Перейти к содержимому

Мессианское движение – те же пятидесятники, но в еврейском одеянии?

Мессианское движение – те же пятидесятники, но в еврейском одеянии?

Даниэль Джастер

Такое обвинение, время от времени, выдвигается против некоторых мессианских еврейских общин. В основном, конечно же, против тех из них, кто использует, в ходе служения, современные стили поклонения, верит в проявления даров Святого Духа. Кто же за этими обвинениями стоит?

  • Евреи, которые не следуют за Йешуа.
  • Другие мессианские евреи, предпочитающие более традиционные формы поклонения.
  • Те, кто не принимает современных учений о сверхъестественном.

Таким образом, движение мессианского иудаизма представляется ими как не аутентичное, не оригинальное – по сути, как ответвление христиан веры евангельской, пятидесятников, с неким поверхностным еврейским колоритом. По иронии судьбы, как раз-таки название праздника «Пятидесятница» (греческий термин для Шавуот, Праздник Недель) непосредственно относится к началу, зарождению мессианской еврейской общины, когда на 120 еврейских учеников, сошло пламя огня Святого Духа, что описывается в книге Деяний Апостолов 2:1-4.

Обвинение в «пятидесятническом» характере мессианского иудаизма, используемое нашими критиками, смутно относится к движению, которое возникло в начале 20-го века, на фундаменте таких течений, с методистскими корнями, как «Исцеляющее Пробуждение» и движение «Святости», берущих свое начало еще в конце 19-го века. Пятидесятники испытали излияние Святого Духа, а затем разработали теологию, которая была посвящена их опыту физического исцеления, языкам, толкованию и пророчеству.

Пятидесятники способствовали зарождению и развитию многих конфессий1. Они уделяли большое значение обилию классических гимнов, призыву к спасению и крещению Духом, а также другим проявлениям, подобным падению, под действием Духа. Ими были установлены и определенные нормы святости – «избегайте фильмов, алкоголя и макияжа», поощрение скромности. В то же время, наблюдая за современным мессианским еврейским миром, мы едва ли увидим в нем классические пятидесятнические черты. Значит, критики, имели в виду что-то иное, под этим сравнением.

Корни в «Движении Иисуса»

Реальные корни значительной части Мессианского еврейского течения мы можем найти в Движении Иисуса. Это удивительное излияние Духа во имя благовестия привело миллионы молодых людей ко спасению в конце 1960-х и начале 1970-х годов. Многие из этих новых верующих были евреями. Именно они помогли сформировать ядро мессианских еврейских общин, созданных в 1970-х и 1980-х годах. В «Движение Иисуса», под влиянием популярных, в то время, стилей фолк и рок музыки, благодаря талантливым музыкантам рождается совершенно новый стиль вдохновляющего поклонения. Сегодня эти музыкальные каноны стали общепринятыми во всем мире. Первоначально пятидесятники, в основном, отвергали «Движение Иисуса». Но, на протяжении десятилетий, тем не менее, новые тренды оказывали все больше и больше влияния, вплоть до слияния харизматического движения и «Движения Иисуса».

В 1970-х годах некоторые ранние лидеры мессианского еврейского движения сознательно использовали новые формы богослужения, в то же время, развивая и еврейские доктрины, и особенности. Действительно, молодых людей привлекает более современный стиль поклонения. И это с трудом можно отнести к движению Пятидесятников. Это была гораздо более молодёжная революция в стилистике богослужения. Многие мессианские евреи также усилили акцент на еврейской составляющей. Эта комбинация современного стиля поклонения и еврейской литургии, получила наибольшее распространение в мессианском еврейском богослужении на Западе.

В Израиле делается не такой большой акцент на литургии, тут она весьма ограничена. Это и дает некоторые основания критикам утверждать, что мы всего лишь одно из ответвлений пятидесятников. Хотя, многие израильские мессианские евреи, считают, что их принадлежность к народу, самоидентичность, умаляет значимость синагогального проявления, я считаю, что это не так.

В объятиях Божьей Силы.

Некоторые мессианские еврейские течения уделяют не мало внимания внешним знамениям Божьей силы. Определенное число мессианских верующих, как на Западе, так и в Израиле, верят, что, движению Божьего Духа сопутствуют определенные проявления Его силы, подобные тем, которые проявлялись в Мессианском еврейском движении 1-го века — дар исцеления, пророчества, иные языки и их толкование. Движение в Украине, под руководством мессианского раввина Бориса Гресенко, является тому ярким примером, при этом Борис возглавляет крупнейшую мессианскую еврейскую общину в мире — более чем 1600 человек.

Являются ли эти проявления действительно дарами Духа Святого? Трудно судить об этом, полагаясь лишь на внешнее проявление. Важно, чтобы плоды и реальность исцелений и чудес, были испытаны эмпирическими доказательствами. Во всяком случае, эти аспекты более схожи с христианством третьего мира, нежели с классическим пятидесятничеством. Психиатр Джон Уайт написал книгу «When the Spirit Falls with Power» в которой наилучшим образом описал универсальные аспекты духовных проявлений. При этом, некоторые такие проявления, оказались весьма схожи между собой, вне зависимости от географии их происхождения, и движения духовного пробуждения, где их можно было наблюдать. По его мнению, мы можем прийти к справедливому выводу, что такие проявления являются объективными признаками движения Духа Святого, а не просто культурными феноменами.

Некоторые мессианские еврейские общины принимают эти проявления, а некоторые нет. В любом случае нам всем следует искать подлинного помазания, божественного присутствия и действия Божьего Духа.

Мессианский иудаизм и пятидесятники. Итоги

Из этого анализа видно, что обвинение в пятидесятническом характере мессианского служения, по большей части не является справедливым. Я верю, что Бог вдохновил многих использовать в ходе богослужения современные музыкальные стили, чтобы привлечь и охватить новое молодое поколение. И это должно быть непрерывным процессом развития. Кроме того, действие реальной силы Бога, безусловно, имеет решающее значение для распространения мессианской еврейской веры. Однако, я бы согласился с критиками в одном аспекте — если наше поклонение не имеет отличительных или классических еврейских черт, мы можем выглядеть так, как будто и вовсе далеки от еврейства, представая для внешнего наблюдателя более похожими на общепринятые современные христианские течения. И я думаю, для некоторых мессианских общин – это вполне конструктивная критика. Если же, мессианские евреи, действительно, уделяют внимание таким аспектам еврейской жизни как Праздники, соблюдение Шаббата, литургическое использование иврита, в таком случае, на мой взгляд, подобная критика становится необоснованной.

Так пусть же нас не повергает в ужас подобная не столь глубокая критика. Давайте лучше вместе искать серьезный зрелый путь, под руководством Божьего Духа! Источник: https://htinstitute.co.il/library/messianskoe-dvizhenie-te-zhe-pyatidesyatniki-no-v-evrejskom-odeyanii/