Врата молитвы
Рав Эли Тальберг
Интересно, что чувствует человек, впервые входящий в синагогу во время молитвы? Каковы шансы, что он сразу обратится к Б-гу с тем, что у него на душе?
Шансы очень малы.
Обычно начинают с рассмотрения молящихся: кто кланяется, кто раскачивается, кто мотает головой. Стороннему наблюдателю бросается в глаза внешнее поведение людей, тогда как ему не дано видеть и чувствовать, что испытывают эти люди внутри.
Это можно сравнить со следующим: включите телевизор и посмотрите какой-нибудь концерт, но без звука.
Вам не покажется странным поведение слушателей?
Проблема не у них, проблема у того, кто не слышит музыку…
Молитва — это порыв души к Б-гу.
В критической ситуации это происходит естественным образом у каждого человека.
В таком состоянии человек уже не ищет слова для выражения своих чувств, они сами срываются с губ.
Но, слава Б-гу, мы не каждый день оказываемся в критической ситуации.
Это вовсе не означает, что в «обычные» дни своей жизни мы не испытываем никаких чувств.
Конечно, испытываем, просто они еще недостаточно сильные, их еще недостаточно для «взрыва». Эти чувства еще трудно выразить словами.
В подобном состоянии на протяжении тысяч лет люди обращались к Книге Псалмов.
Эта книга составлена царем Давидом, он же является автором большей части псалмов.
Псалмы — это древние молитвы, вырвавшиеся из чистых душ к Б-гу в ситуациях проявления крайних чувств, которые, к тому же, были очень точно выражены словами.
Есть псалмы, выражающие радость, и есть псалмы, выражающие горе, спокойствие и тревогу, раскаяние и надежду на спасение и т. д.
Из 150 псалмов всегда можно выбрать тот один, который наиболее точно выразит Ваши чувства и адресует их Б-гу.
Если Вас чтение псалмов не удовлетворило, то не забывайте, что опция «обратиться к Б-гу своими словами» всегда остается открытой.
Как частичное удовлетворение потребности души человека в молитве появилась поэзия (да простят меня поэты).
Cтихи — это попытка вывести наружу чувства автора, наиболее точно сформулировав их словами. От молитвы стихи отличает лишь отсутствие обращения своих чувств к Б-гу.
Когда стих обращен к Б-гу, он уже является молитвой.
В современной культуре появился еще один способ работы с чувствами человека — кино, и телефильмы.
Сильные чувства уже не успевают окрепнуть и прорваться наружу — фильм «работает» с чувствами внутри самого человека.
Достаточно сопереживать тому или иному персонажу.
Спектр чувств при этом весьма ограничен.
Я уж не сравниваю со 150 псалмами.
Какой-нибудь телесериал обычно ограничивается списком типа: любовь, ревность, обида, зависть. Да простят меня любители сериалов, но согласитесь, что тот, кто любит по-настоящему, не смотрит каждый день фильмы про любовь.
Но вернемся к молитве.
Вопреки расхожему мнению, скажу: молиться может не каждый.
Ну, подумайте: плавать может каждый?
Нет, не каждый может научиться плавать.
Молитве тоже надо учиться, и молитва требует серьезной предварительной подготовки.
Это объясняет тот факт, что впервые пришедший на молитву человек не может молиться наравне с другими молящимися.
Медитативные практики, о которых так много говорят в последнее время, сами по себе молитвой не являются, но они очень полезны в виде подготовки к ней.
Медитация способна успокоить ум и помочь сконцентрироваться на молитве.
Надо понимать, что целью медитации является достижение состояния близости к Творцу, а молитва — это использование этого состояния с целью установления контакта с Ним.
Большую пользу приносит методика концентрации внимания.
Дело в том, что одной из самых больших проблем для молящегося (да и вообще для любого человека, в любое время) является проблема «побочных мыслей» (מחשבות זרות).
Побочными мыслями называются мысли, не связанные с тем, чем человек занят в данное время. Это не обязательно какие-то отвлеченные мысли. Это могут быть мысли о других делах, но в данный момент времени они являются побочными, т.к. мешают сконцентрироваться на главном.
Приведу сравнение с компьютером.
Представьте, что Вы пооткрывали много файлов, но не закрыли их, а «подвесили».
Когда Вы работаете над очередным файлом, Ваш взгляд неизбежно скользит по всему экрану и цепляется за незакрытые.
Так, внимание на рабочем файле рассеивается.
Кроме того, это перегружает оперативную память, и компьютер работает медленнее.
Наше сознание работает точно так же: чем больше «незакрытых файлов», тем медленнее и невнимательнее оно работает.
Если предварительно провести медитацию на концентрацию внимания с целью выявления побочных мыслей, то погружение в молитву будет более глубоким, а ее эффективность повысится.
Наши мудрецы учили (Трактат Шаббат, 127):
«Вот дела, плоды которых человек вкушает в этом мире, но главную награду он получит в Мире Грядущем.
Вот они: почитание отца и матери, помощь ближнему… углубленность в молитву…»