Перейти к содержимому

Защищает ли Тора права женщин

Защищает ли Тора права женщин

Рассмотрим закон из книги Числа 30:3-6

«если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его.

Если женщина даст обет Господу и положит на себя зарок в доме отца своего, в юности своей, и услышит отец обет ее и зарок, который она положила на душу свою, и промолчит о том отец ее, то все обеты ее состоятся, и всякий зарок ее, который она положила на душу свою, состоится; если же отец ее, услышав, запретит ей, то все обеты ее и зароки, которые она возложила на душу свою, не состоятся, и Господь простит ей, потому что запретил ей отец ее.»

При чтении текста немедленно вызывает интерес то, что здесь очень много написано о женщинах, об их зароках, обетах и клятвах. 

Прежде всего стоит разобраться что такое зарок и что такое клятва.

Клятва – это обязательство. Если перевести это на сегодняшний язык, при приобретении, например, автомобиля в кредит, когда нам вручают ключи и мы, сидя у финансового дилера ставим подпись, это по сути является определенной клятвой. С той лишь разницей что вместо произношения клятвы мы имеем уже записанный текст с готовыми формулировками, которые остается лишь подписать, если мы подписали — значит согласны. Подписав, мы поклялись, что обязуемся платить банку определенную сумму в долларах (или в иной валюте) каждый месяц, если мы не заплатим, то за нашим автомобилем придут, и наша кредитная история будет подпорчена. Любое бизнес-обязательство – это клятва. Как тогда, так и теперь основная идея одинакова. Со временем поменялся товар, но суть не поменялась.  

Интересным моментом является то, что в исследуемом нами законе указывается на то, что зарок или клятву могли дать как мужчина, так и женщина, и в целом много говорится о женщинах. Конец книги Чисел вообще характеризуется большим количеством законов касающихся прав женщин. Проблема в том, что мы зачастую не понимаем для чего написаны эти законы Торы. 

Вопросы положения женщин в обществе всегда были поводом к размышлению. На постсоветском пространстве, например, положение женщин всегда активно позиционировалось как равное мужчинам, вспомним, например Н. К. Крупскую, В. Терешкову и других женщин, которые были символами советской эпохи.

В социалистическом обществе равное положение женщин подчеркивалось как достижение советского строя, что было всегда предметом гордости перед Западом, учитывая реально существовавшие там проблемы, когда, например, труд женщин в Америке до войны оплачивался меньше мужского, и другие.

Если задаться вопросом: было ли равным положение мужчины или женщины в библейские времена, то ответ может быть, как ни странно, и да и нет одновременно.

Ответ да, наличие равноправия, мы видим, когда читаем, что клятву или финансовое обязательство, могут давать и мужчина и женщина, они равны в этом. В 27 главе Чисел, читая о дочерях Салпаада мы встречаем интересную ситуацию – по смерти отца нет наследника, есть только дочери которые остались таким образом без удела, и, как результат, оказываются в очень сложном положении. Моисей в поисках ответа на вопрос обращается к Господу, и Господь дает однозначный ответ

«дай им наследственный удел среди братьев отца их» Числа 27:7.

Конечно, это повеление требовало дополнительных условий — в случае если дочери выходили замуж за представителя другого колена, это требовало определенного урегулирования для того чтобы удел не уходил из колена. Несмотря на то, что наследники Салпаада – женщины, они имели право на то же самое что получают мужчины-главы семейств. Здесь мы видим ответ — «да», положение равное, Бог защищает женщину. 

Подобную ситуацию мы видим в книге Числа, 5 главе, где описывается испытание женщины горькой водой при наличии у мужа подозрений в измене. В Месопотамских законах испытание верности женщины намного радикальнее, например закон Хаммурапи в этом случае повелевает бросить женщину в реку, и если она выплывет значит не виновата. По языческим законам свою невиновность женщина должна была доказывать. В Библии же ситуация другая, существует презумпция невиновности, законы Торы защищают женщин, но их необходимо читать в правильном контексте. Закон о горькой воде заставляет мужа повести жену не в суд, а к священнику, принести агнца — жертву указывающую на жертву Мессии, помолиться Богу. Священник должен был дат выпить определенный состав, и только после этого, в случае определенных физических изменений, указывающих на виновность женщины, муж имел право на развод. Этот закон акцентировал внимание на решении вопроса через обращение к Богу, и защищал женщину от использования мужем его подозрений в измене как повода для развода. Условия закона делали невозможными необоснованные обвинения так как в этом случае их вымышленность становилась бы очевидной для всех. Более подробный разбор закона Числа 5, о горькой воде, можно прочитать здесь.

С другой стороны, положение женщины отличалось от положения мужчины, об этом мы поговорим ниже. 

 «Если женщина даст обет Господу и положит на себя зарок в доме отца своего, в юности своей, и услышит отец обет ее и зарок, который она положила на душу свою, и промолчит о том отец ее, то все обеты ее состоятся» (Числа 30:4).

Текст Чисел 30:4, где принятие решения женщиной регулируется ее отцом, и дальнейшие тексты о положении замужней, разведенной или овдовевшей женщин, показывают, что женщина всегда имела некоего опекуна — отца, мужа, брата, или, возможно, повзрослевшего сына, если она была вдовой. В восточном менталитете положение человека в обществе определялось его принадлежность к семье, конкретному клану. Главой семьи являлся отец, и таким образом по Библии любая женщина по определению подчинялась главе семьи. И хотя эта идея вызывает много возражений у приверженцев феминистических движений, эти законы также имеют положительный смысл по отношению к женщине и защищают ее. Поскольку женщина имела право заключения торговых сделок, контрактов — выражаясь современным языком, то другая сторона, как любой бизнес партнер, естественно хотела иметь какие-то гарантии. Семья, в данном случае выступала гарантом, ответственным юридическим лицом, отвечающим в случае каких-либо инцидентов за обязательства взятые на себя женщиной. Поэтому мы читаем в законе: «если… услышит отец обет ее… и промолчит.. то обеды ее состоятся». Обеты могли состояться только с молчаливого согласия отца, потому что в случае возникновения непредвиденных обстоятельств именно отцу и семье приходилось нести ответственность. Такое распределение ответственности защищало женщину в случае неприятностей. В этом свете становится намного понятней смысл притчей Иисуса о вдовах и одиноких женщинах, изучая которые мы можем понять намного лучше горечь их положения, существовавшего по причине отсутствия поддержки клана, и необходимых гарантий со стороны семьи. По этой причине со вдовами и одинокими женщинами, говоря простым языком, никто не хотел иметь дело. Поэтому Тора недвусмысленно говорит об обеспечении и поддержке вдов и других женщин, находящихся в незащищенном социальном положении, а последствия невыполнения этих законов позднее ярко освещены в притчах Иисуса. 

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра «Шалом»,
Доктор богословия  

Источник: https://boruh.info