Перейти к содержимому

Недельная глава Ве-зот ха-Браха. 2018 г.

Недельная глава Безот hа Браха

(Благословение)

(Втор. 33-34

И так, мы подошли к концу очередного цикла разбора Торы, и со следующей субботы, начнем её новый цикл.

И это будет повторяться до тех пор, пока Господь Бог, дает нам дыхание жизни.

По той простой причине, что Тора является основой Божьего Учения.

Все последующие книги и разделы Писания, как ТаНаХа, так и книг Нового Завета — не что иное, как комментарии к ним, вызванные тем или иным событием в жизни Израиля.

Поэтому, их трактовка, не должна противоречить прямому тексту Торы.

Если же возникают какие либо «противоречия», то их следы надо искать не в Торе, а либо в нашем понимании тех или иных мест Писания, либо в том богословии, которое мы приняли в процессе познания Божьей науки.

Но ни как не в Торе.

Это надо принять, как аксиому, поскольку от этого зависит насколько правильный путь следованию Бога, мы выбрали.

Вот зачем, мы с таким постоянством исследуем Тору, чтобы через более глубокое понимание Его воли, мы могли шаг за шагом приближаться к полноте исполнения Его Слова, в нашей жизни, и тем самым, исполнить вот это:

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт.1:26,27)

Но более подробно, это место, мы еще обсудим, но в следующую субботу, а пока, давайте завершим этот цикл.

Ну а теперь, давайте перейдем непосредственно к недельной главе.

И как говорилось, сегодня нам осталось рассмотреть последнюю главу из годового цикла чтения Торы.

Называется она  Безот  hа Браха, что значит «Вот благословения». 

Какие же наставления находятся в последних словах Торы?

Эта глава делится на несколько смысловых частей, а  именно:

— Благословение сынов Израилевых.
— Смерть Моше.
— Вхождение во власть, преемника Моше.

А начинается последняя недельная глава Пятикнижия словами:

1 Вот благословение, которым Моше, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею. (Втор.33:1)

Моше завершая свою жизнь, благословив еврейский народ.

Не напоминает ли это нам, последние моменты жизни, праотца Израиля — Яакова, когда он благословлял своих сыновей.

Там, тоже было благословение, с назиданием, как им жить далее:

1 И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; 2 сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего. (Быт.49:1,2)

Так и здесь:

1 Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею. (Втор.33:1)

Не правда ли — схожая параллель?

И тот, и другой, уходя из жизни, благословляют плод деятельности своей жизни.

И так, Моше завершая свой жизненный путь, благословляет еврейский народ.

Каждому из колен Моше дал особое благословение, предсказав их будущее, подчеркнув их заслуги и попросив Творца о прощении совершенных ими грехов.

Чтобы благословение имело силу, его надо было обосновать пред Богом.

И как защитник, доказывающий, на каком основании он взялся защищать своего клиента, так и Моше доказывает, что евреи законно заслужили благословение:

3 Истинно Он любит народ [Свой]; все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим.  4 Закон дал нам Моше, наследие обществу Иакова.  5 И он был царь Израиля, когда собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми. (Втор.33:3-5)

Обосновав право евреев, и свое, на благословение, Моше благословляет колена Израиля.

Он начинает с колена первого сына нашего праотца Яакова:

А завершает, общим для всего народа благословением

29 Блажен ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ, спасаемый Господом, щитом-хранителем твоим? Он же меч славы твоей; и раболепствовать будут пред тобою враги твои, а ты будешь попирать высоты их. (Втор.33:29)

Как уже говорилось, благословения Моше перекликаются с теми, которые дал своим сыновьям праотец Яаков.

Со времени благословения, произнесенного Яаковом, прошло двести сорок лет.

Кстати, выражение «человек Божий», Писание не раз использовало, по отношению к пророкам Божьим.

Поэтому, исходя из этого, мы можем констатировать, что кроме того, что Моше был лидером Израиля, на всем протяжении их путешествия по пустыне, он был к тому же и пророком.

И его назидание, есть ничто другое, как пророчество.

И пророчество начинается с самих первых строк:

2 Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона. 3 Истинно Он любит народ [Свой]; все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим. 4 Закон дал нам Моше, наследие обществу Яакова. 5 И он был царь Израиля, когда собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми. (Втор.33:2-5)

Благословение Моше можно назвать одним из величайших пророчеств Торы

И вот благословение, которым благословил Моше, человек Божий, сынов Израиля перед смертью своею. И сказал: Господь от Синая пришел и воссиял им от Сеира, явился от горы Паран и пришел из среды десятков тысяч святых (Втор.33:1-2)

И в то же время, одно из самых сложных в понимании, поскольку на это место, написано масса всякого рода мистических комментарий.

Но как всегда, прямой текст, можно познавать, если просто быть более внимательным.

Поэтому, есть смысл, более подробно остановиться на этом отрывке.

И так:«… Господь от Синая пришел …» — это так сказать, самый простой отрывок, в этой фразе, поскольку все знают, что на горе Синай был заключен Вечный Завет, между Богом и Израилем, о совместной работе, по переустройству мира (Исход 20).

Далее «… и воссиял им от Сеира …» — это земля, в которой, в свое время поселился Эсав.

Почему «воссиял» — потому, что за грех разведчиков, евреи сорок лет, ходили вокруг этой горы, а Господь их в это время, перевоспитывал.

И в большинстве своем, те, кто должен был умереть, умерли именно здесь.

Кроме этого, на одной из этих гор, точнее на горе Ор, был похоронен Аарон.

«… явился от горы Фаран …» — Фаран пустая и гористая страна, вмещающая в себе пустыни Кадис и Синь.

Еще это место известно тем, что в нем поселился Ишмаэль:«И он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли египетской».

Своим однообразием и голым печальным видом эта пустыня, даже доселе наводит ужас на всех путешественников.

«Во все стороны тянется на неизмеримое пространство только страшная пустыня, в которой глаз не встретит никакого дерева, никакого кустарника, никакой былинки, одни лишь белые, меловые горы, подобно сверканию молнии из мрачных громовых туч, просвечивают кое-где среди этих пустых и мрачных пустынь и гор» — так описывают эту пустыню путешественники.

И из этой земли, Моше посылал соглядатаев, исследовать Землю Обетования.

Ну а результат, этого сорокадневного исследования, мы уже знаем.

Есть еще один комментарий на это место, и заключается он в следующем.
Единый из Синая пришёл, и сияние его — из Сэира; появилось оно из гор Парана, а пришло — из плодородных земель Кадеша (Втор.33,2).

Под Сэиром и Параном надо понимать жителей этих мест — потомков Эсава и Ишмаэля.

А земля Кадеш, намекает на Мидйанитян.

А что же это за «приход сияния»?

Моше снова напоминает евреям, что завет, заключенный с Авраамом, мог распространяться на всех его потомков; что роды Ишмаэля и Мидиана, сыновей Авраама от Агарь, род Эсава, сына Ицхака, могли тоже стать Народом Выбора — если бы они сделали выбор, когда Единый предлагал этим народам такой же союз, как с Израилем.

Также можно предполагать, что Итро мог повести за собой Мидьанитян, если бы они были готовы пересмотреть свой путь.

А также, если бы пророк Валаам сделал свой выбор иначе, он вместе с Итро могли бы стать мидьанскими Моше и Аароном…
Да действительно, часть мидьанитян, последовавшие за Итро, и слились с Израилем.

Но большая их часть, стала противостоять Израилю.

И так, каждому из колен Моше дал особое благословение, предсказав их будущее, подчеркнув их заслуги и попросив Творца о прощении совершенных ими грехов.

И согласно традиции, начал с первенца:

6 Да живет Рувим и да не умирает, и да [не] будет малочислен!  (Втор.33:6)

Да, Моше прекрасно помнил слова Яакова, касательно его старшего сына.

Но перворожденный, есть перворожденный, и с него надо начинать благословения, поскольку он не отвержен, и не подпал под проклятие.

А вот далее — узловое благословение, которое в будущем коснется всего человечества:

7 Но об Иуде сказал сие: услыши, Господи, глас Иуды и приведи его к народу его; руками своими да защитит он себя, и Ты будь помощником против врагов его.  (Втор.33:7)

В полноте, это пророчество в точности исполнилось в Иешуа Мессии.

Именно из колена Иуды вышел благословенный царь Израилев — Давид, праотец Мессия Иешуа, который пришел «спасти народ Его от грехов их».

Ведь именно Давиду, Господь Бог дал обетования, что только из его рода, будут избираться цари Израилевы.

В том числе и благословенный Царь Израилев, о котором сказано выше:«спасти народ Его от грехов их».

И особое благословение на колено Левия:

8 И о Левии сказал: туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем, которого Ты искусил в Массе, с которым Ты препирался при водах Меривы, 9 который говорит об отце своем и матери своей: «я на них не смотрю», и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, [левиты], слова Твои хранят и завет Твой соблюдают, 10 учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой; 11 благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи, порази чресла восстающих на него и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять.   (Втор.33:8-11)

И не случайно.

Царство Бога, не придет в этот мир, пока не будет исправлено сердце человека.

Как об этом сказано, в Иеремии:

31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.  (Иер.31:31-34)

Это главное условие, для того, чтобы Царство Бога пришло на землю.

И в свой  первых приход, Машиах уже начал эту работу.

А сегодня, эту работу продолжают те, кто принял Его как Машиаха, и следует Его путем

Стоит, наверное, еще раз подтвердить, что принадлежность к обетованию Израиля, определяется в первую очередь духовной позицией, а не по крови.

Мы помним Авимелеха — царя Герара; Малки Цедека — царя Салима; Итро — жреца Мидианского.
А Иов; а Руфь; а Роав — и это только те, о ком говорится в библейских текстах.

А сколько безымянных праведников мира, которые своей практической жизнью, удостоились благословений от Бога.

Да таких немало.

Но при этом ненадо забывать главного — для исправления мира, Бог создал нацию, с которой, как было сказано выше, Заключил Вечный Договор по исправлению мира.

И этот договор, Он не отменял.

Поэтому, именно род Яакова оказался наиболее достойным, а точнее, из всех недостойных на тот момент народов, наименее недостойным, с которым Он заключил Завет. 
Да, были эпизоды непокорности, идолопоклонства, духовного и физического разврата, которые совершали евреи, на пути к Обетованной Земле, и впоследствии.

Но другие народы, оказались не способны, даже на такой извилистый путь к Единому.

Как одиночки из иных народов — да, таковых было немало.

Но как общество — нет.
Именно поэтому еврейскийнарод, оказывается эталоном общения с Ним на уровне сообщества. Поэтому, в будущем, общечеловеческое единство людей, желающих идти совместно путем Всевышнего, будет построено по образцу еврейского народа и вокруг еврейского народа.

Только в такой коллектив и сможет «влиться» обособленный от всех Израиль, как о том и говорят Тора и Пророки.

И этим коллективом может стать церковь, «ЕСЛИ будет построено по образцу еврейского народа ивокругеврейского народа».

Сегодня мы видим только робкое зарождение этого процесса.

Поэтому работы еще очень много.

Что касается Израиля, то нелегко быть эталоном, и образцом.

В особенности, когда в тебе столько неправильного,  и неугодного Богу.

Но Израиль, несмотря на все падения, в течении всей своей истории, смог пройти этот путь, и тем самым дать пример всем народам, как можно следовать этим путем, не повторяя их ошибок.

Поэтому, Моше и напоминает Израилю, что, всё же, есть чем им гордиться:

29 Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? Враги твои раболепствуют тебе, и ты попираешь выи их.    (Втор.33:29)

Ну, а что касается смерти Моше, то Тора говорит:

5 И умер там Моше, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; 6 и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня. 7 Моше было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась.  (Втор.34:5-7)

Кажется, что можно здесь прокомментировать.

И так все ясно.

И действительно, сложно, что-либо добавить.

Кроме одного, точнее одной параллели:«… было сто двадцать лет, …».

Вспомним, где еще встречалось это словосочетание:

3 И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.  (Быт.6:3)

Но если, Моше хватило сто двадцать лет, чтобы всю свою жизнь, посвятить Богу, то допотопный народ, отпущенный ему этот отрезок времени, для покаяния, пренебрег, и почил в пучине вод.

И еще — эта глава знаменательна тем, что на ней закончился один период жизни Израиля, и начался другой.

Уже самостоятельный, где все надо было решать самим, и претворять эти решения в жизнь.

И согласно этому, в каждом периоде самостоятельной жизни, Израиль нуждался в обновленном лидере.

Начиная с Исхода, затем периода вхождения в Землю Обетования, затем период …., и так далее.

А каким же должен был быть преемник такого великого человека, как Моше?

Таким, как Иисус Навин, который был тенью Моше, в течении всего сорокалетнего периода.

Об Иисусе Навине сказано немного, но это и определило его избранничество:

9 И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моше возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моше.

(Втор.34:9)

То есть, передача лидерства произошла через возложение рук Моше на Иисуса Навина.

И опять напрашивается параллель — как тогда, после смерти Моше, Израиль был готов войти в Землю Обетования, под руководством уже нового лидера, так и после смерти  Иешуа Мессии,  каждый из тех, кто принял Его, готов  войти в Божье обетование.

Но с одной лишь значительной разницей — Лидер у нас остался тот же.

Поскольку ту работу, которую Он начал в начале, Он же её продолжает и сейчас, через тех, кто принял Его.

И еще одна интересная параллель (что поделаешь, если сегодня эти параллели сами напрашиваются):

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым. (Быт. 2:7).

Это в начале Торы.

А в последней главе Торы говорится о смерти Моше:

И умер там Моше, раб Божий, в земле Моавитской, по слову Господню. И похоронен он в долине, в земле Моавитской, против Бэйт-Пеора, и никто не знает погребения его до сего дня.

А Моше был ста двадцати лет, когда умер он: не притупилось зрение его и не истощилась свежесть его (Втор. 34:5-7).

Есть одна интересная еврейская традиция — вспоминать об умершем человеке не в день его рождения, а в день его смерти.

Разумеется, начало пути также заслуживающая внимания дата, однако все же не в такой мере как день смерти, когда жизни человеку подводится итог.

Другими словами, смерть человека — это завершение его сотворения, поскольку в этом акте, на равных участвуют две персоны — сам человек, и Всевышний.

Моше, пожалуй, как никто другой, до него, и долгое время, после него, соответствовал титулу «человек Божий».

Ведь только он мог, в любое время являться пред лицом Божьим, и получать от Него откровения, которые на данный момент, были наиболее востребованы.

Остальные же пророки, получали пророчества либо во сне, либо в видениях, и только тогда, когда Всевышний считал нужным их давать.

Но для Моше, получение пророчества зависело от его желания; он мог связаться с Всевышним и привлечь откровение по мере их необходимости.

Ну и заключительная глава Торы:

5 И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; 6 и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня. 7 Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась. 8 И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее. 9 И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею. 10 И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, 11 по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, 12 и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля.  (Втор.34:5-12)

Обычно в связи с этими завершающими словами Торы возникает вопрос, как они появились?

Кто их написал?

Согласно древним преданиям, их написал Иисус Навин.

А почему вообще понадобилось включать сцену смерти Моше в текст Торы?

Как одно, из самых логических объяснений потому, что в глазах Всевышнего Моше — это главный герой Торы.

Он главным составитель самой этой Книги.

Он её начал, и он её закончил.

И она стала путеводной Книгой, для всех поколений людей, призывающих Имя Бога.

Потому и сказано:

«И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу».

Поэтому, без истории смерти Моше, отчет о превращении евреев в народ был бы неполон.
А поскольку Тора, кроме своей документальности, историчности, законности, еще и ПОВЕСТВОВАНИЕ, она должна закончиться согласно литературным канонам, которые изобрел, по-видимому, Сам Автор Всех Вселенных.

То есть, смерть Моше ставит все на свои места.

И неважно, кто записал первым эти последние строки на пергаменте — Моше или Иисус Навин.
Важно, что после этой главы, мы снова начинаем читать заново:

1 В начале сотворил Бог небо и землю. 2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. (Быт.1:1,2)

— и далее, по тексту

Да, Моше умер, но Тора продолжается.

И в заключении:

1 И взошел Моше с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, 2 и всю [землю] Неффалимову, и [всю] землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, 3 и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. (Втор.34:1-3)

Мидраш говорит, что Бог показал Моше не просто Землю Израиля, но — как в кино — события, которые на ней произойдут.

Моше увидел, как Иисус Навин занимает страну, и до того момента, когда приходит Машиах.

Мидраш довольно таки старый.

Но этот мидраш, наталкивает на событие, которые произошли, во время преобразования Мессии на горе:

 1 По прошествии дней шести, взял Иешуа Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, 2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. 3 И вот, явились им Моше и Илия, с Ним беседующие. (Матф.17:1-3)

Не имеет ли выше приведенный мидраш, связь с этим отрывком из Евангелия?

Ну и напоследок — как говорится:

Хаг Суккот самеах

С прадником Суккот