Перейти к содержимому

Недельная глава Ахарей мот — Кдошим

Недельная глава Ахарей мот — Кдошим

(После гибели — Святые)
(Лев. 16:1-18:30; 19:1-20:27 )

Продолжим наше путешествие, по книге Левит. И на этой неделе, нам выпало разбор двойной недельной главы. И начнем мы с главы Ахарей, что значит «После гибели». Почему именно так называется эта глава, мы увидим ответ из текса Торы:

1 И говорил Господь Моше по смерти двух сынов Аароновых, когда они, приступив пред лице Господне, умерли, 2 и сказал Господь Моше: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке. 3 Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение; 4 священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды; и пусть омывает он тело свое водою и надевает их; 5 и от общества сынов Израилевых пусть возьмет двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение….   15 И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его то же, что делал с кровью тельца и покропит ею на крышку и пред крышкою, — 16 и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их. Так должен поступить он и со скиниею собрания, находящеюся у них, среди нечистот их. (Лев.16:1-16)

Здесь мы опять сталкиваемся с тем приемом автора, что повествование идет не строго в хронологическом порядке. Тем самым, как бы подчеркивается, что важна не хронология (хотя в общем то это редко нарушается), а сама суть Божьего послания. И так, нам вновь напоминают о тех трагических моментах, которые постигли Надава и Авиуда. Причина же их смерти была в том, что своим приближением к Богу, они чрезмерно завысили свои полномочия, что и привело их к неверному пониманию своего избрания. Тем более, что они еще нарушили и сам ритуал приближения к Богу. Но, я думаю, что ни у кого не вызывает сомнение, что сыновья Аарона были праведными людьми, поскольку их оплакивал весь еврейский народ. А умерли они именно потому, что особо приблизились к Богу. То есть, в духовном плане поднялись настолько высоко, что малейшее их прегрешение не могло не привести к гибели. Ну примерно как Бог поступил с теми ангелами, которых «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания».

За всякий свой проступок человек несет ответ — это то, что называется расплатой. И чем выше человек, в служении Богу, тем строже Он с него спрашивает. Кстати, если мы помним, то и Моше с Аароном, тоже не смогли войти в Землю Обетования, за те дела, которые другим, может быть простились.

Тяжело терять праведников, очень тяжело. Да, придут новые праведники, — но то будут другие учителя, другие люди, возможно даже несколько лучшие, чем они, но другие. И, кстати, не надо забывать, что их смертью, их современники искупились, поскольку (как утверждают иудейские комментаторы) они умерли в Йом-Кипур, тем самым, как бы олицетворяя жертву за грех. И именно в этот момент, мы можем понять, насколько цена для нас, заместительная смерть Мессии Иешуа, который, к тому же погиб не за свои промахи, а за прегрешения всего мира.

И так, на основании этого, Бог вновь напоминает Аарону, и его сыновьям, о тех функциях их священства, которыми Он их наделил. Главное напоминание этого отрывка состояло в том, что в Святая Святых, мог заходить только Первосвященник и только один день в году — в Йом Кипур (Судный день). Исполняя это, Первосвященник показывал, что он демонстрировал свое полное подчинение нормам поведения, установленных Богом для Мишкана.

И так, Господь Бог подробно расписывает Аарону и его сыновьям, Устав их служения, в этот день Йом Кипура. Аарон войдет в Святилище с символами, назначение которых воздействовать на осознание им своих должностных функций через жертвенных животных:

— бык символизирует его роль «крепкого работника на поле Божьем, что является целью жизни всякого, кто призывает Имя Единого».
— баран же символизирует  совершенного духа, осознающего свое положение как «вожака Божьего стада», за которым следуют все остальные, осознающего, свою ответственность перед Богом и людьми, за врученную ему миссию.

Однако, появившись в Святилище перед Богом, Аарон должен принести с собой не только жертвы, которые символизируют его собственные взаимоотношения с Богом и Его Законом, но и жертвы, символизирующие отношения всего народа к Богу и Его Слову. Основное условие достижения искупления — это торжественное обещание отныне воплощать этот идеал в своей собственной жизни. Отсюда: «Вот значение крови: связанная с душой она достигает искупления».

И еще — в иудаизме священник никоим образом не является посредником между Богом и народом. Священник, и народ обладают одинаково непосредственной связью с Богом и его Законом и с той миссией, которую Закон возложил на каждого из них. Просто священник должен исполнять обязанность, куда входило настраивать сердца евреев так, чтобы через это прославлялось Имя Бога.

Теперь о двух козлах, над которыми священники производят приписывающий им ритуал жертвоприношения:

7 И возьмет двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собрания; 8 и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения; 9 и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, 10 а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения. (Лев.16:7-10)

Давайте приведем этот отрывок, в другом переводе:
«7. Затем он возьмет двух козлов и поставит их перед Богом у входа в Шатер Собрания, 8. и Аарон бросит жребии о двух козлах, один жребий – “Богу”, а другой жребий – “Азазелю”. 9Аарон подведет козла, на которого выпал жребий “Богу”, и посвятит его как искупительную жертву. 10. А козел, на которого выпал жребий “Азазелю”, должен остаться стоять живым перед Б-гом, чтобы добиться искупления, отпустив его “к Азазелю” в пустыню».

И так, берутся совершенно два одинаковых козла, и один по жребию, приносился Господу, а другой отпускался в пустыню к Азазелю. Но, что это за личность такая Азазель, что ему надо приносить жертвоприношение, и откуда он взялся? Слово «Азазель» встречается во всём ТаНаХе только в этой главе. Однако, если набрать это слово в Гугле, то результатов вас ошеломит — оно встречается более 700 000 раз. Но от этого, оно не становится более понятным. Если конечно искать ему объяснение вне иудаизма. А касательно иудаизма, оно становится очень даже естественное:« Азазель — это название скалы, с которой сбрасывали козла, отсылаемого в пустыню». При том это имя не конкретной скалы, а любой, с которой сбрасывали этого самого козла. И только по истечению какого-то времени, это имя стало не только символом зла, но и в демонологии, оно стало личным именем одного из демонов. 

И так, что происходило в тот день Йом Кипура? Козел, на которого возложили грехи всего Израиля, относил эти грехи в пустыню, а точнее сбрасывается со скалы, и гибнет. Как бы ни от руки человека, а разбившись о скалы.

Кстати, подобное, нередко происходило и с тем человеком, которого Синедрион осуждал на смерть, через побитие камнями.  Его сбрасывали со скалы, если была такая возможность. А если не было скалы, то просто побивали камнями. И так, грех, породивший смерть, символически погибает вместе с этим козлом.

Есть одно очень интересное иудейское предание, связанное с этим «козлом отпущения»:
« Талмуд рассказывает, что к рогам козла привязывали кусок красной шерсти, и, когда выводили животное из ворот храмового двора, один из священников разрывал этот кусок шерсти пополам: одну половину вешал над воротами, а другую — снова привязывал к рогам козла. Если раскаяние народа было искренним и чистосердечным, то в тот момент, когда козла сбрасывали со скалы, кусок красной шерсти, повешенный над воротами, становился белым в соответствии с тем, что сказано в книге пророка Исаии: «18 Давайте же рассудимся, — говорит Господь. — Если будут грехи ваши (красны), как кармазин, то станут белыми, как снег; а если будут они красны, как багрянец, то станут (белыми), как шерсть». (Ис.1:18)
Поэтому, два козла приносящих в жертву, говорят о двух разных путях человека, в этом мире:
— путь чистоты и святости,
— путь греха и уничтожения.

И нам остается только сделать выбор, по какому пути нам идти. И в качестве дополнения, как историческая справка:

— после 30 года, нашей эры нить на воротах перестала белеть. Не было ли это связанно с казнью Иешуа Мессии?

Ну хорошо, отвели козла в пустыню, сбросили его со скалы, искренне очистились от грехов, и теперь всё в порядке — с грехами окончательно и бесповоротно покончено? А почему тогда опять грешим? А если нет, то какой теперь выход из этого положения? Козел, отсылаемый Азазеллу, означал зло.  И Тора говорит:« раскаяние — это результат выбора между добром и злом». В иудаизме раскаяние называется «тшува» — дословно «возвращение». Возвращение к Богу, через путь раскаяния. Поэтому основа подлинного раскаяния — это не только замаливания какого-то произведенного греха, а это выбор пути к жизни. В какую сторону податься — к Богу или к Азазелю?
Как мы уже говорили, один из самых святых принципов Торы — принцип свободы выбора. А выбор возможен только тогда, когда обозначены как минимум две дороги, но не меньше. И эти две дороги, символически представлены двумя козлами, и называются они «Козел к Единому» и «Козел к Азазелю». И этот выбор полностью зависит от СВОБОДНОГО выбора человека. То есть, любой из нас и в любое время может стать жертвой либо «для Бога», либо «для Азазеля».

Следующий момент — в иудаизме невозможно представить Первосвященника без «дома», то есть, неженатым. Человек, который представляет идеал нации в Святилище Бога, и который в повседневной жизни должен находиться перед народом как образец нравственного совершенствования и стремления ввысь, и в обыденной жизни, должен воплощать полноту нравственности. Кстати, и его домочадцы также должны в полноте праведности своей ходить пред Богом. Забегая вперед, мы можем вспомнить историю Первосвященника Илии, и его безнравственных сыновей, и какое их постигло Божье наказание:«22 Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания. 23 И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа. 24 Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень; 25 если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти». (1Цар.2:22-25)

И в продолжении этой темы:

17 Ни один человек не должен быть в скинии собрания, когда входит он для очищения святилища, до самого выхода его. И так очистит он себя, дом свой и все общество Израилево. 18 И выйдет он к жертвеннику, который пред лицем Господним, и очистит его, и возьмет крови тельца и крови козла, и возложит на роги жертвенника со всех сторон, 19 и покропит на него кровью с перста своего семь раз, и очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых. 20 И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла, 21 и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: 22 и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню. (Лев.16:17-22)

Продолжается разбор Закона о жертвах в Йом Кипур первосвященником, как за себя, так и за весь Израиль. Но в момент, когда Первосвященник, приносит жертву очищение в Святая Святых, там никого не должно быть. Даже священникам запрещалось находиться в Святом помещении Мишкана в тот момент, когда Первосвященник входил в Святая Святых, чтобы произвести процедуру очищения. И если Богу будет угодна эта жертва, то Он очистит Израиль от ритуальной нечистоты, который Израиль накопил в течение года, с тем, чтобы можно было приносить жертву воскурения на протяжении всего последующего года. 

Теперь что касается «возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню.». Тут надо понимать, что тот козел, на которого теперь возложили все грехи народа, будет не просто уведен в пустыню, а сброшен со скалы таким образом, чтобы сразу умер. А человек, уводивший козла, отсылаемого в пустыню, отправлялся с территории храмового двора. И еще один момент этих очистительных жертв в Йом Кипур — в отличие от жертвоприношений, приносимых в другие дни года, жертвы, которые приносили в Йом-Кипур, были предназначены для очищения человека даже от тех грехов, которые были совершены им умышленно, ЕСЛИ до этого момента, он не был наказан за них.

23 И войдет Аарон в скинию собрания, и снимет льняные одежды, которые надевал, входя во святилище, и оставит их там, 24 и омоет тело свое водою на святом месте, и наденет одежды свои, и выйдет и совершит всесожжение за себя и всесожжение за народ, и очистит себя и народ; 25 а тук жертвы за грех воскурит на жертвеннике. 26 И тот, кто отводил козла для отпущения, должен вымыть одежды свои, омыть тело свое водою, и потом может войти в стан. 27 А тельца за грех и козла за грех, которых кровь внесена была для очищения святилища, пусть вынесут вон из стана и сожгут на огне кожи их и мясо их и нечистоту их; 28 кто сожжет их, тот должен вымыть одежды свои и омыть тело свое водою, и после того может войти в стан. 29 И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами, 30 ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним; 31 это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное. 32 Очищать же должен священник, который помазан и который посвящен, чтобы священнодействовать ему вместо отца своего: и наденет он льняные одежды, одежды священные, 33 и очистит Святое-святых и скинию собрания, и жертвенник очистит, и священников и весь народ общества очистит. 34 И да будет сие для вас вечным постановлением: очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году. И сделал он так, как повелел Господь Моше.  (Лев.16:23-34)

Основная задача запрета, на все виды «творческой» деятельности человека в Йом Кипур, является искупление и чистота, которые достигаются посредством этого дня. А непосредственным следствием этого искупления, является очищение и восстановление той  свободы, которая разрушается каждым совершенным грехом. Ведь грех действует на человека двояко: через несчастье снаружи и развращение внутри. И если бы не вмешательство Божьей милости, то в Его мире, построенном на истине и справедливости, любой грех вызвал бы уничтожение грешника. Таким образом, Бог 

провозгласил Себя не только как Устанавливающий Законы, которые управляют этим миром, но и как Тот, Кто готов, с любовью, отнестись к своему высшему творению — человеку. И которому Он постоянно дает шанс начать новое будущее в любое время.

Отсюда и это утверждение об искуплении:«29 И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами, 30 ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним; 31 это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное». Каким бы ни было прошлое человека, неважно, где и как он мог сбиться с пути Божьего, но если он после падения, сумел подняться, и вернуться на путь исполнения Божьей воли, то Бог никогда его не оставит в его борьбе с грехом. Перед Ним, и с Его помощью, он, человек, будет избавлен от несчастья, и избавлен от морального рабства, в которое он попал из-за своих проступков.

Теперь об этом отрывке: «смиряйте души ваши». То есть, Всевышний обращается не только к Первосвященнику, но и ко всему народу. Это единственный пост, который установил Всевышний во всем Писании. Пост очень строгий — не есть и не пить, и даже не изучать Тору. А также не одевать праздничные одежды, и не мыться. То есть 26 часов (за 18 минут до захода солнца, и на другой день, до появление на небе трех звезд) — такова длительность этого поста. Поскольку в этот день, Бог подписывает окончательный вердикт на каждого человека. И то молитвенное покаяние, за совершенные в течение года грехи, может в последний момент смягчить Его приговор относительно каждого из нас.

Закон, обязывающий поститься и раскаиваться в Йом Кипур, должен соблюдаться даже в то время, когда нет возможности приносить жертвы. Жертвоприношения являются лишь действием, выражающим единение еврейского народа и его устремленность к Всевышнему в молитве и раскаянии. Поэтому жертвоприношения не будет иметь значения без поста, напряженной молитвы, и раскаяния всего народа.

Естественно, что относительно детей, стариков, и людей страдающих определенными заболеваниями, Тора дает послабление. Но в пределах разумного. То есть, чтобы пища не приносила удовольствие, а лишь поддерживала жизненные силы. Более подробно о правилах этого Праздника (а это все-таки Праздник) мы поговорим тогда, когда он придет.

1 И сказал Господь Моше, говоря: 2 объяви Аарону и сынам его и всем сынам Израилевым и скажи им: вот что повелевает Господь: 3 если кто из дома Израилева заколет тельца или овцу или козу в стане, или если кто заколет вне стана 4 и не приведет ко входу скинии собрания, чтобы представить в жертву Господу пред жилищем Господним, то человеку тому вменена будет кровь: он пролил кровь, и истребится человек тот из народа своего; 5 [это] для того, чтобы приводили сыны Израилевы жертвы свои, которые они заколают на поле, чтобы приводили их пред Господа ко входу скинии собрания, к священнику, и заколали их Господу в жертвы мирные; 6 и покропит священник кровью на жертвенник Господень у входа скинии собрания и воскурит тук в приятное благоухание Господу, 7 чтоб они впредь не приносили жертв своих идолам, за которыми блудно ходят они. Сие да будет для них постановлением вечным в роды их. (Лев.17:1-7)

Кажется, зачем подобная строгость, в отношении принесения жертвы только в Мишкане. Ведь прославлять Имя Бога, можно в любом месте, поскольку вся земля Его. Прославлять — да, но приносить жертву, только в строго указанном месте. Дело в том, что мы несовершенны, и подчас не замечаем той пропасти, которая отделяет нас от того, чтобы заслужить близость Бога.  И это непонимание, неминуемо приведет нас к тому, что мы, подобно молодым священникам Надаву и Авиуду, в момент нашего душевного подъема, можем, опираясь на свое понимание «добра и зла», совершим непоправимый грех. Поэтому, Бог избрал определенных людей, на священническое служение, и обучил их всем премудростям этого дела. И теперь, если они совершать что-то не так, то Он спросит с них, а не с того, кто пришел принести жертву Творцу.

Ну а если все таки, человек, в порыве своей гордости, захочет преступить этот Закон, то «тот истребится из народа своего», так как он совершил преднамеренный акт духовного самоубийства.

Наказание за это преступление не может быть наложено человеческим судом. Этот приговор выносится и приводится в исполнение рукою Небес. Практически это может выражается в том, что неожиданные и непредвиденные обстоятельства послужат причиной гибели человека, не раскаявшегося в своем преступлении.

И еще — если предыдущая глава, которая предостерегает против высокомерия, адресовалась, прежде всего, Аарону, то данная глава, направленная на поддержание в человеке сознания нравственного человеческого достоинства, адресована всей нации.

8 [Еще] скажи им: если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, приносит всесожжение или жертву 9 и не приведет ко входу скинии собрания, чтобы совершить ее Господу, то истребится человек тот из народа своего. 10 Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, 11 потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; 12 потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови. 13 Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею, 14 ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится. 15 И всякий, кто будет есть мертвечину или растерзанное зверем, туземец или пришлец, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера, а [потом] будет чист; 16 если же не вымоет [одежд своих] и не омоет тела своего, то понесет на себе беззаконие свое. (Лев.17:8-16)

Мы ранее уже говорили о запрет употребления крови в пищу. В этих стихах запрет употребления крови в пищу повторяется в особенно строгой форме. Поскольку кровь, которая присутствует во всех живых существах, является носителем души, даже если её невозможно видеть. Характер крови и ее тесная связь с душой делают кровь животного, средством символического выражения души человека. Кроме этого, употребляя кровь животного в пищу, человек невольно подпадает под влияние животного начала той души, носителем жизненных сил которой она является. Животное должно быть зарезано так, чтобы максимальное количество крови вытекло из его кровеносных сосудов наружу. По этой причине, запрещается физическое потребление крови человеческим организмом.

Что касается диких животных, пригодных в пищу, то с них только надо как можно тщательней слить кровь, и затем засыпать её землей. Поэтому отношение и к их крови, должно быть подчеркнуто строгим, подобно погребению тела человека, которое тоже должно быть покрыто землей. 

1 И сказал Господь Моше, говоря: 2 объяви сынам Израилевым и скажи им: Я Господь, Бог ваш. 3 По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите: 4 Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог ваш. 5 Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь. (Лев.18:1-5)

Краеугольным камнем цивилизации и каждого человека, которая стремится к самосохранению, является осуществление и поддержание порядка, основанного на Законе Бога. Чтобы через это, можно было участвовать в служении Богу. Поэтому и такое начало этого отрывка:« Я Господь, Бог ваш». Эти слова являются исходной предпосылкой, к библейскому образу жизни. Поскольку выражения «дела земли Египетской» и «дела земли Ханаанской», относятся к нормам общественного поведения, ведущие человечество к растлению.

Традиционно, стандарты общественного поведения устанавливаются законодательно, на основании норм, освященными привычкой и обычаем. И являются отражением представления народа о законе и государственности. Как правило, мотивы, из которых проистекают эти нормы поведения, показывают те обстоятельства, которые призваны регулировать общество, или нацелены на те перспективы, к которым они собираются привести. В древнеегипетском государстве, первые подавляли всякое человеческое достоинство и свободу. А в Ханаане последние санкционировали нравственные процессы, нисходящие в самые глубины животной порочности. Безнравственность в личной жизни и жестокость в общественных отношениях, всегда идут рука об руку.

Лишь построенная на святости семейная жизнь, может породить нацию, которая будет бороться за справедливость и деятельную доброту, и лишь в свободной нации, созданной на основах справедливости и долга, может полностью расцвести Божественный мир чистой человеческой морали. Выигрыш, получаемый от соблюдения Божьих Законов, не больше и не меньше, как жизнь, поднятая к высочайшей духовной чистоте.

6 Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь. 7 Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее. 8 Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего.

9 Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их. 10 Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота. 11 Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя [по отцу], не открывай наготы ее. 12 Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему. 13 Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей. 14 Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тетка твоя. 15 Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее. 16 Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего. 17 Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие.  (Лев.18:6-17)

Самый мощный аспект человеческой чувственности – это сексуальная жизнь, которая должна управляться Божественными Законами, излагаемыми в данной главе. А брак является краеугольным камнем любого общества, где необходимо строго соблюдать эти Законы. Поэтому, с точки зрения Торы, за нарушение строжайших запретов, регулирующих супружеские отношения, не редко предполагается смертная казнь. Если же преступление было совершено без свидетелей, то тогда наказание приходит от руки Небес. Ну а общество, которое отказывается карать преступников, а потворствует этому растлению, также наказывается от руки Небес.

Основным запретом является заключение брака между ближайшими родственниками, а также интимные отношения между ними. Нарушение этих Законов оскверняет землю и может привести к изгнанию народа. Для сынов Израиля брак определяется Законом, данным Всевышним. При этом, брак считается обязательным актом, который должен пройти каждый человек, чтобы исполнить Божью Заповедь «… плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…». А Законы, изложенные в этой главе, предотвращали погружение Израиля в море варварской нечистоты, которая затопила тот древний мир.

И хотя обращение идет к мужчинам, однако ответственность, за исполнение этих Заповедей, лежит как на мужчине, так и на женщине. То есть, в случае их нарушения, Бог спросит с обоих. Кстати, первый мир был потоплен, именно за нарушение этих Заповедей:«1 И было, когда люди начали умножаться на земле, и дочери родились у них, 2 И увидели сыны великих дочерей человеческих, что красивы они, и брали себе жен, каких выбирали». (Быт.6:1,2) То есть, брали насильственно в жены кого хотели, невзирая на родственные связи, и их социальный статус (замужем\не замужем).

Уже не говорится о том, что половые извращение, тогда перешли «красную черту»:«5 И увидел Господь, что велико зло человека на земле, и что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время, 6 И пожалел Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем».  (Быт.6:5,6) Такое положение дел умерщвляло Божественный дух в человеке и толкало человечество к могиле.

Вот почему Бог заострил свое внимание на этом вопросе Как садовники и генетики, путем тщательного отбора, создают особо успешные сорта тех или иных растений, так и Господь Бог, через свои Святые Заповеди о продолжении рода, ведет человека к окончательному созданию в человеке, «подобия и образа Бога». Поскольку только Он знает, что действительно надо человеку, чтобы достичь этой цели.

И так, все запрещенные браки, перечисленные в этой главе, запрещены в столь категорической форме, что брак между упомянутыми партнерами не только запрещен Законом, но и фактически невозможен. Всякое освящение такого союза не имеет законной силы и считается недействительным. Такие браки, в иудаизме, относятся к категории  «нагие». Необходимо избегать любых действий, которые могут привести к сексуальным отношениям с этими родственниками.

18 Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее. 19 И к жене во время очищения нечистот ее не приближайся, чтоб открыть наготу ее. 20 И с женою ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя и оскверниться с нею.
(Лев.18:18-20)

Сразу вспоминается судьба Иакова, когда ему, (правда не по его воле), пришлось жить с двумя женами, которые были родными сестрами. Повторюсь — не по своей, как и не по их воле. Но, тем не менее, их родственная связь, не помешала им стать соперницами. И только благодаря водительству Бога, сохранился этот непростой брачный союз, через который было создано целое человеческое сообщество, под названием Израиль.

Вот почему появилась эта запретительная Заповедь. Даже если человек развелся с женой, он не может жениться на ее родной сестре. Это возможно только в в том случае, когда умерла жены. Кстати, мудрецы Торы положительно относились к такому браку, считая, что никто кроме сестры умершей женщины не сможет лучше заботиться о сиротах, оставшихся без матери. 

Что же касается «И к жене во время очищения нечистот ее не приближайся, чтоб открыть наготу ее», то этот момент мы уже не раз рассматривали, поэтому, просто надо «зарубить себе на носу», что нарушение этой Заповеди, ведет к смерти. Ни мало, ни много, но именно к смерти. Ну, а «И с женою ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя и оскверниться с нею», тут даже не надо долго дискуссировать — это однозначно грех к смерти. Притом через человеческий суд. Но если это произошло тайно, то тогда в силу вступает Небесный суд. Этот запрет входит в Десять Заповедей, в разделе «не возжелай».

И так, почти все запреты в Торе повторяются дважды: один раз для того, чтобы дать описание самого запрета, а второй — для того, чтобы определить наказание.

21 Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь. 22 Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость. 23 И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить [семя] и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно. 24 Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас: 25 и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней. 26 А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои и не делайте всех этих мерзостей, ни туземец, ни пришлец, живущий между вами, 27 ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля; 28 чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас; 29 ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего. 30 Итак соблюдайте повеления Мои, чтобы не поступать по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, и чтобы не оскверняться ими. Я Господь, Бог ваш.  (Лев.18:21-30)

Начнем по порядку:« Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь». Что этот стих значил? А то и значили, что детей, чаще всего первенцев, в то время, в язычестве приносили в жертву этому идолу. В религии древних финикийцев, бог Молох и богиня Астарта, олицетворяли враждебные силы природы, которые подвергают людей бедствиям и гибели. Поэтому их должны умилостивлять жертвами и самоистязанием. Молох был воплощением палящего солнечного зноя и пожирающего, но вместе и очищающего огня. Когда опустошало страну нашествие врагов, когда засуха губила поля, когда зараза истребляла население, финикияне приносили в жертву Молоху людей, чтобы смягчить его гнев и очистить народ. Но приносили в жертву не иноплеменников, не рабов или пленных, как делали другие народы для умилостивления враждебных божеств — нет, финикийцы приносили в жертву мальчиков или юношей из своих семейств. Приносился в жертву первородный или единственный сын царя, в искупление грехов нации, либо приносились в жертву сыновья знатнейших людей. Жертва умилостивляла враждебного бога лишь только тогда, когда она была добровольным пожертвованием.

Жертва приносилась следующим образом — железную, внутри пустотелую статую, нагревали огнем изнутри, и когда она накалялась, то на её руки ложили живую жертву. А чтоб не было слышно, душераздирающих криков жертвы, то священники трубили во множество труб. Это было очень распространенное поверье, на востоке, поэтому Бог и предупреждает евреев, о том, чтобы они избегали этого идолопоклонства.

И далее:«22 Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость. 23 И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить [семя] и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно. 24 Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас». С того времени когда был избран Авраам и была избрана земля для него, земля никогда не сносила безропотно испорченности тех, кто на ней проживал. Процветание земли зависит от нравственного процветания того народа, который эта земля породила, вскармливая его своими плодами и обогащая его своими сокровищами. Все в физической жизни в этой земле, достигает своего совершенства только в качестве средства поддержания в нации той духовности, что позволяет иметь самые близкие отношения с Творцом. Следовательно, если общество, которое живет на этой земле, своей социальной и моральной испорченностью подорвет цель своего существования, существование земли также обессмыслится. Поэтому нация, испорченная социально и нравственно, не может иметь будущего на почве этой страны.

Другими словами, собственная сила и ресурсы Бога, были использованы неправильно, и истрачены на людские извращения и аморальные эксцессы. До тех пор пока грех и безнравственность, ограничена лишь отдельными личностями, а народ в целом продолжает поддерживать, защищать и укреплять Божественный Закон, то индивидуум, преступивший Закон, устраняется из этого общества приговором Бога или людей. А народ будет продолжать расти и процветать на этой земле, ибо он предан Богу. Но как только грех и проявления безнравственности становятся правилом, а не исключением, и если общество оправдывает и на деле поощряет их, и они становятся национальными обычаями, тогда человеческое общество, которое противопоставило себя нравственному Закону Бога, восстанавливает себя и против земли. Поскольку она освящена этим Законом, то в этом случае земля изрыгнет это общество, как любой организм отторгает чужеродный ему элемент. Сексуальные эксцессы ханаанцев, о которых ведет речь Бог, не только не перестали рассматриваться как нечто отвратительное, но фактически стали традицией и религиозным культом.

«Я Господь, Бог ваш» — этими словами Творец подчеркивает, что поклонение идолам, привело народы Ханаана, ко всем, вышеперечисленным извращениям, которые стали причиной того, что их ждет изгнание с этих земель. Поэтому, народ Израиля должен отличаться от них. Служение Всевышнему и соблюдение Закона, установленного Им, является залогом сохранения личности и общества, поддержанием их духовного уровня и достижения все более высоких ступеней духовного развития.

Страницы: 1 2