Перейти к содержимому

Авртор: Неизвестен

Есть некоторые особенности молитвы в синагоге, которые могут показаться христианам примечательными. Одно из первых впечатлений постороннего посетителя может оказаться таким, что служба и особенно литургия в синагоге менее организованы, чем в церкви. Ему может показаться, что молящиеся не так внимательны к ведущему службу, как это принято у христиан. Иногда кто-то из молящихся молится вслух как бы сам по себе. Затем, как будто внезапно, все присутствующие объеди­няются в общей молитве или в общих песнопениях, затем опять каждый молится отдельно. После этого может наступить тишина, прерываемая лишь отдельными людьми, громко произносящими слова молитвы, а затем все начинают вновь молиться и петь вместе, причем всегда знают, когда это надо делать. Посетителю трудно это понять и трудно следить за ходом молитвы. Даже у тех, кто изучал иврит и еврейский молитвенник, возможно, займет немало времени, пока они смогут следить за ходом молитвы к синагоге. Поэтому мы попытаемся обьяснить некоторые особенности еврейской молитвы, которые в какой-то мере прольют свет на службу в синагоге.

Сидур

Порядок службы в синагоге определяется молитвенником (на иврите сидур, что значит «упорядочение»). Молитвенник содержит общие молитвы и молитвы для одного человека, порядок службы, многочисленные от­рывки из Танаха, а также отрывки из Талмуда. Некоторые более расширенные молитвенники содержат даже весь Псалтирь, а также песнопения для субботы и праздников. Хотя сидур не существовал в письменной форме до IX века и не был доступен для каждого молящегося в си­нагоге до изобретения книгопечатания в XV веке, боль­шая часть составляющих его текстов относится к значи­тельно более раннему времени, вплоть до периода Ново­го Завета и даже до него. Молитвы и их порядок в основ­ных чертах были установлены до рассеяния евреев в 70 г. н.э., когда был разрушен Иерусалим. Это рассеяние еще увеличилось после подавления восстания Бар-Кохбы римлянами в 135 г. н.э. Вследствие своей давности, сидур и служба в синагоге открывают окно в мир еврей­ской веры и молитвы, в тот мир, в котором возникло христианство. Между ашкеназским и сефардским молитвенниками имеются некоторые различия. Однако они незначительны, и евреи могут без каких-либо трудностей принимать участие в службе в любой синагоге в любом месте в мире. По сравнению с различиями в христианском мире это всемирное единство поразительно.

Кавана

Многие христиане не очень одобрительно относятся к записанным молитвам. Они предпочитают свободные молитвы, «льющиеся из сердца». В иудаизме принцип свободной молитвы также считается очень важным, о чем можно прочесть и трактате Мишны «Наставления отцов» (Пирке Авот) 2:13:
«Рабби Шим’он говорил: Будь внимателен при чтении Шма и в молитве; когда мо­лишься, не считай молитву повинностью, а просьбой о милости и милосердии пред Богом Благословенным, как сказано [Иоиль 2:13|: Ибо Он благ и милосерд, долго­терпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии».

Еврейская традиция относится к свободной молитве как к «помышлению сердца» и считает ее желательной в лю­бое время, днем и ночью. «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, Твердыня моя и Избавитель мой» (Псалм 19:15). При этом не следует забывать, что Иисус сам учил своих учеников установленной молитве, до сего дня христиане молятся этими словами. Молитва Господа, в сущности, — типичная еврейская молитва. По всей вероят­ности, Иешуа в синагоге читал многие из тех молитв, которые можно увидеть в сидуре сегодня. Один еврейский ученый нашел, что молитву Господа можно составить из еврейских молитв; таким образом, он показал, что Иешуа молился так же, как молились в синагоге в его время. Каждое слово в приведенной ниже молитве взято из традиционных еврейских молитв:

Отец наш, который на небесах,
Да святится великое Имя Твое
В мире, который Ты сотворил по воле Твоей.
Да придет царство Твое и царская власть Твоя вскоре,
И да признают Тебя все народы земли.
Да будет превознесено Имя Твое во веки веков,
Да исполнится воля Твоя на небе и на земле.
Пошли мир и успокоение всем боящимся Тебя.
И делай с нами все, что Ты полагаешь благом для нас.
И дай нам насытиться хлебом,
Что Ты посылаешь нам каждый день.
Прости нас, Отец наш, ибо мы грешили.
Прости и тех, кто причинил нам зло,
Как и мы прощаем их. И не введи нас в соблазн,
Но сохрани нас от всякого зла.
Ибо Твое величие, и власть, и слава,
И победа, и великолепие,
И все на небе и на земле,
Вся земля Твоя,
И Ты Господь всего сущего вовеки!

Аминь.

 
Еще одна особенность еврейской молитвы, которая может составить проблему для христиан — это частое повторение одних и тех же молитв. Но следует помнить, что Матфей 6:7 предостерегает не против повторения молитв как таковых, но против суетного многословия, подобно тому как в Первом послании к Тимофею 6:10 Павел называет «корнем всех зол» не деньги, а сребро­любие. Так же и в отношении цицит и тефиллин в Евангелии от Матфея 23:5 осуждается не ношение этих предметов, но злоупотребление ими. Таким же злоупо­треблением было бы повторение молитв всуе. Пустое повторение молитв не может считаться исполнением заповедей. Во многих синагогах можно увидеть на стене надпись: «Помни, перед Кем ты стоишь» (Талмуд, Берахот 28-6). Есть в иврите понятие, подчеркивающее важнейшее свойство молитвы: кавана. Слово это означает «намере­ние», в данном случае имеется в виду намерение, вклады­ваемое в молитву и в другие религиозные обряды. Не­обходимо направить душу к Богу, подобно тому, как на­страивают радио на определенную волну. Когда человек произносит молитву, он не должен читать ее как обыч­ный текст, он должен чувствовать, что стоит перед Богом. Молящийся должен настроить свое сердце так, чтобы оно было обращено к Богу. Чтобы это сделать, следует заранее подготовиться к молитве. Необходимо также во время молитвы держаться уважительно. Нельзя сидеть или стоять в развязной ма­нере перед царем или высоко почитаемым человеком. Поэтому евреи часто встают во время молитвы. Еще один способ достичь нужного настроя — это со­вершать определенные телодвижения, используемые ис­ключительно во время молитвы. Часто можно видеть, как мужчины во время молитвы или учебы раскачиваются взад и вперед. Эта традиционная практика помогает со­средоточиться на молитве и расширить ее за пределы слов посредством участия в ней тела, как сказано в Псал­ме 34:10:

«Все кости мои скажут: Господи! кто подо­бен Тебе…».

Это раскачивание во время молитвы имеет такую давнюю традицию, что для многих евреев оно стало почти автоматическим.

Смиренная молитва

Молитва — это большая привилегия. Ведь мы при­ближаемся к Господу Пресвятому, к Царю царей, к все­могущему Богу. Часть ежедневной утренней молитвы очень четко выражает эту мысль. Евреи начинают свой день с подобной молитвы:

«Властелин всех миров и Владыка владык! Не на праведность свою полагаемся мы, обращая к Тебе наши мольбы, а на милосердие великое Твое. Что есть мы, что наша жизнь, что на­ши добрые дела, что наша праведность, что наше спасение, что наша сила, что наша сме­лость; что мы можем сказать Тебе, Господь, Бог наш и Бог отцов наших! Ведь всякий сильный — ничто пред Тобою; и прославленные мужи словно и не существовали никогда, и мудрецы подобны лишенным знания, и ра­зумные подобны лишенным разума; все мно­жество дел их кажется несущественным, и дни их жизни ничтожны, и нет преимущества у человека перед животным, ибо все суета…
…Однако мы народ Твой, сыновья Завета Твоего, потомки любимого Тобой Аврагама, ко­торому дал Ты Свою клятву на горе Мориа; потомство Исаака, единственного его сына, который был связан и возложен на жерт­венник; мы община Иакова, которого по любви Своей к нему назвал Ты Израилем. Поэтому мы обязаны благодарить, и восхва­лять, и славить Тебя, и освящать Имя Твое, и возносить хвалу и благодарение. Счастливы мы! Как хороша наша доля, как отрадна судь­ба наша и как прекрасно наше наследие! Сча­стливы мы, ибо с утра и до вечера в синагогах и домах учения провозглашаем единство Име­ни Твоего, и каждый день дважды произносим с любовью:
«Слушай, Израиль, Господь — Бог наш, Господь един!»

Бог Сам говорил с нами и явил Себя в откровении нам. Он желает общаться с нами. Так что когда мы молимся, мы, в сущности, отвечаем на Его призыв. Молиться зна­чит, прежде всего отвечать! Из этой молитвы видно, насколько евреи считают себя незначительными и какой ничтожной свою праведность перед Богом. Здесь поднимается проблема, общая для всех молитв: как мы, сознавая свою незначительность, можем обращаться к Богу и ожидать, что Он услышит нас? Ведь мы лишь прах. Мы грешны. И все же мы стоим перед лицом Бога, обращаемся к Нему и надеемся, что Он услышит нас. Как же мы осмеливаемся обращаться к Ца­рю вселенной?! Ответ заключается в том, что мы можем приблизиться к Нему, только через Кровь Мессии, т.к. только Кровь Иешуа Массии омывает наши души, уничтожая грехи, и мы очищенные и омытые имеем право придти к престолу благодати. «Отец любит Сына и все дал в руку Его.   Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем»  (Иоанн 3:35,36).

Индивидуальная и общая молитва

Характерная особенность еврейской молитвы в том, что это прежде всего общая молитва, то есть молитва от имени всего народа Израиля. Поэтому она почти всегда во множественном числе («мы», «нас» и т.д.), как и в молитве «Отче наш». Так избранный народ Бога обра­щается к Богу завета. Основная молитва в синагоге — молитва от имени всего народа Израиля. При этом служба в синагоге включает и индивидуальную молитву. Отдельный человек считает себя частью народа Израиля, и так он и молится. Поэтому общая молитва занимает большую часть службы. Народ Израиля, который был избран Богом быть «царством священников и народом святым», стоит перед своим Господом. Еврейская коллективная молитва, содержащая благословения, восхваления и личные просьбы, очень важна для укрепления веры и для поддержания общности евреев. Молитва общины считается особенно важной и действенной в свете таких стихов, как «Во множестве народа — величие царя» (Притчи 14:28). Одна нить веревки может быть прочной, но ее прочность возрастает многократно, когда она сплетается с другими нитями и образует веревку, как сказано в Экклесиасте 4:12: «…нитка, втрое скрученная, не скоро порвется».

Три ежедневные молитвы

Соблюдающий заповеди еврей молится три раза в день, как делал пророк Даниил: «Даниил же, узнав, что подпи­сан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде того» (Даниил 6:10). Две из трех ежедневных молитв соответствуют еже­дневным жертвоприношениям, происходившим в Храме.
Это утренняя (шахарит) и послеполуденная (минха) молитвы. Таким образом, после разрушения 2 Храма (70г.) иудаизм стал религией без жертвоприношений и без искупления кровью. Раввины не захотели принять и понять значение жертвы Мессии Иешуа (Иисуса Христа) на Голгофе. Иудаизм Священных Писаний был заменен талмудическим иудаизмом, уходящим корнями в религию фарисеев, небольшой группы евреев, строго соблюдающих ритуалы и отвергающих Иешуа из Назарета, отрицающих Его воскресение.
Вечерняя молитва (аравит или маарив) не име­ет прямого соответствия в храмовой службе. Некоторые считают, что она связана с сожжением остатков ежедне­вных жертв, не сгоревших на алтаре. Есть предание, что три ежедневные молитвы были установлены тремя пат­риархами: Аврагамом, Исааком и Иаковом. На протяжении многих столетий синагога была духов­ным, культурным и общественным центром для евреев. Трудно представить, как евреи смогли бы пережить выпавшие на их долю страшные катастрофы без такой ду­ховной крепости, как синагога. Когда Иерусалим пере­стал быть физическим центром еврейскою народа, сина­гога как бы перенесла Иерусалим в страны рассеяния и сохранила живую память о Иерусалимском Храме. Синагога не только стала духовным центром еврейского народа, но явилась и исходным образцом, как для церкви, так и для мечети. Поэтому можно сказать, что ни один другой институт человеческого общества не имеет такой долгой непрерывной истории. Синагога сыграла большую роль в сохранении еврейского народа, его культуры, традиции. Хотя первые христиане – евреи, принявшие Иешуа из Назарета Своим Мессией,  были изгнаны из синагог после разрушения Храма и по сегодняшний день.

В Явне (70г. н.э.) приняты первые постановления против евреев верующих в Иешуа из Назарета. Был издан «такканот» (официальный указ раввината), где были сформулированы постановления против христиан и других еретиков. Это означало, что когда иудеи собирались вместе для ежедневных молитв, которые отныне заменяли ежедневные жертвоприношения, проклятие против еврейских верующих в Иешуа добавлялось к особой молитве «Шмона Эсрей» («Восемнадцать благословений»).

Оно гласило:
«Да не будет надежды у отступников, покуда не вернутся они к Твоей Торе, и да исчезнут в миг назареи и миним. Да сотрутся они из книги жизни и не будут записаны вместе с праведниками.» (фрагмент из Генизы-1925).

Аминь

Еврейское слово аминь (на иврите амен), которое часто можно услышать при службе в синагоге как ответ молящихся на произносимую ведущим молитву благословения Господа, выражает одобрение только что услы­шанных слов. В книге Второзаконие 27:15-16 читаем: «И весь народ скажет: амэн» — как ответ на произносимые священником проклятия, нарушающим Божественные за­поведи. Слово это означает «истина». Его также можно истол­ковать как акроним, составленный из начальных букв трех слов:
алеф — первая буква слова Эль (Бог),
мем -первая буква слова мелех (царь)
нун — первая буква слова неэман (верный, истинный, надежный).

Таким образом, получается фраза: Бог — истинный царь.

Так что амен — это признание вечного истинного Царя, Которого мы должны почитать и к Которому направлены наши молитвы.

Источник: old.myzion.ru

Метки: