием и для Бней Исраэль, когда их поразит цараат: нужно пойти к Коэну, чтобы он мог объявить чуму чистой или нечистой, но если кто-то хочет излечить болезнь, он должен обратиться к пророку. Человек приходил к пророку с просьбой спросить у Всевышнего: «Они шли к пророкам, чтобы спросить у Всевышнего, и пророк говорил им своим пророческим словом, что им следует делать – каждый в соответствии с основами его души и природы его тела. В этом смысл слов: «Человек имеет помыслы сердца» – ему нужно только подготовить свое сердце, чтобы просить Всевышнего всем своим сердцем – «и слово  языка исходит от Ашем» – через пророка, как ему поступать» (Комментарий Виленского Гаона на Мишлей 16:1). Таким образом, человек приходил к пророку в поисках физического исцеления, но, кроме того, что более важно, он получал руководство относительно болезней своей души.

В чьей руке ключ?

Выше мы сказали, что ключ находится в руках пророка. Но, казалось бы, настоящий ключ находится в руках самого страдальца. Пророк лишь указывает ему, что делать, но он сам должен совершить необходимые действия. И в этом разница между тем, что Нааман думал, что пророк сделает для него, и тем, что ему на самом деле было приказано сделать самому. Он сказал: «И разгневался Нааман, и пошел, сказав: вот, я думал, что он выйдет ко мне, станет и призовет имя Г-спода, Б-га своего, и поднимет руку свою к месту (пораженному), и исцелит от проказы.» (5:11) – то есть он верил, что пророк произведет исцеление. Вместо этого пророк видел свою роль только в руководстве: «пойди, омойся семь раз в Ярдэйне…» (5:10). И если бы Нааман не омылся, как повелел ему пророк, он бы не выздоровел. Поэтому мы видим, что действовать, чтобы выздороветь, должен сам больной. В то время как в случае с Нааманом это включало семь омовений в водах Иордана, израильтянин погружался в воды знания, покаяния и избегания клеветы; он погружался в мудрость Торы.

Шабат шалом.

https://etzion.org.il/en/tanakh/torah/sefer-vayikra/parashat-tazria/tazria-plague-and-its-cure-melakhim-ii-442-519

Метки: