Перейти к содержимому

Разводимся?

Разводимся?

Р-н Ишайя Гиссер

Брак – это не самоцель, а лишь дарованная нам возможность создания настоящей семьи, в которой супруги оказываются единым целым. Но для этого необходимо внутреннее наполнение подобного единства тем, что мы называем расплывчатым и для многих непонятным термином “любовь”. Ведь это она приводит к соединению двоих в одно целое.

Концепция еврейского брака, согласно Торе, подразумевает гораздо большее, чем утилитарное партнерство. Мужчина и женщина, соединенные в браке, образуют единую духовную сущность. Это – комбинация двух тел с одной душой. Такое соединение, в первую очередь – духовное, а уж затем – физическое.

Если же этого не произошло, то тому, при всем разнообразии форм, в которых это может проявляться, всегда только одна причина – или один из них, или они оба любят только себя самих, свои желания, свои потребности и нужды. Достаточно не видеть в своем избраннике или избраннице внутренней красоты и достоинства, видеть в нем не человека, а лишь инструмент, способ удовлетворения своих нужд и запросов, пытаться переделать свою пару “под себя”. У такого брака нет корней, потому и вырасти там ничего достойного не может. И, скорее всего, это закончится тем, о чем сказано в главе Торы “Ки-Теце”: “Он напишет ей разводную грамоту и даст ей в руку, и отошлет ее из своего дома; И она уйдет из его дома”1.

Однако у людей всегда есть дарованное им Свыше право и возможность выбора, и как следствие они могут отвергнуть даже предназначенное им изначально (или пренебречь им), в силу неадекватной самооценки или собственного неумения реализовать обретенный потенциал. Супруги должны раскрыть для себя в браке то, что выше их собственного “я”. То, что может и должно позволить каждому из них понять и считаться с другим, не замыкаясь на собственном мирке, на потребительском отношении друг к другу, когда единственная подлинная любовь в таком союзе – это любовь к самому себе. Соответственно, если брак расценивается как утилитарное мероприятие, и цели, которые изначально ставились, не достигнуты, продолжение супружеских отношений попросту лишается смысла.

И я вновь, раз за разом убеждаюсь в грустной реальности нашей современности – зачастую религиозные люди воспринимают свою веру в отрыве от повседневной жизни, от вопросов быта. Это по-настоящему принципиальная проблема. Позволю себе напомнить, что наша святая Тора, в отличие от рукотворных верований, всеохватна, и так же, как нет области свободной от Б-га, так нет и сферы жизни, не связанной со служением Ему, благословенному! Забвение Б-га в семейной жизни, даже если при этом соблюдаются формальные нормативы соблюдения субботы, кашрута, семейной чистоты и т. п., как правило, приводит к утрате объединяющей семейный союз мотивации.

А наш мир устроен так, что, если мы не определяем сознательно жизненные цели, то они нам навязываются окружением и обществом, а сегодняшнее общество, увы, не создает условия для семейного благополучия, а скорее наоборот, подсовывая при этом личный комфорт в качестве критерия успешности бытия. Тора учит нас давать, а не брать. В современном же мире, с его культом индивидуализма и массовой промывкой мозгов в духе вседозволенности и возведенного в культ эгоизма, – “Ты это заслужил!”, “Ты этого достойна!”, “Позволь это себе!” – мотивы вступающих в брак часто изначально не имеют отношения к тем, которые понятие семьи подразумевает и предписывает. То есть исходного желания обрести нераздельность совместного бытия, всецело отдавая себя.

Более того, само существование и сохранение семьи в глазах современного общества перестает быть ценностью, институт брака настойчиво девальвируется различными путями. Брак изначально воспринимается как некий эксперимент, опыт, исходно подразумевающий развод как опцию, в случае получения результатов, не удовлетворяющих экспериментаторов.

Никто не вправе запретить людям разводиться, но сколь часто это вовсе не проявление мудрости. Недаром в Талмуде, в трактате Гитин2 (“Разводы”) сказано: “Ты будешь ненавистен Б-гу, если разведешься с женой”. С другой стороны – то, что уже мертво, умереть не может. Если в супружеских отношениях нет жизненности, значит нет и никакого смысла их продолжать. Но когда есть сомнения – торопиться не нужно, нужно проявлять ответственность и упорство.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Дварим 24:1.

Источник: https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/6578711