Перейти к содержимому

Недельная глава Ноах. 2019 г.

Недельная глава Ноах

(Быт. 6:9-11:32)

Раздел недельной главы Ноах начинается со слов:«Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом».

Некоторые толкователи считают, что это хвала.

Другие же считают, что это хула, поскольку он был праведным в сравнении со своим поколением, но если бы он жил в поколении Авраама, то его статус был бы намного ниже последнего.

Некоторых это может удивить.

Но давайте рассмотрим этот момент более подробно.

И так, Ной впервые появляется в конце текста прошлой недельной главы, как последняя надежда растлевающего мира.

Иначе говоря, во всем том человечестве находится только один достойный человек, который «обрел благодать пред очами Господа».

Кстати, само его имя, которое переводится как «дающий покой», в какой-то мере говорит о духовном состоянии его хозяина.

Как видно, Творец связывал с ним большие надежды на будущее.

Так за что так понижают его статус некоторые комментаторы?

Сразу оговоримся, что порицание Ноя является лишь относительным.

Он осуждается, а точнее понижается лишь по сравнению с Авраамом.

Поскольку вначале про Ноя говорится, что он «был человек праведный, непорочный», но события, которыми завершается рассказ о его жизни, производят не самое приятное впечатление – «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем».

Почему он, изначально праведный, дошел до такого состояния.

Вероятней всего, причиной подобного поведения Ноя заключается в одиночестве!

Ведь все, что некогда окружало – мир, события, люди — от рождения, вдруг гибнет.

И видимо, он не был до конца готов перенести это испытание, и в какой-то момент надломился.

Не сломался, а именно надломился.

Кстати, подобное ощущение одиночества присуще каждому человеку, который решил отделиться от мира, и которая составляет неотъемлемая часть жизни праведника, потому что решение стать таковым может реализовать лишь тот, кто способен остаться Человеком, даже оставаясь один.

Он должен быть готов на бесконечное одиночество (если это случится), и продолжать идти путем праведника.

Поскольку, как говорил Давид:«Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.» (Пс.36:29)

Но все это, было лишь прелюдией к основному разбору этой недельной главы.

А сейчас давайте обратимся непосредственно к разбору самого текста:

9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. 10 Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.  (Быт.6:9,10)

Интересный момент этого отрывка, который указывает на его сходство, которое мы можем увидеть в главе 2, стихе 4 «Вот происхождение неба и земли,…».

Это примечательно потому, что подобным же образом словами «Вот житие Ноя», начинается новая фаза в истории человечества.

Поскольку люди предыдущих поколении уже были обречены на уничтожение.

И Hoй, подобно Адаму, становится в начале нового человеческого рода.

Не «за красивые глазки», а поскольку он «был человек праведный и непорочный в роде своем».

Именно за это, Бог избрал его прародителем будущих поколений всего человечества.

То есть, прежде чем Бог избрал его стать прародителем всего человечества, Он допустил то, что на долю Ноя, за первые пятьсот лет, выпало немало испытаний, которые ему пришлось пережить.

Ведь современники высмеивали его, за то, что он прилепился к Богу.

И еще один момент — Ною было 500 лет, когда он родил сыновей.

Все его предки и современники обзаводились семьями гораздо раньше.

Этому могло послужить то, что у него мог развиться страх за то, что его дети, как и остальные люди, предадутся распутству, и вместе с ними войдут в погибель.

И только когда Бог объявил окончательную дату гибели этого поколения людей, решился все-таки родить детей – трех сыновей — праотцов нового человечества.

Имена братьев отражают различие их натур.

Сим — переводится буквально, «имя», или «слава».

Хам – дословно переводится как «горячий», или как «накал страстей».

Иафет – переводится как «прекрасный, привлекательный».

Если сложить все значения имен сыновей Ноя, то мы получим три составляющих интеллектуальной и чувственной жизни, практически каждого человека.

Но, в здоровой личности все три подчинены одному высшему принципу – «хождению с Богом».

То есть, жизнь в её самой чистой форме — непорочности, моральной чистоте, и духовном возрастании.

Если же эти три аспекта разделены, тогда появляются:

Сим — это мыслитель.

Хам — это сенсуалист (восприятие мира через чувства и ощущения).

Иафет — это искатель красоты или эстет.

Таковы три основных характера, три различных начала, воплощенных сыновьями Ноя, которые вошли в ковчег перед Потопом.

Поэтому, хотя на путях истории мы встречаемся как с нациями более интеллектуальными и моральными, так и с теми, в которых преобладает чувственный элемент, это не должно повлиять на нашу уверенность в том, что наступит время, когда народы всех рас обратятся к общему, высокому идеалу, выраженному словами «…и наполнится земля знанием Всевышнего». (Ис. 11:9).

11 Но земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. 12 И воззрел Бог на землю, и вот, она растлена, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. (Быт.6:11,12)

Распад человеческого общества начинается с морального разложения, то есть с укоренения грехов, которые принято считать сугубо личными.

Когда считается, что общество в целом от них не страдает и на социальную атмосферу они якобы не отражаются.

В том плане, что если юность распутна, а брак прогнил изнутри, это никак не влияет на торговлю, на политику, на честные деловые отношения.

Но если общество разложилось перед Богом, то никакая общественная система, уже не спасут его от гибели.

Конечно, можно создать для этого охранительные механизмы — законы и тюрьмы.

Но как можно судить тайные дела человека?

Которые, не в меньшей степени, разрушают как личность, так и общество?  

Поэтому, тайные темные делишки, которые неподсудные на земле, могут быть предотвращены только тщательным следованием Божественным Законам.

Причем не только отдельными личностями, но и всем обществом в целом.

Чего мы не видим в «допотопном» обществе людей.

13 И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. 14 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. 15 И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. 16 И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье]. 17 И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. 18 Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. 19 Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. 20 Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых. 21 Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею. 22 И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал. (Быт. 6:13-22)

И так, мы видим, что моральное разложение перешло все мыслимые и не мыслимые формы.

И Торец выносит Свой окончательный вердикт:«конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли».

И Бог говорит Ною:«Сделай себе ковчег из дерева гофер…».

Этот ковчег не имел формы судна.

Он был широким снизу и сужался кверху, то есть его форма противоположна форме корабля или лодки.

Такая форма служит для того, чтобы покоиться на водной поверхности, а не преодолевать водные пространства.

Конечно, Бог мог избрать тысячи других путей, спасти от потопа живые существа.

Что касается рассуждения о том, соответствовали ли реальные размеры ковчега цели его постройки, являются второстепенными.

Гораздо важнее помнить, что Бог избрал одного человека, который должен был спасти себя, свою семью и животный мир планеты исключительно с помощью точного соответствия своих действий, со Словом Бога.

Кстати, за 120 лет, прошедших между объявлением и исполнением Божественного приговора, Hoй мог бы построить не один такой ковчег.

Но он действовал так, чтобы полностью и во всех деталях исполнить задачу, которую Бог возложил на него.

И чтобы в него вошло ровно столько представителей животного мира, сколько повелел Господь Бог.

И которые, как и человек, нуждались в Божьем милосердии.

Кстати, в тот момент никто так не нуждался в Божественной поддержке, как сам Hой.

И не палубы его ковчега явились инструментами спасения людей и животных, а Творец.

Если бы это было не так, то и другие люди смогли бы спастись подобным способом, используя подручные плавательные средства.

Его, Ноя, спасение и выживание требовало особой Божьей защиты, без которой было б немыслимо целый год находиться в том плавании, которое выпало на долю его и семьи.

И еще один момент:« и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых».

Толкователи Торы говорят о них, как о тех животных, чья жизненность еще не была подорвана развратом, которым был поражен и животный мир, как об этом сказано:« ибо всякая плоть извратила путь свой на земле».

Это значит, что в ковчег входили только те особи, которые сохранили естественные, Богом данные  взаимоотношения мужского и женского пола.

Повторение в стихе 20 слова «Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их», подтверждает эту мысль.

1 И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; 2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; 3 также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли, 4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. 5 Ной сделал все, что Господь повелел ему. 6 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю. (Быт.7:1-6)

И так, спасение Ноя, в плане Бога становится краеугольным камнем нового будущего.

И в этом отрывке, мы впервые сталкиваемся с «чистыми», и «не чистыми» животными.

Отсюда видно, что уже даже в те дни, подобное разделение имело практику.

То есть, начиная от Авеля, и далее по родам, разрешалось приносить в жертву только чистых животных.

Что же касается применение мяса животных в пищу в  допотопное время, то тут мнение комментаторов разделилось.

Часть из них придерживается того мнения, что если разрешалось убивать животных для жертвоприношений, то тогда разрешалось и питаться мясом этих животных.

Другая же часть комментаторов утверждает, что мясо было разрешено в пищу только после потопа.

7 И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа. 8 И из скотов чистых и из скотов нечистых, и из всех пресмыкающихся по земле 9 по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною. (Быт.7:7-9)

Как утверждают комментаторы, фраза «И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег», говорят о том, что мужчины зашли отдельно, и женщины отдельно.

Чтобы не было совокупления между ними, когда Бог производил суд, над всем миром.

Но как мог Ной собрать из каждого вида животных, по одной паре, и ввести их в ковчег?

Ведь эта работа гораздо сложнее, чем построение ковчега.

Смотрим иной перевод, дабы понять этот момент:

8 И из скота чистого и из скота нечистого, и из всех птиц и из всех пресмыкающихся по земле 9 По паре вошли к Ноаху в ковчег, мужского пола и женского, как Бог повелел Ноаху. (Быт.7:8,9)

Или как еще в другом переводе сказано:

« по двое приходили к Ноаху в ковчег — самец и самка, как повелел Б-г Ноаху

То есть, животные приходили самостоятельно, а в задачу Ноя входило лишь их распределение по ковчегу.

10 Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. 11 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; 12 и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. 13 В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними. 14 Они, и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые, 15 и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни; 16 и вошедшие мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним. (Быт.7:10-16)

Описанный в Торе потоп, выделяется из ряда всех стихийных бедствий, с которыми было знакомо человечество, за всю историю его существования.

А по её глобальности и длительности, она не могла относиться к случайной игре природных сил.

Это стало проявлением Божественного силы, для очищения земли от последствий растления «всякой плоти на ней».

И не надо говорить тут о жестокости Бога, по отношению к своему творению.

За 120 лет до катастрофы, Бог всех предупредил, что Он сделает с теми, кто откажется жить по установленным Им Законам.

Кстати, в свое время точно так же Египет был предварительно оповещен обо всех чудесах, которые там произведет Бог, ЕСЛИ египтяне не отпустят Израиль.

Но тут комментаторы расходятся во мнениях о том, с какого времени надо начинать отсчет начала потопа.

С нисана (первый месяц), или с тишрея (седьмой месяц).

В конце концов, нам можно присоединиться к тем, кто отдает предпочтение седьмому месяцу, ибо в эти дни, Бог вершит суд над человечеством.

Вспомним недавно отпраздновавшие Рош аШана (Трубны звук), и Йом Кипур (Судный день).

Что же касается «в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились», то надо просто вспомнить, вот это место из Торы:

6 И сказал Бог: да будет свод внутри воды, и да отделяет он воду от воды. 7 И сделал Бог свод; и отделил воду, которая под сводом, от воды, которая над сводом. И стало так.  (Быт.1:6,7)

То есть, Бог использовал всю ту воду на земле, которую Он же и создал.

17 И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; 18 вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. 19 И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; 20 на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы. 21 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; 22 все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. 23 Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что [было] с ним в ковчеге. 24 Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

(Быт.7:17-24)

Комментировать потоп нет особого смысла.

Тора подробно описывает все его моменты.

Сюда можно добавить лишь то, что геологи обнаружили под землей, так называемый «делювиальный слой» — результат гигантского размыва почвы водой.

И на этом факте, была разработана версия, что во время потопа, погибли в основном «всякая плоть, движущаяся по земле».

То есть, уничтожению подверглись лишь наземные животные.

И так,после сорока дней непрерывного дождя, воды достигли наивысшего уровня, на котором оставались сто десять дней.

После того, как прошло сто пятьдесят дней, воды начали убывать.

1 И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. 2 И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. 3 Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. 4 И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. 5 Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор. (Быт.8:1-5)

Поскольку к Всевышнему неприменимо понятие «забыть», то и понятие «вспомнить» по отношению к Нему не может быть понято буквально.

Поэтому, в этом предложении события описываются с точки зрения восприятия человека.

И так, потоп прекратился на семнадцатый день второго месяца.

Через сто пятьдесят дней, в седьмом месяце вода убыла настолько, что ковчег остановился, опустившись на Араратских горах.
Арарат здесь используется не как название какой-то точки на земле, а как название обширной местности.

Воды продолжали убывать на протяжении последующих 73 дней, затем из воды выступили вершины и других гор.

6 По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега 7 и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. 8 Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, 9 но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. 10 И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. 11 Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. 12 Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему. (Быт.8:6-12)

Hoй подождал еще семь дней, понимая, что конец потопа должен соответствовать дате его начала.

Однако он не открывал ковчег, ибо верил, что потоп кончится так же, как начался.

Вот почему он ожидал сорок дней, прежде чем послать ворона.

Кстати, почему именно ворона?

Дело в том, что ворон питается падалью, и Ной полагал, что останки всего живого, погибшего во время потопа, должны покрывать землю во многих местах, и если ворон не вернется, это будет знаком, что земля в значительной степени освободилась от воды и он смог найти пищу.

Но ворон вернулся обратно.

Обнаружив, что на земле нет пока обитаемых мест, Hoй решил выждать еще семь дней.

Затем Ной выпустил голубя, который полетав, вернулся назад.

И Ной понял, что значительная часть поверхности земли все еще покрыта водой.

Затем через семь дне, он опять выпустил голубя, который целый день не возвращался в ковчег, что стало свидетельством конце Потопа.

Голубь уже отыскал «место покоя для ноги своей», а вернулся в ковчег лишь потому, что хотел есть.

Он прилетел обратно, держа в клюве то, чем обычно не питается, — лист оливы.

Поэтому, по мнению мудрецов, горький оливковый лист в клюве того голубя — это свидетельство того, что горькая еда на свободе лучше самой сладкой пищи в неволе.

Отсюда лист оливы — это библейски символ свободы и независимости, знак той уверенности и покоя, которые приносит свобода.

И с тех пор, голубь с оливковой веточкой во рту, стал символом жизни:

13 Шестьсот первого года к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли. 14 И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла. 15 И сказал Бог Ною: 16 выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; 17 выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. 18 И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; 19 все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. 20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. 21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: 22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. (Быт.8:13-22)

Целый год Hoй прилагал усилия на кормление и заботу о животных.

И вот, как только схлынули воды потопа, он спешит принести жертву!

В чем заключается значение построения жертвенника, на котором Hoй принес жертвы всесожжения? Жертвенник символизирует собой возвышение человека к Богу.

Жертвенник должен быть «связан с землей», потому что является как бы ее продолжением.

Построив жертвенник Богу на земле, Hoй тем самым, освятил землю, как место постоянного пребывания людей.

Поскольку приносящий жертву, словно озаряет землю отблеском света Божественного пламени.

Там, где Писание говорит о принесении жертв, мы всегда встречаем четырехбуквенное Имя Бога, отражающее Его качество любви и милосердия.

Не животное приносит человек Богу, но себя, а животное является только как символ.

Теперь о выражении «потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его».

Неверно понимать, что «помысел сердца человека зло от юности его», как то, что с юных лет человек постоянно стремится к злу.

Чаще всего дело обстоит как раз наоборот — к злу устремляются именно сердца «умудренных жизнью» взрослых.

Да, дети действительно совершают много необдуманных поступков, по причине малого жизненного опыта.

Однако именно стремление к независимости и свободе самовыражения, является основой нравственности зрелого человека.

Хотя в юности подобное стремление подчас граничит со слепым упрямством.

Но когда упрямец наконец осознает тщетность упрямства и постигает истинный смысл мира, то он начинает с тем же безграничным упорством стремиться к добру.

Ведь Создатель поселил в душе каждого человека неистребимую жажду свободы для того, чтобы человек мог употребить ее во благо.

Когда заблуждения юности оставят человека и его ум достаточно созреет, то, вместо попыток избавиться от любых ограничений, человек придет к сознанию того, что Слово Бога налагаемого на него Всевышним — это единственный путь к совершенной свободе.

И тогда человек будет готов пожертвовать своей жизнью, лишь бы не сбиться с пути, дарующего ему истинную свободу.

И еще «впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся».

Этот стих говорит о том, что сезонность времен года, появилась только после потопа.

До потопа на земле царила вечная весна, смены времен года не было.

Температура воздуха и воды оставалась постоянной на всей земле, а континенты не были разделены, так что сообщение между разными частями суши было простым делом.

Кстати, это постоянство благодатного климата, царившего на всей земле до потопа, называется в числе главных причин, приведших к растлению человечества.

Непосредственно перед Потопом земля в течение нескольких веков наслаждалась расцветом.

Люди богатели, достигали зрелости и жили в свое удовольствие.

Преступления умножались, злодейство оставалось безнаказанным, и растление все увеличивалось, не оставив места для милосердия, и Бога.

Что и вызвало катаклизм от Бога.

Отныне посев и жатва, холод и жара, лето и зима, день и ночь будут сменяться на земле согласно раз и навсегда установленному Творцом порядку.

Но, зачем Творцу потребовалось изменить климат?

Это был дополнительный фактор воспитания человечества.

С этого момента человек оказывается в постоянной зависимости от изменяющихся условий.

Он уже не может, как прежде, посеяв зерно, ожидать, что земля сама теперь в течение длительного времени, будет приносить урожаи, как это было раньше.

Да и продолжительность жизни человеческой в течение нескольких поколений после потопа резко пошла на убыль, пока, наконец, не застыла на современном уровне.

Таким образом, злу в человеке был положен естественный предел.

Как показал последующий исторический опыт, даже самый могущественный деспот, имеющий в своем распоряжении лучших врачей, не в состоянии был править дольше пятидесяти лет.

А теперь же, когда человеческая жизнь стала короче, и смена каждого поколения происходит быстрее, то последующее поколение, может быстрее приступать к тому, чтобы вносить свой вклад в «исправление мира».

1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. 2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; 3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; 5 Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; 6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; 7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.

(Быт.9:1-7)

Этим стихом «все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все», Творец устанавливает второй раз (первый раз Бытие 1:29-30) законов о питании, обязательных не только для евреев (как иногда говорят), но и для всего человечества.

Речь идет о запрещении есть мясо, вырванное из тела живого животного.

Ясно, что слова   «чья кровь еще в его душе» имеют в виду животное, которое еще живо.

То есть, запрещается есть часть тела, оторванную от живого животного.

Поскольку кровь содержит все вещества, необходимые для функционирования организма, и доставляет их ко всем органам тела.

Следовательно, через кровь душа управляет телом.

Отсюда мясо животного можно есть только после того, как распалась связь между душой и телом.

А это происходит, когда в организме животного прекращается циркуляция крови.

Теперь о «Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его».

Когда Бог провозглашает это, то тем самым, Он говорит, что человеческая кровь, это Его личная собственность.

Поэтому Бог отрицает право распоряжаться любой кровью, в том числе и своей собственной.

Отсюда, в первую очередь, вытекает запрет на самоубийства.

«Ибо человек создан по образу Божию» — эта фраза, удостоверяет высшее, Божественное достоинство человеческого тела и человеческой жизни.

Что подразумевает исполнение всего того, что исходит от Творца.

Во всем – в питании, в обращении человека с человеком, в семейной жизни, в обращении с той природой, которую Бог доверил ему, и так далее.

Следующее благословение Бога «вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней».

Основная задача, возложенная на сыновей Ноя — это восстановление человечества.

Они должны были, во что бы то ни стало достичь этой цели.

Кроме того, стать людьми в истинном смысле этого слова — людьми, по-человечески относящимися друг к другу.

Человечеству предстояло разрастись и стать намного многообразней, чем это было до потопа.

Таково была «программа», составленная Творцом, с целью воспитания человека, которая уже не предусматривала повторения катастрофы, подобной потопу.

Человек думает, что он властвует над землей, но, реально, он сам подвергается многочисленным и разнообразным влияниям земли, там, где он проживает.

Влияние на мышление, поступки, речи….

Но в глобальном плане, человек способен оставаться человеком всегда.

То есть быть счастлив и развивать все свои человеческие качества, где бы он ни жил.

Вот почему обновление Завета завершается словами:«распространяйтесь и умножайтесь на земле».

Именно на земле, посредством земли, и с ее помощью.

8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним: 9 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, 10 и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; 11 поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. 12 И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. 14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; 15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. 16 И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. 17 И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле. (Быт.9:8-17)

И так, Бог заключает второй Завет с человеком – Завет Жизни:«не будет более вода потопом на истребление всякой плоти».

Первый завет был заключен в Бытие 1:26-28:«благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

Что касается вот этого момента:« Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею», то это не значит, что только после потопа радуга впервые появилась на небе.

Радуга могла существовать и раньше, но только теперь Бог сделал ее знаком своего Завета с людьми. Как бы говоря:«Вот Моя радуга, которую Я издавна поместил в облаках. Отныне она будет служить знаком Завета между Мною и вами».

Существует много объяснений того, почему именно радуга стала символом этого союза.

Некоторые считают, что радуга напоминает лук, обращенный концами к земле.

Из такого лука невозможно выстрелить в землю, поэтому радуга — это символ мира.

Для других радуга ассоциируется с мостом, соединяющим землю и небо, символизирующим их связь.

На самом деле, радуга это результат взаимодействия света и воды.

Свет, который пронизывает их, напоминает о том, что отныне даже в самом сильном гневе 

Бог сохранит человечеству жизнь.

Однако может быть, больше всех приведенных соображений подчеркивает, символическое значение радуги спектр сверкающих в небе цветов.

В какую бы сторону ни пошло дальнейшее развитие человечества, Бог отныне никогда не прибегнет к уничтожению всех людей.

Более того, само разнообразие многочисленных путей человеческого развития, человеческих типов ляжет в основу дальнейшего образования и воспитания человечества.

Теперь посмотрим на радугу — солнечный луч, разделенный на семь цветов.

Цвета варьируются от красного, родственного свету солнца, до фиолетового, наиболее удаленного от него, близкого к тьме.

И все они порождены преломлением единого солнечного луча.

Так и в бесконечном разнообразии живых существ, начиная от Адама, что значит «красный», ближайшего к Богу, до самой незаметной формы жизни, червя, который существует в постоянно темноте, мы видим эту «палитру красок» живых существ.

Такую же палитру «красок» мы видим и в человеческих характерах — от самых возвышенных, духовных, до самых низменных, в которых уже не осталось ничего человеческого.

Но тем не менее, даже самый удаленный от Бога человек все-таки «сын света».

И так, Завет Бога был заключен не только с человеком, но со всяким живым существом, передвигающимся по земле.

18 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. 19 Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.  (Быт.9:18,19)

Несмотря на разность характеров Сима, Хама и Иафета, каждый из них, по-своему был удостоен спасения.

И из этих трех сынов Ноя, впоследствии развилось все многообразие человеческого рода.

Что касается того, что вместе с братьями был упомянут и Ханаан, младший сын Хама, то это не простая случайность.

Именно он, а впоследствии и его потомки, растлятся настолько, что Бог сделает все, чтобы эти потомки Ханаана, навсегда покинули страницу человеческой истории.

Но этого могло бы не получится, если бы его отец Хам, сам не был бы подвержен низким поступкам.

У отца, способного совершить столь низкий поступок, рождаются дети, идущие той же плохой дорогой.
Что касается «от них расселилась вся земля»,то под словом «земля», нам надо понимать население земли.

20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; 21 и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем. 22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. 23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. 24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, 25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. 26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; 27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. (Быт.9:20-27)

О проступке Ноя «выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем», мы уже немного говорили в начале нашего разбора.

Слов нет – этот проступок ни как не прославляет имя Бога.

И Тора однозначно осуждает подобное поведение любого человека.

Будь то даже такой великий праведник, каким был Ной.

Но здесь мы больше уделим внимание поведению сыновей, в этой ситуации.

Наказание за грехи, совершенные человеком по отношению к родителям, бумерангом возвращаются к ним.

Этот принцип приложен ко всем поколениям.

Чтобы избежать этого, молодое поколение должно благоговейно покрыть «наготу», то есть слабости и недостатки своих отцов, а воспринять от них только все самое благородное, великое и истинное, которым они обладают.

Только тогда драгоценное наследие прошлого, сделает счастливой их собственную жизнь.

Но если, подобно Хаму, новое поколение будет насмехается над «наготой» своих предков, и если их недостатки будут использовать только для того, чтобы умалить их духовное наследие, то тем самым они подписывают себе подобный приговор.

Будущее такого поколения не вызывает никакого сомнения — как оно высмеивало своих отцов, так над ними станут насмехаться их дети.

Потому и сказано «Хам был отцом Ханаана».

И так, имена сыновей Ноя отражают как их личные качества, так и характеры тех народов, которые  произошли от них.

Имя указывает на преобладание в характере одного из трех элементов — духовного, физического или эмоционального.

Проследим это на сыновьях Ноя.

Хам — грубая сила, животное чувственное начало, а все остальное почти полностью подавлено.

Иафет — народы, в чьей культуре преобладает эмоциональное, эстетическое начало, наследуют его склонности и характер.

Сим — народы, избравшие своим уделом развитие человеческого духа и разума, стремящиеся к познанию.

Все эти характеристика братьев, напрямую отразились и в том, как они отнеслись к своему отцу, когда тот лежал обнаженный в своем шатре.

Первым увидел обнаженного Ноя Ханаан, и это его развеселило.

И он пригласил своего отца присоединится к этому зрелищу, и как написано «И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим».

Но братья поступили совершенно иначе, чем ожидал Хам:« Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего».

Разница между Учением Бога, и учениями иных религий в том, что иные религии учат, как попасть к Богу в мире грядущем.

А Писание учит нас тому, как мы должны поступать в этом мире, чтобы Бог приблизился к нам.

Бог стремится обитать на земле, хочет присутствовать среди людей.

Он как бы говорит человеку:«И пусть сделают свою жизнь святилищем для Меня, и Я буду обитать среди них».

Но Всевышний присутствует среди людей таким образом, чтобы они могли жить, полностью реализуя свободу воли, которой Он их наделил.

В данном случае, как Сим и Иафет поступили, по отношению к отцу, это предопределило их благословение:« благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему».

А о Хаме ни слова, как будто его и нет вообще.

И еще один момент «благословен Господь Бог Симов… да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых».

Что означают эти стихи?

В библейском понимании жить в шатрах, значит учится понимать Творца.

Сим первый начал практиковать эту науку, и Господь Бог его благословил.

А затем, устами Ноя благословил Иафета и всех тех, кто искал Бога, приходить «в шатры Сима», получать эту науку из его рук.

С Симом мы потом еще дважды встретимся, когда будем исследовать книгу Бытие.

А пока пойдем далее.

28 И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. 29 Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер. (Быт.9:28,29)

О послепотопно жизни Ноя, который прожил после него еще 350 лет, почти ничего не известно.

Но можно предположить, что Авраам мог быть с ним знаком.

И возможно от него, мог получить знания о Едином Боге.

А сейчас коротко рассмотрим родословную детей Ноя:

1 Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети….. 8 Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле. 9 Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говориться: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом. 10 Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар. 11 Из сей земли вышел Ассур, и построил Ниневию, Реховофир, Калах. 12 И Ресен между Ниневию и между Калахом; это город великий……   21 Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова…… 24 Арфаксад родил Салу, Сала родил Евера……  32 Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа. (Быт 10:1……32)

Мы не будем дословно рассматривать всю родословную детей Ноя, а остановимся только на наиболее знаковых его представителей:

Сыны Иафета ….. 5 От сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих.

По мере размножения они расселялись в различных регионах, где под влиянием местных особенностей и факторов их речь претерпевала определенные изменения.

Они стали «островами», то есть полностью отделенными друг от друга.

И так, единая земля была разделена на много стран.

А один народ был разделен на множество национальных групп.

Поскольку на человека оказывают влияние внешние обстоятельства, то единый язык, на котором первоначально говорило все человечество, теперь разбился на ряд диалектов.

Отделенные друг от друга национальные сообщества двигались каждое «к своему собственному языку».

Таким образом, развитие диалектов явилось средством образования наций и в то же время служило связью между семьями в своих народах.

Это правило относится не только к потомкам Иафета, но и к потомкам Сима и Хама.

Теперь, что касается сынов Хама:«Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.».

Обратите внимание, что Ханаан, являлся младшим сыном Хама.

А теперь вспомним проклятие Ноя:« Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.».

Но ведь младшим сыном у Ноя был Иафет.

Почему же тогда Иов проклял младшего сына Хама?

Все дело в том, что пока жив старший мужчина в роду, то все последующие поколения являются его детьми.

Вспомним историю с Иаковом, когда он двух сыновей Иосифа забрал к себе.

Примерно такую же ситуацию мы видим и здесь.

В истории с Ноем, Ханаан первый увидел обнаженного дедушку, и посмеявшись, пригласил на это веселье и папу.

Когда же Иов узнал о случившемся, то он проклял Ханаана.

А вот проклинать Хама, он не мог, поскольку над всеми его детьми, было благословение Бога:

1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. (Быт.9:1)

И как говорит Тора, «В последствии племена Ханаанские рассеялись. И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Садому, Гаморре, Адме и Цевоиму до Лаши.»

Это что касается детей Хама.

Далее мы немного остановимся на его внуке «Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говориться: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом».

Термин «зверолов», не всегда означает то, что он искусно ловил зверей.

Это можно отнести и к тому, что он в свои сети, различными способами завлекал и людей.

И именно с этого человека началось обожествление отдельных личностей.

Позднее Нимрод первым начал воевать с другими народами и первым приказал сделать собственное изображение и поклоняться ему как богу.

С ним же связано преследование Авраама, когда он жил в Уре Халдейской и Нимрод хотел его убить, как сторонника Единого Бога, и из-за чего, семья Фары вынуждена была бежать в Харран.

Ему же приписывают сооружение Вавилонской башни.

Нимрод стал прототипом всех монархов, увенчивавших себя псевдосвятостью, чья власть, политика и лицемерие характеризуются высказыванием «Подобно Нимроду, коварному герою перед Богом».

Ну а теперь перейдем к рассмотрению поколения сынов Сима:«Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова.».

Стоп… а почему сразу говорится о Евере, когда он является только правнуком Сима?

Если опираться только на этот стих, и стих в 11 главе, то мы не найдем ответа на этот вопрос.

А вот если посмотреть на библейский текст, так сказать «с высоты птичьего полета», то может вырисоваться очень даже интересная картинка.

Как говорят многие исследователи Торы, именно это, слегка измененное имя стало названием национальности граждан Израиля – еврей.

И первым этим именем был назван Авраам, а затем и его сын, и внук, и далее по родословной.

Еще раз мы, косвенно, мы столкнемся с этим именем в 14 и в 38 главе.

И заканчивается его, Симова, родословие вот так:« Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их.».

Все народы, которые образовались от колена Симова, в последствии стали называться «семитами».

К ним относятся арамейцы; ассирийцы; финикийцы; арабы, и так далее.

Но парадокс истории заключается в том, что сегодня это имя ассоциируют только с евреями.

Но ведь арабы, которые тоже семиты, и притом во много раз более многочисленные, но к таковым себя как бы не очень-то охотно относят.

И так, от этих трех братьев произошли все 70 народом мира.

Вот их краткий перечень
Гомер Киммерийцы, жившие на берегах Каспийского моря.
Магог Скифы, чьи владения доходили до границ Кавказа.
Мадай Мидийцы.
Яван Греки (ионийцы).
Ашкеназ Народ, живший в окрестностях Арарата. В более поздней еврейской литературе Ашкеназ отождествляется с Германией.
Рифат и Тогарма Народы, обитавшие в Малой Азии.
Элиша Мнения ученых по поводу происхождения этого имени расходятся.
Таршиш Часто это слово встречается в Торе как название города-порта, славящегося своим изобилием. Обычно он идентифицируется как Тартесс в древней Испании.
Китим Народность финикийского происхождения, населявшая часть острова Кипр.
Доданим Оба названия, Роданим и Доданим, являются сокращенной формой от Дарданим, как это видно из Таргум Йонатан. В соответствии с одним из мнений, здесь имеется в виду город Дардания, находившийся неподалеку от Трои (Луццатто).

Сыны Хама Наиболее древнее из всех известных названий Египта — Хем, что означает «черный». Вне всякого сомнения, это относится к черной почве Египта.
Куш Эфиопия.
Мицраим Наиболее распространенное название Египта.
Пут Ливия.
Ханаан По всей видимости, это слово образовано от корня, значение которого – «быть низким». Можно предположить, что название «Ханаан» изначально относилось к побережью Финикии и низменностям, заселенным филистимлянами. Впоследствии это название распространилось на более широкие области.
Шва Большой торговый город на юге Аравийского полуострова. Царица Сальская посещала царя Соломона.
Нимрод Нимрод является потомком Хама. В настоящее время установлено, что шумеры, заложившие основы вавилонской цивилизации, не являлись семитским народом.
Бавель  Вавилон был центром цивилизации Древнего Востока и многие столетия правил миром.
Эрех Урук, город в Вавилонии. В настоящее время на этом месте, на левом берегу Нижнего Евфрата, расположен город Варка.
Акад Название города, находившегося в Северной Вавилонии; сегодня на его месте расположен город Агаде.
Шинар В книгах пророков Вавилонию часто называют Шинар.
Нинвэ Столица Ассирии.
Леhавим Ливийцы.
Нафтухим Обитатели дельты Нила.
Патрусим Население Верхнего Египта, Патрос, от которых пошли Плиштим.

Кафторим Жители острова Крит.
Цидона, первенца своего Цидон был древнейшим поселением кнаанеев и столицей древней Финикии. Часто саму Финикию называли Цидоном.
Хета Хетты — сильный и воинственный народ. Они держали под своим контролем как Сирию, так и Малую Азию с 1800 по 900 год до н.э.
Йевусеев Это племя обитало в районе Иерусалима, который изначально был известен окружающим народам как город Йевусеев или Йевус.

Эмореев Иногда это слово используется как имя, общее для всех обитателей Ханаана в период, предшествовавший приходу сынов Израиля и завоеванию ими земли. В некоторых местах это имя обозначает не всю совокупность народов, обитавших в Ханаане, а один из них, отличавшийся своей силой и воинственностью.
Гиргашеев Один из народов, обитавших в земле Ханаан до прихода туда сынов Израиля. В Торе почти нет сведений о нем, так как гиргашеи, перед входом Израиля в Ханаан, предпочли покинуть его и уйти в другие места.
Хаматеев Город Хомс в Сирии; на протяжении определенного времени был столицей сильного царства.
Эвер В соответствии с генеалогической таблицей Эвер был правнуком Сима. Но он был предком Авраама, которого называют иври. Тора выделяет Эвера, так как в определенном смысле можно считать, что от него происходит народ Израиля.
Эйлам Название территории, расположенной к востоку от Вавилонии и к северу от Персидского залива, и народа, населявшего ее. Это самый восточный из всех народов, с которым сталкивались потомки Сима.
Ассирия Самый мощный из всех семитских народов.
Арпахшад Некоторые лингвисты расшифровывают это имя как «Страна Хасд» (ср. Ур-Касдим, т.е. халдеи).
Луд Лидия в Малой Азии.
Арам Арамейцы, заселявшие также Мессопотамию («Арам-Наараим»).
Уц Страна проживания Иова. Об эдумеях говорится как о народе, который живет в стране Уц.
Хуль, и Гетер, и Маш Земли в Сирии, точное расположение которых неизвестно.
Йоктан Считается родоначальником южных арабов.
Хацармавета Хадрамаут на юге Аравийского полуострова.
Офира Земля, известная своим золотом. Местоположение земель Аравийского полуострова, указанных здесь, неизвестно.

Это не полное перечисление потомков сыновей Ноя.
Оно просто отчасти проясняет нам картину распределения народов по земле.

1 На всей земле был один язык и одно наречие. 2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. 3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. 4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. 5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. 6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; 7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. 8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. 9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле. (Быт.11:1-9)

Этот отрывок интересный тем, что он входит в диссонанс с предыдущим отрывком, который говорит, что земля уже была распределена между потомками братьев, и они разошлись «каждый в свой удел».

А тут мы читаем, что «На всей земле был один язык и одно наречие».

То есть, как бы еще вместе.

Интересный комментарий дал на этот отрывок Пинхаз Полонский – современный исследователь Писания.

Как он утверждает, в данном отрывке речь идет о племени, которым руководил Нимрод.

А он руководил только потомками Хама, но ни как всеми народами.

Именно с его подачи, начали строить Вавилонскую башню, на вершине которой он захотел поставить храм своего имени.

И к строительству этой башни, он привлек не только свое племя, но и завоеванные им племена.

Этому соответствует и слова «сделаем себе имя».

Но они относятся не ко всему народу, а именно к Нимроду, который к тому времени, начал мнить себя на уровне бога.

И так, люди «нашли долину», где не было строительного камня, и поселились в ней.  

И, как было сказано выше, «решили построить башню до небес».

Но поскольку не было в той долине строительного камня, то они решили изготовить «рукотворный камень».

Они использовали кирпичи вместо камней, а строительный раствор служил связующим материалом.

Но насколько величественным было это сооружение, можно судить вот по этой фразе, которую произнес Бог:« И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие».

То есть, чтобы увидеть этот «величественный объект», Творцу пришлось сойти на землю, дабы хоть вблизи рассмотреть это «чудо» человеческой мысли.

Ничего плохого как в городе, так и башне как таковых не было.

Зло заключалось в самом намерении строителей, в их цели.

Была провозглашена идея «сделаем себе имя».

«Сделаем себе имя» не означает стремления к посмертной славе, поскольку слова  «чтобы мы не рассеялись», ясно указывают, что речь идет о настоящем.

Кроме этого, судя по грандиозности плана, то в строительстве должны были участвовать и все последующие поколения.

То есть нужно было усилие целой общины, и при том не в одном поколении.

Но община, если она достаточно сильна, легко может прийти к мысли, что она сама — цель своего существования, и поэтому жизнь отдельного человека не имеет смысл, поскольку он является лишь членом общины.

И эта личность должна подчиниться общине и преданно служить ее интересам.

Если община не призывает человека служить Богу, а требует служения самой общине, если она видит в себе цель, вместо того, чтобы рассматривать себя в качестве средства — то человечество не имеет будущего.

В такой ситуации индивидуум начинает верить, что не так существенно, сколько он прожил на земле и в какой момент должен будет отдать свою жизнь — лишь бы это было сделано во славу общины. Так «связующий раствор» становится  «строительным материалом», а замысел становится целью — это касается и духовного, и материального аспектов существования.

Подобная цель может осуществляться только под руководством Нимрода, либо того, кто разделяет с ним его взгляды, и имеет соответствующую власть.

К примеру Александр Македонский, Чингиз Хан, Наполеон, Сталин, и так далее.

В этом свете становится понятным выражение «чтобы мы не рассеялись».

Люди боялись, что лишившись общины, они станут беззащитными.

Поэтому, они так были привязаны к Нимроду, который в их глазах был символом стабильности и силы, и безопасности.

То есть, сами себя загнали в рабство такому же человеку, как и они сами.

Но, что тогда значат слова «И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город».

А то и значат, что если до этого, они жили компактно в одном городе Вавилоне, то после рассеивания, они стали жить и в «Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар».

Что касается «сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого», то тут заложена мысль, что они, имея один язык, перестали понимать друг друга, когда заходила речь о чем то важном.

В таком случае говорят, что «каждый тянет одеяло на себя».

10 Вот родословие Сима: Сим был ста лет и родил Арфаксада, чрез два года после потопа; 11 по рождении Арфаксада Сим жил пятьсот лет и родил сынов и дочерей. 12 Арфаксад жил тридцать пять лет и родил Салу. 13 По рождении Салы Арфаксад жил четыреста три года и родил сынов и дочерей. 14 Сала жил тридцать лет и родил Евера. 15 По рождении Евера Сала жил четыреста три года и родил сынов и дочерей. 16 Евер жил тридцать четыре года и родил Фалека. 17 По рождении Фалека Евер жил четыреста тридцать лет и родил сынов и дочерей. 18 Фалек жил тридцать лет и родил Рагава. 19 По рождении Рагава Фалек жил двести девять лет и родил сынов и дочерей. 20 Рагав жил тридцать два года и родил Серуха. 21 По рождении Серуха Рагав жил двести семь лет и родил сынов и дочерей. 22 Серух жил тридцать лет и родил Нахора. 23 По рождении Нахора Серух жил двести лет и родил сынов и дочерей. 24 Нахор жил двадцать девять лет и родил Фарру. 25 По рождении Фарры Нахор жил сто девятнадцать лет и родил сынов и дочерей. 26 Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана.  (Быт.11:10-26)

Но ведь в прошлой главе, мы уже как бы разбирали родословие Сима.

Зачем же опять повторять?

Все дело в том, что в предыдущем родословии, Бог показал, как образовались 70 народов мира.

Сейчас же Тора начинает показывать, как Господь приступил к осуществлению Своего плана создать особый народ, которому Он поручит быть «священническим народом», и с помощью которого приступит к исправлению вновь погрязшего в грехе человечества.

Ведь прошло всего немного времени, и мы видим, что язычество, и растление человека, вновь приближается «к красной черте».

Поэтому Ему надо было сначала создать отдельную нацию, а затем отделить её от всего человечества, через соблюдения ими особого стиля жизни, и особого поклонения Единому Богу.

Именно с это целью, Он и показывает ту ветвь в родословной Сима, через которую Он приступил к осуществлению этого замысла.

То есть, этот отрывок Торы оставляет в стороне все глобальные проблемы истории и заостряется на теме происхождения еврейского народа.

Поэтому рождение Авраама прослеживается в этом отрывке на протяжении десяти поколений, начиная от Сима, сына Ноя.

И так, нить родословной заканчивается на Фарре, отце Авраама, историю которого мы начнем рассматривать со следующей недельно главы.

27 Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота. 28 И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском. 29 Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски. 30 И Сара была неплодна и бездетна. 31 И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. 32 И было дней [жизни] Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране. (Быт.11:27-32)

Согласно приведенного текста, Аврам покинул отца, после его смерти.

Но, если посмотреть по датам жизни, то мы увидим, что Аврам покинул Фару, когда ему было 75 лет.

И после этого, Фара жил еще 60 лет.

В чем здесь нестыковка?

Дело в том, что когда человек СОЗНАТЕЛЬНО отказывается исполнять волю Творца, то для Бога он становится мертвым, даже если дальше продолжает жить, и возможно даже жить счастливо.

Отсюда мы делаем вывод, что первый раз, Бог давал поручение идти в землю Ханаан Фаре, со всем его семейством.

Но у него хватило мужества дойти только до Харрана, а дальше нет.

Он не смог оставить идолопоклонство, и поэтому не захотел идти дальше.

Его подержал и его средний сын Нахор.

И тогда Бог обратился к Авраму, и РАЗРЕШИЛ ему покинуть отца, чтобы через него произвести народ, через который будет продолжать исправление падшего мира.

В дальнейшем имя Фары нигде больше не будет упомянуто.

И еще несколько тонкостей этого заключительного отрывка, недельной главы.

И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском.

Древние мидраши (предания) говорят, что Арам симпатизировал вере Аврама в Единого Бога, но не имел её глубоких корней.

И во время одного из испытаний огнем, из-за слабой веры он и погиб.

Вот почему Лот, оказался в семье Аврама.

И вот почему вера Лота, была такая же, как у его отца — то есть нетвердой.

Что, впоследствии, чуть не привела его и его семейство к погибели (история с Содомом).

Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски.

Здесь прячется очередная библейская загадка.

Получается, что Аврам и его брат Нахор, взяли себе в жены дочерей Арама.

Если с Милкой проблем нету, поскольку не сказано, сколько лет было ей, и сколько лет было Нахору, то вот к связке Аврам-Сара, большой вопрос.

Практически все комментаторы сходятся в том, что Иски – это дочь Арама, и она же есть та самая Сара, жена Аврама.

Но мы знаем, что Сара была младше Авраама на 10 лет.

Тогда возникает определенная проблема, поскольку Арам был самый младший сын у Фары

Но, с таким разрывом лет, Сара могла появиться у Арана, разве что тогда, когда Арам был бы  старше Авраама.

То есть, когда очередность Аврам — Нахор — Аран, была произведена не по очередности их рождения, а по их участию в дальнейшей человеческой истории.

Иного объяснения сложно подыскать.

И так, подведем итог этой недельной главы.

Какова же цель Потопа?

Цель Всевышнего была не уничтожение всего живого, а обновление мироздания.

Сохраняется весь животный мир, и завет Бога с очищенным водами Потопа человеком.

И еще — Бог обещал, что Потопа больше не будет.

И мы Ему верим.

Но ковчег, как способ выживания во враждебной среде годится не только на время потопа.

Каждый из нас в тяжёлое время наделён правом «сооружать свой ковчег спасения» и приглашать в него окружающих.

И в первую очередь, ковчегом спасения для нас должна стать наша семья.

Поскольку она состоит, или, по крайней мере, должна состоять из единомышленников, в плане доверия к Богу.

Затем это может быть, собственно и должна быть, та группа людей, которые исповедуют Единого и Его Мессию, то есть Его община.

И что очень важно, чтобы двери нашего дома, были всегда открыты для тех, кто ищет спасение в нашем ковчеге.

А поскольку мы уже знаем, как он строится, то должны помочь и ищущим, обустроить такой же свой ковчег.

В этом и заключается программа Бога, которая помещена всего в двух словах «Тикун олам» — «Исправление мира».

И Творец, через Машиаха, определенную часть своей работы уже проделал, и продолжает делать руками тех, кто стал Его приверженцем.

Но до завершения исправления мира, еще ой как много надо чего сделать. 
Поэтому, нам надо держаться вместе со своими родными, с друзьями-единомышленниками, со всеми, кто уже нашел Бога, и совместно учится жить по Его Слову. 
При этом дом каждого из нас, может послужить персональным ковчегом, островком безопасности, как для нас, так и для людей нашего круга общения.

И главное здесь, чтобы потоки «мутной воды этого мира», не проникли в этот ковчег. 

Поэтому Бог и сказал:«Сделай ковчег и покрой его изнутри и снаружи смазкой» строителю первого ковчега.

И когда мы покрываем стены своего дома непроницаемой смазкой, которая есть Слово Бога, то дом наш, становится Ковчегом, непроницаемой для разного рода катаклизмов. 

Вот кратко, чему нас может научить эта, и последующие недельные главы Торы.