Перейти к содержимому

Недельная глава Дварим. 2017 г.

Недельная глава Дварим

(Речь/слова)

(Втор. 1:1-3:22)

Сегодня, прежде чем мы перейдем к разбору недельной главы, давайте обсудим один, далеко не праздный вопрос:

» Иудаизм и христианство — какова возможность взаимоотношения«.

Ведь не может быть так, чтобы Бог позволил существовать этим двум направлениям, основанных на одних и тех же принципах, и не дав им возможность сосуществовать в этом мира, для Своей Славы.

А как ни крути, а Мессианский Иудаизм, несмотря на определенные теологические расхождения, все-таки относится к этой ветке — к христианству.

Хотя справедливости ради, надо отметить, что быстрее христианство является ответвлением от Мессианского Иудаизма, а не наоборот.

Поскольку это движение, зародилось внутри иудаизма, и только потом, из него выделилось христианство, как ветвь верующих в Иисуса Христа не евреев.

А Мессианский Иудаизм, в силу определенных исторических обстоятельств, постепенно сошел на нет, уже к пятому веку.

Но пока, давайте оставим до времени, этот теологический вопрос «за бортом» и попробуем понять поставленный выше вопрос.

Всю причину трагической натянутости между христианством и иудаизмом нельзя объяснить просто некоторыми различиями в религиозных убеждениях и догмах.

Если посмотреть непредвзято, то во-первых можно предположить, что причина состоит в долгой истории не просто противостояния, а гонений поздней церкви, по отношению к иудаизму.

Крестовые походы, инквизиция, погромы, и наконец, Холокост — все это звенья одной цепи — антисемитизма, в котором постепенно погрязла, практически вся поздняя церковь.

Сегодня невозможно подсчитать то количество жертв, которые понесли евреи, в результате  этого противостояния.

Только в период Холокоста, было физически уничтожено более 6 миллионов евреев, и только за то, что они были евреи.

Хотя справедливости ради, надо заметить, что и ортодоксальный иудаизм, не совсем лестно, относился к Мессианскому Иудаизму, особенно на первом этапе, его существования.

И особенно после того, как большинство сторонников Мессии, ушли из Иерусалима в горы, перед тем, как римляне приступили к его осаде.

Как это и предрекал Иешуа:

20 Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:

21 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него,   (Лук.21:20,21)

Окончательный же разрыв, произошел тогда, когда известный в свое время, равви Акива, провозгласил Мессией Бар Когбу — руководителя Второй Иудейской войны 131-135 годов.

Тогда все последователи Иешуа, в знак протеста, покинули его войско, и с тех пор, их стали считать предателями.

Но если в тот период, это противостояние было внутриконфесиональным трением, пусть даже порой в очень жесткой форме, то в последствии, это переросло в антагонистическое противостояние церкви и иудаизма, приведшее последних, к большим человеческим жертвам.

И эта проблема, осталась актуальна и в наше время.

Время, когда необходимо задуматься о будущем отношений между евреями и христианами.

Точнее между иудаизмом и христианством.

Ведь только сейчас представители некоторых христианских церквей, в открытую признали, что причина всех преступлений против евреев — это в первую очередь в религиозной нетерпимости, основанной на антисемитизме.

И если мы хоть чуть вспомним историю, то к двадцатому веку, антисемитизм обрел такую форму, что это стало нести опасность, даже для самого существованию христианства.

Вот почему определенные круги христианского мира начали пересматривать свои позиции.

И как мы видим, сегодня уже последовали извинения, от католической церкви за их многовековое преследование.

Что же касается протестантской церкви, то она в большинстве своем, призывают к пониманию Божьей миссии еврейского народа в этом мире.

Касательно позиции православия по этому вопросу, то тут сложно судить, так как эта позиция просто никем из руководства этой конфессии не озвучивал.

Ну и как это было сказано выше, говоря о проблемах, возникших между христианами и иудеями, то тут надо начинать с анализа противоречий, в которые попала церковь, с того момента, как она, церковь,  объявив себя Духовным Израилем.

А ведь первые последователи Мессии Иешуа, не говорили о создании новой религии, а относили себя, к одному из течений иудаизма.

И все концепции последователей Мессии Иешуа, строилась на тех пророчествах еврейского Писания, то есть ТаНаХа, которые и до сего дня имеют непреходящую силу.

А центральный образ — образ Машиаха — это не просто Спаситель, но и обещанный еврейскому народу Царь Машиах, потомок царя Давида, по плоти.

Но все это было на первой стадии становления, этого движения.

То есть пока были живы, ученики Иешуа, и пока основу общины Мессии, в подавляющем своем большинстве, составляли евреи.

Но все кардинально изменилось, когда к руководству в общине, к концу первого века, пришли не евреи.

И как следствие, не имея крепкого фундамента библейской науки, в церковь стали проникать не только ложные учения, но и откровенные языческие обряды и догмы.

Ну и естественно антисемитизм, который присущий многим народам того времени, как кстати и сегодня.

Перечислять все эти искажения, нет смысла, поскольку большинство из нас, с ними знакомы.

Иконы, поклонение «святым мощам«, создание идола из креста, как спасительного инструмента, а не как орудия казни, праздники, которых нет в Библии, которыми заменили праздники, утвержденные Богом, и многое другое, сделало христианство, чуть ли не новой религией.

Кроме этого, церковь стала настойчиво заявляла, что она являлась непосредственным продолжением того Божественного действия в истории человечества, основной частью которого, до этого принадлежала народу Израиля.

Но, тем не менее, несмотря ни на что, евреи продолжали существовать, тем самым справедливо утверждая, что Библия была дана им, что их понимание Библии, основано на многовековой практике поклонению Единому.

И вот эта взаимная оппозиция, создала климат враждебности и неприятия друг друга, который сделал и без того сложные иудейско-христианские отношения еще более противоречивыми.

С одной стороны, было неприятие евреями нового учения, основанного на греческой философии, а с другой стороны, непонимание церкви своих корней, привело, как уже было сказано, ко многим проблемам, в их теологии, и следовательно во взаимоотношениях иудаизма и христианства.

И это можно понять.

Евреев не примут то новое учение, которое породило много проблем, даже для христианской теологии.

Церковь же не примет отвержение иудеями Иешуа Машиаха, а тем более те искажения о нем, что все еще бытует на определенном уровне, внутри иудаизма.

Имеется в виду, те надуманные истории, которые были связанные с Его биографией, и с Его, якобы учением.

Какой же есть выход, из создавшейся ситуации?

Попробую высказать свою точку зрения, по этому вопросу.

Первое и главное условия — для начала конструктивного диалога, отказаться от всех необдуманных нападков друг на друга.

Второе — принять как уже свершившийся исторический факт, существование, как иудаизма, так и христианства.

Третье — в процессе диалога, находить не точки противостояния, а точки соприкосновения, чтобы через это прославлять Имя Единого Бога, в этом мире.

И четвертое — помнить, слова великого учителя иудаизма, Гилеля:

34 Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время,

38 И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится,

39 а если от Бога, то вы не можете разрушить его; [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками. (Деян.5:34; 38-39)

Тогда это было сказано Синедриону, в отношении нарождающемуся Мессианскому движению, а сегодня, это можно отнести, ко всем сторонам затянувшегося конфликта.

И так, что нам надо запомнить?

Нам надо помнить, что Евреи, изначально относятся к той категории верующих, которые были первыми и целенаправленными получателями Божественного Откровения.

И этот дар Божий, им был дан не на время, а навсегда, и поэтому они до сих пор, являются носителями неразбавленного Слова Бога, то есть ТаНаХа.

Об этом говорит все Писание.

И это подтверждают апостолы:

1 Итак, какое преимущество [быть] Иудеем, или какая польза от обрезания?

2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче [в том], что им вверено слово Божие.

3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? 4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.  (Рим.3:1-4)

Это было сказано две тысячи лет назад, и это остается в силе и сегодня, как основополагающим фактором того, что иудаизм остается фундаментальным Учения Бога, на все века.

Что же касается христианства, то на сегодня, его основная цель — разнести весть о Едином Боге, и Его Мессии по всем миру.

И по пути избавляясь от всего того, что вольно или невольно проникло в христианство из язычества.

Понятно, что в один присест, избавиться от этого невозможно.

Но этот путь надо пройти, до второго пришествия Машиаха, чтобы не попасть к нему на осуждение, за искажение Божьего Слова.

И возрождающийся Мессианский Иудаизм, может стать тем катализатором, который даст толчок церкви, начать глубокую ревизию своего учения, ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТаНаХа!!!

Что же касается самого Мессианского Иудаизма, то ему надо найти в себе силы, что бы избавится от того ненужного балласта, который он невольно прихватил с собой, выйдя из традиционного христианства.

И тем самым, возможно стать мостом связующим иудаизм и церковь, в борьбе против «сил зла поднебесного«.

Ведь если копнуть глубоко, то идейно, христианство несет философию иудаизма.

Это относится ко многим вопросам — поклонению Богу Авраама, Исаака, и Яакова, веру в воскресение мертвых, веру в Мессию, и главное, в признании Слова Бога, которую Он изложил в библейских текстах.

Поэтому, главное, что нам надо сегодня понять, так это то, что мы находимся на переходном этапе, когда на смену противостояния, приходит понимание того, что все, вышеперечисленные участники сегодняшнего противостояния, находимся в одной лодке.

И, что у нас одно направление — привести человечество, в Эдемское состояние.

Да, надо признать тот факт, что в сегодняшнем иудаизме Его, Мессии нет.

Но парадокс заключается в том, что Бог, им, евреям, дал другой путь приближения к Себе — через исполнение и распространение Торы, и веру в Единого Бога.

Что же касается Машиаха, то по прошествии им избранного времени, Он им сам откроется, как об этом и говорил Павел:

25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников;

26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.

27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.

28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов.

29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.  (Рим.11:25-29)

Всему свое время

И вот на этой оптимистической нотке, давайте приступим к разбору, очередной недельной главы Торы, которая называется «Дварим«, что значит «Речь«.

Это последняя, пятая книга Торы, где Моше подводит итог путешествия по пустыне, перед тем, как евреи начнут завоевывать Землю Обетования.

Поскольку Израиль уже проделал путь по пустыне, длиною в сорок лет, и теперь стоит перед рекой Иордан, на другом берегу которой находится Земля, которую Бог обещал еще Праотцам Израиля.

И Моше обращается с прощальной речью к народу, перед тем, как покинуть не только этот народ, но и этот мир.

Основная же тема этого обращения — назидательные речи Моше к еврейскому народу.

Точнее, он преподает им целый курс лекций.

К этому времени структура еврейского народа уже прочна, и Учение — как совокупность законов и принципов повседневной жизни — уже cтала частью культуры этого народа.

Сорок лет Моше старался поддерживать атмосферу Учения во всем, что нужно было Израилю, начиная от устройства общества, и ведения боевых действий, до решения житейских и хозяйственных проблем.

И в предчувствии близкого ухода, Моше хочет, чтобы его наука была принята более полно.

В первой своей речи, Моше напоминает народу краткую историю их похода, географию путешествия, и тех событий, которые происходили с Израилем, в процессе путешествия.

Для нас, жителей 21 века, кажется излишним это описанием, но для тех евреев, это была их реальность.

Реальность того, что Моше, и весь еврейский народ, становится каналом, через который Всевышний несет свою волю в этот мир для всего человечества.

И эта воля зафиксирована в Торе, которая отдана еврейскому народу на хранение, чтобы любой человек, при желании мог лично, без посредника обратится к этому источнику, и присоединится к тем обетованиям, которые Творец дал Израилю.

При этом, большинство комментаторов, отмечают суровость выступления Моше.

И на это у него были все основания.

Но давайте по порядку.

Прежде всего, отметим, КОГДА он говорил.

Простой подсчет показывает, что речь, приведенная в книге Дварим, говорилась Пророком в течение тридцати шести дней.

Действительно, из третьего стиха нашей главы мы видим, что начал он речь первого числа десятого месяца (месяц Шват), а умер, как сообщает традиция, седьмого Адара в том же году.

Делаем элементарный подсчет, и получаем следующее — тридцать дней в месяце Шват, плюс шесть в месяце Адар, и получаем 36.

Но почему так долго?

Ведь текст книги Дварим, можно прочитать за день, а без особого напряжения, за пару дней.

А что тогда Моше говорил оставшиеся тридцать пять дней?

А ведь он говорил, и говорил не просто так.

Интересный вопрос, не так ли?

Настолько же интересен, как и тот, о чем Моше говорил с Богом, в течении ВОСЬМИДЕСЯТИ дней, пребывания на горе Синай?

Ведь всю Тору, несложно прочитать за неделю, то есть за семь дней.

Ну, максимум за две недели, если не спеша.

Это говорится к тому, что характер повествования Дварим, похож на вольный пересказ всей той науки, что Бог давал Моше, в течении всего пути, путешествия по пустыни — то есть сорок лет.

В иудаизме, эта наука называется Устная Тора.

И так, свои увещевания Моше высказывает, уже находясь на пороге в иной мир.

Кстати, если вспомнит, то подобная история — история с наставлением, уже было у Израиля.

В книге Бытие, в 49 главе, описывается, как Яаков произнес критические слова своим двенадцати сыновьям, уже лежа на смертном одре.

Причина подобного поступка назидания перед смертью одна — чтобы провинившийся не испытывал каждый раз чувство стыда, встречаясь с тем, кто его отчитал.

Или чтобы он не испытывал чувство неприязни к нему.

Но главное в том,  чтобы он дослушал до конца тот выговор, без которого, ему будет сложно в будущем обойтись.

И еще одна причина, подобного акта — только завершая жизнь, имеет смысл предъявлять претензии другим, по той причине, что лишь в этом случае человек сам уже, ограничен в совершении греха.

Ибо если ты учишь, а потом грешишь, то будь готов выслушать от своего вчерашнего ученика выговор покруче того, что он получил от тебя.

Следующий интересный момент, касающийся всей этой книги —  нет ничего удивительного в том, что в конце Второзаконие, Моше рассказывает о смерти Моше.

Почему так?

Дело в том, что книга Дварим, была закончена и сформирована после его смерти, Иисусом Навиным, и в последующем, в таком виде передавалась из поколения в поколение.
Но при этом, автор этой Книги, как и четырех предыдущих, все равно является Моше.

Поскольку она инициирована и создана им.

И так, что же это за книга Дварим?

Если первые четыре книги Торы описывают историю мира и создания Израиля, и попутно приводят законы и заповеди в том порядке, в каком они были получены свыше — от сотворения Вселенной до прихода евреев в Моавские степи, то книга Дварим, в основном посвящена подготовке народа к самостоятельной жизни, уже в своей земле.
Поэтому Тора — это есть тонкий, необыкновенно сложный инструмент познания себя, познание мира, и познание Бога и связи между всем этим.
Истинность Торы, её значение, реальность того, что в ней написано — всё это необходимо для того, чтобы понимать смысл существования, как Израиля, так и вообще смысл существования всего человечества.

Вот почему необходимо вникать и понимать, как оно было на самом деле, чтобы не идти на поводу у сторонников различных «новых хронологий«, и «супероткровений«, перекраивающих историю и исключающих из нее события, которые не подходят под их теории.

И так начнем разбор этой книги:

1 Вот слова, которые говорил Моше всему Исраэйлю за Ярдэйном в пустыне Арава, против Суфа, между Параном и Тофэлом, и Лаваном, и Хацэйротом, и Ди-Заавом,

2 В одиннадцати днях пути от Хорэйва, через гору Сэир, до Кадэйш-Барнэи.

3 И вот, в сороковом году, в одиннадцатом месяце, первого (дня) того месяца, говорил Моше всем сынам Исраэйлевым обо всем, что заповедал ему Господь о них.  (Втор.1:1-3)

Обычно эти стихи воспринимаются как вводные предложения, относящиеся ко всему тексту книги Второзакония.

В этих строках приведено описание того места, где незадолго до своей смерти Моше обратился к народу.

Логичным, что перед изложением законов и наставлений, содержащихся в последней из книг Пятикнижия, Моше точно указал не только время, но и место, где были сообщены все эти заповеди и слова поучения.

Благодаря этому, книга Второзаконие должна была стать документом, подтверждающим, что сыны Израиля были предупреждены о последствиях несоблюдения законов Торы, если таковое будет случаться.

Что касается названия мест стоянок, то они стали напоминанием о преступлениях, совершенных народом, которые Моше произносил после каждой из них, начиная с момента исхода из Египта.

И теперь перед вступлением в Землю Обетования, на последней из стоянок, Моше вновь возвращается к тем событиям и напоминает стоящему перед ним новому поколению, какие уроки следовало бы извлечь им из всего произошедшего.

Это не сухой экскурс в историю, а призыв осознать значимость постановлений, которые им предстоит услышать.

Таким образом, Моше заботится не столько о том, чтобы книга стала документом, в котором указано, где и когда он был составлен, сколько о том, чтобы сыны Израиля вспомнили прошлое и осознали, что несоблюдение закона Торы рано или поздно оборачивается трагедией.

Несмотря на то, что большинство приведенных в книге Второзакония законов либо не упоминались раньше, либо были изложены в иной форме, Моше надеется, что уроки прошлого научат скрупулезно соблюдать все повеления Всевышнего. 

И хотя всему народу было хорошо известно о намерении Моше обратиться к ним со словами упрека и поучения, тем не менее, люди пришли, чтобы выслушать его и постараться исправить свои дела. 
  

Но тут интересен один момент, который описан в начале этой недельной главе:

1 Вот слова, которые говорил Моше всему Исраэлю за Иорданом в пустыне Арава,.. (Втор.1:1)

То есть, Бог смотрит на Израиль, уже со своей стороны, то есть со стороны Земли Обетования.

Но ведь Израиль, еще не перешел?

Объясняется это тем, что Тора всегда смотрит на настоящее, как бы глазами будущего.

То есть, если менялись, например, названия мест или населенных пунктов, то, как правило, Тора пользуется последним из известных названий.

Поэтому, в самом ближайшем будущем, когда после смерти Моше сыны Израиля перейдут через расступившиеся для них воды Иордана, то степи Моава станут для них уже «той стороной Иордана«.
И еще один момент — указанные в Торе географически, название стоянки, сегодня не всегда легко определить.

Но, вне всякого сомнения, названия этих мест связаны с событиями, происходившими на той или иной стоянке.

Следующий интересный момент, этой книги — это Законы, о которых говорит Моше.

Дело в том, что из ста законов, приведенных во Второзаконии, семьдесят встречаются впервые и являются совершенно новыми.

Следовательно, слова «объяснять учение» относятся к первому обращению Моше, которое разъясняет смысл событий прошлого как следствие несоблюдения законов Торы и неповиновения Всевышнему.

Именно эти слова призваны подчеркнуть жизненную необходимость соблюдения всех требований во все времена, в то время как в последующих обращениях к народу Моше почти не говорит о непреходящем значении Торы.

Почему так?

Опять таки, дело в том, что Моше раскрывает новые законы и моральные основы, которые не имели принципиального значения в период странствий по пустыне.

А вот теперь, в преддверии завоевания Земли Обетования и необходимости построения государства, эти Законы выдвигаются на первый план.

Таким образом, слова «…начал Моше объяснять учение это, говоря…», скорее всего, относятся только к первому обращению, определяя его как разъяснение важности соблюдения законов, на конкретных примерах из недалекого прошлого.

И заставляет рассматривать последующее изложение законов и морально-нравственных принципов в книге Второзаконии, как конкретное учение, изложенное после того, как была закончена поучительная часть. 

Итак, Моше обращался к сынам Израиля на каждой стоянке во всех перечисленных местах, исподволь напоминая о том, что только их преступления не позволили достичь Святой земли за одиннадцать дней и тем самым завершить исход из Египта.

Он вспоминает о всех трудностях, встретившихся сынам Израиля при переходе через пустыню от горы Синай до Кадеш-Барнеа, расположенного на границе Святой земли.

Именно оттуда были отправлены двенадцать разведчиков, которые, вернувшись, рассказали перед всей общиной сынов Израиля, что земля, обещанная Всевышним, действительно прекрасна, но люди, живущие там великаны, и их никогда не удастся победить, что стены построенных ими крепостей достигают небес и никто и никогда не сможет захватить их.

Этот рассказ вселил в сердца людей страх, народ был готов умереть в пустыне, только бы избежать ужасов войны.

Люди совсем забыли о том, что Всевышний обещал им Свою помощь.

И тогда Всевышний разгневался на сынов Израиля — и только молитва Моше спасла народ от мгновенной гибели.

Но полное прощение не было даровано, и сыны Израиля, совершившие исход из Египта, были обречены блуждать по пустыне до тех пор, пока не вырастет новое поколение.

Не те люди, с рабской психологией, которых Господь вывел из Египта, войдут в Землю Обетования, а те, кто родился в пустыне, или которые были младше двадцати лет, когда выносился приговор, и которые небыли пропитаны рабской психологией.

Именно им будет позволено пересечь границы Святой земли.

Вот почему, 40 лет странствий по пустыне не прошли даром.

За это время выросло и сформировалось новое поколение.

В конце срока наказания сынам Израиля было разрешено начать движение в сторону Святой земли. Но при этом, им было запрещено нападать на Эдом, Моав и Амон.

Поэтому Израиль был вынужден двигаться в обход, по пустынной местности.

Когда же сыны Израиля пересекли поток Зеред, начался новый период в истории еврейского народа.

Страх овладел местными племенами перед Израилем, совершившим исход из Египта и движущимся, чтобы завоевать Землю Обетования.

И напрасно Эморейский царь Сихон и Башанский царь Ог пытались оказать им сопротивление.

Их укрепленные города пали, население было уничтожено, а земли были разделены между коленами Реувена, Гада и половиной колена Менаше. 

Ну и далее Моше говорит:

10 Господь, Бог ваш, размножил вас, и вот вы ныне, как звезды небесные, многочисленны.

11 Господь, Бог отцов ваших, да прибавит к вам тысячекратно против того, сколько вас теперь, и да благословит вас, как Он говорил вам, —

12 Как же мне одному нести тягости ваши, бремя ваше и распри ваши?

13 Изберите себе мужей мудрых и разумных и знатных по коленам вашим, и я поставлю их во главе вас.

14 И вы отвечали мне, и сказали: хорошее дело велишь ты сделать. (Втор.1:10-14)  

И так, Моше увидел, что слишком большая его численность Израиля привела к тому, что один человек уже не мог управлять им и на переходах и во время военных действий, и на стоянках.

Моше не мог больше один решать все возникающие проблемы.

Поэтому стало очевидно, что другие люди должны разделить с ним ответственность управления общиной сынов Израиля.

Однако Моше не был полностью удовлетворен структурой управления и судопроизводства, которая была создана по совету Итро. (Исход, гл. 18).

Он хотел, чтобы кроме руководителей и ответственных лиц, возглавлявших каждую группу и подгруппу, были назначены люди, которые возьмут на себя часть бремени общего руководства всеми коленами Израиля.

С этой целью Моше просил избрать семьдесят человек, которые будут обладать достаточными способностями и мудростью, чтобы стать его опорой в руководстве народом, собирающимся, по его представлениям, через несколько дней вступить в пределы Страны Израиля.   
При этом, судья должен избегать любых подарков или услуг, которые могут быть похожи на подкуп.

А также Закон должен быть одинаков как для бедного, так и для богатого.

У судьи не должно возникать желания принять необдуманного решение в пользу богатого человека, чтобы снискать его расположение, или в пользу бедного человека, чтобы помочь ему материально.

Кроме этого, рассмотрение мелкого иска, должны быть в глазах судьи столь же важны, как рассмотрение иска о больших денежных суммах или о дорогостоящем имуществе. 
Поскольку Судья должен ощущать себя представителем Всесильного, в этом мире, и рассматривать принятие любого решения в суде как исполнение заповеди.

Тем самым было инициировано создание прототипа Синедриона — главного Законодательного органа Израиля, который на протяжении почти полутора тысячелетия нес свое служение.

И лишь после разрушения Второго Храма, он прекратил свое существование.

Но когда Храм будет восстановлен, будет восстановлено и служение Синедриона.

Теперь, что касается воспоминания о разведчиках:

20 И сказал я вам: дошли вы до горы Эморийца, которую Господь, Бог наш, дает нам.

21 Смотри, дал тебе Господь, Бог твой, землю сию, ступай, наследуй, как говорил тебе Господь, Бог отцов твоих; не бойся и не страшись.

22 Но вы все подошли ко мне и сказали: «пошлем людей пред собою, чтоб они разведали нам землю эту, и расскажут нам о дороге, по которой выходить нам, и о городах, в которые мы войдем».

23 И понравилось мне слово это, и взял я из вас двенадцать человек, по одному человеку от колена.

24 И они отправились и взошли на гору, и дошли до долины Эшкол, и разведали ее. (Втор.1:20-24)


Рассказ о этом эпизоде, уже приводился в 13-й главе книги Чисел.

Но там не указанно было несколько важных деталей, связанных с этими событиями.

Моше подчеркивает, что предложение послать разведчиков, отчет которых стал причиной бунта, исходило от самих сынов Израиля, причем от всех вместе, кроме колена Левия, а не от какой-либо отдельной группы.

Когда Моше обратился ко Всевышнему, чтобы испросить разрешение на этот акт, Всевышний не запретил сынам Израиля послать перед собой тех, кто сможет, побывав в обещанной им стране.

А также составить ее описание — хорошая она или плохая, сильные или слабые люди живут в ней и в каких городах они поселились — в обнесенных стеной или нет. 

Кстати, предложение народа понравилось Моше, потому что он не сразу понял подлинную причину желания сынов Израиля отправить разведчиков.

Но Всевышний, Который знает истинные устремления сердца видел, что народ не столько интересовали стратегические и тактические проблемы завоевания Эрец-Исраэль, сколько возможность проживания на ней.

Таким образом, сыны Израиля, просили отправить разведчиков, не для того, чтобы быстрее исполнить волю Творца, а хотели проверить, хорошие ли земли дает им Всевышний.

Иными словами, они сомневались в том, что подарок Всевышнего подходит им. 

Этот рассказ Торы поражает тем, с какой быстротой люди забывают уроки прошлого.

Не только в те времена, но и сегодня

Спасение, приходит от Всевышнего даже в самых безвыходных положениях, если проявляется веру в Него.

И получает  наказание, в случае отказа повиноваться Его приказам.
Поэтому Моше призывает сынов Израиля вспомнить об их опыте практического общения со Всевышним.

Для того, чтобы войти в Страну Израиля, нужно было только помнить о постоянной защите и поддержке со стороны Всевышнего с того самого момента, когда сыны Израиля пересекли границу Египта.

Но в эпизоде с разведчикам, они не поверили во Всесильного, Бога. 

Прогневался Бог также и на Моше.

Но не потому, что он был неспособен поверить в возможность завоевания страны Ханаан, а потому, что, будучи руководителем народа, он не сумел поднять его на ту духовную высоту, которая достаточна для того, чтобы без сомнений отправиться в Страну Обетования.

Руководитель несет ответственность за недостатки своего народа.

Но никто не стремился вступить в Страну Обетования так, как Моше, и никто так страстно не мечтал о ней, как он.

Поэтому трудно представить себе более суровый приговор для него, чем запрет переступить ее границу.

Фраза «Также и на меня прогневался Бог из-за вас» — свидетельство того, что главная мечта его жизни осталась невыполненной.

И так, Моше не войдет в Землю Обетования, а введет народ другой лидер.

А почему не Моше, который не только от природы был лидером, но и по профессии.

Те более, что он получил высшее по тем временам военное и политическое образование, возрастая при дворе фараона.

Но вся «фишка» заключается в одном «НО» — В ЕГИПТЕ, ОН ОБУЧАЛСЯ УПРАВЛЯТЬ РАБАМИ.

И на период выхода Израиля из Египта, и их блуждания по пустыне, его знания были востребовано как никогда к месту.

Но ввести уже свободный народ (поскольку рабы умерли за 40 лет пути), должен был руководитель уже другого типа.

И им был избран Иешуа бен Нун, тот, кто постоянно сопровождал Моше во всех его передрягах, и кто не раз показал себя, как незаурядный военачальник.

И именно такого рода руководитель, нужен был Израилю, на момент завоевания Земли Обетования.

Еще одна особенность этой недельной главы заключается в том, что она из года в год, читается на неделе, которая предшествует посту Девятого Ава (в этом году дата поста выпадает на 1 Августа).

Но какая связь между нашей главой и постом?

Да и вообще, что это за пост?

В начале главы Моше рассказывает о «разведчиках«, которые после похода в Страну Обетования, заявили, что войти в нее нельзя.

И случилось это Девятого числа летнего месяца Ав.

И с тех пор много раз так и случалось в истории Израиля — многие трагедии, среди них разрушение Первого и Второго храмов, также произошли именно Девятого Ава.

Но все это было очень давно.

Почему мы сегодня должны помнить о этих событиях?

Ведь даже последний из двух Храмов пал целых два тысячелетия назад.

А память евреев, продолжаем скорбеть о них, переживать его гибель так остро, как будто это произошло вчера.

Ответ дает сама Тора, в случае с разведчиками, когда они сказали:

33 И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые;

34 там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших [пред ними], как саранча, такими же были мы и в глазах их. (Чис.13:33,34)

— и далее

1 И подняло все общество вопль, и плакал народ во [всю] ту ночь;   (Чис.14:1)

И как говорит Традиция, именно за беспричинный вопль, Бог им сказал:

Сегодня вы плачете без причины, но будет время, когда вы будете плакать по причине.

Поэтому, до сих пор Израиль безутешен, поскольку источник потери до сих пор существует.

Но Господь сказал через пророков, что Храм будет заново отстроен.

Главный Прораб пребывает в полном здравии, и бригада Его «строителей«, пережившая длительный  простой, только ждет сигнала, чтобы приступить к работе.

Кстати, здесь просматривается поучительная, в плане скорби, параллель с Иосифом, сыном Яакова.

Из всех 12 сыновей, Яакова, он больше всех любил Иосифа, сына своей любимой жены Рахели, за которую он 14 лет батрачил на Лавана.

И эта любовь вызывала ревность братьев.

В конце концов, они тайно продали Иосифа в рабство, а затем показали Яакову его рубашку, смоченную в козьей крови.

Тем самым, они хотели убедить отца, что его младший сын был растерзан диким зверем.

Яаков поверил сыновьям, разорвал на себе одежды и погрузился в траур, из которого не выходил, несмотря на все попытки детей утешить его.

Яаков был безутешен целых 22 года, пока не узнал, что Иосиф жив, здоров, и остался настоящим евреем, несмотря на сделанную им в Египте головокружительную политическую карьеру.

Это говорится к тому, что Бог дает утешение лишь в том случае, если утрата реальна и необратима, если человек действительно умер и его не вернешь.

Если же он жив, то скорбь близких не ослабевает.

Вот почему сыновья Яакова не могли утешить его — ведь Иосиф не умер.

И именно поэтому, скорбь по Храму у евреев не ослабевает, и будет до тех пор, пока Господь Бог, не позволит восстановить его.

Но предварять это событие, будет процесс обретения личного духовного освобождения.

Как это описано в знаменитой тридцать первой главе, пророка Иеремии:

30 Вот, наступают дни, — сказал Господь, — когда с домом Йисраэйлевым и с домом Йеудиным Я заключу новый союз,

31 Не такой союз, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, (не такой) союз Мой, который они нарушили, несмотря на то, что Я был им владыкою, — сказал Господь;

32 А такой союз, какой заключу Я с домом Йисраэйлевым после тех дней: — сказал Господь, — вложу Я Тору Мою в глубину (души) их, и в сердце их впишу Я его, и буду Я им Богом, а они будут Мне народом.

33 И не будет больше каждый учить ближнего своего и каждый — брата своего, говоря: «познайте Господа», ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня, — сказал Господь, — потому что прощу Я вину их я не буду больше помнить греха их.

Это заложено в плане прихода эры Машиаха,

А попытки сделать это «по-своему«, как показывает исторический опыт, обречены на провал.

Помните, как это случилось с сыновьями Аарона — Надавом и Авиудом:

1 Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им;

2 и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. (Лев.10:1,2)

То есть, когда наступит окончательное Избавление, исчезнет все, что препятствует полному раскрытию Высшего блага.

И еще один немаловажный момент, который вытекает из этой недельной главы.

Нередко проявления любви Всевышнего к нам, порой воспринимаются нами, как Его жестокость.

По той простой причине, что мы видим историю нашей жизни только сейчас, или как опыт прошлых лет.

А Творец видит нашу жизнь, от начала и до конца.

И поэтому, Его любовь к нам заключается в том, чтобы на финише земного пути, мы попали к Нему, а не мимо Его.

Именно поэтому, наша задача заключается в том, чтобы до наступления мессианской эры, всегда полностью осознавать, что Творец постоянно выражает Свою любовь к нам.

Даже если иногда это кажется нам чем-то противоположным.

И осознание этой любви должно вдохновлять нас на проявление ответных чувств, которые выражаются в практическом исполнении Его Воли.

А это в свою очередь поможет устранению последних препятствий, задерживающих приход эпохи Машиаха.

Этот принцип обуславливает важность глубокого индивидуального понимания Торы, как Учения Бога.

И так, текст Второзакония — это своеобразный инструктаж сынов Израиля, перед их переходом через Иордан, и началом самостоятельного хождения пред Творцом.

Поскольку, в Земле Обетования, они перестанут постоянно ощущать видимое Божественное присутствие, как до этого ощущали в пустыне.

Прекратятся будничные чудеса – манн с небес, передвижной колодец, облако Славы, ну и прочее.

Им придется научиться строить, пахать, собирать урожай, формировать органы власти, суды и различные общественные учреждения, самим заботиться о бедных и слабых, и поддерживать боеготовность на случай войны.

То, в чем как раз и будет проявляться в человеке, «образ и подобие Бога«.

Кроме этого, им потребуется крепкая вера и высокая самодисциплина, чтобы избежать ловушек и соблазнов со стороны их соседей-язычников и всевозможных лжепророков.

Поэтому главная цель книги Второзакония в том и состоит, чтобы напомнить еврейскому народу тот комплекс законов, которые получило предыдущее, вымершее поколение у Синая, и призвать их к мужеству и стойкости.

Второзаконие – это не просто повторение пройденного, или выборочный конспект четырех первых книг Пятикнижия.

В последние дни своей жизни, Моше не только повторил и заново сформулировал все законы Торы, но и раскрыл всю историческую перспективу Израиля на долгие времена вперед.