Перейти к содержимому

Мессианский иудаизм

Татьяна Кудеярова

Мессианский иудаизм — религиозное движение евреев-христиан и не евреев, адепты которого веруют, что Йешуа (Иисус Христос) является Сыном Божьим и Спасителем всего человечества, приход которого был обещан пророками, и признают Священным Писанием только Библию.

По определению Союза Мессианских Еврейских Общин (UMJC), мессианский иудаизм — это «движение еврейских конгрегаций и групп, преданных Йешуа Мессии, которое принимает заветную ответственность за еврейскую жизнь и идентичность, которые основаны на Торе (Ветхий Завет), и выражены в традиции, обновляются и применяются в контексте Нового Завета».

Еврейская жизнь — это жизнь в конкретном историческом сообществе с его традициями, религией и обычаями и мессианским евреям следует быть частью еврейского народа, разделяя его историю и его ответственность по Завету как избранный Богом народ. Вера в Йешуа (Иисуса Христа) составляет очень важный аспект в жизни общины — эта вера объединяет мессианское еврейское сообщество и христианскую Церковь, являющуюся собранием верующих из разных народов, которые присоединяются к Израилю через Мессию. Вместе мессианская еврейская община и христианская Церковь составляют своеобразный религиозный синкретизм: Тело Мессии, объединение евреев и неевреев…

История становления и развития мессианского иудаизма:

— при крещении Йешуа (Иисуса Христа), согласно Новому Завету, за Ним последовали тысячи евреев подготовленных пророком Иоанном Крестителем . Из среды иудеев-христиан были первые Апостолы, которые проповедовали религиозное учение в др. странах, среди др. народов. После апостольского века, по мере усиления иудаизма и гонений в Римской империи иудейское христианство начало угасать, но продолжали существовать группы евреев верующих в Йешуа, но не ставших христианами и в настоящее время, мессианский иудаизм вновь стал набирать силу;

с 1470 г. в Великом Новгороде были распространены христианские течения близкие к иудаизму;

после Собора 1503 г. иудейские христианские течения были объявлены «ересью жидовствующих»;

с XVIII в. в России существует течение христиан «субботников» которые соблюдали Шаббат;

в 1884 г. И. Д. Рабинович основал в Кишинёве первый мессианский молитвенный дом;

— в 1960-е гг. в США возникло религиозное движение исторически связанное с подобным религиозным движением евреев-христиан конца XIX в.: от ранее существовавших в Англии и США объединений евреев-христиан (Hebrew-Christians) новое движение отличалось тем, что поначалу не призывало евреев к переходу в христианство, а предлагало им оставаться уверовавшими в Мессию евреями;

— идею сочетания основ иудейской веры с мессианством разделял и австро-венгерский раввин И. Лихтенштейн, который начал проповедовать Новый Завет. Когда Синод раввинов Австро-Венгрии потребовал, чтобы «он подал в отставку и принял формальное крещение, он ответил, что не имеет намерения присоединяться к какой-либо церкви, что нашёл в Новом Завете истинный Иудаизм, и останется, как и прежде, со Своей общиной и будет проповедовать в синагоге», что и сделал, несмотря на преследования и упрёки, которые обрушились на него. Исполняя свои обязанности районного раввина, он продолжал учить и проповедовать Новый Завет.». В еврейской среде он был подвергнут сильной критике, стал «камнем преткновения и объектом преследований со стороны большей части еврейских общин.»;

в 1970 г. Мартин Чернов основал первую современную мессианскую общину в Цинциннати (штат Огайо);

— в 1975 г. Иудео-христианский альянс Америки (the Hebrew Christian Alliance of America (HCAA)), созданный в 1915 г., был переименован в «Мессианский еврейский альянс Америки» (the Messianic Jewish Alliance of America (MJAA)). Дейвид Рауш в своей работе, посвящённой мессианскому иудаизму, указывает, что изменение названия не было просто «семантическим приёмом», а символизировало развитие мыслительного процесса, а также религиозной и философской точки зрения к более глубокому выражению еврейства»;

— в 1979 г. был создан Союз мессианских еврейских общин (The Union of Messianic Jewish Congregations (UMJC)), в который входят ок. 80 мессианских общин и групп;

— с 1986 г. существует Международный Альянс Мессианских общин «IAMCS» в который входит более 140 общин разных стран;

в мае 2006 г. был создан Мессианский еврейский раввинский совет (Messianic Jewish Rabbinical Council);

Основы вероучения мессианского иудаизма

Главные идеи мессианского иудаизма изложены в книге Давида Стерна (David H. Stern) «Мессианский еврейский манифест»:

— Бог создал мир и человека за шесть дней. Мессианские иудеи верят в Бога Библии, который Всемогущ, Вездесущ и Вечен;

— Йешуа не отменил Тору, как сказано: «Не думайте, что Я пришёл нарушить Тору или пророков: не нарушить пришёл Я, но наполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из Торы, пока не исполнится всё» (Мф. 5:17—18). А также согласно Второму посланию к Тимофею 3:16-17.: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен » — эти строки были написаны когда канон Нового Завета ещё не был записан и под «Писанием» следует понимать Ветхий Завет (Танах);

— многие мессианские общины на своих собраниях используют перевод Библии Давида Стерна Complete Jewish Bible (CJB);

— нарушение Адамом и Евой запрета «не есть плод от дерева познания добра и зла» стало причиной изгнания их из рая и источником греховности человечества;

— народ Израиля был, есть и всегда будет народом, избранным Богом (Рим. 11:1, 11:28-29; 9:4-5). Завет был заключен с Авраамом (Быт. 12:1-3): «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.»;

— Йешуа (Иисус Христос) является Мессией, которому предопределено искупить первородный грех посредством своей искупительной жертвы. Большая часть сторонников движения верят также в то, что Йешуа является Богом во плоти? и что он есть «Тора (Слово), ставшее плотью» (Ин. 1:14).;

— большинство мессианских иудеев верят в «последние дни», окончательное исправление мира (тикун олам), во второе пришествие Йешуа (Иисуса Христа), в возвращение евреев в Эрец-Исраэль (Израиль), в то, что будет отстроен Третий Храм в Иерусалиме, в то, что Йешуа (Иисус Христос) воскрес и будет воскресение из мёртвых, в то, что будет тысячелетний Шаббат (тысячелетнее царство).

Литургия в мессианских еврейских общинах:

— мессианские еврейские общины, подобно ортодоксальным синагогам, читают Ветхий Завет (Танах) и Новый Завет (Брит Хадаша) в течение всего года, хотя некоторые общины придерживаются более древнего — трёхлетнего — цикла чтения Торы (как это было принято в I веке н. э.) В настоящее время многие общины пользуются Еврейским Новым Заветом в переводе Д. Стерна (перевод был сделан на английский язык в еврейском контексте, так что здесь (на страницах данного издания) располагается колонка текста на иврите и рядом — колонка текста по-английски; существует также и параллельный перевод на иврит и на русский язык);

— в ряде мессианских общин есть Свиток Торы, который используется на служениях в Шаббат (Суббота);

— отмечают Шаббат (субботу) согласно четвёртой заповеди из Десяти заповедей (Исх. 20:2-17);

— Песах (Пасха), Шавуот (Пятидесятница), Йом Теруа (праздник труб), который в еврейской традиции называется Рош-а шана (еврейский Новый Год)), Йом-Киппур («День искупления», день поста), Суккот (Праздник кущей), а также праздники, установленные согласно традиции: Ханука (праздник обновления, очищения, освящения), Пурим и др.;

— в ряде мессианских синагог в литургию включены молитвы из еврейского сидура, а также молитвы, основанные на текстах Брит Хадаша (Нового Завета). Мессианские верующие используют на служениях такие традиционные элементы еврейской молитвы, как: Шма. Главная молитва-заповедь произношения которой содержится в Торе (Второзаконие, гл. 6, ст. 4), Амида, Аароново благословение, Алейну, Кадиш, Кидуш, Адон Олам, Авину Малкейну, Биркат коhаним (благословение Коэнов (священников)) и др.;

— в мессианских общинах отмечаются Бар-мицва («сын заповеди») — для мальчиков, достигших 13-летнего возраста (в иудаизме считается возрастом совершеннолетия для мальчиков), и Бат-мицва («дочь заповеди») — для девочек, достигших 12 лет;

— в некоторых мессианских общинах выполняется заповедь брит-мила (обрезание) для еврейских детей, но далеко не во всех;

— свадьба мессианских иудеев проводится под хупой или некую ткань используют длинную, которое может выполнить талит часто  в процессе молитвы за молодых;

— мессианский иудаизм принимает евреев и неевреев. Условиями являются покаяние (тшува) и крещение (твила) как принятие обязанности следовать заповедям Божьим. Евреями считаются те, у кого хотя бы один из родителей (мать или отец) является евреем. Определение еврейства схоже с пониманием, принятым в реформистском иудаизме.

Отношение мессианского иудаизма к Торе и еврейской традиции:

— мессианские общины различаются степенью интеграции христианской и иудаистской традиции — служения в одних общинах больше похожи на христианские, в других — на принятые в ортодоксальном иудаизме (включающие использование Сидура (еврейского молитвенника), чтение недельных глав Торы и т.д.). По мнению доктора Дана Джастера, «сидур на 80% либо повторяет Священное Писание, либо творчески использует его». «По всей вероятности, Иисус Христос в синагоге читал многие из тех молитв, которые можно увидеть в сидуре сегодня.»;

— важными ценностями мессианского иудаизма являются такие еврейские понятия: еврейская семья, воспитание детей, цедака, тиккун олам («исправление мира»), биккур-холим (посещение больных) и др.);

— в большинстве мессианских общин существует тенденция уважительного отношения к еврейской традиции и законам иудаизма, хотя они и не считаются Богодухновенными.

Отношение к христианской «теории замещения»: 

Мессианский иудаизм отвергает христианскую «теорию замещения». Апостол Павел (Шауль) в Послании к римлянам Глава 9:3 пишет « я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, 4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; 5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. «

Теория замещения способствовала тому, что в настоящее время многие христиане считают, что еврейский народ исчез из планов Божьих, Израиль — это, какое-то историческое недоразумение или просто иллюстрация (как утверждал блаженный Августин) того, как плохо быть непослушными Богу, просто иллюстрация проклятого народа. В настоящее время многие искренно считают, что евреи — это тотально проклятый народ, из-за распятия Йешуа (Иисуса Христа) евреи были отвергнуты, потеряли избрание, потеряли своё место в планах Божьих.

Деятельность мессианского иудаизма:

I. Развитие мессианского иудаизма учеными и теологами

— израильским мессианским теологом, доктором Давидом Стерном (David H. Stern) был сделан перевод Нового Завета на английский в еврейском контексте, предлагающий видеть в Новом Завете еврейскую книгу, и составлен комментарий к нему;

доктором Филом Гоблом (Phil Goble) был сделан мессианский перевод Библии;

— пастор служения «Слава Сиона» доктор Роберт Хайдлайн написал книгу «Мессианская церковь восстанавливается» в которой детально описана Ранняя Апостольская Церковь;

— израильским теологом и мессианским раввином Йосефом Шулямом в соавторстве с Хилари Ле Корню (Hilary Le Cornu) были составлены книги «Еврейские корни книги Деяний», «Еврейские корни Послания к Римлянам» и «Еврейские корни Послания к Галатам»;

— мессианским раввином, доктором Джоном Фишером составлены мессианский сидур (молитвенник) и махзор (молитвенник, песнопения на праздники);

— одним из лидеров мессианского движения, доктором Даном Джастером (Daniel C. Juster) написаны книги «Достигая зрелости. Учебное пособие по мессианскому иудаизму», «Еврейские корни» (Jewish Roots), «Еврейство и Иисус» (Jewishness and Jesus) и др.;

— доктором Майклом Шиффманом написана книга «Возвращение остатка: возрождение мессианского иудаизма», в которой рассказывается об истории возникновения и современном развитии мессианского еврейского движения, а также рассматриваются теологические вопросы, отношение к еврейской традиции и др.;

— мессианским раввином, доктором Марком Кинзером (Mark Kinzer) написана книга «Постмиссионерский мессианский иудаизм» (Postmissionary Messianic Judaism), в которой автор говорит об избрании Израиля, не подлежащем отмене, и о необходимости строить мосты между иудаизмом и Церковью;

— доктором Майклом Брауном написана книга «Наши руки запятнаны кровью», которая «освещает многие моменты истории Государства Израиль, исследует причины христианского и всемирного антисемитизма». Автор рассматривает историю отношения Церкви к еврейскому народу и участие Церкви в геноциде еврейского народа, приводит факты гонения, мучения и истребления евреев;

II. Мессианское еврейское образование

в настоящее время в мире существуют несколько мессианских учебных заведений.

— летом 2002 г. Союзом мессианских еврейских общин (The Union of Messianic Jewish Congregations, или UMJC) был создан Мессианский еврейский теологический институт (Messianic Jewish Theological Institute, или MJTI), который находится в Клермонте (Clermont), штат Флорида. В институте функционируют Школа Иудаики (The School of Jewish Studies, или SJS) и Институт подготовки раввинов (The Rabbinical Ordination Institute, или ROI);

— функционирует Мессианский еврейский библейский институт (Messianic Jewish Bible Institute, или MJBI) с библейскими школами в Одессе (Украина), в Белу-Оризонти (Бразилия), Буэнос-Айресе (Аргентина), и Санкт-Петербурге (Россия);

— Киевская еврейская мессианская община и Украинская евангельская теологическая семинария при поддержке Лозаннского международного движения разработали программу «Мессианское богословие и миссиология» (очно-заочное отделение УЕТС);

— в Израиле действует Хайфский Теологический Институт (Haifa Theological Institute, или HTI), предлагающий заочное мессианское образование.

III. Благотворительность

— мессианское еврейское движение активно занимается благотворительностью, оказывает помощь малоимущим (обеды, гуманитарная помощь: одежда, обувь, предметы первой необходимости и др.).

IV. Мессианская еврейская музыка

— среди мессианских верующих есть немало авторов, которые посвящают свои произведения мессианской теме. Из них наиболее известные в мессианской еврейской общине: Джоэл Чернофф (Joel Chernoff) и Пол Уилбур (Paul Wilbur), Джошуа Аарон (Joshua Aaron). Джоэл Чернофф был в первоначальном составе группы Lamb, Пол Уилбур выступает в одиночку. Джошуа Аарон играет как сам так и с выступает с другими мессианскими исполнителями. Одна из достаточно известных мессианских музыкальных групп это Микедем (MIQEDEM), отличительной их чертой является исполнение песен и псалмов по стихам из Библии на иврите. Другой автор, получивший известность в мессианском движении — Марти Гетц (Marty Goetz). На этих мессианских авторов значительное влияние оказала еврейская музыка на идиш и они нередко включают в текст своих произведений фразы как на иврите, так и на идиш[50]. В Израиле был создан Messianic Jewish Alliance of Israel, который выпускают мессианскую музыку.

V. Мессианские верующие в Израиле

— мессианские верующие оказывают значительную поддержку Израилю, веря в то, что воссоздание государства Израиль является исполнением древних пророчеств Танаха. Члены мессианских еврейских общин в Израиле служат в армии и выполняют все гражданские обязанности;

— мессианские верующие в Израиле нередко подвергаются оскорблениям.: «… большинство судебных решений по фактам дискриминации мессианских евреев, являющихся гражданами государства Израиль, были в пользу членов мессианской еврейской общины, которые подвергаются оскорблениям по причине своей веры. Подобные действия противоречат законам Израиля как еврейского и демократического государства»;

— мессианские евреи, у которых мать — еврейка, рассматриваются как евреи, перешедшие в другую веру, и поэтому не имеют права на репатриацию в Израиль (алию) в рамках «Закона о возвращении». В то же время мессианские верующие, у которых только отец, дедушка или супруг(а) — евреи, имеют такое право, поскольку они не считаются евреями по галахе, а, следовательно, не могут рассматриваться как перешедшие в другую веру.

Взаимоотношения мессианских иудеев с др. конфессиями:

I. Взаимоотношения с христианскими церквами и миссиями

— мессианские общины открыты для сотрудничества с церквами и миссиями, которые проявляют интерес к еврейскому народу, проводят или помогают проводить конференции и семинары, разъясняющие непростые вопросы еврейской и христианской истории, с целью способствовать освобождению от антисемитизма и предвзятого отношения к евреям. Ими проводятся межцерковные молитвы, одной из центральных тем которых является благословение Израиля, молитва о мире в Иерусалиме и др.

Мессианский иудаизм отличается от идеи протоиерея Александра Меня о создании еврейской православной общины по образцу католической общины святого Иакова в Израиле, но с большим числом элементов иудейского богослужения.

II. Взаимоотношения с миссией «Евреи за Иисуса»

Хотя между последователями мессианского иудаизма и миссией «Евреи за Иисуса» существует согласие в вопросах веры, между ними есть и ряд различий:

— миссия «Евреи за Иисуса» — межконфессиональная (её сотрудники являются членами различных протестантских и мессианских общин), сама она не является церковью или общиной, тогда как мессианские синагоги и общины — это именно общины со своими лидерами (раввинами, пасторами и др.), определённым порядком Богослужения и т.п.;

— задача «Евреев за Иисуса» — миссионерская деятельность среди евреев с последующим привлечением новообращённых в одну из существующих протестантских церквей или мессианских общин, для мессианских общин миссионерская деятельность — это следствие, но не причина для существования;

— в отношении к еврейскому религиозному литературному наследию позиция миссии «Евреи за Иисуса» обозначена следующим образом: «Мы признаем ценность традиционной еврейской литературы, но только в тех случаях, где она подтверждается Словом Божьим. Мы ни в коем случае не считаем её обязательной для жизни или веры». В то время, как мессианские еврейские общины не только признают ценность еврейской религиозной литературы, но и используют богатство еврейской традиции, при условии, что она не противоречит Священному Писанию;

— по словам Адама Бернея (Adam J. Bernay): «Евреи за Иисуса видят своей главной миссией распространение благой вести о Мессии Йешуа среди еврейского народа. Многие люди, связанные с Евреями за Иисуса Христа рассматривают в качестве центра своей идентификации христианскую церковь. Таким образом, они рассматривают себя христианами еврейского происхождения. Выражение их служений и теологии уходят корнями в историческую Церковь. Мессианский иудаизм рассматривает себя прежде всего как иудаизм. Таким образом, евреи в мессианском еврейском движении определяют себя как еврейский народ, который верует в то, что Йешуа (Иисус Христос) — это обещанный Мессия. Они проводят служения в синагогах в Шаббат (Субботу), отмечают еврейские праздники и участвуют в цикле еврейской жизни»;

— некоторые мессианские общины выражают обеспокоенность, когда их ассоциируют с организацией «Евреи за Иисуса»: «Мы не Евреи за Иисуса. Мы выражаем полное согласие с их деятельностью по привлечению немессианских евреев к признанию Йешуа (Иисуса Христа) еврейским Мессией. Вместе с тем, мы столь же твёрдо не принимаем веры/политики Евреев за Иисуса, согласно которой признание Мессии Йешуа (Иисуса Христа) евреями (или не евреями) влечёт за собой отрицание Торы (Закона)! Это противоречит и нарушает Танах и мессианское Писание, говорящее о Йешуа (Иисусе). Мы веруем, что Тора говорит о Йешуа (Иисусе Христе) и что те, кто возлюбили Его, соответствуют Его заповедям»;

— Адам Берней (Adam J. Bernay, Beit Tefillah Messianic Fellowship): «Мы НЕ Евреи за Иисуса! Евреи за Иисуса — в первую очередь баптистская миссионерская группа, чья цель обращение евреев в христианство. Они не являются частью Мессианского движения и никогда не были сторонниками мессианских общин! Мы не поддерживаем их теологию и их методы!»;

— Эллен Каванауг (Ellen Kavanaugh, Light of Mashiach! Torah Observant Messianic Judaism): «Разрешите начать с заявления, что этот сайт не аффилирован с „Евреями за Иисуса“. Мы по всей видимости должны определить, что мы понимаем под мессианством, так как многие полагают, что „Евреи за Иисуса“ — мессианская организация. Я считаю „Евреев за Иисуса“ христианской организацией. Мойше Розен, основатель „Евреев за Иисуса“, является христианским миссионером, обученным в обычном библейском колледже, а не на раввина. „Евреи за Иисуса“ провели тщательную работу, проповедуя Иисуса неверующим евреям, но то, что они проповедуют — это христианство, а не мессианский иудаизм (несмотря на их усилия превратить эти термины в синонимы)»;

— со своей стороны, миссия «Евреи за Иисуса», по словам её исполнительного директора Давида Брикнера, «…не только не отвергает общение с мессианскими общинами, но и строит самые дружеские отношения с ними». «…»Евреи за Иисуса» всецело поддерживают развитие мессианских общин.

Во-первых, за последние десять лет наша миссия сама основала четыре мессианские общины, которые существуют и по сей день. Во-вторых, многие сотрудники нашей миссии, в том числе и я сам, являются членами мессианских общин. В-третьих, после каждой кампании мы предлагаем мессианским общинам включиться в совместную работу с евреями, которые оставили нам свои адреса для последующего общения.».

III. Взаимоотношения с еврейскими организациями

— представители иудаизма относятся к мессианскому движению как к разновидности христианства и протестуют против любой миссионерской деятельности в еврейской среде. По мнению этих людей и организаций, «выделение евреев как объектов для миссионерской деятельности указывает на дискриминационное отношение к последним, как к подлежащим исправлению путём обращения в христианство, и к иудаизму как к менее достойной конфессии по сравнению с христианством.

Миссионерская деятельность рассматривается как направленная на духовное уничтожение еврейского народа, особенно неприемлемая с моральных позиций в свете исторической попытки физического уничтожения евреев в середине XX века (см Холокост)»;

— реформистский раввин и историк Дан Кон-Шербок (Dan Cohn-Sherbok), автор социоисторического исследования «Мессианский иудаизм», рассматривает мессианский иудаизм в качестве одного из направлений иудаизма. Женщина-реконструктивистский раввин Кэрол Хэррис-Шапиро (Carol Harris-Shapiro) в своей книге «Мессианский иудаизм» также призывает рассматривать мессианский иудаизм разновидностью как христианства, так и иудаизма.

Распространенность мессианского иудаизма в современном мире:

— в настоящее время количество мессианских иудеев в мире определить сложно и статистические данные весьма противоречивы;

— по оценочным данным самого религиозного движения, в мире насчитывается ок. 250 тыс. адептов мессианского иудаизма (из них ок. 150 тыс. человек — в США). В мире существует более 400 мессианских общин и синагог;

— в Израиле, количество мессианских иудеев различными источниками оценивается в 10-15 тыс. человек, количество мессианских общин и групп — от 120-130 до 200;

— количество мессианских евреев в странах бывшего СССР, — десятки тысяч человек: самая крупная еврейская мессианская община в мире (более 2 тыс. членов) находится в Киеве — Киевская еврейская мессианская община, др. крупная община (400 членов) — в Москве; число этнических евреев в этих общинах неизвестно, мессианские общины существуют в Молдавии, на Украине, в России, Белоруссии, Латвии (две общины); — Дейвид А. Рауш (David A. Rausch), адъюнкт-профессор церковной истории и иудаики Евангелической Теологической семинарии в Эшланде (Огайо) и автор книги «Messianic Judaism: Its History, Theology and Polity», оценивает процент верующих нееврейского происхождения в мессианском движении в 40—60 %,  Кэрол Хэррис-Шапиро «Мессианский иудаизм» — ок. 50 %;

— в Германии существуют ок. 28 мессианских общин (служений);

— существуют мессианские общины (служения) в Латинской Америке — самая большая из них в Бразилии, Белу-Оризонти, имеет несколько сотен членов;

— мессианский иудаизм существует также в Бельгии, в Испании, во Франции, в Нидерландах (в Амстердаме), в Румынии (4 мессианские общины), в Австралии и Южной Африке.

Православная Церковь считает мессианский иудаизм ересью, сектанским учением, расколом.

Источник: https://dzen.ru/a/Yu7peKSqXWmKn2oz

Index