Cуккот — «праздник шалашей»
В Левитов 23, мы читаем:
34. Говори сынам Израиля так:
35. В пятнадцатый день этого седьмого месяца – праздник шалашей, семь дней, посвященный Б-гу.
35. В первый день – собрание к Святилищу, никакой работы служения не делайте.
36. Семь дней приносите огненные жертвы Б-гу; на восьмой день – собрание к Святилищу у вас, и принесите огненные жертвы Б-гу; это завершение для сохранения, никакой работы служения не делайте.
37. Это времена Б-га, предназначенные для встречи, которые вы будете объявлять собраниями к Святилищу, чтобы приносить огненные жертвы Б-гу, жертву возношения, дар преданности, жертву мирной трапезы и возлияния, каждое в свой день.
38. Кроме Шабатов Б-га и кроме ваших обязательных приношений, и кроме ваших обетов, и кроме ваших доброхотных приношений, которые вы должны отдать Б-гу.
39. Но в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете урожай земли, празднуйте праздник Б-гу семь дней; в первый день прекращение работы и в восьмой день прекращение работы.
40. Возьмите себе в первый день плод прекрасного дерева, листья пальмовой ветви, ветви мирта и речные ивы* и радуйтесь перед Б-гом, вашим Б-гом, семь дней.
41. Празднуйте это как праздник Б-гу семь дней в году, вечный закон для ваших поколений, в седьмом месяце празднуйте его.
42. В шалашах живите семь дней; всякий уроженец в Израиле должен жить в шалашах,
43. чтобы могли знать ваши поколения, что в шалашах Я поселил сынов Израиля, когда Я выводил их из земли Египта. Я – Б-г, ваш Б-г.“
Суккот начинается 15 Тишрея и продолжается 8 дней.
В этом году начало этого праздника, выпало на вечер в среду.
Первые семь дней Тора называет «праздник суккот» (буквально — «праздник шалашей»).
Они названы так потому, что в эти дни евреям заповедано жить в шалашах или, по крайней мере, кушать там. Это собственно Суккот. Примыкающий непосредственно к нему отдельный праздник Шмини-Ацерет образует восьмой день цикла.
Со временем в этот же день стали праздновать и Симхат-Тора – начало нового годового цикла изучения Торы.
Суккот — совершенно особый праздник среди всех еврейских праздников. Это общенародный «праздник сбора»- праздник урожая. Урожай на полях и в садах уже в основном собран, и теперь земледельцы могут отдохнуть от трудов до первых дождей. Только о празднике Суккот сказано в Торе:
«и будете радоваться пред Г-сподом, Б-гом вашим», «время радости нашей».
В праздник Суккот евреи обращаются к Всевышнему с благодарностью и восхвалениями за то, что Он благословил Свой народ изобилием, и просят Всевышнего, чтобы Он послал им теперь дождь «во время его», т.е. своевременно — когда он нужен земле.
У праздника Суккот много названий: «праздник сбора» (здесь имеется в виду уборка урожая), «праздник шалашей», и совсем коротко, как если бы было очевидно, о чем идет речь, — «праздник» (с определенным артиклем, что по-русски звучит примерно как «этот праздник») или «праздник Г-спода».
Суккот — это время просьб о дожде для полей, и потому наши мудрецы говорят:
«В праздник Суккот выносится приговор о воде».
Это значит — Всевышний судит мир и решает, «открыть» или «замкнуть» небеса, т.е. быть году дождливым или скудным дождем и росой. Все обычаи и обряды праздника связаны с водой, с надеждой на дождь. Ведь Эрец-Исраэль — особая земля.
В ней очень мало водных источников, человеческое существование здесь прямо зависит от ниспосылаемых небом дождей.
Отсюда это напряженное ожидание, и вот почему молитва о дожде столь важна и существенна.
Заповедь радоваться в этот праздник упоминается в Торе трижды: «и веселись в праздник твой», «и будешь радоваться», «и будете радоваться пред Г-сподом, Б-гом вашим».
Во времена Храма одной из самых веселых и радостных церемоний Суккот было «веселье черпания воды» — «симхат бейт ха-шоэва», вершина веселья в этот праздник, отличительная особенность которого — максимальное веселье.
Почему этот праздник Господь заповедовал именно в этот период времени???
Пятнадцатого числа месяца Тишрей начинаются праздники, продолжающиеся восемь дней, как сказано в Торе. В это время был конец сбора урожая и наступало обилие, и увеличивалось искушение сказать себе. «Это плоды рук моих». Праздник Сукот приходится на пору уборки урожая, когда человек приносит в свой дом плоды и радуется им. И вот, чтобы не возгордиться от неожиданного изобилия, человек встает, покидает дом и отправляется в суку.
Другая причина празднования в Тишри связана с событиями, происшедшими после изготовления евреями золотого тельца.
Как только евреи сделали золотого тельца, от них удалилось облако Божественного присутствия, Шехина.
И евреи получили прощение только в Йом Кипур.
Именно в этот день Моисей спустился с горы Синай со вторыми скрижалями.
Наутро после Йом Кипура Моисей обратился к народу Израиля и сказал:
«… Соберите от себя приношение Господу» (Исход, 35:1),
— и в течение следующих двух дней, 12 и 13 Тишри, народ приносил свои дары.
14 Тишри «мудрые сердцем», т. е. мастера, которым было доверено сооружение скинии, переносного Храма, получили от Моисея все принесенное народом.
И строительство скинии началось 15 Тишри.
Тогда Шехина — облако Славы Божьей — вернулась и образовала сукку — «шатер», «покрытие» над станом Израиля.
Это и было первым празднованием Суккота, а день 15 Тишри стал с тех пор праздником.
Следующий поучительный момент этого праздника:
Вывод Господом Израиля из Египта показал, что для него значат человеческое могущество.
На примере Египта Господь показал свою мощь (десять казней):
Нил — не божество, ибо поразил его Всевышний и превратил его воды в кровь!
Дом — не крепость, ибо из Нила поднялись лягушки и переполнили все дома!
Земля — не прибежище, ибо она была поражена презренной тварью — вшами!
Народ — не опора, ибо Всевышний послал диких зверей, и народ охватил ужас!
Скот — не подспорье, ибо Он наложил руку на стада египтян!
Удовольствия — лишены смысла, ибо Моше развеял горсть пыли — и их не стало — весь Египет был поражен язвами и позорной болезнью!
Силы природы — ничто, ибо обрушился на Египет град, подобного которому никогда не бывало! Деревья полевые — тлен, ибо все их пожрала саранча! Солнце, месяц, звезды — принадлежат Всевышнему, ибо их покрыла непроглядная тьма, осязаемый мрак!
Все первенцы, лидеры, герои — равны в своем ничтожестве, ибо Гсподь поразил всех первенцев в Египте — нет подобного Ему!
Сукка
Слово «сукка», давшее название празднику, переводится как «шатер», или «шалаш», или «кущи» (по-русски праздник в старину так и назывался — праздник Кущей).
Но, по сути, слово «сукка» означает «жилище», всякое жилище, крыша которого сделана из растений.
Для «схаха» годятся любые ветки (с листьями, с хвоей, без ничего), дощечки, планки, жерди и т.п. Такая крыша, понятно, не слишком надежно укрывает от непогоды, но именно в этом ее назначение в праздник Суккот: она символизирует наш отказ от опасной, в общем-то, иллюзии, что надежным дом делает крыша.
Безопасность и надежность нашего существования зависят совсем от иных причин.
Заповеди пребывать в сукке во всех поколениях давалось множество разных объяснений и осмыслений.
Вот некоторые из них: Тора объясняет:
«Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской» (Ваикра, 23:43).
Согласно другому объяснению, смысл заповеди в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.
Есть близкие к этому объяснения: Всевышний установил праздник Суккот именно в пору сбора урожая, чтобы человек, собирая «с тока… и с давильни» своих, каждый раз вспоминал, что в пустыне у него не было ни своего дома, ни своего надела, и благодарил Всевышнего за то, что нынче дан ему и надел, и дом, полный всякого добра.
Сукка называется также кущами мира и символизирует мир среди людей, в человеческом обществе. Суккот — это тот желанный миг, когда человек сидит под своей виноградной лозой и под своей смоковницей в покое, не зная тревог и страха.
Тора заповедует выполнять в Суккот вознесение лулава — нетилат лулав.
Это особое праздничное действие подымания и благословения набора из четырех видов растений (лулавом называется как лист пальмы, входящий в набор, так и все растения вместе).
«И возьмите себе в первый день плод дерева великолепного (этрог — вид цитрусовых), листья финиковой пальмы (лулав) и ветви дерева густолиственного (мирт) и куста речного (ива) и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим, семь дней».
Каждый из четырех видов — арба миним — символизирует собой разные типы людей в еврейском народе:
этрог, обладающий и вкусом, и запахом, — это евреи, обладающие знанием Торы и совершающие добрые дела
лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, — это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел
мирт — растение несъедобное, но приятно пахнущее — это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела
ива — нет у нее ни вкуса, ни запаха — это евреи, у которых нет ни знания Торы, ни добрых дел
Что же делать Всевышнему со всеми этими разными людьми? И сказал Он: да будут связаны в один пучок и искупают друг друга. У «четырех видов» есть и другие символические значения. Одни из них плодоносят (лулав и этрог), а другие — нет (мирт и ива). Они символизируют и эти различия среди сынов Израиля. Сочетание всех четырех видов растений символизирует единство еврейского народа.
Как нельзя выполнить заповедь вознесения лулава лишь с частью из них, так нельзя сынам Израиля обойтись друг без друга. Только вместе могут они выполнить свое назначение в мире.
Заповеди Торы к празднику Суккот — законы и обычаи
Положено начать строить шалаш сразу после Йом Кипура, потому что если надо исполнить заповедь — не откладывай и приступай немедленно. Если по какой-то причине не успели построить шалаш перед праздником, или он упал случайно, то можно строить его в промежуточные дни между первыми и последними двумя днями праздника
Где ставить шалаш?
Следует выбрать чистое и красивое место, где нет сильных ветров и неприятных запахов.
Чем покрывать шалаш?
Главным отличием между шалашом и домом является крыша, а также материал, из которого она состоит, так как главная часть заповеди — это покрытие кровли ветками для шалаша.
Покрывать надо только растительностью, но не съедобными плодами (не плоды или овощи). Нельзя также покрывать столбами или балками. Рекомендуется пользоваться ветками деревьев, растениями, цветами и не быстро увядающими листьями.
Покрывать надо так, чтобы виден был сквозь покрытие свет звезд, и чтобы дождь мог проникнуть.
Как строят шалаш?
Bысота шалаша должна быть не менее 80 сантиметров, но не более двадцати локтей (около девяти с половиной метров).
Ширина шалаша должна быть не менее чем семь ладоней на семь ладоней (60 сантиметров на 60 сантиметров), но можно добавить по желанию без ограничения.
Декоративное украшение шалаша.
Мы должны украсить шалаш красивыми вещами.
В Талмуде рассказывается, как украшали шалаши разноцветными, фигурно разрисованными материалами.
Вешают на стенах орехи, миндали, персики и гранаты, виноградные грозди и другие виды плодов, а также цветы и венки из колосьев.
Как надо выполнять заповедь о пребывании в шалаше.
По закону требуется, чтобы ели, пили, спали и беседовали в шалаше все семь дней.
Наши мудрецы заключили это из сказанного в Библии: «Чтобы сидели в шалашах семь дней».
Сидеть значит жить.
Поэтому надо создать жилую обстановку в шалаше; внести посуду, постель, и все, что необходимо для жилища. Если приходится дома вести беседы — их надо проводить в шалаше.
Если молится человек один, то он должен это сделать в шалаше.
Честь и почитание.
Cледует относиться с почетом к заповеди о шалаше.
Поэтому не следует вносить туда грязных вещей и неочищенных кастрюль и горшков.
Положено, чтобы каждый сам занимался устройством шалаша и уложил покрытие на крышу, — даже если человек важный и пожилой, ибо это считается уважением, когда сам занимается устроением шалаша.
После праздника, когда разбирают шалаш, нельзя ходить по этому материалу и нельзя использовать материал для неприличных целей.
Первая ночь праздника.
Евреи обязаны кушать в первый вечер праздника Суккот в шалаше.
Даже если человек переживает или болеет, он должен что-то (маленький кусочек хлеба «как маслину») поесть в шалаше. Вечером, когда в небе появляются звезды, после молитвы в синагоге, приходят в шалаш и празднично благословляют, потом произносят молитву об исполнении заповеди Торы о повелении «сидеть в шалаше».
Молитва «сидеть в шалаше».
Каждый раз, когда приходят в шалаш, надо произносить молитву об исполнении заповеди Торы — «сидеть в шалаше!».
Если человек забыл благословлять и вспомнил во время обеда, или даже после того, как окончил трапезу, необходимо произнести эту молитву, потому что сидение в шалаше потом является тоже исполнением заповеди.
Завершается Сукот плавным переходом в следующий праздник Шмини Ацерет и Симхат Тора — это день праздничных молитв, песен и танцев в синагогах вокруг свитка Торы.
Мессианское значение этого праздника.
Как в Библейских учениях, так и в учениях Талмуда Суккот тесно связан с темой Мессии.
Многие традиции, обряды и отрывки Писаний, читаемые в эти дни, относятся к Мессии и его приходу.
Во времена второго храма из литургии праздника Суккот развилось несколько интересных обычаев. В глазах Мессианских верующих эти обряды указывают на Мессию Иешуа и Его пребывание среди народа.
Талмуд описывает что в конце первого дня празднования Суккот левиты (колено священников) выходили в женский двор храма, сооружали четыре громадные меноры (семи ветвяные светильники).
В них заливалось масло, и эти светильники светили так ярко, что освещался весь Иерусалим. Меноры стояли высоко и были хорошо видны далеко за пределами города.
Иешуа как праведный еврей праздновал Суккот во время его жизни среди Израильского народа. После зажигания гигантских менор все пришедшие на праздник люди заворожено смотрели на них. Иешуа тогда сказал –
«…Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.» (Йоханан — Иоанн 8:12).
Иешуа говорил им о том, что Он есть Мессия и что Он является источником духовного света, с которым человек может ходить по темноте своей жизни.
Ведь без света легко споткнуться, упасть, потеряться и даже убиться.
В это же самое время проходила процессия священников, направляясь к бассейну Силоам, сопровождаемая толпами людей. Кохейн Хагадол (Первосвященник) проходил через «водяные ворота» за водой для церемонии излития.
Золотой кувшин наполнялся водой из этого искусственного водоема и доставлялся в храм сопровождаясь группой играющих и поющих псалмы священников, жонглеров и ликующего народа. На следующий день эта вода изливалась на медный алтарь как символ излития Руах Кодеш во время прихода Мессии.
Иешуа прийдя на церемонию черпания воды сразу после пения писания –
«И с радостью будете черпать воду из источников спасения» (Йешая — Исаия 12:3),
— сказал присутствующим:
«…кто жаждет иди ко Мне и пей. Кто верует в меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.» (Йоханан — Иоанн 7:37-38).
Слово спасение на иврите звучит «иешуа» и понятно, что Йешая написал эту песню о Мессии. Конечно Иешуа тогда не говорил о физической воде, он говорил о том, что вода символизировала в литургии черпания и изливания.
Он говорил о Руах Кодеш.
Последняя строка этой песни о Мессии говорит:
Веселись и радуйся жительница Сиона: Ибо вовек посреди тебя Святой Израилев.» (Йешая — Исаия 12:6).
И наконец,это единственный праздник, который пребудет вечно в Царстве Бога:
16 И будет каждый оставшийся из всех народов тех, приходивших на Йерушалаим, подниматься из года в год, чтобы поклониться Царю, Господу Ц-ваоту, и праздновать праздник суккот.
17 И будет: то из племен земли, которое не поднимется в Йерушалаим, чтобы поклониться Царю, Господу Ц-ваоту, — не будет над ними дождя.
18 И если племя египетское не поднимется и не придет, то не будет у них (разлива Нилуса); будет поражение, которым поразит Господь народы, которые не взойдут праздновать праздник суккот.
19 Это будет наказание Египту и наказание всем народам, которые не взойдут праздновать праздник суккот. Зах. 14:16-19
И в заключении, еще один мидраш:
Когда человек пребывает в Сукке, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в сукке вместе с ним.
Сказал рабби Аба:
«Авраам, пять праведников и царь Давид находятся в сукке вместе с ним.
Ведь сказано: «В шалашах живите – семь дней» – «семь дней», а не «семь этих дней».
Это значит: вы, носящие имя «семь дней» – живите в шалашах.
«Семью днями названы семь пастырей, Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Агарон, Йосеф и Давид. Ибо если бы они не освещали мир, он был бы похож на вечную ночь.»
Поэтому человек должен радоваться все дни Суккот: ведь ушпизин пребывают вместе с ними в сукке.