Содержание
«И я пойду против тебя»
Книга Овадьи
(1) Видение Овадйи. Так сказал Г-сподь Б-г об Эдоме – весть слышали мы от Г-спода, и посланец послан был к народам: «Вставайте, и встанем мы на войну с ним».
(2) Вот, малым сделал Я тебя среди народов, презираем ты весьма.
(3) Надменность сердца твоего подстрекала тебя, живущего в расселинах скал, на высоте обитающего, говорящего в сердце своем: «Кто низринет меня на землю?»
(4) Если поднимешься, как орел, и если меж звезд сделаешь гнездо свое – оттуда низрину тебя, слово Г-спода.
(5) Если воры пришли к тебе, если грабители ночные – как разорен ты! – ведь наворуют (лишь) столько, сколько нужно им. Если срезающие виноград пришли к тебе – ведь оставят они несколько ягод.
(6) Как обыскан Эйсав, открыты клады его!
(7) До границы провожали тебя все союзники твои, подстрекали тебя, одолели тебя доброжелатели твои, (евшие) хлеб твой подложили сеть под тебя, – нет у него разума.
(8) Ведь в день этот – слово Г-спода – истреблю Я мудрецов в Эдоме и разум на горе Эйсава.
(9) И сокрушены будут храбрецы твои, Тэйман, чтобы каждый человек на горе Эйсава истреблен был в побоище.
(10) Из-за ограбления брата твоего Йаакова покроет тебя стыд, и уничтожен будешь навсегда.
(11) В день, (когда) стоял ты в стороне, вздень, (когда) чужеземцы взяли в плен войско его (Йисраэйля), и иноземцы вошли в ворота его, и об Йерушалаиме бросали жребий, ты тоже был одним из них.
(12) И не следовало тебе (злорадно) смотреть в день (несчастья) брата твоего, в день крушения его, и не следовало тебе радоваться о сынах Йеуды в день гибели их, и не следовало тебе разевать рот свой в день бедствия.
(13) И не следовало тебе входить в ворота народа Моего в день несчастья его, не следовало и тебе смотреть на беду его в день несчастья его, и не следовало тебе простирать (руки свои) на имущество его в день несчастья его.
(14) И не следовало тебе стоять на перекрестке, чтобы истреблять спасшихся его, и не следовало тебе предавать уцелевших его в день бедствия.
(15) Ибо близок день (суда) Г-сподня над всеми народами; как поступал ты, так поступят с тобой; то, что заслужил ты, обратится на голову твою.
(16) Ибо как пили вы (горькую чашу) на горе святой Моей, так пить будут все народы всегда, и будут пить они, и проглотят, и станут – словно не было их.
(17) И на горе Цийон будет спасение, и будет она святыней, и получит дом Йаакова во владение наследие свое.
(18) И будет дом Йаакова огнем, и дом Йосэйфа – пламенем, а дом Эйсава – соломой, и зажгутся они в них (среди сынов Эйсава), и поглотят их, и не будет остатка в доме Эйсава, ибо Г-сподь сказал (это).
(19) И унаследуют (жители) Нэгэва гору Эйсава, и Шефэйла – Пелиштим, и унаследуют поле Эфрайима и поле Шомерона, и Бинйамин – Гилад.
(20) И изгнанное войско это сынов Йисраэйля, что (живет) среди кенаанян до Царефата, и изгнанные из Йерушалаима, что в Сефараде, унаследуют горы Нэгэва.
(21) И взойдут спасители на гору Цийон, чтобы судить гору Эйсава; и будет Господу – царство.
Яаков и Эйсав – Встречи
В то время как наша недельная глава продолжает историю жизни Яакова, Афтора представляет собой совершенно независимую целое; не продолжение или глава, а самостоятельное целое. По крайней мере, так это выглядит, если рассматривать только Афтору. Но ясно, что это пророчество было выбрано в качестве Афторы для главы Ваишлах, поскольку оно представляет собой завершение встречи Яакова и Эйсава, как рассказывается в главе.
Со времени своего бегства в Харан Яаков знал, что настанет день, когда он снова встретится с Эйсавом, и боялся этой встречи. По мере приближения он становится все более напуганным, и кажется, что многие годы, прошедшие с момента его бегства, только усилили его тревогу. Он делает все, что в его силах, чтобы смягчить сердце Эйсава и умилостивить его: он посылает дары, изливает свое сердце в молитве и готовится к возможной войне. Но Эйсав удивляет его, и встреча между ними подобна встрече двух любящих братьев: « И ОБНЯЛ ЕГО, И ПАЛ ЕМУ НА ШЕЮ, И ЦЕЛОВАЛ ЕГО, И ОНИ ЗАПЛАКАЛИ.» (33:5). Конфликт, который раньше казался таким угрожающим, так и не происходит. И в духе этой атмосферы умиротворения Эйсав предлагает: « … ПОЙДЕМ, И Я ПОЙДУ НАРАВНЕ С ТОБОЙ. … ПОКА НЕ ПРИДУ К МОЕМУ ГОСПОДИНУ В СЕИР» (33:14).
В Мидраше рабби Абаху комментирует следующее: «Я просмотрел всю Тору и не нашел (написаное), что Яаков когда-либо ходил к Эйсаву в Хар-Сеир. Мог ли честный Яаков лгать, когда говорил это? ( Нет, скорее) он действительно имел в виду, что придет к нему – в Мессианской эпохе, как написано, «и спасители взойдут на Хар-Цион, чтобы судить гору Эйсава» (Bereishit Rabba, 78). Это учит нас тому, что истинная картина не такая, как она представляется из главы, а такая, как она представлена в Афторе.
Таким образом, пророчество Овадии дополняет недельную главу, поскольку предоставляет недостающую информацию. В то же время, хотя его пророчество и выглядит как целое, оно не является независимым от всей предшествовавшей ему предыстории и должно пониматься на фоне ранних встреч Яакова и Эйсава.
Братский завет?
Пророк резко упрекает Эдома-Эйсава: « Из-за ограбления брата твоего Йаакова покроет тебя стыд, … В день, (когда) стоял ты в стороне, вздень, (когда) чужеземцы взяли в плен войско его (Йисраэйля) … И не следовало тебе (злорадно) смотреть в день (несчастья) брата твоего, в день крушения его, и не следовало тебе радоваться о сынах Йеуды в день гибели их…» (10-12).
Суть упрека основана на том факте, что Эйсав — брат Яакова, и брат ведет себя иначе, чем чужой. Если бы отношения между этими братьями были враждебными от начала до конца, то разочарованию не было бы места. Но в свете встречи, рассказанной в нашей главе– «И пал он на шею ему и целовал его» – кажется, что они могли жить в согласии. Поэтому когда Эйсав объединяет силы с иностранными армиями, пришедшими разрушить Иерусалим, это становится горьким разочарованием.
И старший будет служить
Когда Ривка спрашивает Бога, ей отвечают: « ДВА ПЛЕМЕНИ В ЧРЕВЕ ТВОЕМ … А НАРОД ОТ НАРОДА КРЕПНУТЬ БУДЕТ, И СТАРШЕМУ СЛУЖИТЬ МЛАДШЕМУ (Bereishit 25:23). Таким образом, Ривке сообщили, что борьба включает в себя нечто большее, чем просто враждебность и драку между двумя мальчиками; это должна была быть непрерывная битва за право первородства и благословение. Как объясняет Раши: «Они не будут равны в величии; когда один поднимется, другой упадет, как написано (Yehezkel 26:2): «Я наполнюсь опустошенной» – Цор наполнен разрушение Иерусалима (т. е. Цор насыщается за счет Иерусалима). Одно всегда будет подчиняться другому. То же предсказание возникает из благословения Ицхака Яакову: «Будь господином над своими братьями, и пусть сыновья матери твоей поклоняются тебе «(Bereishit 27:29), а Исаву он говорит: «И будешь служить брату твоему, и когда одержишь верх, ты сокрушишь ярмо его на шее твоей» (там же 40).
Это видение знакомо нам с древнейших времен. Подобное высказывание мы находим и у Ноя: «Проклят Кенаан; раб рабов он будет у братьев своих!» (Bereishit 9:25) Но есть большая разница. В случае Ноя проклятие рабства используется как наказание за позорное поведение Хама и Ханаана, в то время как Ицхак описывает эти отношения «один-на одном-ниже» в контексте благословения. Более того, в случае с сыновьями Ицхака было предопределено Богом, что один народ будет сильнее другого и что старший будет служить младшему. Ицхак просто соглашается с предсказанием Бога. Однако в случае с Ноахом он, похоже, поднимает вопрос о рабстве по собственной инициативе.
Однако более существенное различие заключается в том, что рабство, к которому Ной приговаривает Кенаана, является вечным, тогда как для сыновей Ицхака оно является взаимозависимым: один всегда будет господином, а другой будет служить ему; один всегда будет успешным, а другой будет барахтаться. Битва продолжается. Рабство здесь — это возможность, а не абсолютный постоянный ярлык. Есть те, кто служат, но не слуги.
Овадья
Но что на самом деле означает наличие у Яакова слуг – действительно ли Яаков желает править другими? Яаков, по сути, является своего рода мостом, направляющим слуг к истинному Господину, Царю Вселенной. Как заявляет Овадия в кульминации своего пророчества: «И взойдут спасители на гору Цийон, чтобы судить гору Эйсава; и будет Господу – царство.» (1:21).
Действительно, у Едома есть возможность избрать чистое богослужение, сбросив тем самым с себя иго плоти и крови. Доказательством этому служит сам Овадия – по преданию, он сам был идумеянином, принявшим иудаизм (по мнению раввина Меира в Sanhedrin 39b).
Две нации вместе
Хотя в пророчестве здесь говорится: «и не будет остатка в доме Эйсава» (1:18), рабби (Avoda Zarah 10b) интерпретирует это следующим образом: «(Это относится) к тем, кто поступает как Исав». Это учение, произнесенное Ребе в присутствии Антонина, подразумевает, что идумеянин еще может быть искуплен от участи Исава. Если он откажется от традиции зла, то он больше не будет принадлежать потомкам Эсава. Близкие отношения между Ребби и Антонином доказывают, что враждебность между Израилем и Эдомом не только не является необходимостью, но они даже способны восстановить свои братские отношения.
На самом деле, на эту возможность намекают слова Бога, обращенные к Ривке: «И сказал ей Бог: два народа во чреве твоем», – прокомментировал это рав Иегуда от имени Рава: «Не читай «народы» (гои) ), а скорее «господинами» (гайим) – имея в виду Антонина и Рави…» (Avoda Zarah 11).
Таким образом, возможны различные варианты развития событий:
- Враждебность – кульминация которой выражается словами «и спасители взойдут… судить гору Эсава»;
- Обращение и поглощение – по примеру Овадии, который обратился и присоединился к Дому Израиля;
- Изменение и братская любовь – с отказом Эйсава от своих злых дел, следуя примеру Антонина, представляющего нацию, живущую в мире с другой нацией – Яакова.