Перейти к содержимому

Афтара — Пикудей

Книга Мелахим I 7:51-8:21 (Цари I)

Завершение книги искупления

 (51) Так закончена была вся работа, которую делал царь Шеломо для дома Г-сподня. И принес Шеломо посвященное Давидом, отцом его: серебро, и золото, и вещи – отдал он в сокровищницы дома Г-сподня.

8 (1) Тогда собрал Шеломо старейшин Исраэйлевых и всех начальников колен, глав отчих домов сынов Исраэйлевых, к царю Шеломо в Йерушалаим, чтобы поднять ковчег завета Г-сподня из города Давида, он же Цийон.
(2) И собрались к царю Шеломо все Исраэйльтяне в месяц Эйтаним, он же седьмой месяц, в праздник.
(3) И пришли все старейшины Исраэйлевы, и понесли священники ковчег.
(4) И подняли ковчег Г-сподень, и скинию собрания, и все священные вещи, которые в скинии; и подняли их священники и Лейвиты.
(5) И царь Шеломо, и вся община Исраэйлева, собравшаяся к нему, (была) с ним пред ковчегом, принося жертвы из мелкого и крупного скота, которых невозможно было исчислить и пересчитать из-за множества их.
(6) И принесли священники ковчег завета Г-сподня на место его, в девир храма, во святое святых, под крылья керувов,
(7) Ибо керувы простирали крылья над местом ковчега и осеняли керувы сверху ковчег и шесты его.
(8) А шесты были так длинны, что головки шестов видны были из святилища, что пред девиром, но снаружи они не были видны; они там и до сего дня.
(9) В ковчеге не было ничего, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моше при Хорэйве, когда Г-сподь заключил (союз) с сынами Исраэйлевыми по исходе их из земли Египетской.
(10) И было, когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Г-сподень.
(11) И не могли священники стоять на служении из-за облака, ибо наполнила слава Г-сподня дом Г-сподень.
(12) Тогда сказал Шеломо: Г-сподь сказал, что (Он будет) обитать во мгле.
(13) Я построил Тебе дом обитания, постоянное место для пребывания Твоего вовеки.
(14) И обратил царь лицо свое (к народу), и благословил все общество Исраэйльтян, – а все общество Исраэйльтян стояло,
– (15) И сказал: благословен Г-сподь, Б-г Исраэйлев, который сказанное устами Своими Давиду, отцу моему, исполнил рукою Своею!
(16) (Он) сказал: «С того дня, как вывел Я народ Мой, Исраэйля, из Египта, Я не выбрал города ни в одном из колен Исраэйлевых для построения дома, чтобы пребывало там имя Мое, но избрал Давида, чтобы быть ему над народом Моим, Исраэйлем».
(17) И было на сердце Давида, отца моего, построить дом имени Г-спода, Б-га Исраэйлева,
(18) Но Г-сподь сказал Давиду, отцу моему: «У тебя было на сердце построить дом имени Моему, – хорошо, что это у тебя было на сердце,
– (19) Однако не ты построишь этот дом, а сын твой, вышедший из чресл твоих, он построит дом имени Моему».
(20) И исполнил Г-сподь слово Свое, которое изрек.  И встал я на место отца моего Давида, и сел на престол Исраэйлев, как говорил Г-сподь, и построил этот дом имени Г-спода, Б-га Исраэйлева,
(21) И назначил там место для ковчега, в котором завет Г-сподень, который завещал Он отцам нашим, когда вывел Он их из земли Египетской.

Временный Мишкан против Постоянного Храма

В наших исследованиях предыдущих афтарот мы уже были свидетелями тенденции Хазаля (наших мудрецов) проводить параллель между основанием Храма и учреждением мишкана (скинии). Наша афтора является продолжением этого направления, но здесь мы уже доходим до стадии завершения работ и открытия.

В недельной главе: «И ЗАВЕРШИЛАСЬ ВСЯ РАБОТА ПО СООРУЖЕНИЮ ШАТРА, ОХЕЛЬ МОЭД [ШАТРА ОТКРОВЕНИЯ]». (39:32)

В афторе: «Так закончена была вся работа, для дома Г-сподня». (7:51)

Между этими соответствующими стихами возникает несколько различий:

Во-первых, есть разница между «законченным» (ва-техель) и «завершенным» (ва-тишлам). Оба, несомненно, передают одно и то же значение, но, тем не менее, слово «ва-техель» напоминает нам слово «кильон» — как в смысле «кильон нефеш» (нетерпение), так и в отношении установления мишкана и, наконец, пребывания Бога в нем. Их цель – их среда, но также и в смысле физического «кильона» (разрушения), поскольку мишкан – это передвижной шатер и не предназначен для использования в качестве постоянного Храма. Напротив, слово «ва-тишлам» передает оттенок завершения (шлемут) и мира (шалом), особенно потому, что оно касается царя ШЛОМО, как мы увидим ниже.

Таким образом, мы видим разницу между «мишканом-Оэл Моэдом» и «домом Божьим»: это разница между мимолетностью и постоянством.

Существует также разница между «аводой» («вся авода мишкана, Охеля Моэда») и «мелахой» («и вся мелаха была завершена»). Это может быть намеком, который дает начало следующему уроку Шазаля:

«И завершилась вся мелаха» — там не сказано «мелаха», а скорее «вся мелаха» — мелаха [работа] шести дней Творения. «От всей Своей работы, которую создал Господь совершить» (Bereishit 2:3) – здесь не сказано «сделал», а скорее «сделать» – т. е. еще есть работа, которую нужно сделать. Когда пришел Шломо и построил Храм, Святой сказал: «Теперь мелаха неба и земли завершена» — «и вся мелаха завершена». Поэтому его звали Шломо, ибо Бог завершил работу шести дней Творения делом рук Своих…» (Pesikta Rabbati 6).

Создание было завершено.

«And all the melakha was completed» — it does not say «the melakha» but rather «all the melakha» — the melakha [work] of the six days of Creation. «From all His work that the Lord had created to do» (Bereishit 2:3) — it does not say «did» but rather «to do» — i.e., there is still work to do. When Shlomo came along and built the Temple, the Holy One said, «Now the melakha of the heavens and the earth is complete» — «and all the melakha was completed». Therefore he was called Shlomo, for God completed the work of the six days of Creation through the work of his hands…» (Pesikta Rabbati 6)

Чистое серебро и не чистое.

Мы можем сравнить начало афторы с началом главы, которая начинается словами: «Вот отчеты мишкана… все золото… и серебро исчисленных в собрании… и медь». о приношении…»  Глава начинается с подробного описания всех материалов, предоставленных Бней Исраэль, и объяснения того, для чего они использовались, будь то сосуды, охель или священнические одежды. Афтора начинается так: «И принес Шломо святыни Давида, отца своего, серебро и золото и сосуды, которые он положил в сокровищницы дома Божия». То есть он положил их в сокровищницы, но не взял из них ни одного сосуда. (Хотя буквальное толкование, данное Раши, предполагает, что он взял из сосудов, посвященных Давидом, его отцом, и положил то, что осталось, в сокровищницы.) Это объясняется в песикте, цитируемой Раши: «Мидраш агадда учит, что Шломо не хотел ничего отдавать из этого посвященного хранилища на строительство Храма». Для этого приводятся две причины, вторая из которых заключается в том, что «Шломо рассуждал, что во дни его отца был голод целых три года, и Давиду следовало бы использовать часть этого запаса, чтобы накормить бедняков Израиля».

Но Абарбанель понимает причину так: «…ибо как [Бог] не желал, чтобы Давид построил Храм в свое время, потому что он пролил много крови, так Он не мог согласиться, чтобы он был построен на деньги, собранные в войны от щедрости вражеских народов. Шломо, который был человеком мира и который собрал деньги, которые он заработал, миром и честностью, будет тем, кто построит Храм из этих денег, а не из чего-либо другого, ибо «Бог даст силу Своему народу; Бог благословит Свой народ миром» (Tehillim 29:11).

Авторитет Моше и авторитет Шломо

В ашкеназских общинах эта афтора читается даже тогда, когда глава Ваякхель и Пекудей соединены вместе. Намек на парашу Ваякхеля можно найти во втором и третьем стихах афторы: «Тогда Шломо собрал [яхель]… и [они] собрали [ва-йикахалу] к царю Шломо…» Интересное между этими двумя стихами возникает расхождение. Шломо собирает «старейшин Израиля, всех глав колен, глав отцов» (8:1) – он желает собрать РУКОВОДСТВО. Но когда дошел слух о том, что должен быть поднят Ковчег Божьего завета, «все Израильтяне собрались к царю Шломо» (8:2).

Моше собирает всю общину Бней Исраэль до основания мишкана, поскольку от них требуется внести свой вклад — одни рабочей силой, другие материалами. Шломо собирает их после того, как работа уже завершена, чтобы поставить Ковчег внутри Храма. Для того, чтобы построить, Моше нужна вся община, но они не нужны ему для того, чтобы поместить Ковчег внутрь – размещение, которое показывает, что мишкан действительно является «святилищем свидетельства». Это Моше делает один: «И воздвиг Моше мишкан… и внес ковчег в мишкан…» (40:17-21). Шломо же имеет власть командовать строительством, но для того, чтобы поднять Ковчег и поставить его на подобающее место – духовное действие – ему нужны старейшины Израиля.

Нисан и Тишрей

Мишкан открывается в месяце Нисан: «И было в первом месяце второго года, в первый день месяца, воздвигнут мишкан» (40:17). Прошел год с тех пор, как Бог говорил с Моше и Аароном в Египте, повелевая им выполнить первую заповедь им как народу. С другой стороны, Храм открывается в Тишрее, «в месяце Этаним, в праздник, то есть в седьмой месяц» (8:2).

Уместно, чтобы мишкан в пустыне был открыт в месяц, когда народ покинул Египет, месяц, знаменующий начало чудесного года. И вполне уместно, что Храм открывается в Тишрее, месяце Творения, начале естественного года. Ибо Храм – это кульминация стремлений народа, живущего на своей земле и живущего естественной и нормальной жизнью как святой народ.

Ковчег соединяет мишкан и Храм

Ковчег стоит в центре описания в хафторе, как будто весь Храм установлен только для того, чтобы служить местом упокоения Ковчега. Действительно, заключение афторы учит: «»И построил Я дом во имя Бога, Господа Израиля. И поставил там место для ковчега, в котором завет Божий…»

Ковчег – это то, что соединяет Храм на горе Мориа и мишкан в пустыне – или даже гору Синай, поскольку «в Ковчеге не было ничего, кроме двух каменных скрижалей, которые Моше поставил там в Хореве, и которые Бог заключил в качестве договора с Бней Исраэль» (8:9).

Облако в мишкане и в Храме

Облако, наполнившее Храм, выражало славу Божью. Этому мы учимся и в недельной главе , и в афторе.

В главе : «И облако покрыло Охель Моед, и слава Божия наполнила мишкан». (40:34)

В афторе: «И облако наполнило дом Божий… ибо слава Божия наполнила дом Божий». (8:10-11)

Как в главе «Моше не мог войти в Охель Моед, потому что облако покоилось на нем» (40:35), так и в афторе «священники не могли стоять и служить из-за облака» (8:11). ). Это потому, что «Бог сказал, что Он будет обитать во тьме густой» (8:12).

Но между главой и афторой есть большая разница. В главе подчеркивается быстротечность – сразу после стихов, описывающих облако, мы читаем «и когда облако поднимется над мишканом, Бней Исраэль отправится во все свои пути» (40:36). Присутствие Шехины (Божественного присутствия) в этом мишкане было временным, и в любой момент люди могли переехать и затем воздвигнуть мишкан где-нибудь еще. С другой стороны, Храм должен был стать постоянным сооружением: «местом для пребывания Твоего навеки» (8:13).

Завершение Книги изгнания и искупления

Рамбан во введении к книге «Шмот» пишет: «После того, как творение было завершено, началась другая книга… и книга «Вот имена» [Шмот], в которой обсуждается первое изгнание… и искупление от него отделено, ибо изгнание их не окончено до того дня, пока они не вернутся на свое место и не вернутся на уровень своих отцов… Когда они пришли на гору Синай и сделали мишкан, и однажды Святый вновь почило Свое присутствие среди них, тогда они вернулись на уровень своих предков… И тогда они считались искупленными, и потому эта книга заканчивается завершением мишкана и славой Божией, постоянно наполняющей его».

Но на самом деле книга Шмот заканчивается не так. Скорее, оно заканчивается двумя стихами, описывающими путешествия Бней Исраэль, следующими словами: «Ибо облако Божие было над мишканом днем, и огонь был над ним ночью, видимый всему Израилю во всей стране их путешествия». Мы расстаемся с этой книгой, поскольку Бней Исраэль все еще находится на пути к земле обетованной и к полному искуплению.

Когда выкуп завершится? Когда происходит событие, описанное в афторе, — основывается и открывается Храм на горе Мориа в Иерусалиме. Тогда искупление нации завершается, и книга и история изгнания и искупления наконец достигают своего завершения.

https://etzion.org.il/en/tanakh/torah/sefer-shemot/parashat-pekudei/pekudei-conclusion-book-redemption-melakhim-i-751-8-21

Метки: