Перейти к содержимому

Недельная глава Хазину

(Слушайте)

(Втор. 32:1-52)

И так, шаг за шагом, мы приближаемся к завершению очередного годового цикла, разбора недельных глав Торы.

И есть надежда, что и этот год, как в прочем и предыдущие, дали нам возможность, еще на шаг приблизится к пониманию Воли Бога, относительно Израиля, а через него, и каждого из нас, а также всего человечества.

И особенно в эти Десять Дней Раскаяния, между Рош hа Шана, и Йом Кипуром — днем окончательного утверждения судьбы каждого человека, на следующий год, а для некоторых так и на всю жизнь.

Поэтому, есть смысл, немного подробней остановиться на этой дате — Йом Кипур.

Нет в библейском календаре дня более серьезного и торжественного, чем Йом Кипур.

Поскольку то, что происходит в этот день, касается не только евреев, но и каждого человека, любой нации или народности.

В этот день, в самом воздухе витает чувство трепета, и как бы вся природа погружается в напряженное ожидание интенсивного и глубокого процесса самоанализа, очищения и исправления. Именно для этого предназначен день Йом Кипура — дня, раз в году, выделенного Творцом мира специально для этой цели.

В Рош hа Шана, весь мир как бы прошел перед судом Всевышнего.

Были оценены и взвешены во всем их многообразии и взаимосвязи все наши добрые, и не совсем добрые дела.

И для каждого из нас был подведен итог года, обозначена линия нашей судьбы в новом наступающем году.

Сказать, что баланс наших добрых дел был больше, чем наши прегрешения — наверное, верх самонадеянности.

Увы, но приходится констатировать, что мы еще не до конца сумели взять власть, над нашей ветхой натурой.

И отсюда, так часто совершаемые поступки, которые не прославляют Имя Бога.

Да, мы нередко каемся в этом.

Но еще чаще, мы к ним относимся как к мелким недоразумениям, или что тоже нередко, обвиняем в них кого-то другого, но никак не самого себя.

И тем самым, в первую очередь вредим самим себе, поскольку успокаиваем свою совесть тем, что у нас все в порядке, и мы ну почти «святые«.

Не замечая, что именно эта духовная «политика» разрушает наши души.

И хотелось бы, чтобы эти Десять Дней раскаяния, стали для нас теми днями откровения, которые помогут высветить в наших душах, весь тот негатив, который не дает нам наладить чистые и откровенные отношения с нашим Творцом.

Ну хорошо, мы нашли в себе силы, честно признаться перед Богом, во всех, или почти во всех наших проступках.

Но будем ли мы уверены в том, что наш истинный баланс года окажется положительным и что следующий год будет для нас благоприятным?

Конечно, нет.

Ведь тот Суд, который происходит на Небесах, работает по совершенно другим критериям, нежели человеческий суд.

Поскольку Бог судит нас не только по совершенным делам, но и по помыслам нашего сердца, которое Он видит до самых глубин его.

Вот почему нам надо быть пред Ним, предельно откровенными, чтобы скрытое лукавство, не подвело нас «под монастырь«.

Именно поэтому, Всевышний через свою Тору сообщил нам, да, мы можем изменить текст нашего приговора, в день его подписания, Йом Кипур. 

А как это возможно?

Кроме Десяти Дней Раскаяния, есть еще один Особый День — Йом Кипур — День Особого Поста.

В этот день, раз в году, Бог просит нас, отвлечься от всего земного, и посвятить себя полностью исцелению своей души.

Оказывается, что да, мы можем сами себя исцелять, если искренне этого хотим.

И самое действенное лекарство — это пост, и раскаяние.

Ну, раскаяться, еще куда ни шло.

А вот пост, да притом такой строгий — ни есть, ни пить — зачем?

Действительно сложно понять, особенно тем, кто раньше никогда не постился.

Ибо, чтобы все это делать, надо знать зачем.

Поскольку, у нас вера знания, а не религия фанатиков.

А отказ от пищи, и от всего того, что приносит удовольствие, как раз и есть тот фактор, с помощью которого, мы себя настраиваем только на связь с Вечными Небесами.

А не с тем преходящим, чем является все то, что приходит и уходит — пища, удовольствия, и так далее.

И еще — Йом-Кипур не просто пост.

На самом деле это пик библейского года, его вершина.

Когда мы стоим перед Богом, и даем отчет, за все наши дела, произведенные за этот период.

Потому именно и вершина года, что его итог.

И согласно его итогам, то есть моим заслугам, дадут мне еще один год жизни или не дадут.

Вот здесь, наверное, и сокрыта главная проблема, иначе ее болевая точка.

Соблюдающий волю Творца скажет — я нарушал Его Заповеди.

Ну а тот, кто вообще не познал Бога, скажет:»Ну подумаешь, нарушил там что-то, но ведь исправился, и больше не буду«.

Будет!

Поскольку, чтобы не совершить проступка, надо бояться его совершить.

Ведь тут должно присутствовать, не страх наказания, а страх нарушения.

А собственно чего боятся?

Если того мифического «ада«, то это одно.

А если предположить, что «там» существует, то тогда все значительно сложнее.

Поскольку потерять связь с Тем, Кто дает дыхание жизни — это уже совершенно другое.

Как сказал один человек:

«Страшна не сковородка в аду, и рогатые  черти с вилами, поскольку такого ада вообще не бывает.

Страшно не реализовать тот шанс, который Господь Бог дает каждому человеку, когда он вступает в эту жизнь«.

Еще как-то можно понять того, кому внешние обстоятельства, помешали реализоваться (хотя и здесь все под большим вопросом).

Страшно то, когда мы своими руками не даем себе реализоваться, закрывшись в оболочке «Я маленький человек«.

Потому и нужно быть честным, в первую очередь, перед самим собой.

В этом и заключается реальное покаяние.

И помнить — нас будут судить двумя судами.

Один — в конце жизни, он главный, так сказать итоговый.

Ну а другой в Йом Кипур, как промежуточный, когда еще есть время как-то повлиять на результат этого суда.

То есть, каждую осень просматривать прожитое нами за год, внимательно изучать и явную, и скрытую нашу сущность.

Кстати, не только дела, но и слова, и помыслы сердца.

И без «подтасовки«.

Ведь сами дела наши и обвиняют нас, и заступаются за нас.

На колеблющихся чашках весов, когда выясняются, что мы реально из себя представляем.

Индивидуально, каждого из нас.

А вердикт, этого суда, будет не очень сложный — прощен, или не прощен.

Отсюда и будущая наша перспектива — жить, или не жить.

Еще одна проблема, которая есть у поклонников Единого, и Его Мессии — Иешуа, на кресте все выполнил, и своей заместительной смертью, гарантировал нам пропуск в Царство Бога.

Не по делам, а по нашей вере в Него.

Но простите, если мы верим и в Единого Бога, и в Его Мессию Иешуа, то должны поступать так же, как и Машиах поступал.

Ведь фраза «Я верю в Бога«, не пустой звук.

Она, фраза, подразумевает, что «Я верю Богу«, и всему тому, что исходит от него.

А это тот же Закон, в котором, как это не покажется странным для некоторых, заложен и Суд и Милость.

И если и на этот раз, мы получим годовую передышку, то не иначе, как чудом, это не назовешь.

Ведь действительно «За что

Ну разве что за то, что все-таки бросили все, и начали поститься, и просить прощения, как у ближних, так и у Него.

Другой причины нашего прощения, если таковое будет, я не вижу.

Однако, если говорить откровенно, нелегко дается каждому из нас даже небольшое очищение и решимость, постоянно исправлять свою жизнь. 
И поэтому Творец, составил законы проведения дня Йом Кипура так, чтобы помочь нам действительно продвинуться вперед по пути раскаяния.

Как Он сам говорит в Писании:

16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;

17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

18 Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.

19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;

20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.

(Ис.1:16-20)

Ибо Бог не смерти человека желает, а его исправления.

Но, поскольку тело человека, послушно душе, то оно способно влиять на нее.

При этом, склонность тела к добру и злу примерно одинакова.

Это не значит, что тело есть зло.

Наоборот, оно есть единственное средство, через которое душа, может творить добро.

Победы и поражения в этой борьбе — это, в сущности, победы и поражения нашей жизни.

Настоящие победы и, увы, настоящие поражения.

Вот почему, мы должны существенно ограничить на некоторое время, физические запросы нашего тела.

Именно поэтому пост на иврите называется  «таанит» — в переводе на русский, означает «угнетение«.

Поэтому, в Йом Кипур, мы должны не есть и не пить от захода солнца и до вечера.

Ограничивая тело, мы должны одновременно укрепить душу. 

Ну а теперь, немного практических советов, о Заповедях и обычаях Йом Кипура

Питаться следует свежими и качественными продуктами, желательно углеводами.

Кроме того, пища не должна быть тяжелой и при усвоении, не требовать больших энергетических затрат. 
Воздерживаться от жирной и тяжелой пищи, по вышеуказанной причине.
И самое главное — это предоставить организму достаточное количество воды, которое ему понадобится для того, чтобы благополучно перенести день поста. 
Например, человек, который весит 60 кг, должен потреблять количество воды не менее 1800 мл в сутки, но не более 3000 мл. 
Также, перед постом, не следует есть острую пищу.

А лучше поесть нежирную рыбу, курятину, или куриный бульон, а также зерновой хлеб.

Нежелательно есть говядину. 
Если в рационе будет салат, то обязательно добавьте растительное масло, чтобы предоставить нервной системе достаточное количество жировых кислот. 
Нежелательно употреблять алкоголь, поскольку он будет препятствовать поступлению глюкозы в клетки.

Теперь несколько специальных советов: 
Лица, страдающие сахарным диабетом должны посоветоваться с лечащим врачом.

Дело в том, что принимая лекарство, но не предоставляя достаточное количество глюкозы, можно привести к нехорошему состоянию, которое может оказаться очень опасным.

Как минимум, нужно иметь при себе что-то сладкое, желательно специальные таблетки глюкозы, чтобы предотвратить приступ гипогликемии.

Хронические больные, которые вынуждены принимать лекарства, могут ихпринимать даже во время поста, с небольшим количеством воды.

Также следуетполучить подробную консультацию у лечащего врача.

В том плане, что, можно ли ограничитьсялегкой пищей в небольших количествах и достаточным количеством воды,чтобы позволить лекарствам правильно воздействовать на организм.

Тот, кто заболел внезапной или хронической болезнью, должен посоветоваться со знающим еврейские законы врачом.

Поскольку задача поста — не ухудшить здоровье человека, а помочь ему в очищении и исправлении. Естественно, что, в духе атмосферы Йом Кипура, те, кто все-таки должны есть и пить, обязаны делать это самым скромным образом.

И еще — по библейским законам в посте, принимают участие все взрослые.

Что же касается подростков, то мальчики начинают поститься с 13 лет, а девочки — с 12.

Детям же, можно не поститься.

Им просто надо ограничить удовольствие как в еде (сладкое, или еще какие либо деликатесы), так и в играх.

И так, Йом Кипур наступает за 18 минут до захода солнца.

Перед этим следует надевать обувь, для производства которой совершенно не была использована кожа.

Ношение любой другой обуви разрешается.

В дополнение к запрету на еду и питье это — один из элементов празднования Йом Кипура.

Как и в Шаббат, хозяйка дома зажигает свечи, и читает молитву благословения.

После окончания Йом Кипура совершают дома краткую молитву, разделяющую святое и будничное.

С этого момента можно есть и пить.

Ну и после всего этого, давайте приступим к рассмотрению предпоследней недельной главы, этого годового цикла, исследования Торы.

Впереди еще одна глава, и два осенних праздника, после которых наступит Новый Учебный Цикл, изучения Торы.

И так будет постоянно, пока Господь Бог, дает нам дыхание жизни.

Это надо не Ему, а нам, и как говорит Господь «чтобы продлились дни твои«.

Поэтому, когда нас упрекают в том, что мы занимаемся ненужной работой, пустой зубрежкой текстов, то мы должны знать, что это какая ни есть, а самая практическая духовная  работа, которая впоследствии напрямую будет влиять на нашу судьбу.

Именно поэтому, мы так много времени, посвящаем тексту Писания, чтобы знать, как правильно прожить отведенные нам года жизни.

При этом понимаем, что в Писании, даются в основном основополагающие ответы на те вопросы, которые возникают у каждого человека, когда сталкивается с той, или иной проблемой.

А также то, что Библия — это средство, с помощью которого можно услышать голос Господа.

Она есть то, что делает нам, Его голос слышимым.

Мы отдаем себе отчет в том, что в современных текстах Библии, не все изложено дословно так, как это, в свое время говорил Бог, или писали те, или иные авторы библейских книг.

По той простой причине, что в течении тысячелетий её существования, туда могли проникнуть случайные голоса, так как голос Бога доходит до текста, через голоса людей.

Притом — несовершенных людей.

Эти люди — Моше, Исаия, Иезекииль, Даниил, Иоанн, Петр, Павел, и так далее.

И передать со 100% точностью все, что Господь говорил им, или открывал им через видения или во сне, очень сложно.  

Я уже не говорю о тех, кто принимал участие, в копированиях библейских текстов, или в их переводах.

Но, несмотря на все эти некоторые человеческие недостатки, которые проникли в Писание, оно вполне самодостаточно для того, чтобы найти путь к Истине.

И оно есть Слово Божье, ибо Бог избрал авторов книг, и переписчиков, для этой цели, и обращается через этих Своих свидетелей, ко всем людям земли.

Можно конечно копаться во всех тех случайных, а может и преднамеренных ошибках и исправлениях оригинального текста, и потратить на это весь остаток своей жизни, так и не поняв их истинный смысл.

Но как говорят мудрецы:

«Только глупец будет слушать посторонние шумы, когда можно слышать голос Бога«.

То есть, через Писание, Бог «не читает нам курс лекций по догматическому богословию и не предлагает символа веры, но дает нам подлинное и достоверное наставление в отношении Самого Себя.

Он рассказывает нам, кто Он такой и чего Он желает для нас и от нас«

Нам же остается предельно аккуратно внимать Его Слову, и через это строить свой жизненную позицию.

11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.

12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.  (Рим.10:11,12)

Или как в другом месте:

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.  (Рим.10:17)

Поэтому, вопрос о непогрешимости текста Писания, не всегда является уместным.

Если поиск ошибок и исправлений, направлен на то, чтобы обвинить Писание в некомпетентности, и стало быть не в актуальности Учения Бога — то тогда это одно.

Ну а если человек, ищет в этом печатном слове следы Бога, то тут другое дело.

И тот, и другой найдет в ней то, что ищет.

Сосредотачивая наше внимание на деталях текста, и заставляя нас расходовать свои силы на попытки разрешить мелкие противоречия, противники Слова Бога, отвлекают нас от главной задачи — выслушать то, что Библия в действительности пытается сказать о наших взаимоотношениях с Богом.

И тем самым, помешать нам вникать, в главную суть библейского текста.

Но у этой медали, есть и обратная сторона.

Вопрос о непогрешимости библейского текста, не обсуждался богословами раннего периода, возникновения движения последователей Мессии.

Этот вопрос возник только тогда, когда в сферу изучения Библии начали проникать чуждые философские учения, из иных культур.

И, в подкрепление этих учений, были в текст, привнесены «поправки и добавления«.

Или соответствующие комментарии к тому или иному месту, которые искажали его истинный смысл.

Но они не столь значительны, и не могут повлиять на общий контекст библейского повествования.

Разве только тогда, когда Предания, ставятся впереди Писания.

Но это уже зависит от того, кто и как хочет, относится к тексту Писания.

А практический опыт «отделять плевела от зерен«, приходит, при постоянной работе с библейскими текстами.

Чем мы и пытаемся заниматься регулярно. 

Ну а теперь, после такого вот вступления, перейдем непосредственно к исследованию недельной главы, которая называется Аазину, что значит «Слушайте«.

С этого слова начинается песнь, которую написал Моше перед смертью.

Важность этого текста  такова, что зачастую его называли просто «Песнь«.

При цареСоломоне, когда был построен Храм Единому, Песнь Моше была включена в репертуар левитов, наравне с гимнами Давида и других псалмопевцев.

О чем эта Песня?

О том, как они, «сыновья Единого«, отступили от Его пути. 
В этой Песне Моше сосредоточил все прегрешения сорокалетнего путешествия по пустыне – там и намек на «Воды Раздора«, и на грех «золотого тельца«, и многое другое.

Зачем Моше напоминает своему народу, о всем этом?

Дело в том, что самый лучший способ внедрить крепкую веру – постоянно помнить о былом безверии.

Проверенно на практике.

Поэтому эта песнь раскрывает перед нами всю историю еврейского народа, начиная с того, что уже произошло и описано в Торе, и кончая тем, что еще предстоит внимающим ей — предсказанием о вступлении в Землю Обетованную, об изгнании из нее евреев, о пребывании страны в запустении в отсутствие сынов Израиля и об окончательном возвращении евреев в Эрец-Исраэль, когда они воззовут к своему Спасителю — Богу Израилева.

Но почему же Моше начинает Песнь с обращения к небесам и к земле?

1 Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.

2 Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву.

3 Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. (Втор.32:1-3)

Он призывает их в свидетели к тому, что сейчас произойдет.

Моше предупредит народ, что за прегрешение, всегда следует наказание.

И в будущем, в трудные времена, Песнь напомнит евреям: «вы были предупреждены«.

Вспомним, как об этом сказано в главной молитве Израиля:

4 Слушай, Исраэйль, Господь, Бог наш, Господь один.

5 И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всеми силами твоими.

6 Да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.

7 И тверди их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и когда ты ложишься, и когда ты встаешь.

8 И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они начертанием между глазами твоими,

9 И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих. (Втор.6:4-9)

И Песнь напомнит, и молитва напомнит.

Ну а к чему еще и свидетели предупреждения?

Дело в том, что когда народ предстанет пред Высшим судом, если отступит от законов Торы, то обвинять его будут те свидетели, которые видели это преступление, прежде, чем Судья вынесет свой вердикт.

В этом есть некоторая аналогия между принципами Небесного, Высшего суда и земного, еврейского.

Бог не наказывает человека без предварительного предостережения.

Подобно этому еврейский суд рассматривает дело в зависимости от того, было ли сделано преступнику соответствующее предупреждение перед тем, как он согрешил, и были ли тому свидетели.

Как это говорится в Закон:

15 Да не выступает один свидетель против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь проступке, во всяком (вообще) грехе, которым он согрешит: по словам двух свидетелей или по словам трех свидетелей да будет постановлено дело. (Втор.19:15)

При свидетельстве на суде нужно, как минимум два свидетеля.

Поэтому, пусть же небесаиземля будут свидетелями, что такое предостережение было сделано.

А почему Моше выбрал свидетелями именно их?

Потому что свидетелем может быть только тот, кто присутствовал и при предупреждении, и при нарушении и при суде.

Люди приходят в этот мир, и уходят.

А небо и земля присутствуют сейчас, когда произносится предостережение, и будут присутствовать всегда, то есть и в момент, когда говорится предупреждение, и когда совершится прегрешение — если таковое совершится.

И еще одна немаловажная деталь этого момента — по законам еврейского суда, главным свидетелям полагалось привести приговор в исполнение, поскольку у евреев не было палачей.

Поэтому небо и земля будут такими исполнителями.

И если мы помним из ТаНаХа, то когда евреи нарушали Тору, то небеса задерживали дожди, и земля не давала урожай.

Если же евреи будут жить по Торе, то небеса дадут дожди своевременно, а земля принесет урожай:

13 И вот, если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедую вам ныне, чтобы любить Господа, Бога вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всею душою вашею,

14 То дам Я дождь земле вашей своевременно, ранний и поздний; и соберешь ты хлеб твой и вино твое, и елей твой;

15 И дам Я траву на поле твоем для скота твоего; и будешь есть и насыщаться. (Втор.11:13-15)

Без воды нет жизни на земле, без нее не может существовать ни одно растение.

А Тора — это Особый Источник духовной жизни еврейского народа, без которого Израиль просто напросто прекратит свое существование.

Поэтому, оставляя путь, указанный Богом, человек вредит, прежде всего, себе самому.

В самом деле, кому пошло на пользу пьянство, наркотики, распутство?

Это все равно, что рубить сук, на котором сидишь, пренебрегая разумными советами.

Но есть поступки, которые вредят не только телу, но и душе.

Человек, укравший чужую вещь, нарушивший субботу, или творящий иные беззакония — уже не может быть тем, каким был прежде — до грехопадения.

Так и евреи в целом — отойдя от Бога, они повредят себе, а не Ему, и станут родом «искривленным и развращенным«.

А с учетом того, что Творец их избрал «как светоч для народов«, то их противление Творцу — это и закрытие пути, для тех из других народов, которые нашли в себе силы, порвать с язычеством, и стали  искать пути к истинному Богу.

Моше предлагает народу вспомнить историю, как Бог спасал их от уничтожения в каждом поколении:

7 Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе.

8 Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых;

9 ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его.

10 Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего;

11 как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих,

12 так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога.

13 Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы,

14 маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод. (Втор.32:7-14)

Моше напоминает, что именно Всевышний управляет из-за кулис мировыми событиями, с одной единственной целью — дать возможность сынам Израиля выполнить свою историческую миссию — быть посланниками Творца на земле, и в этом мире.

Поэтому Израиль должен вечно благодарить Бога за обеспечение его всем тем, что нужно было при жизни в пустыне.

И за то, что Он привел их в страну, отличающуюся необычайным изобилием, и разгромил их врагов.

Но, как сказано в этой пророческой песне, материальное процветание породит в евреях самодовольство и тягу к удовольствиям, что впоследствии, подорвет их нравственность.

Они станут поклоняться идолам, и морально развратятся:

15 И утучнел Израэль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.

16 [Богами] чуждыми они раздражили Его и мерзостями разгневали Его:

17 приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, [которые] пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши.

18 А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя.  (Втор.32:15-18)

Тогда Всевышний позволит другим народам покорить евреев и рассеять их по свету.

Но только пусть не думают эти народы, что это «их рука одолела» евреев.

Бог напомнит им, что они — всего лишь орудие, которым Он наказывает непокорных сынов Израиля за отступничество и побуждает их к раскаянию.

А задача еврейского народа остается неизменна — они должны привести человечество к высшей правде Творца.

Даже находясь в изгнании.

Поэтому, ни изгнание, ни страдания не могут расторгнуть связь между Богом и Его народом.

И на заключительном этапе человеческой истории,  эта близость будет полностью восстановлена, и тогда Бог обратит Свой гнев на врагов евреев.

В этом разделе, есть еще одна любопытная фраза:

Когда Бог давал уделы народам, разделяя людей, установил Он границы народов по числу сынов Израиля (Втор. 32:8).

Здесь Моше вспоминает события полутысячилетней давности:

1 И был на всей земле один язык и слова одни.

2 И случилось: двинувшись с востока, они нашли долину в земле Шинар, и поселились там.

3 И сказали друг другу: давай наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а горная смола была у них вместо глины.

4 И сказали они (друг другу): давайте построим себе город и башню, главою до небес; и сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли.  (Быт.11:1-4)

Но давайте посмотрим на этот момент, с другой стороны.

После Всемирного потопа люди жили вместе, одним обществом, и захотели построить Вавилонскую башню.

Причина указанна в самом отрывке:»… чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли.«.

То есть быть одним народом, с одной целью — и не подчинятся Тому, Кто их сотворил.

Поэтому и говорили:»… сделаем себе имя«.

Но Бог рассеял их и разделил на семьдесят народов, говоривших на семидесяти разных языках, по числу членов семьи Яакова, которые сошли в Египет.

Но ведь сыны Яакова появились только через несколько столетий?

Дело в том, что настоящее и будущее есть только у людей.

Бог этими временными рамками не стеснен, и одномоментно видит и прошлое и будущее.

И на основании этого, ДЕЛАЕТ СВОЮ ИСТОРИЮ, не полагаясь на случай.

То есть, тут мы видим, так называемую «двойную нагрузку«, одного пророчества — с одной стороны, число народов было определенно по числу потомков Ноя, а с другой стороны, Бог сотворил количество языков, с учетом будущего числа сынов Израиля.

То есть, тем самым, Бог подтверждает свое всесилье и над временем, и над пространством, и над историей своего творения.

Как Он это и говорит, через Тору:

39 Видите ныне, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей.

40 Я подъемлю к небесам руку Мою и говорю: живу Я во век!  (Втор.32:39,40)

И поразительно то, как это можно не видеть, когда изобретают различные учения о «триединстве«, о котором во всем Писании нет ни одного упоминания

А ведь о строгости монотеизма говорится и в другом месте:

4 Слушай, Израэль, Господь, Бог наш, Господь один. (Втор.6:4)

Но и этот момент предали забвению, а опираясь на надуманные догматы, продолжают отстаивать языческие постулаты, которые так крепко успели осесть в христианстве, и так пагубно отражаются на становление Мессианского Иудаизма.

Поэтому, и звучит это предупреждение:

20 Когда спросит тебя сын твой в будущем, говоря: «что это за откровения и уставы и законы, которые заповедал вам Господь, Бог ваш?»,

21 То скажи сыну твоему: «рабами были мы у Паро в Египте, и вывел нас Господь из Египта рукою крепкою,

22 И явил Господь знамения и чудеса великие и гибельные в Египте над Паро и над всем домом его пред глазами нашими.

23 А нас вывел Он оттуда, чтобы ввести нас, чтобы дать нам землю, о которой клялся Он отцам нашим.

24 И заповедал нам Господь исполнять все уставы эти, чтобы бояться Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, чтобы оставить нас жить, как ныне.

25 И в праведность зачтется нам, если будем верно исполнять все эти заповеди пред Господом, Богом нашим, как Он заповедал нам».  (Втор.6:20-25)

— финальное напоминание и Израилю, и нам, как надо строить свои отношения с Богом и людьми.

И в заключении, этой недельной главы:

44 И пришел Моше [к народу] и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Ошея, сын Навин.  (Втор.32:44)

В тот день оба они, и Моше, и Иегошуа говорили к народу и были облечены властью.

Но вот почему здесь Иегошуа назван своим старым именем — Ошеа, а не Иисус?

Ведь новое имя, он получил не вчера, и даже не год назад, а несколько десятилетий раньше.

Тогда почему вспомнилось его старое имя?

Комментаторы подчеркивают, что новое имя ученика Моше к тому времени было «у всех на слуху«.

Как имя, одного из лидеров общества Израилева, а к этому моменту, уже и наделенного властью, духовного лидера своего народа.

Дело в том, что Иисус, был достойным учеником своего учителя — Моше.

И как тот был скромен, и никогда не выпячивал свою фигуру, так и Иисус, став лидером общества, в этой ситуации, когда шел прощальный момент народа с Моше, уничижил себя до рядового израильтянина, которым он был, до получения нового имени.

И как говорит предание, как до возвышения он был «сподвижником Моше«, так и после того, как жезл власти перешел в его руки, Иисус остался чужд всякого самодовольства.