Перейти к содержимому

Недельная глава Рье

(Смотри)

(Втор. 11:26-16:17)

«26 Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: 27 благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, 28 а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете. 29 Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал: 30 вот они за Иорданом, по дороге к захождению солнца, в земле Хананеев, живущих на равнине, против Галгала, близ дубравы Море. 31 Ибо вы переходите Иордан, чтобы пойти овладеть землею, которую Господь, Бог ваш, дает вам, и овладеете ею и будете жить на ней. 32 Итак старайтесь соблюдать все постановления и законы [Его], которые предлагаю я вам сегодня».(Втор.11:26-32)

Вообще-то начало 26 стиха, в оригинале читается вот так «Смотри! Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие». В данном контексте, слово «Смотри!» помечает конец вводного обзора и переход к конкретным Законам, который предназначен для поколения, которое готовится овладеть Землей Обетования. То есть, что вы, при помощи Закона, переданного вам через Моше, Бог полностью отдал в ваши руки выбор между благословенным или проклятием в будущем. И это убеждение не должно строиться на «вере», преподанной тем или иным человеком, а на основе того Учения, что Бог дал своему народу через Моше. При этом, соблюдение Заповедей от Бога, уже само по себе является частью благословения. И начинает материализовываться уже в самом акте послушания Его Слову.

Что касается проклятия, то оно наступает, когда человек утрачивает всякую связь с Тем, Кто дает дыхание жизни. Каждый шаг в сторону от Закона – это шаг к  идолопоклонству.  И это не обязательно принимать иного бога, точнее идола. Это значит, когда в сердце человека, вместо Единого Бога, появляется иная сущность, которая полностью  привязывает к себе человека – финансы, положение в обществе, удовлетворение своих физических похотей, и так далее.

Но, почему Бог, чтобы озвучить благословения и проклятия, избрал именно эти две горы? Горы Гаризим и Гевал составляют, одну и ту же часть горной цепи Ефраима. Но вот физический контраст между ними ошеломляющий. Гора Гаризим, расположенная к югу от долины Сихем, зелена и плодородна, ее склоны поднимаются пологими террасами. Что касается горы Гевал, то она расположена северней, крута и гола:

Эти две расположенные рядом горы дают самый потрясающий, поучительный и отчетливый образ благословения и проклятия. Обе они вырастают из одной и той же почвы, обе получают одни и те же осадки – дождь и росу. Одни и те же воздушные потоки проносятся над ними; одна и та же пыльца опыляет их. И тем не менее Гевал остается абсолютно бесплодной, тогда как Гаризим покрыта до самой вершины буйной растительностью.

Тем самым, как бы показывают, что благословения и проклятия зависят не от внешних обстоятельств, а от того, как мы реагируем на эти обстоятельства. Следовательно, благословенны мы или прокляты зависит не от навязанных нам внешних условий, а от того, как мы справляемся с ними – от нашего отношения к тому, что должно принести нам благословения. И Бог, через это напоминает Израилю, что перейдя через Иордан, их последующая судьба, будет исключительно зависит от их личного выбора – быть под благословением, или под проклятием.

«10 Но когда перейдете Иордан и поселитесь на земле, которую Господь, Бог ваш, дает вам в удел, и когда Он успокоит вас от всех врагов ваших, окружающих [вас], и будете жить безопасно, 11 тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите все, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу; 12 и веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ ваших, ибо нет ему части и удела с вами. 13 Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; 14 но на том только месте, которое изберет Господь, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе. 15 Впрочем, когда только пожелает душа твоя, можешь заколать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих: нечистый и чистый могут есть сие, как серну и как оленя; 16 только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду». (Втор.12:10-16)

Слова «когда перейдете Иордан и поселитесь на земле», означают, что когда Израиль завоюет земли Ханаанские, и разделит между всеми еврейскими семьями, и каждый будет знать свой удел и территорию своего колена, тогда уже персонально каждый будет нести ответственность за то, как он исполняет волю Творца.

Что же касается поклонению Богу, в плане жертвоприношений, то место, где можно будет проводить этот ритуал, Бог укажет в будущем. Любое другое место принесение жертв, будет считаться идолопоклонством. Хотя в истории Израиля был определенный временной отрезок, когда Израилю разрешалось приносить жертвоприношения и в других местах. Это было связано с тем, что сам Мишкан, и его внутреннее содержимое (Менора, стол приношения, жертвенник воскурения, Ковчег Завета), иногда находились в различных местах их пребывания. Это соответствовало периоду Судей, и начального периода царей Израилевых. Но после того, как был воздвигнут Первый Храм, и до сего дня, единственным местом приношения Богу, стал и остается Иерусалим. Точнее гора Мориа.

Что же касается забоя скота для пропитания, то это можно было делать в любое удобное время. Единственным условием будет «только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду».

«28 Слушай и исполняй все слова сии, которые заповедую тебе, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя во век, если будешь делать доброе и угодное пред очами Господа, Бога твоего. 29 Когда Господь, Бог твой, истребит от лица твоего народы, к которым ты идешь, чтобы взять их во владение, и ты, взяв их, поселишься в земле их; 30 тогда берегись, чтобы ты не попал в сеть, последуя им, по истреблении их от лица твоего, и не искал богов их, говоря: «как служили народы сии богам своим, так буду и я делать»; 31 не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим. 32 Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того».(Втор.12:28-32)

Растление человека, и блуд физический, как правило, является продолжением блуда духовного. Вот почему Господь Бог, раз за разом предупреждает свой народ:« берегись, чтобы ты не попал в сеть, последуя им, по истреблении их от лица твоего, и не искал богов их, говоря: «как служили народы сии богам своим, так буду и я делать»». Устранение всяческих следов признаков языческого поклонения из страны, которой Израиль готов овладеть — эта тема составляет как содержание данной главы, так и многих страниц Торы. Поэтому Бог и предупреждает «не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим»

Не только запрещается исполнять все эти языческие обряды и поклонение их богам, но считается преступлением исполнять эти ритуалы перед Богом. Так как дух поклонения язычников их богам диаметрально противоположен тому, что приятно Единому Богу. Не говоря уже о том, что Единый Бог отрицает всех иных богов.

Да и место возведения будущего Храма, должно совпасть с той точкой на земле, которую избрал Бог, чтобы место служения Ему не было похоже на капища многочисленных божеств, которые идолопоклонники воздвигают в любом месте по своему собственному желанию. Точно так же и правила принесения жертв должны быть определены и конкретизированы вплоть до самых незначительных, на первый взгляд, деталей.  Все это Бог заповедовал Израилю, чтобы оградить свой народ, от скатывания в язычество.

«1 Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, 2 и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», — 3 то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; 4 Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; 5 а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и [так] истреби зло из среды себя». (Втор.13:1-5)

Отрывок, который как в те времена, так и сегодня особенно актуальный. Дело в том, что в пророки Бог призывает не всех подряд, а только тех, кто на основании Слова Бога, может отличить, откуда идет источник пророчества. То есть, истинный пророк должен знать Писание, «как свои пять пальцев». И тогда он сможет отличить обычный сон, или видение, от того сна, который ниспослан свыше. А человек, который лишь поверхностно знаком со Словом Бога, может ошибиться и принять свое сновидение за пророческое.

Кроме этого, иногда желание возвеличиться, может привести к тому, что он начнет рассказывать людям увиденное им во сне, и утверждать, что Всевышний послал его с определенным поручением, и требовать от слушателей повиноваться ему.

Практически такая же характеристика относится и к чудотворцам.Поскольку, ни чудо, ни предсказание будущего, не могут служить доказательством правильности слов того или иного человека, утверждающего, что он пророк Всевышнего.Тем более, если он призывает нарушить, или «слегка» отойти об Закона от Бога.

И вот тут, на первый план выступает главный дар от Бога – человеческий разум. Именно благодаря ему, точнее возможности размышлять и анализировать, человек, путем сопоставления высказываний лжепророка и Учения Бога, может обнаружить его – лжепророка – прокол.

Но, для этого, надо постоянно тренировать свой мыслительный процесс, путем постоянного обновления своих знаний. Только имея такую практику, и через это наработанный багаж библейских знаний, можно доверять своему  разуму, дабы опровергнуть как свои собственные заблуждения, так и те, кто старается использовать Бога, для решения своих, узкоэгоистических запросов. Или как писал Павел:« 16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». (1Тим.4:16) Подобным образом отвержения, надо поступать и с близкими родственниками, и друзьями, если они «будут уговаривать тебя тайно … говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои«».

Но, тогда почему Господь Бог допускает, что в мире появляются подобные «персонажи», которые стараются увести человека от Бога? Как ответил сам Бог:« ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей». Вот и весь ответ на этот вопрос!

Если же появится целое сообщество, которое будет увлекать Израиль к иным богам, то:«12 Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства, 13 что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали», — 14 то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя, 15 порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его [порази] острием меча; 16 всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его; 17 ничто из заклятого да не прилипнет к руке твоей, дабы укротил Господь ярость гнева Своего, и дал тебе милость и помиловал тебя, и размножил тебя, как клялся отцам твоим, 18 если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, соблюдая все заповеди Его, которые ныне заповедую тебе, делая угодное пред очами Господа, Бога твоего».

Пятнадцатая же глава, в основном уделяет внимание чистой и не чистой пище:« 4 Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, 5 олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. 6 Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте; 7 только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас; 8 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь. 9 Из всех [животных], которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья и чешуя; 10 а всех тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас. 11 Всякую птицу чистую ешьте; 12 но сих не должно вам есть из них: орла, грифа и морского орла, 13 и коршуна, и сокола, и кречета с породою их, 14 и всякого ворона с породою его, 15 и страуса, и совы, и чайки, и ястреба с породою его, 16 и филина, и ибиса, и лебедя, 17 и пеликана, и сипа, и рыболова, 18 и цапли, и зуя с породою его, и удода, и нетопыря. 19 Все крылатые пресмыкающиеся нечисты для вас, не ешьте [их]. 20 Всякую птицу чистую ешьте. 21 Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу, который [случится] в жилищах твоих, отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему, ибо ты народ святой у Господа Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его».(Втор.14:4-21)

Законы  о чистой или не чистой пище, преследуют две цели. Говоря простым языком, то народ Израиля должен быть свят, дабы иметь тесные отношения с Всевышним Богом. А там где есть святость, ничего нечистого не должно быть. Как снаружи, так и внутри человека.

Что касается внутреннего содержания человека, то пища является одним их показателей, насколько человек старается очистить тот внутренний свой Храм от того, что не славит Имя Бога. Кроме этого, придерживаясь кошерного (чистого) питания, человек показывает, насколько он истинно верует Тому, Кто этот Закон дал людям.

Ну, а перечисления тех животных и птиц, и рыб, которых можно употреблять в пищу, то Тора подробно привела их список.

Что касается Заповеди: «Не вари козленка в молоке матери его», то тут мнение комментаторов относительно смысла этой Заповеди расходятся. Но, при этом, большинство комментаторов сходятся в том, что молоко, как продукт питания предназначен к жизни, как животных, так и человека. А вот мясо, хотя оно тоже относится к продуктам питания, но тем не менее, оно является следствием пролития крови животного. Поэтому приготовление мяса в молоке, порождает в человеке элемент жестокости и огрубляет его сердце.

«22 Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля [твоего] каждогодно, 23 и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там; десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни. 24 Если же длинна будет для тебя дорога, так что ты не можешь нести сего, потому что далеко от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтоб положить там имя Свое, и Господь, Бог твой, благословил тебя, 25 то променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою и приходи на место, которое изберет Господь, Бог твой; 26 и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое. 27 И левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет ему части и удела с тобою. 28 По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади [сие] в жилищах твоих; 29 и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать». (Втор.14:22-29)

Излагаемый закон о второй десятине тесно связан с целью поднять физическое наслаждение пищей до уровня священного долга, исполняемого на службе Богу. Иначе говоря, «принятие пищи в присутствии Бога», фактически Тора мобилизует каждый аспект человеческой природы для целей облагораживания человека и считает освящение физических аспектов жизни первейшим и необходимым условием приближения человека к Богу. Человеку разрешено есть только ту пищу, которая не будет нарушать его духовную и физическую чистоту. Поскольку человек призван во всем возвыситься над животным.

Но какая связь между чистой пищей, и десятиной? Дело в том, что Закон о десятине, тесно связан с этой же целью. Как и сказано:«… дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни…». Три цели, которым способствуют этому:                  

— первая десятина левитам;               

— вторая десятина, которую отделивший ее должен съесть в Иерусалимском Храме;               

— третья десятина отдать бедным;

Все это соответствуют целям, которым можно и должно назвать «служение всеми материальными средствами». Но кроме всего прочего, надо помнить, что по Закону Торы, отделению десятины подлежат лишь зерновые, вино нового урожая и оливковое масло, и то лишь в случае, если они предназначены для личного употребления. Надо помнить, что цель трех десятин состоит именно в том, чтобы дать человеку понимание, что он должен посвятить все свои средства, для исполнения Его воли.

Человек не имеет права пользоваться десятой частью урожая, отделенной для бедных, если он обладает состоянием, достаточным для того, чтобы прокормить себя и семью в ближайшее время. Если же он не может обеспечить пропитанием себя и свою семью, то имеет право взять отложенную десятую часть, отделенную для бедных, в пользование своей семье, поскольку сам подпадает под определение «неимущий».

Главная цель этого Закона о десятине, научить хозяина плодов, что Всевышний дает благословение только тем, кто не забывает помогать нуждающимся. Эгоист, не думающий об окружающих людях, некоторые из которых нуждаются в помощи, не достоин благословения, даже если он на словах возносит хвалу Всевышнему и благодарит Его.

«1 В седьмой год делай прощение. 2 Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил [долг] и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа. 3 с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости».  (Втор.15:1-3)

Забота о благосостоянии нуждающегося соседа рассматривалась как непосредственный результат наслаждения землевладельца его собственным урожаем перед Богом. Поэтому Бог учил Израиль не радоваться личному счастью перед Богом, ЕСЛИ  он не сделал сначала всего того, что в его силах, для практической помощи своему менее удачливому брату. Эта мысль до конца делает понятной этого Закона об освобождении от долгов и о финансовой помощи, в которых нуждаются менее удачливые братья.

 «1 Наблюдай месяц Авив, и совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью. 2 И заколай Пасху Господу, Богу твоему, из мелкого и крупного скота на месте, которое изберет Господь, чтобы пребывало там имя Его. 3 Не ешь с нею квасного; семь дней ешь с нею опресноки, хлебы бедствия, ибо ты с поспешностью вышел из земли Египетской, дабы ты помнил день исшествия своего из земли Египетской во все дни жизни твоей; 4 не должно находиться у тебя ничто квасное во всем уделе твоем в продолжение семи дней, и из мяса, которое ты принес в жертву вечером в первый день, ничто не должно оставаться до утра. 5 Не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; 6 но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, заколай Пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в которое ты вышел из Египта; 7 и испеки и съешь на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, а на другой день можешь возвратиться и войти в шатры твои».  (Втор.16:1-7)

Начинающаяся 16 глава книги Второзакония, имеет дело с установленными праздничными периодами, которые мы ранее уже обсуждали. Поэтому Моше, для вступающего в Землю поколения, повторяются лишь те праздники, которые могут обрести свое подлинное значение лишь в Земле Обетования – Песах, Шавуот, и Суккот. Эти три праздника являются паломническими праздниками, значение которых в полной мере определится лишь после того, как народ расселится по Земле Обетования, и будет построен Храм.

А начинается этот раздел, об одном из самых главных библейских праздников о Песахе. Этот праздник, посвящен появлению на исторической арене Израиля, и должен отмечаться тогда, когда возрождается природы – то есть весной. В четырнадцатый день Нисана, евреи должны праздновать Песах, совершением пасхального жертвоприношения, в память о историческом моменте, когда Бог избавил их от Египетского рабства. В тот момент, Бог отвел от Израиля все опасности, наградив их жизнью и свободой, уведя их из Египетского рабства.

Этот день приходиться на начало весны, когда природа пробуждается вновь. Тогда сердце человека наполняется осознанием Единой Силы, от Которой зависит исполнение всех человеческих надежд. Более подробно сценарий этого праздника, описан в книге Исход, в 12 главе.

«9 Семь седмиц отсчитай себе; начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве; 10 тогда совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой; 11 и веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя, на месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его; 12 помни, что ты был рабом в Египте, и соблюдай и исполняй постановления сии».  (Втор.16:9-12)

Если исходить из этого отрывка, то этот праздник носит больше сельскохозяйственный характер. Поэтому Бог, через Моше, и говорит Израилю «тогда совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой».

Исход из Египта сделал евреев свободными как личности, когда Бог даровал им свободу от Египетского рабства. Более того, Он привел их  к исполнению обетования, которое Он дал их праотцам — дарование Земли Обетования.

Но есть еще один аспект этого праздника – в этот день Бог даровал Израилю Тору у горы Синай. И по Учению, по которому теперь должен жить весь народ Израилев. Кроме этого, эта Тора должна распространиться на всех жителей земли. Поскольку без Закона, личная свобода превращается в анархию. Подлинная свобода может существовать лишь там, где есть Закон.

Что касается Израиля, то он получил личную свободу с условием, чтобы стать слугой Закона. Стать свободными внутренне — это требует постоянного усилия, дабы освободится от всего рабского наследия безбожной жизни. В чем и состоит задача того, кто принял Тору Бога, и готов нести служение, во Имя Его.

Кроме этого, этот праздник, для нас, последователей Мессии Иешуа, является датой зарождение Его общины:«1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать…».  (Деян.2:1-4)

«13 Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего; 14 и веселись в праздник твой ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих; 15 семь дней празднуй Господу, Богу твоему, на месте, которое изберет Господь, Бог твой; ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться».  (Втор.16:13-15)

Этот праздник, как и все другие, мы обсуждали, когда рассматривали книгу Исход (Исх. 34), и книгу Левит (Лев. 23). Поэтому здесь мы просто дадим этому празднику лишь короткий комментарий.

Это праздник носит ярко выраженный Мессианский контекст, поскольку из всех библейских праздников, Суккот единственный праздник, который перейдет в вечность, как об этом и сказано у пророка«16 И будет каждый оставшийся из всех народов тех, приходивших на Йерушалаим, подниматься из года в год, чтобы поклониться Царю, Господу Ц-ваоту, и праздновать праздник суккот. 17 И будет: то из племен земли, которое не поднимется в Йерушалаим, чтобы поклониться Царю, Господу Ц-ваоту, — не будет над ними дождя. 18 И если племя египетское не поднимется и не придет, то не будет у них (разлива Нилуса); будет поражение, которым поразит Господь народы, которые не взойдут праздновать праздник суккот. 19 Это будет наказание Египту и наказание всем народам, которые не взойдут праздновать праздник суккот». (Зах.14:16-19)

Но почему именно этот праздник перейдет в вечность? Все дело в том, что он празднуется в то время, когда собран весь урожай года, и в домах практически каждого еврея, наступает изобилие и достаток. И именно в это время, Бог как бы говорит еврею:«А теперь выйди из своего крепкого дома, и живи в шалаше, уповая только на Меня, чтобы никакой дождь, ветер, или еще что, не могли доставить тебе неудобства, во время пребывания в сукке». Ибо источник изобилия и радости, надо искать единственно в благословении Бога.

«16 Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и [никто] не должен являться пред лице Господа с пустыми [руками], 17 но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе».  (Втор.16:16,17)

И так, трижды в году каждый мужчина, от двадцати лет и старше, принадлежащий к еврейскому народу, должен выйти из своего уединения и ощутить себя находящимся в непосредственном присутствии Единого Бога. Но он не должно явиться пред Господом с пустыми руками. А по щедроте души своей, должен приносить Ему в дар все самое лучшее, что Бог даровал ему, в его земле. Зная, что этот дар достанется сироте, вдове и пришельцу.