Перейти к содержимому

Недельная глава Бемидбар

Недельная глава Бемидбар

(В пустыне)

(Чис. 1:1-4:20)

И так, мы подошли к исследованию четвертой книги Торы – Бемидбар, которая в русском переводе идет как книга Чисел. Чем она отличается от предыдущих трех книг Торы?

Первая книга Берешит (Бытие), повествует нам о начале, как мироздания, так и начальной истории рода человеческого. От Адама и до рождения народа Израиля, которому, Его создатель Бог, приготовил особую судьбу, по спасению человечества, от проклятия того греха непослушания, которое первые люди совершили в Эдемском саду.

Вторая книга Торы — Шмот (Исход), повествует нам о том, как Всевышний Бог, вывел Израильский народ из Египетского рабства, чтобы ввести их в Землю Обетования, которую Он обещал патриархам этого народа.

Третья книга Торы – Ваикра (Левит), посвящена теме служения сынов колена Левия в Мишкане, а также тем Законам, которые определяют те параметры, которым должны придерживаться евреи, когда они хотят произвести то или иное действия в Мишкане, или по отношению к священникам и левитам.

Четвертая же книга Торы – Бемидбар (Числа), возобновляет прерванное повествование книги Шмот, и показывает нам отношение народа Израиля, к его призвания.

И начинается она с повеления провести исчисление народа:«1 И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ В ПУСТЫНЕ СИНАЙ, В ШАТРЕ ОТКРОВЕНИЯ, В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВТОРОГО МЕСЯЦА, ВО ВТОРОЙ ГОД ПОСЛЕ ИСХОДА ИХ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ТАК: 2 ПРОИЗВЕДИТЕ ИСЧИСЛЕНИЕ ВСЕГО ОБЩЕСТВА СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ПО СЕМЕЙСТВАМ ИХ, ПО ОТЧИМ ДОМАМ ИХ, КОЛИЧЕСТВОМ ИМЕН, ВСЕХ МУЖЧИН ПОГОЛОВНО. 3 ОТ ДВАДЦАТИ ЛЕТ И СТАРШЕ, ВСЕХ ПОСТУПАЮЩИХ В ВОЙСКО В ИЗРАИЛЕ, ИХ ИСЧИСЛИТЕ ПО ОПОЛЧЕНИЯМ ИХ, ТЫ И ААРОН. 4 А С ВАМИ БУДЕТ ПО ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ИЗ КАЖДОГО КОЛЕНА — ГЛАВЫ ОТЧИХ ДОМОВ СВОИХ…». (Чис.1:1-4)

Третья книга завершается изложением процедуры перечисления владельцами своих стад с целью посвящения этих созданий Богу. Четвертая книга начинается с приказания пересчитать народ, если можно так выразиться, как стадо Божье, для его Пастыря в соответствии с установленным Богом семейным и поколенным составом. Как и в случае с животными, каждый член народа в отдельности проходит ныне один за другим под посохом своего Пастыря, чтобы по праву быть сосчитанным в качестве члена Божьего стада. Выбор места исчисления – пустыни — служит доказательством того, что это исчисление не было обусловлено экономической или политической целью, ибо ни то, ни другое еще не присутствовало в этом народе.

Это исчисление следовало осуществить ради служения, дарованному на горе Синай, Закону. Затем, после греха «ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА», в первый день месяца Нисана, свидетельство Закона, данное им вторично, как залог того, что народ вновь вступил в завет с Богом, получило место обитания, в Скинии Завета. А ныне, в первый день месяца ияра (второго месяца библейского календаря), все колена, все семьи и всех мужчин нации предстояло пересчитать и сплотить вокруг Закона, как «НАРОДА СВЯЩЕННИЧЕСКОГО», сдав в казну Мишкана по пол шекеля.

Но ведь об этих «пол шекеля» нигде не сказано. Однако мудрецы Торы говорят, что исчисление «по головам», как это ни странно, не дает истинной картины, сколько евреев, которые вступили в Завет с Богом, реально было на тот момент. А в чем секрет этого исчисления? В том, что посредством внесения «пол шекеля», старейшины родов, и главы колен, могли знать, сколько душ старше двадцати лет, в каждом роде, и в каждом колене, которые, при необходимости, могут участвовать в военных действиях.

Ну, а если некоторые, в суматохе этих действий, захотят не вносить по пол шекеля, тогда что? Ведь никто не делал соответствующие записи? Да, люди не заметят, но не Бог, Который берет этого человека «на карандаш», и тогда судьбе его никто не позавидует, поскольку он тайно отказался от Завета с Богом, который Он заключил с Израилем у горы Синай.

И еще один момент:« ОТ ДВАДЦАТИ ЛЕТ И СТАРШЕ, ВСЕХ ПОСТУПАЮЩИХ В ВОЙСКО В ИЗРАИЛЕ», не обязательно надо понимать только как службу в армии. Это можно относить и к объединению для общественной работы, под командой более высокой власти. То есть, он обозначает всякого, кто обязан отказаться НА ВРЕМЯ от личной жизни и нести общественную службу, когда это требуется, и, следовательно, всякого, на которого общество может возложить заботу о своих интересах.

И так, по результатам этого исчисления, общее количество сынов Израиля составило 603 550 человек, без учета колена Левия. Что говорит о том, что несмотря на войну с Амаликянами, и поражения согрешивших при грехе «ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА», виден реальный рост сынов Израиля.

Также этот пересчет показал, что наиболее многочисленным было колено Иуды – 74 600. А наименее малочисленным было колено Манассии – 32 200.

Что касается сынов Левия, то они не вошли в общее исчисление, поскольку их роль внутри Израиля, заключалась в организации служения в Мишкане, его охране, и его перемещения, в то время, когда Израиль передвигался по пустыне.

«1 И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ И ААРОНУ, ТАК: 2 КАЖДЫЙ ПРИ ЗНАМЕНИ СВОЕМ, СО ЗНАКАМИ ОТЧИХ ДОМОВ ИХ, ПУСТЬ СТОЯТ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ СТАНОМ; НА РАССТОЯНИИ ВОКРУГ ШАТРА ОТКРОВЕНИЯ ПУСТЬ СТОЯТ ОНИ СТАНОМ». (Чис.2:1,2)

Чтобы не быть голословным, давайте сразу обратимся к схеме, которая показывает, как располагались колена Израиля вокруг Мишкана, и на стоянках, и при передвижении по пустыне:

Рис. 1

На этой схеме, показано не только какие колена и как располагались вокруг Мишкана, но и их количественный состав.

И еще:« КАЖДЫЙ ПРИ ЗНАМЕНИ СВОЕМ, СО ЗНАКАМИ ОТЧИХ ДОМОВ ИХ». Что это значит? Каждое колено имело свою эмблему, соответствующую благословениям, полученным сыновьями Яакова. В данном случае слово «ЗНАМЯ» обозначает границы расположения соответствующего колена, внутри которых отводится определенное место каждому из домов отцов, а в пределах территории, выделенной тому или иному дому отца, указывается место для каждой отдельной семьи. Каждый отчий дом имел свой собственный знак, подобный знамени своего колена. В преданиях описывается изображение на каждом из знамен, напоминающее об особых свойствах колена, раскрывающихся через благословение Яакова (Быт. гл. 49).

Опять-таки, чтобы не быть многословным, но тем не менее, подробно разобрать этот вопрос, то будет лучше, если мы это покажем на нижеприведенной таблице:

Рис. 2

Каждое из колен отличалось своим определенным характером. И эти особенности колен были символически изображены на знаменах. Однако, располагаясь вокруг Мишкана, все вместе они представляли собой единое целое (Рис. 1).

Весь лагерь целиком представлял собой четырехугольник, в центре которого размещался переносной Храм.
Центральная часть стана называлась «лагерем Шехины». Вокруг лагеря Шехины, в непосредственной близости от него, располагались семейства левитов. Этот стан назывался «лагерем левитов», за ним находился лагерь сынов Израиля — шатры двенадцати колен, расположенные с четырех сторон света. Колена каждой из сторон объединялись в одно целое, имеющее общее название, соответствующее колену, стоявшему в центре. И как пишет Тора:« ДВИНЕТСЯ ЗАТЕМ ШАТЕР ОТКРОВЕНИЯ, СТАН ЛЕВИТОВ ПОСРЕДИ СТАНОВ; КАК ОНИ СТОЯТ, ТАК И ИДТИ ИМ, КАЖДОМУ НА СВОЕМ МЕСТЕ ПО ЗНАМЕНАМ СВОИМ».

И далее, Тора опять возвращает нас к колену Левия:« 1 А ВОТ РОДОСЛОВИЕ ААРОНА И МОШЕ, КОГДА ГОВОРИЛ БОГ С МОШЕ НА ГОРЕ СИНАЙ. 2 И ВОТ ИМЕНА СЫНОВЕЙ ААРОНА: ПЕРВЕНЕЦ НАДАВ, И АВИУ, ЭЛЬАЗАР И ИТАМАР. 3 ЭТО ИМЕНА СЫНОВЕЙ ААРОНА, КОЕНОВ ПОМАЗАННЫХ, КОТОРЫХ ОН УПОЛНОМОЧИЛ СЛУЖИТЬ. 4 НО УМЕРЛИ НАДАВ И АВИУ ПРЕД БОГОМ, КОГДА ВОСКУРИЛИ ОНИ ОГОНЬ ЧУЖДЫЙ ПРЕД БОГОМ В ПУСТЫНЕ СИНАЙ, А ДЕТЕЙ НЕ БЫЛО У НИХ, И СЛУЖИЛИ ЭЛЬАЗАР И ИТАМАР ПРИ ААРОНЕ, ОТЦЕ СВОЕМ. 5 И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: 6 ПРИВЕДИ КОЛЕНО ЛЕВИ И ПРИСТАВЬ ЕГО К ААРОНУ-КОЕНУ, ДАБЫ ПОМОГАЛИ ОНИ ЕМУ. 7 И ПУСТЬ НЕСУТ ОНИ СТРАЖУ ЗА НЕГО И СТРАЖУ ЗА ВСЕ ОБЩЕСТВО ПЕРЕД ШАТРОМ ОТКРОВЕНИЯ, ИСПОЛНЯЯ СЛУЖБУ ПРИ ШАТРЕ. 8 И ПУСТЬ НАБЛЮДАЮТ ЗА ПРИНАДЛЕЖНОСТЯМИ ШАТРА ОТКРОВЕНИЯ И ЗА ОБЯЗАННОСТЯМИ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, ИСПОЛНЯЯ СЛУЖБУ ПРИ ШАТРЕ. 9 ОТДАЙ ЖЕ ЛЕВИТОВ ААРОНУ И СЫНОВЬЯМ ЕГО — ПОЛНОСТЬЮ ОТДАНЫ ОНИ ЕМУ ИЗ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ. 10 ААРОНУ ЖЕ И СЫНОВЬЯМ ЕГО ПОРУЧИ, ЧТОБЫ НАБЛЮДАЛИ ОНИ ЗА СЛУЖБОЙ ИХ; ПОСТОРОННИЙ ЖЕ, КОТОРЫЙ ПРИБЛИЗИТСЯ, ПРЕДАН БУДЕТ СМЕРТИ». (Чис.3:1-10)

Хотя этот раздел как бы предусматривает описание родов Моше и Аарона:« ВОТ РОДОСЛОВИЕ ААРОНА И МОШЕ», но на самом деле, мы видим, что раздел полностью посвящен Аарону, его сыновьям, и всему колену потомков Левия. То есть, не смотря на огромные заслуги Моше, перед Богом и Израилем, его сыновья ни чем не выделялись в среде своих братьев, из колена Левия, и конкретно о них Тора не вспоминается в этом разделе. 

И так, каждый из членов семьи Аарона, должен исполнять свои обязанности. Аарону положено было делать  то, что входило в обязанности Первосвященники. А его сыновья то, что входило в компетенцию священникам.

Что касается левитов, то на них возлагались работы по обеспечению жертвоприношений в Мишкане, его охрана, а во время движения, переноска всех частей его частей. А также разборка и сборка переносного Храма.
То есть, тут мы видим, что Израиль, по воле Всевышнего, был разделен на три группы: священники, левиты, и простые его члены. При этом, каждая из указанных групп, должна была исполнять, только ей строго определенные обязанности.

«14 И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ В ПУСТЫНЕ СИНАЙ, ТАК: 15 ИСЧИСЛИ СЫНОВ ЛЕВИ ПО ОТЧИМ ДОМАМ ИХ, ПО СЕМЕЙСТВАМ ИХ; ВСЕХ МУЖЧИН, ОТ ОДНОГО МЕСЯЦА И СТАРШЕ, ИСЧИСЛИ ИХ. 16 И ИСЧИСЛИЛ ИХ МОШЕ ПО СЛОВУ БОГА, КАК БЫЛО ЕМУ ВЕЛЕНО».

Но, почему левитов исчисляли от одного месяца и более, а простых евреев с двадцати лет. Дело в том, что простой еврей учитывался от двадцати лет и выше, по той причине, что именно с этого возраста мужчина физически был готов (при необходимости) исполнять любую тяжелую и опасную работу, которая не требовала особой подготовки. Что же касается левитов, то они готовятся к своему служению с детства, чтобы, когда придет время, начала их служения в Мишкане (в 25 лет), они были «подкованы» на 99%. Один процент времени дается им для приобретения практического опыта с 25 лет до 30.

По окончанию исчисления сынов Левия, их количество составило 22 273 человека. Кроме исчисления, были сразу распределены их обязанности при Мишкане, а также и их расположение вокруг него:

При этом, положение левитов по отношению к священникам, не является результатом какого-либо присущего священникам превосходства над левитами. Отношения между ними не выходят за пределы тех целей, ради которых это Божественное повеление было дано священникам.

«44 И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: 45 ВОЗЬМИ ЛЕВИТОВ ВМЕСТО ВСЕХ ПЕРВЕНЦЕВ ИЗ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, И СКОТ ЛЕВИТОВ ВМЕСТО ИХ СКОТА, И БУДУТ ЛЕВИТЫ МОИМИ: Я — БОГ. 46 ЧТО ЖЕ ДО ВЫКУПАЕМЫХ ДВУХСОТ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕХ ЛИШНИХ ПРОТИВ ЧИСЛА ЛЕВИТОВ ИЗ ПЕРВЕНЦЕВ ИЗ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, 47 ТО ВОЗЬМЕШЬ ПО ПЯТИ ШЕКЕЛЕЙ С ГОЛОВЫ, ШЕКЕЛЯМИ СВЯЩЕННЫМИ ВОЗЬМИ, ДВАДЦАТЬ монет ГЕРА В каждом ШЕКЕЛЕ. 48 И ОТДАЙ ЭТО СЕРЕБРО ААРОНУ И СЫНОВЬЯМ ЕГО В ВЫКУП ЗА ЛИШНИХ ИЗ НИХ. 49 И ВЗЯЛ МОШЕ СЕРЕБРО ВЫКУПА ЗА ЛИШНИХ ПРОТИВ ЗАМЕНЕННЫХ ЛЕВИТАМИ. 50 ОТ ПЕРВЕНЦЕВ ИЗ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ВЗЯЛ ОН СЕРЕБРО ЭТО: ТЫСЯЧУ ТРИСТА ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТЬ, ШЕКЕЛЯМИ СВЯЩЕННЫМИ. 51 И ОТДАЛ МОШЕ ЭТО СЕРЕБРО ВЫКУПА ААРОНУ И СЫНОВЬЯМ ЕГО, ПО СЛОВУ БОГА, КАК БОГ ПОВЕЛЕЛ МОШЕ».

И так, после исчисления первенцев из сынов Израиля, оказалось, что их число превышает на 273 число левитов. Поскольку вместо каждого первенца служение в Храме, взял на себя один из левитов, то оставшиеся 273 первенцев из числа сынов Израиля должны были быть выкуплены, то есть, освобождены от исполнения работ в Храме путем выплаты определенной суммы денег. За каждого из них следовало передать священникам, по пять шекелей серебра за душу. Эта сумма соответствует плате, которую Закон Торы требует внести в том случае, если человек дал обет пожертвовать в Храм деньги в размере стоимости мальчика до пяти лет.

Касательно четвертой главы, книги Чисел, то в ней Бог повелевает Моше и Аарону, сначала исчислить всех левитов от 30 лет и до 50лет, для их полноценного служения при Мишкане. А после этого, распределить конкретные работы левитов в Мишкане, по родам, следующим образом:

  • Сыны Каафа должны носить все те атрибуты, которые находились в Святом и Святая Святых – Ковчег  Завета, жертвенник воскурения, Менора, и стол приношения. Все это они должны были носить на руках, и приступать к этой операции, только после того, как  сыны Аарона, покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести.

«17 И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ И ААРОНУ, ТАК: 18 НЕ ДОВЕДИТЕ ДО ГИБЕЛИ КОЛЕНА СЕМЕЙСТВ КЕАТА ИЗ СРЕДЫ ЛЕВИТОВ. 19 ВОТ ЧТО СДЕЛАЙТЕ ИМ, ЧТОБЫ ЖИЛИ ОНИ И НЕ УМЕРЛИ, ПОДХОДЯ К СВЯТАЯ СВЯТЫХ: ААРОН И СЫНОВЬЯ ЕГО ПУСТЬ ВХОДЯТ И РАССТАВЛЯЮТ ИХ КАЖДОГО У РАБОТЫ ЕГО И У НОШИ ЕГО. 20 НЕЛЬЗЯ ВХОДИТЬ ИМ И СМОТРЕТЬ, КАК ПОКРЫВАЮТ СВЯТИЛИЩЕ, А ТО УМРУТ».
Вот почему Бог так строго наказывает Моше и Аарону, касательно несения служения левитского рода Каафа. Им даны наибольшие привилегии, так как они самые близкие родственники Моше и Аарона. Но и ответственность ложилась на их плечи неимоверная. Любая оплошность в этом плане, как со стороны священников, так и со стороны левитом, могла закончиться трагедией.