Перейти к содержимому

Недельная глава Бемидбар. 2018 г.

Недельная глава Бемидбар

(В пустыне)

(Числа 1:1-4:20)

И вот после такого вступления, давайте перейдем к разбору очередной недельной главы, которая называется Бемидбар, что переводится как «В пустыне».

И вот какие основные вопросы, подымаются в этой недельной главе:

— родословная еврейских племен и их численность;
— указание о назначении левитов ответственными за святилище и утварь;
— построение еврейского лагеря в пустыне, на стоянке, и во время движения;
— родословная Аарона и левитов;
— численность левитов и расположение каждого семейства левитов, вокруг Мишкана;
— пересчет первенцев;
— особая функция левитов.

Своей тематикой книга Числа, отличается от книги Левит.

Поскольку книга Левит охватывает всего лишь месячный период времени, но зато весьма богата заповедями.

Книга же Числа больше уделяет внимания жизни Израиля, при сорокалетнем путешествии по пустыне.

Начиная от второго месяца второго года до одиннадцатого месяца сорокового года.

За первые 13 месяцев, после выхода из Египта, Израиль, из разрозненной толпы, учился становиться народом.

И именно этому посвящены первые строки этой книги.

1 И сказал Господь Моше в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый [день] второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: 2 исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно: 3 от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям их исчислите их — ты и Аарон; 4 с вами должны быть из каждого колена по одному человеку, который в роде своем есть главный. (Чис.1:1-4)

Тора и раньше говорила о исчислении народа Израилева в книге Исход, глава 30.

Но это исчисление отличалось от предыдущего тем, что счет шел «…по родам их, по семействам их, по числу имен…»

То есть, считать членов каждой отдельной семьи, а потом эти все суммировалось.

Тем самым, подчеркивалась значимость семьи, как твердой ячейки общества, в глазах Бога, как об этом Он и говорил, в начале создания человека:

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. (Быт.2:24)

Поскольку по замыслу Бога, от состояния семьи, зависит и состояние всего общества.

Этим и отличается Учение Бога о семье, от того, какие существуют отношения к семье, у других народов.

Там члены общества, были безликой массой, которой правитель мог пользоваться так, как он этого желал.

5 И вот имена мужей, которые будут с вами: от Рувима Елицур, сын Шедеура; …. 16 Это — избранные мужи общества, начальники колен отцов своих, главы тысяч Израилевых. 17 И взял Моше и Аарон мужей сих, которые названы поименно, 18 и собрали они все общество в первый [день] второго месяца. И объявили они родословия свои, по родам их, по семействам их, по числу имен, от двадцати лет и выше, поголовно, 19 как повелел Господь Моше. И сделал он счисление им в пустыне Синайской.(Чис.1:5; 16-19)

И в результате этой переписи, было насчитано  603550 мужчин, годных к воинской службе.

То есть, мы видим, что число израильтян увеличилось, несмотря на то поражение, которое произошло после греха «золотого тельца».

Кстати, есть интересный исторический факт, который говорит, что когда Бог образовал Израиль в 1948 году, то количество мужчин от двадцати лет и старше, тогда также насчитывалось 600 тысяч.

И так, после исчисления, выявилось, что евреев прибавилось на три тысяч, без учета колена Левия.

Колено Левия исчислялось отдельно и насчитывало 22300 человек мужского пола в возрасте от 1 месяца и старше.

Отдельно потому, что Бог отделил левитов для служения в Храме.

И они, в будущем, не имели наделов, при распределении земель, в Земли Обетования.

Но остальные колена выделили для них, из своих наделов, 48 городов для проживания в них левитов.

52 Сыны Израилевы должны становиться каждый в стане своем и каждый при своем знамени, по ополчениям своим; 53 а левиты должны ставить стан около скинии откровения, чтобы не было гнева на общество сынов Израилевых, и будут левиты стоять на страже у скинии откровения. 54 И сделали сыны Израилевы; как повелел Господь Моше, так они и сделали.

(Чис.1:52-54)

Вот примерный рисунок расположения колен Израилевых вокруг Мишкана:

000111100233333333333333

В центре – Храм, вокруг – левиты.

Вокруг стана левитов располагались четырьмя группами шатры двенадцати колен.

На востоке располагались Иуда (74600 человек), Иссахар (54400) и Завулон (57400);

на юге — Рувим (46500), Симеон (59300) и Гад (45650);

на западе — Ефраим (40500), Манассия (32200) и Вениамин (35400);

к северу — Дан (62700), Асир (41500) и Нефалим (53400).

В таком же порядке сыны Израилевы, стояли лагерем, и передвигались во время странствий.

У каждого колена был свой глава, и особого цвета флаг с особой эмблемой.

Цвет же флага был таким же, как и цвет камня, на котором было выгравировано имя этого колена.

Тут мы видим, что Израиль той эпохи, еще небыл испорчен соревновательным межколеным пылом, и между коленами ясно осознавалось равенство.

Просто надо было выбрать четырех старейшин из лагерей различных колен, и ими стали старейшины колен Иуды, Реувена, Эфраима и Дана.

Тем более, что это не Моше решил, а эта «директива была спущена свыше«.

К тому времени, у израильтян, уже небыло сомнения в том, что Моше, как пророк, получает откровение именно от Бога.

А Моше к тому времени, принимали уже как власть имущий.

Кстати, зачем вообще Бог повелел произвести пересчет сынов Израилевых?

Он что не знал их количества?

Дело в том, что это исчисление было необходимо самому Израилю, поскольку они готовились к завоеванию Земли Обетования.

И они должны реально знать как свои силы, так и силы тех, с кем им придется сражаться.

Не в том плане, что им больше не на кого рассчитывать, а в том плане, что они должны понимать, что Бог делает свою историю, руками людей.

Да, чудеса бывают, но свою основную «работу», Бог производит через тех, кому Он вверил все свое мироздание.

Да, Он знал о том, что народ Израиля, самый малочисленный из тех народов, которые его окружали:

7 Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, — 8 но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского. (Втор.7:7-8)

Вообще, начало этой книги, примечательно тем, что народ Израилевый, уже готовился перейти Иордан, чтобы начать завоевывать обещанную Богом Землю.

И Господь даёт им понять, что численность не имеет никакого значения для народа, которого избрал Господь Бог, ДЛЯ СВОЕЙ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЦЕЛИ.

Эту истину важно помнить и нам, когда Бог избирает кого-либо из нас, для своего служения.

Если Он нас избрал, то Он же и дает нам те силы, которые достаточны, для выполнения Его воли.

Ведь только Господь распоряжается, кому Он отдаст преимущества в борьбе, чтобы через это, прославилось Имя Его.

Поэтому, шансы на победу будут на нашей стороне, если только мы остаемся Ему верны.

И еще один интересный момент, связанный с исчислением сынов Израилевых.

Мы помним, что при входе в Египет, у родоначальника колена Дана был только один сын, а на день переписи в колене насчитывалось 62.700 мужчин в возрасте двадцати лет и старше.

А у Вениамина было десять сыновей, однако спустя год после исхода из Египта в колене было только 35.400 мужчин, способных носить оружие.

А ведь тогда, в Египте, можно было предположить, что через двести десять лет колено Вениамина будет многочисленней, не только колена Дана, но и всех других колен.

Но …. получилось то, что получилось.

Тем самым, еще раз подтвердилась прописная истина «все в руках Бога».

Как в случае, с коленом Дана, когда от одного его наследника, появиться многочисленный род.

И наоборот, как это случилось с сыновьями Вениамина.

В следующей — третьей главе, Господь Бог дает Моше указания, относительно всего колена Левия:

1 Вот родословие Аарона и Моше, когда говорил Господь Моше на горе Синае, 2 и вот имена сынов Аарона: первенец Надав, Авиуд, Елеазар и Ифамар; 3 это имена сынов Аарона, священников, помазанных, которых он посвятил, чтобы священнодействовать; 4 но Надав и Авиуд умерли пред лицем Господа, когда они принесли огонь чуждый пред лице Господа в пустыне Синайской, детей же у них не было; и остались священниками Елеазар и Ифамар при Аароне, отце своем. (Чис.3:1-4)

И далее:

5 И сказал Господь Моше, говоря: 6 приведи колено Левиино, и поставь его пред Аароном священником, чтоб они служили ему; 7 и пусть они будут на страже за него и на страже за все общество при скинии собрания, чтобы отправлять службы при скинии; 8 и пусть хранят все вещи скинии собрания, и будут на страже за сынов Израилевых, чтобы отправлять службы при скинии; 9 отдай левитов Аарону и сынам его [в] [распоряжение]: да будут они отданы ему из сынов Израилевых; 10 Аарону же и сынам его поручи, чтобы они наблюдали священническую должность свою; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти.

(Чис.3:5-10)

Учет левитов, был произведен не только из расчета годных для обслуживания Мишкана, но и на случай войны, для защиты Мишкана, от посягательства сторонних сил.

А также, чтобы могли остановить тех, кто непроизвольно мог бы нарушить запрет, на:«… если приступит кто посторонний, предан будет смерти.»

Как сказано здесь:

53 а левиты должны ставить стан около скинии откровения, чтобы не было гнева на общество сынов Израилевых, и будут левиты стоять на страже у скинии откровения. (Чис.1:53)

Ну а насколько все это, касается нас сегодня?

В принципе устройство Мишкан, и способ служения в нем — это образ нашего внутреннего человека.

Если конечно, мы не только на словах, но и на деле, являемся последователями нашего Мессии.

А если это так, то тогда все должно быть в нас священно, как и вся утварь Мишкана.

Ведь недаром сказано в 1 Послании Фессалоникийцев:

3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; 4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, (1Фесс.4:3,4)

И приступая к служению в своем Мишкане, надо научиться подобно левитам, «хранить все сосуды» в чистоте и святости.

Только тогда можно будет противостоять всем тем искушениям этого мира, в окружении которого мы живем.

Или как сказано в Притчах Соломона:

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Прит.4:23)

И далее:

40 И сказал Господь Моше: исчисли всех первенцев мужеского пола из сынов Израилевых, от одного месяца и выше, и пересчитай их поименно; 41 и возьми левитов для Меня, — Я Господь, — вместо всех первенцев из сынов Израиля, а скот левитов вместо всего первородного скота сынов Израилевых. (Чис.3:40,41)

Еще один интересный эпизод, который без знания еврейской истории, сложно понять его глубинный смысл.

А все дело в том, что после греха «золотого тельца», Бог забрал священническое служение у первенцев, как это было раньше, и передал его колену Левия, которое небыло замешано в этом грехе.

В качестве священников Он избрал Аарона и его детей.

А вот остальные левиты, число которых было двадцать две тысячи, были распределены на разного рода служения.

И вот некоторый результат порученного им служения:

23 Роды Гирсоновы должны становиться станом позади скинии на запад; 25 хранению сынов Гирсоновых в скинии собрания поручается скиния и покров ее, и завеса входа скинии собрания, 26 и завесы двора и завеса входа двора, который вокруг скинии и жертвенника, и веревки ее, со всеми их принадлежностями. (Чис.3:23; 25-26)

29 Роды сынов Каафовых должны ставить стан свой на южной стороне скинии; 30 начальник же поколения родов Каафовых Елцафан, сын Узиила; 31 в хранении у них ковчег, стол, светильник, жертвенники, священные сосуды, которые употребляются при служении, и завеса со всеми принадлежностями ее. (Чис.3:29-31)

33 От Мерари род Махли и род Муши: это роды Мерари; 34 исчисленных по числу всех мужеского пола, от одного месяца и выше — шесть тысяч двести; 35 начальник поколения родов Мерари Цуриил, сын Авихаила; они должны ставить стан свой на северной стороне скинии; 36 хранению сынов Мерари поручаются брусья скинии и шесты ее, и столбы ее, и подножия ее и все вещи ее, со всем устройством их, 37 и столбы двора со всех сторон и подножия их и колья их и веревки их. (Чис.3:33-37)

Что касается расположения семейств Левитов, вокруг Мишкана, то:

— семейство Каафа располагалось на востоке,

— семейство Гершона на западе,

— семейство  Мерари – на севере.

— с восточной стороны находились Моше, Аарон и его сыновья (как показано на рисунке выше).

Эти все семейства Левитов создавали как бы внутреннее окружение Мишкана.

И как уже было сказано выше, прежде всего, задача Левитов состояла в предотвращении злого умысла, по отношению к Мишкану.

Быть постоянно начеку — вот их предназначение.

Ну, это было в Мишкане.

А в период Первого и Второго Храма, у левитов было уже другое служение, согласно изменившейся ситуации.

Мы сейчас не будем разбирать подробно этот вопрос, а посмотрим, как этот момент, отражается на нас, современных последователей Иешуа Мессии.

Павел очень хорошо это отразил в своем послании к Коринфянам, где он сначала говорит о тех дарах Духа Святого, а затем о их распределении среди членов общины Мессии:

18 Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно. 19 А если бы все были один член, то где [было бы] тело? 20 Но теперь членов много, а тело одно. 21 Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. 22 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, 23 и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; 24 и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют [в том] нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, 25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. 26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. 27 И вы — тело Христово, а порознь — члены. 28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. 29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? 30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? 31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. (1Кор.12:18-31)

Сколько бы бед могло быть устранено из жизни общин, если бы церковь строго следовала этим принципам.

То есть, избирали служение не ради особых почестей, или удобных служений «по своему хотению», а ради прославления имени Бога.

Кстати, именно эта причина, является одним из тормозов, сегодняшнего развития Мессианского движения.

Следующий немаловажный момент, на который указывают  некоторые иудейские комментаторы — в пустыне, во взаимосвязи «Бог — человек», был явлен так сказать уровень «Пастух — стадо».

И это относится только к поколению Исхода.

И действительно, когда Божественное Присутствие проявлялось так явно, и так близко, как это было тогда в Пустыне, то для свободы выбора человека, действительно оставалось не так уж много места.

По сути, этот выбор сводился к следующему выбору — жизнь или смерть.

Иначе — согрешил > получи.

Прямо сейчас.

Нарушение приказов, исходящих от «Вышестоящих органов», то есть непосредственно от Творца, наказывалось смертью, о чем прямо и многократно говорится в Торе.

Кстати, такое положение, вполне возможно будет и в Тысячелетнем Царстве:

20 Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. (Ис.65:20)

Что же касается поколения, которое вошло в Землю Обетования, то оно называлось «поколением тьмы», поскольку им постоянно приходилось принимать самостоятельное решение, по любому вопросу.

Поэтому эксперимент, поставленный в Синайской пустыне, показал, что природа человека не терпит навязанных извне идеалов, даже если в качестве пастыря-пастуха выступает непосредственно сам Всевышний.

Лишь самостоятельно «добывая» свет, человек постепенно поднимается из тьмы, приближаясь к Божественному Свету.

Вот почему в Землю Израиля было дано войти не «поколению света»,которое постоянно ощущало явное присутствие Бога, но и которое Бог опекал со всех сторон, а «поколению тьмы», которое научилось принимать самостоятельные решения.

Иначе, как можно быть самостоятельным, если не преодолевать препятствия, завоевать и освоить эту землю, извлекая при этом Свет из тьмы.

Так было в древности, так есть и в наше время.

Нам подчас тоже приходится через систему проб и ошибок, пробиваться к Свету.

Но это стоит того, так как в конце пути, нас ждет награда большая, чем мы этого заслуживаем.

Ну и «по пути», давайте еще раз коснемся вот какого вопроса — зачем Бог создал Израиль?

Израиль был Им создан для того, чтобы через него, Бог мог производить реальную работу, в нашем реальном мире.

Да, эта работа, на первый взгляд, нередко выглядела как ритуал.

А действительно, какая разница между ритуалом и реальностью?

Между тем, какое мясо можно есть, а какое нельзя?

Или какие слова произносить в той или иной молитве?

Или на какой земле жить, что можно на ней сеять, а что нельзя?

Дело в том, что без материальной привязки, все духовные принципы и Заповеди теряют свой смысл.

То есть, без реального воплощения Заповедей в практической жизни, теряется смысл нашего поклонения Богу, и того исследование Торы, которое мы проводим еженедельно в общине, и как думаю, регулярно по домам.

Отсутствие этой практики, болезненно отражается на нашей жизни.

Как печальный опыт, мы это можем видеть, на истории Израиля.

Да и в практическом развитии христианских церквей, мы нередко видим тот же печальный опыт.

Что касается Израиля, то Бог, за пренебрежение Его Заповедями, неоднократно жестко наказывал его.

Это и семидесятилетнее Вавилонское пленение, и двухтысячилетнее Римское изгнание.

Я уже не говорю о так называемых «мелких» наказаниях, когда Бог посылал на Израиль то моавитян, то филистимлян, то иных народов, за их пренебрежение Его Законом.

Ну и так далее.

Что касается последователей Мессии, то для них, основной суд еще впереди.

Поэтому нелишне постоянно вести ревизию своей практической жизни, в свете Писания, если конечно хотим попасть в Царство Бога, после нашего земного пути.

Повторим еще раз — сегодня нет ни Мишкана, ни Храма.

И это не простой период, поскольку теперь каждый человек, самостоятельно должен принимать решение, как следовать за Богом.

Но при этом, у нас есть существенное преимущество, перед тем Израилем, который сорок лет путешествовал по пустыне.

У нас под рукой, постоянно есть Законченное Слово Бога, к которому мы в любой момент, можем обратиться за консультацией, как нам поступать в той или иной ситуации.

Поэтому нет оправдания тому, кто говорит, что он не знал о том, что хочет от него Бог.

Строгое исполнение Закона Бога — гарантия безопасности человека.

Как в библейские времена, так и сейчас.

Вот почему мы из года в год, исследуем Писание, и в меру своего послушания, учимся жить по Законам Бога.