Перейти к содержимому

Афтара — Ха-Ходеш

Книга Йехезкеля 45:17-46:18

(17) А обязанностью князя будут жертвы всесожжения, и хлебный дар, и возлияния эти в праздники, и в новомесячья, и в субботы, и во все установленные для Йисраэйля сроки; он-то приносить будет грехоочистительную жертву, и хлебный дар, и жертву всесожжения, и мирные жертвы эти, чтобы искупить дом Йисраэйля.
(18) Так сказал Г-сподь Б-г: в первый (день) первого месяца возьмешь молодого быка непорочного и очистишь храм.
(19) И возьмет священник из крови жертвы за грех и покропит (ею) на косяки дома, и на четыре угла выступа жертвенника, и на косяки ворот внутреннего двора.
(20) И так делай в седьмой (день) месяца – за каждого ошибшегося или простака, (вошедшего в храм нечистым); и искупите дом.
(21) В четырнадцатый (день) первого месяца будет у вас пэсах, праздник семидневный, (когда) должно есть опресноки.
(22) И в день тот пусть принесет князь быка в грехоочистительную жертву – за себя и за весь народ страны.
(23) И в семь дней праздника пусть приносит в жертву всесожжения Г-споду по семь быков и по семь баранов непорочных каждый день (в течение) семи дней, и в грехоочистительную жертву – каждый день по козлу;
(24) И в хлебный дар принесет по эйфе на (каждого) быка, и по эйфе – на (каждого) барана, и по ину елея – на эйфу.
(25) В пятнадцатый день седьмого (месяца), в праздник, (в течение) семи дней будет совершать то же: такую же грехоочистительную жертву, такую же жертву всесожжения, такой же хлебный дар и столько же елея.

46 (1) Так сказал Г-сподь Б-г: ворота внутреннего двора, обращенные к востоку, будут закрыты (в течение) шести дней труда, а в день субботний пусть откроют (их), и в день новомесячья пусть откроют (их).
(2) И войдет князь извне через зал, (что в) воротах, и станет у косяка ворот, и совершат священники всесожжение его и мирные жертвы его, и поклонится он на пороге ворот, и выйдет, а ворота пусть не закрывают до вечера.
(3) И народ страны поклоняться будет пред Господом у входа в ворота эти в субботы и новомесячья.
(4) И жертва всесожжения, которую принесет князь Г-споду в день субботний, (будет) из шести овец непорочных и барана непорочного.
(5) И хлебный дар: (по) эйфе на (каждого) барана, а на овец – сколько (может) дать рука его, и елея – (по) ину на эйфу.
(6) И в день новомесячья – молодого быка непорочного, и шесть овец, и барана –  непорочными да будут они.
(7) И (по) эйфе на быка и по эйфе на барана принесет он в хлебный дар, а на овец – сколько доступно по состоянию его, и елея – (по) ину на эйфу.
(8) И когда приходит князь, входить должен через зал, (что в) воротах, и тем же путем выходить.
(9) И когда приходит народ страны пред Господом в праздники, то вошедший для поклонения через северные ворота выходить должен через южные ворота, а входящий через южные ворота выходить должен через северные ворота; пусть не возвращается через те же ворота, которыми вошел, но выйдет через противоположные.
(10) И князь (будет) среди них: когда входят они, пусть (и) он войдет, а когда они выходят, то выйдут (вместе).
(11) И в праздники и в назначенные дни хлебного приношения должно быть (по) эйфе на быка и (по) эйфе на барана, (а) на овец – сколько (может) дать рука его, и елея – (по) ину на эйфу.
(12) И если совершит князь добровольную жертву, всесожжение или мирную добровольную жертву Г-споду, то пусть откроют ему ворота, обращенные к востоку, и совершит он жертву всесожжения свою и мирную жертву свою, как совершает в день субботний, и выйдет, и закроют за ним ворота по выходе его.
(13) И овна однолетнего непорочного приноси ежедневно в жертву всесожжения Г-споду, утро за угром приноси его.
(14) И (в) хлебный дар приноси к нему утро за утром шестую часть эйфы, а елея – треть ина, чтобы увлажнить тонкую пшеничную муку. (Это) хлебный дар Г-споду по установлению вечному, постоянному.
(15) Пусть приносят овна, и хлебный дар, и елей утро за утром – всесожжение постоянное.
(16) Так сказал Г-сподь Б-г: если даст князь подарок кому-нибудь из сыновей своих, наследством сыновей его будет это; это наследственное владение их.
(17) И если даст он подарок из наследия своего одному из рабов своих, то будет он у него (лишь) до года освобождения и вернется к князю; только сыновья его могут унаследовать его.
(18) И не возьмет князь из надела народа, вытесняя его из владения его; (только) из владения своего даст он в наследство сыновьям своим, для того чтобы никто из народа Моего не был рассеян (изгнан) из владения его.

В эту субботу мы читаем заключительную часть «четырех глав», раздела из Парашат Бо (Shemot 12:1-20), посвященного законам пасхального жертвоприношения. Наша афтора для этого Шаббата взята из пророчества Йехезкеля, установленного Хазалем (Masekhet Megilla 30a). Хотя существуют разные обычаи относительно того, где именно начинать и заканчивать афтору (см. Encyclopedia Talmudit, «arba parshiyot»), все согласны с сутью афторы, которая говорит о праздничных жертвоприношениях.

Новый каждый год

Изучение законов, касающихся Корбана Песаха, до наступления праздника явно служит подготовкой к празднику. Если Сын Израиля услышал эту главу перед самым первым Песахом, то ежегодное чтение еще раз напоминает нам о различных наставлениях и указаниях. Однако ни особое чтение мафтира, ни афтора не имеют отношения к Корбану Песаху будущих поколений. Стихи «Главы Бо» рассказывают только об особом жертвоприношении, принесенном в Египте накануне Исхода оттуда. Хотя между законами, касающимися этого жертвоприношения, и законами, касающимися Корбан Песах в последующие годы, определенно существует некоторое совпадение (см. Mishna, Pesachim 9:5), существует много различий. Подобным образом, часть, выбранная для афторы, посвящена Корбану Песаху мессианской эпохи, и, как отмечают многие комментарии, существует множество различий между законами в том виде, в каком они представлены в «Йехезкель», и теми, которые известны нам из Галахи (см. «Chazon Hamikra», том 2, страницы 223-9).

Таким образом, оказывается, что чтения мафтира и афторы в этот Шаббат служат скорее средством эмоциональной подготовки, чем практической, технической подготовки. Возможно, именно эти различия между тремя категориями Песаха – в Египте, в будущих поколениях и в мессианскую эпоху – учат нас тому, что есть место для некоторого уровня инноваций и придания уникального качества ежегодному соблюдению Песаха. Введение инновационного элемента вызывает у детей любопытство и заставляет их задаться вопросом: «Почему эта ночь особенная?» Действительно, Рамбам пишет (Hilkhot Chametz U-Matza 7:3): «В эту ночь нужно сделать что-то другое, чтобы дети увидели, спросили и сказали: «Почему эта ночь отличается от всех других ночей?» пока он не ответит им и не расскажет, что произошло то-то и то-то».

Месяц начала искупления

Чтение мафтира называется «ха-ходеш» из-за его вступительной фразы: «Этот месяц [ха-ходеш] для вас первый из всех месяцев». Этот стих знаменует собой первую заповедь, данную Сыновьям Израиля как народу, — заповедь объявления нового месяца в соответствии с появлением новой луны. (См. известные комментарии раввина Ицхака, процитированные во вступительной речи Раши к его комментарию к Хумашу.) Кроме того, этот стих сообщает Израилю, что Нисан следует считать первым месяцем года. Если их освобождение от египетского рабства послужило облегчению их вступления в служение Богу и соблюдение Его заповедей, то начало этого вхождения произошло еще в Египте, в Рош Ходеш Нисан, когда они получили эту самую первую мицву.

И если их искупление означало, в конечном счете, их возвращение на «уровень их предков», как утверждает Рамбан во введении к «Сефер Шмот», то это искупление достигло своей кульминации, когда «они заставили Мишкана и Всевышнего вернуться и Его Шхину поселили среди них». (Рамбан, там же).  Когда это произошло?  Тора говорит нам в самом конце Сефер Шмот (40:1): «В первый день первого месяца».  Таким образом, получается, что искупление сначала начало разворачиваться в Рош Ходеш Нисан в Египте, а окончательное его осуществление произошло ровно через год — в Рош Ходеш Нисан — в пустыне. Затем приходит афтора и сообщает нам, что и относительно окончательного искупления процесс начнется в Рош Ходеш Нисан. Нисан: «В первый день первого месяца возьми быка из стада и очисти святилище» (45:18).

Пророк далее сообщает нам о росте, присвоенном Рош Ходеш, поскольку внутренние врата святилища открывались в Шаббат и Рош Ходеш (48:1): «Простые люди должны поклоняться Богу в Шаббат и Рош Ходеш у входа в эти врата» (46:3).

Микдаш: вершина искупления

Хотя корбан Песах занимает центральное место в чтении мафтира, в афторе он появляется лишь в одном стихе. Афтора посвящена прежде всего посвящению будущего Бет-Хамикдаш (для Йехезкеля это означало второй микдаш, для нас — третий), которое начинается с жертвоприношений первого нисана, продолжается жертвоприношениями седьмого числа месяца, и переходит к Корбану Песаху и жертвоприношениям на протяжении всего праздника, а также к жертвоприношениям в Шаббат и Рош Ходеш.

Это пророчество, возможно, было выбрано в качестве афторы для Шаббат ха-ходеш именно для того, чтобы противопоставить это пророчество чтению мафтира — началу искупления, а не его кульминации. Процесс начался с пасхального жертвоприношения в Египте и завершается Микдашем и службой во время него. Именно такая картина возникает из перечня добрых дел Бога, которые мы цитируем в Агаде («Дайену»). Мы начинаем с «хоциану ми-мицраим» — Исхода из Египта — и заканчиваем «бана лану эт Бет ха-бехира» — строительством Бет-Хамикдаш.

Продолжительность искупления

В Агаде мы перечисляем пятнадцать добрых дел, которые Бог совершил для нас, которые, по сути, являются пятнадцатью «станциями» на пути к окончательному искуплению. Однако переходы от одного этапа к другому не обязательно происходят в течение одного и того же периода времени. С момента ухода Беней Исраэль из Египта до получения Торы прошло менее двух месяцев, а в Эрец Исраэль они вошли лишь сорок лет спустя. Затем прошло четыреста сорок лет, прежде чем был построен Бет-Хамикдаш!

Или, посчитав немного иначе, инаугурация Мишкана произошла всего через год после Исхода. Иными словами, всего за один год Беней Исраэль превратился из группы угнетенных рабов, физически и эмоционально порабощенных и погрязших в нечистоте Египта, в народ Божий, заслуживший Тору и Мишкан, наполненный Славой Божией (конец Сефер Шмот). Однако прошло четыреста восемьдесят лет после постройки Мишкана, прежде чем был построен Бет-Хамикдаш.

Казалось бы, возникающее сообщение двоякое:

  1. Мы никогда не должны отчаиваться даже в самых мрачных ситуациях, поскольку серьезные изменения и трансформации могут произойти очень быстро.
  2. Мы не можем терять терпение из-за медленного процесса искупления. Как мы видели, переход от одной станции к другой часто занимает длительный период времени.

https://etzion.org.il/en/holidays/four-parashiot/ha-chodesh-yechezkel-4517-4618

Метки: