Перейти к содержимому

Недельная глава Дварим

(Речь)

(Втор. 1:1-3:22)

И так, переходим к разбору очередной недельной главы Торы, точнее, к разбору последней её книге, которая называется «Дварим», что значит «речь», или «слово». В славянских переводах она значится как «Второзаконие» Это последняя, пятая книга Торы, где Моше подводит итог путешествия по пустыне, перед тем, как евреи начнут завоевывать Землю Обетования. А сам Моше уйдет в вечность.

И так, повествование книг — Бытие, Исход, Левит и Числа — уже позади. Мы находили в них сведения о событиях, которые происходили в судьбе, как всего человечества, так и о образованного Богом еврейского народа. И вот сейчас Израиль стоит перед главным событием, ради которого Бог и создал этот народ — перед вхождением в Землю Обетования. Осталось самая малость, и евреи достигнут желанной цели — войдут в Ханаан.

И именно здесь в первый день месяца Шват (за 37 дней до своей кончины) Моше начинает повторение, как Законов Торы, так и тех случившихся событий, которые сопровождали евреев, в их сорокалетнем странствования по пустыне. И в дополнение ко всему этому, Моше призывает их хранить Тору, и соблюдать ее Заповеди в той земле, которую Бог дает им в вечное владение. И многое другое, что Моше напоминает своим братьям по крови, перед тем, как уйти в вечность.

Если быть более точным, то он преподает им целый курс лекций.
К этому времени структура еврейского народа уже прочна, и Учение, то есть Тора — как совокупность Законов и принципов повседневной жизни — уже cтала частью культуры этого народа. Сорок лет Моше старался поддерживать атмосферу Учения во всех аспектах жизни Израиля, начиная от устройства общества, и ведения боевых действий, до решения хозяйственных проблем.  В предчувствии близкого своего ухода, Моше хочет, чтобы его наука была принята как можно более полно. И в первой своей речи, Моше напоминает народу краткую историю их похода, географию путешествия, и тех событий, которые происходили с Израилем, в процессе путешествия.

Для нас, жителей 21 века, кажется излишним это описанием, но для тех евреев, это была их реальностью. Реальностью того, что Моше, и весь еврейский народ, становится каналом, через который Всевышний несет Свою волю в этот мир для всего человечества. И эта воля зафиксирована в Торе, которая отдана еврейскому народу на хранение, чтобы любой человек, при желании мог лично, без посредника обратится к этому источнику, и присоединится к тем обетованиям, которые Творец дал Израилю.

Кроме этого, в речи Моше, большинство комментаторов, отмечают её суровость. И на это у него были все основания. Но давайте все-таки по порядку.

И так:«1 Сии суть слова, которые говорил Моше всем Израильтянам за Иорданом в пустыне на равнине против Суфа, между Фараном и Тофелом, и Лаваном, и Асирофом, и Дизагавом, 2 в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни. 3 Сорокового года, одиннадцатого месяца, в первый [день] месяца говорил Моисей сынам Израилевым все, что заповедал ему Господь о них».  (Втор.1:1-3)

Моше приступает к заключительному курсу учения, прежде чем покинет Израиль, и прежде чем он начнет завоевывать Ханаан. Сорок лет он руководит этим народом. И на данный момент, практически полностью обновился его состав. Точнее, его мужская часть. И теперь, новое поколение надо наставить в Божьей науке, чтобы они понимали, кто они, и какую миссию они должны нести, по отношению, как к себе, так и к окружающим его народам. Ведь все 40 лет, Господь учил этот народ, как отец учит сына. Учил, чтобы народ любил Господа, не поступал по примеру Ему противящихся наций и народностей, и старались соблюдать все Его Заповеди. Поэтому Моше выводит им следующую формулу жизни: если будете Ему служить верой и правдой, то останетесь живы; если же нет — то погибнете, как погибли ваши отцы в пустыне. Благодаря этому, книга Второзаконие должна была стать документом, подтверждающим, что сыны Израиля были предупреждены о последствиях несоблюдения Законов Торы, если таковое будет случаться.

И еще одна деталь,  которую надо отметить в этой главе — «КОГДА И КАК ДОЛГО ОН ГОВОРИЛ»? Простой подсчет показывает, что речь, приведенная в книге Дварим, говорилась Моше в течение тридцати шести дней. Из третьего стиха нашей главы мы видим, что начал он речь первого числа одиннадцатого месяца (месяц Шват), а умер, как сообщает традиция, седьмого Адара (двенадцатого месяца) в том же году.  Делаем элементарный подсчет, и получаем следующее — тридцать дней в месяце Шват, плюс шесть в месяце Адар, и получаем 36.

Но почему так долго? Ведь текст книги Дварим, можно прочитать за день, а без особого напряжения, за пару дней. А что тогда Моше говорил оставшиеся тридцать пять дней? А ведь он говорил, и говорил не просто так.

Интересный вопрос, не так ли? Настолько же интересен, как и тот, о чем Моше говорил с Богом, в течении ста двадцати дней, пребывания на горе Синай? Ведь всю Тору, несложно прочитать за неделю, то есть за семь дней. Ну, максимум за две недели, если не спеша. Это говорится к тому, что характер повествования Дварим, похож на вольный пересказ всей той науки, что Бог давал Моше, в течении всего пути, путешествия по пустыни — то есть сорок лет. В иудаизме, эта наука называется Устная Тора. И книга Второзаконие, является её прекрасным образцом.

И так, свои увещевания Моше высказывает, уже находясь на пороге в иной мир. Кстати, если вспомнит, то подобная история — история с наставлением в последние моменты жизни, уже была в свое время у Израиля. В книге Бытие, в 49 главе, описывается, как Иаков произнес наставление своим двенадцати сыновьям, уже лежа на смертном одре. Причина подобного поступка назидания перед смертью одна — чтобы провинившийся не испытывал каждый раз чувство стыда, встречаясь с тем, кто его отчитал. Или чтобы он не испытывал чувство неприязни к нему. Но главное в том,  чтобы он дослушал до конца тот выговор, без которого, ему будет сложно в будущем обойтись.

И еще одна причина, подобного акта — только тот, кто завершает жизненный путь, имеет обоснованное право предъявлять претензии другим, по той причине, что лишь в этом случае человек сам уже, ограничен в совершении греха. Ибо если ты учишь, а потом грешишь, то будь готов выслушать от своего вчерашнего ученика выговор покруче того, что он получил от тебя.

Следующий момент — если первые четыре книги Торы описывают историю мира и создания Израиля, а также приводят Законы и Заповеди в том порядке, в каком они были получены свыше — от сотворения Вселенной до прихода евреев в Моавские степи, то книга Дварим, в основном посвящена подготовке народа к самостоятельной жизни, уже в своей земле. Поэтому Тора — это есть тонкий, и необыкновенно сложный инструмент познания себя, познание мира, и познание Бога, и Его  воли, и связи между всем этими звеньями возрастания в Боге. Вот почему необходимо вникать и понимать, как все было на самом деле, чтобы не идти на поводу у сторонников различных «новых хронологий», и «супер откровений», перекраивающих историю и исключающих из нее события, которые не подходят под их теории.

Что касается названия мест стоянок, о которых мы будем читать далее, то они являются напоминанием о всех тех преступлениях, совершенных народом, начиная с момента их Исхода из Египта. И теперь перед вступлением в Землю Обетования, на последней из стоянок, Моше вновь возвращается к тем событиям и напоминает стоящему перед ним новому поколению, какие уроки следовало бы извлечь им из всего произошедшего. Это был не сухой экскурс в историю, а призыв осознать значимость постановлений, которые им предстоит услышать. Таким образом, Моше заботится не столько о том, чтобы книга стала документом, в котором указано, где и когда он был составлен, сколько о том, чтобы сыны Израиля вспомнили прошлое и поняли, что несоблюдение Учения Бога, рано или поздно обернется трагедией. Несмотря на то, что большинство приведенных в книге Второзакония Законов либо не упоминались раньше, либо были изложены в иной форме, Моше надеется, что уроки прошлого научат скрупулезно соблюдать все повеления Всевышнего. И еще одна примечательная деталь — хотя всему народу было хорошо известно о намерении Моше обратиться к ним со словами упрека и поучения, тем не менее, люди пришли, чтобы выслушать его и постараться исправить свои дела. 

Кстати, в самом начале повествования этой книги, интерес представляет вот этот момент:«1 Вот слова, которые говорил Моше всему Исраэлю за Иорданом в пустыне Арава,.. (Втор.1:1) То есть, Бог смотрит на Израиль, уже со стороны Земли Обетования. Но ведь Израиль, еще не перешел?

Объясняется это тем, что Тора всегда смотрит на настоящее, как бы глазами будущего. То есть, если менялись, например, названия мест или населенных пунктов, то, как правило, Тора пользуется последним из известных названий. То же относится и к измененным именам людей. Поэтому, в самом ближайшем будущем, когда после смерти Моше сыны Израиля перейдут через расступившиеся для них воды Иордана, то степи Моава станут для них уже «той стороной Иордана». И еще — указанные в Торе географически, название стоянки, сегодня не всегда легко определить. Но, вне всякого сомнения, названия этих мест связаны с событиями, происходившими на той или иной стоянке.

Следующий интересный момент, этой книги — это Законы, о которых говорит Моше. Дело в том, что из ста Законов, приведенных во Второзаконии, семьдесят встречаются впервые. Почему так? Дело в том, что Моше раскрывает новые Законы, которые не имели принципиального значения в период странствий по пустыне. А в преддверии завоевания Земли Обетования, и необходимости построения своего государства, эти Законы выдвигаются на первый план. Таким образом, слова «…начал Моше объяснять учение это, говоря…», скорее всего, относятся только к первому обращению, определяя его как разъяснение важности соблюдения Законов, на конкретных примерах из недалекого прошлого. И заставляет рассматривать последующее изложение законов и морально-нравственных принципов в книге Второзаконии, как конкретное Учение, изложенное после того, как была закончена поучительная часть. 

«4 По убиении им Сигона, царя Аморрейского, который жил в Есевоне, и Ога, царя Васанского, который жил в Аштерофе в Едреи, 5 за Иорданом, в земле Моавитской, начал Моше изъяснять закон сей и сказал: 6 Господь, Бог наш, говорил нам в Хориве и сказал: «полно вам жить на горе сей! 7 обратитесь, отправьтесь в путь и пойдите на гору Аморреев и ко всем соседям их, на равнину, на гору, на низкие места и на южный край и к берегам моря, в землю Ханаанскую и к Ливану, даже до реки великой, реки Евфрата; 8 вот, Я даю вам землю сию, пойдите, возьмите в наследие землю, которую Господь с клятвою обещал дать отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, им и потомству их»». (Втор.1:4-8)

Нельзя сказать, что Израиль заслужил право на Землю Обетования. Практически весь путь по пустыне, народ раз за разом роптал, как на Моше, так и на Бога, даже подчас высказывая желание вернуться назад в Египетское рабство. Однако Бог, воспитывая свой народ, делал постепенно все, что обещал Патриархам. Он знал, что в народе всегда будет присутствовать остаток, который будет верен Ему. Такими, к примеру, оказались Иисус Навин и Халев. Это те, кого упомянула Тора. А скольких праведников в Торе «не отмечено»?

Теперь непосредственно о отрывке:«По убиении им Сигона, царя Аморрейского, который жил в Есевоне, и Ога, царя Васанского, который жил в Аштерофе в Едреи».Эти победы сынов Израиля стали свидетельством того, что Бог  простил Израиль те преступление сорокалетней давности, когда они подстрекаемые разведчиками, отказ идти в Землю Обетования, и высказали желание вернуться в Египет. Кроме этого, Он высказал готовность помогать Своему народу в дальнейших военных действиях, по завоеванию Земли Обетования.Что касается «за Иорданом, в земле Моавитской, начал Моше изъяснять закон сей», как мы уже не раз говорили, что еврейское слово Тора, лишь изредка понималось как «Закон». А чаще всегда имело более глубокое значение — «Учение».

«9 И я сказал вам в то время: не могу один водить вас; 10 Господь, Бог ваш, размножил вас, и вот, вы ныне многочисленны, как звезды небесные; 11 Господь, Бог отцов ваших, да умножит вас в тысячу крат против того, сколько вас [теперь], и да благословит вас, как Он говорил вам: 12 как же мне одному носить тягости ваши, бремена ваши и распри ваши? 13 изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими. 14 Вы отвечали мне и сказали: хорошее дело велишь ты сделать. 15 И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим. 16 И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; 17 не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его. 18 И дал я вам в то время повеления обо всем, что надлежит вам делать».  (Втор.1:9-18)
Моше продолжает «путешествие» по первым периодам выхода Израиля, из Египетского рабства. Первые самостоятельные шаги народа выявили, что многомиллионная численность Израиля, является препятствием для того, чтобы один человек мог управлять им, как на переходах, так и во время военных действий. Моше не мог больше один решать все возникающие в обществе проблемы.

В какой-то момент стало очевидно, что другие люди должны разделить с ним ответственность за управлением общиной сынов Израиля. Однако Моше не был до конца удовлетворен той структурой управления, которая была создана по совету Итро. Он хотел, чтобы кроме руководителей и ответственных лиц, возглавлявших каждую группу и подгруппу, были назначены люди, которые возьмут на себя часть бремени общего руководства всеми коленами Израиля. И с этой целью, Бог предложил  Моше, избрать семьдесят человек, которые будут обладать достаточными способностями, чтобы стать его опорой в руководстве народом. Свойства, которыми должны были обладать избранные семьдесят человек, указывают не столько на их прямое участие во всех делах, сколько на их право совещательного голоса.

Что касается исполнения Закона, при судопроизводстве, то он должен быть одинаков как для бедного, так и для богатого. У судьи не должно возникать желания принять решение в пользу богатого человека, чтобы снискать его расположение, или в пользу бедного человека, чтобы помочь ему материально. Из этого стиха Торы выводится еще одно положение: рассмотрение дела и принятие судебного решения относительно незначительной суммы денег или недорого стоящего имущества должны быть в глазах судьи столь же важны, как рассмотрение иска о больших денежных суммах или о дорогостоящем имуществе. Поскольку судья должен ощущать себя представителем Всесильного и рассматривать принятие любого решения в суде как исполнение Божьей Заповеди.

Тем самым, было инициировано создание прототипа Синедриона — главного Законодательного органа Израиля, который на протяжении почти полутора тысячелетия нес свое служение. И лишь после разрушения Второго Храма, он прекратил свое существование. Но когда Храм будет восстановлен, будет восстановлено и служение Синедриона.

И вот краеугольный момент в истории общества Израиля, который имел неблагоприятное влияние на него, о чем и напоминает Моше израильтянам:«18 И дал я вам в то время повеления обо всем, что надлежит вам делать. 19 И отправились мы от Хорива, и шли по всей этой великой и страшной пустыне, которую вы видели, по пути к горе Аморрейской, как повелел Господь, Бог наш, и пришли в Кадес-Варни. 20 И сказал я вам: вы пришли к горе Аморрейской, которую Господь, Бог наш, дает нам; 21 вот, Господь, Бог твой, отдает тебе землю сию, иди, возьми ее во владение, как говорил тебе Господь, Бог отцов твоих, не бойся и не ужасайся. 22 Но вы все подошли ко мне и сказали: пошлем пред собою людей, чтоб они исследовали нам землю и принесли нам известие о дороге, по которой идти нам, и о городах, в которые идти нам. 23 Слово это мне понравилось, и я взял из вас двенадцать человек, по одному человеку от [каждого] колена». (Втор.1:18-23)

По всей видимости, Моше не сразу понял подлинную подоплеку желания сынов Израиля отправить разведчиков. Иначе бы он не поддался бы на эту авантюру. Но произошло то, что произошло. И он послал в эту разведку, наиболее авторитетных представителей из каждого колена. Кроме представителя колена Левия, поскольку они не получали надела земли, в будущем государстве Израиль, в отвоеванных у хананейцев земель. И тем самым, на них не распространялось будущее проклятие Бога о том, что все мужчины старше 20 лет, которые принимали участие в бунте разведчиков, не войдут в Землю Обетования.

«24 Они пошли, взошли на гору и дошли до долины Есхол, и обозрели ее; 25 и взяли в руки свои плодов земли и доставили нам, и принесли нам известие и сказали: хороша земля, которую Господь, Бог наш, дает нам. 26 Но вы не захотели идти и воспротивились повелению Господа, Бога вашего, 27 и роптали в шатрах ваших и говорили: Господь, по ненависти к нам, вывел нас из земли Египетской, чтоб отдать нас в руки Аморреев [и] истребить нас; 28 куда мы пойдем? братья наши расслабили сердце наше, говоря: народ тот более, и выше нас, города [там] большие и с укреплениями до небес, да и сынов Енаковых видели мы там. 29 И я сказал вам: не страшитесь и не бойтесь их; 30 Господь, Бог ваш, идет перед вами; Он будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте, пред глазами вашими, 31 и в пустыне сей, где, как ты видел, Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути, которым вы проходили до пришествия вашего на сие место. 32 Но и при этом вы не верили Господу, Богу вашему, 33 Который шел перед вами путем — искать вам места, где остановиться вам, ночью в огне, чтобы указывать вам дорогу, по которой идти, а днем в облаке».  (Втор.1:24-33)

«роптали в шатрах ваших» — то есть, каждый остался в своем шатре, вынашивая ту мысль, что Бог привел его и детей его, на смерть, от рук хананейцев. И тем самым, они реально призывали всех к неповиновению воли Творца, а не к объединению всех для совместных военных действий по завоеванию Земли Обетования. Такое неверие во Всевышнего и неблагодарность за все Его благодеяния были спровоцированы сообщением разведчиков, вернувшихся из Ханаана. Более того, в пылу этого бунта, часть лидеров призвало избрать новое руководство Израиля и вернуться в Египет. Во всем этом событии поражает то, с какой быстротой люди забывают уроки прошлого — спасение, приходящее от Всевышнего в самом безвыходном положении, если народ проявляет веру, и наказание — в случае отказа повиноваться Его приказам. Все это было мгновенно забыто из-за оценки нескольких «экспертов», взявших на себя смелость определять, что надо отказаться от завоевания Ханаана, и вернуться в Египет. Хотя для того, чтобы войти в Страну Израиля, нужно было только вспомнить о постоянной защите и поддержке со стороны Всевышнего с того самого момента, когда сыны Израиля пересекли границу Египта. Но факт остается фактом — они не поверили во Всесильного Бога своего.

И как сказано, в продолжении повествования:«34 И Господь услышал слова ваши, и разгневался, и поклялся, говоря: 35 никто из людей сих, из сего злого рода, не увидит доброй земли, которую Я клялся дать отцам вашим; 36 только Халев, сын Иефонниин, увидит ее; ему дам Я землю, по которой он проходил, и сынам его, за то, что он повиновался Господу». (Втор.1:34-36)

Ну, если с бунтарями все понятно, то почему:«37 И на меня прогневался Господь за вас, говоря: и ты не войдешь туда» (Втор.1:37) Не потому, что он был неспособен поверить в возможность завоевания Страны Ханаан, а потому, что, будучи руководителем народа, он не сумел поднять его на ту духовную высоту, которая была бы достаточной для того, чтобы без сомнений отправиться в Страну Израиля. И не разгадал замысел тех, кто захотел противоречить воли Творца. Поэтому, лидер нации, или какой либо группы людей, в первую очередь несет персональную ответственность за их недостатки.

Следующий момент этого отрывка заключался в том, что «Слово это мне понравилось». То есть «Господь, Бог твой, отдает тебе землю сию, иди, возьми ее во владение, как говорил тебе Господь, Бог отцов твоих, не бойся и не ужасайся.», но народ упросил Моше, «на всякий случай»проверить, насколько верно Его слово. Как было сказано выше, Моше в данной ситуации, допустил непозволительную оплошность, поскольку невольно стал соучастником скрытого недоверия Богу. И дал карт-бланша недоверия и всему народу. А ведь статус Моше не позволял ему делать такие оплошности. Именно за это и покарал его Творец. Ну, а тот знаменитый двойной удар посохом в скалу, был уже лишь «довеском» к этому Божьему вердикту.

«38 Иисус, сын Навин, который при тебе, он войдет туда; его утверди, ибо он введет Израиля во владение ею; 39 дети ваши, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу [врагам], и сыновья ваши, которые не знают ныне ни добра ни зла, они войдут туда, им дам ее, и они овладеют ею; 40 а вы обратитесь и отправьтесь в пустыню по дороге к Чермному морю».(Втор.1:38-40) И так, за тот бунт, Всевышний разгневался на сынов Израиля так, что хотел стереть с лица земли все общество. И только молитва Моше спасла народ от приготовленной Богом казни этого народа. Но полное прощение не было даровано, поэтому сыны Израиля, старше двадцати лет, совершившие исход из Египта, были обречены блуждать по пустыне до тех пор, пока все не вымрут, и не вырастет новое поколение — поколение, лишенное рабской психологии. Те, которые родился в пустыне, или которые были младше двадцати лет, при исходе из Египта, они войдут в Землю Обетования. Вот почему понадобилось Богу 40 лет странствий Израиля по пустыне, чтобы постепенно из раболепного еврея, сделать свободного еврея. И как было сказано выше, за это время выросло и сформировалось новое поколение.

«41 И вы отвечали тогда и сказали мне: согрешили мы пред Господом, пойдем и сразимся, как повелел нам Господь, Бог наш. И препоясались вы, каждый ратным оружием своим, и безрассудно решились взойти на гору. 42 Но Господь сказал мне: скажи им: не всходите и не сражайтесь, потому что нет Меня среди вас, чтобы не поразили вас враги ваши. 43 И я говорил вам, но вы не послушали и воспротивились повелению Господню и по упорству своему взошли на гору. 44 И выступил против вас Аморрей, живший на горе той, и преследовали вас так, как делают пчелы, и поражали вас на Сеире до самой Хормы. 45 И возвратились вы и плакали пред Господом: но Господь не услышал вопля вашего и не внял вам. 46 И пробыли вы в Кадесе много времени, сколько времени вы [там] были. (Втор.1:41-46)

После вердикта Всевышнего, касательно всех мужчин, старше 20 лет, в Израильском обществе возникла вторая волна бунта, но уже под вывеской «праведности»:« пойдем и сразимся, как повелел нам Господь». И хотя Моше, по приказу Всевышнего Бога, отговаривал их от этой затеи, но общество опять решило действовать так, как им кажется правильным. И в результате:«И выступил против вас Аморрей, живший на горе той, и преследовали вас так, как делают пчелы, и поражали вас на Сеире до самой Хормы»

 Да, быстрое изменение настроения большого числа людей характерно для многих ситуаций в реальной жизни. Но в данном случае оно было мгновенным, что свидетельствует о том, что на лицо отсутствие глубоких переживаний и искреннего раскаяния. Люди не способны отдалиться от своих нравственных недостатков, опираясь исключительно на чувственный порыв души. И потому, чаще всего их поджидает как минимум разочарование, ну в некоторых случаях даже физическое поражение. Что мы и видим в приведенном отрывке.

И еще, что касается «И пробыли вы в Кадесе много времени, сколько времени вы [там] были», то как говорят комментаторы, сыны Израиля находились в Кадесе двенадцать лет. И как результат «бунта разведчиков», за сорок лет хождения по пустыне умерло не менее 600 000 евреев, не считая «иного люда», которые вышли вместе с евреями из Египта.

Еще одна особенность этой недельной главы заключается в том, что она из года в год, читается на неделе, которая предшествует посту Девятого Ава (в этом году, начало поста, наступает вечером 29 июля). А какая связь между нашей главой и постом? Да и вообще, что это за пост? В начале главы Моше рассказывает о «разведчиках», которые после похода в Страну Обетования, заявили, что войти в нее нельзя.  И случился этот ропот Девятого числа летнего месяца Ав.  И с тех пор, в истории Израиля, когда он начинает неповиноваться Богу, многие трагедии происходили именно 9 Ава. Ведь кроме бунта разведчиков, в этот  же день, были разрушены Первый и Второй храмы.

Но все это было очень давно. Почему мы сегодня должны помнить о этих событиях? Ведь даже последний из двух Храмов пал два тысячелетия назад. А память евреев, продолжаем скорбеть о них, переживать его гибель так остро, как будто это произошло вчера. Причина же заключалась в следующем:«1 И подняло все общество вопль, и плакал народ во [всю] ту ночь;   (Чис.14:1)

И как говорит Традиция, именно за беспричинный вопль, Бог им сказал:« Сегодня вы плачете без причины, но будет время, когда вы будете плакать по причине».Поэтому, до сих пор Израиль безутешен, поскольку источник потери существует до сего дня. Но Господь через пророков, дал обетование Израилю, что в конце времен, Храм будет заново отстроен. И Бог вновь видимым образом, будет проявляться в нем.

Кстати, о скорби — здесь просматривается поучительная параллель с Иосифом, сыном Иакова. Из всех 12 сыновей, Иаков больше всех любил Иосифа, сына своей любимой жены Рахели, за которую он 14 лет батрачил на Лавана. И эта любовь вызывала ревность братьев. В конце концов, они тайно продали Иосифа в рабство, а затем показали Иакову его рубашку, смоченную в козьей крови. Тем самым, они хотели убедить отца, что его младший сын был растерзан диким зверем. Иаков поверил сыновьям, разорвал на себе одежды и погрузился в траур, из которого не выходил, несмотря на все попытки детей утешить его. Он был безутешен целых 22 года, пока не узнал, что Иосиф жив, здоров, и остался настоящим евреем, несмотря на сделанную им в Египте головокружительную политическую карьеру.

Это говорится к тому, что Бог дает утешение лишь в том случае, если утрата реальна и необратима, если человек действительно умер и его не вернешь. Если же утрата не окончательна, то скорбь не ослабевает. Вот почему сыновья Иакова не могли утешить его — ведь Иосиф не умер. И именно поэтому, скорбь по Храму у евреев не ослабевает, и будет до тех пор, пока Господь Бог, не позволит восстановить его. Но предварять это событие, будет процесс обретения личного духовного освобождения.

Как это описано в знаменитой тридцать первой главе, пророка Иеремии:«31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более». Это заложено в плане прихода эры Машиаха, А попытки сделать это «по-своему», без учета Божьей воли, как показывает исторический опыт, обречены на провал.

Следующий немаловажный момент, который вытекает из этой недельной главы — нередко проявления любви Всевышнего к нам, порой воспринимаются нами, как Его жестокость. А вся причина в том, что у нас сдвинуто понятие «Добра и Зла». Мы видим историю нашей жизни только в данный момент, или как опыт прошлых лет. А Творец видит жизнь каждого из нас, как в прочем и всю историю человечества, от начала и до конца. И поэтому, Его любовь к нам заключается в том, чтобы на финише земного пути, мы попали к Нему, а не мимо Его. Именно поэтому, наша задача заключается в том, чтобы до наступления Мессианской эры, всегда полностью осознавать, что Творец постоянно выражает Свою любовь к нам. Даже если иногда это кажется нам чем-то противоположным. И осознание этой любви должно вдохновлять нас на проявление ответных чувств, которые выражаются в практическом исполнении Его Воли. А это в свою очередь поможет устранению последних препятствий, задерживающих приход эпохи Машиаха. Этот принцип обуславливает важность глубокого индивидуального понимания Торы, как Учения Бога.

Но вернемся непосредственно к тексту недельной главы:«1 И обратились мы и отправились в пустыню к Чермному морю, как говорил мне Господь, и много времени ходили вокруг горы Сеира. 2 И сказал мне Господь, говоря: 3 полно вам ходить вокруг этой горы, обратитесь к северу; 4 и народу дай повеление и скажи: вы будете проходить пределы братьев ваших, сынов Исавовых, живущих на Сеире, и они убоятся вас; но остерегайтесь 5 начинать с ними войну, ибо Я не дам вам земли их ни на стопу ноги, потому что гору Сеир Я дал во владение Исаву; 6 пищу покупайте у них за серебро и ешьте; и воду покупайте у них за серебро и пейте; 7 ибо Господь, Бог твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, покровительствовал [тебе] во время путешествия твоего по великой пустыне сей; вот, сорок лет Господь, Бог твой, с тобою; ты ни в чем не терпел недостатка». (Втор.2:1-7)

Получив команду «поверните на север», сыны Израиля, по всей видимости, представили себе, что достигнув восточной границы Эдома, продолжат движение в сторону Моава. Но из дальнейшего повествования мы узнаем, что царь Эдома не позволил им пройти через свои земли. Что же касается Восточной части Эдома, то она была заселена кочевыми племенами, с которыми, по всей видимости, Израилю удалось договориться. Они не угрожали войной, как эдумеи, жившие в западной части этой территории. И поскольку Западная граница Эдома представляла собой непрерывную цепь естественных препятствий, то это естественное препятствие позволяло легко пресечь вторжение в пределы этого государства, любой армии. К тому же, Всевышний запретил воевать с Эдомом, обещав лишь в далеком будущем отдать удел эдумеев сынам Израиля.

Тем самым, Бог дал понять Израилю, что Он управляет и судьбами других народов, а не только еврейского, и что Израиль должен занять свое место среди народов с уважением к их собственности. Кроме этого, сыны Израиля не имеют права по своему усмотрению завоевывать земли, принадлежащие другим народам. Бог отдаст владения других народов сынам Израиля, только тогда, когда переполнится чаша грехов этих идолопоклонников. В итоге, Израиль не получил разрешения пройти через земли Эдома, даже при том условии, что они ничем не будут пользоваться.

«8 И шли мы мимо братьев наших, сынов Исавовых, живущих на Сеире, путем равнины, от Елафа и Ецион-Гавера, и поворотили, и шли к пустыне Моава. 9 И сказал мне Господь: не вступай во вражду с Моавом и не начинай с ними войны; ибо Я не дам тебе ничего от земли его во владение, потому что Ар отдал Я во владение сынам Лотовым; 10 прежде жили там Эмимы, народ великий, многочисленный и высокий, как [сыны] Енаковы, 11 и они считались между Рефаимами, как [сыны] Енаковы; Моавитяне же называют их Эмимами; 12 а на Сеире жили прежде Хорреи; но сыны Исавовы прогнали их и истребили их от лица своего и поселились вместо их — так, как поступил Израиль с землею наследия своего, которую дал им Господь; 13 итак встаньте и пройдите долину Заред. И прошли мы долину Заред».  (Втор.2:8-13)

Ивритское слово мидбар не всегда означает «пустыня». Часто оно используется для обозначения мест, куда выгоняют пастись скот. В таком случае слово «пустыня» следует понимать как «необработанные земли». Израильтяне ушли так далеко на восток не только для того, чтобы обойти плодородные земли и густонаселенные районы Эдома и Моава, но также и для того, чтобы не переправляться через ответвления гигантского каньона, служившего границей между этими двумя государствами. Ответвления каньона представляли собой глубокие расщелины с крутыми стенами. Караваны с трудом пересекали их, выбирая самые пологие спуски и подъемы. Что касается перехода через поток Зеред, то это указывает на существенные изменения, произошедшие с того времени, когда сыны Израиля оставили стоянку в Кадеше. Легко заметить, что нерешительность, которой отличалось предыдущее поколение, уступила место стремлению действовать в надежде на Божественную помощь, что позволило народу начать завоевание Святой земли.

«14 С тех пор, как мы пошли в Кадес-Варни и как прошли долину Заред, [минуло] тридцать восемь лет, и у нас перевелся из среды стана весь род ходящих на войну, как клялся им Господь; 15 да и рука Господня была на них, чтоб истреблять их из среды стана, пока не вымерли. 16 Когда же перевелись все ходящие на войну и вымерли из среды народа, 17 тогда сказал мне Господь, говоря: 18 ты проходишь ныне мимо пределов Моава, мимо Ара, 19 и приблизился к Аммонитянам; не вступай с ними во вражду, и не начинай с ними войны, ибо Я не дам тебе ничего от земли сынов Аммоновых во владение, потому что Я отдал ее во владение сынам Лотовым; 20 и она считалась землею Рефаимов; прежде жили на ней Рефаимы; Аммонитяне же называют их Замзумимами; 21 народ великий, многочисленный и высокий, как [сыны] Енаковы, и истребил их Господь пред лицем их, и изгнали они их и поселились на месте их, 22 как Он сделал для сынов Исавовых, живущих на Сеире, истребив пред лицем их Хорреев, и они изгнали их, и поселились на месте их, и [живут] до сего дня; 23 и Аввеев, живших в селениях до самой Газы, Кафторимы, исшедшие из Кафтора, истребили и поселились на месте их. 24 Встаньте, отправьтесь и перейдите поток Арнон; вот, Я предаю в руку твою Сигона, царя Есевонского, Аморреянина, и землю его; начинай овладевать ею, и веди с ним войну; 25 с сего дня Я начну распространять страх и ужас пред тобою на народы под всем небом; те, которые услышат о тебе, вострепещут и ужаснутся тебя». (Втор.2:14-25)

После того, как вымерли все мужчины, старше 20 лет, принимавшие участие в бунте разведчиков, «тогда сказал мне (Моше) Господь», чтобы Израиль, обходя стороной Моавитян; Амонитян, «перейдите поток Арнон; вот, Я предаю в руку твою Сигона, царя Есевонского, Аморреянина, и землю его; начинай овладевать ею, и веди с ним войну». То есть, Израиль вступил в фазу практического претворения в жизнь, того обетования, что Бог давал патриархам Аврааму, Исааку и Иакову, по приобретении в вечное пользование Земли Обетования. И начинали они с царя Сигонского. Чтобы истребить их незамедлительно, до истечения окончательного сорокалетнего срока, чтобы из-за них сынам Израиля, не пришлось долее задерживаться в пустыне.

Но в этом отрывке, есть одно интересное упоминание о народе, название которого мы больше нигде не встретим – замзумимы. Дело в том, что об этих племенах неизвестно абсолютно ничего. Но ивритский корень «зимзем» имеет значение «жужжать». Поэтому, по всей видимости, название отражает особенности речи этих племен. Ну, примерно как греческое слово «барбарои», то есть варвары – «люди с невнятной речью».

«26 И послал я послов из пустыни Кедемоф к Сигону, царю Есевонскому, с словами мирными, чтобы сказать: 27 позволь пройти мне землею твоею; я пойду дорогою, не сойду ни направо, ни налево; 28 пищу продавай мне за серебро, и я буду есть, и воду для питья давай мне за серебро, и я буду пить, только ногами моими пройду — 29 так, как сделали мне сыны Исава, живущие на Сеире, и Моавитяне, живущие в Аре, доколе не перейду чрез Иордан в землю, которую Господь, Бог наш, дает нам. 30 Но Сигон, царь Есевонский, не согласился позволить пройти нам через свою [землю], потому что Господь, Бог твой, ожесточил дух его и сердце его сделал упорным, чтобы предать его в руку твою, как [это видно] ныне. 31 И сказал мне Господь: вот, Я начинаю предавать тебе Сигона и землю его; начинай овладевать землею его. 32 И Сигон со всем народом своим выступил против нас на сражение к Яаце; 33 и предал его Господь, Бог наш, [в руки наши], и мы поразили его и сынов его и весь народ его, 34 и взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых; 35 только взяли мы себе в добычу скот их и захваченное во взятых нами городах. 36 От Ароера, который на берегу потока Арнона, и от города, который на долине, до Галаада не было города, который был бы неприступен для нас: все предал Господь, Бог наш, [в руки наши]. 37 Только к земле Аммонитян ты не подходил, ни к [местам лежащим] близ потока Иавока, ни к городам на горе, ни ко всему, к чему не повелел [нам] Господь, Бог наш». (Втор.2:26-37)

Моше обратился к царю Сихону с мирной просьбой, разрешить пройти через их земли, на их условиях. При этом Моше подчеркнул, что народ не рассеется по его земле, а пойдет к намеченной цели — границам Ханаана, по «царской дороге». Но «Бог … ожесточил дух его и сердце его», и он не только не разрешил пойти дорогами его царства, но и выступил с войском, против Израиля. Как говорят толкователи, Всевышний никогда не ожесточает сердца нормального человека. Это случается только с теми, кто ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО творил много зла. Ну, примерно как в случае с фараоном. Отказ Сихона пропустить еврейский народ через свои земли послужил поводом для Всевышнего, чтобы разрешить сынам Израиля овладеть страной этого царя. Что касается добычи, взятой у Сихона, то о ней сказано с тем смыслом, что каждый захватывал это для себя.

«1 И обратились мы оттуда, и шли к Васану, и выступил против нас на войну Ог, царь Васанский, со всем народом своим, при Едреи.  2 И сказал мне Господь: не бойся его, ибо Я отдам в руку твою его, и весь народ его, и всю землю его, и ты поступишь с ним так, как поступил с Сигоном, царем Аморрейским, который жил в Есевоне. 3 И предал Господь, Бог наш, в руки наши и Ога, царя Васанского, и весь народ его; и мы поразили его, так что никого не осталось у него в живых; 4 и взяли мы в то время все города его; не было города, которого мы не взяли бы у них: шестьдесят городов, всю область Аргов, царство Ога Васанского; 5 все эти города укреплены были высокими стенами, воротами и запорами, кроме городов неукрепленных, весьма многих; 6 и предали мы их заклятию, как поступили с Сигоном, царем Есевонским, предав заклятию всякий город с мужчинами, женщинами и детьми; 7 но весь скот и захваченное в городах взяли себе в добычу».  (Втор.3:1-7)

Сигон и Ог были настолько уверенны в своих силах, что даже не вступили в совместный союз против Израиля. Ог же принадлежал к потомкам великанов и поэтому был гораздо более устрашающим врагом, чем Сигон. Но «предал Господь, Бог наш, в руки наши и Ога, царя Васанского, и весь народ его; и мы поразили его, так что никого не осталось у него в живых». А города были преданны проклятию, оставив себе в добычу скот и драгоценности.

«8 И взяли мы в то время из руки двух царей Аморрейских землю сию, которая по эту сторону Иордана, от потока Арнона до горы Ермона, — 9 Сидоняне Ермон называют Сирионом, а Аморреи называют его Сениром, — 10 все города на равнине, весь Галаад и весь Васан до Салхи и Едреи, города царства Ога Васанского; 11 ибо только Ог, царь Васанский, оставался из Рефаимов. Вот, одр его, одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых: длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских. 12 Землю сию взяли мы в то время начиная от Ароера, который у потока Арнона; и половину горы Галаада с городами ее отдал я [колену] Рувимову и Гадову; 13 а остаток Галаада и весь Васан, царство Ога, отдал я половине колена Манассиина, всю область Аргов со всем Васаном. 14 Иаир, сын Манассиин, взял всю область Аргов, до пределов Гесурских и Маахских, и назвал Васан, по имени своему, селениями Иаировыми, что и доныне; 15 Махиру дал я Галаад; 16 а [колену] Рувимову и Гадову дал от Галаада до потока Арнона, [землю] между потоком и пределом, до потока Иавока, предела сынов Аммоновых, 17 также равнину и Иордан, [который есть] и предел, от Киннерефа до моря равнины, моря Соленого, при подошве [горы] Фасги к востоку». (Втор.3:8-17)

Моше продолжает описывать события, которые происходили на левом берегу Иордана, в период захвата этих земель Израилем. Область завоеванных Израилем  земель, на левом берегу Иордана, протянулась на юге от потока Арнона, до горы Ермон, на севере, вершина которой почти весь год покрыта снегом, поскольку её высота 2800 м над уровнем моря. Она видна с любой точки на территории Страны Израиля. Переводится это название как «величественный пик».
Далее Тора разъясняет нам, на каком основании сыны Израиля овладели землями Ога. После смерти Ога, рефаимы прекратили свое существование как народ. Когда же Ог был  побежден, то его кровать была выставлена на всеобщее обозрение с той целью, чтобы придать народу уверенность в своих силах. То есть, чтобы каждый мог убедиться в том, что рассказы о размерах поверженного великана не преувеличены. И как доказательство того, что Всевышний наделил Израиль силой, необходимой для победы над живущими там могучими народами. Что было для них не излишним свидетельством.

«18 И дал я вам в то время повеление, говоря: Господь, Бог ваш, дал вам землю сию во владение; все способные к войне, вооружившись, идите впереди братьев ваших, сынов Израилевых; 19 только жены ваши и дети ваши и скот ваш пусть останутся в городах ваших, которые я дал вам, 20 доколе Господь не даст покоя братьям вашим, как вам, и доколе и они не получат во владение землю, которую Господь, Бог ваш, дает им за Иорданом; тогда возвратитесь каждый в свое владение, которое я дал вам. 21 И Иисусу заповедал я в то время, говоря: глаза твои видели все, что сделал Господь, Бог ваш, с двумя царями сими; то же сделает Господь со всеми царствами, которые ты будешь проходить; 22 не бойтесь их, ибо Господь, Бог ваш, Сам сражается за вас». (Втор.3:18-22)

Этот эпизод, мы подробно обсуждали в прошлой недельной главе Матод, в 32 главе чисел. Где говорится о том, что сыны коленов Рувима и Гада, вооружившись, пойдут впереди Израильского общества, при завоевании Ханаанских земель. Что они собственно и сделали в свое время.

Подводя итоги этой недельной главы, да собственно и всей книги Второзакония, можно сказать, что её текст — это своеобразный инструктаж сынов Израиля, перед их переходом через Иордан, и началом самостоятельного хождения пред Творцом. Поскольку, в Земле Обетования, они перестанут постоянно ощущать видимое Божественное присутствие, как до этого ощущали в пустыне. Прекратятся будничные чудеса – манн с небес, передвижной колодец, облако Славы, ну и прочее. Им придется научиться строить свое государство, обрабатывать землю и собирать урожай, формировать органы власти, суды и различные общественные учреждения, самим заботиться о бедных и слабых, и поддерживать свою боеготовность на случай войны. То, в чем как раз и будет проявляться в человеке, «подобие Бога» — подобие Творца.

Кроме этого, им потребуется крепкая вера и высокая самодисциплина, чтобы избежать ловушек и соблазнов со стороны их соседей-язычников и всевозможных лжепророков. Поэтому главная цель книги Второзакония в том и состоит, чтобы напомнить еврейскому народу тот комплекс Законов, которые получило предыдущее, вымершее поколение у Синая, и призвать их к мужеству и стойкости. Книга Второзаконие – это не просто повторение пройденного, или выборочный конспект четырех первых книг Пятикнижия. В последние дни своей жизни, Моше не только повторил и заново сформулировал Законы Торы, но и раскрыл всю историческую перспективу Израиля на долгие годы вперед.

И еще одна значительная деталь, относящаяся к книге Второзаконие. Если первые четыре книги, Моше писал практически под диктовку Бога, то в книге Второзаконие, большой процент авторских комментарий на все четыре предыдущие книги, и напутствие Израилю на будущее, исходящих из уст Моше. И это несмотря на то, что во Второзаконии, мы видим порядка семидесяти новых Заповедей.