Перейти к содержимому

Недельная глава Шмот. 2017 г.

Недельная глава Шмот

(Вот имена)

(Исход 1:1-6:1)

Уже традиционно, прежде чем мы начнем разбор недельной главы, остановимся на одном из сопутствующих Писанию вопросах.

И сегодня, мы некоторое время посвятим вопросу:»Что такое пророчество, и что такое пророк?«.

Это связанна с тем, что в современном, как христианском, так и мессианском движении, немало непонимания, а подчас и фальсификации, в этом вопросе.

Плеяды новоявленных «пророков«, появляются как грибы, после дождя, неся своей пастве, откровение за откровением, которые они получают, как из рога изобилия, «прямо из небесной канцелярии».

О примерах, наверное, нет смысла говорить, поскольку при сегодняшнем, обширном и доступном информационном пространстве, можно с легкостью, наткнуться на этих «пророков«.

И, практически каждый из нас, хотя бы раз, во время прослушивания проповедей, сталкивался с подобным примером:»Мне Дух Святой открыл, что …..», и далее идет так называемое «откровение«.

Поэтому вопрос:»Есть ли сегодня пророки, какие мы наблюдаем в ТаНаХе, или нет?», не такой уж и праздный.

И так «Кто такой пророк«?

Библейский пророк — это человек, избранный Богом, через которого Он, провозглашает всем, Свое Слово Завета, и который должен распространять его среди людей, входящих в Божий Завета также к тем, кто ищет лица Бога.

При этом, нередко их свидетельства, могли подкрепляться чудесами и знамениями, в подтверждении того, что сказанное им Слово истинно, и оно от Бога.

Иначе говоря, пророк функционирует в контексте искупительного акта Бога, как Его посредник.

И вот имея такую характеристику, давайте посмотрим, что еще Бог может сегодня нам открыть через пророков такого, чего еще нет в Писании?

На мой взгляд — Н-И-Ч-Е-Г-О!!!

Все, что нужно человеку, для праведной жизни, и для исправления своей испорченной природы — Творец подробно изложил в ТаНаХе.

Иешуа же, придя в этот мир, раскрыл нам глубинный смысл этого Божьего Слова.

Нам остается только вникнуть в Его Слово, и шаг, за шагом, учиться применять Его принципы — принципы «Тикун олам — то есть Исправление мира«, сначала в своей жизни, и далее, согласно нашим возможностям, влиять на свое окружение.

А почему мы должны быть уверенны в том, что сегодня, уже нет таких пророков, каких мы встречаем, в ТаНаХе?

А давайте просмотрим вот это интересное место:

1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,

в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. (Евр.1:1,2)

Наш Машиах Иешуа — завершающее звено в цепочке Божьих Пророков.

Он раскрыл человечеству, глубину Божьего Замысла, и тем самым, закрыл вопрос:»А что дальше?».

Да, сегодня есть учителя, проповедники, евангелисты, которые опираясь на Слово Бога, и Учение Иешуа, разъясняют людям суть Благой вести.

Да, в определенной степени, они пророчествуют, но это  пророки, которые опираются на уже записанное Слово Бога, а не на Слово, которое пришло помимо Писания.

Иначе говоря, Бог опирается сегодня, на своих избранных пророков, но не с новым Откровением, а уже с законченным.

То есть, Им избранные люди, трактуют Его Слово, сообразно сегодняшнему моменту, не нарушая при этом, целостности Учения Бога, которое Он выразил в Торе и Пророках.

А задача каждого из нас, проверять этих пророков, через Писание.

Помните, как это делали верийцы:

13 Верийцы, в отличие от фессалоникийцев, были людьми более широкого склада ума. Они с большим интересом восприняли сказанное Павлом и каждый день исследовали Писания, чтобы проверить, соответствует ли это истине(Деян.17:13)

Да и сам Иешуа, говорил именно об этом:

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но НАПОЛНИТЬ.

18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. (Матф.5:17,18)

«… пока не исполнилось все…», поэтому нет смысла что-то добавлять, или убавлять.

Тора, как была актуальна, во времена Моше, так актуальна и сегодня, да думаю и в ближайшем будущем, её актуальность, не уменьшится.

А тогда апостолов, и Его 70 учеников, можно ли считать пророками?

В плане трактовки Писания — Да.

Иешуа, не только обучил их этому, но и дал конкретное поручение:

24 Поэтому пойдите ко всем народам и сделайте их Моими учениками, и

25 учите их исполнять все, что Я вам заповедал…  (Матф.28:24,25)

Все, чему Он их научил, но ничего сверх этого.

Поэтому, когда слова Павла, или иного апостола, ставят выше слов Бога, или Мессии — это прямой подлог Учения Бога.

Именно Бога, по той простой причине, что Иешуа ничего нового в Учение Творца не привнес, а лишь углубил.

Собственно и сам Он об этом говорил:

16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня;

17 кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.   (Иоан.7:16,17)

И если мы также будем поступать, как и Он, то тогда есть реальный шанс, избежать многих ошибок.

В том числе, проверять и этот разбор недельной главы, на предмет:»Так ли это«.

И вот имея такое предисловие, давайте приступим, непосредственно к разбору этой недельной главы.

Для начала давайте разберемся, в чем разница, между первой книгой Торы, и последующих четырех?

В книге Бытие, мы видели отдельных, ключевых людей, через которых Творец, начал делать свою историю — Адам — Ной — Сим — Авраам — Исаак — Яаков — Иосиф — Иуда, и так далее.  

А вот с самого начала второй книги, мы видим уже начало новой эпохи — эпохи возрастания и формирования нового народа, имя которому Израэль!!!

И так, повествование этой недельной главы, начинается с того, что:

1 Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом, вошли каждый с домом своим:  (Исх.1:1)

— именно поэтому, недельная глава называется «Вот имена«.

И далее Тора повествует:

7 а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.  (Исх.1:7)

Часто можно слышать, что за 170 лет, когда начинается описание этих событий в Египте, невозможно, чтобы евреи размножились до такого числа, как показано, при их исходе из Египта.

И на основании этого, небиблейские исследователи, да собственно и некоторые последователи Единого, подвергают этот момент сомнению.

Но давайте просто окунемся в ту эпоху, с листочком бумаги, и карандашом, и попробуем провести маленькую бухгалтерию (если конечно у кого есть желание).

И так, мы имеем следующие исходные данные:

— сынов основоположников колен, и их детей вошедших в Египет — 67 семей.

 — в то время, женщины выходили замуж примерно в 12-15 лет, и как правило имели много детей. Для удобства подсчета, возьмем среднеарифметическое число детей 5-6 мальчиков, которые в 13-16 лет, могли образовывать семьи.

И вот, исходя из этих данных, можно приступать к исчислению.

В свое время, один из скептиков, прибегая к подобной арифметике, пришел к ошеломительному результату, который подтвердил версию, изложенную в Талмуде, что из Египта, вышло всего 20% евреев, а остальные «наполнили землю Египта, и ассимилировались«.

Идем дальше:

И восстал новый царь над Египтом, который не знал Иосифа, (Исх.1:8)

Ну пришел новый фараон, и что тут такого?

Помните эту расхожую фразу:»Король умер, да здравствует король«.

Но тут написано — «И восстал«.

То есть, это не было обычным переходом власти от фараона-отца к фараону-сыну.

Случился государственный переворот.

Историки и археологи говорят, что в истории древнего Египта был момент, где фараоны из семитского народа гиксосов, уступили трон династии фараонов из самих египтян.

Это произошло примерно около 1550 г до н. э.

Когда Иосиф пригласил свою семью в Египет, у власти был фараон из гиксосов, одного из семитских народов, родственных самим евреям.

А тут, вдруг появляется фараон, с другой «когорты«, и который с большой опаской и не приязнью воспринимает все семитское.

И на этом фоне, разворачивается известные нам события:

9 и сказал (фараон) народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас;

10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. (Исх.1:9-10)

Но к чему эта фраза:»… вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]«?

Ведь фраза:»вооружится против нас» — подразумевает напасть и захватить власть.

В «цивилизованном мире«, обычно так и происходит.

А тут написано:»и выйдет из земли нашей«.

Дело в том, что в отличие от других народов, история Израиля, делалась не людьми, а Богом.

Который, в свое время сказал Аврааму:

13 И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,

14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, (Быт.15:13,14)

Да и последние слова Иосифа:

25 И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда.

(Быт.50:25)

И эти пророчества, небыли секретом для египтян.

Жрецы, без труда вычислили примерную его дату рождения, и поэтому последовал такой приказ фараона.

То есть, подходило время, когда должен был родиться тот, кто возглавит этот Исход.

Кстати, избиение младенцев, которое описывается в книге Исход, происходило примерно в отрезке 2-3 года.

Одним из подтверждений этой версии, может служить то, что рождение Аарона, брата Моше, происходило без всяких эксцессов,  хотя он старше Моше, всего на три года.

Ну хорошо, хотели уйти — пускай уходят.

Нету источника проблем — нету и проблем.

Но почему фараон, не хотел отпускать евреев?

Дело в том, что к этому моменту, евреи стали самой распространенной и дешевой мастеровой рабочей силой в Египте.

И одномоментное лишение такого количества рабочих рук(а это несколько миллионов) — стало бы если не экономической катастрофой, то огромными проблемами, для египетской экономики.

Что в принципе, в последствии и случилось.

Если до исхода, египетская летопись, еще упоминает о грандиозных проектах, то после исхода, начался постепенный закат былой славы Египта.

Но не будем бежать впереди паровоза.

До исхода еще сорок долгих лет, а сейчас, фараону надо освободиться от того, кто по плану Бога, должен вывести Израиль в землю обетования.

Поэтому он сначала приказал умерщвлять детей мужского рода, но когда это не получилось, то:

22 Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.

(Исх.1:22)

Это было начало практики «массовых еврейских репрессий«.

Ведь согласитесь, что родители, не могли сами убивать, точнее, топить своих детей.

Нужен был тот, кто исполнял это поручение.

И ими стали египтяне.

Как видим, практика геноцида, имеет глубокие корни.

Кстати, это и ответ тем «гуманистам«, которые обвиняют Бога Израилева, в жестокости, когда он поражал первенцев египетских.

Но если тем было дано право выбора жить/не жить (Песах), то у евреев небыло никакого выбора.

Именно поэтому, Богом был применен принцип «мера за меру«, во время поражения египетских первенцев.

Но идем дальше:

1 Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени.

2 Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца;

3 но не могла долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки,

4 а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет.

5 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее.  (Исх.2:1-5)

Дочь Леви, Иохевед, родив мальчика, положила его в корзинку и опустила возле Нила, спасая тем самым от неизбежной его гибели.

Ребенка нашла и усыновила дочь фараона, которая и дала ему потом имя Моше, то есть «вытащенный из воды«.

А старшая сестра Моше, Мирьям, следившая за всем, что происходило с младенцем, предложила дочери фараона, которая уже догадалась, что это еврейский ребенок, взять кормилицу-еврейку.

Ну и конечно же, она предложила на эту роль свою мать — Иоxевед, и, таким образом, ребенок вырос и окреп на руках у собственной матери.

Иначе говоря, до определенного возраста, его кормила и стало быть воспитывала родная мать, и тем самым, она передала Моше, генетические корни своего народа, с его традициями, и верованиями:

Кстати, в качестве справки — к этому времени убийства мальчиков уже прекратились.

Затем мы видим в Торе, почти сорокалетний пробел, касательно биографии Моше.

Письменная Тора, никак не освещает этот период его жизни.

Но есть предания (Устная Тора), которая говорит, что Моше достиг высокого положения в доме фараона, и был реальным кандидатом, на пост главы государства.

Опять-таки, предания говорят, что он достиг поста руководителя египетской армией.

И во время военного конфликта с Эфиопией, его войско одержало победу над противником, и эфиопский царь, в знак примирения, отдал ему в жены, свою дочь.

Косвенное подтверждение этого момента, мы видим вот здесь:

1 И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Эфиоплянку, которую он взял, — ибо он взял [за себя] Эфиоплянку, — (Чис.12:1)

Некоторые комментаторы говорят, что в этом отрывке идет речь о Сепфоре, дочери Итро.

Но она была не эфиоплянка, а мадиатянка, жительница Синайской пустыни.

А эфиопы жили в стране Куш.

Ну а что касается причины упрека, то это мы будем обсуждать в будущем.

То есть, к сорока годам, Моше стал зрелым и опытным деятелем, могущим решать  проблемы государства, что в принципе, ему в скорости и потребуется.

11 Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его.

12 Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке.

(Исх.2:11,12)

Моше не забыл из каких корней он вырос, и когда представился случай, то он использовал свою принадлежность к еврейскому народу, чтобы хоть отчасти помочь ему.

Но итог был для Моше ошеломляющим:

13 И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего?

14 А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле.

15 И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и сел у колодезя.  (Исх.2:13-15)

Для Моше это был шок.

Свои же братья — евреи, вместо благодарности, ударили в спину, да так, что пришлось бросить все — удобство, почет, власть — и убежать из Египта, ни с чем.

Наверное у каждого из нас, бывали такие моменты, когда мы получали, подобную «подножку«, от тех людей, от которых даже не предполагали.

А возможно и сами так поступали.

И еще один момент, из этого эпизода:

16 У священника Мадиамского [было] семь дочерей. Они пришли, начерпали [воды] и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего.

17 И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их.

18 И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал: что вы так скоро пришли сегодня?

19 Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец. (Исх.2:16-19)

Моше видимо не хотел им говорит, о своем истинном происхождении, и представился как египтянин.

Позже, это чуть не стоило ему жизни.

А пока, Итро принял его в свой дом, и:

21 Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору.

(Исх.2:21)

Понравилось настолько, что он безбедно прожил у него почти сорок, безмятежных лет.

Но не зря Бог держал Моше в доме фараона, давая ему постигнуть премудрость многих наук, помогающих осуществлять управление государством:

1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.

2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. (Исх.3:1,2)

— и далее:

6 И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.

7 И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его

8 и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев.

9 И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне.

10 Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.

(Исх.3:6-10)

Хорошенькое дело — в Египте его чуть не убили, еле ноги унес, а тут опять надо туда идти, да и еще выводить из рабства тех, кто его же и предал фараону.

Совсем недавно мы праздновали Хануку — праздник Света, который был посвящен освобождению Израиля, от греческого засилья — и физического, и духовного.

Всю историю Маккавейского восстания, нет смысла пересказывать, поскольку и месяца не прошло, как мы подробно обсуждали эту тему, и праздновали этот праздник.

Единственное, что можно сказать, так это то, что  этому предшествовала длительная освободительная война.

И  один из парадоксов этой войны, заключался в том, что часть еврейского общества, стала перенимать греческие обычаи и культуру, и Маккавеям пришлось воевать не только с греками, но и с теми евреями, что симпатизировали грекам, и их культуре.

То есть, с эллинизированной часть. еврейского народа.

Воевать с чужеземным врагом, нелегко, но проще.

А вот с теми, кто вроде «свои» — совсем другое дело.

Но это не только относится к еврейскому народу.

Если быть до конца объективным, то такая ситуация, присуща всем народах.

И нередко, в более разнузданном виде.

Для этого, можно просто БЕСПРИСТРАСТНО просмотреть историю тех, или иных народов.

Но продолжим разбор этой недельной главы

И так, Моше увидел «неопалимую купину«, и из огня к нему обращается Бог, с повелением вывести еврейский народ из Египта в Землю обетования, обещанную патриархам.

А чтобы евреи поверили, что Моше, не по своей воле затеял это мероприятие, а это поручение от Бога, Творец продемонстрировал ему три знамения — превращение посоха в змею, здоровой руки в руку прокаженного и обратно, а также воды — в кровь.
Но даже при этом, у Моше не появилось особого энтузиазма, идти в Египет, и он заявил Богу, что он плоxой оратор:

13 [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.

14 И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем;

15 ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать;

16 и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога;

17 и жезл сей возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения.  (Исх.4:13-17)

Но по пути в Египет, произошло событие, которое чуть не стоило Моше жизни:

24 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его.

25 Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня.

26 И отошел от него [Господь]. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию. (Исх.4:24-26)

Помните, как Моше представился дочерям Итро, во время своего первого знакомства — я Египтянин.

Тора не говорит, впоследствии, он сказал, к какому народу он относится, или нет.

Но факт того, что сын был необрезан, говорит о том, что возможно он не уделил этому вопросу, нужного внимания.

И только оперативное вмешательство Сепфоры, спасло жизнь Моше.

Это еще раз показывает нам, что того, кого Бог призывает на служение, с того Он и спрашивает гораздо строже, чем с обычного человека.

И так:

1 После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне.

2 Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его [и] отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу.

3 Они сказали: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом.  (Исх.5:1-3)

В русской Библии перевод этого места, не совсем точный.

В действительности Моше сказал не «отпусти народ мой«, а «пошли народ мой, чтобы они совершили служение Богу в пустыне».

Поскольку слово «шалах» означает: «посылать, отсылать, отпускать, простирать (руку)».

То есть, фараон должен был САМ послать евреев, чтобы они совершили служение Богу.

Это сильно ущемляло самолюбие фараона, поскольку сделав этот шаг, он, де юре, признавал Бога Авраама, Исаака и Яакова, выше всех богом египетских.

В том числе и себя, поскольку фараон был воплощением реального божества, причем верховного божества — Бога солнца Ра на земле, и фактически в глазах египтян он, фараон, был богом.

И хотя мы знаем конец этой истории, (таки фараон, через время, выслал евреев из Египта) но представьте, в какой мере сложно было Моше, при первом, и последующих отказах.

Неоднократно можно было опустить руки, бросить все и уйти обратно, пасти овец.

И прибыльней, и спокойней, и сытней.

И так, Моше и Аарон, пошли к фараону, сказали, и получили ответ:

2 Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его [и] отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу.

3 Они сказали: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом.

4 И сказал им царь Египетский: для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ от дел его? ступайте на свою работу.

5 И сказал фараон: вот, народ в земле сей многочислен, и вы отвлекаете его от работ его. (Исх.5:2-4)

Мало того, что выгнал он их, но к тому же приказал надсмотрщикам ужесточить их эксплуатацию:

6 И в тот же день фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям, говоря:

7 не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому,

8 а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему;

9 дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами. (Исх.5:6-9)

То есть, вместо облегчения участи евреев, на них обрушился дополнительный гнет.

Что ещё можно сказать, по результатам этих переговоров?

На персональном уровне, человеку являются знаки и знамения, и он уже уверен, что он – не кто-нибудь, а посланник Самого Творца всего Сущего.

И впереди уже маячит Земля Обетования, с молоком и медом.

Остается погрозить фараону пальчиком, чтобы тот в страхе и трепете отпустил народ.

Но вот посланник идёт к народу, и оказывается, что чудеса видны только ему, а народу всё хуже и хуже по вполне бытовым причинам: работать надо больше, платят всё меньше, а требования ужесточаются

Бежишь с жалобой к Единому, а Он тебе в ответ:»Не паникуй и жди указаний свыше«.

И тут, как тут, сразу появляются евреи, которые срывают свою досаду именно на тех, кто пытается их вытянуть из рабского болота:

20 И когда они вышли от фараона, то встретились с Моисеем и Аароном, которые стояли, ожидая их,

21 и сказали им: да видит и судит вам Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его и дали им меч в руки, чтобы убить нас.  (Исх.5:20,21)

Знакомый и по нынешним временам способ рассуждения, если что-то идет не так.

И привычная ситуация, где вражда евреев к евреям оказывается страшнее, чем все муки, которые они сносят от других народов.

Чуть выше мы уже разбирали подобный эпизод с Маккавейским восстанием.

Читая Тору, удивляешься — почему евреям так трудно договориться друг с другом?
Дело в том, что когда у группы людей есть общее дело, то над ними образуется как бы незримая атмосфера, которая позволяет им быть отдельной, сплоченной сущностью, в обществе других людей.

Именно эта атмосфера, удерживает этих людей вместе, и подобная ситуация существует до тех пор, пока люди относят себя к тому, что эта атмосфера олицетворяет. 

Для евреев всех времен, этой атмосферой было знание того, что они принадлежат Богу Авраама, Исаака, и Яакова.

Но с момента их поселения в Египте, эта связь начала постепенно распадаться, и терять свою жизнеспособность.
А значит, разрушается и атмосфера, держащая их вместе — и они начинают враждовать друг с другом.
То есть, когда мы поддаемся соблазну, считать земное — первичным, а небесное — вторичным, пока страх, корысть и эгоизм движут нами, наше единство разрушается.

Единственный шанс вернуться на исходные позиции — позицию Эдема — это всегда ощущать ведущую Руку Единого.

Только тогда можно уповать на Его милость.

Как в принципе, и сказал Творец, в конце этой недельной главе:

1 И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей. (Исх.6:1)

Ну и в завершении этого разбора, еще немного мыслей, точнее параллелей с Новым Заветом.

Именно в условиях Египетского рабства, еврейский народ впервые почувствовал необходимость в Избавителе, который выведет народ из рабства, и научит жить так, чтобы наступило Царство Бога.

И первым Избавителем в Торе, представлен Моше.

Вот почему существует множество параллелей между жизн Моше и Иешуа.

И это неспроста — это возможность показать через Слово Бога, образ будущего Спасителя Израиля, и всех народов.

Можно сказать, что Моисей — прообраз Иешуа.

А Иешуа .— окончательное исполнение обещания Бога Своему народу об избавлении и спасении.

Но почему Бог не мог устроил так, чтобы Моше просто наследовал Египетский престол.

Стал бы фараоном, и устроил евреям безмятежную жизнь, ну примерно как при Иосифе?

Но, не это входило в Божий план.

Бог изложил свой план еще Аврааму:

13 И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,

14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом,

15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй;

16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.  (Быт.15:13-16)

И опять, напрашивается параллель вот с этим местом:

6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,  (Деян.1:6,7)

Это связанно с тем, что любому Исходу, должна предшествовать определенная работа.

У Моше это была демонстрация, как фараону с египтянами, так и еврейскому народу, «Кто есть истинный Бог».

Задача же Иешуа, была показать иудеям, что без исправления сердец, не будет «Исхода в Царство Бога».

То есть, в задачу Моше входило начать работу, по исправлению мира, в обществе Израилевом, а вот в задачу Иешуа, входило завершить её, сначала в Израиле, а потом и во всем мире.