Перейти к содержимому
YESHUA 720x471 1

Цели Торы (из книги «Вновь Открытая Тора»)

Автор: Ариэль Беркович

В первой главе мы определили, каким именно документом является Тора. Она — трисоставный документ:

1. во-первых, она является заветом между Богом и Израилем;

2. во-вторых, национальной конституцией Израиля;

3. и в-третьих, брачной кетубой между Богом — Мужем, и Израилем — Его невестой.

Основываясь на этих пунктах, мы можем увидеть несколько разных целей у Торы.

Большинство из этих функций преподается в Брит hа-Хадаша.

Шауль Тарсянин (Павел) был со всех сторон подготовлен к тому, чтобы преподавать цели Тора, потому что получил глубокое раввинистическое образование и думал как раввин.

Во многих из своих посланий к разным собраниям верующих он показывает цели Торы — как отрицательные, так и положительные.

Прежде чем мы перейдем к перечислению этих целей, показанных в посланиях Шауля, необходимо сказать несколько слов о правильном истолковании Шауля.

Необходимость этого очевидна.

Как Иудейские ученые, так и христианские теологи извращали и злословили его больше чем какого-либо другого богослова.

Как понимать рава Шауля .

Есть по крайней мере два важных принципа истолкования, которые нужно помнить, если мы стремимся понять Шауля.

Первый принцип состоит в сохранении гармонии Писаний.

Иначе говоря, Писание не может противоречить Писанию.

Например, события в Деяниях 21 происходят после того, как Павел написал Галатам и Римлянам. В Деяниях 21 Шауль ясно показан соблюдающим Тору Моше как и десятки тысяч других уверовавших в Йешуа!

Пожалуйста, заметьте особо стихи 15 √ 26.

Человек, находившийся в положении вождя, которое было у Шауля из Тарса, не мог бы жить так, а других учить жить иначе. Шауль не мог бы жить в соответствии с Торой и учить других верующих, что Тора не имеет места в их жизни. Это превратило бы Шауля в безнадежно противоречивого учителя, тем самым и Писания превратились бы в противоречивые.

Второй принцип истолкования это контекст!

Важен как непосредственный контекст, так и контекст книги или послания в целом.

Давайте возьмем, к примеру, послание Шауля к Галатам. Нужно помнить, что контекст послания Галатам относится к людям, которые верили, что для спасения нужно повиноваться Торе.

Ясно, что из-за этой ереси послание Шауля должно было содержать много весьма негативных высказываний о таком употреблении Торы.

Но все эти высказывания нужно истолковать в свете контекста этого послания.

Учение о применении Торы в жизни не было основной целью Шауля в послании к Галатам.

Он намеревался показать и подчеркнуть здесь, что никто не может через жизнь в согласии с Торой заработать, заслужить и сохранить оправдание пред Богом. Этот же самый взгляд применим и к посланию Римлянам. К сожалению, многие истолкователи писаний Шауля не всегда применяли эти два принципа герменевтики. Поэтому Шауля рисуют как полного противоречий противника Иудеев или как родоначальника новой религии под именем «Христианство».

Но он не был ни тем, ни другим!

Он был именно таким Евреем, каким Бог желает видеть сынов Иакова: с верностью возвещающим язычникам Благую Весть об искупительной смерти Машиаха и Его воскресении и надлежащим образом применяющим эту Весть к ним.

Теперь, помня все это, давайте начнем рассматривать некоторые из понятий Шауля о цели Торы:

Тора должна соблюдаться не с тем, чтобы обрести оправдание пред Богом.

Как указано выше, именно об этом и говорит послание к Галатам и одна из основных тем послания Римлянам.

Римлянам 3:20 учит: ⌠Делами Торы (или любой системы законов, согласно контексту Рим. 2 — 3) никакая плоть не оправдается пред Ним. Люди пытались соблюдать Тору (как и другие системы законов) для того, чтобы спастись. Таковым Шауль сказал: «Тора бесполезна!»

Почему бесполезна?

Потому что Тора должна быть стилем жизни того, кто уже оправдан / искуплен. Тора помогает человеку осознать свою греховность. У Шауля в посланиях есть несколько высказываний в этом отношении.

Вторая часть Рим. 3:20 достаточна для того, чтобы пояснить это. Шауль говорит: «ибо Торой обнаруживается грех». Греческое слово, переведенное как «обнаруживается», следовало бы передать как «опознается». Тора не рассказывает людям о том, что такое грех, но через Тору люди могут осознать греховность своего греха!

Именно в этом состоит значение Торы для тех, кто еще не обрел искупления. Тора помогает произвести гнев Бога. Римлянам 4:15 говорит: «Ибо Тора производит гнев». Снова, чрезвычайно важно знать контекст этого стиха.

Учение Шауля в Римлянах подчеркивало, что если кто-либо попытается использовать Тору с тем, чтобы достичь оправдания, его попытки вызовут гнев! Он лишь обнаружит, что не может соблюсти ее в совершенстве. Таким образом, когда ему не удается соблюсти ее, единственное что его ожидает это не оправдание, а осуждение.

Оправдание всегда было и всегда будет даруемо от Бога даром, на основании личной веры человека в то, что Йешуа сделал для него Своей искупительной смертью и последующим воскресением.

Если человек стремится заработать оправдание попыткой повиноваться Торе, то для него Тора послужит к осуждению.

Тора была не для этой цели предназначена.

Тора действует как защитник.

В Галатах 3:23 Шауль говорит о роле Торы как защитника.

Здесь нам нужно объяснение, чтобы правильно понять эту мысль.

Во-первых, давайте посмотрим, что именно Шауль имел в виду в Галатах; затем мы разберем это понятие более подробно.

Иногда наше объяснение может казаться довольно-таки сложным, поэтому внимательно следите за нитью рассказа!

Мы попробуем закончить этот раздел простым обобщением.

Педагог

Шауль нарисовал очень ясное пояснение из Греко-Римского мира, в котором он жил. Состоятельные семье часто нанимали кого-нибудь, чтобы защищать из детей по дороге к учителю.

Этот защитник сам не был учителем. Он просто приводил их к учителю, был «детоводителем». Шауль употребил этот образ в Галатах 3:22, чтобы разяснить действие Торы для тех, кто шел к Учителю, Машиаху.

У Бога есть те, которых Он отделил как будущих наследников вечной жизни.

Мы не знаем, кто эти люди, только Он знает.

Если ты веришь в Йешуа, ты один из них!

Мы не знаем, когда придет время, когда Машиах откроется этим людям, так же как мы не знали, когда уверуем в Йешуа мы сами.

Только небесный Отец знает (Галатам 4:2).

Но Он гарантирует, что все отделенные Им придут к Нему! (См. у Иоанна 10:25-30; 17:6-9).

Поскольку всегда есть время между рождением человека и принятием Машиаха, этот период физической жизни человека нуждается в защите, чтобы ему прожить достаточно долго для осуществления Божьего призвания в его жизни.

Как Бог защищает и сохраняет таких людей?

Один из избранных им путей (не единственный) —  это Тора.

Согласно Галатам 3:22, Тора для таких людей является педагогом — детоводителем (это слово употреблено в Греческом тексте стиха 24).

Обязанность этого детоводителя состояла в том, чтобы провожать мальчика или юношу в школу и из школы, и надзирать за его поведением.

Он (детоводитель) не был учителем (заметьте, пожалуйста, что современное значение слова «педагог» отличается от определения Греческого слова педагогос).

То есть, он был телохранителем, приводящим учащегося к учителю.

В стихе 23 Шауль объяснил это понятие о защите еще и с другой стороны, использовав иной образ.

Здесь он употребил слово, которое обычно переводится как «содержать под стражей».

Человек был содержим под стражей посредством Торы, говорит Шауль.

Однако, истолковав слово синклео таким образом, переводчики невольно выставили Тору в отрицательном свете, описывая ее как нечто такое, что держит людей под стражей как пленников. Вместо указанного выше перевода, мы можем сопоставить смысл этого слова со значением слова педагог и перевести эту фразу как «окружать попечением, защищать» — положительно, чтобы выявить здесь представление о защите.

Такой перевод будет весьма точным.

Таким образом, Шауль учить о том, что Тора может действовать как защитник Божиих детей, помогая сохранить их жизнь «до времени назначенного Отцом» (Галатам 4:2), когда Дух Божий приведет их к Учителю, Машиаху.

Все это выглядит весьма ясным.

Однако, нам все равно нужно объяснить, как именно Тора может действовать как защитник.

Слова «Закона».

Для того, чтобы усвоить значение этой функции, нам нужно возвратиться к тому определение Торы, которое мы сделали в начале, и нечто уточнить.

Мы уже установили значение Торы как учение или наставление.

Существует много таких тор в собрании учений, которое мы также называем «Тора» — первые пять книг Библии.

Но Тора содержит не только учения.

В ней есть рассказы, поэмы и исторические писания (которые также являются учениями).

В дополнение к этому существуют и другие элементы содержания, которые весьма близко связаны со словом тора.

Мы говорим о мишпатим, мицвот и хуким.

Обычно эти слова переводились как постановления, заповеди и уставы соответственно.

Эти слова подчеркивают законный характер Торы.

В известном смысле, ради этих слов, Тора является «законом».

Но это не такой закон, который дан для того, чтобы исполнением его заработать себе оправдание. Напротив, этот закон действует как защитный барьер.

Постановления, заповеди и уставы, вместе с учениями Божьими служат для защиты Божьего народа.

Это очень похоже на представление о том, что нам нужно «поставить ограду вокруг Торы» (Пиркей Авот 1:1).

В этом случае раввин говорит о других законах, которые необходимо употребить для того, чтобы защитить Тору от разрушения.

Но принцип остается тем же.

Божья Тора, ее постановления, заповеди, уставы и учения созданы для того, чтобы оградить народ и защитить его.

Этот защитный забор действует двумя путями.

Во-первых, в отношении детей на пути к Учителю.

Во-вторых, в отношении святого общества искупленных.

Насколько это касается детей на пути к Учителю, — тех же людей, о которых говорил Шауль в Галатах 3:22 √

Тора может помочь сохранить и защитить их физическую жизнь, и уберечь их доколе Отец не призовет их к вере с Его Сына.

Она делает это посредством создания безопасного окружения, в котором они могут жить. Мишпатим, мицвот, хуким и другие учения Торы — все они, — помогают создать безопасное общество с защитной границей вокруг него.

Эта граница √ Тора.

Всякий, кто живет в пределах этой границы, будет жить более безопасной и относительно защищенной жизнью. Это не значит, однако, что человек, живущий в пределах границ Торы, будет тем самым безопасен и духовно, то есть, спасен. Реальное значение этого состоит в том, что обществу Торы назначено сохранить его жизнь в ожидании времени назначенного Отцом √ мгновения его спасения.

Возьмем, к примеру, книгу Левита 11 и кошерную пищу.

Тора особо утверждает, что цель кошерной пищи была в отделении Израиля от народов-идолопоклонников, чтобы Израиль стал обществом святых. Она не была дана только лишь для того, чтобы тот, кто ее ест, стал более здоровым, чем тот, кто ее не ест.

Однако, как побочное благо, большинство диетологов согласятся, что если народ будет есть пищу, разрешенную в Левите 11, и уклоняться от того, чтобы есть запрещенную пищу, их здоровье улучшится.

Таким образом, даже если неискупленная личность ест кошерную пищу, Бог может использовать это, чтобы помочь сохранить качество его физической жизни так, чтобы он достиг момента спасения, определенного Отцом от прошедшей вечности.

Тора, таким образом, становится защитой.

Кстати, когда постановления кашрута повторяются во Втрозаконии 12, они предваряются словами мишпатим и хуким, подчеркивающими тот факт, что эти постановления являются «законами», помогающими защитить.

Есть и другой смысл, в котором Тора может действовать для того, кто еще не знает Мессию.

Как выглядит учитель в глазах человека, которого ведет к нему детоводитель? Каковы характеристики жизни и мира Учителя?

Если человек живет под благословением святого общества, которое следует Торе, он получит более полное описание Учителя.

Его ум будет сохранен от неточного или ложного представления о том каков Учитель.

Он получит точную информацию и откровение об Учителе, Мессии.

Более того, человек на своем пути к Учителю получит более точное описание жизни с Учителем. Он будет знать, в чем он нуждается, до того, как эта жизнь станет его, до того как он перестанет просто находиться под благословением святого сообщества и станет естественным членом этого общения, получив жизнь от Учителя, от Самого Мессии!

Защита для искупленного

Если Тора способствует защите жизни тех, кто еще не является частью искупленного общества, сколь более она будет щитом для святых, для нас, верующих.

Мишпатим, мицвот, хуким и торот действуют как защитный барьер для народа Божьего. 
Для наших целей в настоящий момент рисунки представляют то, что общепринято называть «Богом установленные границы теократии древнего Израиля», служащего светом для окружающих народов (Втор. 4:5-8).

Рисунки также описывают две духовные реальности во вселенной: царство света (Божие царство) и царство тьмы (царство сатаны).

Внимательное изучение Римлянам 5:12-21 может раскрыть подробности двух этих царств.

Правящая сила в царстве света — это жизнь.

Правящая сила в царстве тьмы — смерть.

Важно помнить, что эти два царства существуют независимо от того, знает человек о них, или нет.

Они являются частями фундаментальной духовной реальности вселенной!

Если существует такая важная реальность как царство тьмы — царство смерти, жизненно важно для каждого из нас знать, где проходят границы этого царства, чтобы нам не участвовать в нем. По Своей благости, благодати и милости Бог точно описал для нас, где находятся эти границы между двумя противоположными, диаметрально противоположными царствами.

Эти границы определены для нас Торой и ее богодохновенным комментарием — Новым Заветом. (Для наших целей здесь мы подчеркиваем важность Торы как границы. Помните, Шауль уже говорил нам в Галатам 3, что Тора является детоводителем)

Давайте проведем концепцию этих двух царств на один шаг дальше.

То, что не есть царство света и жизни, есть смерть, и таким образом «нечисто» для нас.

Другими словами, это то, чего мы не должны «касаться» или «есть».

Эти фразы — образные понятия, призванные научить нас «не участвовать» и «не иметь ничего общего» со смертью, с царством тьмы. Такие действия могут принести только плод смерти в наших жизнях.

Тора говорит нам истину и описывает различия между святым и несвятым, между чистым и нечистым, между жизнью и смертью, поэтому она является нашей защитой.

Тора — это записанное откровение благодати Божией.

Всякий человек, который избирает не жить по учению Божию, производящему жизнь, определяет себе место вне благословения и защиты, установленных этим учением. (Вспомните Втор. 30:19-20).

С этой точки зрения мы начинаем понимать некоторые из особых учений Торы, особенно так называемые «законные» части. Эти «законные» части имеют дело с теократией царства света. Мы можем также привязать к этой точке описание Торы как национального завета и конституции, в которой Великий Царь обещает защитить Своих подданных через завет (см. предыдущую главу).

Защитить их от чего?

Защитить их от царства, лежащего вне Его царства — от царства тьмы.

Вспомните, что главная характеристика царства тьмы √ смерть с ее законными правами.

Законные аспекты Торы провозглашают ту истину, что царство тьмы не имеет юрисдикции внутри границ царства Божия, общества Торы. Теперь мы можем яснее понимать терминологию законных частей Торы, которая во многих случаях приводит к представлению о том, что Тора есть «закон», а не откровение благодати Божией.

Эти постановления не имеют смысла, если мы не рассматриваем их как живые картины учения Торы, призванные напоминать нам о реальности двух царств, а также защищать нас от участия в царстве тьмы.

Помните, такие действия могут принести только «плод» смерти в нашей жизни.

Посмотрите теперь на две диаграммы.

На рис. 1 мы видим картину царства света в виде древней теократии Израиля.

Оно ограничено действительными словами Торы.

Вне этих границ лежит царство тьмы.

Пожалуйста, заметьте, что эта диаграмма не подразумевает того, что все народы вокруг Израиля являются царством тьмы!

Мы просто используем ее как духовную картину, иллюстрирующую то, как Тора была предназначена действовать для защиты.

Если мы остаемся внутри границ, установленных учением Торы, мы будем наслаждаться наследием, данным нам Богом.

Это также является причиной, стоящей за заповедями Торы относительно жителей Израиля, нарушающих Тору и подлежащих отлучению от общества.

Израиль должен был быть местом безопасности, благословения и учения.

Когда человек нарушал это священное место, он должен был быть удален с него ради остального святого сообщества, до тех пор, пока он не раскается или не будет осужден Богом.

Более того, именно по этой причине пришелец, живущий в Израиле, тоже должен был жить в соответствии с Торой.

Пришелец √ это нееврей, который пришел, чтобы жить среди жителей Святой Земли.

На рис. 2 мы видим, что учения Торы устанавливают «место» (на иврите «hа маком») где верующие могут наслаждаться благословениями, определенными этими учениями.

Ибо определения, которые Бог дал нам, «слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда». (Пс. 18:11-12)

Письменная Тора не дает, да и не может дать жизнь (Галатам 3:21).

Сообщество Торы, созданное послушанием Торе, является, однако, местом, где вместо смерти присутствует жизнь.

Это место безопасности и учения.

Наслаждаться благословениями

 Существует еще один смысл, в котором Тора является защитой для искупленного сообщества. Она помогает искупленному сообществу наслаждаться благами своего наследия. 

Чтобы понять это положение, нам надо посмотреть, как Шауль сопоставляет два завета в Галатах 3:10-21.

Один из двух заветов Бог заключил с Авраамом в Бытии 12, а второй с Моше в Исходе 19.

Завет с Авраамом описывается как завет, в котором Бог обещает наследие Своему народу, которое должно быть принято верою.

Заметьте три элемента: обетование, наследие и вера.

Обетование наследия было дано благодатью Божией.

Ожидаемым ответом на завет была вера.

Это ясно показано в Бытие 15.

Здесь Бог обещает наследие, которое Авраам должен принять верою.

В отношении завета с Моше (Тора) Шауль, во-первых, говорит в стихе 12, что это не был завет веры.

Другими словами, ожидаемым ответом на завет была не вера, а послушание.

Во-вторых, это не было заветом обетования.

Завет не обещает наследие, он просто оберегает уже искупленный народ, так чтобы они могли наслаждаться и полностью участвовать в благословениях наследия!

Более того, стих 17 особенно говорит о том, что завет с Моше не положил конц завету с Авраамом.

Напротив, они дополняют друг друга.

Томас Мак-Комиски комментирует это чудесное взаимодействие двух заветов в своей книге «Заветы обетования».

На стр. 72-73 он пишет:

Завет закона не только давал определение и объяснение обетованию, но и служил для того чтобы обеспечить исполнение обетования.

Защитная функция закона также явна в различных законных постановлениях.

Законы здоровья и запрещения против хананейских обычаев служили сохранению народа и укреплению его единства.

Закон также определял условия послушания для тех, чья вера наследовала обетование, утверждаемое законом┘

Закон не является обетованием; это завет, который отличен от завета обетования.

Он утверждает условия, при которых условия обетования могли быть соблюдены.

Закон не давал наследия, он предоставлял рамки нужные народу для того, чтобы сохранить свои взаимоотношения с ним.

Отсюда, согласно Мак-Комиски, люди не спасались соблюдением Торы.

Они спасались верою в обетования Божии.

Ответ на завет, необходимый для участия в вечном наследии, есть вера.

Но Тора была дана искупленному сообществу, а не неспасенному (хотя в искупленном обществе были неспасенные люди) для того, чтобы общество было сохранено и защищено.

Послушание, таким образом, есть требуемый ответ на завет.

Не этому ли учит Галатам 3?

Рассматривание Торы в этом контексте поможет нам яснее увидеть ее цели и ее ограничения. Следующая таблица поможет обобщить сказанное относительно намерения Торы, особенно в том, что касается завета с Авраамом.

Завет с АвраамомЗавет с Моисеем
Природа заветаОбетованиеПрирода заветаБлагословение, сохранение и наслаждение обетованиями
Ответ на заветВераОтвет на заветПослушание

Нам нужно уточнить здесь нечто. В древнем Израиле существовало в реальности два различных вида людей, живущих в том же самом обществе. Первый и важнейший — те, кто был не только физически искуплен из Египетского рабства, но также искуплен от рабства греху.

Они были «остатком», который существовал на протяжении всей истории Израиля до нынешнего века.

Эту группу необозначенного числа составляли истинные верующие, уповающие на Господа и дарованное Им искупление. Для них послушание Торе исходило из их веры и осуществлялось благодаря их вере. Их послушание не давало им искупления и не обеспечивало их отношений с Богом. Оно было просто естественным результатом их веры.

Об этом говорит Иаков в Послании Иакова 2:18.

Вторая группа, снова неопределенного числа, была частью искупленного общества благодаря тому, что жила в его среде и вынуждена была следовать законам общества.

Хотя физически они были искуплены от рабства в Египте, они не уповали на Бога для получения праведности.

Они могли даже приносить требующиеся жертвы. Однако это не было свидетельством веры и упования на Бога, но просто показывало их лояльность, позволяющую жить в данном сообществе. Более того, любое другое внешнее действие в соответствии с законом святого сообщества проявлялось по той же самой причине.

Эти люди не были участниками ни завета с Авраамом, ни завета с Моше. Они просто сообразовались с некоторыми из уставов завета с Моше, чтобы им было возможно жить под защитой, предоставляемой через такое сообразование. Человек не может испить полноты благословений Торы, завета Моше, не вступив сначала в завет Авраама.

Этот вход осуществляется только через веру. Завет обетования (через Авраама) дал Израилю физические обетования. Эти физические обетования не только являются реальностью, но и образами духовных взаимоотношений, которые мы имеем с Богом.

Более того, они поясняют духовные обетования о наследии, дарованном всем верующим через веру в Йешуа.

Для того, кто уповает на Бога и держится Его обетований, надлежащей порядок веры и послушания установлен последовательностью, в которой были даны эти заветы. Иначе говоря, вера должна предшествовать послушанию. Та вера, которая принимается Богом, естественно превращается в послушание.

Послушание никогда не предшествует вере и не является дополнением к вере.

Оно всегда является плодом истинной Библейской веры. Если мы скажем то же самое иначе, употребив терминологию завета, то завет обетования (Авраам) должен предшествовать завету послушания (Моше). Если мы пытаемся поставить Моше первым, стараясь получить эти обетования послушанием, мы противимся Божьему порядку. (Между прочим, этим ключом открывается трудный мидраш, использованный Шаулем в Галатах 4:21-31).

Все, на что мы могли надеяться, составляло определенную меру физической защиты и много духовного знания. Но мы не могли получить ни оправдания ни личных взаимоотношений со Святым посредством покорного послушания Торе: все это должно было начаться с веры.

Авраам предшествовал Моше, но Моше не отменил Авраама!

Они дополняли друг друга, поскольку пришли в надлежащем порядке.

Теперь давайте обобщим сказанное о Торе как о дарующей защиту.

Есть по крайней мере три уровня, на которых Тора служит защитой.

Во-первых, если ей повинуются, она защищает народ, даруя ему наслаждаться его наследием.

Во-вторых, она защищает искупленных среди этого народа, чтобы они наслаждались своим наследием в полноте. Они поистине и в полноте наслаждаются искуплением, потому что понимают и участвуют в чуде искупления, как оно описано в мицвот Торы.

В-третьих, для тех, которые еще не знают Учителя (Машиаха), она защищает им до того времени, когда Бог откроется им.