Перейти к содержимому

О языческих волхвах и библейских пророках

О языческих волхвах и библейских пророках

Александр Болотников

В недельной главе Торы «Балак» рассказывается о том, как Моавитский царь Валак, испугавшись Израильского народа, приблизившегося к его земле, решил уничтожить его с помощью волшебства, призвав на помощь пророка Валаама.

Народ Израиля в это время разбил стан недалеко от горы Нево, название которой происходит от имени вавилонского бога Набу (nabū). נב  — это известный семитский корень, встречающийся и в аккадском языке, и в иврите; например, в имени царя Навуходоносора (Nabu-kudurri-uṣur), которое переводится как «Бог Набу да сохранит корону».

Набу в вавилонской мифологии был богом поэзии и мудрости. Отсюда же происходят еврейские слова «нава» (נָבָא) — пророчествовать и «нави» (נָבִיא) — пророк.

Когда говорится о пророке, многие понимают под этим термином предсказателя будущего, потому что именно греческая мифология сильно повлияла на представление о библейских пророках. Однако роль пророка в семитской ближневосточной культуре не заключалась только лишь в предсказании будущего.

В древней семитской ближневосточной культуре роль предсказателей будущего играли волхвы. Недельная глава Торы «Балак» рассказывает о том, как это происходило. В книге Числа 22:7-8 написано:

«И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские, с подарками в руках за волхвование, и пришли к Валааму, и пересказали ему слова Валаковы. И сказал он им: переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь. И остались старейшины Моавитские у Валаама…»

Моавитяне были оседлым народом, занимавшимся скотоводством и земледелием. Мадианитяне же были кочевниками. Именно из Мадианитян происходил тесть Моисея. В истории про Валаама как Моавитян, так и Мадианитян беспокоила мысль о том, что Израильтяне могут захватить их земли. Старейшины видели решение вопроса в проклятии, посланном на Израильтян посредством колдовства. С этой целью они и обратились к Валааму.

Валаам был Божьим пороком, с которым разговаривал Всевышний. И, как говорит еврейская традиция, он был подобен Моисею для языческих народов.  Однако Валак понимал пророчество по-своему. В те времена у каждого языческого царя был штат волхвов, прорицателей и гадателей. Они гадали по звездам, по внутренностям животных, и таким образом пытались предсказывать будущее.  

Пророк у язычников отличался от библейского пророка. У язычников пророк писал поэмы. Когда царю нужно было идти в поход, он вызывал такого пророка и говорил ему: «У меня есть враг, напиши песнь-проклятие. Пусть моя армия разучит эту песнь, и будет идти с барабанным боем, петь эту песнь-проклятие, и это подготовит их к битве». У каждого бога был соответствующий пророк, и своими песнями-проклятиями пророки «манипулировали» этими богами.  Поэтому Валак, зная о том, что Валаам сын Веоров служит Богу Израиля, решил воспользоваться его услугами, чтобы проклясть еврейский народ.

В библейских книгах слово «пророк» имеет очень широкое значение. Одна из ролей пророка — действительно передавать весть от Бога о будущем, но этим его функции не ограничиваются. Пророчествовать — выполнять роль пророка — можно по-разному. Например, прославлять Бога со свирелями, тимпанами и гуслями. Об этом пророк Самуил говорит Саулу:

«Когда войдешь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют; и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком» (1 Царств 10:5-6).

Пророчество Самуила исполнилось, и Саул начал пророчествовать. И хотя он ничего существенного не передал народу как пророк, но он пел и прославлял Бога.

Кроме предсказания будущего и прославления Бога библейские пророки также должны были учить народ истине и обличать отступников.

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра «Шалом»,
Доктор богословия

Источник: https://boruh.info