Перейти к содержимому

Недельная глава Ве-зот ха-Браха. 2017 г.

Недельная глава Ве-зот ха-Браха

(Благословение)

(Втор. 33-34

И так, мы подошли к концу очередного цикла разбора Торы, и со следующей субботы, начнем её новый цикл.

И это будет повторяться до тех пор, пока Господь Бог, дает нам дыхание жизни.

По той простой причине, что Тора является основой Божьего Учения.

Все последующие книги и разделы Писания, как ТаНаХа, так и книг Нового Завета — не что иное, как комментарии к ним, вызванные тем или иным событием в жизни Израиля.

Поэтому, их трактовка, не должна противоречить прямому тексту Торы.

Если же возникают какие либо «противоречия«, то их следы надо искать не в Торе, а либо в нашем понимании тех или иных мест Писания, либо в том богословии, которое мы приняли в процессе познания Божьей науки.

Но ни как не в Торе.

Это надо принять, как аксиому, поскольку от этого зависит насколько правильный путь следованию Бога, мы выбрали.

Вот зачем, мы с таким постоянством исследуем Тору, чтобы через более глубокое понимание Его воли, мы могли шаг за шагом приближаться к полноте исполнения Его Слова, в нашей жизни, и тем самым, исполнить вот это:

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт.1:26,27)

Но более подробно, это место, мы еще обсудим, но в следующую субботу, а пока, давайте завершим этот цикл.

А сейчас, не ломая уже наработанную нами традицию, мы, начнем этот недельный разбор, с дополнительной темы, которая сегодня, будет посвящена наступившему последнему празднику, в череде пяти праздников Божьих, о котором говорит Бог в Торе — то есть празднику Суккот:

33 И сказал Господь Моше так:

34 Говори сынам Израилевым следующее: в пятнадцатый день седьмого месяца сего — праздник кущей, семь дней Господу.

35 В первый день — священное собрание никакой работы не делайте.

36 Семь дней приносите огнепалимую жертву Господу; в день восьмой священное собрание да будет у вас, и приносите огнепалимую жертву Господу, собрание праздничное это, никакой работы не делайте   (Лев.23:33-36)

— и далее:

42 В кущах живите семь дней, всякий коренной житель в Израиле должен жить в кущах,

43 Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш.   (Лев.23:42,43)

И так, Суккот — это семидневный праздник, который начинается в 15-й день, седьмого месяца Тишрей, в память о тех кущах, в которых жили израильтяне в пустыне после исхода из Египта.

И согласно Божьей воле, в этот праздник, как и в Песах и Шавуот, все мужчины, должны посещать Храм, и не с пустыми руками, а с дарами Земли Обетования.

Поскольку Суккот — это один из трех, наряду с Шавуот и Песах, библейских праздников, связанных с сельскохозяйственным годом.

А в семилетний год, когда земля отдыхала, от всей деятельности человека на ней, то и женщинам с детьми, разрешалось приходить в Храм на поклонение, и принимать участие в праздничном служении в Храме.

И далее, в тексте, даются «технические» рекомендации, как надо его праздновать:

40 И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (этрога), ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней

(Лев.23:40)

«Веселится пред Господом вашим …» — значит приходить в Храм, и исполнять тот обряд, что Он повелел в Торе.

Ну а поскольку сегодня нет Храма, то вся эта процедура (кроме жертвоприношения), проходит в синагоге.

После разрушения Второго храма, когда стало невозможно приносить жертвы, то раввины предписали, чтобы евреи, где бы они ни праздновали Суккот, во время молитвы, брали в руки «четыре вида«, каждый день, на протяжении всех семи дней праздника, в память о Храме.

А что представляли из себя, эти самые»четыре вида» растения?

«Плод прекрасного дерева» — то есть этрог (плод семейства цитрусовых).

У этрога есть и вкус, и аромат, что символизирует собой человека, который не только занимается Торой, но и живет по Слову Бога.

«Пальмовые листья» — верхний молодой (еще не распустившийся) побег финиковой пальмы.

Как у плода финиковой пальмы есть вкус, но нет запаха, так и среди евреев, есть люди, занимающиеся Торой, но в их следовании за Всевышним, есть немало проблем.

«Ветвь густолиственного дерева» — то есть мирт, или по другому гадас.

Он благоухает, но не имеет вкуса, что символизирует собой человека, совершающие много добрых дел, но который, практически не занимается Торой.

«Речные вербы» —  ветки которой имеют красноватый оттенок, а листья — длинные, с гладкими краями.

Как верба, не имеет ни запаха, ни вкуса, так и среди евреев, есть люди, не занимающиеся Торой и не преуспевшие в добрых делах.

Объединив все четыре вида, в одну связку, мы получаем не только «букет» запахов, но и «букет» реальных людей этого мира.

Бог хочет, чтобы грешник был спасен, и именно в связке с праведниками, он может получить этот шанс спасение.

Помните, тот знаменитый «торг» Авраама с Богом:

17 И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!

20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;

21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.

23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?

24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем?

25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?

26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие. (Быт.18:17; 20-21; 23-26)

Творец всегда оставляет шанс на спасения, даже для отъявленного злодея.

Тем более, когда за него ходатайствует праведник.

Как это случилось с Моше, когда он отстаивал израильский народ, перед Всевышним, во время греха «золотого тельца«:

9 И сказал Господь Моше: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный;

10 итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.

11 Но Моше стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,

12 чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего;

13 вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно.

14 И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой. (Исх.32:9-14)

Так, и в эпизоде с «четырьмя видами«, Бог, через праведников, оставляет шанс тем, кто еще не познал Его, прийти к Нему, и иметь шанс, на пребывание в Его царстве.

И это касается не только евреев, но и не евреев, принявших Единого, и Его Мессию.

То есть, через личный пример нашей праведной жизни, и другие, следуя нашему образу жизни, тоже осознают ценность жизни вне греха.

На первый взгляд, это кажется утопией, но, эта «утопия«, уже сколько жизней спасла.

И сколько еще спасет.  

Кроме этого, в иудаизме Второго Храма, упоминается еще одна интересная традиция — «возлияния воды» в течение праздника.

Обряд возлияния воды, с сопровождавшейся игрой на свирели, осуществлялся только в будни праздника и назывался буквально «веселье в месте, где черпают воду«.
Этот обряд, по-видимому, основывается на этом пророчестве:

1 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня.

2 Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение.

3 И в радости будете почерпать воду из источников спасения,

4 и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его;

5 пойте Господу, ибо Он соделал великое, — да знают это по всей земле.

6 Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев. (Ис.12:1-6)

Этот обряд, символизировал эпоху полного возвращения Израиля, в Землю Обетования, то есть, Мессианскую эру:

1 Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника.

2 И вывел меня северными воротами, и внешним путем обвел меня к внешним воротам, путем, обращенным к востоку; и вот, вода течет по правую сторону. (Иез.47:1,2)

— и так далее по тексту, все две последующие главы этого пророка.

Можно конечно сказать, что это не что иное, как очередные еврейские мансы (выдумки).

Но тут вот какое дело:

2 Приближался праздник Иудейский — поставление кущей.

37 В последний же великий день праздника стоял Иешуа и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. (Иоан.7:2; 37-39)

Странно, не так ли.

С чего это вдруг Иешуа заговорил о прообразе Духа Святого, в виде излиянии воды?

А все о том же:

И в радости будете черпать воду из источников спасения (Ис. 12:3)
И хотя Тора не выделяет этот день, но издавна существовала традиция отличающие его и придающие ему особый, праздничный характер.

Поскольку сам праздник Суккот, символизирует собой Мессианскую эру, когда «Бог будет все и во всем«.

И праздновать его будет не  только Израиль, но и все народы мира.

Но почему этот праздник, именно осенью?

Причин несколько:

Как мы уже говорили выше, практически все библейские праздники, «привязаны» к земле.

1. На Песах созревает первый урожай — ячмень:

10 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику;

11 он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник; (Лев.23:10,11)

То есть, только после вознесения первого снопа, начинается отсчет Омера.

2. На Шавуот, убирают пшеницу, и некоторые другие виды урожая:

15 Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель,

16 до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, [и] [тогда] принесите новое хлебное приношение Господу:….

22 Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это. Я Господь, Бог ваш.   (Лев.23:15-16; 22)

3. Что касается Рош hа Шана, и Йом Кипур, то эти праздники стоят обособленно от трех вышеназванных, когда Израиль должен был приходить в Храм, и означают завершение Исхода, из мира греха.

4. И как результат этого Исхода (если конечно он состоялся), получают обильный урожай в закрома, и дождь и ранний и поздний, который гарантирует спокойную жизнь, до следующего урожая.

Это и есть Суккот — итог жизненного процесса, в течении года.

И вот тут может появиться соблазн подумать, что «это дело рук моих«.

И богатый урожай, и крепкий дом, и «независимость» от всего и вся.

И именно в этот момент, Бог говорит:

«Живи в Сукке семь дней, как жили твои праотцы в пустыне сорок лет в шатрах, надеясь только на Меня«.

То есть, Тора говорит человеку, с удовлетворением разглядывающему все, что он нажил в течении года, (ведь это время окончания сбора урожая) именно сейчас уйди из дома твоего — из твоей теплой, надежной крепости, снабженной всеми удобствами, и смени его на шаткое временное жилище, открытое всем ветрам и беззащитное перед превратностями погоды.

И все «только» для того, чтобы помнил, единственное твое ценное приобретение — это твоя жизнь, по воле Всевышнего.

Ну и конечно, в праздник Суккот, предоставляется возможность жителям Израиля, поблагодарить Бога за урожай и попросить о дожде в будущем году.

А теперь, как строится такая Сукка?

Существуют определенные правила, по которым строится шалаш во время праздничка Суккот.

Во-первых, шалаш строится во дворе дома или в Синагоге.

Он должен иметь хотя бы три стены, притом из природных материалов.

А крышу покрывают ветками деревьев, но так, чтобы было видно звезды.

Параметры шалаша должны быть как минимум полтора метра на полтора метра и не выше 10 метров, но и не меньше метра в высоту, чтобы в нем мог поместится как минимум один человек.

Но желательно конечно иметь такую сукку, чтобы в ней могла спокойно разместится вся семья.

После сооружения такого жилища семья должна ночевать или хотя бы ужинать внутри на протяжении семи дней, чтобы исполнить заповедь и вспомнить о своих предках, проживших 40 лет в пустыне три с половиной тысячи лет тому назад.

Действительно, хотите вы этого или нет, вы будете вспоминать ваших предков, если вы решитесь прожить неделю в таких условиях.

И в завершении этого праздника, наступает новый цикл изучения Торы — Симхат-Тора (Радость Торы).

Праздник, который отмечается в последний, восьмой день Суккота

В Торе сказано, что на восьмой день от начала праздника Суккот, будет еще один отдельный, самостоятельный праздник.

Его название показывает, что на восьмой день (шмини) кого-то задержали (ацерет):

36 в [течение] семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте.

(Лев.23:36)

И еще одна сторона, этого праздника.

Как уже говорилось, Суккот тесно связан с темой Мессии.

Многие традиции, обряды и отрывки Писаний, читаемые в эти дни, относятся к Мессии и его приходу.

Во времена Второго Храма из литургии праздника Суккот развилось несколько интересных обычаев. В глазах Мессианских верующих эти обряды указывают на Мессию Иешуа и Его пребывание среди народа.

Так, в истории празднования Суккота, описывает, что в конце первого дня празднования Суккот левиты выходили в женский двор храма, сооружали четыре громадные Меноры.

В них заливалось масло, и эти светильники светили так ярко, что освещался весь Иерусалим. Меноры стояли высоко и были хорошо видны далеко за пределами города.

Иешуа как праведный еврей праздновал Суккот во время его жизни среди Израильского народа.

И когда после зажигания гигантских менор, все пришедшие на праздник люди заворожено смотрели на них. Иешуа тогда сказал –

«…Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.» (Иоанн 8:12).

Иешуа говорил им о том, что Он есть Мессия и что по воле Бога, теперь Он является источником духовного света.

Ну а теперь, давайте перейдем непосредственно к недельной главе.

И как говорилось, сегодня нам осталось рассмотреть последнюю главу из годового цикла чтения Торы.

Называется она  Безот  hа Браха, что значит «Вот благословения«. 

Какие же наставления находятся в последних словах Торы?

Эта глава делится на несколько смысловых частей, а  именно:

— Благословение сынов Израилевых.
— Смерть Моше.
— Вхождение во власть, преемника Моше.

А начинается последняя недельная глава Пятикнижия словами:

1 Вот благословение, которым Моше, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею. (Втор.33:1)

Моше завершая свою жизнь, благословив еврейский народ.

Не напоминает ли это нам, последние моменты жизни, праотца Израиля — Яакова, когда он благословлял своих сыновей.

Там, тоже было благословение, с назиданием, как им жить далее:

1 И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни;

2 сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего. (Быт.49:1,2)

Так и здесь:

1 Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею. (Втор.33:1)

Не правда ли — схожая параллель?

И тот, и другой, уходя из жизни, благословляют плод деятельности своей жизни.

И так, Моше завершая свою жизнь, благословив еврейский народ.

Каждому из колен Моше дал особое благословение, предсказав их будущее, подчеркнув их заслуги и попросив Творца о прощении совершенных ими грехов.

Чтобы благословение имело силу, его надо было обосновать пред Богом.

И как защитник, доказывающий, на каком основании он взялся защищать своего клиента, так и Моше доказывает, что евреи законно заслужили благословение:

3 Истинно Он любит народ [Свой]; все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим.

4 Закон дал нам Моше, наследие обществу Иакова.

5 И он был царь Израиля, когда собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми. (Втор.33:3-5)

Обосновав право евреев, и свое, на благословение, Моше благословляет колена Израиля.

Он начинает с колена первого сына нашего праотца Яакова:

А завершает, общим для всего народа благословением

29 Блажен ты, Израэль! Кто подобен тебе, народ, спасаемый Господом, щитом-хранителем твоим? Он же меч славы твоей; и раболепствовать будут пред тобою враги твои, а ты будешь попирать высоты их. (Втор.33:29)

Как уже говорилось, благословения Моше перекликаются с теми, которые дал своим сыновьям праотец Яаков.

Со времени благословения, произнесенного Яаковом, прошло двести сорок лет.

Кстати, выражение «человек Божий«, Писание не раз использовало, по отношению к пророкам Божьим.

Поэтому, исходя из этого, мы можем констатировать, что кроме того, что Моше был лидером Израиля, на всем протяжении их путешествия по пустыне, он был к тому же и пророком.

И его назидание, есть ничто другое, как и пророчество.

И пророчество начинается с самих первых строк:

2 Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона.

3 Истинно Он любит народ [Свой]; все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим.

4 Закон дал нам Моше, наследие обществу Яакова.

5 И он был царь Израиля, когда собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми.

(Втор.33:2-5)

Благословение Моше можно назвать одним из величайших пророчеств Торы

И вот благословение, которым благословил Моше, человек Божий, сынов Израиля перед смертью своею. И сказал: Господь от Синая пришел и воссиял им от Сеира, явился от горы Паран и пришел из среды десятков тысяч святых (Втор.33:1-2)

И в то же время, одно из самых сложных в понимании, поскольку на это место, написано масса всякого рода мистических комментарий.

Но как всегда, прямой текст, можно познавать, если просто быть более внимательным.

Поэтому, есть смысл, более подробно остановиться на этом отрывке.

И так:»… Господь от Синая пришел …«.

Это так сказать, самый простой отрывок, в этой фразе, поскольку все знают, что на горе Синай был заключен Вечный Завет, между Богом и Израилем, о совместной работе, по переустройству мира (Исход 20).

Далее «… и воссиял им от Сеира …» — это земля, в которой, в свое время поселился Эсав.

Почему «воссиял» — потому, что за грех разведчиков, евреи сорок лет, ходили вокруг этой горы, а Господь их в это время, перевоспитывал.

И в большинстве своем, те, кто должен был умереть, умерли именно здесь.

И на одной из этих гор, точнее на горе Ор, был похоронен Аарон.

«… явился от горы Паран …» — Фаран пустая и гористая страна, вмещающая в себе пустыни Кадис и Синь.

Еще это место известно тем, что в нем поселился Ишмаэль:» И он жил в пустыне Паран; и мать его взяла ему жену из земли египетской «

Своим однообразием и голым печальным видом пустыня, даже доселе наводит ужас на всех путешественников.

Во все стороны тянется на неизмеримое пространство только страшная пустыня, в которой глаз не встретит никакого дерева, никакого кустарника, никакой былинки, одни лишь белые, меловые горы, подобно сверканию молнии из мрачных громовых туч, просвечивают кое-где среди этих пустых и мрачных пустынь и гор.

И из этой земли, Моше посылал соглядатаев, исследовать Землю Обетования.

Ну а результат, этого сорокадневного исследования, мы уже знаем.

Есть еще один комментарий на это место, и заключается он в следующем.
Единый из Синая пришёл, и сияние его — из Сэира; появилось оно из гор Парана, а пришло — из плодородных земель Кадеша (Втор.33,2).

Под Сэиром и Параном надо понимать жителей этих мест — потомков Эсава и Ишмаэля.

А земля Кадеш, намекает на Мидйанитян.

А что же это за «приход сияния«?

Моше снова напоминает евреям, что завет, заключенный с Авраамом, мог распространяться на всех его потомков; что роды Ишмаэля и Мидиана, сыновей Авраама от Агарь, род Эсава, сына Ицхака, могли тоже стать Народом Выбора — если бы они сделали выбор, когда Единый предлагал этим народам такой же союз, как с Израилем.

Также можно предполагать, что Итро мог повести за собой Мидьанитян, если бы они были готовы пересмотреть свой путь.

А также, если бы пророк Валаам сделал свой выбор иначе, он вместе с Итро могли бы стать мидьанскими Моше и Аароном…
Да действительно, часть мидьанитян, последовавшие за Итро, и слились с Израилем.

Но большая их часть, стала противостоять Израилю.

Карта Исхода Израиля, и их движения в течении сорока лет.

Кроме этого, каждому из колен Моше дал особое благословение, предсказав их будущее, подчеркнув их заслуги и попросив Творца о прощении совершенных ими грехов.

И согласно традиции, начал с первенца:

6 Да живет Рувим и да не умирает, и да [не] будет малочислен!  (Втор.33:6)

Да, Моше прекрасно помнил слова Яакова, касательно его старшего сына.

Но перворожденный, есть перворожденный, и с него надо начинать благословения, поскольку он не отвержен, и не подпал под проклятие.

А вот далее — узловое благословение, которое в будущем коснется всего человечества:

7 Но об Иуде сказал сие: услыши, Господи, глас Иуды и приведи его к народу его; руками своими да защитит он себя, и Ты будь помощником против врагов его.  (Втор.33:7)

В полноте, это пророчество в точности исполнилось в Иешуа Мессии.

Именно из колена Иуды вышел благословенный царь Израилев — Давид, праотец Мессия Иешуа, который пришел «спасти народ Его от грехов их«.

Ведь именно Давиду, Господь Бог дал обетования, что только из его рода, будут избираться цари Израилевы.

В том числе и благословенный Царь Израилев, о котором сказано выше:»спасти народ Его от грехов их

И особое благословение на колено Левия:

8 И о Левии сказал: туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем, которого Ты искусил в Массе, с которым Ты препирался при водах Меривы,

9 который говорит об отце своем и матери своей: «я на них не смотрю», и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, [левиты], слова Твои хранят и завет Твой соблюдают,

10 учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой;

11 благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи, порази чресла восстающих на него и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять.   (Втор.33:8-11)

И не случайно.

Царство Бога, не придет в этот мир, пока не будет исправлено сердце человека.

Как об этом сказано, в Иеремии:

31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,

32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.

33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.

34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.  (Иер.31:31-34)

Это главное условие, для того, чтобы Царство Бога пришло на землю.

И в свой  первых приход, Машиах уже начал эту работу.

А сегодня, эту работу продолжают те, кто принял Его как Машиаха, и следует Его путем

Стоит, наверное, еще раз подтвердить, что принадлежность к обетованию Израиля, определяется в первую очередь духовной позицией, а не по крови.

Мы помним Авимелеха — царя Герара; Малки Цедека — царя Салима; Итро — жреца Мидианского.
А Иов; а Руфь; а Роав — и это только те, о ком говорится в библейских текстах.

А сколько безымянных праведников мира, которые своей практической жизнью, удостоились благословений от Бога.

Да таких немало.

Но при этом ненадо забывать главного — для исправления мира, Бог создал нацию, с которой, как было сказано выше, Заключил Вечный Договор по исправлению мира.

И этот договор, Он не отменил.

Поэтому, именно род Яакова оказался наиболее достойным, а точнее, из всех недостойных на тот момент народов, наименее недостойным, с которым Он заключил Завет. 
Да, были эпизоды непокорности, идолопоклонства, духовного и физического разврата, которые совершали евреи, на пути к Обетованной Земле, и впоследствии.

Но другие народы, оказались не способны, даже на такой извилистый путь к Единому.

Как одиночки из иных народов — да, таковых было немало.

Но как общество — нет.
Именно поэтому еврейскийнарод, оказывается эталоном общения с Ним на уровне сообщества. Поэтому, в будущем, общечеловеческое единство людей, желающих идти совместно путем Всевышнего, будет построено по образцу еврейского народа и вокруг еврейского народа.

Только в такой коллектив и сможет «влиться» обособленный от всех Израиль, как о том и говорят Тора и Пророки.

И этим коллективом может стать церковь, «ЕСЛИ будет построено по образцу еврейского народа ивокругеврейского народа

Сегодня мы видим только зарождение этого процесса.

Но работы еще очень много.

Что касается Израиля, то нелегко быть эталоном, и образцом.

В особенности, когда в тебе столько неправильного,  и неугодного Богу.

Но Израиль, несмотря на все падения, в течении всей своей истории, смог пронести этот Путь, и тем самым дать пример всем народам, как можно следовать этим путем, не повторяя их ошибок.

Поэтому, Моше и напоминает Израилю, что, всё же, есть чем им гордиться:

29 Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? Враги твои раболепствуют тебе, и ты попираешь выи их.    (Втор.33:29)

Что касается смерти Моше, то Тора говорит:

5 И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню;

6 и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня.

7 Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась.  (Втор.34:5-7)

Кажется, что можно здесь прокомментировать.

И так все ясно.

И действительно, сложно, что-либо добавить.

Кроме одного, точнее одной параллели:»… было сто двадцать лет, …«.

Вспомним, где еще встречалось это словосочетание:

3 И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.  (Быт.6:3)

Но если, Моше хватило сто двадцать лет, чтобы всю свою жизнь, посвятить Богу, то допотопный народ, отпущенный ему этот отрезок времени, для покаяния, пренебрег, и почил в пучине вод.

И еще — эта глава знаменательна тем, что на ней закончился один период жизни Израиля, и начался другой.

Уже самостоятельный, где все надо было решать самим, и претворять эти решения в жизнь.

И согласно этому, в каждом периоде самостоятельной жизни, Израиль нуждался в обновленном лидере.

Начиная с Исхода, затем периода вхождения в Землю Обетования, затем период …., и так далее.

А каким же должен был быть преемник такого великого человека, как Моше?

Таким, как Иисус Навин, который был тенью Моше, в течении всего сорокалетнего периода.

Об Иисусе Навине сказано немного, но это и определило его избранничество:

9 И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моше возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моше.

(Втор.34:9)

То есть, передача лидерства произошла через возложение рук Моше на Иисуса Навина.

И опять напрашивается параллель — как тогда, после смерти Моше, Израиль был готов войти в Землю Обетования, под руководством уже нового лидера, так и после смерти  Иешуа Мессии,  каждый из тех, кто принял Его, готов  войти в Божье обетование.

Но с одной лишь значительной разницей — Лидер у нас остался тот же.

Поскольку ту работу, которую Он начал в начале, Он же её продолжает и сейчас, через тех, кто принял Его.

И еще одна интересная параллель (что поделаешь, если сегодня эти параллели сами напрашиваются):

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым. (Быт. 2:7).

Это в начале Торы.

А в последней главе Торы говорится о смерти Моше:

И умер там Моше, раб Божий, в земле Моавитской, по слову Господню.

И похоронен он в долине, в земле Моавитской, против Бэйт-Пеора, и никто не знает погребения его до сего дня.

А Моше был ста двадцати лет, когда умер он: не притупилось зрение его и не истощилась свежесть его (Втор. 34:5-7).

Есть одна интересная еврейская традиция — вспоминать об умершем человеке не в день его рождения, а в день его смерти.

Разумеется, начало пути также заслуживающая внимания дата, однако все же не в такой мере как день смерти, когда жизни человеку подводится итог.

Другими словами, смерть человека — это завершение его сотворения, поскольку в этом акте, на равных участвуют две персоны — сам человек, и Всевышний.

Моше, пожалуй, как никто другой, до него, и долгое время, после него, соответствовал титулу «человек Божий«.

Ведь только он мог, в любое время являться пред лицом Божьим, и получать от Него откровения, которые на данный момент, были наиболее востребованы.

Остальные же пророки, получали пророчества либо во сне, либо в видениях, и только тогда, когда Всевышний считал нужным их давать.

Но для Моше, получение пророчества зависело от его желания; он мог связаться с Всевышним и привлечь откровение по мере их необходимости.

Ну и заключительная глава Торы:

5 И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню;

6 и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня.

7 Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась.

8 И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее.

9 И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею.

10 И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу,

11 по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его,

12 и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля.  (Втор.34:5-12)

Обычно в связи с этими завершающими словами Торы возникает вопрос, как они появились?

Кто их написал?

Согласно древним преданиям, их написал Иисус Навин.

А почему вообще понадобилось включать сцену смерти Моше в текст Торы?

Как одно, из самых логических объяснений потому, что в глазах Всевышнего Моше — это главный герой Торы.

Он главным составитель самой этой Книги.

Он её начал, и он её закончил.

И она стала путеводной Книгой, для всех поколений людей, призывающих Имя Бога.

Потому и сказано:

«И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу«.

И так, без истории смерти Моше отчет о превращении евреев в народ был бы неполон.
А поскольку Тора, кроме своей документальности, историчности, законности, еще и ПОВЕСТВОВАНИЕ, она должна закончиться согласно литературным канонам, которые изобрел, по-видимому, Сам Автор Всех Вселенных.

То есть, смерть Моше ставит все на свои места.

И неважно, кто записал первым эти последние строки на пергаменте — Моше или Иисус Навин.
Важно, что после этой главы, мы снова начинаем читать заново:

1 В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. (Быт.1:1,2)

— и далее, по тексту

Да, Моше умер, но Тора продолжается.

И в заключении:

1 И взошел Моше с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана,

2 и всю [землю] Неффалимову, и [всю] землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря,

3 и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. (Втор.34:1-3)

Мидраш говорит, что Бог показал Моше не просто Землю Израиля, но — как в кино — события, которые на ней произойдут.

Моше увидел, как Иисус Навин занимает страну, и до того момента, когда приходит Машиах.

Мидраш довольно таки старый.

Но этот мидраш, наталкивает на событие, которые произошли, во время преобразования Мессии на горе:

 1 По прошествии дней шести, взял Иешуа Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

3 И вот, явились им Моше и Илия, с Ним беседующие. (Матф.17:1-3)

Не имеет ли этот мидраш, связь с отрывком из Евангелия?