Перейти к содержимому

Раввин Сам Штерн

Раввин Сам Штерн

Я родился в то время, когда мир лежал в суматохе и беспорядке после 1-й мировой войны. Люди страдали от голода. Я находился в окружении строгого ортодоксального иудаизма и хасидизма. Хотя мы были и бедны тогда, родители отправили нас, мальчиков, в дорогую ортодоксальную религиозную школу. У меня было 3 брата и сестра. Единственной мечтой моего отца было сделать из нас раввинов.

В пять лет я уже ходил в «хедер» ( חדר ), а в семь я уже читал на иврите. В 9 лет я познакомился с Пятикнижием Торы ( חומש ) и комментарием к Библии «Раши», и Талмудом. В возрасте 10-11 лет Талмуд заслонил собой все остальные книги и стал главным учебником на протяжении последующих 10 лет моей жизни. В 13 лет я начал свою независимую религиозную жизнь. Нам говорили, что только до 13 лет мы находимся под властью отцов, и с этого возраста сами несём ответственность за собственные грехи. Когда мне исполнилось тринадцать, меня взяли в синагогу, где отец благодарил Господа за снятие с меня грехов.

Я и «гоим»

Дом моих родителей был очень ортодоксальным. Отец – раввин. Мы ходили молиться в синагогу три раза в день. Мы соблюдали все законы Талмуда, т.к. родители очень хотели, чтобы дети оставались такими же ортодоксами.

Наша семья жила в небольшом городке около Варшавы. 500 еврейских и 800 польских семей проживали там, но они были разделены «четырьмя китайскими стенами»:

1. Одежда: евреи носили чёрные длинные кафтаны и чёрные шляпы «идише хютель»; поляки же носили европейскую одежду. Для еврея считалось большим грехом одеть европейскую одежду.

2. Язык: евреи говорили на идиш, поляки – на польском.

3. Религия: евреи поклонялись в синагогах, используемых также как места встреч и изучения еврейской Библии и Талмуда; поляки на 100% были католиками.

4. Род занятий: евреи в основном были кузнецами, портными, сапожниками и мелкими предпринимателями, владельцами мелких лавочек; поляки же были либо фермерами, либо государственными служащими. Евреям не разрешалось работать в муниципальных и других органах управления, а также на заводах и в сельском хозяйстве.

Существуют ещё тысячи отличий между евреями и поляками – обычаи, образ жизни, поведение, темперамент. Также различались их интересы, надежды и желания. Трудно одним словом выразить всё то, что нас разделяло. Мы были двумя народами, живущими на одной земле под одним чудесным польским небом. Мы ели тот же хлеб и дышали тем же воздухом. Но мы различались, как восток и запад.

Моё первое знакомство с «гоим»

Когда мне было 6 лет, я пошёл погулять за пределы нашего «гетто». Неожиданно нееврейский мальчик бросил в меня камень и закричал: «Еврей, еврей!» Я, ещё ребёнок, не знал, что неевреи ненавидят евреев. Поэтому я испугался и убежал. Я прибежал к маме и всё ей рассказал. «Почему мальчик бросал камень в меня? Почему он называл меня евреем? Я ведь никогда его не видел? Почему он ненавидит меня, которого никогда прежде не видел?»

– Он христианин. А они ненавидят евреев. Если даже он не знает тебя, ты его враг.

– Но почему? – продолжал я спрашивать.

– Он верит тому, чему его учат. Его священник, его учитель, его родители говорят, что нужно ненавидеть евреев. Вот почему он без всякой причины ненавидит тебя. Но вот придёт Мессия, и мы будем головой, а не хвостом. А потом мы отправимся в Эрец Исраэль, и никто не будет преследовать нас.

– А когда же придёт Мессия? – настаивал я.

– Мы не знаем точное время, но Он придёт однажды. И тогда прекратятся наши страдания от рук христиан.

Надежда прихода Мессии сопровождала меня всю жизнь. Она давала мне силы пережить те страдания и унижения со стороны наших соседей-неевреев.

Моё образование

После «бар мицвы» меня отправили учиться в раввинскую школу с тем, чтобы я стал раввином. Я провёл годы с 13 лет до 22-х в различных учебных заведениях, где основным предметом является Талмуд, в котором имеется 60 книг, касающихся повседневной жизни. Основные проблемы в ней: нарушения, праздники, брак и развод, молитвы и сельское хозяйство. Вся книга строится на спорах. Например, что яйцо, снесённое в праздник, является кошерным по словам одного раввина, а по словам другого – нет. И далее разбираются их аргументы. Весь Талмуд пронизан такими аргументами и схоластическими выражениями, мистицизмом, метафизикой и фольклором.

Я, как изучающий Талмуд, должен был знать наизусть имя каждого равви, выразившего ту или иную мысль или мнение по какому-либо аспекту Талмуда. Талмуд был написан 1800 лет назад. С тех пор были написаны тысячи комментариев к нему. Наиболее важные из них, почти такие же важные, как и сам Талмуд: Рамбам, «Рош», Тосафот, Раши – величайший толкователь Талмуда. Мне необходимо было знать все эти различные мнения и выражения.

Поскольку такая учёба занимала всё время, у нас не было возможности на что-либо светское. Я был профан в арифметике, географии и т.д., но в возрасте 22-х лет я уже был «ламдан», то есть человеком, сведущим в Талмуде.

1-го сенятбря 1939 года разразилась Вторая Мировая война. Прошедшим летом я только что получил свой раввинский диплом «Смиха». Я собирался жениться и стать религиозным лидером Израиля, и использовать полученные мною знания с тем, чтобы вести братьев-иудеев путями Талмуда и раввинских традиций.

Альтернативным планом было – эмигрировать куда-нибудь в Латинскую Америку, где была большая потребность в раввинах. Война спутала все мои планы. Моя жизнь была в опасности, как и жизнь моих собратьев в Европе.

Нацисты и поляки

4-го сентября 1939 года немецкие войска вступили в наш городок. Жизнь польских евреев стала непереносимой. Если бы небеса были пергаментом, все люди – писателями, все деревья – ручками, даже тогда невозможно было бы описать то, что творили нацисты в сотрудничестве с поляками над евреями.

В течение шести лет антиеврейской деятельности было убито 6 миллионов евреев, включая 1 миллион детей. Была уничтожена треть всех евреев мира. Поля Европы до сих пор мокры от крови. Да, время от времени совестливая польская семья спасала еврея, но число таких добрых людей было незначительно.

В мае 1945 года война закончилась. Результат: нацистские убийцы разгромлены, Израиль возродился и стал народом, а я — потерял всю семью.

В поисках друга и ответа на вопрос «почему?»

После войны я вышел из концентрационного лагеря с надеждой увидеться и воссоединиться с семьей. Я поместил в газетах объявления. Я ходил по разным учреждениям и пытался выяснить судьбу моих родственников. С великой печалью я узнал, что мои любимые погибли вместе с шестью миллионами евреев – жертв величайшего демона в истории человечества – нацистской идеологии. Я осознал горький факт – я одинок в этом мире – без друга, не принадлежу никому и ничему. Я с трудом осознавал, что я никогда больше не увижу родителей, сестру, братьев, дядьёв. Ныне я был в странном мире одиночества. Я старался найти друга, но никто не мог утолить мою тоску по сердцу матери и любви отца, заменить любовь сестры и преданность брата. Я был разочарован и в отчаянии. Я возвёл глаза к небесам и задал неизменный еврейский вопрос: «почему?» «Почему треть людей Бога была уничтожена? Где был Господь, когда невинное дитя молило о помощи, и нацистский палач поднимал свои кровавые руки? Почему молчал Господь в эти ужасные дни?»

Из лагеря беженцев в США

Поскольку у меня никого не осталось в Польше, я решил поехать в Америку. Я думал, что, может быть, в новой стране я смогу забыть все эти ужасы и начну новую жизнь. Для этого я сначала отправился в западную Германию, оккупированную американской Армией. Я стал членом сионистской группы, задачей которой являлось отправка евреев Польши через Германию и Италию в Израиль или США. В апреле 1946 года я прибыл в лагерь беженцев на границе Австрии и Германии. Я зарегистрировался там в качестве раввина и стал работать. Также редактировал газету лагеря. В 1952 году я прибыл в Род Айленд, США, и стал помощником раввина.

Маловерие и сомнения

Хотя я и работал в качестве учителя Талмуда, большой конфликт назревал в моём сердце. Вопрос: «почему Господь позволил уничтожить 6 миллионов евреев?» не оставлял меня. Я учил тому, в чём я сам не был уверен. Я сказал своим прихожанам: «Если мы хотим существовать и преодолеть наших врагов, мы должны свято соблюдать Шабат». В глубине своего сердца я верил, что 99% жертв фашизма соблюдали Шабат, но это не спасло их от убийства. У меня не было доказательств того, что то, чему я учу, верно. Я потерял свою веру в истории Талмуда, законы и аргументы «за» и «против». Я искал истину, но не мог найти её.

Исповеди недостаточно

Каждый праздник мы, иудеи, ходим в синагогу и молимся Богу, исповедуем наши грехи и просим прощения. Мы говорим: «За грехи наши были мы изгнаны из земли нашей». Исповедь грехов очень важна в молитве. Иудейские молитвенники упоминают различные грехи, которые иудей должен исповедовать в ежедневных молитвах. Самый торжественный день молитв – Йом Киппур. В канун праздника каждый еврей старше 13 лет должен прочитать 45 исповеданий, называемых «Аль Хэт». После этого «Слах Лану» (прости нас / סלח לנו ) читается всей конгрегацией.

Когда я читал эти молитвы, я чувствовал себя несчасным и расстроенным, потому что я знал из Библии, что одной исповеди недостаточно для прощения греха. Я знал, что для прощения греха нужно принести жертву, называемую на иврите «корбан». Об этой жертве говорится в Книге Левит, особенно в 5:17-19.

Я не был уверен, что молитвы на Йом Киппур имеют какое-либо значение пред Господом, потому что я знал, что сразу после исповеди и молитв мы возвращаемся к нашим старым грехам. Мне казалось, что когда мы молимся в синагоге и исповедуем грехи, мы смеёмся над Богом. Мы говорим, произносим покаяние, но в действительности не каемся.

Жажда правды

Я ощущал себя несчастным из-за моего духовного состояния. Я потерял веру в человечество и раввинское учение. Я чувствовал свою ничтожность, когда я, как раввин, учил тому, во что не верю. Я знал, что все изречения, учения, аргументы, споры, мелочные указания о законах, уставах и правилах, шабатах, праздниках, одежде, омовениях, содержащиеся в Талмуде, не имеют никакого значения. Я осознал, что нам нужна более твёрдая духовная истина, в которой мы могли бы существовать как евреи. Что же истина? Каков путь предо мной и нами? Я не знал!

Я смотрел на своих прихожан как пастырь на овец. Я видел, что 2000 лет талмудистских и хасидских поучений не могут спасти дитя от уничтожения. Я знал, что иудеи страдают за свой грех, о чём мы читаем в молитве по праздникам, но не знал, в чём наш грех.

Первое прикосновение к свету

Однажды вечером я прогуливался по Род Айленду. Я просто дышал весенним воздухом и смотрел по сторонам. Возле магазина я заметил молодых людей, раздававших маленькие буклеты. Они заметили моё внимание и сунули мне один из них.

Так как я не мог читать по-английски, то я решил зайти в магазин и посмотреть, чем они торгуют. Зайдя внутрь, я с изумлением обнаружил, что там не торгуют. Я увидел сидящих людей с закрытыми глазами и склоненными головами.

«Что здесь происходит?» – подумал я. Я не знал, что многие христиане молятся таким образом. Это было полностью противоположно иудейской молитве. Я подождал, пока они кончили молитву и открыли глаза. Ко мне подошёл мальчик и заговорил со мной, но я не понял его. Я был в США всего несколько недель и ещё не выучил английский. Я объяснил, что говорю по-немецки, на идиш, и по-польски. С помощью знаков мы договорились, что я приду в следующую среду, когда будет кто-то, знающий немецкий язык.

Любовь

В следующую среду меня ожидали. Некий джентльмен пожал мне руку и сказал по-немецки: «Это миссия для евреев».

– Что за миссия? – поинтересовался я.

– Господь послал нас к евреям сообщить им, что Господь любит их и желает их спасения.

– Что вы имеете в виду под спасением? Как вы можете говорить о любви после того, что произошло с евреями в Европе? – спросил я.

Он улыбнулся и сказал: «Я знаю, что вы чувствуете, но христиане, последователи Христа, любят евреев, и те, кто вредят им, – не христиане. Альфа и омега христианства – любовь к человечеству, включая Израиль. Бог повелел идти нам сначала к евреям».

– Не были ли те, что несли кресты и изображения святых и организовывали погромы, христианами? Не были ли церкви в Польше и на Украине главным источником антисемитизма? Не настраивали ли священники людей против евреев?

Он взглянул на меня и сказал: «Господь учит любить наших врагов. Те, кто не следует этому, не является Его последователем». Затем он дал мне Новый Завет на идише и сказал: «Прочитайте, и вы найдете истинное учение Христа». Я взял Новый Завет, положил в карман и сказал: «Да, сэр, я прочту. Мне, действительно, хочется узнать, что это такое. Я практически ничего не знаю о нём».

В последующие несколько ночей мне было что читать. Каждая строка, каждая буква были откровением для меня, и читал я с огромным интересом. Открыв Евангелие от Матфея, я с удивлением узнал, что Иисус из рода Авраамова и Давидова. Я обратил также внимание на то, что на каждой странице указано «как написано», что означало ссылку на нашу иудейскую Библию. Например, в первой главе я прочёл, что Он родится от девы, потому что написано: «…се, Дева во чреве приимет, и родат Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Исайя 7:14); а во второй главе я прочитал, что он родился в Вифлееме, ибо, как написано: «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле…» (Михея 5:2) Я также прочёл, что Он выйдет из Египта, и написано: «И из Египта вызвал Сына Моего» (Осия 11:1).

Читая таким образом, я замечал на каждой странице ссылки на Ветхий Завет. Мне стало ясно, что Новый Завет является по сути исполнением Ветхого Завета, что наши раввины слишком много внимания уделяют Талмуду и совсем мало – святой Библии. Тогда я стал иудеем, верующим в Библию. Я благодарил Господа за то, что Он привёл меня к той маленькой миссии, и я решил посвятить свою жизнь Мессии.

Моё знакомство с мессианским евреем

Это произошло за несколько недель до Пасхи. Верующие из Род Айленд снабдили меня адресом еврея, верующего в Иисуса и жившего в Нью-Йорке. Я никогда не видел верующего в Христа еврея. Я нашёл его, и он пригласил меня к себе домой. Он приветствовал меня словами «Шалом Алейхем». Мы почитали вместе Новый Завет на идиш, а затем он сказал мне, что написал поэму «Страдающий». И начал читать её, но по сути – это был просто предлог, так как поэма представляла собой изложение 53-й главы Книги пророка Исаии. Он спросил: «О ком эта поэма? Кто страдал за наши грехи? Чьими ранами мы исцелимся?»

Я сказал, что, возможно, это относится к Иисусу Христу. И тогда он сказал: «Я только что прочитал 53-ю главу Исаии, это он писал о Мессии». Представьте моё удивление и шок. Оказывается, я плохо знал эту главу.

На следующий день я показал эту «поэму» знакомому раввину в Нью-Йорке. Он не знал, что Исаия написал эту главу. Я пришел к выводу, что причиной незнания многими раввинами и иудеями Мессии является то, что они просто не знают Библию.

Я решил сделать всё для того, чтобы донести Библию до них. Тем же вечером я вернулся к своему новому другу в Нью-Йорк и сказал ему, что я верю в Библию и в Господа Иисуса Христа. Я преклонил колени и молился о прощении грехов. Я принял Иисуса как моего личного Спасителя. Какая перемена произошла во мне! Я был счастлив. Я почувствовал мир, покой, счастье, которые я никогда ранее не испытывал. Всё моё существо перевернулось, я стал новым человеком.

Господь прощает грех

Я пришёл домой и вновь и вновь перечитывал 53-ю главу Исаии. Читая, я задумался, почему я раньше не знал этой главы. Почему раввины ничего не говорили о ней? Очевидно, что мы не можем считать себя верующими в Библию, если мы отрицаем 53-ю главу Исайи. Читая вновь и вновь, я понял, что это пророчество выражает план Господа о прощении, соединении с Богом и спасении.

Цель

После того, как я был спасён, мне стало недостаточно того, что я познал свет. Я хотел, чтобы весь еврейский народ поверил в Мессию Израиля. И я видел, что это будет нелегко. Те, которые не верили, выступали против проповедования Бога перед моими братьями. Мне были знакомы их предубеждённость против Евангелия и их светское отношение к жизни. Да, зная, что предстоит нелёгкая борьба, я всё же продолжал работу Господа. Он призвал меня на Свою службу, и я был уверен в том, что он поможет мне нести свет тем, кто никогда не слышал правды о Христе, и что Он защитит меня. Огромная сила извне помогала мне – и это был Сам Святый Дух. Этот Дух Святый говорил мне днём и ночью: «Корми своих овец». И я отвечал: «Да, я хочу идти в Дом Израилев, который Господь любит, и поведать им о простом, но надёжном плане Спасения».

Я встретил усталых и несчастных евреев, пребывающих в темноте и ищущих правду, но никто не помогал им. Поэтому я ещё более укрепился в желании нести Евангелие усталым и разбитым сердцам. Иисус сказал: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Матфей 11:28).

Я обращаюсь ко всем раввинам, лидерам еврейского народа, простым людям: «Вернитесь к своим пророкам, к нашему Господу и Его Помазаннику!» «Тогда придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, …как снег убелю; если будут красны, как пурпур, …как волну убелю» (Исаия 1:18).

http://www.shlomo-info.narod.ru/rabbi_testimonies.html#15