Перейти к содержимому

Религиозный фанатизм.

Религиозный фанатизм.

Manfed

Для начала в качестве справки:« Религиозный фанатизм (от лат. fanaticus «исступлённый, неистовый») — слепая, доведённая до крайней степени приверженность религиозным идеям и стремление к неукоснительному следованию им в практической жизни, а также нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим».

В этой статье, мы не будем рассматривать вопрос, касательно всех религий мира (формат статьи не позволяет это сделать), а остановимся на тех, кто ассоциирует себя с последователями Мессии Иешуа.

С тех пор, как началось развиваться это движение последователей Мессии Иешуа, в нем, как и в других религиозных течениях, начали появляться учителя, которые по своему трактовали, как надо развиваться этому направлению, и какому учению должны придерживаться его сторонники. Соответственно у них появлялись и их последователи.

Одни это делали осознанно, то есть, пропуская все, чему они учат через призму Писания. Примерно так, как это описано в книге Деяние:«13 Верийцы, в отличие от фессалоникийцев, были людьми более широкого склада ума. Они с большим интересом восприняли сказанное Павлом и каждый день исследовали Писания, чтобы проверить, соответствует ли это истине».(Деян.17:13) За что собственно Павел их и похвалил.

Ну а другие потому, что попадали под харизму этих учителей, считая их «истиной последней инстанции». К сожалению таковых было и есть немало. И все бы ничего, но именно эта часть «последователей» Мессии, стараясь угодить своим учителям, без раздумий бросаются на своих оппонентов, если те, начинают мыслить по иному, обвиняя их в мыслимых, и не мыслимых грехах против Бога. То есть, свое, а точнее мнение своих учителей, они поставили на уровень Божьего Слова, не утруждая себя самостоятельным исследованием этого самого Слова.

Более того, подчас эти самые, не побоюсь этого слова «фанатики от религии», проникали в руководства общин, а подчас и целого движения, навязывали этой группе, свое понимание Писания. То есть, будучи облеченные властью, они стремились расширить свой контроль над общиной. А если кто-то «из мирян» не желал мириться с этим тоталитарным давлением на души людей, то они, как минимум, «ставили их на вид на заседании братского совета», или вовсе изгоняли из общин.

Нельзя сказать, что это беда только последнего времени. Сдвиг начался практически сразу, еще в бытность апостолов. Дальше больше – когда руководство в церкви, постепенно перешло к не еврейской части общины Мессии, которая не имела глубокой практики работы с Писанием, то искажения в подачи значения текстов Писания, начало принимать подчас угрожающий характер. И как следствие этой практики, началось переиначивание учение Бога на свой лад, подгоняя её под чуждую греческую философскую мысль.

А чтобы евреи не мешали, то все больше и больше практиковалась проповедь, что церковь заменила Израиль в Божьем предизбрании, поскольку евреи уже выполнили свою миссию. Это фанатичное начало, окончательно укоренилось в общине Мессии, после того, как римский император Константин, решил подчинить всю церковь своим интересам.

Когда он утвердил христианство как государственную религию, то началось широкомасштабное подавление инакомыслия, которое не вписывалось официальной идеологии, принятой на Никейском соборе, в 325 году, под прямым давлением безграмотного, в библейском плане, императора Константина, и его ближайшего окружения.

Те же общины, или движения, которые противились официальной идеологии, жестко подавлялись. Ну а дальше – больше, несогласных «с генеральной линией церкви» не только изгоняли из церквей, но и физически убирали их. Чего, например, только стоили так называемые крестовые походы, под вывеской «освобождения гроба Господнего», физически уничтожались все те, кто еще как-то сохраняли чистоту апостольского учения.

Вот выдержка из книги Чарльза Селенгута « Священная ярость: понимание религиозного насилия», который сказал:«Крестовые походы были во многом священными войнами, которые велись для поддержания теологического и социального контроля христианства. На пути к завоеванию Святой Земли силой оружия крестоносцы уничтожили десятки еврейских общин и убили тысячи, потому что евреи не приняли христианскую веру. Евреи должны были быть убиты в ходе религиозной кампании, потому что само их существование бросало вызов единственной истине, которую исповедовала христианская церковь». И далее:«когда крестоносцы захватили Иерусалим в 1099 году, они без разбора убили мусульман, евреев и местных христиан».

Другая видимая форма религиозного фанатизма – это инквизиция. Инквизиция была способом монархов удостовериться, что их люди остались в рамках «дозволенного христианства». Они, деятели инквизиции, обычно считали себя наставниками, помогающими людям поддерживать правильные убеждения, указывая на ошибки в знаниях и суждениях. Ну а за несогласие с ними, следовали жесткие меры наказание, вплоть до смертной казни, если кто-то отказывался признать свои так называемые «ошибки».

Не обошел христианский фанатизм, и вновь зарождающее протестантское движение. Так один из лидеров протестантского движения Жан Кальвин, настоял на том, чтобы его оппонента Мигеля Сервета, который яростно полемизировал с ним, чтобы он был предан смерти. На следствии и суде Кальвин выступил и следователем, и свидетелем, и обвинителем. Когда у Кальвина истощились чисто теологические аргументы, Кальвин с жаром стал доказывать, что Мигель Сервет  анабаптист, то есть член той секты, которая незадолго до того проявила такое революционное отношение к общественному строю. В результате, Мигель Сервет был приговорен к сожжению на костре и сожжен 27 октября 1553 года в Женеве, оставшись до конца верным своему учению.

Другой лидер протестантского движения – Мартин Лютер – при всех своих прогрессивных мыслях, очень даже резко обращался со своими оппонентами. Особенно это ярко проявилось в его противостоянии евреям. Если в начале своего пути, он еще как-то пытался вставать на защиту евреев от их погромов, то во второй половины своей жизни, он уже открыто призывал христианский мир «противостоять гегемонии евреев», и изгонять их ото всюду, поскольку они «отвратительные паразиты», а также «воры и разбойники, похищающих детей и отравляющих колодцы», ну и тому подобные высказывания.

И это тот человек, который стоял у истоков лютеранского движения. А что тогда можно говорить о его рядовом составе.

Данные примеры приведены не для того, чтобы посеять вражду между деноминациями или конфессиями. Они показывают нам, какой гигантский вред приносит фанатизм, последователям Мессии.

Но кроме внутри церковного воспитания фанатизма, есть еще более страшное его проявление – когда власть имущие используют этот фанатизм, в своих узко эгоистических целях. То есть, когда политики, разжигая религиозный фанатизм в народе, эксплуатируют и использу­ют его для укрепления своей власти, или как предлог для экспансии. И для большей наглядности, уместна вот эта карикатура на эту тему:

Поэтому, всемирная история, к сожалению, полна случаев религиозной ненависти, которая толкала государства и народы на религиозные войны и на бесчеловечные го­нения, своих же братьев по вере. Фанатически настроенный человек подавляет и вытесняет как в себе, так и в своем окружении, многие человеческие черты, его сознание сужается, а эмоциональная и интеллектуальная жизнь становится весьма примитивной. Картина мира у фанатика становится примитивной. Для него мир существует только двух пониманиях — «те, кто со мной» и «те, кто не прав».

Кроме того, фанатик, как правило, одержим какой-то одной, часто надуманной идеей. Для него не существует многообразия сотворенного Богом мира. Поэтому, с его точки зрения, все иное, что не связанное с его пониманием мировоззрения, подлежит уничтожению. Этому способствует и эффект страха, который всегда подспудно или явно присутствует в душе фанатика. Все это приводит к тому, что фанатик любыми средствами рвется к власти, с помощью которой, ему потом легче подавлять всех тех, кто противостоит его линии.

Как выразился один человек:«Хотя фанатик и считает себя верующим, его вера настолько далека от подлинной религиозной веры, насколько труп далек от живого человека». Его вера не имеет отношения к Истине. Поскольку, чтобы принять истину, нужно отказаться от своего эгоизма, от своей самости, а этого фанатик как раз не может сделать. Русский философ Бердяев делает чрезвычайно важный вывод: «Эгоцентризм фанатика … выражается в том, что он не видит человеческой личности, невнимателен к личному человеческому пути».

Духовные уродства фанатизма противоположны истинно религиозному устроению человека. Настоящая библейская вера не отрицает многогранность подхода к Божьей истине, но стремится освятить и преобразить всякую мысль, через которую прославляется Имя Единого Бога. И никогда не станет считать систему своих взглядов безошибочной и единственно верной. Поскольку сумма его собственных убеждений всегда будет иметь определенную неполноту и подчас ущербность, ибо все мы видим истину « как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» … и только в жизни будущего века увидим Истину «лицом к лицу» (1 Кор. 13:12).

И так, к чему может привести религиозный фанатизм:

•   создает у верующего иллюзию духовной самодостаточно­сти и гарантированного спасения,

    усыпляя его совесть и вну­шая ему сознание превозношения;

•   искажает веру, потому что лишает ее главного качест­ва — любви к ближнему, и углубленному

    исследованию Божьей науки,  без которой вера превращается в мертвый ритуал;

•  удушает свободу личности путем принуждения, гонения, угро­з, наказания, насилия;

•  толкает своих жертв к уничтожению других человеческих жизней и цивилизаций в религиозных

    войнах;

•  вызывает отторжения библейских истин у маловеров, склоняя их к атеизму, поскольку в их глазах

   религия становится инструментом подавления человеческой личности.

Это не значит, что последователи Единого Бога, и Его Мессии, могут идти на компромисс с иной религией, или с иными человеческими философиями. Для этого у них должен быть крепкий фундамент, который базируется на Слове Бога. Если конечно они в нем пребывают постоянно.

Именно этим Учением Бога, можно противостоять как религиозным фанатикам, так и воинствующему атеизму.

Подводя итог этой короткой статье, можно резюмировать, что религиозный фанатизм также губителен для последователей Единого Бога и Его Мессии, как и «воинствующий атеизм». Первый является карикатурой на Всевышнего Бога, и тем самым, отталкивает от Него тех, кто только начал искать путь к Божьей истине. А уже состоявшихся верующих нередко провоцируются на внутри религиозные конфликты

Что касается «воинствующего атеизма», то если его коротко охарактеризовать, то это путь в никуда. Но в этом вопросе, одно может служить нам утешением, что реально существующих «воинствующих атеистов», в этом мире малое количество. А остальная часть населения земли, так или иначе, верят в то, что в этом мире существуют потусторонние силы, которые в той или иной мере, влияют как на отдельно взятого человека, так и на все человечество. И именно эта категория людей может для нас представлять реальный интерес, когда мы своей практической жизнью показываем миру своего Бога.