Недельная глава Ноах
(Быт. 6:9-11:32)
В данной недельной главе «Ноах», Тора рассказывает нам о потопе, погубившем все живое на земле.
А за что же человечество постигло такое наказание? И что изменилось в жизни человечества на земле, после потопа? Отвечая на эти и другие вопросы, мы начнем повествования этой недельной главы с самого начала:«9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. 10 Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета». (Быт.6:9,10)
В прошлой недельной главе, Тора сообщила на, что «Ной же обрел благодать пред очами Господа». Поскольку в то время, это был единственный человек, который не только сам, но и семью содержал так, что растление рода человеческого не коснулось ни его, ни его сыновей. Вот по какой причине, Бог избрал его, как будущее начало нового рода человечества.
А что же было с тем поколением? Как говорит Тора: «11 Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. 12 И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле». (Быт.6:11,12) То есть грех, произведенный Адамо и Евой, возрос многократно, и привел к растлению не только людей, но и все живое на планете.
Естественно, что это получилось не одномоментно. Сначала начали давать имя Бога различным материальным объектам, потом природным явлениям, затем тем или иным животным. Именно об этом говорится в:«26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа». (Быт.4:26) Но это несколько некорректный перевод, поэтому давайте вновь обратися к другоу переводу:«26 У Шэйта (Сифа) также родился сын, и он нарек ему имя Энош; тогда начали называть именем Господа». Кого стали называть именем Бога? Материальные предметы, придавая им такие характеристики, которые считали нужными. А Имя Единого Бога, было постепенно преданно забвению.
Кстати, и те Законы, которые Бог даровал людям, игнорировались, о чем говорит вот этот момент:«1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал». (Быт.6:1,2) Этот перевод не дает понимания полной картины, что происходило на самом деле, поэтому обратимся к иному переводу:«1 И было, когда люди начали умножаться на земле, и дочери родились у них, 2 И увидели сыны великих дочерей человеческих, что красивы они, и брали себе жен, каких выбирали». «Сыны великих» — это сыновья, или потомки князей, царей, судей, и иных людей, которые обладали реальной властью. Именно они, пренебрегая элементарной моралью, силой брали себе в жены женщин, невзирая на то, согласны они или нет, замужем или нет. Что ввергало общество хаос взаимоотношений. Уже не говоря о том, что на этом фоне расцвели сексуальные извращения, как среди мужчин, так и среди женщин. И как говорят древние толкователи, и среди зверей начались смешения родов.
Вот почему Бог пришел к этому выводу:« И сказал Господь: истреблю человека, которого Я сотворил, с лица земли, от человека до скота, до гадов и до птиц небесных, ибо Я раскаялся, что создал их».
Этому растлению способствовало и то, что несмотря на проклятие Бога:« Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя», тем не менее благодатный климат допотопной земли, позволял снимать несколько урожаев в течении года. Люди жили не зная, что такое голод, тяжелый труд, мучительные болезни… Плодородная земля была щедра к ним, и они, что называется, стали «с жиру беситься». Что способствовало появлению излишества во всем – в пище, в удовлетворении своих похотей, и как следствие в отходе от Божьих принципов. Как говорит Тора:«И растлилась земля пред Богом, и наполнилась земля злодеянием». (Быт.6:11)
И настал конец терпению Бога:« 13 И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. 14 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи». (Быт.6:13,14) Время на построение ковчега было отведено 120.
Естественно, что когда Ной и его сыновья строили это диковинное плавательное средство, то оно не было для окружающих тайной. И видимо задавали им вопросы «зачем и почему». А получив ответ, вероятней всего, давали соответствующую характеристику умственному состоянию Ноя. Какую — думаю, что не трудно догадаться. Для них, окружающих Ноя людей, само известие о потопе, да и Ноево сооружение плавательного сооружения, говорило им, что с Ноем не все в порядке. Но Ной не обращал на это внимание, и спешил завершить начатое дело.
И вот, как и предсказывал Бог, в назначенное Им время начался потоп:« 1 И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; 2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; 3 также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли, 4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. 5 Ной сделал все, что Господь повелел ему. 6 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю».(Быт.7:1-6)
И как результат:«19 И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; 20 на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы. 21 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; 22 все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло».(Быт.7:19-22) Не коснулось губительное действие наводнения, только животный мир в воде, как об этом и говорится в Торе:«все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло».
А какое время продолжался потоп? Смотрим в Торе:« 13 Шестьсот первого года к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли. 14 И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла». (Быт.8:13,14) Зная дату начала потопа и конца, мы приходим к выводу, что потоп, в общей сложности продолжался чуть больше одного года. Но тут напрашивается вопрос:«А чем же тогда питалась семья Ноя, и все животные, которые находились в ковчеге, все это время». Ни Тора, ни еврейские комментаторы, не отвечают на этот вопрос. Остается только предполагать, что Всевышний Бог, предусмотрел и этот вопрос, и он был решен, без ущерба как для людей, так и для животных. Ведь смог же Бог, в последствии, в течении сорока лет, кормить, как минимум пятимиллионный Израиль в пустыне.
И так, к «шестьсот первый год» жизни Ноя:«15 И сказал Бог Ною: 16 выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; 17 выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. 18 И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; 19 все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега».(Быт.8:15-19)
И в знак благополучного завершения спасения, Ной принес жертву всесожжения, которую Господь принял в приятное благоухание:«21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: 22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся». (Быт.8:21,22) Интересно еще здесь то, что в этом отрывке, мы впервые сталкиваемся с упоминанием времен года – «лето и зима». Исходя из этого, можно предположить, что в результате потопа, климат разительно изменился, поскольку до потопа, не было упоминания о смене времен года.
По окончанию потопа, Бог вновь через Ноя заключает с человечеством Завет (второй по счету):«1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. 2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; 3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; 5 Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; 6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; 7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней».(Быт.9:1-7)
И здесь мы видим определенное отличие этого Завета, от того Завета, которое Бог заключил с человеком, на заре его истории.В чем оно выражается? В первом Завете сказано:
— владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным,
пресмыкающимся по земле.
А во Втором Завете:
— да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на
земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они.
В первом Завете:
— Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого
плод древесный, сеющий семя; — вам [сие] будет в пищу.
А во Втором Завете:
— все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все.
Кроме этого, в этом Завете, Бог, к Своему Закону, добавил судебную систему внутри человеческого общества:« Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; 6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию».
Позднее, после дарования Торы на Синае, на основании этого Второго Завета, и Синайского, были разработаны, так называемые «Заповеди сынов Ноя». То есть для не евреев. Подробно о них мы поговорим позже, когда будем рассматривать Синайский кодекс. Здесь же, приведем лишь общий их вид:
- Запрет идолопоклонства — единобожие, запрет служения ложным богам
- Запрет богохульства — почитание Бога
- Запрет предумышленного убийства — уважение к человеческой жизни
- Запрет на грабеж и воровство людей — уважение к имуществу ближнего
- Запрет прелюбодеяния — запрет на близкородственные половые связи, и супружескую измену (брать чужих жён), раскрытие наготы
- Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого — уважение к живым существам (включая людей)
- Обязанность создать справедливую судебную систему и понятные законы, а также обеспечить равенство всех перед этим законом.
Кроме этого, было обещание Бога о том, что отныне, Он никогда не прибегнет к подобной каре, как бы не грешили люди.
Когда Ной, и его сыновья, вышли из ковчега, то стали исполнять Божью Заповедь:« плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». И как говорит последующий текст Торы:«от них населилась вся земля».
Но в этой недельной главе описывается еще одно узловое событие, которое впоследствии отразится на истории всего человечества:«20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; 21 и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем. 22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. 23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. 24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, 25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. 26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; 27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему».(Быт.9:20-27)
Во всей истории жизни Ноя, это самый печальный эпизод, когда он в невоздержании упился вином, и лег обнаженный спать в своем шатре. И вот младший сын Хама – Ханаан, увидел своего дедушку в таком виде, и со смехом рассказал это отцу. Тот в свою очередь, рассказал это свои братья, опять-таки с целью посмеяться. Но Сим и Иафет поступили так, как это описано в отрывке:« Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего». В результата, когда Ной проспался, и узнал о поступке Хама и Ханаана, то в гневе проклял Ханаана. А Сима и Иафета благословил.
А как же с Хамом? В принципе он тоже заслуживал проклятье, но поскольку на нем, как мы помним, было благословение Бога:« И благословил Бог Ноя и сынов его», то это спасло его от проклятия. Но и благословение он не удостоился.
На основании этого отрывка, появился мидраш, в котором говорится, что еще в ковчеге, Хам не удержался, и совокупился с женой, в результате чего, у них родился сын, которого они назвали Ханаан. Как вольный мидраш, возможно он и может существовать, но как библейский материал – нет. Поскольку мы знаем, что Ханаан был младшим сыном у Хама. А старше его были братья Хуш, Мицраим и Фут. То есть, Ханаан был четвертый по счету. Поэтому, данный мидраш, не имеет под собой, никакого библейского основания.
Теперь немного о том, какие народы произошли от этих трех сыновей Ноя:
— от Сима, произошли все семитские народы – евреи, арабы, арамеи, и некоторые иные народы.
— от Иафета произошли евроазиатские народы.
— от Хама большинство ханаанских племен, и предположительно африканские (кроме эфиопов,
которые также относятся к семитам). Несколько подробней это показано вот в этой таблице:
Потомки Сима |
Сим Арфаксад Елам Ассур Луд Арам Сала Уц Хул Гефер Маш Евер Фалек Иоктан Рагав Серух Нахор Фарра Авраам Аран Нахор Исаак Измаил Лот Вафуил Иаков Исав Моав Аммон |
Потомки Иафета
Иафет Гомер Магог Мадай Иаван Фувал Мешех Фирас Фирас Аскеназ Рифат Фогарма Елиса Фарсис Киттим Доданим Торгом Хайк Арменак Картлос Бардос Мовакан Лекос Эрос Кавкас Эгрос |
И как свидетельствует Тора:« 32 Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа». (Быт.10:32) То есть, от сынов Ноя, за короткий срок, появилось порядка 70 народов.
Но перед тем, как расселится по земле:« 4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». (Быт.11:4) В чем «изюминка» этой идеи? После потопа прошло не так много времени, но как видим, человечество опять начало наступать на те же «грабли». То есть, появилось единство в желании быть независимыми от Творца, самим контролировать свою жизнь – вот что лежало в основе этого желания. Люди как бы говорило Богу:«Мы хотим жить, как нам нравится, и не бояться суда! Мы не нуждаемся в Тебе, в Твоей защите – мы сами о себе позаботимся!».
Подспорье в этом движении являлось то, что «На всей земле был один язык и одно наречие». Именно эта безумная идея и явилась тем катализаторов, почему Бог и смешал все языки:«6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; 7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. 8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город».(Быт.11:6-8)А недостроенная Вавилонская башня стала памятником человеческой гордыни, и стремлении к независимости от Всевышнего.
Вот почему не всякое единство приводит человечество к Богу. И это мы видим в современном мире, который стремится к единству против Бога. Хотя согласно официальной статистике, практически все население земного шара – религиозное. Более того, предпринимаются попытки унифицировать (привести к однообразной системе) разные культуры, разные религии, и так далее.
Способствовало этому «организованному меньшинству», которое навязывали обществу ту мораль поведения, когда ценность человека, как творение Бога, совершенно исключалась. А на передний план выходит неприкрытый эгоизм, лозунгом которого является «Я хочу». И достигается это любым доступным способом. Вот в чем заключается идея «Вавилонской башни».
И в заключительной части этой недельной главы, Тора постепенно подводит нас к тому, что на арену человеческой истории, выходит личность, через которую Бог желает начать исправление этого мира. То есть, речь идет о Аврааме. Мы не будем приводить всю родословную Сима, тем более что она описана чуть выше, а приведем её заключительную часть:«27 Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота. 28 И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском. 29 Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски. 30 И Сара была неплодна и бездетна. 31 И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там.32 И было дней [жизни] Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране».(Быт.11:27-32)
И сразу дадим небольшое пояснение к этому отрывку:«Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски»
Если внимательно читать этот отрывок, то тогда можно прийти к выводу, что родословная детей Фары, должна выглядеть так – Аран – Авраам – Нахор, а не так, как описано в 27 стихе. Почему именно так? Дело в том, что и Авраам, и Нахор, взяли себе в жены дочерей Арана. При этом, Авраам был старше своей жены Сары на 10 лет. То есть, если брать родословную, как описано в Торе, то Сара «не успевала» стать младше Авраама на десять лет.
А почему же тогда Автор привел родословную детей Фары, в таком порядке? Потому, что вся дальнейшая история, с которой мы будем знакомится, будет связана с именем Авраама.
Второй ммомент – написано:« И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. И было дней [жизни] Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране». Исходя из этого текста, мы приходим к выводу, что Бог сначала призвал Фару, как главу семейства идти в Ханаан, но он, дойдя Харрана, так сказать расхотел идти дальше, и остался доживать свой век, в языческом Харране. Но как мы знаем (из будущей недельной главы), что когда Авраам покинул отца, и пошел в Ханаан, то Фаре на тот момент было всего 145 лет, а тут описано, что Авраам еще как бы при нем, и он уже умер. Все дело в том, что Фара умер для Бога в тот момент, когда отказался продолжить путь в Ханаан. Поэтому Тора и «закрыла» повествование о нем, написав «и умер Фарра в Харране».
И последний штрих к этой недельной главе, заключается в том, что имена Сара и Иски, относится к одной и той же личности. Причина подобного повествования, вероятней всего связано со значением этих имен. Иски – переводится как «Скромная». А Сара – как «знатная княгиня, госпожа», что собственно и соответствует её будущей роли в истории, как Израиля, так и всего человечества.