Перейти к содержимому

Тора — это всерьез?

Зачем нужно верить в Машиаха

Р-н Янки Таубер

Один из тринадцати принципов иудаизма — вера в приход Машиаха (Мессии). Маймонид даже утверждает, что «тот, кто не верит в него и не ожидает его прихода, не только отрицает пророков, но и отрицает саму Тору».

Почему вера в Машиаха является настолько фундаментальным принципом в иудаизме? Нельзя ли просто воспринимать Тору концептуально в качестве пособия к жизни, данного нам с Небес, и обязать себя к выполнению ее законов, без веры в ее представление о будущем совершенном мире?

Однако давайте поближе познакомимся с этими законами. Тора дает свод правил, касающихся каждого аспекта человеческого поведения. Чтобы жить в соответствии с указаниями и идеалами Торы, необходимо посвятить этому всю жизнь, быть невероятно дисциплинированным и вложить в это каждую каплю умственного, эмоционального и духовного усилия.

Соответственно, есть два варианта восприятия взгляда Торы на жизнь. Согласно одному, уровня совершенства, ожидаемого Торой, невозможно достичь для большинства людей. С этой точки зрения, Тора предоставляет модель совершенства как ориентир для несовершенного человечества. Человек должен стремиться достичь этого идеала, и хотя, наверное, он никогда не сможет этого добиться, в процессе он усовершенствует себя.

Второй подход понимает Тору дословно — каждый человек способен и должен жить в соответствии с ее принципами. Тора — не абстрактный идеал, а практическое пособие по жизни.

Эти два подхода отражают два разных взгляда на природу действительности. Если человеку присуще зло, пусть даже отчасти, то нет причины предполагать, что он сможет достичь, уровня совершенной праведности. Мир, в котором каждый индивидуум находится в гармонии с той целью, ради которой он был создан, может быть лишь мечтой хронического оптимиста, полностью оторванного от «реальности».

С другой стороны, если человек верит в то, что Б-г наделил каждое создание возможностью олицетворять Его совершенство и добродетель, то его представление о реальности радикально иное. Для такого человека суровый мир, в котором мы живем, аномален, а реальность эпохи Машиаха — это самая естественная вещь в мире.

Другими словами, то, как мы воспринимаем идею о Машиахе, отражает наше восприятие Торы. Если Тора для человека лишь теоретическая утопия, то он и не ожидает, что в скором будущем в мире исчезнут жадность, зависть и ненависть. Но если Тора действительно отражает сущность человека, тогда человек верит не просто в будущий приход Машиаха, но осознает, что мир способен мгновенно отреагировать на его призыв. И на самом деле, каждая минута, которая истекает без прихода Освобождения, гораздо менее «реалистична» (то есть, в меньшей степени соответствует истиной природы вещей), чем перспектива его моментального осуществления.

Машиах значит, что Тора — это всерьез.

Перевод Татьяны Цфания

Источник: https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/2215406#utm_medium=email&utm_source=145