Перейти к содержимому

Недельная глава Лех Леха. 2018 г.

Недельная глава Лех Леха

(Иди к себе)

(Быт 12:1-17:27)

Начиная с этой недельной главы, Тора разъяснять цель и призвание Израиля, точнее начало его формирования, на базе одной семьи — Авраама и Сары.

Бог начал создавать Свой народ — чтобы принести надежду всем другим народам.

Конечно, все началось значительно раньше, когда Бог впервые призвал Авраама, на СВОЕ СЛУЖЕНИЕ:

1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; 2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; 3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. 4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. 5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. (Быт.12:1-5)

И с этого момента, Авраам стал самой известной личностью во всем Писании.

В Писании он упоминается как Аврам – 52, а как Авраам – 239 раз

Поэтому авторы Нового Завета очень трепетно относятся к этой личности, называя его отцом всем верующих.

И на примере его жизни, мы можем получить разные уроки для нас лично.

И первый вопрос который в принципе должен возникать у каждого изучающего Писание — почему именно Авраам.

Почему не Терах или еще кто-то?

Как в прочем, сегодня у многих возникает подобный вопрос и относительно евреев.

Чем они так отличились, что Всевышний именно на них положил Свою руку.

Почему именно их Он избрал

И хотя это вопрос, который Писание оставляет открытым, можно посмотреть, как отвечают на этот вопрос разные мыслящие исследователи Писаний.

Мы познакомились с ним, через Тору, где он значится как Аврам, хотя может быть, его звали и по-другому.

Иметь несколько имен в то время на востоке, было обыденным делом.

Нередко все зависело от того, каким делом занимался владелец того или иного имени.

Но впервые в Торе мы встречаем именно это имя.

По рождению Аврам был язычником.

Который не знал истинного Бога.

Что мало соответствовало званию праведного человека.

Если ранее про Ноя было написано, что он спасся от вод потопа, потому что был праведным, то про Аврама же ничего подобного в Торе не сказано.

Все, что мы знаем о его жизни до избрания, — это минимальные анкетные данные плюс сообщение о том, что по неизвестным причинам семейство отца Аврама покинуло свой родной город Ур, что в Месопотамии, и отправилось в страну Ханаан, куда, впрочем, в итоге так и не добралось.

Ну а далее маленький полукочевой клан (всего ок. 300 человек, не считая женщин и детей), под руководством Аврама, покинул Харан и направился на запад в землю Ханаанскую.

В те времена, многие племена переходили из страны в страну.

Но переселение Аврама не было обычной сменой места.

Он покинул своих родных и свой народ не ради лучших пастбищ, а повинуясь призыву Божию.

А основной причиной того, что Бог избрал именно Аврама, было не то, что он «додумался» до монотеизма, но, прежде всего, то, что Аврам был готов пострадать и даже погибнуть за свои новые убеждения.

Мы видим, что из отсутствия мысли в Письменной Торе о причине избрания Аврама, комментаторы ищут таковую причину.

И возможно они правы.

Но тишина на этот счет может нести и иную смысловую нагрузку.

Мне нравится, как сказал один комментатор:

«Однако нельзя не отметить, что Священное Писание не рассматривает вопрос о причинах выбора Божьего.

Бог свободен; свобода же в первую очередь характеризуется тем, что причины поступков – внутри личности, а не во внешних обстоятельствах.

Это так по отношению к человеку; возможно, это так и по отношению к Богу»

Иными словами, Аврам был выбран совершенно произвольно (на наш взгляд), без каких-нибудь задатков и предпосылок со своей стороны.

И так, Бог является Авраму и говорит ему оставить всё, что он знает, и следовать за ним.

Куда?

Бог не уточняет в этот момент, Он просто говорит: «в землю, которую Я укажу тебе.» 

При этом, Он даёт ему, три фундаментальных обетования:

1. Он обещает ему потомство — «Я произведу от тебя великий народ». 

2. Он обещает ему землю: «землю, которую Я укажу тебе».

3. Он обещает ему благословения:

а) «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну»

— и это обетование является единственной причиной, по которой еврейский народ до сих пор

б)«благословятся в тебе все племена земные».

Это суть Божьего призвания Аврама и, через него -будущего народа Израиля.

6 И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи. 7 И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там жертвенник Господу, Который явился ему. (Быт.12:6,7)

Интересное объяснение есть в еврейских преданиях касательно того, почему Авраам постоянно кочевал по земле Ханаанской, и отчасти Египетской.

 Как говорят мудрецы, Аврам был как сосуд с благовониями.

Если такой сосуд лежит где-то в закутке, то никому нет от него никакой пользы.

Если же его положить в повозку и катить по дороге, то все вокруг ощутят восхитительный запах.

Так и Богу было угодно, чтобы Аврам проезжал побольше мест и знакомился с большим числом людей.

Чтобы они учились у него делать добро другим, и верить в единого Бога.

И так, Аврам миновал много мест, но нигде не задерживался надолго.

И, наконец, Бог явился ему.

Это Его явление, послужило знаком, подтверждавшим, что именно этой земле суждено было стать землей Авраама и его народа.

Землей, где присутствие Бога на земле, было наиболее значительным, как в те времена, таки сегодня.

И раскрытие Которого является конечной целью и смыслом всей человеческой истории.

Именно на этой земле, возродится человеческий род в том состоянии, которое было у него в момент его, человека, создания.

А пока эта земля была населена испорченными, развратными племенами, которые все больше и больше деградировались, и которым через время, суждено было исчезнуть навеки.

Но давайте пойдем по порядку:

10 И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той. 11 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; 12 и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; 13 скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя. 14 И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; 15 увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов. 16 И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды. 17 Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. 18 И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? 19 для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди. 20 И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было. (Быт.12:10-20)

Истории на первый взгляд, кажется более чем странной.

Аврам оставляет обещанную ему землю.

Это вместо того, чтобы целиком вверить свою судьбу Богу, знающему, как поддержать человека во время голода в пустыне.

При этом, он вынужден был скомпрометировать свою жену, чтобы спасти себя!

Не приукрашивая его поступок, можно однозначно назвать его тяжким грехом.

На фоне этого события, мы видим, что Тора остается Торой, и потому не приукрашивает поступки тех людей, которых Бог впоследствии называет «он Мой пророк».

И к стати, ни одного библейского праведника, Бог не назвал «Вот мой идеал».

Но при всем этом, то что нам рассказано об их ошибках и слабостях, никак не умаляется их величие, при исполнении воли Бога.

Что касается той правды в их жизнеописания , то это помогает нам больше извлечь пользы, из повествовательного текста.

Поэтому давайте научимся, через опыт этих библейских героев, преодолевать те соблазны, которые будут встречаться на нашем пути — пути возрастания в Господе.

И так, Аврам оставляет Ханаан, и отправляется в поисках пропитания в Египет.

Он попадает в сложную ситуацию и вынужден скрывать свою истинную связь с Сарой.

В результате чего, честь Сары чуть было не пострадала.

Кстати, Аврам вторично прибегает к той же уловке в стране филистимлян (Быт. 20).

И мы видим, что впоследствии при подобных обстоятельствах точно так же поступает со своей женой Ривкой его сын Ицхак (Быт. 26).

Нам конечно легко говорить, что «Аврам должен был остаться в Ханаане, а уж если он все-таки решил спуститься в Египет, то там ему следовало во всем положиться наБога».

Так легко рассуждать, с высоты наших знаний, которые мы получили от праведников, живших в отрезке почти в четыре тысячи лет до нас, сидя перед компьютером, и попивая, в безопасности, чай с плюшками.

Но именно благодаря Аврааму, и последующих праведников (просьба не путать их со святыми на иконах), мы можем знать, не только как оценивать тот или иной их поступок, но и как научится исправлять свои личные промахи.

И помнить, что Аврам находился в иной ситуации, которая не имела предшественников, подобных ему, откуда бы он мог черпать опыт преодоления подобных ситуаций.

Что же касается тех инцидентов, с ним и Сарой, которые имели место в Египте и Финикии, мы можем заключить, что при той безнравственности, которая преобладала в этих странах, незамужняя женщина подвергалась меньшей опасности, чем замужняя, особенно если та была иностранкой.

Если бы стало известно, что Сара замужем, ее мужа просто убили бы, а ее забрали.

Но другое дело, если человек путешествует со своей сестрой.

Чтобы добиться девственницы, нужно сначала расположить к себе ее брата.

В любом случае это занимает много времени, и появляются возможности найти какой-то выход из ситуации.

Кроме этого любопытен еще один немаловажный момент — неужели во всем Египте, небыло красивей девушек, чем шестидесяти пятилетней Сары.

Не наталкивает ли это нас на мысль, что незаметно от Аврама, который видел жену каждый день, да и самой Сары, что Бог исподволь готовил её к будущему материнству.

Иначе как можно объяснить подобный феномен?

Итак, Аврам со всем своим семейством возвращается в землю Ханаанскую, и тут происходит его разделение с племянником Лотом:

5 И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. 6 И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. 7 И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. 8 И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; 9 не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево. 10 Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; 11 и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.

(Быт.13:5-11)

Еще находясь в Египте, что Аврам, что Лот, приобрели немало богатств.

И вот теперь, вернувшись оттуда, с таким богатством, Лоту стало тесновато, жить вместе с Аврамом.

Да тут еще раздор между пастухами Лота и Аврама.

Хотя на какой почве произошел «спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова», мы точно не знаем.

Но и этот спор могли разрешить полюбовно Аврам и Лот, не прибегая к кардинальным мерам.

Но судя по дальнейшему контексту, то мы замечаем, что духовный уровень Аврама и Лота, был далеко не равный.

Вероятней всего, вера в Единого Бога, перешла к Лоту от его отца Арама, которого постигла смерть, именно за нетвердую веру.

Так и у Лота — вера в Единого была, но исповедовал он Его так, чтобы она не мешала ему жить так, как он считал нужным.

 И когда возникла ситуация с пастухами, то он счел это прекрасным поводом, чтобы избавиться от доминирования Аврама в этом вопросе.

И это подтверждает дальнейший  текст, когда Лот пожелал поселиться:

«… увидел всю окрестность Иорданскую что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская…»

— хотя прекрасно знал, в какое окружение он попадет.

14 И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; 15 ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, 16 и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; 17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее. 18 И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу. (Быт.13:14-18)

Только после отделения Лота от Аврама, Всевышний возобновил диалог с последним.

И показать ему, что повеление отделиться от всех родственников, до сих пор не было до конца выполнено.

Что повлекло немало испытаний для самого Аврама, поскольку Лот не был последовательным в своем хождении перед Богом.

Естественно, что Аврам, переживал, когда Лот ушел от него.

Но вместе с тем понял, что его доля —  это оставить все и быть одному, и что это необходимое условие исполнение миссии преобразования мира, возложенной на него Всевышним. 

А повторное обещание Бога, касательно потомства, и этой земли — являлось условием его исполнения.

И фраза «Пройти по земле», означало, по обычаям того времени, приобрести ее. 

1 И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, 2 пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор…. 8 И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим, 9 с Кедорлаомером, царем Еламским, Фидалом, царем Гоимским, Амрафелом, царем Сеннаарским, Ариохом, царем Елласарским, — четыре царя против пяти. 10 В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившись в бегство, упали в них, а остальные убежали в горы. 11 [Победители] взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. 12 И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. (Быт.14:8-12)

Начнем разбор этого отрывка, с исторической справки — именно Кедорлаомераский царь Элема, упоминается в клинообразных текстах, найденных при раскопках, в районе Ближнего Востока.

Вероятно царь Эламский, по обычаю всех азиатских владык, стремился к расширению своего влияния, и даже освобождал от враждебных племен, кои перечислены в этом отрывку, дабы освободить себе дороги в богатый Египет.

И неудивительно, что на пути туда, он успел поработить богатые и изнеженные ханаанские племена, без особого напряжения, поскольку все эти племена, жили разобщенной жизнью.

И что еще не маловажно, даже враждовали между собой.

Но общая неволя в рабстве эламитян, заставила наиболее видные ханаанские племена сплотиться между собою, и поднять всеобщее восстание против своего поработителя.

Местом их соединения послужила долина Сиддим, то есть нижняя часть Иорданской долины, имеющая название «долина Сид», что значит «горная смола», или «асфальт».

Сегодня на этом месте, плещутся волны Мертвого моря.

Роль Кедорлаомера показана как главного поработителя, а другие цари — это его союзники.

И так, когда Ханаанские цари объединились, и восстали против Кедорлаомера, то он, пройдя победоносно чуть ли не всю Сирию и Ханаан, и приблизился к долине Сиддим, наголову разбил ханаанских царей, и победители взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли.

Таково краткое, но совершенно ясное известие Библии об исходе этой войны царей.

Что же касается Лота, то причина всех его несчастий, заключалась в том, что он жил в Содоме — месте, где воздух был пропитан злодейством и растлением. 

13 И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы. 14 Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана; 15 и, разделившись, [напал] на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска;

16 и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ.  (Быт.14:13-16)

Аврам освобождает его

И так, решившись идти на выручку своего племянника Лота, Аврам вооружает всех своих «домочадцев», то есть рабов, рожденных в его доме, а не приобретенных куплею, а потому и более верных и надежных.

И таких-то людей нашлось у него только 318 человек.

«и преследовал [неприятелей] до Дана», то есть гнался за неприятелем и настиг его только у Дана.

«и, разделившись,напална них ночью, сам и рабы его, и поразил их».

Подобное нападение на неприятеля, довольно обычный и известный из Библии стратегический прием, посредством которого малые отряды одерживали блестящие победы над большими войсками.

Суть его состояла в том, что маленький отряд делился на несколько групп; и когда неприятель предавался мирному отдыху или сну, все эти отряды с военными кликами бросались на него одновременно с разных сторон, и старались произвести панику, в чем часто и успевали.

«и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска;» — итог этой битвы.

Чтобы это было более понятно, как долго войско Аврама преследовало противника, то по некоторым прикидкам, это составляло более сотни километров.

Таким образом, Аврам с Божьей помощью не только осуществил свое благородное намерение — выручить племянника из плена, но и отбил еще большую добычу у союзников, преимущественно, конечно, ту, которая была захвачена ими, при последней победе в долине Сиддим.

17 Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что [ныне] долина царская; 18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — 19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; 20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего. (Быт.14:17-20)

Одно из самых ярких мест в Торе, поскольку в нем упоминается имя Малки Цадека — царя и священника Салима.

Личность легендарная, поскольку его упоминает и Давид, и автор послания Евреям, указывая его, как праведника того времени, и как прообраз будущего Царя Мессии.

О царе Содомском, мы особо не будет много говорить, поскольку Тора, хоть и кратко, но весьма красочно описало и его, и отношение к нему Аврама.

А лучше время посвятим Малки Цадеку.

Как подтверждают археологи, действительно был такой город Салим, в котором люди поклонялись Единому Богу.

То есть, это был центр единобожников, поклоняющиеся библейскому Творцу миров.

Кстати, согласно данных раскопов, архитектура Салимского храма, очень напоминала Соломонов Храм.

И как тут не вспомнить вот этот отрывок:

11 И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его, и кладовых его, и горниц его, и внутренних покоев его, и дома для ковчега, 12 и чертеж всего, что было у него на душе, дворов дома Господня и всех комнат кругом, сокровищниц дома Божия и сокровищниц вещей посвященных, 13 и священнических и левитских отделений, и всякого служебного дела в доме Господнем, и всех служебных сосудов дома Господня, 14 золотых вещей, с [означением] веса, для всякого из служебных сосудов, всех вещей серебряных, с [означением] веса, для всякого из сосудов служебных. (1Пар.28:11-14)

И тут возникает вопрос — откуда у Давида появились эти чертежи?

И почему только Давид, в своем Псалме упоминает имя Малки Цадека?

Именно эти вопросы, навевают предположения, что каким-то образом, чертежи Салимского Храма, попали в руки Давидова.

И не исключено, что они могли попасть к Давиду, как реликвия колена Иуды, которое было в родственных связях с Малки Цадеком.

Каких связях — мы рассмотрим, когда будем разбирать 38 главу, книги Бытие.

И именно по этим чертежам, Соломон построил Храм, только значительно увеличив его в размере.

Ну а теперь, что касается самого эпизода встречи Аврама и Малки Цадека.

Всего три стиха, посвящено этому человеку, но сколько пик поломано комментаторами, которые пытаются дать объяснения, кто такой Малки Цадек, и с какого такого случая, Аврам «вдруг» дает ему десятину.

Давайте и мы попробуем вставить свои «пять копеек», в разгадку этого персонажа.

И начнем с того, царем какого города он был?

Город Салим.

Второе — какому Богу, он был священник?

Единому Богу.

Тогда кто из послепотопных персонажей поклонялся Единому Богу?

Читаем в девятой главе Бытия:

26 И сказал (Ной): благословен Господь, Бог Сима;….

Сравниваем: Сим — Салим.

То есть, царем Салима, был благословенный старший сын Ноя — Сим.

Но с какого такого случая, ему надо было ехать семьдесят км., только для того, чтобы выпить по чарочку вина, и закусить чем Бог послал, то бишь хлебом?

Если мы возьмем карту Израиля, и посмотрим пути хождения Аврама, по этой земле, то мы «вдруг» обнаружим, что Аврам, совершенно свободно мог посещать Салим.

А поскольку Сим был его пра-пра-пра-пра … дедушкой, то ничего удивительного небыло в том, что они знали друг друга ЛИЧНО!

Именно поэтому, Малки Цадек (Сим), после победы Аврама, пришел на встречу к своему внуку, а внук, дал ему десятину, уже не как дедушке, а как священнику того Бога, которому поклонялся и сам Аврам.

Кстати, в дальнейшем, пути потомков Сима, и потомков Аврама, еще не раз пересекутся, но это будет другая история, и в другой недельной главе, которую мы разберем попозже.

И так, что касается того, кто скрывался под именем Малки Цадек, то многие исследователи Библии, на основании косвенных свидетельств библейского текста, пришли к выводу, что Малки Цадек, никто иной, как Сим, старший сын Ноя.

21 И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. 22 Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, 23 что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; 24 кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю. (Быт.14:21-24)

Аврам делит добычу между своими соучастниками

«Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли» — эта торжественная клятва Аврама, данная царю Содомскому, обращает на себя наше внимание, по следующим причинам:

— во-первых, тем внешним действием, которым она сопровождалась и которое сохраняется в присяге и доселе,

— во-вторых, своим сходством со словами благословения Мелхиседека, доказывающим, что оба они чтили одного и того же Бога.

И еще «что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама».

А причина, по которой Аврам не взял положенную ему долю отбитой у врагов добычи, крылась именно в личности Содомского царя, и жителей этого города.

Эта добыча была заклята, как и весь Содом, поскольку растление в этом городе, перешагнуло все допустимые границы.

Возможно именно поэтому, Аврам не захотел пачкаться тем трофеем, на котором было проклятие Небес.

1 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. 2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. 3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. 4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. 5 И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. 6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.  (Быт.15:1-6)

Жизнь Авраама можно разделить на три периода:

1) Когда Аврааму было заповедано оставить дом отца и идти в страну, которую Бог укажет ему, до завет между частями — событие, которое произойдет в этой главе.

2) От этого отрывка, и до связывания Исаака.

3) От связывания Ицхака до смерти Авраама.

До сего времени жизнь Аврама представляла собой поступательное движение.

Начав борьбу в одиночку, Аврам одержал победу, стал духовным лидером своего поколения.

Но своего предназначения он смог достичь, только испытав все превратности судьбы, пройдя суровую школу страдания.

Что же касается обращение Бога к Авраму, которое начинается словами «не бойся», то видимо, этого ободрения требовало душевное состояние Аврама.

Тем самым, Бог как бы сказал ему:

«Вот то, что Я должен тебе сказать, ничего не изменилось, Я по-прежнему буду тебе щитом.

Награда за твою верность неизмеримо велика.

От тебя же потребуется готовность к жертве, нои награда будет безмерна».

Кстати, Тора немного говорит нам о той награде, которую Бог уготовил своим последователям.

Сами добрые дела, которых хочет от нас Бог, и есть эта истинная награда.

Благословение, которого человек удостаивается за соблюдение заповедей, сопутствует их исполнению, но не ради него человек совершает добрые дела. 

Бог, а не Аврам видит в его беспримерной преданности жертву, и в ответ на эту преданность обещает ему великую награду.

Что касается «И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой», то здесь можно усмотреть, как бы скрытый упрек Богу:

«Разве так и должно быть?

Разве это справедливо в Твоих глазах?

Ведь Ты — олицетворение милости и любви?».

Так может обращаться к Богу, только бесконечно преданный ему человек.

Подобное обращение, мы можем встретить в Книге Иова, когда он спрашивает Бога, за какие такие грехи, он его поразил.

И в обеих случаях, Бог понимает истоки этого огорчения, и благословляет их — как Аврама, так и Иова.

Что касается упрека Аврама Богу, то его можно понять.

Он уже почти отказался от надежды на рождение сына от Сары.

Поэтому он как бы с горечью говорит:

«Что бы Ты ни дал мне, все будет напрасно, потому что у меня нет сына, и я бездетным покидаю этот мир».

С человеческой точки зрения, Аврам как бы совершенно прав.

У него не оставалось никаких оснований надеяться на потомство.

И тогда Бог сказал ему: «Посмотри на небо».

Если мы хотим дать человеку представление о всемогуществе Всевышнего, лучше всего указать ему на небо.

«Разве ты можешь сосчитать звезды»?

Небесных светил значительно больше, чем всех Божьих творений на земле.

И все это творение рук Божьих.

Поэтому важно сказать самому себе:«Откажись от своих земных соображений, а больше уповай на всемогущество Творца».

И Аврам полностью доверился Богу.

Вера в то, что в будущем, от него произойдет целый народ, еще больше укрепило его веру и увеличило возможности проявить ее на практике

7 И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. 8 Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?

9 [Господь] сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. 10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. 11 И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. 12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. 13 И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, 14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, 15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй; 16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.

(Быт.15:7-16)

Упоминанием о выходе Аврама из Ура Халдейского, Бог как бы предваряет откровение о будущем, предначертанном народу Аврама.

То есть, показывает, что речь идет о чем-то большем, чем просто передвижение с места на место.

Как нам известно из традиции, жизнь Аврама подвергалась в Ур Халдейском смертельной опасности.

Поэтому избавление от преследований царя Нимрода смогло стать источником, из которого потомки Аврама вплоть до Исхода из Египта черпали надежду на освобождение.

И он хотел узнать, как именно Бог укажет ему, что пришло время унаследовать землю:

« Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею»? 

И Бог отвечает:« в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась».

То есть, три поколения твоих потомков будут рабами в чужой земле, рабами униженными, бездомными и обездоленными; и лишь четвертое поколение вернется, чтобы овладеть этой землей.

К этому времени растление живущих здесь народов достигнет такого уровня, что они будут заслуживать смерти и у них не останется прав на эту землю.

А народ, который придет овладеть ею, должен прежде испытать бедность, рабство и унижение, чтобы обрести необходимую зрелость.

17 Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым [как бы из] печи и пламя огня прошли между рассеченными [животными]. 18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: 19 Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, 20 Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, 21 Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев. (Быт.15:17-21)

Все перечисленное в семнадцатом стихе явления, олицетворяют Присутствия Всевышнего.

Кроме этого, Всевышний заявляет, что: «потомству твоему даю Я землю сию».

Это очень примечательный момент, которому мы часто не придаем значение.

А заключается он в том, что Бог сказал «Я даю», а не «Я дам когда нибуть».

То есть, Он говорит Авраму, что факт передачи земли является уже совершенным фактом.

Он, Бог, принимает на Себя те обязательства, о которых говорил раньше, и что все предсказанное Им исполнится в полной мере. 

И этот заключенный завет Бога с Аврамом, имеет более важную цель, чем завет с Ноем.

Поскольку на финише этого завета, человечество придет в Царство Бога.

Точнее, Царство Бога, придет на землю, где не будет уже места греху и смерти, как следствия греха.

1 Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. 2 И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары. 3 И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. 4 Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою. (Быт.16:1-4)

Мы видим, какое горе Авраму причиняет отсутствие детей.

Но еще глубже страдание Сары, как женщины.

Величие Аврама сказалось в том, что он порвал с прошлым и покинул отчий дом.

Но не меньшей была и жертва Сары.

Если Аврам поступил так во имя Бога, то Сара сделала это ради его, господина своего.

И лишь одного Сара не могла дать Авраму того, что страстно желала — она не могла ему родить наследника его славы.

Именно поэтому она сказала:« вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее».

Но через время: «Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою».

Рабыня стала презирать свою госпожу.

Разве такое возможно?

Тут кроется один маленький нюанс, без которого этот отрывок, сложно будет понять.

А заключается он в том, что когда Аврам и Сара были в Египте, и она попала во дворец фараона, и Бог чуть было не лишил жизни его, то он не просто отпустив Сару, но дал ей в качестве рабыни, свою дочь Агарь.

То есть, до этого момента, Агарь являлась принцессой Египетской.

И вот теперь, забеременев от Князя Божьего, а именно так окружающие народы называли Аврама, Агарь посчитала, что теперь она, а не Сара станет владычествовать в доме Аврама.

Тем более, что если у женщины нет детей, то по восточным обычаям, эта женщина считалась наказуемой Богом.

Вот с чем связано превозношение Агари.

5 И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою. 6 Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее. (Быт.16:5,6)

Как Сара, так и Аврам, были наказаны за свое нетерпение тем, что рабыня теперь стала себя чувствовать в доме как новая хозяйка.

Но, она не рассчитала последствий своего действия.

Что касается Сары, то она во всем обвиняет теперь Аврама.

Тогда Аврам разрешил поступать Саре так, как она считала нужным.

 Аврам тут поступил мудро, понимая какое тяжелое душевное состояние Сары, в которой одновременно заговорили и ревность обездоленной супруги, и достоинство оскорбленной госпожи. Что касается бегства Агари в пустыню, то и тут проявилось её превозношение над своей госпожой.

7 И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.  8 И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. 9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. 10 И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. 11 И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; 12 он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих. 13 И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня. 14 Посему источник [тот] называется: Беэр-лахай-рои. Он находится между Кадесом и между Баредом. 15 Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил. 16 Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила.

(Быт.16:7-16)

Итак, мы имеем налицо три самостоятельных утверждения:

первое — условие;

второе — обещание

третье — наставление и предсказание благоприятного результата.

И так, Агарь убегает.

Но нельзя скрыться от Бога.

И она впервые поняла, что Божественное Присутствие не имеет границ.

Человек обязан подчинить себя Богу, не только теоретически, но и на практике.

Все поступки и чувства должны быть направлены к Богу, и на исполнение Его воли.

А чтобы прийти к этому, недостаточно быть сыном Аврама, необходимо еще родиться от Сары. Будущий народ Авраама был избран не только для того, чтобы нести и распространять абстрактную философию о Едином Боге, но и чтобы следовать Его путем.

Измаил воспринял интеллектуальную направленность отца, но не подчинил ей физические аспекты своей жизни.

Эту способность он мог бы унаследовать только тогда, когда бы его матерью была бы Сара.

Но его матерью была дочь языческого царя, которая только отчасти приняла теологию той семьи, куда она попала.

И соответственно, подобное передала своему будущему сыну Измаилу.

1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; 2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. 3 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: 4 Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, 5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; 6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; 7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; 8 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. (Быт.17:1-8)

Бог продолжает преобразовывать Аврама и Сару, для выполнения своей цели — тикун олам (исправление мира).

Но Аврааму уже 99 лет — жизнь как бы прожита.

И в момент, когда казалось, что все уже позади, он узнает, что это только начало.

Все это время, Всевышний вел Авраама через многочисленные испытания, чтобы очистить его и привести к определенному совершенству.

И только тогда, когда Авраам достиг этой степени чистоты, которой Всевышний ожидает от каждого человека, Он явился ему со словами «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен».    А что это значит «ходи предо Мною и будь непорочен»?

Это значит идти своей Богом указанной дорогой, не уклоняясь с избранного пути, каковы бы ни были внешние обстоятельства, руководствуясь лишь одним своим внутренним принципом.

То есть, все время думать о воле Бога, ощущать Его постоянное присутствие в своей жизни, и помнить, что Он присутствует всегда и везде.

И так, мы видим разницу между Авраамом-евреем и Авраамом до вступления в завет.

Авраама уважали и любили за чистоту его сердца и благородство характера.

Теперь же он должен, кроме того, следовать Закону Бога.

Приняв его, Авраам обретает полную власть над собой.

Он больше не подчиняется своим природным влечениям и тем отличается ото всех остальных творений.

И теперь, окончательное решение заключать или не заключать завет с Богом, зависел только от Авраама. 

Бог же мог только желать этого.

Если бы Авраам отверг союз, он так и оставался бы одним из потомков сыновей Ноя.

Но, заключив завет, Авраам обязан подчиняться Ему, следовать Его указаниям.

И стихи 4-8 говорят о том, что даст Бог Аврааму.

9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. 10 Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; 11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. 12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. 13 Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. 14 Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой. (Быт.17:9-14)

Завет обрезания, как верность Богу.

Столько копий на нем поломано.

Как за него, так и против него.

И кстати говоря, даже среди последователей этой заповеди, есть немало отрицательных моментов.

Я имею в виду не со стороны евреев, а со стороны не евреев.

Но это уже тема другого, и притом не простого разговора.

Итак, потомки Авраама, наследуя его духовное и нравственное призвание, должны «да будет у вас обрезан весь мужеский пол».

Не только в поколении Авраама, а «будет завет Мой на теле вашем заветом вечным».

Обрезание — это символ завета, но исполнение завета обрезания, есть нечто большее, чем просто физический акт.

В этом символе различаются два аспекта:

— само его исполнение является неотменяемым законом Бога, и сохранение идеи, верность ей.

  Тот, кто отказывается от символа завета, по существу, разрушает и сам завет.

— с другой стороны, совершение символического акта вполне достигает своей цели только когда

  становится — знаком, глубоко укоренившимся в сознании человека.

  Тем не менее, даже простое исполнение этого акта является осуществлением первого этапа

  Божественной заповеди.

Именно на подчинении тела, а не духа основывает Бог свой завет.

Этот завет не допускает, чтобы дух человека парил где-то в высях, в то время как тело оставалось послушным любым своим влечениям.

Что к сожалению, очень распространено среди последователей Мессии Иешуа.

Поэтому, начинается условие завета, с подчинения телесных влечений нравственному закону, продиктованному Богом.

Только на этой почве может взрасти истинная духовность, и духовная связь с Всевышним.

Лишь в теле, не запятнанном нравственной нечистотой, может расцвести поистине Божественная духовная жизнь.

С этой точки зрения этого завета, целибат (безбрачие) или кастрация, не менее отвратительны, чем разврат и распутство.

15 И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; 16 Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее. (Быт.17:15,16)

До этого момента завет был заключен только с Авраамом, и можно было подумать, что лишь мужчина признается его участником.

Но теперь и Сара названа членом завета, равным по достоинству и важности Аврааму.

Вступление Авраама в завет ознаменовано изменением его имени с Аврам на Авраама.

Подобно этому и имя Сарай меняется на Сара.

Как говорят комментаторы, она — Сара, символизировала сдерживающее начало, тонкое чувство всего правильного, доброго, прекрасного, достойного и святого.

Она судит себя и других мерой чистейшей Божественной пробы, независимо от обстоятельств отличающей истинно чистого человека всех времен.

Ей не надо становиться личностью, она уже личность.

Вот такую прекрасную характеристику, дали ей её потомки.

Согласитесь, что это мечта любой женщины, чтобы ей посвятили такие слова.

Заслуга Сары, обуславливает предрасположенность женщины ко всему чистому и Божественному, ее подчинение высшему началу, чего она требует и от всех, вступающих с ней в контакт.

Это обстоятельство имеет чрезвычайно важное значение, поскольку дальнейшая история покажет нам, что недостаточно быть сыном Авраама, необходимо еще быть сыном Сары.

Если отец несет ответственность за духовный элемент, то чистота матери определяет меру душевой чуткости человека, его моральный стандарт.

Мудрецы говорят «Достойная жена, подобная Саре, — корона мужа, его слава и честь».

И еще — чтобы вырастить Себе народ, Богу нужен не только мужчина, который найдет свое продолжение в сыновьях, но и женщина, чьи достоинства воплотят ее дочери.

Союз, заключенный с Авраамом, включает и Сару. 

Поэтому, Бог говорит Аврааму: «Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее».

Она должна передать свои качества потомкам.

17 И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? 18 И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! 19 Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [и] потомству его после него. (Быт.17:17-19)

С человеческой точки зрения, зарождение еврейского народа — это абсурд.

Начиная с Авраама и Сары.

Их чаяния и надежды, вся их жизнь, основанная на надеждах, кажется какой-то чудовищной претензией, если стремиться прослеживать в ней обычные причинно-следственные связи.

Но эта история обретает глубочайший смысл и значение, если принять за причину всего происшедшего с еврейским народом желание и волю Единого Всемогущего Бога, Творца и Господина Вселенной.

Этот факт должен укорениться в сознании всего человечества.

Должен, но увы, пока далеко от этого исполнения.

Потому и стараются всякого рода исследователи, делать свои «изыскания», доказывая, что «те сказки», которые описывает Библия, касательно создания еврейского народа, не доказаны историей.

Но само существование еврейского народа, прошедшие через страшнейшие испытания, в течении трех с половиной тысяч лет, и сохранившиеся как нация от Бога, для них, как бельмо в глазу.

И всему этому «виной» были Авраам и Сара.

20 И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. 21 Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год. 22 И Бог перестал говорить с Авраамом и восшел от него. (Быт.17:20-22)

Этому сыну Авраама по плоти точно так же преподается божественное благословение и сопровождающие его блага великого размножения.

Как бы в соответствие с двенадцатью коленами Израилевыми, ему обещается происхождение двенадцати князей.

Но по своей глубине, благословение Исаака и Измаилова разнятся между собой.

Обетования Исаака даны на вечные времена, и связанны с Небом.

А Измаила как дары естественные, то есть временные.

Поэтому и сказано:« Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год».

23 И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог. 24 Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. 25 А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его. 26 В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его, 27 и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников. (Быт.17:23-27

Замечание автора, свидетельствующее о быстром и неуклонном исполнении Авраамом Божественного повеления, само, в свою очередь, говорит о силе послушания и пламенности веры патриарха, которые не знают промедления и затруднения.

«В тот же самый день» — это выражение подчеркивает, что Авраам совершил акт обрезания не тайно, но открыто, перед всеми, то есть днем.

Обрезание — это не просто мистический ритуал, или дополнение к физическому рождению.

Оно знаменует собой второе, высшее рождение человека на Божественном уровне свободного нравственного выбора.

Существовал ли где-либо до того времени этот ритуал, или он только впервые вводится Богом только здесь — трудно сказать.

Одно несомненно, что у семитов, к которым принадлежал и Авраам, его не было.

И возник он совершенным образом — не по желанию человека, а как знак с Неба.

Кстати, обрезание мальчиков у арабов, в тринадцатый год, является историческим подтверждением этого библейского эпизода, в становлении Авраама, праотца всех евреев.