Перейти к содержимому

Противоречие в Исаии 53

Арнольд Фрутнебаум

Любой, кто захочет узнать, что говорит Ветхий Завет о пришествии Мессии, вскоре столкнется с кажущимся парадоксом.

Иногда парадокс может даже превратиться в полное противоречие.

Ибо еврейские пророки изобразили двойственный портрет Мессии, Которого ждал еврейский народ.
С одной стороны, исследователь обнаружит множество предсказаний относительно Мессии, согласно которым Ему предстоит пройти через страдания, сопряженные с унижением и физической болью, а затем быть осужденным на жестокую смерть.

Еврейские пророки провозгласили эту смерть заместительной — смертью за грехи еврейского народа.

С другой стороны, читатель найдет, что пророки также говорили и о Мессии — торжествующем Царе, Который поразит врагов Израиля и установит мессианское царство мира и процветания.

Таков двойственный характер Мессии.

И в течение всех последующих веков формирования Талмуда наши рабби всерьез изучали и исследовали мессианские пророчества.

Они пришли к выводу: пророки говорят о двух разных Мессиях.

Мессия, Который должен был прийти, пострадать и умереть, был назван Мессией, сыном Иосифа (Машиах бен Иосиф).

А второй Мессия, Который должен был прийти вслед за первым, был назван Мессией, Сыном Давида (Машиах бен Давид).

Этот второй должен будет возвратить к жизни первого и установить на земле мессианское царство мира.

Все ранние рабби признавали, что Ветхий Завет выдвигает две линии развития мессианского пророчества.

Но Ветхий Завет никогда четко не утверждал, что состоится пришествие двух Мессий.

На самом деле многие противоречащие друг другу высказывания находятся рядом друг с другом в одних и тех же контекстах, где, похоже, речь идет об одном и том же лице.

Но для ранних рабби теория о двух Мессиях казалась наилучшим ответом на все вопросы.

В течение многих веков ортодоксальный иудаизм придерживался концепции двух Мессий. Однако со времен появления Талмуда воображением сердец и умов еврейского народа завладел Мессия, Сын Давида.

Другая мессианская фигура — Сын Иосифа, Страдающий Мессия — игнорировался ими.

В иудейском богословии Он упоминался, только когда нужно было объяснить стихи, описывающие страдания Мессии в Ветхом Завете.

Его присутствие обеспечивало удобный выход из сложных ситуаций, когда возникали неудобоваримые вопросы.

В других же случаях, как правило, эта страдающая мессианская фигура игнорировалась полностью.

На сегодняшний день мало кто из евреев слышал о Нем или знает, что Он давно присутствовал в иудейском богословии.

Тот же, Кого евреи знают сегодня, придет завоевать мир; это Мессия, Сын Давидов.

Источник парадокса

Один из главных источников, на основании которого рабби развивали свою концепцию Страдающего Мессии, Сына Иосифова, была глава 53 Исайи.

В центре всех споров, которые ведутся о Мессии сегодня на основании текста Ветхого Завета, находится эта глава.

Там говорится о Рабе — Рабе Бога.

Этот Раб проходит через многие страдания, которые заканчиваются смертью.

Затем в главе говорится, что это заместительные страдания и заместительная смерть за грех.

Он страдает и умирает за грехи других.

Далее в отрывке говорится, что Раб воскресает.

И яблоком раздоров становится не столько то, о чем здесь говорится, сколько то, о ком идет речь.

Вопрос ставится сегодня так: о ком говорил Исайя?

— пророчествовал ли он о Мессии?

Рабби утверждают, что такой подход является христианской интерпретацией отрывка, а не иудейской.

Иудейская, говорят они, видит в этом отрывке описание страданий израильского народа, евреев, страдающих в языческом мире.

Такова иудейская интерпретация, говорят рабби, — и здесь нет ничего о Мессии.
Но понимать данный отрывок как характеристику израильского сообщества — это почти надуманное толкование.

Нет сомнения, что здесь подразумевается только одна личность.

Раввинистическое истолкование Исайи 53

Заключается ли конфликт только в разном истолковании отрывка иудеями и христианами? История иудаизма раскрывает обратное.

Понимание текста Исайи 53 как характеристики еврейского народа в действительности является относительно недавним толкованием.

Первоначальное истолкование Исайи 53 иудейскими раввинами относило его к личности — Мессии.

Само представление о Мессии, Сыне Иосифовом, уходит корнями в эту главу.

Но для того, чтобы лучше понять прежний взгляд иудеев на Исайю 53, нужно вернуться к истории.

К наиболее ранним таргумам относятся таргумы Ионатана бен Узиэля, датированные первым веком по Р.Х.

Его таргумы по этой главе Исайи начинаются следующими словами:

“Вот, Мой Раб, Мессия, будет благоденствовать…”.

Таргумы Ионатана бен Узиэля широко цитировались ранними рабби, он определенно считался большим авторитетом в области иудейского понимания Писаний.

Он совершенно определенно считал Мессию темой данной главы Исайи.

Это относилось ко времени, когда христианство еще не появилось на свет.

А потому Ионатана бен Узиэля вряд ли можно обвинить в принятии “христианского” варианта истолкования Исайи.

Ионатан бен Узиэль не был одинок в таком понимании пророка, и мы покажем это, процитировав сочинение рабби Дона Ицхака Абарбанеля, относящееся примерно к 1500 году.

В первую очередь возникает вопрос, к кому относится это писание: ибо ученые последователи Назарянина относят это к человеку, который был распят в Иерусалиме к концу периода второго храма и который является, по их мнению, Сыном Бога, Который был зачат во чреве матери-девы, как следует из их писаний.

Ионатан бен Узиэль в своих таргумах толковал это как пророчество о будущем Мессии; но такого же мнения придерживаются наши ученые мужи в большинстве мидрашей [курсив наш — А.Ф.]

Несмотря на свое личное мнение относительно этого отрывка, Абарбанель признает: большинство рабби в мидрашах тоже утверждают, что в отрывке речь идет о Мессии.

Таким образом, он указывает, что Ионатан бен Узиэль не был одинок в своем мнении и что, скорее, такое мнение было иудейским взглядом в период таргумов и мидрашей.

В книге Захар, относящейся к 110 году по Р.Х., авторство которой приписывают Шимону бен Иохаю, есть несколько замечаний, которые, очевидно, касаются отрывка из Исайи 53:

В саду Едема есть дворец, который называется Дворцом сынов болезни; в этот дворец затем приходит Мессия и забирает все болезни, всю боль, все наказания Израиля; они все переходят к Нему и остаются на Нем.

И разве этим Он не снял их тяжесть с Израиля и не взял их на себя?

Ибо нет человека, который мог бы вынести наказание, положенное Израилю за все преступления закона; именно об этом написано: “Он понес наши болезни”.

Здесь Захар цитирует Исайю 53:4 и относит эти слова к Самому Мессии.

Затем в отрывке проводится четкое различие между Израилем и Тем, о Ком идет речь у Исайи. Далее Захар признает искупительный элемент в данном отрывке: Мессия берет на Себя те страдания, которые должен был понести Израиль за свои грехи.

Талмуд также приводит свидетельства, относящиеся к тому же периоду:

” Мессия — как его имя? …те, из дома рабби Иехуды Святого, говорят: “муж скорбей”, — поскольку сказано: “и Он понес наши болезни”» (986).

Как и Захар, Вавилонский Талмуд также использует этот отрывок из Исайи, когда говорит о Мессии.

Стих 4 особо говорит о Личности самого Мессии.

В Мидраше Танхума мы находим: Рабби Нахман говорит, что слово человек в отрывке… относится к Мессии, Сыну Давидову, как написано:

“Вот человек, чье имя Зема”; здесь Ионатан поясняет: вот человек, Мессия; как сказано, “муж скорбей и изведавший болезни”.

Таргум Ялкутп 11:338:7 признает, что в Исайи 52:13 повествуется о Мессии, и говорит об этом отрывке так:

“Он будет возвеличен и превознесен — Он будет выше Авраама, выше Моисея, выше служащих Ангелов”.

Мидраш Кохен, говоря об Исайи 53:5, вкладывает следующие слова в уста Илии пророка.

Илия говорит Мессии:

“Понеси страдания и наказание Своего Господа, которыми Он наказывает Тебя за грехи Израиля, ибо, написано, “Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши”, пока не наступит конец”.

Другой мидраш констатирует по поводу этого отрывка:

“Все страдания разделены на три части. Одна часть идет к Давиду и патриархам, другая — к поколению мятежников (мятежный Израиль) и третья часть к Царю Мессии”.

Другая книга, относящая к Мессии это место из Исайи, — Махзор, в нее входят молитвы на день Очищения.

Одна из многочисленных молитв, записанных здесь, называется Мусаф (дополнительная молитва).

Она была написана рабби Элиезером Калиром примерно в седьмом веке по Р.Х.

Вот отрывок из нее:

Мессия наш Праведный покинул нас: нас охватил ужас, нет никого, кто мог бы оправдать нас.

Он изъязвлен был за грехи наши и наши преступления, он был мучим за беззакония наши.

Он понес наши грехи на себе, чтобы мы могли найти оправдание за наши беззакония.

Ранами его мы исцелимся, когда Вечный воссоздаст Его (Мессию) как новое творение.

О, вознеси Его от круга земли, подними Его из земли Сеир, чтобы собрать нас на горе Ливии во второй раз по воле Инон.

Чем глубже разбирать молитву на Иом Кипур, тем интереснее она становится.

Молитва выражает страх, что Мессия покинул Свой народ, — откуда следует, что Мессия уже приходил к народу, но потом покинул его.

Далее, Мессия, покинувший людей, понес заместительные страдания ради людей, и грехи людей были возложены на Мессию.

Теперь, после страданий, Мессия покинул их — вот в чем причина их ужаса.

Люди молят Мессию прийти во второй раз.

Многое в этой молитве является прямыми цитатами из Исайи.

То есть получается, что даже в седьмом веке иудейское толкование также относило эти отрывки к Мессии.

То, что данный взгляд по-прежнему преобладал среди еврейства в десятом веке, можно видеть из комментария, который дает Ефет бен Аль:

Что касается меня, то я склонен вместе с Беньямином Нехавендом относить эти слова к Мессии… Он (пророк) дает нам понять таким образом две вещи: в первую очередь то, что Мессия достигнет Своего высочайшего положения и славы после долгих и мучительных испытаний; и второе то, что эти испытания будут ниспосланы Ему как определенное знамение, так что если на Него возляжет бремя тяжелых страданий в то время, как Он сам останется . ‘. благочестивым в Своих действиях, Он будет знать, что Он есть избранный и предназначенный к тому…

Выражение “Мой раб” применимо к Нему в той же мере, в какой оно применялось к Его предку в стихе: “…клялся Давиду, рабу Моему”.

И этот рабби понимает, что в данном стихе подразумевается Мессия.

Он подчеркивает, что, в соответствии с этим отрывком, Мессия достигнет высочайшего положения славы посредством Своих страданий.

Евреи в одиннадцатом веке тоже считали, что данный отрывок говорит о Мессии.

В Брешит Рабба рабби Моше Хадаршана мы находим такие слова:

Всевышний дал Мессии спасать души, но и подвергнуться жестокому наказанию: и далее Мессия принял это наказание по Своей любви, как написано:

“Он истязуем был, но страдал добровольно”.

И когда Израиль совершает грех, Мессия проявляет к нему милосердие, как сказано: “ранами Его мы исцелились” — и: “Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем”.

Цитируя из Исайи 53 стихи 7, 5 и 12 соответственно, автор Брешит Рабба приходит к заключению.

Во-первых, Мессия спасет многих, но это спасение многих произойдет посредством Его страданий.

Во-вторых, страдания Мессии являются заместительными по своему характеру, ибо Он страдает за грехи Израиля.

Другой исследователь одиннадцатого века, рабби Товия бен Элиезер, в Лега Това сказал об Исайи 52:13 следующее:

“пусть Его Царствие возвысится” во дни Мессии, о Котором сказано: “Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится, и вознесется, и возвеличится”.

К самым знаменитым рабби того времени относится Моше бен Маймон, более известный как Маймонид или Рамбам.

В своих произведениях он также находит в отрывке из Исайи указание на Мессию:

В отношении же той миссии, с которой Мессия предстанет…

Он предложит почитать Себя не по причине Своего замечательного происхождения, но чудесные дела, которые Он будет творить, покажут, что Он и есть долгожданный Мессия…

Исайя утверждает: “Он взошел… как отпрыск и как росток из сухой земли”, — показывая, что о Его пришествии не будет точно известно до тех пор, пока Его успешные деяния не привлекут к себе внимания людей…

И обстоятельства сложатся так, что царские особы будут в изумлении…

Они будут в безмолвии, как предсказывает Исайя: “цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали”.

Рамбам цитирует Исайю 53:2 и 52:15 соответственно и относит эти стихи к личности Мессии. Таков его взгляд на весь отрывок.

Также к одиннадцатому веку относятся писания рабби Шимона бен Иохая, который говорит о Мессии следующее:

Мессия, сын Эфраима, умрет там, а Израиль будет оплакивать Его.

После этого Всевышний откроет им Мессию, Сына Давидова, Которого Израиль решит закидать камнями, говоря: “Ты говоришь ложное”; когда же Мессия будет убит… они будут презирать Его, ибо написано: “Он был презрен и умален пред людьми”.

Рабби Шимон бен Иохай представляет широко распространенный среди евреев того времени взгляд на двух Мессий.

Один Мессия, Сын Эфраима, или Иосифа, умрет.

После Его смерти придет Мессия, Сын Давида, Которого, как говорит рабби, Израиль отвергнет. Он цитирует Исайю 53:3 в подтверждение своей точки зрения.

В это же время в первый раз за всю историю еврейского богословия была высказана мысль, что этот отрывок относится не к Мессии, а к израильскому народу.

Это было сделано рабби Шломо Ицхаком, более известным как Раши.

Но поскольку его взгляд противоречил традиционному еврейскому взгляду на этот вопрос, последовала немедленная реакция других еврейских авторитетов.
Одним из рабби, выступившим против нового взгляда, выдвинутого Раши, был рабби Моше Кохен Ибн Криспин из Кордовы и Толедо в Испании (ок. 1350 года):

Я с удовлетворением отношу этот текст к Мессии, в согласии с нашими рабби, и буду стараться, насколько это возможно, придерживаться буквального его смысла: таким образом, может быть, я смогу избежать надуманного и далеко идущего истолкования, в котором повинны некоторые другие толкователи.

Это пророчество дано Исайей по божественной воле для того, чтобы в какой-то степени ознакомить нас с природой грядущего Мессии, Который должен прийти и избавить Израиль, и с Его жизнью до Его появления в свое время, до Его пришествия как Искупителя, чтобы каждый раз, когда кто-то заявит о себе как о Мессии, мы могли порассуждать и увидеть, есть ли в нем что-нибудь из признаков, которые были даны Исайей:

если будет некоторое сходство, тогда мы можем поверить, что это Мессия Праведность наша; если же нет, мы не сможем так поступить.

“Надуманное и далеко идущее” истолкование, о котором рабби Криспин упоминал, — это истолкование Раши, который относит данный отрывок не к Мессии, а к израильскому народу. Рабби Криспин возражает против такой интерпретации и настаивает, что отрывок имеет в виду Мессию и написан с целью отличить Его, когда Он придет.

В шестнадцатом веке (точнее даже, на рубеже веков, ок. 1500 года) рабби Саадья Ибн Данан из Гренады сказал так:

Один из них, рабби Иосиф бен Каспи, зашел так далеко, что начал обвинять толкователей, которые видят в этом отрывке указание на имеющего явить Себя вскоре Мессию, в том, что они дают повод еретикам соотносить Мессию с Иисусом.

Пусть, однако, Бог простит им то, что они не говорят истины!

Наши рабби, доктора Талмуда, составляют свое мнение по пророческой силе и на их стороне традиция принципов истолкования…

[Отрывок же] указывает исключительно на Царя Мессию.

Этот рабби также восстает против того, чтобы относить смысл отрывка из Исайи к народу Израиля.

Он требует возвращения еврейских истолкователей к талмудическому пониманию, в котором данные высказывания относятся к Мессии.

Он также помогает пролить свет на причину, побудившую многих истолкователей по-новому взглянуть на этот отрывок.

Именно в этот период разгорелись горячие споры между раввинами и христианами, и последние использовали Исайю 53, чтобы доказать, что Иисус был Мессией.

Под натиском их аргументов раввины в качестве защитного средства начали распространять отрывок из Исайи на Израиль.

Ко второй половине шестнадцатого века относятся также сочинения рабби Моше Ле Шейха (Ал-Шех), который был учеником Иосе-фа Каро, написавшего ШулханАрух.

Он также требовал, чтобы все еврейские истолкователи вернулись к более традиционному пониманию:

“Наши рабби, благословенной им памяти, в один голос принимали и утверждали, что пророк говорит о Царе Мессии.

Мы также должны придерживаться этого взгляда”.

Сочинения рабби Илии де Видаса относятся примерно к тому же времени.

Примерно в 1575 году он написал относительно Исайи 53:5 следующее:

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши, и смысл этих слов заключается в том, что, поскольку Мессия понес на Себе наши беззакония (за которые Он и был мучим), те, кто не признает, что Мессия таким образом страдает за наши беззакония, должны сами понести мучения и страдания за свои грехи.

Этот рабби также относит отрывок из Исайи к Мессии и утверждает, что Мессия испытает заместительные страдания, ибо Он пострадает за грехи народа.

Далее рабби говорит, что те, кто отказывается верить и принимать заместительную жертву за грехи, на которую пошел Мессия, обречены, согласно словам Исайи, сами страдать за собственные грехи.

Даже в семнадцатом веке высказывались мнения против истолкования Раши.

Например, рабби Нафтали бен Ашер Альтшулер (ок. 1650 года) писал:

“Я продолжу разъяснять эти строки, говорящие о нашем собственном Мессии, Который, если Богу будет угодно, вскоре грядет.

Я удивлен, что Раши и рабби Давид Кимхи не следуют таргумам и не применяют эти слова к Мессии”.

К девятнадцатому веку новый взгляд, предложенный Раши и подхваченный рабби Давидом Кимхи, одержал победу над старым раввинистическим взглядом на эту проблему.

Но победа не была полной, ибо все еще оставалось определенное противление такому подходу. Херц Хомбург (Корем, 1818 год) писал:

“Дело в том, что он относится к Царю Мессии, Который явится в последние дни, когда по благой воле Господа Израиль будет искуплен из среды других народов земли”.

Итак, видеть в Исайи 53 повествование о Мессии — отнюдь не чуждая евреям точка зрения. Фактически, если мы говорим о традиционном иудейском толковании, тогда это место будет соотноситься с пророчеством о Мессии.

Первым, кто высказал мнение, что у Исайи здесь говорится скорее об Израиле, чем о Мессии, был Шломо Ицхак, более известный как Раши (ок. 1040 — 1105).

За ним последовал Давид Кимхи (1160. — 1235).

Но их взгляды шли вразрез со всем традиционным раввинистическим учением тех дней и предыдущей тысячи лет.

Сегодня же взгляд Раши стал преобладающим в иудейском и раввинистическом богословии.

Но это не иудейский взгляд.

Он также не является традиционным иудейским взглядом.

Те, кто по времени стоит ближе к моменту написания пророчеств и кто имел меньше контактов с христианскими апологетами, видели в этом тексте указание на Мессию.

Исайя 52:13 — 53:12

Сам текст должен помочь нам определить, является Страдающий Раб конкретным Мессией или всем израильским народом.

Прежде чем обсуждать частные детали из текста, будет целесообразно привести весь отрывок из Исайи, а затем обобщить написанное в нем:

Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится.

Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих!

Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали.

Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?

Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит?

ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.

Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению;

когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.

На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.

Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.

Противоречие в Исаии 53 (часть 2)

Обобщенное содержание текста

В Исайи 52:13-15 говорит Бог.

Он призывает всех обратить внимание на Страдающего Раба.

Бог объявляет, что Его Раб будет действовать с мудростью и Его действия принесут Ему величие славы.

Далее Бог говорит, что Его Раб будет страдать и все цари мира в молчании обратят на Него внимание, когда поймут цель Его страданий.

Раб будет ужасно обезображен, но в конце спасет многих.
Так Бог привлек внимание людей к Своему Рабу, а затем, в Исайи 53:1-9, дают ответ люди.

В стихах 1-3 они исповедуют свое непризнание Раба в Его обличье и призвании.

В стихе 1 они говорят, как удивились тому, что услышали в предыдущих стихах.

В стихе 2 они замечают, что в то время, когда Раб был с ними, в Нем не было ничего особенного. Он был таким же ребенком и рос, как другие.

Он не выделялся по Своему характеру ничем, что могло бы привлечь к Нему людей.

Его внешность нельзя было назвать особенной.

Напротив, стих 3 утверждает обратное.

Он не привлек к Себе людей, но был презираем и отвергнут людьми в большинстве их.

Он был мужем скорбей и терпел страдания.

Его отвергли не только пассивно; отвержение было действенным, и люди делали все, чтобы избегать Его.
В стихах 4-6 люди признаются, что во время Его мучений они посчитали Его страдания наказанием Божьим за Его собственные грехи.

Но теперь, однако, они признают, что страдания Раба были искупительными:

Он пострадал за грехи народа, а не за собственные грехи.

Люди признают, что это они уклонились в сторону от путей Божьих; каждый из них совратился на путь свой, а наказание за грехи всех было возложено на Раба Бога.

Этот отрывок, таким образом, является исповеданием перемены отношения со стороны людей к Рабу Божьему тогда, когда они поняли природу Его страданий.

Суровое наказание, которое понес на Себе Раб, заставило людей сложить о Нем определенное мнение, поскольку Его страдания выделили Его как особую жертву гнева Божьего.

Теперь же они исповедуют иное мнение, что знаменует собой начало покаяния.

В стихе 4 те, кто ранее неверно понимал и презирал Раба из-за того унизительного состояния, в котором Он оказался, начали понимать все иначе.

Теперь они сознают, что Он понес заместительные страдания ради них и взял на Себя то, что в действительности следовало возложить на них.

Люди признают, что Его страдания были совершенно иного характера, нежели они представляли ранее.

Теперь они свидетельствуют против себя, сокрушаясь, что в своей слепоте не увидели посреднического и заместительного характера той глубокой агонии тела и души, которыми сопровождалось страдание.

Заблуждение, которое они исповедуют, состоит в том, что Его страдания они посчитали наказанием за Его собственные грехи.

В стихе 5 люди признаются, что заместительные страдания  в результате привели к примирению и духовному оздоровлению.

Этот стих более глубоко проникает в смысл страданий Раба Божьего, подчеркивая их связь с человеческими грехами.

Эта связь двоякая: наказание за наши грехи (страдания были наказанием за беззакония людей) и средство примирения (способ, которым людям возвращается их духовное здоровье).

Именно за грехи людей Он был мучим и страдал, а не за Свои собственные грехи.

В стихе 6 люди признают, что они настолько отдалились от Бога, что для их примирения с Богом возникла необходимость в страданиях, о которых шла речь в предыдущих стихах. Они уклонились от Божьего пути, и каждый в надменности сердца искал свой путь; но Бог все их прегрешения возложил на Своего Раба.

Так люди в раскаянии признают, что долгое время не узнавали Того, Кого Бог послал для их же блага, несмотря на то, что каждый из них уклонился от истинного пути в сторону, встав на путь собственной погибели.

В стихах 7-9, видимо, говорит сам пророк, описывая в подробностях страдания Раба Божьего, которые подвели Его к смерти.

В стихе 7 Раб в смирении предстает перед неправедным судом людей.

Он не говорит ни слова в собственную защиту.

Он молча страдает, так и не возроптав против той несправедливости, которая чинилась против Него.

В стихе 8 мы видим смерть Раба Бога.

После юридического суда и приговора Он был приведен на казнь.

Раб Божий был наказан за грехи народа, к которому принадлежал и сам пророк, и этот народ сам заслуживал такого суда и последовавшего за ним наказания.

Но, по-видимому, никто в этом событии не видел цели Божьей.

Ключом ко всему отрывку является стих 8: из него мы узнаем, что на суде был вынесен смертный приговор, который и был приведен в исполнение.

Этот стих ясно говорит, что Раб не заслуживал наказания. Те, за которых Он умирал, так и не поняли истинной причины Его смерти.

Но, как уже говорилось в стихах 4-6, они считали, что Он понес наказание за собственные грехи.
В стихе 9 описывается погребение Раба. Те, кто казнил Его, приготовили Ему вместе с остальными казненными общую могилу для преступников.

Они считали Его преступником, и Он был казнен как преступник.

Но Он все же будет погребен в гробнице богатого человека!

В этом есть истинно поэтическая справедливость, ибо в действительности Раб не сделал ничего плохого и в Его характере не было ничего плохого.

В стихах 10-12 мы видим результаты страданий и смерти Его.

Эти результаты в конечном счете обладают целительным эффектом.

В стихе 10 мы читаем, насколько Богу было угодно, чтобы Его Раб пострадал и умер. Это было то самое средство, через которое Бог хотел принести людям искупление.

Смерть Раба была жертвой, принесенной за грехи людей.

Те, кто уклонялся от пути Господня и грешил против Бога, теперь будут прощены благодаря смерти Раба, ибо Своей заместительной смертью Он несет людям искупление.

Бог наказал Раба вместо людей, и таким образом грехи людей были искуплены.

Далее в стихе говорится, что Раб увидит Свое потомство и что дни Его будут продлены.

Но как это может произойти, если Он умер?

Единственный путь, посредством которого это возможно, — путь Воскресения.

Поэтому воля Господня, говорится в заключение стиха, благоуспешно будет исполняться рукою Его.

Стих 11 объявляет, что Бог будет доволен работой Раба.

Он умрет заместительной смертью за грехи людей.

Вопрос в том, примет ли Бог такую замену.

Его ответ — да.

Ибо Бог увидит страдания и смерть Раба и Божье чувство справедливости будет удовлетворено.

А потому Бог может высказать следующее обетование,  согласно которому благодаря заместительным страданиям и смерти праведный Раб оправдает многих.

Оправдать человека — значит объявить его праведным.

Поэтому Раб, Который пострадал и умер, а теперь воскрес, сможет многих сделать праведными. Люди, которые были грешниками и не могли ничего делать, потому что были отдалены от Бога, будут в состоянии стать праведными благодаря Рабу.

В заключение стих сообщает нам, каким образом такое становится возможным: Раб понесет на Себе грехи людей.

Их грехи будут переведены на счет o Раба, и этот счет Раб оплачивает сполна собственной Кровью.

Так Бог объявляет, что Его праведный Раб многих оправдает, ибо Сам понесет на Себе их грехи.

Стих 12 сообщает, что Раб будет чрезвычайно щедро благословлен Богом — несравненно более всех.

И здесь же в стихе приводятся причины.

Прежде всего, Он добровольно и с готовностью пострадал и умер.

Во-вторых, Он проявил такое смирение, что позволил другим считать Себя грешником, страдающим и умирающим за собственные грехи.

А в-третьих, Он действительно “понес на Себе грех многих”.

Ибо многие оправданы и праведны только потому, что Он принял их грехи на Свой счет.

В четвертых и в последних, Раб становится Посредником и ходатайствует пред Богом за грешников.

Таково в основном содержание этого отрывка.

Если Раб есть Израиль, то людьми становятся язычники.

Если Раб есть Мессия, то людьми будет Израиль, то есть еврейский народ.

До Раши все иудейское богословие учило, что этот отрывок относится к Мессии. Со времен Раши иудейское богословие учит, что все это относится к Израилю.

Если отрывок рассматривать буквально и без мудрствований, то будет очевидно, что речь идет лишь об одном индивидууме.

Ключи к пониманию текста

Сам текст предлагает нам ряд подсказок, объясняющих, что именно здесь имеется в виду.

Сам по себе он ясно указывает: имеется в виду индивидуальный Мессия или коллективное тело Израиля.
Важным ключом к пониманию того, что подразумевается в этом отрывке, является постоянное использование местоимений.

Сохраняется противопоставление между местоимениями МЫ, НАС, НАШЕ и ОН, ЕГО. Местоимения МЫ, НАС и НАШЕ соотносятся с пророком Исайей и с народом, о котором он говорит.

Местоимения ОН, ЕГО должны относиться к Страдающему Рабу.

Исайя был евреем так же, как и народ, к которому он обращался.

Чтобы лучше разобраться в обсуждаемом вопросе, следует повторить некоторые стихи из взятого нами отрывка. Исайя 53:4-9:

Но ОН взял на Себя НАШИ немощи и понес НАШИ болезни; а МЫ думали, что ОН был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Но ОН изъязвлен был за грехи НАШИ и мучим за беззакония НАШИ; наказание мира НАШЕГО было на НЕМ, и ранами ЕГО МЫ исцелились.

Все МЫ блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на НЕГО грехи всех НАС.

ОН истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст СВОИХ; как овца, веден был ОН на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так ОН не отверзал уст СВОИХ. От уз и суда ОН был взят; но род ЕГО кто изъяснит? ибо ОН отторгнут от земли живых; за преступления народа МОЕГО претерпел казнь. ЕМУ назначали гроб со злодеями, но ОН погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах ЕГО.

Совершенно очевидным образом МЫ, НАС и НАШЕ относится к евреям.

Исайя и его народ были евреями.

Исайя говорит к народу израильскому, к евреям как к единому телу нации.

Он включает себя в единое тело народа Израиля.

Исайя представляет Страдающего Раба как принадлежащего к другой категории: ОН, ЕГО, ЕМУ. ОН является Тем, Кто страдает за НАС.

ОН есть Тот, на Кого Бог возложил НАШИ грехи.

ОН есть Тот, Кто готов умереть ради НАС за НАШИ грехи, чтобы МЫ могли получить спасение через НЕГО.

Постоянное и настойчивое повторение местоимений и их противопоставление отделяет Страдающего Раба от израильского народа, склоняя к тому, что Страдающий Раб и есть Сам Мессия.

Следующим ключом к пониманию является окончание стиха 8, где Израиль тоже исключается из категории Страдающего Раба.

Оно звучит так:

“Он отторгнут от земли живых; за преступления народа моего претерпел казнь”.

Когда пророк Исайя рассматривает смерть Страдающего Раба, он открывает ту истину, что эта смерть произошла ради “его народа”.

Кто является народом Исайи?

Никто не сомневается, что Исайя был евреем.

Таким образом, народом Исайи должны быть евреи; они также должны быть народом Израиля.

А если “мой народ” есть Израиль, они не могут быть одновременно Страдающим Рабом.

Отсюда следует, что под Страдающим Рабом должен подразумеваться Мессия.

Третий ключ к пониманию состоит в том, что во всем этом отрывке Страдающий Раб представлен в качестве единичной личности.

Нет никакого намека на аллегорию или на то, что Страдающий Раб должен символически относиться ко всему Израилю.

Все приписываемые характеристики относятся к индивидуальной личности.

В отрывке нет никакого олицетворения Израиля. Израиль четко отделен от Страдающего Раба. Мессия видится как будущая историческая личность, которая исполнит пророчества Исайи. Израиль же является тем народом, который будет участвовать в этом свершении.

Израиль здесь не олицетворяется — персонифицируется лишь образ будущей исторической личности.

Четвертый ключ — то, что Раб в отрывке страдает не по Своей вине (стихи 4-6, 86, 96).

Легко увидеть, насколько это оправдано в отношении Мессии и насколько это невозможно в отношении Израиля.

Моисей и пророки никогда не говорили Израилю: вы пострадаете, будучи невиновными; скорее, они предупреждали: вы пострадаете за свои грехи, если не покаетесь и не подчинитесь воле Божьей.

Бог наказывал Израиль множество раз различными способами, и всегда за грехи.

И вавилонское пленение, и рассеяние сегодняшнего дня, по предсказанию пророков, являются результатами неповиновения Израиля воле Божьей, явившей себя в откровении.

Израиль резко контрастирует со Страдающим Рабом, Который переносит мучения невинно.

Пятый ключ — то, что Страдающий Раб целеустремленно, добровольно и молча переносит Свои мучения (стих 7).

Он с готовностью идет на страдания, которые предстоят Ему, и не жалуется на несправедливое отношение к Себе.

Более того, по мере ужесточения страданий, ведущих Его на смерть, Он не издает ни звука.

В истории Израиля евреи подвергались гонениям, уводились в плен, изгонялись, они находятся в рассеянии до сего дня.

Но ни одно из страданий не постигло еврейский народ по его доброй воле.

Израиль обычно боролся, и наказания обрушивались Израилю на голову, когда он терпел поражения, но Израиль никогда не терпел поражение с готовностью принять его.

Мессия же должен был пострадать по Своему желанию. Более того, читая еврейскую историю, вряд ли можно сказать, что Израиль страдал молча.

Напротив, во время всех страданий Израиль всегда вопиял против бесчеловечности тех, кто являлся причиной его страданий.

Израиль произвел на свет длинные списки литературы, перечисляющей все его страдания и жалобы.

Лига защиты евреев позволяет использовать в борьбе против антисемитов методы насилия и выражает желание уничтожить врагов.

Это также не позволяет увидеть Израиль в образе Страдающего Раба и вновь указывает на Раба как образ Мессии.

Шестым ключом к пониманию этого отрывка является то, что Страдающий Раб проходит через искупительную и заместительную смерть (стихи 4-6, 8, 10, 12).

Он страдает ради других, так что им не приходится страдать за собственные грехи.

Нигде в Писаниях или еврейской истории мы не увидим Израиль страдающим ради язычников. Израиль часто страдал из за язычников, но никогда ради язычников.

Израиль страдает, но всегда страдает за собственные грехи.

Нет никакого замещения там, где речь идет об Израиле, — замещение есть только там, где есть Мессия.

Седьмой ключ — то, что страдания Его приносят оправдание и духовное исцеление тем, кто принимает их (стихи 56, 116).

Страдания Израиля никак не могли принести оправдание и духовное исцеление языческим народам.

После трех тысяч лет еврейских страданий вряд ли можно сказать, что язычники получили оправдание, — они все так же духовно больны, и это становится особенно очевидным, если принять во внимание участие языческих народов в истреблении евреев.

А страдания Мессии должны принести оправдание и духовное исцеление в жизнь евреев, о чем мы поговорим более подробно в последней главе.

Восьмой ключ — наиболее сильный аргумент.

Страдающий Раб умирает (стихи 8, 12).

Страдания Раба привели к смерти.

Этим начисто исключается возможность увидеть в этом отрывке персонификацию Израиля. Еврейский народ жив, процветает и никогда не подвергался полному уничтожению, несмотря на многочисленные попытки антисемитов на протяжении многих веков уничтожить его.

Это опять-таки приводит к выводу, что Страдающий Раб не может быть персонифицированным Израилем, — Он, скорее, отдельная личность, Мессия.

Что же касается народа израильского — он жив.
Девятый и последний ключ оказывается естественным следствием предыдущих: Страдающий Раб воскрес (стихи 10-11).

Тот, Кто умер за грехи, не остался мертвым, но воскрес и может ‘ видеть результаты Своих страданий в том, что Он принес оправдание и духовное исцеление многим людям.

Поскольку Израиль никогда не умирал, ему нет нужды воскресать.

Но если умирает человек, подобный Мессии, Бог определенно воскресит его к жизни.

Такова суть разногласий относительно Исайи 53.

Если прочитать эту главу так, как читают любую другую главу в любой другой книге Библии, нельзя будет не признать, что отдельная Личность, о Которой идет речь, страдает за грехи еврейского народа.

В течение многих веков такое понимание было единственным ” выводом, к которому приходил иудаизм: иудаисты называли Страдающего Раба Мессией, сыном Иосифа.

Позднее же раввинистическое истолкование, превратившее Страдающего Раба в олицетворение Израиля, ушло от истинного понимания этого отрывка.

Этот отрывок следует читать без предубеждений и видеть в нем то, что хотел сказать автор.

Не следует думать, что данной главой мы пытались внести свою лепту в развернувшуюся полемику, — мы лишь пытались раскрыть фактический смысл библейского текста.

И традиционный иудейский взгляд находится в принципиальной гармонии с незамысловатым библейским повествованием, когда видит в нем рассказ о страданиях Мессии за грехи Израиля.

Арнольд Фрутенбаум
источник

Комментарии

Вообще в статье куча не вяжущихся вещей. Может на человека, который не знаком с иудейскими комментариями Танха и традицией комментирования в текста в целом, Статья Фрухта и произведет впечатление.

Неизгладимое наверное.

Но толко в христианских сказках евреи бояться 53й главы Ишаяѓу

AlexJew February 23rd, 2009 в 5:41 pm

Алекс, но ведь то, что все приведенные авторитеты до Раши считали, что этот отрывок говорит о Машиахе — это факт.

Почему же вы не верите им, а верите Раши?

Что именно в тексте так убеждает вас отвергать мессианское толкование?

Mosheh February 23rd, 2009 в 7:40 pm

Моше, это очень обширная и непростая тема, можно ее, в рамках куцых комментов на блоге обсудить ее довольно сложно, но можно попытаться.

Начну пожалуй с того, что далеко не все, а именно “все приведенные” г-ном Фрухтенбаумом авторитеты толковали этот фрагмент о Машиахе.

На самом деле фрухтенбаум немного подтасовывает.

Данный отрывок толковался о Моше, о Йѓойахине, Ирмияѓу, о самом Исайе, о народе Израиля или только о части народа, (некоем идеальном израиле, в отличие от реального).

Спор идет и в отношении того, кому принадлежит первое лицо множественного числа в отрывке, да и что только не остается спорным.

Я могу обсудить (и с удовольствием это сделаю) проблемы, котрые возникают у меня с толкованием этой книги, но Фрухтенбаум очень уж любит опираться на Абарбанеля (не только в этой своей работе), поэтому, видимо имеет смысл сначала привести апгументы Абарбанеля:

Итак, христианские теологи толкуют это пророчество о Йешу hа-Ноцри, убитом в конце эпохи Второго Храма, и это о нем сказано: “возвысится и вознесется, и возвеличится весьма” (Йешаягу 52:13) в том смысле, как это толкуют наши мудрецы, благословенна их память: “возвысится над Авраhамом, вознесется над Моше и возвеличится над ангелами-служителями”, и это невозможно понять иначе, как о Первопричине, которая выше всех высоких, и это о нем сказано: “поражаемым, наказуемым Богом и уничиженным” (Йешаягу 53:4), то есть, что он, будучи Богом, был поражаем, наказуем и уничижен.

И так как он устранил наказание душ, страдавших из-за греха Адама, сказано про него: “Грехи их на себе понесет. Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем” (Йешаягу 53:11-12).

Все это они говорят весьма пространно в своих толкованиях. Но само это мнение заключает в себе, как об этом говорит разум, массу несуразностей.

Первая из них, что это мнение принуждает нас признать, что душа Адама была наказана за его грех, должна была спуститься в геенну и вечно там оставаться, а ведь об этом наказании в Писании не сказано ни слова ни в самой заповеди, ни в рассказе о проклятии и наказании.

А приводимая ими в подтверждение своих слов строка Писания:

“в день, в который ты вкусишь от него, СМЕРТЬЮ УМРЕШЬ” (Брэйшит 2:17), содержащая повторение слова “cмерть”, ничего не доказывает, ведь и Натан сказал Давиду в рассказе о Бат-Шеве: “родившийся у тебя сын СМЕРТЬЮ УМРЕТ” (Шмуэль II 12:14), и сказано: “На седьмой день дитя умерло” (Шмуэль II 12:18)

— но несомненно не был наказан ребенок пребыванием в геенне.

Так же и Авимелех сказал: “кто прикоснется к сему человеку и к жене его, СМЕРТЬЮ УМРЕТ” (Брэйшит 26:11)

— но не приговаривал этим к геенне, ведь не Бог он.

Но выражение “СМЕРТЬЮ УМРЕШЬ” (מות תמות) сходно с выражениями “поедом ешь” (אכול תאכל) (Брэйшит 2:16), “памятью помни” (זכור תזכור) (Дварим 7:18) и подобными этим, в которых встречается повторение.

Вторая несуразность cостоит в том, что даже если признать наказание души Адама за его грех, что именно содеяли потомки Адама, что и им полагается наказание пребывания в геенне, ведь они не согрешили?

И душа сына не понесет греха отца, ведь только телом человек является потомком своих отца и матери, но душу человека не породила душа его отца, как сказал пророк: “как душа отца, так и душа сына — Мои” (Йехезкель 18:4), и если согрешила душа Адама против Бога, а душа Авраама прилепилась к Нему и делала противоположное деяним Адама, как Божественная Справедливость признает их обеих виновными, “чтобы то же было с праведником, что с нечестивым” (Брэйшит 18:25)?

Ведь душа любого человека была произведена на свет чистой и непричастной греху!

Третья несуразность состоит в том, что даже если признать, что наказание Адама есть наказание его души и относится также к душам его потомков, разве, возжелай Господь очистить и простить этот грех, коротка рука бесконечно Могущего до такой степени, что Ему пришлось облечься плотью и принять страдания?!

Ведь “душа согрешающая — та умрет” (Йехезкель 18:4) и будет наказана, и несправедливо это, что Тот, против Кого согрешили, получит наказание, а не тот, кто согрешил.

И даже если они скажут на это, что Избранный сын человеческий должен получить наказание, чтобы искупить вину всего человечества, то скажем им, что коли так, то подобает, чтобы человек подобный одному из нас — пророк или мудрец — примет это наказание и эти страдания, а не Первопричина, да будет Он благословен.

И даже если признаем, что Он облекся плотью, все равно не стал Он человеком, как кто-либо из нас.

Да и само это воплощение есть вещь абсолютно невозможная.

Ведь Первопричина, благословен Он, есть Бесконечная Сила и нет возможности, чтобы такая Сила облеклась в плоть и пребывала в ограниченном сосуде, устранила наказание человеческих душ, о котором ничего не сказано в Писании, а телесные проклятия пребыли неизменными.

И много еще несуразностей есть в этом чуждом воззрении, как в совершенстве свидетельствовал об этом рабби Хисдай Крескас (ум. 1380, Испания) в своей полемической книге, которую написал на языке своей страны, и которая была переведена на наш язык .

И раз сама эта вещь невозможна, как можно толковать о ней слова пророка?

Кроме же всего сказанного, даже простой смысл Писания не допускает их толкования.

И это по нескольким причинам:

Первая — как возможно сказать про Бога “ישכיל” (Йешаягу 52:13)?

Ведь если имеется в виду разумение (от слова שכל — разум), то ведь Он вечно пребывал во всеведении согласно своей Божественной природе, и как можно предсказать Ему, что Он обретет разумение, будто сейчас

Он не разумеет, но наступит время, когда уразумеет?

Если же речь идет о преуспеянии, как в стихе:

“И Давид был во всех делах своих благоуспешен (משכיל)” (Шмуэль I 18:14),

то какое же именно преуспеяние было у Него: телесное или душевное?

Ведь нельзя сказать о Первопричине, что Он преуспел или не преуспел.

А по человеческой природе он и не преуспел вовсе, как это известно из его конца.

Вторая: сказанное здесь “раб мой” (52:13).

Как возможно, чтобы Господь вселенной назвал единосущного Cвоего, т.е Самого Себя, “раб мой”?

Ведь раб и господин — это понятия, существующие только в паре.

И не могут они сказать, что Бог назвал его “раб мой”, имея в виду его человеческую и телесную природу, ибо то преуспеяние, о котором говорится перед этими словами, а также возвышение, вознесение и возвеличивание, упомянутые после “раб мой” могут относиться только, в соответствии с их богословием, к его божественной природе, а значит и слова “раб мой”, стоящее посередине, с необходимостью сказаны в том же смысле.

А кроме того, все вещи называются по своему содержанию, и не называется человек человеком в силу обладания телом, но в силу наличия у него разумной души.

А потому, несмотря на то, что по их мнению Бог облекся в плоть, невозможно назвать Его рабом, поскольку название должно относится к конечному содержанию плоти.

И как уже сказал рабби Авраам ибн Эзра, невозможно сказать “уразумеет — ישכיל” про тело, ибо оно не разумеет даже при жизни.

Третья: сказанное здесь “возвысится и вознесется, и возвеличится весьма” (Йешаягу 52:13). Но не знаю я, в каком смысле можно отнести к нему эти глаголы в будущем времени.

К человеческой ли природе или к божественной?

Ведь по человеческой природе не было у него в этом мире никакого возвышения и величия, но были унижение и смерть, как и говорят христианские теологи, что об этом говорит пророк в данном пророчестве.

А о божественной природе также нельзя сказать “возвысится и вознесется, и возвеличится весьма”, ибо Бог, в силу своего божественного бытия, всегда пребывает в возвышении и вознесении, Превечный.

И невозможно сказать о Нем, что придет время, в которое Он снова возвысится и вознесется.

Четвертая: сказанное здесь “был обезображен паче всякого человека лик его, и вид его — паче сынов человеческих” (Йешаягу 52:14).

И сказанное далее: “Нет в нем ни вида, ни величия; и мы видели его, и не было в нем вида, который привлекал бы нас к нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни” (Йешаягу 53:2-3).

Все эти выражения указывают на то, что он по природе своей уродлив, мрачен, слаб здоровьем, худ сложением.

Но ведь из всего, что рассказывают про него, следует обратное, а именно, что он был красивым и здоровым молодым человеком.

И христианские теологи говорят, что он всегда и во всем находился в равновесии.

А если сказано это про его смерть, то ведь у любого человека изменяется вид лица в момент смерти, и никто не скажет из-за этого про умершего “был обезображен паче всякого человека лик его, и вид его — паче сынов человеческих” и “нет в нем ни вида, ни величия”, потому что такие вещи говорят про имеющих эти качества при жизни.

Да и выражение “муж скорбей и изведавший болезни” подразумевает обычные для него болезни и страдания, которые он постоянно терпел, но ничего подобного нет в рассказах о нем.

Пятая: сказанное здесь “но он взял на себя наши немощи и понес наши болезни” (Йешаягу 53:4).

Ведь невозможно истолковать это о находящихся в геенне за грех Адама душах праведников, которых он освободил от наказания и вызволил оттуда, потому что наказание души невозможно назвать болезнью, а тем более невозможно сказать, что он их “взял” и “понес”, ибо и по мнению христиан не возможно сказать о Боге, что он взял и понес наказания геенны.

Но простой смысл Писания указывает на то, что он взял на себя те страдания, от которых избавил других.

И потому сказано далее: “а мы ДУМАЛИ, что он был поражаем, наказуем и уничижен Богом” (там же) – ибо на самом деле ему не полагалось наказание и уничижение.

Если же христиане истолкуют это про его смерть и страдания, которым он подвергся, то трудно будет понять слова “наши немощи и наши болезни”, потому что смерть, которую иудеи причинили ему, не была “немощами и болезнями”, а тем более сказанное “и ранами его мы исцелились” (Йешаягу 53:5) говорит о том, что у других были эти же страдания и он взял их на себя и понес и тем самым излечил других.

Шестая: как могут христиане говорить, что стихи этого пророчества говорят о Йешу hа-Ноцри, и это о его смерти сказано “ибо он отторгнут от земли живых” (Йешаягу 53:8)?

Ведь Писание говорит: “за преступления народа Моего ПРЕТЕРПЕЛИ ОНИ (”НАГА ЛАМО” — נגע למו) казнь”!

А слово “ЛАМО” (למו) — cлово во МНОЖЕСТВЕННОМ числе!

И это означает, что глава эта говорит о МНОГИХ, а не об одном.

И если бы это было иначе, то Писание должно было сказать: “ПРЕТЕРПЕЛ ОН (”НАГА ЛО” — נגע לו)”.

И должно тебе знать, что христианские переписчики, избегая этого вопроса, ПОДМЕНИЛИ слово “ЛАМО” словом “ЛО” и это не соответствует истине.

Седьмая: сказанное здесь “ему дали гроб со злодеями, он в смерти своей у богатого” (Йешаягу 53:9).

Христиане истолковали это о Йешу hа-Ноцри, которому была причинена смерть “злодеями”, т.е. Израилем, но по их словам Писание должно было сказать: “ему дали СМЕРТЬ от злодеев”, а не ГРОБ, ведь, по их рассказам, ему не содеяли ничего плохого в погребении, но в смерти.

И смысл сказанного “в смерти своей у богатого” не ясен при таком толковании.

Восьмая: сказанное здесь «Но Господу УГОДНО БЫЛО поразить его, и Он предал его мучению; когда же душа его принесет жертву ПОВИННУЮ…» (Йешаягу 53:10).

Ведь если, как говорят христиане, он был Богом и хотел принять те страдания, чтобы избавить души праведных от пребывания в геенне, как могло Писание сказать: «Но Господу УГОДНО БЫЛО поразить его, и Он предал его мучению»

— будто бы Бог, благословен Он, просто возжелал причинить ему страдания?

Ведь только то, чему нет конкретной причины следует относить к простой воле, а не то, что делается с определенной целью.

А тем более сказанное «когда же душа его принесет жертву ПОВИННУЮ» — разве вина может быть отнесена к Абсолютному Божеству?

Девятая: сказанное здесь “он узрит семя, будет долгодневен, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою его” (Йешаягу 53:10).

Ведь cогласно рассказам о нем, он умер, будучи молодым человеком, и не видел семени — сына или дочери.

Если же христиане толкуют “узрит потомство” про его последователей, то они не называются “cеменем” нигде в Писании.

И все равно такое толкование будет неверным, ибо слово “узрит” означает в самом деле “узрит при жизни своей и в дни свои семя свое и детей своих детей”.

Если же это относится к его божественной природе, то известно, что он зрит и видит прошлое и будущее, как же можно сказать о нем, что он “УЗРИТ семя”?

Разве это зрение станет какой-то новостью для него?

Также и сказанное “будет долгодневен” непонятно: коли он умер, будучи 32-х лет от роду, где же тут долгие дни?

Также и сказанное “и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою его” без сомнения относится к тому, чья воля исполняется другим, а не им самим же.

Десятая: сказанное здесь “посему Я дам ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу” (Йешаягу 53:12).

Если христиане толкуют “дам ему часть между великими” в том смысле, что великие народы приняли его веру и закон, то как они истолкуют “с сильными будет делить добычу”?

Разве тот человек вел войны и захватывал добычу?

Вот, из десяти мест этого Писания и других мест выяснилось, что согласно с простым смыслом стихов, разумом честным и рассуждением верным невозможно истолковать сие пророчество как это делают христиане, и это первая сторона толкования.

Обсудим?

AlexJew |

А я писал в другом месте:

Раб, о котором Исаия говорит:

“Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем” (Ис.53:12)

— это тот же самый раб, о котором он ранее говорит:

“Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится” (Ис.52:13), это — тот же самый страдалец, о котором пророк еще ранее говорит:

“Итак выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина. Так говорит Господь твой, Господь и Бог твой, отмщающий за Свой народ: вот, Я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их, и подам ее в руки мучителям твоим, которые говорили тебе: “пади ниц, чтобы нам пройти по тебе”; и ты хребет твой делал как бы землею и улицею для проходящих” (Ис.51:21-23) и о котором еще ранее:

“и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь” (Ис.49:3).

Из ахават исраэль -приведу стертый с сайта маранафа пост:

Следующие стихи во Второисаии 42:1-4, 49:1-6, 50:4-6, 52:13-53:12
исследователи Ветхого Завета называют песнями (страдающего) слуги.

В них описываются страдания народа Израилева в изгнании.

О том, что речь идет об Израиле явствует, хотя бы, из 49:3

“и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь”.
Некоторые специалисты полагают, что в 52:13-53:12 может говориться о страданиях пророка, отвергнутого своим народом, но опять же, мнение о том,что речь идет об Израиле, превалирует.
Точка зрения, что автор пророчествует об Иисусе Христе, исследователями Ветхого Завета НЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ.

Эта точка зрения превалирует лишь в апологетической и духовно-назидательной литературе, рассчитанной на неспециалистов и имеющей другое, по сравнению со специальной литературой,назначение.
Против того, что речь в 52:13-53:12 идет об Иисусе Христе говорит, например,53:12 : “Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу”.

Здесь возникает вопрос, кто эти великие, почему Иисус (если речь идет о Нем) получит только часть, кто такие сильные, с кем Он будет делить добычу?

Вот часть диалогов которые сохранились:

Вопрос:
поскольку вы являетесь, насколько я поняла, неверующим человеком,то я не совсем понимаю, откуда вы знаете, чему учат доктора богословия.

Ответ:
Я верующий человек. Символ веры моей конфессии не требует считать Ис 53 пророчеством о Христе

Вопрос:
Еще никогда я не слышала, чтобы текст Исаии 53гл. толковали как-то иначе, потому что там совершенно однозначно говорится о Христе

Ответ:

Вы, насколько я понял, в семинарии не учились. Субъектами ветхозаветных пророчеств, обычно, были известные всем личности, цари, города, народы.

Никто не пророчествовал о неизвестных личностях.

Пророчествовали о тех, кого все знали.

Разве Исаия обозначил, что он пророчествует об Иисусе или о Мессии?

Между тем, в предыдущих главах пророк говорит о Иерусалиме, Сионе и страданиях народа Израилева.

Вопрос:

5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились 6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый
на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас”.

Чьими ранами мы исцелились и на кого еще были возложены грехи мира нашего?

9 Ему назначали гроб со злодеями, но , ( …не нуждается в комментариях…) потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его”.

Это Иерусалим-то и Иудея не сделали греха???

Ответ:

Вы разве лишившаяся всего иудейка в изгнании, что имеете право осуждать Иерусалим и Иудею? Нет, Вы — христианка двадцать первого века, и судите Вы соответственно.

Пророк плачет об иудеях, Иерусалиме и Иудее.

В таких случаях не принято перечислять грехи.
Еврейский текст гласит не “Он погребен у богатого”, а “С богатым он в своей смерти”.

Кто этот похороненный богатый, с которым похоронен Иисус (если речь идет о Нем)?
Опять же, кто такие великие и сильные, с которыми Иисус (если речь идет) будет делить добычу (53:12)?

Вопрос:

Да и каждый стих этой главы исполнился в Иисусе Христе.

Ответ:
Согласен, сходство большое.

Именно поэтому имеет место оправданное использование в духовно-назидательной литературе.

AlexJew

Исайя 53Первоисточники

Зохар «Вайикахель» том 2. стр. 212.

Достоин удел праведников в этом мире и в будущем.

Души, которые в Ган Эдене, нижнем, путешествуют каждое новомесячье и субботу и поднимаются в место, называемое «Стены Иерусалима» .

А потому путешествуют и смотрят на тех болящих и страждущих и тех кто претерпел за единство Господина, и говорят «Машиах».

И когда рассказывают Машиаху страдания Израиля в изгнании, и о тех злодеях, что не ищут познания Господина, (Машиах) возвышает голос свой и плачет.

Это то о чем сказано: (Ис. 53:5) «он изранен преступлениями нашими, сокрушен грехами нашими».

Возвращаются эти души (из нижнего Ган Эдена), на свое место.

В Ган Эдене есть храм, называемый «храм бней холим» — храм сынов больных.

И Машиах входит в этот храм и призывает: «все болезни, все боли, все страдания Израиля да придут».

И все они приходят на него.

И если бы не облегчал он Израиль и не брал на себя, не было бы возможности терпеть человеку, страдания Израиля, за наказания Торы.

Как сказано: (Ис. 53:4) «Но болезни наши переносил он». И это «пастырь верный»

Зохар. Глава «Вайишев» том 1 стр. 181-182.

Начал и сказал: «Вот, преуспевать будет раб Мой» и далее (Ис. 52:13), часть праведников удостоилась (того) что Святой Благословен Он, открыл им пути Торы, чтобы ходил по ним.

Иди и смотри: этот стих – он тайна вышняя. «вот преуспевать будет раб мой» и восставят его.

Но иди и смотри: когда Святой, Благословен Он, сотворил мир, сотворил луну и приуменьшил свет ее, ибо у нее, нет ничего от нее самой.

Так как приуменьшила себя, и свет ее только от солнца, но с яркостью светил вышних. И, когда существовал Храм, народ Израиля, старался в жертвах и всесожжениях, которые приносили Священники и Левиты, А израильтяне, посредством благословений, продолжали свет этот.

После разрушения Храма, затемнился свет и луна не светила от солнца, ибо солнце пропало от нее, и не светило больше.

И не было дня, в котором не правили бы проклятья, беды и страдания.

А о том времени.

Когда пришло время луны светить, что сказано?

-Вот, преуспевать будет раб Мой.

Это тайна веры.

Вот будет преуспевать раб Мой. Который пробуждается, пробуждением горним, подобно тому кто, почуяв запах, пробуждается посмотреть.

«Поднимется» — вышним светом, над всеми светилами.

«Поднимется» (ירום), как сказано (Ис 30:18) : «удерживается (ירום) , жалея вас».

«Вознесется» — со стороны Авраама.

«Возвысится» — со стороны Ицхака.

«Весьма» — со стороны Яакова.

И, несмотря на то, что восставили его (Авраам, Ицхак и Яаков) все едино в тайне мудрости.

И в этот момент Святой, Благословен Он, дал пробуждение силой своей, чтобы светила луна, как написано (Ис. 30:26) «И будет свет луны, как свет солнца, и свет солнца», потому как добавлен к ней Дух горний.

И тогда пробудились все те мертвые, которые в прахе и это «раб Мой», тайна в том, что ключи Господина в руках его (раба), как написано (Быт 24:2) «рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него».

И это луна, как сказано «Метатрон – раб, посланник своего Господина».

И эти мертвые званы пробудиться первыми, как мы сказали, а после того, как эти встанут, все остальные из других стран встанут обновленные, и обновится мир как прежде.

И об этом сказано (Пс. 104:31) «веселится Господь о делах Своих!».

И вот поэтому написано: «Вот, преуспевать будет раб Мой» — в возвращении каждой души на ее место.

«Возвысится и вознесется, и будет весьма велик» — по всем горним уровням, как сказано (Ис 52:14) «Как многие изумлялись, (глядя) на тебя» иди и смотри.

Что сказано?

Когда был разрушен Храм, и Шехина была изгнана в чужие земли – что сказано?

– (Ис 33:7) «Вот сильные их кричат на улицах, вестники мира горько плачут».

Все оплакивали это, и у всех была причина для слез.

Но это о Шехине, которая в изгнании.

И подобно тому как она изменилась, и Муж ее не светил светом Своим.

Как написано: (Ис. 13:10) «солнце померкнет при восходе своем».

И об этом написано: (Ис 52:14) «и вид Его паче сынов человеческих!».

Это раб, вид которого изменился и не такой как был.

«И паче» — как написано (Ис 50:3) «Я одеваю небеса мраком, и даю им в покров власяницу».

Ибо со дня разрушения Храма не освещались небеса светом.

Комментарии:

Кирилл Гиляров

(2007)

Глава 53 книги Пророка Йешаягу — одно из наиболее сложных мессианских пророчеств. Существуют две полярных точки зрения:

1. Данная глава повествует о страдающем Народе Исраэля.

2. Эта глава повествует о Йешуа из Назарета.

Первая точка зрения — иудейская, вторая — христианская.

Какая же из них является верной, и возможен ли компромисс между ними?

Давайте рассмотрим текст главы непредвзято.

Описание страдающего Раба Г-спода ясно указывает на то, что речь идет не о народе, а об отдельном человеке из народа. “За греховность народа моего — поражение ему” (53,8).

Более внимательное прочтение текста данной главы позволяет сделать вывод о том, что речь здесь идет о двух людях: о Страдающем Праведнике, и об Оправдывающем Страдающего Праведника Рабе Г-спода.

“Мудростью своей оправдал Праведника Раб Мой перед многими, и грехи их он нес” (53,11). Образ этих двух персонажей появляется еще в гл. 50, а в гл. 53 он получает окончательное раскрытие.

“Г-сподь Б-г открыл мне ухо, и я не воспротивился, назад не отступил.

Спину свою я отдал побивающим и щеки свои — вырывающим волосы, лица своего не закрывал от поругания и оплевания.

И Г-сподь Б-г помогает мне, поэтому что не стыжусь я, поэтому сделал лицо свое, как кремень, и знаю, что не буду посрамлен.

Близок ОПРАВДЫВАЮЩИЙ меня” (50, 5-8).

По моему глубокому убеждению, речь здесь идет о двух Машиахах: Машиахе Бен-Йосефе и Машиахе Бен-Давиде.

В в связи с этим возникает вопрос: можно ли считать, что Йешуа (Йешу)- Машиах Бен-Йосеф? Для этого необходимо сначала понять, что представляет собой Машиах Бен-Йосеф.

Означает ли приставка “Бен-Йосеф” намек на его кровное происхождение от Йосефа, либо речь идет о духовном соответствии этого Машиаха с Йосефом.

Лично я придерживаюсь второго мнения.

Оно исходит из того, что Машиахом может быть лишь человек из рода царя Давида.

Поэтому под “Бен-Йосеф” следует понимать то, что этот Машиах будет обладать как и Йосеф пророческим даром и через него благотворно влиять на мир неевреев, став для них советником подобно Йосефу для египтян.

Приставка “Бен-Йосеф” может указывать также на происхождение этого Машиаха от потомоков Давида, правивших Израильским Царством, где проживали потомки Йосефа или указывать на Израильское Царство как на его местожительство.

Существуют такие термины, как “Машиах хазекат” и “Машиах вадай”, т. е. Потенциальный Машиах и Машиах Наверняка.

Согласно Рамбаму, если среди евреев восстанет человек царского рода, который будет изучать Тору, как и его праотец Давид, и будет наставлять народ следовать ее заповедям и будет всети войны с врагами Исраэля и преуспеет, то можно его считать Машиахом.

Если же он построит Храм на его месте и соберет изгнанников Исраэля, то можно считать его Машиахом без сомнения.

По моему убеждению, “Машиах хазекат” — Машиах бен-Йосеф, а “Машиах вадай” — Машиах бен-Давид.

Соответствовал ли Йешуа признакам “Машиаха хазекат”?

С точки зрения традиционного ортодоксального иудаизма, нет.

Но, если попробовать посмотреть на личность Йешуа (Йешу) непредвзято, без эмоций, то мы увидим иудейского рабби, претендующего на царский трон Иудеи, ставшего жертвой предательства одного из соратников и приговоренного к смертной казни через распятие римской оккупационной администрацией в лице префекта Понтия Пилата.

Объективный анализ имеющихся письменных свидетельств о проповедях Йешуа позволяют утверждать, что его учение представляло собой один из вариантов фарисейского направления иудаизма с элементами учения ессеев.

И все его споры с фарисеями не выходили за рамки существовавшего тогда иудаизма. Единственной причиной по которой многие евреи не признали Йешуа Машиахом была его казнь на кресте и неверие в его воскресение.

“Если ты Царь Исраэля, возьми и сойди с креста, и мы поверим тебе!” — кричали в толпе.

Но, поскольку Йешуа остался на кресте, был официально признан умершим, похоронен в гробнице, многие из тех, кто надеялись на него, были разочарованы.

Свидетельства же учеников о его воскресении были для этих людей явно не достаточны для того, чтобы поверить им.

В дальнейшем, вера в возвращение Йешуа претерпела ряд изменений, и превратилась в новую религию с элементами языческих верований.

Однако нас интересует не то, что стало с машихистами Йешуа, а то, соответствует ли он фигуре Машиаха Бен-Йосеф.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратить внимание на время, в которое ему приходилось действовать.

Это была эпоха, поколение которой было больны грехом беспричинной вражды друг к другу. “Все мы как овцы блуждали, каждый повернул на дорогу свою” (53,6).

Приди “Машиах хазекат” в тот период, кем бы он ни был, он не встретил бы понимания и поддержки.

За грех беспричинной вражды Всевышний позволил римлянам разрушить город Йерушалаим и Храм, и рассеять евреев по всей Империи, чтобы научить их беспричинной любви, ибо, как говорил Рав Авраам Ицхак Кук, “беспричинную ненависть можно искупить лишь беспричинной Любовью”.

Но “беспричинная Любовь” и была основой учения Йешуа!

Именно эту Любовь непонимали до конца как многие из его современников, так и большинство тех, кто теперь называет себя христианами!

Считается, что судьба Машиаха аналогична судьбе всего народа и судьбе Храма.

Храм был разрушен, народ частично уничтожен, частично рассеян.

Следовательно, если потенциальный Машиах приходил около 2000 лет назад, то он должен был разделить участь своего поколения.

“Из заключения и от наказания взят он был, и кто расскажет о (случившемся) с поколением его, ибо отрезан он был от земли живых, за греховность народа моего — поражение ему” (53,8).

Если исходить из постулата о том, что Йешуа был человеком, происходившем из рода царя Давида, учившем народ Торе, исцелявшем больных, пророчествующим, то он соответствует признакам Машиаха Бен-Йосеф, “Машиаха хазекат”.

Тем более, что его имя (Йешуа, Йегошуа) соотвтетствовало имени преемника Моше,вождя народа Йегошуа Бин-нуна, происходившего от Йосефа, а имя отца Йешуа тоже было Йосеф!

Стоит вспомнить и о том, что большую часть своей жизни Йешуа провел в Галилее, относящейся к Северному, Израильскому Царству, где обитали потомки Йосефа.

Это был Машиах, пришедший “не вовремя”, в том смысле, что его поколение не было готово к осуществлению мессианских пророчеств об Освобождении всей их полноте.

Но Машиах всегда приходит ВОВРЕМЯ, тогда, когда его посылает Г-сподь, независимо от того, готово ли поколение, к которому ему довлеось принадлежать!

Если бы поколение Йешуа было бы готово принять Машиаха, то его раскрытие прошло бы одномоментно.

И не было бы необходимости в приходе ДРУГОГО Машиаха, Машиаха Бен-Давида.

Но так как Йешуа не смог раскрыться как ПРАВЯЩИЙ Царь всего народа Исраэля, понадобился приход ДРУГОГО Машиаха, Машиаха Бен-Давида, в миссиию которого, в частности, входит ОПРАВДАНИЕ Йешуа, объяснение цели его миссии, очищение его образа как от языческих наслоений, так и от негативных оценок, свойственных ортодоксальной иудейской традиции. Иными словами, чтобы ЙЕШУ превратился в ЙЕШУА, в ЙЕГОШУА.

“Отрезание” Йешуа и разрушение Храма заложило фундамент для появление на свет “Менахема” (Утешителя), которому суждено построить Храм заново, и о котором говорится в Агаде. Любопытно, что сам Йешуа, судя по словам Евангелия от Иоанна свидетельствовал о Машиахе Бен-Давиде:

“И я умолю Отца, и даст вам ДРУГОГО Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины…” (Иоанн, 14, 16-17).

Традиционное христианство считает, что речь здесь идет исключительно о Духе, однако описание этого Утешителя (Менахема) говорит за то, что речь идет о человеке, а сам образ ДУХА является аллегорией подобно выражению “глас вопиющего”:

“И он, придя, обличит мир о грехе и о правде, и о суде.

О грехе, что не веруют в меня, о правде, что я иду к Отцу моему, и уже не увидите меня, о суде же, что князь мира сего осужден.

Еще много имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить.

Когда же придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину, ибо не от себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам” (Иоанн, 16,8-13).

Итак, Раб Б-жий, Оправдывающий Праведника у Йешаягу и Утешитель (Менахем)у Иоанна Евангелиста — одно и то же лицо — Машиах Бен-Давид!

Кто же он?

Однозначно, что не Любавический Ребе!

Пока можно лишь сказать каким он должен быть в соответствии с пророчеством Йешаягу:

“И сказал Он: “Мало того, что ты будешь рабом Мне для восстановления колен Йаакова и для возвращения сохранившихся из Исраэля, но сделаю тебя светом для народов, чтобы простерлось спасение Мое до концов земли.

Так сказал Г-сподь, избавитель Исраэля ПРЕЗИРАЕМОМУ ЛЮДЬМИ, НЕНАВИДИМОМУ НАРОДОМ, РАБУ ВЛАСТЕЛИНОВ: цари увидят и встанут, князья (увидят) и поклонятся ради Г-спода, который верен, Святого Исраэлева, который избрал тебя”. (Йешаягу, 49, 6-7).

Итак, Машиах Бен-Давид сначала будет ненавидим и презираем.

Не об этом ли пророчествовал Рав Кадури, говоря о том, что многие люди будут говорить о Машиахе с удивлением:

“Неужели этот — Машиах?”

Будет ли Машиах Бен-Давид будет реинкарнацией Машиаха бен-Йосефа мы оставим за скобками данного комментария, ибо это тема для отдельного разговора.
Вышесказанное не означает призыва к евреям переходить в христианство.

Евреи должны жить по заповедям, данным Всевышним в Торе, а не по уставам той или иной конфессии.

Не является вышеприведенная концепция и исламом, ибо несмотря на то, что в исламе Пророк Иса (Йешуа) почитается не как бог или богочеловек, а как один из пророков, ислам представляет собой отход от магистрального пути или, столбовой дороги (постулат о первенстве Ицхака и неотменимости избранничества евреев).

И это не новая религия, ибо в таком случае и ХаБаД с его верой в мессианство Ребе тоже необходимо рассматривать как новую религию.

Данная концепция представляет собой полноценный мессианский иудаизм, иудаизм будущей эпохи Машиаха!

Источник: http://old.myzion.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=150&Itemid=25

Метки: