Перейти к содержимому

Недельная глава Шофтим

Недельная глава Шофтим

(Судьи)

(Втор. 16:18-21:9)

Эта часть книги посвящена определению статуса судей, царя, священников и пророков — всех тех, кто отвечает за духовно нравственное состояние сынов Израиля: «18 СУДЕЙ И НАДСМОТРЩИКОВ ПОСТАВЬ СЕБЕ ВО ВСЕХ ВРАТАХ ТВОИХ, КОТОРЫЕ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ, ДЛЯ КОЛЕН ТВОИХ, ЧТОБЫ СУДИЛИ ОНИ НАРОД СУДОМ ПРАВЕДНЫМ. 19 НЕ КРИВИ СУДОМ, НЕ ЛИЦЕПРИЯТСТВУЙ И НЕ БЕРИ МЗДЫ, ИБО МЗДА ОСЛЕПЛЯЕТ ГЛАЗА МУДРЫХ И ИЗВРАЩАЕТ СЛОВА ПРАВЕДНИКОВ. 20 К ПРАВДЕ, К ПРАВДЕ СТРЕМИСЬ, ДАБЫ БЫЛ ТЫ ЖИВ И ОВЛАДЕЛ СТРАНОЙ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ». (Втор.16:18-20)

Основа функционирования общества – это справедливое Законодательство, во всех его областях. То есть,возможность выяснить отношения между людьми на основе Закона, претворяемого в жизнь справедливым судом, — основа функционирования общества. Вот почему Бог, через Моше обращается к обществу Израилевому, чтобы они во всех коленах, во всех семействах, городах и поселениях, поставили судей, которые опираясь на Божьи заповеди, вершили справедливый суд

А что значит справедливый суд? А то и значит, что судьи должны быть компетентными и беспристрастными. Их назначение не должно быть обусловлено, каким бы то не было на них влиянием. Ни семейным, ни социальным, ни любым другим. Повеление разбирать дела как о незначительных, так и об очень больших суммах денег вне зависимости от того, богат или беден человек, возбудивший иск, — служит ярким доказательством абсолютной справедливости Божьего Закона.

Однако, в некоторых случаях могут быть сделаны исключения — когда разбирается прошение сироты, это дело должно быть рассмотрено в первую очередь; следующим по порядку является прошение или иск вдовы; кроме того, дело женщины должно быть рассмотрено раньше, чем дело мужчины. При этом, судья обязан остерегаться, чтобы его личные симпатии, или антипатии, не повлияли на принятие справедливого решения.

Ну, и само собой разумеется, что судье запрещено принимать какой бы то ни было, даже самый незначительный, «подарок», а если быть точнее — взятки. Необходимость введения отдельного запрета брать взятки, было связано с тем, что это было распространённой практикой того времени.

Как в прочем и сегодняшнего дня. Поскольку согласие принять дар, даже незначительный, само по себе означает признание правоты истца или ответчика, а отсутствие подарка приведет к тому, что суд вынесет решение не в его пользу, даже если Закон на его стороне. Имеется в виду, что судья, принявший деньги или подарок, не способен правильно решить дело даже в том случае, если он не рассматривает этот дар как взятку, обязывающую его вынести решение в пользу одной из сторон.

«1 НЕ ПРИНОСИ В ЖЕРТВУ БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ, БЫКА И ЯГНЕНКА, У КОТОРОГО БУДЕТ КАКОЕ-ЛИБО УВЕЧЬЕ, ЛЮБОЙ ПОРОК, ИБО МЕРЗОСТЬ ЭТО ДЛЯ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО». (Втор.17:1)
То есть,принесение в жертву животных, у которых есть видимый или невидимый физический порок или любой другой недостаток – это профанация идеи служения Всевышнему. Ну, примерно, как сейчас говорить: «Я верю в Бога», и продолжать жить светской жизнью, сопротивляясь исполнению Его Заповедям, в повседневной жизни.

«2 ЕСЛИ НАЙДЕТСЯ В СРЕДЕ ТВОЕЙ, В КАКОМ-ЛИБО ИЗ ВРАТ ТВОИХ, КОТОРЫЕ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ, МУЖЧИНА ИЛИ ЖЕНЩИНА, КОТОРЫЕ СДЕЛАЮТ ЗЛО В ГЛАЗАХ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, НАРУШИВ СОЮЗ ЕГО, 3 И ПОЙДЕТ, И СТАНЕТ СЛУЖИТЬ БОГАМ ЧУЖИМ, И ПОКЛОНИТСЯ ИМ, ИЛИ СОЛНЦУ, ИЛИ ЛУНЕ, ИЛИ ВСЕМУ ВОИНСТВУ НЕБЕСНОМУ, ЧЕГО Я НЕ ПОВЕЛЕЛ, 4 И ТЕБЕ СООБЩЕНО БУДЕТ, И КАК УСЛЫШИШЬ, И ВЫЯСНИШЬ ХОРОШО, И ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ВЕРНО ЭТО, СОВЕРШЕНА МЕРЗОСТЬ ЭТА В ИЗРАИЛЕ, 5 ТО ВЫВЕДИ МУЖЧИНУ ТОГО ИЛИ ЖЕНЩИНУ ТУ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЛИ ЭТО ЗЛО, К ВРАТАМ ТВОИМ, МУЖЧИНУ ЛИ ИЛИ ЖЕНЩИНУ, И ПОБЕЙ ИХ КАМНЯМИ, ЧТОБЫ УМЕРЛИ ОНИ. 6 ПО СЛОВАМ ДВУХ СВИДЕТЕЛЕЙ ИЛИ ТРЕХ СВИДЕТЕЛЕЙ СМЕРТИ БУДЕТ ПРЕДАН ПОДЛЕЖАЩИЙ СМЕРТИ; НЕ МОЖЕТ ОН БЫТЬ ПРЕДАН СМЕРТИ ПО СЛОВАМ ОДНОГО СВИДЕТЕЛЯ. 7 РУКА СВИДЕТЕЛЕЙ БУДЕТ НА НЕМ ПЕРВОЙ, ЧТОБЫ УБИТЬ ЕГО, А РУКА ВСЕГО НАРОДА — ПОСЛЕ; ИСКОРЕНИ ЖЕ ЗЛО ИЗ СРЕДЫ ТВОЕЙ!».

Из ранее обсуждаемых недельных глав, мы уже не раз встречали предупреждение Всесильного Бога, чтобы человек не поклонялся ни природным явлениям, ни «светлым», ни «темным» духовным идолам. В мире есть только одна Личность, от Которой зависит не только жизнь конкретного человека, но и всей Вселенной.

Вот почему надо противостоять всему тому «МУЖЧИНЕ ИЛИ ЖЕНЩИНЕ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЮТ ЗЛО В ГЛАЗАХ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, НАРУШИВ СОЮЗ ЕГО, 3 И ПОЙДЕТ, И СТАНЕТ СЛУЖИТЬ БОГАМ ЧУЖИМ, И ПОКЛОНИТСЯ ИМ, ИЛИ СОЛНЦУ, ИЛИ ЛУНЕ, ИЛИ ВСЕМУ ВОИНСТВУ НЕБЕСНОМУ, ЧЕГО Я НЕ ПОВЕЛЕЛ». И чтобы остановить это зло «ТО ВЫВЕДИ МУЖЧИНУ ТОГО ИЛИ ЖЕНЩИНУ ТУ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЛИ ЭТО ЗЛО, К ВРАТАМ ТВОИМ, МУЖЧИНУ ЛИ ИЛИ ЖЕНЩИНУ, И ПОБЕЙ ИХ КАМНЯМИ, ЧТОБЫ УМЕРЛИ ОНИ». Но только по решению суда, и по свидетельству как минимум двух человек.

Следует отметить, что судьи не могут действовать, основываясь исключительно на дошедших до них слухах. При этом,обязанность свидетельствовать в суде о преступлениях была сопряжена с обязанностью привести в исполнение смертный приговор в том случае, если он будет вынесен. Эта подробность закона заставляла подавляющее большинство людей относиться к своему свидетельству с еще большей долей ответственности.

«14 КОГДА ПРИДЕШЬ ТЫ В СТРАНУ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ, И ОВЛАДЕЕШЬ ЕЮ, И ПОСЕЛИШЬСЯ В НЕЙ, И СКАЖЕШЬ: ПОСТАВЛЮ Я НАД СОБОЮ ЦАРЯ, ПОДОБНО ВСЕМ НАРОДАМ, ЧТО ВОКРУГ МЕНЯ, — 15 ТО ПОСТАВЬ НАД СОБОЮ ЦАРЯ, КОТОРОГО ИЗБЕРЕТ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ: ИЗ СРЕДЫ БРАТЬЕВ ТВОИХ ПОСТАВЬ НАД СОБОЮ ЦАРЯ, НЕ МОЖЕШЬ ПОСТАВИТЬ НАД СОБОЮ ЧУЖЕЗЕМЦА, КОТОРЫЙ НЕ БРАТ ТЕБЕ. 16 ТОЛЬКО ПУСТЬ НЕ ЗАВОДИТ ОН СЕБЕ МНОГО КОНЕЙ И НЕ ВОЗВРАЩАЕТ НАРОД В ЕГИПЕТ ДЛЯ УМНОЖЕНИЯ КОНЕЙ; БОГ ЖЕ СКАЗАЛ ВАМ: НЕ ВЕРНЕТЕСЬ ВЫ ЭТИМ ПУТЕМ БОЛЕЕ. 17 И ПУСТЬ НЕ ОБЗАВОДИТСЯ ОН МНОЖЕСТВОМ ЖЕН, ДАБЫ НЕ РАЗВРАЩАЛОСЬ СЕРДЦЕ ЕГО, И ПУСТЬ НЕ УМНОЖАЕТ ОН СЕБЕ СЕРЕБРА И ЗОЛОТА ЧРЕЗМЕРНО. 18 А КОГДА ВЗОЙДЕТ ОН НА ПРЕСТОЛ ЦАРСТВА СВОЕГО, ПУСТЬ СПИШЕТ СЕБЕ КНИГУ УЧЕНИЯ ЭТОГО С ТОЙ, ЧТО У КОЕНОВ, ЛЕВИТОВ, 19 И ПУСТЬ БУДЕТ ОНА ПРИ НЕМ, И ПУСТЬ ЧИТАЕТ ОН ЕЕ ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ СВОЕЙ, ЧТОБЫ ПРИУЧИЛСЯ ОН БОЯТЬСЯ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО СВОЕГО, И СОБЛЮДАТЬ ВСЕ СЛОВА УЧЕНИЯ ЭТОГО И УСТАНОВЛЕНИЯ ЭТИ, ЧТОБЫ ИСПОЛНЯТЬ ИХ; 20 ЧТОБЫ НЕ ВОЗНОСИЛОСЬ СЕРДЦЕ ЕГО НАД БРАТЬЯМИ ЕГО И НЕ ОТСТУПАЛ ОН ОТ ЗАПОВЕДИ ЭТОЙ НИ ВПРАВО, НИ ВЛЕВО, ЧТОБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ЕГО В ЦАРСТВЕ ЕГО, ЕГО И СЫНОВЕЙ ЕГО СРЕДИ ИЗРАИЛЯ».

В этих стихах приводятся законы, описывающие права и обязанности царя, а также правило выбора царя и его утверждения на престоле. Монархия – это признанная большинством народов форма правления, того времени, и сохранившаяся в ряде стран до наших дней. Но, в отличие от других народов, личные качества еврейского царя, которому доверено править избранным народом, должны соответствовать законам Торы. Это будет гарантией, что его продолжения его правления, будет не защита его царской гвардией, готовая «грудью» защитить его престол, а способность вести народ по путям Торы. И который был обязан разбираться во всех тонкостях Закона.

Кстати,«ПОСТАВЬ НАД СОБОЮ ЦАРЯ, КОТОРОГО ИЗБЕРЕТ БОГ» — это своеобразная заповедь. Тора дважды повторяет глагол «ПОСТАВЬ», подчеркивая обязательность этого действия. То есть, имеется в виду, что народ может жить без царя все то время, пока не испытывает в этом необходимости. Однако, если возникает потребность в централизованной власти, сосредоточенной в руках одного человека, то не следует откладывать принятие решения, а необходимо выбрать того, кто возьмет в свои руки бразды государственного правления.

Одним из важнейших факторов, побуждающих народ поставить царя, может быть ослабление влияния пророка, передающего народу прямые и непосредственные указания Всевышнего. В будущем, воля Всевышнего, по установлении института монархии, была выражена через пророка Самуила, который жил в том поколении.

Что касается «ПУСТЬ НЕ ОБЗАВОДИТСЯ ОН МНОЖЕСТВОМ ЖЕН, ДАБЫ НЕ РАЗВРАЩАЛОСЬ СЕРДЦЕ ЕГО, И ПУСТЬ НЕ УМНОЖАЕТ ОН СЕБЕ СЕРЕБРА И ЗОЛОТА ЧРЕЗМЕРНО», то, к сожалению, эта актуальная Заповедь, никто из царей Израиля, так до конца и не исполнил. Так как Закон запрещает еврейскому монарху, держать хотя бы одного коня, который не используется для практических целей, а служит только как украшением царского выезда. Никакие политические или экономические мотивы не могут служить оправданием нарушения этого запрета. И через нарушение этих Заповедей, как сами цари, так и все их подопечные имели немало проблем, о которых можно прочитать в книгах Царств, и Паралипоменон.

Единственным «препаратом», который мог излечить царей от ухода от Божьих Заповедей, могла служить Книга Законов «ПУСТЬ СПИШЕТ СЕБЕ КНИГУ УЧЕНИЯ ЭТОГО С ТОЙ, ЧТО У КОЕНОВ, ЛЕВИТОВ, 19 И ПУСТЬ БУДЕТ ОНА ПРИ НЕМ, И ПУСТЬ ЧИТАЕТ ОН ЕЕ ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ СВОЕЙ, ЧТОБЫ ПРИУЧИЛСЯ ОН БОЯТЬСЯ БОГА».

«1 НЕ БУДЕТ У КОЕНОВ, ЛЕВИТОВ, У ВСЕГО КОЛЕНА ЛЕВИ УЧАСТКА И УДЕЛА С ИЗРАИЛЕМ: ОГНЕПАЛИМЫМИ ЖЕРТВАМИ БОГА И УДЕЛОМ ЕГО ПУСТЬ ПИТАЮТСЯ ОНИ. 2 УДЕЛА ЖЕ НЕ БУДЕТ ЕМУ СРЕДИ БРАТЬЕВ ЕГО: БОГ — УДЕЛ ЕГО, КАК ГОВОРИЛ ОН ЕМУ. 3 А ВОТ ЧТО ПОЛАГАЕТСЯ ПО ЗАКОНУ КОЕНАМ ОТ НАРОДА: ПРИНОСЯЩИЙ В ЖЕРТВУ БЫКА ИЛИ БАРАНА ДОЛЖЕН ОТДАТЬ КОЕНУ ПЛЕЧО, ЧЕЛЮСТИ И ЖЕЛУДОК. 4 НАЧАТКИ ОТ ХЛЕБА ТВОЕГО, ВИНА ТВОЕГО И ОЛИВКОВОГО МАСЛА ТВОЕГО, НАЧАЛЬНУЮ ЧАСТЬ СТРИЖКИ ОВЕЦ ТВОИХ ОТДАЙ ЕМУ. 5 ИБО ЕГО ИЗБРАЛ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ИЗ ВСЕХ КОЛЕН ТВОИХ, ЧТОБЫ СТОЯЛ ОН ДЛЯ СЛУЖЕНИЯ ВО ИМЯ БОГА — ОН И СЫНОВЬЯ ЕГО ВО ВСЕ ДНИ». (Втор.18:1-5)
Священники и левиты, при разделении Земли Обетования, не владели земельными наделами. Их удел – это служение Богу, и своему народу. Это своевременное постановление, поскольку история как христианства, так и других религий, является прекрасной иллюстрацией того, что может произойти, если священнослужителям не запрещено владеть землей.

Но, в таком случае, за счет чего, могут жить и священники, и левиты, когда лишены участков, на которых могли бы выращивать продукты питания? И Тора подробно описывает те источники, за счет чего колено Левия, могло существовать так, чтобы они полноценно могли бы исполнять свои обязанности (Чис. 18 20-24).  Имеются в виду все виды жертв, предназначенные (целиком или частично) для сожжения на жертвеннике: жертвы всесожжения, хлебный дар, благодарственные жертвы и повинные жертвы. А также те десятины, что сыны Израиля, будут отделять левитам, согласно Заповеди. А те, из этой десятины, будут отделять свою десятину священникам. объявляет, что они принадлежат Ему, и определенные части от того, что должно быть сожжено, передает в дар священникам.

Изложенные Законы о равноправии служителей Храма, относятся как к левитам, так и к священникам. При распределении жертв, или десятин, отделенных от урожая, должен соблюдаться принцип равноправия. Необходимо следить за тем, чтобы не создалась ситуация, когда один из левитов или священников богатеет, в то время как остальные начинают беднеть. Однако, священникам и левитам были выделены небольшие участки вокруг городов, отведенных им для проживания. Который мог использоваться, для выпаса своего скота.

«9 КОГДА ПРИДЕШЬ ТЫ В СТРАНУ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ, НЕ УЧИСЬ СОВЕРШАТЬ МЕРЗОСТИ, КАКИЕ СОВЕРШАЛИ НАРОДЫ ТЕ. 10 ДА НЕ НАЙДЕТСЯ У ТЕБЯ НИКОГО, КТО ПРОВОДИЛ БЫ СЫНА СВОЕГО И ДОЧЬ СВОЮ ЧЕРЕЗ ОГОНЬ, КУДЕСНИКА, ВОЛХВА, И ГАДАТЕЛЯ, И КОЛДУНА, 11 И ЗАКЛИНАТЕЛЯ, И ВЫЗЫВАЮЩЕГО ДУХОВ, И ЗНАХАРЯ, И ВОПРОШАЮЩЕГО МЕРТВЫХ. 12 ИБО МЕРЗОСТЬ У БОГА ВСЯКИЙ ДЕЛАЮЩИЙ ЭТО, И ЗА МЕРЗОСТИ ЭТИ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ИЗГОНЯЕТ ИХ ПЕРЕД ТОБОЙ. 13 НЕПОРОЧЕН БУДЬ ПРЕД БОГОМ, ВСЕСИЛЬНЫМ ТВОИМ. 14 ИБО ТЕ НАРОДЫ, КОТОРЫХ ТЫ ИЗГОНЯЕШЬ, ВОЛХВОВ И КУДЕСНИКОВ СЛУШАЮТ ОНИ, А ТЕБЕ НЕ ТО ДАЛ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ».

Бог не приветствует желание людей, познавать тайны будущего бытия. Более того, введен строгий запрет, путем гадания, колдовства, и прочей магии, пытаться угадать, что ожидает человека или общество, в будущем. В глазах Бога, это «МЕРЗОСТЬ».

Но ведь, исследуя Писания, мы находим в словах пророков определенные места, где они говорят о будущем. Как все это увязать с теми запретами, о которых мы прочитали чуть выше? Дело в том, что этих пророков, избрал на Свое служение, сам Бог. И избрал не случайно, а потому, что они своей жизнью доказали, что во всем следуют воле Творца. Более того, все, что преподносили эти пророки, никогда не противоречило Слову Бога.

И, кстати, пророчества о будущем, у пророков занимает весьма малый процент. Основное их обращение к Израилю, заключалось к призванию «ВОЗВРАТИТЕСЬ НА ПУТЬ К ГОСПОДУ БОГУ».

Исходя из этого, давайте кратко дадим характеристики, людям, которые занимаются оккультными «науками»:
кудесник — человек, совершающий действия с предметами и гадающий при их помощи.
волхв — человек, предсказывающий будущее, основываясь на явлениях окружающей природы.
гадатель — человек, выбирающий не зависящее от него случайное событие, которое может произойти  в ближайшем будущем, и ожидающий, произойдет ли оно в действительности. Его цель –  узнать по выбранному им признаку и условию, произойдет или не произойдет в более  далеком будущем то событие, которое его интересует.
колдун — человек, способный оказывать воздействие на элементы природы и на людей за счет своих сверхъестественных сил. Он пользуется своими способностями для достижения  собственных целей и часто для определения того, что должно произойти в будущем.
заклинатель — заклинатель животных, чаще всего — змей.
вызывающий духов — некий подобие чревовещатель, который был способен сделать так, что его  голос, напоминал голос умершего, глухо звучащий из-под земли.

знахарь — речь идет о человеке, который, положив в рот кость животного или птицы, приводил себя в иступленное состояние и падал на землю. В этот момент из его рта начинал звучать не принадлежащий ему голос, сообщавший то, что должно произойти в будущем.
вопрошающий мертвых – некромантия (патологическая любовь к мертвому телу или телам), то есть попытка установить контакт с духом, что противоречит общим принципам веры.

Смысл предупреждения Бога заключается в том, что «Не занимайся гаданием, не обращайся к колдунам, положись во всем на Всевышнего, опираясь на простой принцип веры: «Все — в Его руках, и нет ни одной силы природы, которая не зависела бы от Него. Как бы ни проявлялась воля Творца, Он всегда желает блага Своим творениям». 

«15 ПРОРОКА ИЗ СРЕДЫ ТВОЕЙ, ИЗ БРАТЬЕВ ТВОИХ, ПОДОБНОГО МНЕ, ПОСТАВИТ ТЕБЕ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ЕГО СЛУШАЙТЕСЬ… 17 СКАЗАЛ БОГ МНЕ: ХОРОШО ТО, ЧТО ОНИ ГОВОРИЛИ. 18 ПРОРОКА ПОСТАВЛЮ Я ИМ ИЗ СРЕДЫ БРАТЬЕВ ИХ, ПОДОБНОГО ТЕБЕ, И ВЛОЖУ СЛОВА МОИ В УСТА ЕГО, И БУДЕТ ОН ГОВОРИТЬ ИМ ВСЕ, ЧТО Я ПОВЕЛЮ ЕМУ. 19 А ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ ПОСЛУШАЕТ СЛОВ МОИХ, КОТОРЫЕ ОН ГОВОРИТЬ БУДЕТ ОТ ИМЕНИ МОЕГО, Я ВЗЫЩУ С НЕГО».

Вероятней всего, что здесь речь идет не о силе пророчества, а о пророческой линии, началом которой стал Моше. Моше стал для Израиля, проводником Божественного откровения. Точно так же во всех последующих поколениях эту функцию будут выполнять пророки.
Первым после Моше, был Иисус Навин, который ввел Израиль в Землю обетования. Закрывает же список пророков от Бога, Мессия Иешуа: «1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил». (Евр.1:1,2)

И хотя мы встречаем в новозаветных посланиях рассказы о пророках, то надо понимать, что они не пророчествовали нечто новое, а раскрывали людям уже имеющийся на руках смысл Писания. Поскольку пророк — не столько предсказатель будущего, сколько учитель, призванный наставлять народ, поучать и указывать пути дальнейшего развития и достижения новых морально-нравственных высот.

«20 НО ПРОРОК, КОТОРЫЙ ЗЛОНАМЕРЕННО БУДЕТ ГОВОРИТЬ ОТ ИМЕНИ МОЕГО ТО, ЧЕГО Я НЕ ВЕЛЕЛ ЕМУ ГОВОРИТЬ, И КОТОРЫЙ БУДЕТ ГОВОРИТЬ ОТ ИМЕНИ БОГОВ ИНЫХ, УМЕРЕТЬ ДОЛЖЕН ПРОРОК ТАКОЙ. 21 А ЕСЛИ СКАЖЕШЬ В СЕРДЦЕ СВОЕМ: КАК УЗНАЕМ МЫ СЛОВО, КОТОРОГО НЕ ГОВОРИЛ БОГ? 22 ТО, ЧТО ГОВОРИТЬ БУДЕТ ПРОРОК ОТ ИМЕНИ БОГА, НО НЕ СБУДЕТСЯ СЛОВО ТО И НЕ НАСТАНЕТ, — ТО ЭТО СЛОВО, КОТОРОГО НЕ ГОВОРИЛ БОГ, ЗЛОНАМЕРЕННО ГОВОРИЛ ЕГО ПРОРОК, НЕ БОЙСЯ ЕГО

Надо понимать, что человек, который будет говорить от имени Всевышнего, и сообщать народу то, что никогда не было сказано Богом, и то, что никогда не было ему поручено передать сынам Израиля, понесет наказание. И еще -если человек, претендующий на то, чтобы называться пророком, хотя бы один раз предскажет событие — и оно не произойдет ПРИ ЕГО ЖИЗНИ, то это верный признак того, что он лжепророк. Чудеса и знамения, произведенные им, не могут быть доказательством истинности его пророческого дара. Поскольку одним из самых сильных доказательств истинного пророка, всегда была его соответствие духу Писания, и не противоречие Его Слову.
Пророк делает четкой и понятной Божественную Волю для всех тех, кто прислушивался к нему. И, кстати, библейские пророки, относились к предсказаниям будущего, как к чему-то второстепенному, не имеющему столь же большого значения, как само Учение Бога, и его духовные аспекты. То есть, их целью всегда было донести до сознания народа смысл понятия святости Писания, и борьбы с проявлением духовной нечистоты и скверны на всех уровнях и, прежде всего, с идолопоклонством и теми ужасными культами, которые неизбежно сопутствуют ему.

«1 КОГДА УНИЧТОЖИТ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, НАРОДЫ, СТРАНУ КОТОРЫХ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ, И ТЫ ИЗГОНИШЬ ИХ, И ПОСЕЛИШЬСЯ В ГОРОДАХ ИХ И В ДОМАХ ИХ, 2 ТРИ ГОРОДА ОТДЕЛИ СЕБЕ В СТРАНЕ ТВОЕЙ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ ВО ВЛАДЕНИЕ. 3 ПРОЛОЖИ СЕБЕ ДОРОГУ И РАЗДЕЛИ НАТРОЕ ПРОСТРАНСТВО СТРАНЫ ТВОЕЙ, КОТОРУЮ ДАЛ ТЕБЕ В НАДЕЛ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, И ТУДА УБЕГАТЬ БУДЕТ ВСЯКИЙ УБИЙЦА. 4 И ВОТ УСЛОВИЕ ДЛЯ УБИЙЦЫ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ УБЕГАТЬ ТУДА И ОСТАВАТЬСЯ В ЖИВЫХ: ТОТ, КТО УБЬЕТ БЛИЖНЕГО СВОЕГО БЕЗ УМЫСЛА, И ОН НЕ ВРАГ ЕМУ НИ СО ВЧЕРАШНЕГО, НИ С ТРЕТЬЕГО ДНЯ; 5 И ТОТ, КТО ПОЙДЕТ С БЛИЖНИМ СВОИМ В ЛЕС РУБИТЬ ДРОВА, И РАЗМАХНЕТСЯ РУКА ЕГО С ТОПОРОМ, ЧТОБЫ СРУБИТЬ ДЕРЕВО, И СОСКОЧИТ ЖЕЛЕЗО С ТОПОРИЩА, И ПОПАДЕТ ОНО В БЛИЖНЕГО ЕГО, И ТОТ УМРЕТ, ТАКОЙ ПУСТЬ УБЕЖИТ В ОДИН ИЗ ЭТИХ ГОРОДОВ И ОСТАНЕТСЯ ЖИВ, 6 ЧТОБЫ НЕ ПОГНАЛСЯ КРОВОМСТИТЕЛЬ ЗА УБИЙЦЕЙ В ГОРЯЧНОСТИ СЕРДЦА СВОЕГО, И НЕ НАСТИГ ЕГО, ЕСЛИ ДЛИННА БУДЕТ ДОРОГА, И НЕ УБИЛ ЕГО, А ОН ПО ЗАКОНУ НЕ ПОДЛЕЖИТ СМЕРТИ, ТАК КАК ОН НЕ БЫЛ ЕМУ ВРАГОМ НИ СО ВЧЕРАШНЕГО, НИ С ТРЕТЬЕГО ДНЯ. 7 ПОЭТОМУ Я ПОВЕЛЕВАЮ ТЕБЕ ТАК: ТРИ ГОРОДА ОТДЕЛИ СЕБЕ». (Втор.19:1-7)

На той территории, которая в ближайшем будущем должна быть завоевана сынами Израиля, следует выделить три города, которые станут убежищем для всех тех, кто совершил непреднамеренное убийство. Причины введения Торой законов о мстителе в случае непреднамеренного убийства, лежит признание Торой состояния аффекта как причины для оправдания в суде. То есть, мститель, убивший того, кто вольно или невольно стал причиной смерти его близкого родственника, обязательно предстанет перед судом, который может оправдать его, но только после выяснения всех обстоятельств и тщательного рассмотрения дела. Тора считает состояние аффекта оправдательным моментом только в том случае, если мститель совершил свой поступок сразу же после произошедшей трагедии или если тот, кто был причиной гибели его ближайшего родственника, не понес наказания. Поэтому случайно убивший человека должен немедленно отправиться в город-убежище и находиться там до того момента, пока суд не потребует от него явиться для рассмотрения дела. В противном случае никто не может гарантировать его безопасность, даже если убийство было результатом трагического стечения обстоятельств и в произошедшем нет его прямой вины.

Если суд признает, что убийство было случайным и произошло в результате непредусмотрительности или халатности, допущенных во время работы, убивший будет возвращен в тот город, куда он бежал изначально, чтобы находиться там без права выезда, до смерти Первосвященники. Если же он будет обвинен в преднамеренном убийстве — его ожидает смертная казнь.

И еще — если случайный убийца, обязанный постоянно находиться в городе-убежище, оставил его границы, мститель может убить его и будет оправдан судом как человек совершивший поступок в состоянии аффекта.

Однако может случиться и так, что мститель, убив случайного убийцу, сам будет приговорен к смертной казни. Речь идет о ситуации, когда случайное убийство произошло по вине погибшего (например, пренебрегшего предупреждением, что там, где он собирается пройти, ведутся опасные работы, которые невозможно остановить мгновенно). В этом случае случайный убийца не должен нести никакой ответственности, и тот, кто поднимет на него руку, приравнивается к убийце, совершившему свое страшное преступление преднамеренно.

«15 ДА НЕ ВЫСТУПАЕТ ОДИН СВИДЕТЕЛЬ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА, ПОДОЗРЕВАЕМОГО В КАКОЙ-ЛИБО ПРОВИННОСТИ И В КАКОМ-ЛИБО ПРОСТУПКЕ, В ЛЮБОМ ГРЕХЕ, КОТОРЫЙ ОН СОВЕРШИТ; ПО СЛОВАМ ДВУХ СВИДЕТЕЛЕЙ ИЛИ ПО СЛОВАМ ТРЕХ СВИДЕТЕЛЕЙ БУДЕТ РЕШЕНО ДЕЛО. 16 А ЕСЛИ ВЫСТУПИТ ЗЛОНАМЕРЕННЫЙ СВИДЕТЕЛЬ ПРОТИВ КОГО-ЛИБО, ЧТОБЫ ОБВИНИТЬ ЕГО В ПРЕСТУПЛЕНИИ, 17 ТО ПУСТЬ ПРЕДСТАНУТ ОБА ЭТИ ЧЕЛОВЕКА, У КОТОРЫХ ТЯЖБА, ПРЕД БОГОМ, ПЕРЕД КОЕНАМИ И СУДЬЯМИ, КОТОРЫЕ БУДУТ В ТЕ ДНИ. 18 И ЕСЛИ СУДЬИ РАССЛЕДОВАЛИ ХОРОШО И ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО СВИДЕТЕЛЬ ЭТОТ — ЛОЖНЫЙ СВИДЕТЕЛЬ, ЛОЖНО ОБВИНИЛ ОН БРАТА СВОЕГО, 19 ТО СДЕЛАЙТЕ ЕМУ ТО, ЧТО ЗАМЫШЛЯЛ ОН СДЕЛАТЬ БРАТУ СВОЕМУ, И ИСКОРЕНИ ЗЛО ИЗ СРЕДЫ ТВОЕЙ. 20 А ОСТАЛЬНЫЕ УСЛЫШАТ, И УСТРАШАТСЯ, И НЕ БУДУТ БОЛЕЕ ДЕЛАТЬ ПОДОБНОГО ЗЛА В СРЕДЕ ТВОЕЙ. 21 И НЕ БУДЬ ЖАЛОСТЛИВ: ЖИЗНЬ ЗА ЖИЗНЬ, ГЛАЗ ЗА ГЛАЗ, ЗУБ ЗА ЗУБ, РУКА ЗА РУКУ, НОГА ЗА НОГУ».

Библейский суд никогда не должен ориентируется на косвенные доказательства. Любой факт должен быть подтвержден показанием свидетелей. Это относится как к имущественным делам, так и ко всем делам о телесных повреждениях и преступлениях, наказуемых смертной казнью. Следовательно, на свидетелей возлагается большая ответственность.

Однако не исключена возможность, что суд, несмотря на тщательную проверку показаний свидетелей, будет введен в заблуждение и вынесет приговор на основе ложных показаний. Но если умышленный обман суда раскроется через показания других свидетелей, которые придут еще до приведения приговора в исполнение и сумеют доказать, что те, кто свидетельствовали до них, на самом деле во время совершения преступления, находились в другом месте и не могли видеть произошедшего, то те люди, которые ввели суд в заблуждение, должны получить такое наказание, которого они хотели для своего ближнего. Если на основе их показаний был вынесен смертный приговор — они будут казнены. Поскольку их поступок можно рассматривать как преступление, доведенное до конца и потому заслуживающее наказания.

«1 КОГДА ВЫЙДЕШЬ ТЫ НА ВОЙНУ ПРОТИВ ВРАГА ТВОЕГО, И УВИДИШЬ КОНЕЙ И КОЛЕСНИЦЫ, НАРОД, КОТОРЫЙ МНОГОЧИСЛЕННЕЕ ТЕБЯ, НЕ БОЙСЯ ИХ, ИБО С ТОБОЙ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ТЕБЯ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ. 2 И БУДЕТ, КОГДА ПРИСТУПИТЕ ВЫ К ВОЙНЕ, ПУСТЬ ПОДОЙДЕТ КОЕН, И ОБРАТИТСЯ К НАРОДУ, 3 И СКАЖЕТ ИМ: СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ! ВЫ ПРИСТУПАЕТЕ СЕГОДНЯ К СРАЖЕНИЮ С ВРАГАМИ ВАШИМИ; ДА НЕ БУДЕТ МЯГКИМ СЕРДЦЕ ВАШЕ, НЕ БОЙТЕСЬ, НЕ РОБЕЙТЕ И НЕ СТРАШИТЕСЬ ИХ! 4 ИБО БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ВАШ, ИДЕТ С ВАМИ, ЧТОБЫ ВОЕВАТЬ ЗА ВАС С ВРАГАМИ ВАШИМИ, ЧТОБЫ СПАСТИ ВАС. 5 А НАДСМОТРЩИКИ ПУСТЬ ГОВОРЯТ НАРОДУ ТАК: ТОТ, КТО ПОСТРОИЛ НОВЫЙ ДОМ И НЕ ОБНОВИЛ ЕГО, ПУСТЬ ИДЕТ И ВОЗВРАТИТСЯ В ДОМ СВОЙ, ЧТОБЫ НЕ УМЕР ОН НА ВОЙНЕ, А ДРУГОЙ ОБНОВИТ ЕГО. 6 И ТОТ, КТО НАСАДИЛ ВИНОГРАДНИК И НЕ ВЫКУПИЛ ЕГО ПЛОДЫ, ПУСТЬ ИДЕТ И ВОЗВРАТИТСЯ ДОМОЙ, ЧТОБЫ НЕ УМЕР ОН НА ВОЙНЕ, А ДРУГОЙ ВЫКУПИТ ЕГО. 7 И ТОТ, КТО ОБРУЧИЛСЯ С ЖЕНЩИНОЙ И НЕ ВЗЯЛ ЕЕ, ПУСТЬ ИДЕТ И ВОЗВРАТИТСЯ ДОМОЙ, ЧТОБЫ НЕ УМЕР ОН НА ВОЙНЕ, А ДРУГОЙ ВОЗЬМЕТ ЕЕ. 8 И ПУСТЬ ЕЩЕ ОБРАТЯТСЯ НАДСМОТРЩИКИ К НАРОДУ И СКАЖУТ: ТОТ, КТО БОЯЗЛИВ И РОБОК СЕРДЦЕМ, ПУСТЬ ИДЕТ И ВОЗВРАТИТСЯ ДОМОЙ, ЧТОБЫ НЕ СДЕЛАЛ ОН РОБКИМИ СЕРДЦА БРАТЬЕВ ЕГО, КАК ЕГО СЕРДЦЕ». (Втор.20:1-8)

При любых неизбежных военных конфликтах, Бог призывает сынов Израиля, быть милосердными. И в первую очередь, по отношению к своим братьям. Так, например, тому, кто обручился, но не успел жениться и ввести жену в дом, предоставляется право вернуться домой. Священник, который сопровождал войско, должен был обратиться перед сражением к бойцам со словами, которые приведены в данном отрывке. То есть, перечисляются группы людей, которым разрешается оставить военный лагерь. Последняя из них — это люди, испытывающие чувство страха перед врагом. Поэтому, предварительно указывается несколько причин, которые считаются уважительными для тех, кто пожелает оставить военный лагерь. Это позволяет снять подозрение с любого уходящего, что он просто боится врага.

Но, надо понимать, что речь не идет о завоевании земель Страны Израиля, а о войне, вспыхнувшей по тем или иным причинам с одним из соседних государств. Поэтому, прежде чем приступить к захвату города, полагается обратиться к его жителям с предложением мира. И «ЕСЛИ ОН ОТВЕТИТ ТЕБЕ МИРОМ И ОТВОРИТ ТЕБЕ, ТО ПУСТЬ ВЕСЬ НАРОД, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ В НЕМ, ПЛАТИТ ТЕБЕ ДАНЬ И СЛУЖИТ ТЕБЕ».

Ну, а:«12 ЕСЛИ ЖЕ ОН НЕ СДАСТСЯ ТЕБЕ И БУДЕТ ВЕСТИ С ТОБОЙ ВОЙНУ, ТО ОСАДИ ЕГО. 13 И КОГДА БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ОТДАСТ ЕГО В РУКИ ТВОИ, ТО ПЕРЕБЕЙ ВСЕХ МУЖЧИН ЕГО ОСТРИЕМ МЕЧА. 14 ТОЛЬКО ЖЕНЩИН, И ДЕТЕЙ, И СКОТ, И ВСЕ, ЧТО БУДЕТ В ГОРОДЕ, ВСЮ ДОБЫЧУ ЕГО, ВОЗЬМИ СЕБЕ, И ПОЛЬЗУЙСЯ ДОБЫЧЕЙ ВРАГОВ ТВОИХ, КОТОРЫХ ДАЛ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ТЕБЕ».

Кроме этого, мы знаем, что военное время нередко служит оправданием жестокости, для любых действий. Тора признает войну, только в качестве неизбежного средства, для решения проблем жизненно важных для всего народа. Отсюда, весь ход военных действий должен строиться разумно, чтобы избежать ненужных разрушений и жертв.

И еще — когда говорят о намного превосходящих силах противника, то представляется, что невозможно будет одержать над ним победу. Но, тогда надо воспоминание о том, что Всевышний уже совершил для Своего народа в прошлом, и это должно убедить воинов, что и в настоящий момент Он не оставит их и не отдаст в руки неприятеля, даже если тот во много раз превосходит их числом, вооружением и военным мастерством.
«16 В ГОРОДАХ ЖЕ ЭТИХ НАРОДОВ, КОТОРЫЕ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ В УДЕЛ, НЕ ОСТАВЛЯЙ В ЖИВЫХ НИ ДУШИ, 17 НО УНИЧТОЖЬ ИХ: ХЕТТОВ, И ЭМОРЕЕВ, КНААНЕЕВ, И ПРИЗЕЕВ, ХИВЕЕВ, И ЙЕВУСЕЕВ, КАК ПОВЕЛЕЛ ТЕБЕ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ».

В этом стихе перечислены только шесть народов, в то время как во Второзаконии 7:1-3, упоминаются семь. Не упомянуто только племя Гиргашеи. Это племя было немногочисленным по сравнению с другими этническими группами, населявшими Ханаан.

Предания говорят, что Иисус Навин, направил Ханаанским племенам три письма, прежде чем сыны Израиля вошли в нее. Эти письма содержали следующие предупреждения: «Тот, кто хочет оставить страну, может это сделать. Тот, кто хочет заключить мир, будет встречен с миром. Тот, кто присоединится к сражающимся против еврейского народа, будет истреблен».

Гиргашеи же оставили Страну Ханаан и переселились в Северную Африку. А жители же города Гивон предпочли заключить мир, а правители тридцати одного племени, жившего в Стране Ханаан, вступили в войну и, в большинстве своем, были уничтожены. 

Почему был такой суровый приказ Бога, относительно тех шести Ханаанских племен? Прежде всего следует отметить, что цель, поставленная Торой, — не уничтожение этих народов как таковых, чтобы не осталось от них и следа, а очищение Святой Земли от идолопоклонства, принесения человеческих жертв, жестокости и разврата. Поэтому еще до вступления в пределы Страны Ханаан, Иисус Навин, предупредил эти племена, что тот народ, который начнет войну, будет истреблен полностью.

Обычаи народа, вышедшего из Египта, сформировались не на основе заимствования культуры и традиции окружающих племен, а скорее — на их отрицании. Сыны Израиля уничтожали население Ханаана не для того, чтобы добиться абсолютного господства в Святой Земле, а только потому, что это было Божественным повелением. А жалость к идолопоклонникам, продолжающим приносить человеческие жертвы и оказывающим влияние на подрастающее поколение Израильтян, в последствии вызвало гнев Всевышнего.

Вот почему мотивы завоевания Святой Земли были совершенно иными, нежели причины, по которым те или иные народы снимались с места и вторгались в чужие пределы, сметая все на своем пути и оставляя за собой выжженные земли. Не стремление к лучшей жизни, богатым пастбищам, плодородным землям и сокровищницам царей влекло сынов Израиля вперед. Повеление Всевышнего было движущей силой их продвижения от города к городу.

«1 ЕСЛИ НАЙДЕН БУДЕТ УБИТЫЙ НА ЗЕМЛЕ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ ВО ВЛАДЕНИЕ, ЛЕЖАЩИЙ В ПОЛЕ, И НЕИЗВЕСТНО, КТО УБИЛ ЕГО, 2 ТО ПУСТЬ ВЫЙДУТ СТАРЕЙШИНЫ ТВОИ И СУДЬИ ТВОИ, И ИЗМЕРЯТ РАССТОЯНИЕ ДО ГОРОДОВ, КОТОРЫЕ ВОКРУГ УБИТОГО. 3 И ГОРОД, КОТОРЫЙ ОКАЖЕТСЯ БЛИЖАЙШИМ К УБИТОМУ, ПУСТЬ СТАРЕЙШИНЫ ЭТОГО ГОРОДА ВОЗЬМУТ ТЕЛИЦУ, КОТОРОЙ ЕЩЕ НЕ РАБОТАЛИ, КОТОРАЯ НЕ ТЯНУЛА ЕЩЕ ЯРМА, 4 И ПУСТЬ ОТВЕДУТ СТАРЕЙШИНЫ ГОРОДА ЭТОГО ТЕЛИЦУ В ДОЛИНУ СКАЛИСТУЮ, КОТОРАЯ НЕ ОБРАБАТЫВАЕТСЯ И НЕ ЗАСЕВАЕТСЯ, И ПРОЛОМЯТ ТАМ ЗАТЫЛОК ТЕЛИЦЕ, В ДОЛИНЕ. 5 И ПОДОЙДУТ КОЕНЫ, СЫНЫ ЛЕВИ, — ИБО ИХ ИЗБРАЛ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ЧТОБЫ СЛУЖИЛИ ОНИ ЕМУ И БЛАГОСЛОВЛЯЛИ ИМЕНЕМ БОГА, И ПО СЛОВУ ИХ РЕШАЕТСЯ ЛЮБАЯ ТЯЖБА И ДЕЛО О ЛЮБОЙ ЯЗВЕ, — 6 И ВСЕ СТАРЕЙШИНЫ ЭТОГО ГОРОДА, БЛИЖАЙШЕГО К УБИТОМУ, ПУСТЬ ОМОЮТ РУКИ СВОИ НАД ТЕЛИЦЕЙ С ПРОЛОМЛЕННЫМ ЗАТЫЛКОМ В ДОЛИНЕ, 7 И ВОЗГЛАСЯТ, И СКАЖУТ: РУКИ НАШИ НЕ ПРОЛИВАЛИ КРОВИ ЭТОЙ, И ГЛАЗА НАШИ НЕ ВИДЕЛИ». (Втор.21:1-7)

Описываемые выше Законы, относятся к тому случаю, когда убитый был найден за пределами населенного пункта, недалеко от его границ, а убийца остался неизвестным. Закон Торы обязывает старейшин того города, который после тщательных измерений окажется ближайшим к месту обнаружения тела, произвести определенную процедуру, которая похожа на принесение грехоочистительной жертвы. Главы города должны взять молодую телицу, вывести ее к потоку воды, протекающему в том месте, где никогда не обрабатывали почву и проломить ей затылок. В пролившуюся кровь телицы опускали руки, а затем омывали их в проточной воде. При этом произносилось заявление пред лицом Всевышнего от имени жителей города, что они неповинны в пролитии крови.

Смысл этой процедуры заключается в том, что Тора говорит об обязанности проявлять гостеприимство и заботиться о том, чтобы путника ночь не застигла в дороге. И хотя неизвестно, что послужило причиной гибели человека, подозрение падает на жителей ближайшего города: возможно, они не проявили должного внимания к путнику, не предоставили ему еду и ночлег. Поэтому на старейшин возлагается обязанность снять это подозрение с жителей города и заявить о том, что в их месте делается все возможное для принятия путников и оказания гостеприимства, а поэтому никто не несет даже косвенной ответственности за случившееся.