Перейти к содержимому

Недельная глава Хукат

Недельная глава Хукат

(Закон)

(Чис. 19:1-22:1)

И так, мы приступаем к разбору знаменитого раздела о красной корове:« 1 И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ И ААРОНУ, ТАК: 2 ВОТ ЗАКОН ОБ УЧЕНИИ, КОТОРЫЙ ПОВЕЛЕЛ БОГ ИЗЛОЖИТЬ: ГОВОРИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ, ЧТОБЫ ПРИВЕЛИ К ТЕБЕ КОРОВУ РЫЖУЮ, БЕЗ ПОРОКА, У КОТОРОЙ НЕТ УВЕЧЬЯ, НА КОТОРУЮ НЕ НАДЕВАЛИ ЯРМО. 3 И ОТДАЙТЕ ЕЕ ЭЛЬАЗАРУ-КОЕНУ, И ВЫВЕДЕТ ОН ЕЕ ЗА СТАН, И ЗАРЕЖЕТ ЕЕ ПЕРЕД СОБОЙ. 4 И ВОЗЬМЕТ ЭЛЬАЗАР-КОЕН КРОВЬ ЕЕ ПАЛЬЦЕМ СВОИМ, И ПОКРОПИТ К ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЕ ШАТРА ОТКРОВЕНИЯ КРОВЬЮ ЕЕ СЕМЬ РАЗ. 5 И СОЖЖЕТ КОРОВУ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ СВОИМИ; ШКУРУ ЕЕ, И МЯСО ЕЕ, И КРОВЬ ЕЕ С НЕЧИСТОТАМИ ЕЕ СОЖЖЕТ. 6 И ПУСТЬ ВОЗЬМЕТ КОЕН КЕДРОВОГО ДЕРЕВА, И ИССОПА, И ЧЕРВЛЕНИЦЫ, И БРОСИТ НА МЕСТО СОЖЖЕНИЯ КОРОВЫ. 7 И ВЫМОЕТ КОЕН ОДЕЖДЫ СВОИ, И ВЫКУПАЕТ ТЕЛО СВОЕ В ВОДЕ, А ЗАТЕМ может ВОЙТИ В СТАН; И НЕЧИСТ КОЕН ДО ВЕЧЕРА. 8 И СЖИГАВШИЙ ЕЕ ПУСТЬ ВЫМОЕТ ОДЕЖДЫ СВОИ И ВЫКУПАЕТ ТЕЛО СВОЕ В ВОДЕ; И НЕЧИСТ ОН ДО ВЕЧЕРА. 9 А ЧЕЛОВЕК ЧИСТЫЙ СОБЕРЕТ ПЕПЕЛ КОРОВЫ И ПОЛОЖИТ ВНЕ СТАНА НА ЧИСТОЕ МЕСТО, ДАБЫ БЫЛО ЭТО У ОБЩЕСТВА СЫНОВ ИЗРАИЛЯ НА ХРАНЕНИИ ДЛЯ ВОДЫ ОЧИСТИТЕЛЬНОЙ: ЭТО ЖЕРТВА ГРЕХООЧИСТИТЕЛЬНАЯ. 10 И ПУСТЬ СОБРАВШИЙ ПЕПЕЛ КОРОВЫ ВЫМОЕТ ОДЕЖДЫ СВОИ; И НЕЧИСТ ОН ДО ВЕЧЕРА. И ПУСТЬ БУДЕТ ЭТО ДЛЯ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ И ДЛЯ ПРИШЕЛЬЦА, ЖИВУЩЕГО СРЕДИ НИХ, ВЕЧНЫМ УСТАНОВЛЕНИЕМ. 11 ТОТ, КТО ПРИКОСНЕТСЯ К КАКОМУ-НИБУДЬ ЧЕЛОВЕКУ УМЕРШЕМУ, НЕЧИСТ ОН НА СЕМЬ ДНЕЙ, 12 ОН ДОЛЖЕН ОЧИСТИТЬ СЕБЯ ЭТИМ В ТРЕТИЙ ДЕНЬ И В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ, И БУДЕТ ОН ЧИСТ; ЕСЛИ ЖЕ НЕ ОЧИСТИТ ОН СЕБЯ В ТРЕТИЙ ДЕНЬ И В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ, ТО НЕ БУДЕТ ЧИСТ. (Чис.19:1-12

Такое обращение к Моше и Аарону указывает на крайнюю важность последующего предмета разговора, как для понимания Закона в теории, так и для обучения людей соблюдению Закона на практике. «ВОТ ЗАКОН ОБ УЧЕНИИ» — этот оборот встречается лишь еще в одном месте в Писании: в Числах 31:21, в качестве введения к обсуждению очищения и окунания утвари, захваченной у мидьянитян. Эти законодательные акты и установление описанное в последующих стихах, занимаются восстановлением чистоты. Первые относятся к очищению еды, приготовлению пищи и посуды для хранения продуктов ради чистоты тела человека.

Что касается функция «РЫЖЕЙ КОРОВЫ», то её функция  состоит в очищении человека с целью сохранения чистоты святынь. Относящиеся к ним положения существенны для соблюдения Закона как такового. В результате, оба эти законодательные установления классифицируются как «основные законы Учения», то есть как основные указания для соблюдения Закона чистоты.

Изложение процедуры приготовления праха завершается словами:« ПУСТЬ СОБРАВШИЙ ПЕПЕЛ КОРОВЫ ВЫМОЕТ ОДЕЖДЫ СВОИ; И НЕЧИСТ ОН ДО ВЕЧЕРА». Все надежды на спасение Израиля зависят от признания Израилем, как выше приведенного Закона, так и иных Законов, регулирующих нормы вечной жизни для сынов Израиля.

«14 ВОТ УЧЕНИЕ: ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК УМРЕТ В ШАТРЕ, ТО ВСЯКИЙ, КТО ВОЙДЕТ В ШАТЕР, И ВСЕМ, ЧТО В ШАТРЕ, НЕЧИСТО БУДЕТ СЕМЬ ДНЕЙ. 15 И ВСЯКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОСУД, НА КОТОРОМ НЕТ ЗАТЫЧКИ, ОБВЯЗАННОЙ ШНУРКОМ, НЕЧИСТ. 16 И ВСЯКИЙ, КТО ПРИКОСНЕТСЯ НА ПОЛЕ К УБИТОМУ МЕЧОМ, ИЛИ К УМЕРШЕМУ, ИЛИ К КОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, ИЛИ К МОГИЛЕ, НЕЧИСТ БУДЕТ СЕМЬ ДНЕЙ. 17 И ВОЗЬМУТ ДЛЯ НЕЧИСТОГО НЕМНОГО ПЕПЛА ТОЙ СОЖЖЕННОЙ ГРЕХООЧИСТИТЕЛЬНОЙ ЖЕРТВЫ, И ПОМЕСТЯТ В СОСУД, И ЗАЛЬЮТ ЕГО ЖИВОЙ ВОДОЙ. 18 И ВОЗЬМЕТ ЧИСТЫЙ ЧЕЛОВЕК ИССОП, И ОБМАКНЕТ В ЭТУ ВОДУ, И ОКРОПИТ ШАТЕР, И ВСЕ СОСУДЫ, И ВСЕХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ТАМ, И ПРИКОСНУВШЕГОСЯ К КОСТИ, ИЛИ К УБИТОМУ, ИЛИ К МЕРТВЕЦУ, ИЛИ К МОГИЛЕ. 19 И ОКРОПИТ ЧИСТЫЙ НЕЧИСТОГО В ТРЕТИЙ ДЕНЬ И В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ, И ОЧИСТИТ ЕГО В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ, И КАК ВЫМОЕТ ТОТ ОДЕЖДЫ СВОИ И ВЫКУПАЕТСЯ В ВОДЕ, СТАНЕТ ОН ЧИСТ К ВЕЧЕРУ».

Ритуальная нечистота сообщается человеку, который оказывается под одной крышей с мертвым телом, независимо от того, является помещение шатром или постоянным домом. Отсутствие стен под навесом также не предотвращает распространение ритуальной нечистоты.

Почему так? Тора, предназначенная для всех поколений, была получена поколением, вышедшем из Египта и проведшим около сорока лет в пустыне. Поэтому, говоря о законах, имеющих общий характер и применяемых в самых разных условиях и ситуациях, которые были хорошо знакомы поколению, странствовавшему по пустыне. Если нет особых указаний, то любое постановление Торы следует воспринимать как общее правило, а не как частный случай применения закона. Также и вся утварь в доме, где находится мертвое тело, включая одежды, также становится ритуально нечистой, несмотря на то, что ни человек, ни сосуды не соприкасались непосредственно с самим мертвым телом.

Но, если всякий, кто находится рядом с мертвым телом, но не прикасается к нему, не становится ритуально нечистым, если оно находится на открытом месте, не имеющем над собой навеса. Так же и сосуды остаются ритуально чистыми, пока они не соприкасаются с мертвым телом, если оно лежит на открытом месте.

Касательно «ЖИВОЙ ВОДЫ», то во всех законах, относящихся к очищению от ритуальной нечистоты, называется либо проточная вода из источника, либо вода из источника, набранная в сосуд. Сначала должна быть набрана вода, а затем опущен в нее пепел, но не наоборот.

«1 И ПРИШЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ, ВСЕ ОБЩЕСТВО, В ПУСТЫНЮ ЦИН В ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ, И РАЗМЕСТИЛСЯ НАРОД В КАДЕШЕ; И УМЕРЛА ТАМ МИРЬЯМ, И ПОХОРОНЕНА БЫЛА ТАМ. 2 И НЕ БЫЛО ВОДЫ ДЛЯ ОБЩЕСТВА, И СОБРАЛИСЬ ОНИ ПРОТИВ МОШЕ И ААРОНА. 3 И СПОРИЛ НАРОД С МОШЕ, И СКАЗАЛИ ТАК: ЛУЧШЕ БЫЛО НАМ УМЕРЕТЬ, КАК УМЕРЛИ БРАТЬЯ НАШИ ПРЕД БОГОМ! 4 ЗАЧЕМ ПРИВЕЛИ ВЫ СОБРАНИЕ БОГА В ЭТУ ПУСТЫНЮ? ЧТОБЫ УМЕРЕТЬ ТУТ НАМ И СКОТУ НАШЕМУ? 5 И ЗАЧЕМ ВЫВЕЛИ ВЫ НАС ИЗ ЕГИПТА? ЧТОБЫ ПРИВЕСТИ НАС В ЭТО ДУРНОЕ МЕСТО, МЕСТО, ЛИШЕННОЕ ПОСЕВА И СМОКОВНИЦ, И ВИНОГРАДА, И ГРАНАТОВ? ДА И ВОДЫ НЕТ ДЛЯ ПИТЬЯ. 6 И ПОШЛИ МОШЕ И ААРОН ОТ СОБРАНИЯ КО ВХОДУ В ШАТЕР ОТКРОВЕНИЯ, И ПАЛИ НИЦ, И ЯВИЛАСЬ ИМ СЛАВА БОГА. 7 И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: 8 ВОЗЬМИ ПОСОХ И СОЗОВИ ВСЕ ОБЩЕСТВО, ТЫ И ААРОН, БРАТ ТВОЙ, И СКАЖИТЕ СКАЛЕ У НИХ НА ГЛАЗАХ, ЧТОБЫ ДАЛА ОНА ВОДУ; И ИЗВЛЕЧЕШЬ ТЫ ДЛЯ НИХ ВОДУ ИЗ СКАЛЫ, И НАПОИШЬ ОБЩЕСТВО И СКОТ ИХ. 9 И ВЗЯЛ МОШЕ ПОСОХ, БЫВШИЙ ПРЕД БОГОМ, КАК ОН И ПОВЕЛЕЛ ЕМУ. 10 И СОЗВАЛИ МОШЕ И ААРОН СОБРАНИЕ ПЕРЕД СКАЛОЙ, И СКАЗАЛ ИМ МОШЕ: СЛУШАЙТЕ ЖЕ, СТРОПТИВЫЕ: НЕ ИЗ ЭТОЙ ЛИ СКАЛЫ ИЗВЛЕЧЬ НАМ ДЛЯ ВАС ВОДУ?. 11 И ПОДНЯЛ МОШЕ РУКУ СВОЮ, И УДАРИЛ ПО СКАЛЕ ПОСОХОМ СВОИМ ДВА РАЗА, И ОБИЛЬНО ПОТЕКЛА ВОДА, И ПИЛО ОБЩЕСТВО И СКОТ ЕГО. 12 И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ И ААРОНУ: ЗА ТО, ЧТО ВЫ НЕ ПОВЕРИЛИ МНЕ, ЧТОБЫ ОЗНАМЕНОВАТЬ СВЯТОСТЬ МОЮ НА ГЛАЗАХ У СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, НЕ ВВЕДЕТЕ ВЫ СОБРАНИЕ ЭТО В СТРАНУ, КОТОРУЮ Я ДАЛ ИМ!. 13 ЭТО МЕСТО НАЗЫВАЕТСЯ МЕЙ-МЕРИВА ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО СПОРИЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ С БОГОМ, И ОН ЯВИЛ ИМ СВЯТОСТЬ СВОЮ». (Чис.20:1-13)

Начнем разбор этого отрывка вот с это фразы:« ЛУЧШЕ БЫЛО НАМ УМЕРЕТЬ, КАК УМЕРЛИ БРАТЬЯ НАШИ ПРЕД БОГОМ». О каких братьях идет речь, и когда они умерли. Здесь они ведут разговор о тех евреях, которые были поражены Богом в пустыне за участие в бунте разведчиков, и в бунте Кораха. И вот их братья вновь проявляют непокорность тем, что ропщут на Моше (а косвенно и на Творца), что он их вывел из Египетского рабства:« ЗАЧЕМ ВЫВЕЛИ ВЫ НАС ИЗ ЕГИПТА».

Но при чем здесь смерть Мирьям? Давайте обсудим и эти два момента по порядку. И так, в этом отрывке, разбирается две темы — смерть Мирьям, и отсутствие вода. На первый взгляд, эти два события не связанны между собой. Но тут возникает вопрос:«А где же раньше это многомиллионное общество брало воду в пустыне, все это время»? Поэтому, исследователи Торы говорят, что последовательность изложения предполагает, что, лишь благодаря заслугам Мирьям, сыны Израиля могли до сего времени наслаждаться водой из Колодца Хорева, который ходил вместе с Израилем, во все время их передвижения по пустыне. Вот почему Колодец Хорева (Исход 17:6) иссяк сразу же после ее кончины. Ну а что значила для путешественника вода в пустыне — думаю объяснять не надо.

И так, вода иссякла, и сразу же начался очередной ропот общества Израилева против Моше и Аарона:« СПОРИЛ НАРОД С МОШЕ». Они обвинили Моше и Аарона в том, что ОНИ привели их в пустыню на погибель. Надо заметить, что это событие произошло уже на исходе их путешествия по пустыне. И «И ПОШЛИ МОШЕ И ААРОН ОТ СОБРАНИЯ КО ВХОДУ В ШАТЕР ОТКРОВЕНИЯ, И ПАЛИ НИЦ, И ЯВИЛАСЬ ИМ СЛАВА БОГА».

Исход евреев по пустыне подходит к концу, и за эти сорок лет Моше видимо очень устал от постоянного напряжения, которое сопровождало его при его служению обществу Израилевому. И мы видим, что вместо того, чтобы успокоить народ, и обратится с этой проблемой к Богу, Моше просто в изнеможении падает на лицо пред входом в Мишкан.

Реакция же Бога, на этот ропот общества была вполне предсказуема, поскольку люди просили то, без чего действительно нельзя существовать в пустыне:« ЯВИЛАСЬ ИМ СЛАВА БОГА. И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: ВОЗЬМИ ПОСОХ И СОЗОВИ ВСЕ ОБЩЕСТВО, ТЫ И ААРОН, БРАТ ТВОЙ, И СКАЖИТЕ СКАЛЕ У НИХ НА ГЛАЗАХ, ЧТОБЫ ДАЛА ОНА ВОДУ; И ИЗВЛЕЧЕШЬ ТЫ ДЛЯ НИХ ВОДУ ИЗ СКАЛЫ, И НАПОИШЬ ОБЩЕСТВО И СКОТ ИХ». И тут нет ничего сверхъестественного, поскольку подобное уже происходило раньше, когда мы исследовали книгу Исход:« И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: ПРОЙДИ ПЕРЕД НАРОДОМ И ВОЗЬМИ С СОБОЙ ИЗ СТАРЕЙШИН ИЗРАИЛЯ, И СВОЙ ПОСОХ, КОТОРЫМ ТЫ ПОРАЗИЛ НИЛ, ВОЗЬМИ В РУКУ СВОЮ И ПОЙДИ. ВОТ Я СТОЮ ПЕРЕД ТОБОЮ ТАМ, НА СКАЛЕ В ХОРЕВЕ, А ТЫ УДАРИШЬ ПО СКАЛЕ, И ПОЛЬЕТСЯ ВОДА ИЗ НЕЕ, И БУДЕТ ПИТЬ НАРОД. И СДЕЛАЛ ТАК МОШЕ НА ГЛАЗАХ У СТАРЕЙШИН ИЗРАИЛЯ.». (Исх.17:5,6) С одной лишь разнице — если при Хориве надо было железным посохом ударить по скале, чтобы пошла вода, то тут надо было просто приказать скале, чтобы она дала воду.

А что получилось в реале:« И СОЗВАЛИ МОШЕ И ААРОН СОБРАНИЕ ПЕРЕД СКАЛОЙ, И СКАЗАЛ ИМ МОШЕ: СЛУШАЙТЕ ЖЕ, СТРОПТИВЫЕ: НЕ ИЗ ЭТОЙ ЛИ СКАЛЫ ИЗВЛЕЧЬ НАМ ДЛЯ ВАС ВОДУ?. 11 И ПОДНЯЛ МОШЕ РУКУ СВОЮ, И УДАРИЛ ПО СКАЛЕ ПОСОХОМ СВОИМ ДВА РАЗА, И ОБИЛЬНО ПОТЕКЛА ВОДА, И ПИЛО ОБЩЕСТВО И СКОТ ЕГО». Сразу два нарушения:

1.Моше оскорбил все общество «СЛУШАЙТЕ ЖЕ, СТРОПТИВЫЕ».

2.А во-вторых:« И УДАРИЛ ПО СКАЛЕ ПОСОХОМ СВОИМ ДВА РАЗА».

Не сказал, а ударил, при том не один раз, а дважды. И тут же получили вердикт Всевышнего:« ЗА ТО, ЧТО ВЫ НЕ ПОВЕРИЛИ МНЕ, ЧТОБЫ ОЗНАМЕНОВАТЬ СВЯТОСТЬ МОЮ НА ГЛАЗАХ У СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, НЕ ВВЕДЕТЕ ВЫ СОБРАНИЕ ЭТО В СТРАНУ, КОТОРУЮ Я ДАЛ ИМ».

Ну, хорошо, ошибку совершил Моше, но при чем здесь Аарон, которого Бог также за это наказал? Дело в том, что Аарон тоже знал, что надо было сделать, но не остановил Моше не только от первого удара посохом, но и от второго. И как результат непослушания, отказ им обоим от исполнения их мечты — войти в Землю Обетования.

Но неужели действительно такой уж и серьезный проступок они совершили? В глазах Бога «Да». Они отняли у Бога возможность, прославится среди Израиля. Если бы они в точности исполнили Его повеление, и скала от их слова дала обществу воду, то тогда Израиль воочию увидел бы видимое присутствие Бога, среди них, и Его заботу о них. Поэтому, если бы люди получили воду лишь благодаря слову Моше, то они бы усвоили ту истину, что под водительством Бога они могут жить и дальше без особых забот. А исключив Моше и Аарона из процесса дальнейшего исполнения Своих замыслов в Земле Обетования, Бог, тем самым, продемонстрировал святость Своего абсолютного величия, которое не зависят ни от каких факторов, показывая, что претворяя в жизнь свои замыслы, для Него даже такие люди, как Моше и Аарон, не являются незаменимыми. Кстати, нам эту истину тоже очень важно помнить.

«14 И ОТПРАВИЛ МОШЕ ПОСЛОВ ИЗ КАДЕША К ЦАРЮ ЭДОМА: ТАК СКАЗАЛ БРАТ ТВОЙ ИЗРАИЛЬ: ТЫ ЗНАЕШЬ ВСЕ НЕВЗГОДЫ, КОТОРЫЕ ПОСТИГЛИ НАС…. 17 ПОЗВОЛЬ НАМ ПРОЙТИ ЧЕРЕЗ СТРАНУ ТВОЮ! НЕ ПОЙДЕМ МЫ ПО ПОЛЯМ И ВИНОГРАДНИКАМ И НЕ БУДЕМ ПИТЬ ВОДУ ИЗ КОЛОДЦЕВ; ГЛАВНОЙ ДОРОГОЙ ПОЙДЕМ, НЕ СВЕРНЕМ НИ ВПРАВО, НИ ВЛЕВО, ПОКА НЕ ПЕРЕЙДЕМ ГРАНИЦЫ ТВОЕЙ. …20 НО ОН СКАЗАЛ: НЕ ПРОЙДЕШЬ!. И ВЫСТУПИЛ ЭДОМ ПРОТИВ НЕГО С МНОГОЧИСЛЕННЫМ НАРОДОМ И С РУКОЙ СИЛЬНОЙ. 21 И ОТКАЗАЛСЯ ЭДОМ ПОЗВОЛИТЬ ИЗРАИЛЮ ПРОЙТИ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ ЕГО; И ОТОШЕЛ ИЗРАИЛЬ ОТ НЕГО».

39 лет назад сыны Израиля совершили неудачную попытку вступить в Страну Израиля с юга. Прошло много времени, и можно было бы повторить ту же самую военную операцию с учетом прошлого опыта. Но Всевышний не позволил идти им тем же самым путем, которым прошли разведчики, оклеветавшие Страну Обетования. Их преступление не было забыто и наказание за их грех продолжало действовать, хотя во многом Бог Израиля простил народ после того, как почти все поколение, старше 20 лет, вышедшее из Египта, умерло в пустыне. Всевышний наметил им новый путь вхождения в Страну Обетования — с востока, перейдя через Иордан. После отказа царя Эдома, евреям пришлось двигаться в обход по пустынным местностям.

Кстати, впоследствии пророк Авдий, говоря об Эдоме, предсказал ему суровые наказания и полное истребление за то, что он отказался помочь еврейскому народу, вышедшему из Египта.

«23 И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ И ААРОНУ У ГОРЫ ОР, НА ГРАНИЦЕ СТРАНЫ ЭДОМА, ТАК: 24 ПРИОБЩИТСЯ ААРОН К НАРОДУ СВОЕМУ, ИБО НЕ ВОЙДЕТ ОН В СТРАНУ, КОТОРУЮ Я ДАЛ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ, ЗА ТО, ЧТО ВЫ ПОСТУПИЛИ ВОПРЕКИ СЛОВУ МОЕМУ В МЕЙ-МЕРИВА. 25 ВОЗЬМИ ААРОНА И ЭЛЬАЗАРА, СЫНА ЕГО, И ВОЗВЕДИ ИХ НА ГОРУ ОР, 26 И СНИМИ С ААРОНА ОДЕЖДЫ ЕГО, И ОБЛАЧИ В НИХ ЭЛЬАЗАРА, СЫНА ЕГО, А ААРОН УМРЕТ ТАМ. 27 И СДЕЛАЛ МОШЕ, КАК ПОВЕЛЕЛ БОГ, И ВЗОШЛИ ОНИ НА ГОРУ ОР НА ГЛАЗАХ У ВСЕГО ОБЩЕСТВА. 28 И СНЯЛ МОШЕ С ААРОНА ОДЕЖДЫ ЕГО, И ОБЛАЧИЛ В НИХ ЭЛЬАЗАРА, СЫНА ЕГО; И УМЕР ААРОН ТАМ, НА ВЕРШИНЕ ГОРЫ, И СОШЛИ МОШЕ И ЭЛЬАЗАР С ГОРЫ. 29 И УВИДЕЛО ВСЕ ОБЩЕСТВО, ЧТО УМЕР ААРОН, И ОПЛАКИВАЛ ААРОНА ТРИДЦАТЬ ДНЕЙ ВЕСЬ ДОМ ИЗРАИЛЯ».
Гора Ор находится на границе с владениями Эдома. Эта возвышенность, ныне известная как Джебель Мадура, которая расположена к северо-востоку от Кадеша, на расстоянии дневного перехода от Мертвого моря. Тора, говоря о кончине праведников, избегает употреблять слово «смерть» или, по крайней мере, старается не употреблять его несколько раз. Праведники продолжают жить в своих великих делах, имеющих значение для всех поколений и после их физической смерти. А выражение «ПРИОБЩИТСЯ К НАРОДУ СВОЕМУ» — это одно из выражений, которые заменяют слово «умер».

Смерть Первосвященника стала всенародным трауром. Поскольку Аарон был для еврейского народа, образцом человека, который всегда стремился к миру между отдельными людьми и между сынами Израиля и Всевышним. Свои усилия Аарон направлял не только на то, чтобы установить мир между человеком и его Творцом, он также добивался того, чтобы между людьми во всем Израиле были упрочены добрые отношения. Как выразился о нем пророк Малахия:« 6 Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха. 7 Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа». (Мал.2:6,7)

«1 И УСЛЫШАЛ КНААНЕЙ, ЦАРЬ АРАДА, ЖИТЕЛЬ ЮГА, ЧТО ИЗРАИЛЬ ИДЕТ ДОРОГОЙ ОТ АТАРИМА, И ВСТУПИЛ В СРАЖЕНИЕ С ИЗРАИЛЕМ, И ЗАХВАТИЛ ПЛЕННЫХ. 2 И ДАЛ ИЗРАИЛЬ ОБЕТ БОГУ, И СКАЗАЛ: ЕСЛИ ОТДАШЬ ТЫ НАРОД ЭТОТ В РУКИ МОИ, ТО ПОСВЯЩУ Я Тебе ГОРОДА ИХ!. 3 И УСЛЫШАЛ БОГ ГОЛОС ИЗРАИЛЯ, И ОТДАЛ ему КНААНЕЕВ, И УНИЧТОЖИЛ Израиль ИХ И ГОРОДА ИХ, И НАЗВАЛ МЕСТО ЭТО ХОРМА». (Чис.21:1-3)

Арад был одним из важнейших городов Ханаана. Он располагался на месте, которое известно сегодня как Тель-Арад, в 23 км к югу от Хеврона и в 80 км к северо-востоку от Кадеша. Сыны Израиля двинулись сначала на юг, и Амаликитяне, жившие в тех местах, решив, что они намереваются совершить еще одну попытку вторгнуться в пределы Ханаан с юга, попытались вновь напасть на евреев, подобно тому своему успешному нападению, совершенному 39 лет назад, когда они обратили войско сынов Израиля в бегство. 

Раши – один из известных комментаторов Торы — поясняет, почему в этом отрывке Торы не упоминаются Амаликитяне, а говорится о ханаанских племенах. Амаликитяне, происходящие от Исава, не считались исконными жителями этой земли, и поэтому приписываются к Ханаанским племенам. Сыны Израиля исполнили свое обещание и превратили города этого района в пустынную заброшенную местность. Тут может быть единственная оговорка — комментаторы расходятся во мнениях относительно того, когда это произошло: одни считают, что военный поход был совершен в это же время, другие — что это произошло уже в период завоевания Эрец-Исраэль. Однако, учитывая, что Израиль начал завоевывать Ханаан с востока, то по всей вероятности, война с Амаликянами произошла в более поздний период. Вероятней всего, в период царствования Саула и Давида.

И так, сыны Израиля обещали Всевышнему полностью уничтожить этот народ, который поднял на них руку, когда Божественное Присутствие находилось в их стане. Если Всевышний совершит чудо и поразит этот народ, значит Творец рассматривает это сражение как Свою войну с врагами добра и духовности.

«5 И РОПТАЛ НАРОД НА ВСЕСИЛЬНОГО И НА МОШЕ: ЗАЧЕМ ВЫВЕЛИ ВЫ НАС ИЗ ЕГИПТА? ЧТОБЫ УМЕРЕТЬ В ПУСТЫНЕ? ВЕДЬ ХЛЕБА НЕТ, И ВОДЫ НЕТ, И ДУШЕ НАШЕЙ ОПРОТИВЕЛА ЭТА НЕГОДНАЯ ПИЩА!. 6 И ПОСЛАЛ БОГ НА НАРОД ЯДОВИТЫХ ЗМЕЕВ, И ЖАЛИЛИ ОНИ НАРОД, И УМЕРЛО МНОЖЕСТВО НАРОДА ИЗ ИЗРАИЛЯ. 7 И ПРИШЕЛ НАРОД К МОШЕ, И СКАЗАЛИ ОНИ: СОГРЕШИЛИ МЫ, КОГДА РОПТАЛИ НА БОГА И НА ТЕБЯ! ПОМОЛИСЬ БОГУ, ЧТОБЫ УДАЛИЛ ОН ОТ НАС ЗМЕЕВ!. И МОЛИЛСЯ МОШЕ ЗА НАРОД. 8 И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: СДЕЛАЙ СЕБЕ ЗМЕЯ И УКРЕПИ ЕГО НА ШЕСТЕ, И БУДЕТ: ВСЯКИЙ УЖАЛЕННЫЙ ВЗГЛЯНЕТ НА НЕГО И ВЫЗДОРОВЕЕТ. 9 И СДЕЛАЛ МОШЕ МЕДНОГО ЗМЕЯ, И УКРЕПИЛ НА ШЕСТЕ, И БЫЛО, КОГДА ЗМЕЙ ЖАЛИЛ ЧЕЛОВЕКА, ТОТ СМОТРЕЛ НА МЕДНОГО ЗМЕЯ И ВЫЗДОРАВЛИВАЛ».

После того, как царь Эдома не разрешил пересечь территорию его государства, сынам Израиля пришлось двигаться в обход. Они шли на юг, пока не достигли Эцьон-Гевера, расположенного у северной оконечности Акабского залива Красного моря. Затем они повернули на восток и двигались по направлению к горе Сеир, а затем — на север, по направлению к степям Моава. Переходы были не из легких, и требовали больших физических усилий и выносливости. Кроме того, психологически было тяжело отдаляться от Страны Ханаан в то время, как она обещана народу и кажется была совсем близко. И вот на этом фоне, у определенной части еврейского общества, началось проявляться раздражение, которое в конце концов, вылилось в то, что та пища, и та вода, которой Господь всегда снабжал Израиль, стала касаться, что пища совсем не годная, а воды нет.
Но, самое интересное, что манна всегда хватало для того, чтобы каждый мог насытиться и восстановить свои силы. А воды достаточно, и для людей, и для скота. А в чем тогда претензия народа? Народ заявил, что манн, как источник энергии, — пища недостаточная для человека, вынужденного выдерживать большую физическую нагрузку. И на этом фоне «РОПТАЛ НАРОД НА ВСЕСИЛЬНОГО И НА МОШЕ».

Тогда в ответ на их ропот (в который раз), «ПОСЛАЛ БОГ НА НАРОД ЯДОВИТЫХ ЗМЕЕВ, И ЖАЛИЛИ ОНИ НАРОД, И УМЕРЛО МНОЖЕСТВО НАРОДА ИЗ ИЗРАИЛЯ». Очередное наказание народа, и очередное их раскаяние. И Бог повелевает Моше изготовить «ЗМЕЯ И УКРЕПИТЬ ЕГО НА ШЕСТЕ», и всякий укушенный ядовитой змеей, может взглянуть на изображение змея, и не умрет.

Что? посмотрел на картинку и ты жив здоров? Не совсем так. Змей в библейском понимании – это символ зла. Именно поэтому Бог повелел Моше, изобразить этого медного змея, чтобы каждый укушенный змеем, понимал, что это наказание от Бога, и глядя на змея, раскаивался в соделанном грехе. Раскаяние – вот что спасало человека, от неминуемой смерти. А медный змей, был как бы стимуляторов в этом деле.
Медный змей, сделанный Моше, был впоследствии помещен сынами Израиля в Святая Святых, где хранились все предметы, служившие вещественным доказательством великих чудес, совершенных Творцом для Своего народа. Они были перенесены в Святая Святых Храма, воздвигнутого в Иерусалиме на горе Мориа.

До периода правления царя Хизкияу (Езекии) не было опасности, что люди начнут воспринимать медного змея как изображение божества или как символ одной из сил Всевышнего. Но царь Хизкияу почувствовал такую опасность и принял решение разбить змея на мелкие части. Его поступок был одобрен Богом:« 3 И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; 4 он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моше, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан». (4Цар.18:3,4)

«21 И ОТПРАВИЛ ИЗРАИЛЬ ПОСЛОВ К СИХОНУ, ЦАРЮ ЭМОРЕЕВ, СКАЗАТЬ: 22 ПОЗВОЛЬ МНЕ ПРОЙТИ ЧЕРЕЗ СТРАНУ ТВОЮ! НЕ СВЕРНЕМ МЫ НА ПОЛЯ И ВИНОГРАДНИКИ, НЕ БУДЕМ ПИТЬ ВОДЫ ИЗ КОЛОДЦЕВ; ГЛАВНОЙ ДОРОГОЙ ПОЙДЕМ, ПОКА НЕ ПЕРЕЙДЕМ ГРАНИЦЫ ТВОЕЙ. 23 НО НЕ ПОЗВОЛИЛ СИХОН ИЗРАИЛЮ ИДТИ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ ЕГО; И СОБРАЛ СИХОН ВЕСЬ НАРОД СВОЙ, И ВЫСТУПИЛ ПРОТИВ ИЗРАИЛЯ В ПУСТЫНЮ, И ДОШЕЛ ДО ЯАЦА, И СРАЗИЛСЯ С ИЗРАИЛЕМ. 24 И ПОРАЗИЛ ЕГО ИЗРАИЛЬ МЕЧОМ, И ОВЛАДЕЛ СТРАНОЙ ЕГО, ОТ АРНОНА ДО ЯБОКА, ДО ВЛАДЕНИЙ АМОНИТЯН, ИБО УКРЕПЛЕНЫ БЫЛИ ГРАНИЦЫ АМОНИТЯН. 25 И ВЗЯЛ ИЗРАИЛЬ ВСЕ ГОРОДА ЭТИ, И ПОСЕЛИЛСЯ ИЗРАИЛЬ ВО ВСЕХ ГОРОДАХ ЭМОРЕЕВ, В ХЕШБОНЕ И ВО ВСЕХ ПРИГОРОДАХ ЕГО. 26 ИБО ХЕШБОН БЫЛ ГОРОДОМ СИХОНА, ЦАРЯ ЭМОРЕЕВ, А ОН ВОЕВАЛ С ПРЕЖНИМ ЦАРЕМ МОАВА И ОТВОЕВАЛ У НЕГО ВСЮ ЕГО СТРАНУ ДО АРНОНА».

Начиная с этого отрывка, мы видим проявление нового характера еврейского народа. Вместо сомнений — решительность, вместо претензий — вера во Всевышнего и готовность идти в сражение за завоевание Святой земли. Иначе говоря, сила, которую обрел народ, странствовавший по пустыне на протяжении почти сорока лет, проявилась неожиданно. Это было неожиданно, и для всех сынов Израиля, почувствовавших, что Всевышний прокладывает им дорогу не только в безлюдных местах, но отбрасывает целые народы, стоящие на их пути.
И так, Эморейский царь Сихон, не разрешает пройти Израилю, через свою территорию, и даже выступает против него, со своим войском. преграждал путь к Иордану. В результате этого сражения, Бог даровал Израилю победу над ним. Значение победы сынов Израиля над Сихоном и царем Хешбона невозможно переоценить. Они получили базу и обеспечили безопасность своего тыла, что позволило им готовиться к переходу через Иордан. Но что гораздо более существенно, они обрели уверенность в своих силах и увидели явное проявление помощи Всевышнего в начавшейся войне за Святую землю.

«33 И ПОВЕРНУЛИ ОНИ, И ПОДНЯЛИСЬ ПО ДОРОГЕ В БАШАН. И ВЫСТУПИЛ ОГ, ЦАРЬ БАШАНА, ПРОТИВ НИХ, ОН СО ВСЕМ НАРОДОМ СВОИМ, НА СРАЖЕНИЕ В ЭДРЕИ. 34 И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: НЕ БОЙСЯ ЕГО, ИБО В РУКУ ТВОЮ ПЕРЕДАЮ Я ЕГО, И ВЕСЬ НАРОД ЕГО, И СТРАНУ ЕГО, И СДЕЛАЙ С НИМ, КАК СДЕЛАЛ ТЫ С СИХОНОМ, ЦАРЕМ ЭМОРЕЕВ, ЖИВШИМ В ХЕШБОНЕ. 35 И ПОРАЗИЛИ ОНИ ЕГО, И СЫНОВЕЙ ЕГО, И ВЕСЬ НАРОД ЕГО, НЕ ОСТАВИВ У НЕГО НИ ОДНОГО УЦЕЛЕВШЕГО, И ОВЛАДЕЛИ СТРАНОЙ ЕГО».

Территория Башана простирается от границ Гильада на юге до горы Хермон на севере. Эта территория, была известен своими дубовыми рощами и богатыми пастбищами, на которых паслись многочисленные стада.

Мидраш относит Ога к группе великанов, которые населяли земли Ханаана. С ними мы будем встречаться и в последующих разборах Писания. Один из самых знаменитых был Голиаф, которого поразил Давид.

И вот этот царь выступил против Израиля, но был поражен:« И ПОРАЗИЛИ ОНИ ЕГО, И СЫНОВЕЙ ЕГО, И ВЕСЬ НАРОД ЕГО, НЕ ОСТАВИВ У НЕГО НИ ОДНОГО УЦЕЛЕВШЕГО, И ОВЛАДЕЛИ СТРАНОЙ ЕГО».

«1 И ДВИНУЛИСЬ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ, И ОСТАНОВИЛИСЬ В СТЕПЯХ МОАВА, ПО ТУ СТОРОНУ ИОРДАНА, НАПРОТИВ ИЕРИХОНА». (Чис.22:1)

В данном случае имеются в виду земли, расположенные к востоку от Иордана.

И в заключении, есть смысл выставить карту того времени, чтобы более полнее понять о том, что нам повествует текст Торы: