Перейти к содержимому

Афтара — Пара

Книга Йехезкеля 36:16-38

38 (16) И было слово Г-сподне ко мне сказано:
(17) Сын человеческий! Дом Йисраэйля, обитавшие в земле своей, осквернили ее путем своим и деяниями своими, – как нечистота нидды (женщины в нечистоте ее), был путь их предо Мной,
(18) И излил Я гнев Свой на них за ту кровь, что пролили они на эту землю, и (за то, что) деяниями своими осквернили ее.
(19) И разбросал Я их среди народов, и рассеяны были они среди стран; по пути их и по деяниям их Я осудил их.
(20) И пришли они к народам, к которым пришли они (изгнаны были), и оскверняли имя святое Мое, (ибо) говорили о них: «Народ Г-сподень они, и из земли Его вышли!»
(21) И сжалился Я над именем Моим святым, которое осквернил дом Йисраэйля среди народов, к которым пришли.
(22) Посему скажи дому Йисраэйля: так сказал Г-сподь Б-г: не ради вас свершаю (это), дом Йисраэйля, но ради имени святого Моего, которое осквернили вы среди народов, к которым пришли.
(23) И освящу Я имя Мое великое, оскверненное среди народов, которое осквернили вы среди них. И узнают народы, что Я – Г-сподь, – слово Г-спода Б-га, – когда освящусь в вас пред глазами их.
(24) И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу.
(25) И окроплю вас водою чистою, и очиститесь вы от всей скверны вашей; и от всех идолов ваших очищу вас.
(26) И дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас. И удалю из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти.
(27) И дух Мой Я вложу в вас; и сделаю, что законам Моим следовать будете и уставы Мои соблюдать будете и поступать по ним.
(28) И поселитесь на земле, которую дал Я отцам вашим; и будете Мне народом, и Я буду вам Б-гом.
(29) И избавлю вас от всей скверны вашей; и призову злаки и размножу их, и не предам вас голоду.
(30) И размножу плод дерева и урожай поля, чтобы впредь не терпели вы позор голода среди народов.
(31) И вспомните вы пути свои злые и деяния ваши недобрые; и проникнитесь отвращением к себе за беззакония ваши и гнусности ваши.
(32) Не ради вас Я свершаю (это), – слово Г-спода Б-га, – (да) будет известно вам; смущайтесь и стыдитесь путей ваших, дом Йисраэйля!
(33) Так сказал Г-сподь Б-г: в день, (что) Я очищаю вас от всех беззаконий ваших, Я и заселю те города, и отстроены будут развалины.
(34) И земля эта опустошенная будет возделана вместо того, чтобы быть пустыней пред глазами всех проходящих.
(35) И скажут они: «Эта земля опустошенная стала, как сад Эйдэна; и эти города – разрушенные, и опустошенные, и уничтоженные – укреплены (и) населены!»
(36) И узнают народы эти, которые остались вокруг вас, что Я, Г-сподь, отстроил эти руины (и) засадил опустошенное.
(37) Я, Г-сподь, говорил и сделаю! Так сказал Г-сподь Б-г: сверх того, Я откликнусь (на то, о чем молил) дом Йисраэйля сделать для него, – умножу людей у них, как (стадо) овец,
(38) Как овец освященных, как овец Йерушалаима в праздники его, так эти города разрушенные наполнятся людьми, как овцами. И узнают, что Я – Г-сподь.

Третья из четырех особых недельных глав посвящен очищению от нечистоты смерти. Это достигается за счет опрыскивания специальной водой, смешанной с золой сожженной рыжей телицы, как указано в начале главы Хукат. Это чтение предназначено

«чтобы напомнить Израилю о необходимости очиститься, чтобы они могли (быть готовыми) принести жертву Песаха в чистоте» (Rashi on Megilla 29a).

Нечистоты и чистота

Aфтора тоже говорит о нечистоте и чистоте. Все начинается с нечистоты:

«… Дом Йисраэйля, обитавшие в земле своей, осквернили ее путем своим и деяниями своими, – как нечистота нидды (женщины в нечистоте ее), был путь их предо Мной». (17)

Он продвигается к очищению:

«И окроплю вас водою чистою, и очиститесь вы от всей скверны вашей; и от всех идолов ваших очищу вас.». (25)

Однако между этими двумя типами примесей существует большая разница. Недельная глава описывает реальную нечистоту, возникшую в результате контакта с трупом или нахождения под одной крышей с трупом, тогда как афтора описывает символическую, метафорическую нечистоту. Здесь не человек оскверняется из-за своего местонахождения (т. е. под одной крышей с трупом); скорее, это сами Бней Исраэль осквернили свою землю идолопоклонством; они стали причиной нечистоты. Афтора говорит не о нечистоте тела, а скорее о нечистоте души.

Таким образом, общая тема заключается не в нечистоте, а, скорее, в очищении.

Два типа чистоты

Есть два действия, которые приводят к очищению. Одна общая для всех видов нечистоты – погружение в микву. Человек, ставший ритуально нечистым, погружается (для некоторых видов нечистот требуются живые воды) и выходит очищенным (в некоторых случаях ему приходится ждать целый день, а затем принести жертву). Нечистота, вызванная контактом с мертвыми, уникальна тем, что погружения недостаточно, чтобы ее отменить; смесью воды с золой рыжей телицы нужно окропить его на третий и седьмой день, и только после этого его погружение будет эффективным. В чем разница между погружением и опрыскиванием? Погружение находится в руках самого человека. Если он находится на море, на реке или в микве, он может окунуться по собственной инициативе. С другой стороны, для кропления нужен кто-то другой, кроме него самого, кто окропит его водой. В акте окропления активен другой человек, тогда как нечистый человек пассивен. Казалось бы, это подразумевает, что тяжесть нечистоты смерти настолько велика, что сам человек фактически неспособен действовать для своего самоочищения; ему нужен кто-то еще, чтобы помочь ему. Встреча со смертью делает человека беспомощным; ему нужны окружающие, чтобы помочь ему восстановить свою силу, свою чистоту.

Именно об этом втором виде нечистоты говорится в афторе: «И окроплю вас водою чистою, и очиститесь вы от всей скверны вашей».

Два типа исправления

Как мы выделили две возможности очищения от нечистоты тела, так есть две возможности очищения от нечистоты души. Один из них хорошо известен – тшува. В процессе тшувы грешник активен; он сожалеет о содеянном, исправляет свои дела и обязуется не повторять своего греха, исповедуясь устно. Выполнение тшувы похоже на погружение в микву, отсюда и образ Рамбама в его «Законах тшувы», глава 2, закон 3, основанный на Taanit 16a:

«Всякий, кто исповедуется устно, но не дает в сердце обязательства отказаться от своего злого пути, подобен тому, кто погружается (в микву), держа насекомое в руке; его погружение бесполезно, пока он не выбросит насекомое. «

Но иногда грешник настолько связан нечистотой своих грехов, что бессилен высвободиться, и ему нужна активная помощь Всевышнего. Его собственное сердце окаменело, и он лишен всех чувств; как он может дать себе новое сердце?

Здесь мы находим вторую возможность, обещанную в пророчестве афторы:

«И окроплю вас водою чистою, … И дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас. И удалю из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти. И дух Мой Я вложу в вас; и сделаю, что законам Моим следовать будете и уставы Мои соблюдать будете и поступать по ним.». (25-27)

Изгнание и искупление

Aфтора описывает процесс проживания на земле, изгнанияе и возвращение, причем ни изгнание, ни возвращение не совершаются добровольно, а скорее принуждаются Свыше. В отношении изгнание это очевидно: изгнание воспринимается как наказание; Бней Исраэль осквернил землю кровью, которую они пролили на ней, и идолопоклонством, которое они совершали (18), вызвав гнев Всевышнего, и поэтому Он рассеял их среди народов.

Но – и это новаторская идея, представленная в пророчестве – даже искупление будет по инициативе Всевышнего:

«И возьму тебя из среды народов, и соберу тебя со всех земель, и приведу тебя в землю твою». (22)

Не только они не возвращаются сами, но даже то, что Всевышний возвращает их, не является их собственной заслугой: «Не ради вас Я делаю это», дважды подчеркивает пророк (22,32), ибо грехи, навлекшие на них бедствие изгнания, до сих пор не исправлены.

Таким образом, само искупление есть также своего рода окропление Свыше очистительными водами, плодами внешней инициативы. То же самое мы находим и в случае первого искупления, искупления из Египта. По словам Хазаля, Бней Исраэль были настолько погрязли в нечистотах Египта, что не было никакой возможности искупить их собственные заслуги. Святой должен был открыть Себя им и вывести их из Египта такими, какие они были, в их нечистоте – а затем предпринять процесс очищения после их искупления.

Таким образом, афтора по-другому связана с Песахом, праздником освобождения из Египта. Подобно тому, как при освобождении из Египта снова и снова подчеркивалось, что исход со всеми его чудесами был осуществлен для того, чтобы и Бней Исраэль, и египтяне знали, что «Я есть Всевышний», так и в этом пророчестве «И узнают народы, что Я – Г-сподь» (23), «И узнают народы эти, которые остались вокруг вас, что Я, Г-сподь» (36). А завершается афтора такими словами: «И узнают, что Я – Г-сподь».

«Ловушка» изгнания

Если у нас есть иллюзия, что изгнание несет в себе какой-то элемент исцеления или очищения, афтора учит нас, что все наоборот. Ссылка не только не приносит никакой пользы, но даже ухудшает ситуацию. Рассредоточение Израиля среди народов без каких-либо улучшений в их жизни приводит к ужасному «хилуль Ашем» (осквернению имени Всевышнего):

« … и оскверняли имя святое Мое, (ибо) говорили о них: «Народ Г-сподень они, и из земли Его вышли! » (20).

Чтобы положить конец этому великому осквернению имени Всевышнего, необходимо срочно собрать рассеянный народ Израиля и вернуть его на свою землю, даже если они еще не раскаялись в своих грехах.

В таком случае трудно понять причину изгнания и всех страданий, которые оно влечет за собой. Более того, по описанию в афторе, пути наказания Всевышнего за грехи уже запечатаны, ибо наказание только усугубит ситуацию. Судя по всему, руководство Всевышнего Своим народом содержит некоторые элементы, находящиеся за пределами человеческого понимания. И, возможно, это тоже связывает пророчество с чтением Торы, ибо глава Пара касается «хока», устава, закона, для которого не предусмотрена причина: «Я установил закон и издал указ» (Танхума и Мидраш Рабба, начало Хуката). Нам как будто говорят:

«Вы желаете понять смысл изгнания и его объяснение? Взгляните на (законы) рыжей телицы: как в этом случае вы не можете дойти до тайны его значения, так и относительно мучительного изгнания (ты не поймешь)».

«Иерусалим в назначенное ей время»

Завершение пророчества (по ашкеназскому обычаю; сефарды не читают стихи 37-38) перекликается с радостью жертвой Песах в Иерусалиме. Всевышний обещает, что в будущем Он увеличит Бней Исраэль, как человеческое стадо. Как какая паства? «Овцы жертвоприношения, как стадо Иерусалимское в назначенное ей время». Таргум Йонатан объясняет: «Как святой народ, народ, который очищается и приходит в Иерусалим на праздник Песах».

Более красивого описания приближающегося праздника не найти.

https://etzion.org.il/en/holidays/four-parashiot/para-yechezkel-3616-38

Метки: