Перейти к содержимому

Интересная библиография к евангельской истории, в книге А. Меня «Сын Человеческий».

Интересная библиография к евангельской истории, в книге А. Меня «Сын Человеческий».

ПЕРЕЧЕНЬ АПОКРИФОВ, ОСНОВНЫХ ТЕКСТОВ КУМРАНА, СОЧИНЕНИЙ ФИЛОНА И ТАЛМУДИЧЕСКИХ ТРАКТАТОВ

А. БИБЛЕЙСКИЕ АПОКРИФЫ (и предположительные даты их возникновения)

Ветхозаветные Апокрифы палестинского происхождения

1. Книга Еноха, или I Енох. — Первые разделы сборника написаны ок. 70-х гг. II в. до н. э., последние — на рубеже н. э.

2. Книга Юбилеев, или Малое Бытие. — Ок. 100 г. до н. э.

3. Псалмы Соломона. — Середина I в. до н. э.

4. Вознесение Моисея. — Ок. 6-10 гг. н. э.

5. Завет (или Завещание) 12 патриархов. — Основа книги относится ко II-I вв. до н. э.; впоследствии текст мог быть переработан христианами.

6. III Книга Эзры (Ездры). — Вторая половина I в. н. э.

7. Апокалипсис Баруха (Варуха). — Вторая половина I в. н. э.

8. Житие Адама и Евы. — Середина I в. н. э.

Ветхозаветные Апокрифы, возникшие в диаспоре

1. III Книга Сивиллы. — Частично написана ок. 140 г., частично в конце I в. до н. э.

2. IV Книга Маккавейская. — Начало I в. н. э.

3. Книга Тайн Еноха (Славянская версия). — Конец I в. н. э.

Апокрифические «Евангелия детства»

1. Евангелие (или Протоевангелие) Иакова. — Конец II в. (греч.).

2. Книга Рождества Блаженной Марии. — Ок. IV в. (греч.).

3. Книга Иосифа-плотника. — Ок. IV в. (греч., арабск.).

4. Апокрифическое евангелие Матфея. — Ок. V в. (греч.).

5. Фомине евангелие детства. — Ок. V в. (греч., лат., сир.).

6. Арабское евангелие детства. — Ок. VI-VIII вв., но основано на более ранних источниках.

В. ВАЖНЕЙШИЕ КУМРАНСКИЕ ТЕКСТЫ (названия даны условно)

а) Документы общины

1. Благодарственные Гимны (IQH). — Середина II в. до н. э. (?).

2. Устав общины (IQ). — Вторая половина II в. до н. э. (?).

3. Дамасский документ, или Садокитский трактат. — Начало I в. до н. э. (?).

4. Второй Устав, или Устав двух колонок [Сокращ. Устав ДК] (IQ a). — Первая половина I в. до н. э. (?).

5. Свиток Войны, или «Война сынов света с сынами тьмы» (IQ М).

6. Антология мессианских пророчеств (4Q Test).

7. Антология мессианско-эсхатологических текстов (4Q Flor).

8. Книга Тайн (IQ Myst).

9. Мелхиседеков мидраш (IIQ Melch).

10. Описание Нового Иерусалима (IQ INar, 5Q INar).

11. Устав благословений (IQ Sb).

12. Богослужебный календарь (4Q Mism).

13. Гороскопы (4Q Astr. 4Q Messar).

б) Толкования

Толкования на пророков: Исайю, Наума, Аввакума, Софонию, Осию, Михея, а также на Бытие и Псалмы (37, 57, 68, 127). — Середина I в. до н. э.

в) Апокрифы

Апокриф Бытия, апокриф Кн. Иисуса Навина, Речения Моисея, Книга Ноя, Молитва Набонида, Благословение патриархов, Псевдо-Даниил, Завет Леви, Завет Нафтали.

С. СОЧИНЕНИЯ ФИЛОНА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО (сохранившиеся целиком)

(В ссылках на Филона принято указывать латинские названия его книг.)

I. Религиозно-философские

1. Александр, или О разуме животных. — Alexander.

2. О Провидении I-II. — De Providentia.

3. О вечности мира. — De aeternitate mundi.

4. О том, что всякий добродетельный свободен. — Quod omnis probus liber est.

II. Толкование на Книгу Бытия

1. Правила аллегории I-III. — Legum allegoriae.

2. О Херувимах. — De Cherubim.

3. О жертвах Авеля и Каина. — De sacrificiis Abelis et Caini.

4. О том, что худший вооружается на лучшего. — Quod detenus potion insi-diari soleat.

5. О потомках Каина. — De posteritate Caini.

6. Об исполинах. — De gigantibus.

7. О том, что Бог неизменяем. — Quod Deus sit immutabilis.

8. О земледелии. — De agricultura.

9. О садоводстве Ноя. — De plantatione.

10. Об опьянении. — De ebrietate.

11. Об отрезвлении Ноя. — De sobrietate.

12. О смешении языков. — De confusione linguarum.

13. О переселении Авраама. — De migratione Abrahami.

14. Кто наследник Божественного. — Quis rerum divinarum heres est.

15. О соединении. — De congressu eruditionis gratia.

16. О бегстве и нахождении. — De fuga ut inventione.

17. О перемене имен. — De mutatione nominum.

18. О Боге. — De Deo.

19. О снах I-II. — De Somniis.

III. Прочие сочинения на библейские темы

1. О творении мира. — De opificio mundi.

2. Об Аврааме. — De Abrahame.

3. О Иосифе. — De Josepho.

4. Жизнь Моисея I-II. — De vita Mosis.

5. О частных законах I-IV. — De specialibus legibus.

6. О добродетелях. — De virtutibus.

7. О наградах и наказаниях. — De praemiis et poenis.

8. Вопросы и ответы на Бытие и Исход. — Quaestiones et Solutiones in Genesim et in Exodum.

IV. Полемика. Апология иудаизма

1. Против Флакка. — In Flaccam.

2. Посольство к Каю. — Legatio ad Caium.

3. О жизни созерцательной. — De vita contemplativa.

D. ТАЛМУДИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ

I отдел ЗЕРАИМ (Посевы; аграрные законы). — Содержит 11 трактатов: Берахот (благословения), Пеа (Край поля, оставляемый для бедных), Маасорот (Десятины) и др.

II отдел МОЭД (Праздники). — Содержит 12 трактатов: Шаббат (Суббота), Эру-вин (Смягчения субботних правил), Песахим (Пасха), Шекалим (Храмовая десятина), Иома (Судный день), Суккот (Праздник Кущей), Рош-хашана (Новый год), Таанит (Посты), Мегила (О чтении Торы), Моэд-Катан (Малые праздники), Хагига (Праздничные жертвы) и др.

III отдел НАШИМ (Жены; брачное право). — Содержит трактаты: Иевамот (Запретные браки). Кетубот (Брачные договоры). Недарим (Обеты), Назир (Аскеты), Сота (О неверных женах), Киддушин (Обручение).

IV отдел НЕЗЕКИН (Повреждения; уголовные законы). — Содержит 10 трактатов: Бава-Камма (Первые врата), Бава-Мециа (Средние врата), Бава-Батра (Последние врата), Макот (Удары), Санхедрин (Синедрион), Шевуот (О присяге), Эдуиот (О свидетелях), Авот (Изречения отцов) и др.

V отдел КОДАШИМ (Святыни; о церковном праве). — Содержит 11 трактатов:

Зевахим (Жертвы), Менахот (Хлебные приношения), Хулин (О ритуальном убое скота), Миддот (О Храме) и др.

VI отдел ТЕХАРОТ (Очищения; о ритуальной нечистоте). — 12 трактатов: Келим (Об очищении утвари), Микваот (О ритуальных омовениях) и др. Это деление (а также названия отделов и трактатов) одинаковы в Мишне и в обеих Гемарах. К ним добавляются: 1) Тосефта, 2) (Комментарий к Мишне). Мехилта (толкование на Исх 12-13, 20), 3) Сифра (толкования на Кн. Левит), 4) Сифре (толкования на Числ и Втор), 5) Барайта (позднейшие законы и комментарии к Библии), 6) Авот рабби Натана, Песикта (сборник раввинистических проповедей) и др.

СПИСОК ПРАВИТЕЛЕЙ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКОЙ ЭПОХИ

1. РИМСКИЕ ЦАРИ (традиционные даты)

Ромул 753-716

Нума Помпилий 716-673

Тулл Гостилий 673-648

Анк Марций 648-615

Тарквиний I Древний 615-578

Сервий Туллий 578-533

Тарквиний II Гордый 533-509

2. ИНДИЙСКИЕ ДИНАСТИИ МАГАДХИ

Нанды 345-317

Маурьи — Чандрагупта 317-293

Биндусара 293-268

Ашока Приядарши 268-232

Сампади конец III в.

Брихадрахта начало II в.

Шунги 187-68

Канвы 68-22

3. ЕГИПЕТСКАЯ ДИНАСТИЯ ПТОЛЕМЕЕВ, ИЛИ ЛАГИДОВ

Птолемей Лаг I Сотер 305-282

Птолемей II Филадельф 282-246, 29 янв.

Птолемей III Эвергет I 246-222

Птолемей IV Филопатор 222-205

Птолемей V Эпифан 204-180

Птолемей VI Филометор 180-145

Совместное правление Птолемея VI, Птолемея VIII и Клеопатры II (изгнание Филометора, 164/3) с 5 окт. 170

Птолемей VII Теос Филопатор 145-144 (совм. правд.)

Птолемей VIII Эвергет Фискон 145-116

Клеопатра III и Птолемей IX Сотер II (Латир) 116-107

Клеопатра III и Птолемей Х Александр 107-101

Птолемей X, Александр I и Клеопатра Береника 101-88

Птолемей IX Сотер II 88-81

Клеопатра Береника и Птолемей XI, Александр II 80

Птолемей XII Авлет 80-58

Береника IV 58-55

Птолемей XII Авлет 55-51

Клеопатра VII и Птолемей XIII 51-47

Клеопатра VII и Птолемей XIV 47-44

Клеопатра VII и Птолемей XV (Цезарион) 44-31, 30 авг.

4. СИРИЙСКАЯ ДИНАСТИЯ СЕЛЕВКИДОВ

Филипп Арридей 323-316

Александр IV 316-312

Селевк I Никатор 311-281

Антиох I Сотер 281-261, 2 июня

Антиох II Теос 261-246, лето

Селевк II Каллиник 246-225

Селевк III Сотер 225-223

Антиох III (Великий) 222-187, начало лета

Селевк IV Филопатор 187-175, 3 сент.

Антиох IV Эпифан 175-163

Антиох V Эвпатор 163-162

Деметрий I Сотер 162-150

Александр Балас 150-145

Деметрий II Никатор 145-140

Антиох VI Эпифан 145-142

Антиох VII (Сидет) 138-129

Деметрий II Никатор (вторично) 129-125

Клеопатра Тея 126

Клеопатра Тея и Антиох VIII (Грип) 125-121

Селевк V 125 Антиох VIII (Грип) 121-96

Антиох IX (Кизикский) 115-95

Селевк VI Эпифан 96-95

Деметрий III Филопатор 95-88

Антиох Х Благочестивый 95-83

Антиох XI Филадельф 94

Филипп I Филадельф 94-83

Антиох XII Дионис 87-84

(Тигран Армянский) 83-69

Антиох XIII Азиатский 69-64

Филипп II 65-64

5. ИЕРУСАЛИМСКИЕ ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ

(до Хасмонеев)

Иошуа 538-510(ок.)

Иоаким 500(ок.)

Элиашив 450(ок.)

Иояда 400(ок.)

Иоханан 350(ок.)

Яддуа 330(ок.)

Оний I 320(ок.)

Симон I 310-291(ок.)

Элеазар 291-280(ок.)

Менаше 250(ок.)

Оний II 230-219(ок.)

Симон II Праведный 219-199

Оний III 1 99-174, ум. в 171

Иешуа II Ясон 174-171

Менелай 171-168, ум. ок. 161

Алким 160

6. ХАСМОНЕИ, ИУДЕЙСКИЕ ЦАРИ-ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ

Ионатан 160-143

Симон 143-134

Иоханан Гиркан I 134-104

Аристобул I 104-103

Александр Яннай 103-76

с 76 по 69 правит его жена Саломея-Александра

Гиркан II 76-69

Аристобул II 69-63

Гиркан II-первосвященник 47-41

Антигон (Маттафия), сын Аристобула II 40-37

Гиркан II ум. в 30 г.

Ирод I Великий женится на внучке Гиркана II, последней представительнице Хасмонеев

7. ДИНАСТИЯ ИРОДОВ

Ирод I Великий 40/37-4

Архелай, правитель Иудеи и Самарии 4 г. до н. э. — 6 г. н. э.

Ирод Антипа, правитель Галилеи 4 г. до н. э. — 39 г. н. э.

Филипп, правитель Заиорданья 4 г. до н. э. — 34 г. н. э.

8. ИУДЕЙСКИЕ ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ ВРЕМЕН ИРОДОВ

Хананиэль 37, 35

Аристобул III 36

Иощуа бен-Фаби 23

Симон бен-Боэт 23-6

Маттиас бен-Теофил 6-5

Иосиф бен-Эллемус правит 1 день

Иоазар бен-Боэт 5-4 до н. э.; 3 до н. э. — 6 н. э.

Элеазар 4 г. до н. э.

Иошуа бен-Зее 4 г. до н. э.

Ханан (Анна) бен-Шет 6-15 г. н. э.

Измаил бен-Фаби 15 г. н. э.

Элеазар бен-Ханан 16-17 г. н. э.

Симон бен-Каимт 17-18 г. н. э.

Иосиф Кайафа, зять Анны 18-36 г. н. э.

9. ПРОКУРАТОРЫ ИУДЕИ

Колоний 6-9

Марк Амбивий 9-12(?)

Анней Руф 12-15(?)

Валерий Грат 15-26

Понтий Пилат 2б-Зб

ХРОНОЛОГИЯ

ДАТЫ И СОБЫТИЯ ДО Н. Э.

АНТИЧНЫЙ МИР И ВОСТОК

ИУДЕЙСТВО

754 — основание Рима (традиц. дата)

VIII в — пророки АМОС и ИСАЙЯ

715-673 — НУМА ПОМПИЛИЙ. Фиксация культовых законов

587 — разрушение Иерусалима Навуходоносором

563-483 — ГАУТАМА БУДДА

Пр. ИЕРЕМИЯ. Плен

VI в. — первое упоминание о СИВИЛЛЕ у Гераклита (540-470)

534-509 — Тарквиний Гордый. Конец монархии в Риме

538 — конец плена. ВТОРОИСАЙЯ.

520 — пр. АГГЕЙ и ЗАХАРИЯ. Князь Зерубабель

515 — освящение Второго Храма

500 — начало борьбы между патрициями и плебеями в Риме. Начало греко-персидских войн

480 — Марафонская битва

450 — Закон XII таблиц в Риме

450 (ок.) — пр. МАЛАХИЯ

444-429 — Перикл в Афинах

445 (ок.) — Кн. РУФЬ, Кн. ПРИТЧЕЙ (оконч. ред.). Кн. ИОВА

АНТИСФЕН (435-370), ДИОГЕН (400-323)

399 — казнь СОКРАТА

390 — захват галлами Рима

387 — основание Академии ПЛАТОНОМ

350 (ок.) — пр. ИОИЛЬ, АПОКАЛИПСИС ИСАЙИ, ВТОРОЗАХАРИЯ

343 — начало Самнитских войн в Италии

342 — основание Лицея АРИСТОТЕЛЕМ

338 — битва при Херонее. Конец греческой независимости

336 — воцарение Александра Македонского

ПИРРОН (365-275)

333 — битва при Гранике. Конец империи Ахменидов

332 — Александр в Палестине. Построение Самарянского храма на Гаризиме

331 — основание Александрии

325 — поход Александра в Индию

323 — раздел наследия Александра

323 — Иудея входит в состав египетской державы Птолемеев

321 — переворот Чандрагупты в Индии. Династия Маурьев. Изгнание греков

319 — Птолемей I в Иерусалиме

315 — прибытие Зенона в Афины. ЭПИКУР (341-271) в Афинах

310 — борьба Чандрагупты с Селевком I Никатором

300 — смерть Чандрагупты. Биндусара (300-272). Рост связей Индии с Западом

300 (ок.) ЭККЛЕЗИАСТ, 1-2 Кн. ПАРАЛИПОМЕНОН, Кн. ЭСФИРЬ(?)

300 (ок.) — религиозная реформа ТИМОФЕЯ в Египте. Манефон. Культ Сераписа.

БЕРОС в Вавилоне

280-272 — Борьба Рима с Пирром

272-232 — АШОКА

264-241 — 1-я Пуническая война

263 — III буддийский собор в Индии. «Артхашастра» (?) Зарождение махаяны. Буддийские миссионеры на Западе

КЛЕАНФ (280-232)

ХРИСИПП (280-208)

250 (ок.) — основание парфянского царства Аршакидов

250 (ок.) — Кн. ТОВИТА. Начало перевода Ветхого Завета на греческий язык в Александрии при Филадельфе (285-247)

246 — начало Циньской династии в Китае. Гонение на конфуцианскую оппозицию.

218-201 — 2-я Пуническая война

220 (ок.) — основание набатейского (арабского) царства в Эдоме

217 — отождествление римского пантеона с греческим. Битва при Рафии

217 — Антиох III пытается ограбить Иерусалимский Храм

210 (ок.) — ПОСЛАНИЕ АРИСТЕЯ

206 — Антиох III в Индии

204 — введение в Риме культа Кибелы

195 — Ганнибал у Антиоха III в Сирии

198-190 — установление в Палестине господства Селевкидов

190 — победа Рима над Антиохом III при Магнезии

190 (ок.) — первосвященник СИМОН ПРАВЕДНЫЙ. Начало хасидского движения

187 — конец Маурьев. Династия Шунгов в Индии. Возрождение брахманизма. Начало вишнуистской литературы (пураны)

186 — преследование культа Диониса в Риме

183 — смерть Ганнибала в Малой Азии

181 — находка «сочинений Нумы»

180 (ок.) — ЙОГА-СУТРА ПАТАНДЖАЛИ. Начало покорения Северо-Западной Индии бактрийскими греками

180 (ок.) — Кн. БЕН-СИРЫ (Иисуса Сираха). ПОСЛАНИЕ ИЕРЕМИИ. Кн. БАРУХА

175 — воцарение Антиоха IV Эпифана

176 — Гелиодор в Иерусалиме. Книжник Антигон из Сохо

173 — два философа-эпикурейца изгнаны из Рима. Первое избрание консулов из плебеев

171 — Убийство Ония III

170 (ок.) — еврейские– историки: Деметрий, Артабан, Евполем

167 — ПОЛИБИЙ (200-120) в Риме

168 — Гонение Антиоха IV на иудейскую религию. Начало ессейского движения. УЧИТЕЛЬ ПРАВЕДНОСТИ

166 — Начало Маккавейского восстания

165 Кн. ДАНИИЛА

164 — Смерть Антиоха IV

164 — Освобождение Иерусалима. 1-я Кн. ЕНОХА (часть книги)

161 — изгнание греческих философов из Рима

161 — победа Лисия над Хасмонеями. Договор Иуды Маккавея с Римом

160 (ок.) — правление Менандра в Пенджабе

160 — гибель Иуды

156 — КАРНЕАД (ум. в 129 г.) в Риме.

КАТОН (234-149)

152 — Ионатан Хасмоней — первосвященник

150 (ок.) — Кн. ЮДИФЬ. Кн. ЮБИЛЕЕВ

149-146 — 3-я Пуническая война. Разрушение Карфагена

146 — Рим покоряет Грецию

143-130 — восстания рабов в Сицилии

142 — Симон — царь-первосвященник. Основание династии Хасмонеев. Преследование УЧИТЕЛЯ ПРАВЕДНОСТИ

141 — Митридат I, царь Парфии, покоряет Вавилонию

140 — Кушанская династия в Сев. Индии

140 (ок.) — Иудейская СИВИЛЛА (1Ц кн.)

140-130 — основание ессейского монастыря в Кумране. 1-й КУМРАНСКИЙ УСТАВ

138 — покорение Северо-Западной Индии парфянами

139 — Обвинение евреев в прозелитизме и их изгнание из Рима

135-51 — ПОСИДОНИЙ

133-121 — реформы Гракхов в Риме

134-128 — временное восстановление власти Селевкидов в Иудее

128 — разрушение Гирканом I Самаринского храма

125 (ок.) — независимая военная колония иудеев в Парфии

120 — возникновение «великого шелкового пути» в Китай. Официальное признание Конфуция в Китае

120 (ок.) — 2-я Кн. МАККАВЕЙСКАЯ

115 — начало борьбы Митридата IV Понтийского против Рима

112 — начало войн Рима с Югуртой

109 — смерть ПАНЕЦИЯ

110 (ок.) — смерть Учителя Праведности

106 — рождение Цицерона

107 — присоединение Самарии к Иудее

104 — военная реформа Г. Мария

103 — воцарение Александра Янная. 1-я Кн. МАККАВЕЙСКАЯ.

95-87 — восстание против Янная. Казни фарисеев. Основание колонии терапевтов в Египте. Ессейское течение, признающее брак. 2-й КУМРАНСКИЙ УСТАВ

88 — поход Суллы на Рим. Митридат господствует в Малой Азии

85 (ок.) — набатеи покоряют Дамаск

84-81 — Яннай присоединяет к Иудее Заиорданье

82-79 — гражданская война и диктатура Суллы в Риме.

80 (ок.) –ТРИПИТАКА, буддийское св. писание, записано на языке пали

74-71 — восстание Спартака.М.Т. ВАРРОН (116-27)

76-64 — фарисеи у власти. Царица Александра (Саломея) и Симон бен-Шетах

65 — победы Помпея над Митридатом Понтипским и Тиграном Армянским

64 — борьба между Аристобулом и Гирканом II

64-48 (ок.) — ПСАЛМЫ СОЛОМОНА. КУМРАНСКИЙ КОММЕНТАРИЙ НА ПРОРОКА АВВАКУМА.

63 — консульство Цицерона. Заговор Катилины. Смерть Митридата Понтинского

63, весна — Помпеи присоединяет Иудею к Риму

62 — назначение Гиркана II первосвященником

61 — триумф Помпея. Начало проникновения в Рим митраизма

60 — первый Триумвират (Цезарь, Помпеи, Красе)

59 — консульство Ю. Цезаря

56 — покорение Цезарем Галлии

53 — победа парфян над Крассом при Харране

50 (ок.) — начало торговых связей между Индией и Китаем. Буддийские миссионеры в Китае

50 (ок.) — книжники ШЕМАЙЯ и АБТАЛИОН. Кн. ПРЕМУДРОСТИ, 3-я Кн. МАККАВЕЙСКАЯ

49 — гражданская война в Риме и диктатура Ю. Цезаря

48 — гибель Помпея

47 — Антипатр — правитель Иудеи

44 — Ю. Цезарь — пожизненный диктатор. Убийство Цезаря 15 марта

43 — триумвират Антония, Лепида и Октавиана

43 — смерть Антипатра

42 — причисление Ю. Цезаря к богам

40 — IV эклога ВЕРГИЛИЯ (70-19)

40 — Антигон II — царь в Иерусалиме. Римский сенат провозглашает Ирода царем Иудеи

39-38 — победа римлян над парфянами

37, июль — Ирод I овладевает Иерусалимом

31 — битва при Акции (Актионе)

31 — уход ессеев из Кумрана после землетрясения. Книжники ГИЛЛЕЛЬ и ШАММАЙ. Начало талмудической письменности

30 — самоубийство Антония. Октавиан — пожизненный трибун

27, январь — Октавиан — император. Смерть М.Т. ВАРРОНА

25 (ок.) — рождение ФИЛОНА

20 — договор Августа с парфянами

20 — Ирод I приступает к перестройке Храма

12 — Август — верховный жрец.

15 — Агриппа в Иерусалиме

8 — вторая перепись Августа. Смерть Горация и Мецената

9 — поход Ирода в Набатею

7/6 — РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

4 — казнь Антипатра, сына Ирода I. Архелай — этнарх Иудеи и Самарии. Ирод Антипа — тетрарх Галилеи и Переи. Филипп — тетрарх Итуреи и Трахонитиды. Первые восстания зелотов

1 в. конец — окончательная редакция Законов Ману в Индии

2 — Август объявлен «отцом отечества»

ДАТЫ И СОБЫТИЯ НАШЕЙ ЭРЫ

4 — Август усыновляет Тиберия. Поход Германика против Тевтонов. Рождение СЕНЕКИ

5 (ок.) — рождение ап. ПЕТРА

5 (ок.) — рождение АПОЛЛОНИЯ ТИАНСКОГО

6 — восстание в Паннонии и Иллирии. Квириний — легат Сирии

6 — смещение Архелая. Иудея вновь становится римской провинцией. Перепись Квириния. Восстание Иуды Галилейского. Возрождение Кумранского монастыря. Кн. ВОЗНЕСЕНИЕ МОИСЕЯ

8 — ссылка Овидия

9 — поражение римлян Арминием

10 (ок.) — рождение ап. ПАВЛА. Смерть ГИЛЛЕЛЯ. Раввин ГАМАЛИИЛ ПЕРВЫЙ в Иерусалиме. 4-я Кн. МАККАВЕЙСКАЯ

14 — смерть Августа. Ему наследует Тиберий

15 — победа римлян над германцами

18 — начало первосвященства Кайафы

21 — восстание в Галлии 26 подавление восстания во Фракии

19 — изгнание иудеев из Рима

26 — Понтий Пилат назначен наместником Иудеи. Начало проповеди ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ. Гностик ДОСИФЕЙ

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Аватар, или Автора (санскр.) — Бог, пришедший к людям в облике смертного существа (в индуистской мифологии)

Авгур (лат.) — римский жрец, предсказывающий будущее по приметам (по полету птиц и пр.)

Автаркия (греч.) — освобождение личности (в терминологии кинической школы)

Агада (евр.) — назидательное сказание, легенда

Антиномия (греч.) — парадоксальное утверждение, выходящее за пределы формальной логики

Апатия (греч.) — термин, обозначающий в философии скептиков полное бесстрастие

Апокалиптика (греч.) — род литературы (преимущ. иудейской), написанной в форме откровения тайн истории (от греч. апокалипсис — откровение)

Апокрифы (греч.) — буквально «потаенные» (книги). Произведения религиозной литературы, претендовавшие на роль богооткровенных, но не включенные в Библию. В протестантской традиции А. называют неканонические (см.) книги

Апофатизм (греч.) — учение о Божестве как о превосходящем все тварное. Согласно А. подлинная природа Бога может быть определена только отрицательными терминами («что Он не есть»)

Ауспиции (лат.) — гадание по поведению птиц и по молниям (в римской религии)

Бодисатва (санскр.) — существо, достигшее просветления и пекущееся о людях (махаянистский буддизм)

Брахман (санскр.) — наименование Божества в ведической религии, а также название касты (варны) жрецов

Бхакти (санскр.) — благочестие, набожность, любовь к Богу в индийских религиях

Бхикшу (санскр.) — буддийский монах

Веды (санскр.) — «знание»; древнейшие сборники священных книг в Индии

Галаха (евр.) — те части Закона (устного и письменного), которые относятся преимущественно к правовым и каноническим нормам

Гаруспик (лат.) — римский жрец, в обязанности которого входило гадание по внутренностям животных (гаруспиции)

Гемара (евр.) — толкование на Мишну. Часть Талмуда (см.). Одна Г была записана в Вавилоне, другая — в Иерусалиме

Гносеология (греч.) — наука о возможностях и пределах человеческого познания

Гомилия (греч.) — назидательная проповедь. Жанр возник в Византийской Церкви

Гуны (санскр.) — элементы, из которых соткана природа

Гуру (санскр.) — духовный наставник

Демиург (греч.) — Божество, образовавшее мир из хаотического вещества

Джатаки (санскр.) — сказание о перевоплощениях Будды

Диадохи (греч.) — преемники Александра Македонского, унаследовавшие его разделенную империю

Дхамма (санскр.) — в буддийской религии — синоним вероучения и этики

Империя (лат.) — первоначально термин, обозначавший власть главнокомандующего (императора). Позднее словом И. стали называть многонациональную державу и соответственно ее главу — императором

Ишвара (санскр.) — личный Бог в терминологии индийских религий (иногда — Бог-Творец)

Кодом (евр.) — определение «святости» Бога в ВЗ, которая означает Его полную иноприродность твари

Корибанты — жрецы экстатического культа Кибелы

Креационизм (лат.) — учение о творении мира Богом

Кундалини (санскр.) — центр жизненной энергии, скрытый в теле человека (в крестце) по учению йоги

Кшатрии (санскр.) — каста (варна) воинов в древней Индии

Манихейство — синкретическая религия, возникшая в Иране (III в. н. э.). Названа по имени своего основателя Мани. Усвоив заратустрийский дуализм и гностические идеи, М. резко противопоставило дух и материю

Масоретский текст (от евр. масора, предание) — текст ВЗ, переписанный в VI в. н. э. с употреблением накудот, знаков, заменявших гласные буквы. Составителей МТ называют масоретами.

Мессия (евр. машиах, арам. мешиха) — помазанник. В ВЗ — наименование человека (царя, пророка, священника), посвященного Богу посредством обряда помазания. В тесном смысле слова М. — это обетованный Избавитель, предреченный ВЗ-ными пророками Мицвот (евр.) — свод заповедей Закона (устного и письменного)

Миддот (евр.) — правила толкования Писания, принятые законниками

Мидраш (евр.) — толкование Библии, назидательный рассказ на библейскую тему, легенда, притча

Мишна — см. Талмуд

Мокша (санскр.) — освобождение от уз тленного мира, спасение (в индийских религиях)

Неканонические книги — книги, включенные в ВЗ лишь некоторыми иудейск. общинами. В Правосл. и Католич. Церкви они считаются авторитетными, но не равноценными каноническим. В окончательный иудейск. канон не вошли. Протестанты также не включили НК в ВЗ и относят их к апокрифам

Нумен (лат.) — общее наименование Божества в латинской религии

Олам (евр.) — термин, означающий одновременно Вселенную (в ее движении к Грядущему) и Вечность

Пешарим (евр.) — отрывки из Писания, истолкованные применительно к актуальным событиям. Этот род комментариев был разработан в Кумране

Пневма (греч.) — термин, означающий дыхание, дух, космическую энергию

Понтифик (лат.) — римский жрец, ведавший календарем и общественным порядком

Прана (санскр.) — термин, близкий к понятию пневма (см.)

Решаим (евр.) — библейский термин, которым обозначались люди, равнодушные к вере, нечестивцы

Руах (евр.) — термин, близкий по смыслу к понятиям пневма (см.) и прана (см.)

Септуагинта (греч.) — так наз. «Перевод Семидесяти». Греческий перевод ВЗ, осуществленный в Александрии (начат в III в. до н. э.). По преданию, он был сделан семьюдесятью двумя учеными

Синкретизм (греч.) — механическое слияние различных культов

Слава (евр. Кавод) — образ Богоявления в ВЗ (облако, огонь, свет и т. д.)

Софер (евр.) — ВЗ-ный книжник. Первоначально С. называли летописцев, секретарей и переписчиков книг. Позднее это наименование стали прилагать к комментаторам Писания

Ступа (санскр.) — культовое сооружение над останками Будды

Талмуд (евр.) — свод юридических, богослужебных, канонических и этических правил иудаизма. Сложился в первые века н. э. Главные разделы Т. — а) Мишна (преимущественно обрядовые и правовые законы), одна из древнейших ее частей — Авот (изречения отцов); б) Гемара, которая записана в двух вариантах (в Иерусалиме и Вавилоне). См. перечень талмудических трактатов на с. 597.

Таргумы (арам.) — арамейские интерпретированные переводы книг ВЗ

Тевила (евр.) — священное омовение, употреблявшееся среди иудеев в разных случаях: а) при вступлении иноплеменника в ВЗ-ную общину, б) в качестве ежедневного очистительного обряда (у ессеев), в) как знак покаяния (Иоанн Креститель)

Теодицея (греч.) — «богооправдание». Богословская концепция, цель которой сочетать веру в благость Творца со страданиями мира

Теософия (греч.) — религиозно-философская система, построенная на синкретическом (см. Синкретизм) соединении различных верований

Теофания (греч.) — Богоявление

Тосефта (евр.) — комментарий к Мишне (см. Талмуд)

Тримурти (санскр.) — понятие о трояком проявлении Божества (Брама, Шива, Вишну) в индуизме

Фламины (лат.) — римские жрецы — служители отдельных богов

Хакамы (евр.) — ВЗ-ные мудрецы. Ряд библейских книг (Иов, Притчи, часть Псалмов и др.) созданы хакамами

Хокма (евр.) — Божественная Премудрость. Одна из Теофаний (см.). Премудростью совершалось творение; она же открывается человеку. Близким к X. является понятие Слова Божия

Чарваки (санскр.) — материалисты древней Индии

Экзегетика (греч.) — толкование Библии

Эманация (от лат. эманаре, вытекать, изливаться) — в пантеистической философии понятие о происхождении мира путем излияния из недр Божества

Эпигоны (греч.) — наследники диадохов (см.)

Эсхатология (греч.) — учение о посмертной участи человека и конечных судьбах мира