Перейти к содержимому

Недельная глава Ки таво

(Когда придёшь)

(Втор. 26:1-29:8)

«1 Когда ты придешь в землю, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней; 2 то возьми начатков всех плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе, и положи в корзину, и пойди на то место, которое Господь Бог твой изберет, чтобы пребывало там имя Его; 3 и приди к священнику, который будет в те дни, и скажи ему: сегодня исповедую пред Господом Богом твоим, что я вошел в ту землю, которую Господь клялся отцам нашим дать нам. 4 Священник возьмет корзину из руки твоей и поставит ее пред жертвенником Господа Бога твоего. 5 Ты же отвечай и скажи пред Господом Богом твоим: отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный; 6 но Египтяне худо поступали с нами, и притесняли нас, и налагали на нас тяжкие работы; 7 и возопили мы к Господу Богу отцов наших, и услышал Господь вопль наш и увидел бедствие наше, труды наши и угнетение наше; 8 и вывел нас Господь из Египта рукою сильною и мышцею простертою, великим ужасом, знамениями и чудесами, 9 и привел нас на место сие, и дал нам землю сию, землю, в которой течет молоко и мед; 10 итак вот, я принес начатки плодов от земли, которую Ты, Господи, дал мне. И поставь это пред Господом Богом твоим, и поклонись пред Господом Богом твоим, 11 и веселись о всех благах, которые Господь Бог твой дал тебе и дому твоему, ты и левит и пришелец, который будет у тебя». (Втор.26:1-11)

В этом отрывке  приводится Законы, описывающие две декларации, которую необходимо произнести каждым евреем — в момент приношения начатков плодов, и декларацией в момент приношения десятин. Данным фактом, как бы подытоживаются основные факты истории еврейского народа и нормы миссии для этого народа. Они  должны произноситься каждым евреем раз в год (начатки плодов) и раз в три года (десятины), чтобы напомнить ему об его историческом происхождении и о вытекающих из него Законах и миссии.

Приношение первых плодов и десятина, призваны выражать исполнение глубокой благодарности евреев за дарованную Богом землю, и за то материальное благополучие, которое она дает. И когда еврей приходит в Храм с дарами земли, то он свидетельствует перед Богом:« отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный…..», и далее коротко свидетельствует о том, как Господь Бог вывел Израиль из Египетского рабства.

Это свидетельство нужно не Богу. Оно нужно каждому конкретному еврею, чтобы он понимал, историю своего возникновения, и какова его миссия в этом мире. А также, чтобы эти знания, он передавал своим детям, и детям детей своих. И так из поколения в поколение.

Вот как описывали очевидцы этот момент:« Все жители городов, принадлежащих к одному округу, ибо весь Израиль был разбит на округа, которые по очереди посылали своих представителей предстоять на Храмовой службе. Обычно собирались в определенном месте, где проводили ночь на открытом воздухе. На рассвете староста возглашал: «Подымайтесь! Взойдем в Сион к Дому нашего Б-га!» Процессию сопровождал оркестр флейтистов. Во главе ее вели молодого быка, чьи рога были позолочены и увенчаны венком из оливковых ветвей; он предназначался для жертвы мирной трапезы. Так они шагали до иерусалимских пригородов. Когда они приходили туда, они посылали в город известить о своем прибытии и затем начинали украшать свои корзины первых плодов. Начальник Храмовой стражи, его помощники и официальные лица Храма выходили им навстречу. Число встречающих должно было соответствовать числу пришедших. Все работники Иерусалима прекращали работу, даже если это была работа, которую они обязались закончить, и приветствовали пришедших словами: «О, братья из такого-то и такого-то места, мир вашему прибытию«. Оркестр флейтистов во главе процессии продолжал играть до тех пор, пока процессия ни достигала Храмовой горы. По прибытии туда каждый, включая царя, брал корзину на плечо, и все двигались по направлению к Храмовой передней. Когда они приходили туда, левиты начинали распевать тридцатый псалом: «Превознесу Тебя, Б-г, ибо Ты поднял меня из глубины и не позволил моим врагам ликовать надо мной» (Псал. 29:2)».

То есть, описывается Законы празднования Шавуота (Пятидесятницы).

«16 В день сей Господь Бог твой завещевает тебе исполнять постановления сии и законы: соблюдай и исполняй их от всего сердца твоего и от всей души твоей. 17 Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом, и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и слушать гласа Его; 18 и Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его, 19 и что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, что ты будешь святым народом у Господа Бога твоего, как Он говорил». (Втор.26:16-19)

Описываемые обязательства Израиля перед Богом и обещание Бога Израилю стало событием мирового значения и запечатлелось в умах всего человечества. Поскольку Бог обещал народу Израиля, что если тот окажется добросовестным стражем Его Закона, место, отведенное ему в мировой истории, будет гораздо выше места всех других созданных Им народов. И все это для того, чтобы появление Израиля на арене мировой истории служило провозглашению и прославлению Его Имени и Его Славе, по всей земле.

Более того, Израиль должен служить Богу, ради Его Имени. При этом, он должен не просто выражать идею существования одного единственного Хозяина в исторических и естественных процессах. Израиль должен принести в мир особую, четко обозначенную концепцию существования и воли этого Единого Бога.

Возвещая на весь мир, что Израиль, как народ Божественного Закона, должен стать орудием просвещения и цивилизации всех народов. Бог дал всем людям понять миссию Израиля и то, чего можно ждать от Израиля. В лице каждого своего представителя, Израиль должен быть святым народом, связанным лишь с тем, что хорошо с нравственной точки зрения и приятно Богу. Таким образом, если бы когда-либо Израиль изменил своему священному призванию, то даже самый юный представитель любого другого народа смог бы напомнить ему о его миссии и его обязательстве.

«1 И заповедал Моше и старейшины [сынов] Израилевых народу, говоря: исполняйте все заповеди, которые заповедую вам ныне. 2 И когда перейдете за Иордан, в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, тогда поставь себе большие камни и обмажь их известью; 3 и напиши на [камнях] сих все слова закона сего, когда перейдешь [Иордан], чтобы вступить в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, в землю, где течет молоко и мед, как говорил тебе Господь Бог отцов твоих. 4 Когда перейдете Иордан, поставьте камни те, как я повелеваю вам сегодня, на горе Гевал, и обмажьте их известью; 5 и устрой там жертвенник Господу Богу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа; 6 из камней цельных устрой жертвенник Господа Бога твоего, и возноси на нем всесожжения Господу Богу твоему, 7 и приноси жертвы мирные, и ешь там, и веселись пред Господом Богом твоим; 8 и напиши на камнях все слова закона сего очень явственно». (Втор.27:1-8)

Лишь благодаря Завету Израиля с Богом, евреи приобретают на вечное пользование Землю Обетования.

И только благодаря исполнению Его воли, которую Он изложил в Торе, они не только будут пользоваться этой землей, но и Бог его будет охранять от всех противников. Вот почему Моше заповедует еврейскому народу, когда он перейдет Иордан «тогда поставь себе большие камни и обмажь их известью; и напиши на [камнях] сих все слова закона сего … на горе Гевал».

За исполнение Законов Торы, отвечают не отдельные члены нации, или общины в лице ее официальных представителей. За нее отвечает вся нация, которая должна функционировать как единое целое. Эта идея выражена тем фактом, что сами люди должны выбрать двенадцать человек, по одному из каждого колена, чтобы воздвигнуть эти камни, с письменами Закона.

На лишенной растительности вершине горы Гевал, а не на пышно зеленеющей горе Горизим, будут поставлены камни Закона. Как бы говоря, что даже самая бедная почва на земле может служить основой для Божественного благословения. Так и невзрачный на первый взгляд Израильский народ, должен был с самого начала понимать, что его миссия заключалась в содействии принесению всему человечеству, духовного и нравственного спасения, и что все человечество обретет это спасение тогда, когда Божественный Закон укоренится в его среде.

И далее Моше говорит:« 11 И заповедал Моше народу в день тот, говоря: 12 сии должны стать на горе Гаризим, чтобы благословлять народ, когда перейдете Иордан: Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Иосиф и Вениамин; 13 а сии должны стать на горе Гевал, чтобы [произносить] проклятие: Рувим, Гад, Асир, Завулон, Дан и Неффалим. 14 Левиты возгласят и скажут всем Израильтянам громким голосом: 15 проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь. 16 Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь. 17 Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь. 18 Проклят, кто слепого сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь. 19 Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь. 20 Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край [одежды] отца своего! И весь народ скажет: аминь. 21 Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом! И весь народ скажет: аминь. 22 Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей! И весь народ скажет: аминь. 23 Проклят, кто ляжет с тещею своею! И весь народ скажет: аминь. 24 Проклят, кто тайно убивает ближнего своего! И весь народ скажет: аминь. 25 Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу [и пролить] кровь невинную! И весь народ скажет: аминь. 26 Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь».(Втор.27:11-26)

И так, евреи, которые готовы рассеяться по завоеванной ими Земле Обетования, и которых Бог назначил быть хранителями Закона, должны взять с собой в свои новые дома, сознание повсеместного присутствия Божественной власти. Для этого Господь Бог повелевает Израилю, во всеуслышание произнести благословение и проклятие, и запечатлеть это в своих сердцах.

Надо заметить, что декларирование благословений и проклятий идет в зеркальном порядке. То есть, если говорится «Благословен человек, который не делает изваяния или литого кумира», то следующим провозглашением будет «Проклят человек, который сделает изваяние или литого кумира».

Другая особенность провозглашения проклятия, заключается в том, что беззаконие, как правило, делается тайно, потому при провозглашения проклятий, все присутствующие при этом евреи, соглашаются с тем, что за нарушение Закона, человек подпадает под проклятие Бога. Таким образом, Божье проклятье поразит именно тех, кто под личиной внешней респектабельности, творит мерзости в личной, и в общественной жизни. Независимо от того, знает ли человек о соделанном грехе или нет.

Это важно помнить, поскольку даже беззаконие одного человека, задерживает процветание и успех, его окружения. Так как он наносит удар своему ближнему, и тот не знает об этом, или не догадывается, откуда наносится этот удар. Это удар, наносимый злым языком, который неподсуден земному суду, но который подрывает счастье, покой и личное достоинство человека.

В приведенном выше отрывке, мы видим, что упоминаются лишь проклятья. В действительности им предшествовали благословения тем, кто не совершал грехов. Таким образом, обещания благословений, относятся даже к тому, кто только лишь воздерживается от поступков, запрещаемых Законом. Тем самым, подтверждается перспектива, что получить благословение гораздо больше, чем шансы быть проклятыми. Поскольку для получения благословений, достаточно лишь воздерживаться от поступков, приносящих проклятия.

«1 Если ты, когда перейдете [за Иордан], будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; 2 и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. ………….. 13 Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять, 14 и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни налево, чтобы пойти вслед иных богов [и] служить им». (Втор.28:1-14)

Израилю, как хранителю Божьего Закона, было велено сразу же после вступления в Землю разделит ее между коленами. То есть, в задачу Израиля, входило не только овладение Землей Обетования,  но и её освящение,  чтобы дать понять представителям иных народов, о величие Единого Бога, и Его воле, по отношению ко всему Его творению. Поэтому, в настоящей главе Моше описывает будущее Израиля, ЕСЛИ народ будет соблюдать Закон. И перечисляет все те благословения, которые Израиль в целом может ожидать, если останется верным Закону. Но, с другой стороны, ЕСЛИ еврейский народ, отойдет от исполнения Божьей воли, то на него падет проклятье.

Нечто похожее на одобрения и предостережения касательно национального будущего уже делалось в завершении книги Левит, глава 26. Разница состоит лишь в том, что в книге Левит, речь идет о нации в целом, а в данном случае, Тора рассматривает будущую судьбу персонально каждого еврея. Чтобы каждый представитель этого народа ясно понял, как повлияют лично на посланные Богом народу благословения или проклятия. Таким образом, на каждого представителя народа налагается обязанность не только принять и соблюдать Закон самому, но и активно способствовать более широкому соблюдению его современниками.

Эту коллективную ответственность, каждого представителя народа, обеспечивает свое личное благополучие, и что, наоборот, безразличием к проявлениям отступничества среди своих братьев он способствует своей гибели.

Бог желает сделать Израиль святым народом, который сторонится всего низменного и пошлого; народом, делающим лишь то, что нравственно совершенно; образцовым народом, чтобы все другие народы могли видеть, что Имя Бога наречено на них. И тем самым, пусть все народы мира видят, что на самом деле значит быть «Божьим народом», что значит, когда весь народ, все его представители, великие и малые, полностью подчиняют воле Бога свое существование и свои стремления, как личные, так и общественные. Собственно в этом и заключается священническая миссия Израиля — через свое практическое хождение пред Богом, показать другим народам и нациям путь освящения в Господе Боге.

«15 Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. 16 Проклят ты [будешь] …………….. 64 И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. 65 Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души; 66 жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей; 67 от трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: «о, если бы пришел вечер!», а вечером скажешь: «о, если бы наступило утро!» 68 и возвратит тебя Господь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: «ты более не увидишь его»; и там будете продаваться врагам вашим в рабов и в рабынь, и не будет покупающего». (Втор.28:15-68)

Те Божественные благословения, которые принесут радость тем, кто верен своему долгу, станут сразу же очевидны, во-первых, в процветании детей и всего живого, а затем в изобилии урожая, который сделает возможной такую цветущую жизнь. Как написано «благословен будет плод твоего чрева», а уж затем «благословенна будет твоя корзина и твоя квашня».

Но вот обратное проклятие будет, если бедствие поразит народ за отступление от Закона, не сразу. Сначала оно будет ощутимо, как предупреждение, в «твоей корзине и твоей квашне». И лишь после этого оно поразит «плод твоего чрева».

А также не следует исключать и то, что беспокойство и чувство вины, которые овладеют народом, усугубятся  воздействие эпидемий до такой степени, когда болезнь станет опустошительной.

Что касается «и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камня», то это значит, что Израиль будет порабощен теми языческими народами, богам которым он станет  поклоняться. Отойдя от служения Единому Богу, он должен почувствовать воздействие того заблуждения и той испорченности, под которые попадут сердца и умы людей, если они позволят языческим идеям повлиять на их мысли и чувства, на их позицию и поступки.

В конечном итоге, одна мысль должна была удержать народ от неподчинения Закону, вверенному ему в этом Писании — это его слова Богу «сохраним и исполним», относительно Закона Бога, который Израиль провозгласил под Синаем, когда заключал коллективный Договор с Единым Богом. И когда Бог в ответ на это провозгласил «вы будете у меня народом священническим». В силу этих двух актов, Единый Бог, от Чьей воли зависит каждый момент будущего существования вселенной и любого существа в ней, обязался руководить своими действиями и направлять свою судьбу подобным образом.

Вот почему Бог вправе ожидать от Израиля полного подчинения. А в случае невыполнения этих обещаний, Он будет наводить страх на тех, кто попытается противостоять Ему.

Но, и в изгнании, если таковое будет, Бог и там найдет способ прославить свое Имя среди тех народов, где он рассеет Израиль. А прославит тем, что они — евреи — сами того возможно не замечая, будут исполнять Его Законы, и через это язычники узнают о Едином Боге в этом мире, и Его воле, относительно всего человечества. Показательно в этом плане для нас книга Эстер, где в финале повествования этой книги, множество язычником обратились в иудаизм.

Но это будет в будущем, а пока Бог, через Моше предупреждает Израиль, что его ждет в случае исполнения Его воли, и что его ждет, в случае отвержения Закона от Бога.

«1 Вот слова завета, который Господь повелел Моше поставить с сынами Израилевыми в земле Моавитской, кроме завета, который Господь поставил с ними на Хориве. 2 И созвал Моше всех [сынов] Израилевых и сказал им: вы видели все, что сделал Господь пред глазами вашими в земле Египетской с фараоном и всеми рабами его и всею землею его; 3 те великие казни, которые видели глаза твои, и те великие знамения и чудеса; 4 но до сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать. 5 Сорок лет водил вас по пустыне, и одежды ваши на вас не обветшали, и обувь твоя не обветшала на ноге твоей; 6 хлеба вы не ели и вина и сикера не пили, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш. 7 И когда пришли вы на место сие, выступил против нас Сигон, царь Есевонский, и Ог, царь Васанский, чтобы сразиться [с нами], и мы поразили их; 8 и взяли землю их и отдали ее в удел [колену] Рувимову и Гадову и половине колена Манассиина».(Втор.29:1-8)

Прежде чем продолжить описание благословений и проклятий, Моше воззвал ко всему Израилю, чтобы тот всегда хранил в своей памяти то, чему они были свидетелями не только сорокалетнему путешествию по пустыне. Так как среди нынешнего поколения, готовящегося вступить на Землю, все еще было определенное число очевидцев освобождения из Египта. Кроме всего колена Леви и женщин, к которым не относилось постановление о смерти в пустыне, имелись и мужчины в возрасте от сорока до шестидесяти лет, которые вышли из Египта. Таким образом, даже среди этого нового поколения, стоящего перед Моше, было большое число живых свидетелей Исхода, и Моше был абсолютно прав, начиная свое обращение словами «Вы видели …».

Именно в свете этих событий евреи должны рассматривать «слова этого Завета», содержание этого выбора между процветанием и гибелью, которые Моше сообщил им. И этот выбор всецело зависит от поведения общества Израилева. После всех этих испытаний, они должны знать, что ни одно слово этого Завета не останется неисполненным. Поэтому и сказано «тщательно соблюдайте…».

Если будете знать все это, то никогда не упустите из виду слова этого Завета и будете использовать их как руководство во всех своих деяниях, «дабы вы преуспели во всем, что будете делать». В этом залог будущего процветания, как лично каждого еврея, так и всего общества Израилева.