Перейти к содержимому

Формула спасения

И так, давайте предпримем еще одну попытку, разобрать в такой животрепещущей теме, как «спасение». Почему еще? Дело в том, что так или иначе, мы уже касались этого вопроса, и притом не раз. Но все равно, в этом вопросе, всегда остается немало неразрешенных моментов, на которых очень желательно дополнительно рассмотреть. И можно сказать с уверенностью, что и после этого разбора, останется много вопросов, к которым опять и опять нам придется возвращаться к нему. Но в этом и состоит путь нашего познания воли Творца, когда шаг за шагом, мы открываем для себя, что-то новое, и через это приближаемся к Нему. 
И так, каким образом происходит это наше избавление? Но, для начала, давайте разберемся с вопросом, что мы из себя представляем. Библейская традиция говорит, что у каждого человека, есть два начала:

— доброе начало — иецер атов

— злое начало — иецер ара.

Апостол Павел здорово вывел это противоречие«19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. 20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. 22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. 24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:19-24)

Откуда вся эта беда свалилось на нашу голову? Оказывается с того времени, когда Адам с Евой вкусили плод с дерева познания Добра и Зла. Но если Добро изначально присутствовало в человеческой душе, как дар от Бога, то Зло, а точнее противление Богу было вне человека. Добро и Зло было разделено, и не смешивалось. Но после непослушания, Зло (непослушание) вошло вовнутрь человека, и смешалось с Добром. И вот этот стих:«22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло;…», говорит о том, что теперь человек сам стал определять, что есть Добро, а что Зло. И как итог — теперь в каждом добром деле, у человека может присутствовать зло, а в каждом злом деле, может быть частичка добра.

Почему так происходит? Дело в том, что  человек состоит из двух составляющих:

— плотская душа, которая отвечает за удовлетворения всех физических нужд человека, к которым относятся пища, сон, определенные удовольствия, приобретение материальных средств к существованию, ну и так далее.

— Божественная душа, которая обеспечивает связь человека с Торцом, от Которого исходит источник жизни.

Человек единственное создание в этом мире, в котором сошлось земное и небесное начала. Но случилась известная нам трагедия в Эдеме, и Божественная душа, оказалась под властью плотской души, которая подверглась воздействию греха. А как мы знаем, наказание за грех — смерть. Поэтому, через произведенный Эдемский грех, смерть вошла в этот мир, и стала им править.

Ну и какой же теперь выход, из этого положения? Несмотря на то, что за грех непослушания, человек должен был умереть сразу:« а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь», тем не менее, Бог, по великой милости своей, после первого произведенного греха, дал каждому человеку, определенный отрезок земной жизни, чтобы он смог вернулся к Тому, в руках Которого, находится дыхание жизни, и Вечность. И когда человек находит Его, то начинает учиться жить по Его воле, которую Он изложил в своем Послании — то есть в Торе.

Но этот выбор должен быть сугубо добровольный. По той простой причине, что человек является «Образом и подобием Бога». И если этот человек, до конца дней сохранит свою связь с Богом, то у него появляется шанс иметь долю в мире грядущем. А пока, мы находимся в этом мире, то нам предстоит каждодневная борьба с этим самым иецер ара (дурным началом).

Ну, а если человек, так и не устоит в своем избрании, то, что тогда? Классическое человеческое учения, практически во всех религиях, говорит о том, что человек попадает в ад. Во всех, кроме библейского учения.

Дело в том, что в ТаНаХе, мы не находим этого самого определения «ад». Зато есть мысль, что 

человек, восставший против Бога, в будущем будет лишен его света.

Понятие же «ад», не библейское, а было взято из языческих религий. Да, оно применяется в новозаветных посланий, адресованных церквям, поскольку, для многих, не евреев, это было понятнее, чем еврейское слово «шеол«, обозначающее разные уровни потустороннего мира, описанные в некоторых трудах еврейских мудрецов.

Но мы не будем останавливаться на подробном разборе учения о шеоле, по той простой причине, что глубина познаний библейского текста, большинства из читателей, еще не позволяет нам так глубоко вникать в этот вопрос. И он не настолько жизненно важный, этот вопрос, без которого невозможно было бы прожить. Для нас важнее вопрос, как нам найти путь к Богу, и не сойти с него, до самого последнего вздоха.

И так, согласно библейского текста, а также как еврейской, так и христианской традиции, человеческая сущность, находится в рабстве греху. Но также библейский текст, указывают и пути избавлении от него. И в этой короткой статье, мы рассмотрим, как нам строить свою жизнь, чтобы Всевышний, по окончанию нашего жизненного пути, позволил нам попасть в Его Царство. Притом, строить свою жизнь, не на страхе перед «адскими муками», а на желании познания любви Бога к человеку, и человека к Богу.

Как сказал один известный хасидский раввин Менахем Мендл:« я нисколько не опасаюсь Адского огня, моя беда в том, что темнота, которая во мне заслоняет Божественный свет и не дает ему раскрываться в мире, потому что я человек грешный». Это еврейское видение.

Но намного раньше, эту же мысль высказал апостол Петр, в своем первом послании:«9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9,10)

И так, наша духовная темнота, которая в нас, главная преграда, стоящая между нами и Богом. При этом, есть два пути, который оставил Бог человеку, для возврата к Нему. Первый — через исполнение Его воли, изложенной в Торе:«15 Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. 16 [Я] которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею». (Втор.30:15,16)

То есть, через исполнение Закона (делай/не делай), можно иметь надежду, иметь долю в Его Царстве. Ведь именно таким путем, могли иметь надежду попасть в Царство Бога те евреи, которые жили до пришествия Мессии. Да и сегодня, ортодоксальная часть еврейства, и тех, кто примкнул к ним, тоже имеют надежду спасения, именно этим путем. Правильно ли они поступают или нет, не принимая сегодня Мессию Иешуа — это оставим на суд Творца. Он лучше с этим разберется, нежели мы, порабощенные теми же недостатками, что и они.

Но есть и другой путь, который Творец уготовил человечеству, от сотворения мира:«10 Согласно этому плану, властям и правителям небес многообразная мудрость Божья должна теперь открыться через Церковь. 11 Это Его извечный план, который Он осуществил в Иисусе Христе, нашем Господе. 12 В Нем и по вере в Него мы можем свободно и уверенно приходить к Богу». (Еф.3:10-12)

Но давайте сразу оговоримся, что слово церковь, о которой идет речь в этом отрывке, это не здание, не определенное направление в религии, а каждый персональный последователь Мессии Иешуа, которого данный человек, признает Машиахом Израиля, и Спасителем мира. Независимо оттого, еврей он или не еврей, поскольку в плане спасения, у Бога существует всего одна планка, по которой Он судит человека, о его достоинствах, и недостатках.

А тогда, чем же этот второй путь более преемственней, чем тот, что Бог дал Израилю на Синае? Если рассматривать с позиций, что лучше для спасения — Синай, или Машиах — то тогда никакой. По той простой причине, что и то, и другое от Бога. Более того, при подобном подходе, это будет больше напоминать коммерческую сделку, поскольку предусматривает не признание Бога, а личную выгоду.

Примером же искреннего и полного почитания Бога, должно быть вот это:«8 И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним…».  (Исх.19:8)

А ведь на тот момент, они еще не знали, что им скажет Господь Бог. Но знали, что все находится в Его руках, и, исходя из этих знаний, они строили, или хотели строить свои взаимоотношения с Ним.

Кстати, как это нам не покажется странным, но упование на Мессию, было присуще Израилю, во все времена, его существования. То есть, это было и есть сегодня, часть глубокой их веры. Что же касается Синайского Договора, то он готовил человека к тому, чтобы принять Мессию, когда Он физически явится в этот мир. Как об этом очень коротко, но веско высказался Павел:«4 потому что цель Торы — Мессия, к праведности всякого верующего». (Рим.10:4)

Но ведь сказано:«6 Иисус сказал ему: Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Иоан.14:6) Но, основная масса евреев, не приняла Его, и что теперь?

Да, не приняла, но как это ни странно«по воле Пославшего Его», как об этом пишет все тот же Павел, все в том же послании к Римлянам:«25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников». (Рим.11:25) Для того, чтобы и представители иных народов, имели надежду присоединиться к обетованиям, которые ранее были даны только Израилю.

Поэтому, для этой части евреев, все еще остается путь к Творцу, заложенный в Синайском Завете. Да трудный, и далеко не все его выдерживают. Но именно в этом состоит их Божье избрание. Ради того, чтобы кроме них, и иные народы могли иметь надежду на свою долю в мире ином, через жертву еврейского Мессию.

А теперь немного о тех, кто из иных народов. Как они могут иметь надежду «на долю в мире ином«? Первое, что им необходимо сделать, так это признать, что в видимом нам мире, есть Тот, Кто его сотворил. И что эта Личность, сотворив этот мир, требует от человека исполнение определенных Законов.

Это первое, и при том главное условие. А признав эту аксиому, как сказано выше, надо признать и то, что данные Им, Законы и Уставы надо исполнять, поскольку на этом держится Им сотворенный мир. И вот когда этот процесс начнет практически претворяться в жизни человека, тогда Господь начнет открывать в его жизни, все те беззакония, которые он раньше совершал, не придавая этому особого значения. То есть, начинается процесс реального покаяния, и переустройства своей жизни так, как этому учит Слово Бога.

Ну а какая же тогда роль Мессии в нашей жизни. Если рассматривать Его в отрыве от Израиля, то тогда можно эту тему сразу закрывать. Поскольку нет Мессии без Израиля, и наоборот — нет Мессии, и нет Израиля. Израиль и Мессия взаимосвязаны. Он был обещан Богом Израилю, как их Праведный Царь, в правление которого, Израиль выйдет на небывалую высоту духовного очищение, а через него, и мир признает власть Бога над этим миром.

Помните, как в той молитве, которой Иешуа учил своих учеников:« И да будет воля Твоя на земле, как на Небе». И когда это свершится, то Бог будет управлять делами на земле, через своего Помазанника Иешуа. Только тогда, мы сможем увидеть, не абстрактного Иисуса Христа (без рода и племени), а реальную Личность, Иешуа из Назарета, сына Иосифа и Марии, из рода Давидова, из колена Иуды, о которой говорили Тора и Пророки.

И вот эта Личность, в свой первых приход, исполнила то, о чем говорилось в Пророках:«4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. 5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. 6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. 7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». (Ис.53:4-7)

Но перед тем, как Он сам себя принес в жертву за всех нас, Он открыл людям глаза, на глубинное значение  Божьего Слова, и показал своей жизнью, как это Слово надо исполнять по жизни. Путь, который предложил Машиах, своим последователям — это смерть для этого падшего мира, и воскресение, для новой жизни. Иначе говоря, через погружение во имя Машиаха, человек перерождаться «… в новую тварь», которую мы сами в себе должны взращивать. Ветхий человек должен умереть, а новый человек должен возрастать.

Понятно конечно, что это процесс не пяти минут, а всей жизни. Даже если вы «потомственный» верующий. Поскольку ветхий наш человек, очень живуч. Мы его умертвили в одном месте, а не успели оглянуться, а он «воскрес» в другом. Ну, а если быть совсем точным, то он вовсе и не умирал. Просто мы поспешили себе приписать окончательную победу над ним.

И что интересно, что вся причина кроется вот в чем:«Всякий ли человек хочет умереть? Всегда ли мы готовы, чтобы старый человек, который прижился в нас, начал умирать?» Ведь если быть честным до конца, то мы будем вынуждены признаться, что нам подчас очень комфортно жить с этим самым «ветхим человеком». Пусть не во всем, но в некоторых позициях это точно. И вот эта наша любовь «к себе любимому», и есть наш самый главный враг.

Поэтому, мы должны отдавать себе отчет, что перерождение человека, такой же сложный процесс, как и рождение нового человека. Надо пройти и ясельный возраст, и бесшабашное детство, и пылкую юность, и зрелость.

Да, это непросто, но если есть ясная цель, то тогда можно выдержать все эти испытания. И наш Машиах, показал нам этот путь. А поскольку мы везде декларируем, что мы Его последователи, то и сами должны уподобиться Ему во всем. Примерно так, как поступали Его ученики:«14 Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, 15 от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, 16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, 17 верою вселиться Христу в сердца ваши, 18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, 19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». (Еф.3:14-19)

А ведь им, апостолам, было куда труднее, чем нам, поскольку они были первыми. А первым всегда трудно, поскольку они прокладывали путь будущим поколениям последователям Иешуа Мессии. Сама статистика их жизни и смерти, говорит, какой ценой была оплачена нам, наша нынешняя наука. Они, не раздумывая, следовали за своим Учителем, передавая Его общине ту науку, что Он им оставил. И вот теперь настал наш черед подхватить эту эстафету, и нести её дальше.

А как это надо делать? Сегодня, во время массовых евангелизаций, это нередко выглядит примерно так — некто подходим к человеку на улице и спрашиваем его:« Ты хочешь спастись? Или хочешь гореть в Аду?». Естественно, что большинство людей, огорошивших от такого подхода, уходят в сторону, говоря себе под нос «фанатики религиозные», или что еще проще «сектанты несчастные». Более того, придя домой, этот человек, в самых красочных формах опишет родным и знакомым, как ловко он отшил тех религиозных фанатиков, которые пытался его закабалить в какую-то секту. Естественно, что он будет рассказывает это таким же, как и он сам. И вот заработала «сарафанное радио«, оповещающее всех о том, что в округе работают сектанты. Это первый вариант развития событий.

Но есть и второй вариант — допустим одному из нас удалось донесли Благую Весть до сердца другого человека, и он решил покаяться. Следующий ход – ему говорят:« Ради будущей вечной жизни, ты должен умереть, для этой жизни во грехе». Сразу давайте оговоримся, что умереть, вообще мало кому хочется, поскольку эта вещь малоприятная. Так как человеку свойственно желание жить, и к тому же жить как можно дольше, и жить без проблем.

И вот тут может случиться следующий «прокол» для того, кто несет Благую Весть. Кандидат, который сразу вроде как бы согласился с доводами евангелиста, может потом просто тихо уйти в сторону. Поскольку в прошлой жизни все было понятно, и временами даже приятно. А тут надо умереть ради какого-то абстрактного счастья, и притом в каком-то там абстрактном будущем.

Почему я так подробно описываю эти варианты призыва к покаянию (а их, вариантов, может быть, гораздо больше)? Потому, что наработанные штампы евангелизации, на практике, нередко показывают свою несостоятельность, или слабость. Да, действительно, бываю случаи, когда под воздействием речи талантливого, харизматичного евангелиста, каются большое количество людей. Все об этом знают, и часто ставят их в пример, бурно восхищаясь их духовным подвигом. Но никто не говорит, сколько их, покаявшихся, потом возвращается в мир, обвиняя тех, кто их евангелизировал, в обмане, хотя обмана то и не было. А было всего лишь обещание, что «Если примите Иисуса Христа, твоя жизнь сразу измениться, и изменится  в лучшую сторону». Но понятие «лучшая жизнь», у всех понимается по-разному.

И действительно, пока этот человек, в первые часы после покаяния, был в центре всеобщего внимания, было сладостно на душе, и ему казалось, что этот праздник, никогда не кончится. Но придя домой, и радостно выложив домочадцам эту «суперновость», в ответ получает ушат холодной воды «Тебя что? Вовлекли в секту? И что просят в замен?». А его сбивчивый сумбурный рассказ, что «это прекрасные люди, и желают мне только добра», опять наталкиваются на скептицизм (в лучшем случае), или на откровенное опошление того, что в его жизни произошло. И далеко не все могут выдержать этот коллективный прессинг негатива. И человек начинает духовно тухнут, кто сразу, а кто постепенно. Если это произойдет, то он больше не захочет ничего подобного слушать.

Так какой же, все-таки выход из создавшего положения? Выходов тоже много, и все зависит от ситуации. Но я выскажу свою точку зрения, с которой уже немного поделился выше.

Во-первых, человек, которому мы хотим нести весть о Творце, должен твердо осознать, что окружающий его мир, не продукт слепого случая, а хорошо продуманная, и гениально претворенная программа создания мироздания. И Личностью, которая все это сотворила, обладает безграничными возможностями.

Именно эта форма Радостной Вести, позволила иудаизму, выжить в неимоверных условиях, тотального многовекового гонения. То есть, синтез науки и Писания — платформа для твердой веры. Это важно потому, чтобы человек опирался не на абстрактную информацию, которую невозможно логически подтвердить, или опровергнуть, а на «приземленную» весть, которая в избытке, можно черпать из Писания.

А вот каким образом подавать эту информацию, то тут надо смотреть в каждом отдельном случае индивидуально, по обстоятельствам. Кто-то предпочитает строгие доказательные формы беседы. Другим, это надо преподносить, через эмоциональное описание красоты и совершенства мироздания. Третьим подойдет и то и другое.

Важно, чтобы во время беседы, как можно меньше делать упор на чудеса. Да, чудеса случаются, и их немало, но уповать на них не надо. Опыт израильтян в пустыне, когда они видели чудеса Бога, каждодневно, но, тем не менее, раз за разом отходили от Него, подтверждает этот вывод.

Повторюсь — наша главная опора веры состоит в том, что в этом мире есть Создатель, и от Него зависит и наше сегодня, и наше будущее. Что же касается познания самого Бога, то не надо забывать, что Бог есть Дух, и обитает в сферах, где правят совершенно другие законы, которые нам незнакомы. Мы о них можем только предполагать. Например, такие как бесконечность, или отсутствие времени, в духовном мире, ну и некоторые другие моменты. И исходя из этих знаний, нам надо самим утвердиться в этом фундаменте веры, а затем постараться передать другим, кто эту Весть способен услышать. Более того, объяснить ему, что в нем должно измениться, по сравнению с прошлой жизнью,  для того, чтобы он имел надежду спасение.

И, кстати, надо быть готовым к тому, что выбранный нами человек, может быть не захочет СЕЙЧАС меняться. Поскольку в нем происходит постоянная, непрекращающаяся внутренняя борьба, земного (животного) и небесного начала. И надо признать, что духовная сущность человека, не всегда побеждает животное начало.

Но в том и заключается наше служение, чтобы не отчаиваться, а продолжать распространять Слово Бога о Его Царстве, среди нашего окружения.